Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деловая игра / коммуникативные умения / студент / университет / профессиональная роль / business game / communication skills / student / university / professional role

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдусаламова Раисат Албуриевна, Магомедова Манади Ахмеднабиевна, Гумашвили Инга Рамазовна

В статье раскрываются коммуникативные компоненты в образовательном процессе. Характеризуется коммуникативная компетенция в аспекте умений студента взаимодействовать с внешним миром. Рассматриваются разновидности активного участия студентов в семинарских занятиях. Приводится описание специфики деловой игры как формы практического занятия. Аргументируется необходимость распределения ролей в процессе участия студентов в деловой игре. Определяется сущность использования в качестве педагогического приема распределения ролей с учетом активизации коммуникативных способностей студентов вне зависимости от их характера и темперамента. Приводится пример совершенствования коммуникативных умений на базе трех крупных региональных университетов, обладающим опытом проведения деловых игр и методическими разработками развития искомых компетенций в рамках образовательных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдусаламова Раисат Албуриевна, Магомедова Манади Ахмеднабиевна, Гумашвили Инга Рамазовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the communicative components in the educational process. The communicative competence in the aspect of the student's ability to interact with the outside world is characterized. The types of active participation of students in seminars are considered. The description of the specifics of the business game as a form of practical training is given. The necessity of distribution of roles in the process of students' participation in the business game is argued. The essence of the use of role distribution as a pedagogical technique is determined, taking into account the activation of students' communicative abilities, regardless of their character and temperament. An example of improving communication skills on the basis of three major regional universities with experience in conducting business games and methodological developments in the development of the desired competencies in the framework of educational events is given.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

Педагогика

УДК 378

кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории социальной работы социального факультета Абдусаламова Раисат Албуриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала); кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой биологии, географии и химии Магомедова Манади Ахмеднабиевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р.Г. Гамзатова» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии и методики преподавания химии Гумашвили Инга Рамазовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ

УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье раскрываются коммуникативные компоненты в образовательном процессе. Характеризуется коммуникативная компетенция в аспекте умений студента взаимодействовать с внешним миром. Рассматриваются разновидности активного участия студентов в семинарских занятиях. Приводится описание специфики деловой игры как формы практического занятия. Аргументируется необходимость распределения ролей в процессе участия студентов в деловой игре. Определяется сущность использования в качестве педагогического приема распределения ролей с учетом активизации коммуникативных способностей студентов вне зависимости от их характера и темперамента. Приводится пример совершенствования коммуникативных умений на базе трех крупных региональных университетов, обладающим опытом проведения деловых игр и методическими разработками развития искомых компетенций в рамках образовательных мероприятий.

Ключевые слова: деловая игра, коммуникативные умения, студент, университет, профессиональная роль.

Annotation. The article reveals the communicative components in the educational process. The communicative competence in the aspect of the student's ability to interact with the outside world is characterized. The types of active participation of students in seminars are considered. The description of the specifics of the business game as a form of practical training is given. The necessity of distribution of roles in the process of students' participation in the business game is argued. The essence of the use of role distribution as a pedagogical technique is determined, taking into account the activation of students' communicative abilities, regardless of their character and temperament. An example of improving communication skills on the basis of three major regional universities with experience in conducting business games and methodological developments in the development of the desired competencies in the framework of educational events is given.

Keywords: business game, communication skills, student, university, professional role.

Введение. Развитие коммуникативных умений всегда представляла особый интерес в научном и педагогическом сообществах по причине постоянного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Качество коммуникаций влияет на глубину познания студентами и их способность осуществлять предполагаемую профессиональную деятельность.

Под коммуникативными умениями подразумевается способность к диалогу и обеспечению обратной связи в процессе различных коммуникаций. Наиболее эффективным методом совершенствования коммуникативных умений в последнее время выступает деловая игра, которая способствует реализации педагогических ожиданий в процессе вовлечения студентов в аспекты будущей профессиональной деятельности.

Несмотря на то, что деловая игра является лишь одним из инструментов педагогического воздействия на процесс совершенствования коммуникативных умений, данная форма практических занятий в действительности охватывает множество отдельных компонентов искомой компетенции. Указанная компетенция зафиксирована как обязательная во всех федеральных образовательных стандартах различного профиля подготовки [6]. Педагоги предусматривают развитие коммуникативной компетенции в своих учебных планах и учебно-методических комплексах, которые выступают в качестве практического руководства реализации обозначенных стандартов.

Изложение основного материала статьи. Образовательный процесс исторически строится на необходимости взаимодействия педагогов и студентов между собой. При этом в выстраиваемых коммуникациях невозможно однозначно определить, кто в процессе данного взаимодействия относится к субъекту, а кто - к объекту. При кажущейся однозначности понятий субъекта и объекта, на практике педагог и студенты одновременно являются как субъектами, так и объектами. Студент не только воспринимает внешнюю информацию от педагога, но также в процессе коммуникации способен влиять на образовательный процесс. Примером подобного влияния выступает общественная деятельность или проявляемая активность со стороны студента в процессе обучения.

Педагоги Шиняева О.В., Ахметшина Г.Р. и Клюева Т.В. отмечают, что коммуникации между педагогами и студентами развиваются в изменяющимся пространстве университета [10, С. 43]. Педагоги Чернышева А.В. и Пьянов А.А. считают, что коммуникация в учебном процессе относится к социальным действиям, характеризующимся взаимными ожиданиями участников образовательного процесса [8, С. 9].

Рассматриваемый компонент участия студента в образовательных коммуникациях, отвечает ожиданиям учебного заведения по отношению к активности студентов. Под активностью в образовательном процессе подразумевается деятельное поведение студента и его активная позиция в отношении образовательного опыта, получаемого им в процессе обучения.

Активность предполагает, что у студента как у субъекта коммуникаций в образовательной среде имеются собственные цели, которые основаны на стремлении познать профиль подготовки комплексно и всесторонне. Развитие коммуникативных умений отдельным студентом способно формировать общественную полезность данного студента по отношению к образовательному процессу и к другим участникам образовательной коммуникации.

Активность студента отражается на его поведении, которое отвечает элементам внешней среды и выступает в качестве источника для образования иных коммуникаций. Коммуникативные умения, таким образом, должны совершенствоваться всеми возможными в образовательном процессе способами. В качестве примера, в рамках которого совершенствование коммуникативных умений представляется наглядным, можно привести семинарские занятия. Данный вид занятий

относится к разновидностям практической деятельности в процессе обучения и направлен на углубленное изучение рассматриваемой темы в рамках дисциплины.

Специфика семинарских занятий состоит в том, что студенты получают возможность совершенствовать коммуникативные умения за счет участия в коллективном обсуждении научных вопросов, подготовки и обнародования научных сообщений, выступления с докладами и других видов публичной образовательной коммуникации. В рамках семинарских занятий представляется возможным реализовать широкий перечень педагогических технологий, приемлемых для высшей школы.

Выбор педагога в пользу определенной педагогической технологии определяется в основном в зависимости от искомых образовательных целей. Вне зависимости от способа коллективного обсуждения научного вопроса коммуникативные умения неизбежно развиваются студентами. Однако педагогическая проблема состоит в том, что искомые умения развиваются у студентов в различной степени и неоднородно. Одни студенты в силу своего характера и темперамента, а также заметной заинтересованности в изучаемом научном вопросе, могут проявлять активность на каждом семинарском занятии. Другие студенты могут выбирать позицию наблюдателя и предпочитают не участвовать в коллективном обсуждении. Уровень знаний таких студентов педагог может оценить зачастую по письменным контрольным работам. Однако искомый уровень знаний не означает соответствующую степень коммуникативности рассматриваемого студента.

Профессиональная подготовка студента предполагает, что он будет применять полученные в учебном заведении знания для общественной пользы и будет готов к обратной связи в профессиональной деятельности. Знания в рамках профиля обучения недостаточны для определения студента как потенциального специалиста [1, С. 601]. На семинарских занятиях коммуникативные умения преследуют цель предварительной профессиональной подготовки к взаимодействию студента как будущего специалиста с внешним миром. Поэтому выбор педагога формы коллективного обсуждения в рамках семинарских занятий не может носить формальный характер. Задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить равное активное участие для всех студентов на практическом занятии.

На первый взгляд, выполнить подобную задачу достаточно трудоемко. Однако в настоящее время существуют педагогические технологии, которые позволяют осуществить и реализовать такой подход. Одной из таких педагогических технологий выступает деловая игра. С учетом профиля подготовки и уровня образования, формат деловой игры отвечает приближенным условием к предполагаемой профессиональной деятельности.

Студенты обретают коммуникативные умения при помощи освоения правил поведения, специфики установленной коммуникации в рамках предмета деловой игры. Деловая игра на семинарском занятии и в процессе внеучебной деятельности служит дополнительным источником новых профессиональных знаний. Участие в деловой игре предполагает погружение в профессиональную среду и распределение профессиональных ролей между студентами [7, С. 52].

Непосредственно сущность распределения ролей подразумевает неизбежную коммуникацию и совершенствование сопутствующих коммуникативных способностей. Помимо специфики профессионального общения, студент осваивает приемы аргументации, защиты своей позиции, доказательства и торга. Отчасти, формат деловой игры обучает студента навыкам ведения переговоров, так как конечным итогом любой деловой игры вне зависимости от дисциплины выступает поиск компромиссного решения. В качестве искомого компромиссного решения может служить любой результат, который направлен на достижение искомого поведения со стороны других участников деловой игры [5, С. 48].

В отличие от спортивных соревнований деловая игра обладает признаками коммуникативного соревнования. При этом студент вынужден в оперативном режиме принимать решение и искать пути к компромиссу. В сущности, деловая игра представляет собой профессиональную модель и систему отношений, подчас далекую от идеала. В процессе деловой игры могут возникать конфликтные ситуации, признаки необоснованного лидерства со стороны некоторых студентов, предпосылки к отсутствию в процессе игры. Во избежание подобных проявлений рекомендуется участие в деловой игре педагога или специалиста соответствующей сферы деятельности.

Участие педагога или специалиста может положительно сказаться на сбалансированности коммуникативных сил. Деловая игра также подразумевает соблюдение всеми участниками некоего свода принципов и правил поведения. Указанные принципы и правила поведения также служат ресурсом коммуникативного характера, так как они предполагают создание участниками игры, условий для комфортного взаимодействия между собой.

Неизбежным фактором деловой игры выступает эмоциональный компонент, когда студенты в процессе коммуникации испытывают удивление, восторг или разочарование. В большинстве случаев, эмоциональный компонент указывает на обретение в данный момент времени студентом новых знаний и опыта. Если студент в процессе деловой игры испытывает какие-либо эмоции, значит, изучаемая тема его потенциально интересует, а результаты деловой игры принесли ему ощутимую познавательную пользу [2, С. 253].

Особенности характера и темперамента студентов должны также учитываться педагогом при распределении профессиональных ролей. Некоторые педагоги практикуют такое распределение ролей между студентами, которое провоцирует активизировать ранее не свойственные данным студентам признаки социального поведения. Ввиду того, что для педагога представляется важным развитить коммуникативные умения через обретение приближенного к реальности профессионального опыта, представляется чрезвычайно важным доверить активную коммуникативную функцию тем студентам, которые на других семинарских занятиях стремились к наблюдательной позиции.

Выполнение профессиональной роли, непривычной для определенного студента, при совершенствовании коммуникативных умений приводит к способности управлять переговорным процессом и прогнозировать исход реализуемой в игре ситуации. Ценность деловой игры состоит, в том числе в возможности формировать социальный и профессиональный контексты, показывающие в наглядной форме взаимосвязь многих факторов, на которые может или должен повлиять студент. При этом решение сопутствующих факторов путем их усиления или устранения в процессе деловой игры для студента возможно исключительно коммуникативным способом.

В действительности может показаться, что коммуникация в процессе деловой игры выступает единственным ресурсом профессионального функционирования студента. Однако сложность и неоднозначность образуемых в процессе игры коммуникаций прямого и косвенного характера превращают коммуникацию не только в единственный ресурс, но также стратегически важный инструмент для урегулирования спорных ситуаций.

Коммуникативные умения студентов совершенствуются не только в процессе поиска компромисса. Рассматриваемые способности предполагают апробацию студентом различной степени подчиненности в социальных отношениях. Иерархия общественных отношений неизбежно затрагивает профессиональную деятельность, что вынуждает студента осознать важность структуры общества и распределение степени ответственности для решения профессиональной задачи.

Деловая игра на основе временного характера способна моделировать условия для формирования мотивации и потенциального интереса участников. Указанный аспект выступает ключевым подходом, если деловая игра проводится на семинарском занятии в рамках дисциплины, не являющейся для студентов профильной. В рамках непосредственно профильной дисциплины сущность мотивации в процессе участия студентов в деловой игре состоит в их понимании

целесообразности решить определенную профессиональную задачу узконаправленного характера. Таким образом, коммуникативные умения совершенствуются путем вынужденного погружения студента в содержание деловой игры и участия в диалоге с другими участниками.

В Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Дагестанский государственный университет» (ФГБОУ ВО ДГУ) деловые игры проводятся с целью развития коммуникативных умений студентов в рамках педагогического мастерства [4]. При этом студенты в рамках деловой игры обучают других студентов педагогическим технологиям и инструментам, которые впоследствии с высокой вероятностью будут ими реализованы в профессиональной деятельности. Каждый студент может попробовать себя в роли педагога, директора образовательной организации, учащегося и родителя учащегося. Распределение подобных ролей провоцирует студентов к поиску предпосылок для диалога между всеми участниками образовательного процесса.

В обозримом будущем реализуемые в ФГБОУ ВО ДГУ деловые игры планируется расширить за счет участия студентов Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО ЧГПУ) [9]. При этом расширенный формат предполагает проведение совместных деловых игр не только в аспекте педагогического мастерства, но также с внедрением прикладных тематических направлений, в частности, языковых.

Совместные деловые игры подразумевают расширенное распределение ролей, когда представляется возможным моделировать деятельность образовательной организации, образовательного комплекса, профильного ведомства, а также образовательной инфраструктуры. Данный педагогический опыт развития коммуникативных умений при помощи деловых игр будет представлять интерес в научном и педагогическом сообществах, так как в образовательной системе Республики Дагестан и Чеченской Республики в настоящее время осуществляется активная цифровизация.

Методические разработки для распространения педагогического опыта в настоящее время имеются в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО ДГПУ) [3]. Ценность указанных методических разработок состоит в собрании педагогического опыта университета в течение всего процесса цифровизации в сфере образования Республики Дагестан. Имеющийся опыт содержит механизмы развития коммуникативных умений студентов в различных формах практических занятий, которые впоследствии был трансформирован в уточненные методические разработки.

Совместное проведение деловых игр приведенными университетами, позволит добавить коммуникативный компонент в существующие методические разработки ФГБОУ ВО ДГПУ и расширить накопленный опыт проведения деловых игр усилиями ФГБОУ ВО ДГУ и ФГБОУ ВО ЧГПУ для применения идентичной педагогической технологии в других российских вузах. Таким образом, коммуникативные умения смогут совершенствовать кратно большее количество студентов, которые при помощи деловой игры смогут существенно повысить свой профессиональный уровень.

Выводы. Таким образом, проведение деловых игр способно привлечь к коммуникации всех студентов в рамках практического занятия. Участие в игровой деятельности одновременно развивает несколько компонентов коммуникативных умений. Студент погружается в игру и пробует профессиональную роль, которая может быть не свойственна его характеру и темпераменту. Однако задача педагога всегда должна состоять в развитии коммуникативных умений студентов, которые совершенствуют данную компетенцию путем погружения в сущность игры. Распределение ролей моделирует приближенную к реальности профессиональную ситуацию и способствует осознанию студентами, что в будущей деятельности также предусмотрена иерархия и специфика многообразных коммуникаций.

Литература:

1. Абдуллаева, М.Х. Важность использования деловых игр при подготовке специалистов в вузе / М.Х. Абдуллаева // Экономика и социум. - 2020. - №12-2 (79). - С. 600-604

2. Бирюкова, Н.В. Деловая игра как средство развития личностных смыслов обучения у студентов вуза / Н.В. Бирюкова // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - №6 (79). - С. 255-257

3. Дагестанский государственный педагогический университет: сайт. - 2023. URP: https://dgu.ru/7ysclid4oox6ituz392917135 (дата обращения: 08.11.2023)

4. Дагестанский государственный университет: сайт. - 2023.-URL: https:// dgu.ru/?ysclid=loox6ituz392917135 (дата обращения: 08.11.2023)

5. Ометова, Г.В. Развитие профессиональных навыков обучающихся посредством реализации деловых игр / Г.В. Ометова//Вестник науки и образования. -2020. -№11-1 (89). -С. 48-50

6. Профессиональные стандарты: сайт. -2023. - URL: https://fgosvo.ru/docs/ index/2 (дата обращения: 08.11.2023)

7. Филатова, О.В. Деловая игра как способ формирования умений и навыков студентов / О.В. Филатова // Инновационное развитие профессионального образования. -2021. -№1 (29). - С. 51-56

8. Чернышева, A.B. Коммуникация в учебном процессе глазами студентов: ожидания и реальность / A.B. Чернышева, A.A. Пьянов// Гуманитарный вестник. - 2022. - №3 (95). - С. 7-10

9. Чеченский государственный педагогический университет: сайт. -2023. - URL: https://chspu.ru/ (дата обращения: 08.11.2023)

10. Шиняева, О.В. Преподаватели высших учебных заведений и студенты как парные общности: характер и проблемы коммуникаций / О.В. Шиняева, Г.Р. Ахметшина, Т.В. Клюева // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. -2022. -№1 (61).-С.43-58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.