Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативные компетенции / деловое общение / обучающиеся высшей школы / экономика / communicative competencies / business communication / higher education students / economics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ланина Светлана Юрьевна, Плащевая Елена Викторовна, Иванчук Ольга Викторовна

В настоящего времени, для того чтобы быть успешным в своей профессии, не достаточно обладать всеми необходимыми профессиональными знаниями и умениями. На рынке труда, специалист свободно ориентирующийся в вопросах делового общения, всегда будет востребован. Именно поэтому, выпускники высшей школы, помимо специальных знаний, должен владеть основами грамотного и культурного общения, а также умерь решать поставленные проблемы учитываю мнения всех заинтересованных сторон. Статья посвящена особенностям организации образовательного процесса будущих специалистов экономической сферы деятельности, направленного на формирование коммуникативных компетенций, в частности делового общения. В статье приведены итоги анализа психолого-педагогической литературы, проведенного с целью выявления уже существующих подходов к содержательной основе понятия «коммуникативная компетентности». Также описаны основные функции делового общения. Представлены условия, которые необходимо учитывать при организации образовательного процесса, направленного на формирование культуры делового общения. Описаны основные формы проведения занятий, направленные на формирование коммуникативных компетентностей. К ним относятся следующие: деловая игра, ролевая игра, проблемно-поисковые диалоги, дискуссии, эвристические беседы, диспут, анализ конкретных ситуаций. Для каждой из указанных форм, описаны особенности ее организации и проведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ланина Светлана Юрьевна, Плащевая Елена Викторовна, Иванчук Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Currently, in order to be successful in your profession, it is not enough to have all the necessary professional knowledge and skills. In the labor market, a specialist who is fluent in matters of business communication will always be in demand. That is why, in addition to special knowledge, higher school graduates must master the basics of competent and cultural communication, and also be able to solve problems, taking into account the opinions of all interested parties. The article is devoted to the peculiarities of organizing the educational process of future specialists in the economic sphere, aimed at developing communicative competencies, in particular business communication. The article presents the results of an analysis of psychological and pedagogical literature carried out in order to identify already existing approaches to the substantive basis of the concept of “communicative competence”. The main functions of business communication are also described. The conditions that must be taken into account when organizing the educational process aimed at developing a culture of business communication are presented. The main forms of conducting classes aimed at developing communicative competencies are described. These include the following: business game, role-playing game, problem-search dialogues, discussions, heuristic conversations, disputes, analysis of specific situations. For each of these forms, the features of its organization and implementation are described.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ»

9. Теплов, E.B. Факторы выбора абитуриентом образовательного учреждения / Е.В. Теплов, И.М. Филинова // Среднее профессиональное образование. -2013. -№ 10. - С. 43-44

10. Шмулевич, Т.В. К вопросу о подготовке специалистов в сфере финансов / Т.В. Шмулевич // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2020. - №7 (49). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-podgotovke-spetsialistov-v-sfere-finansov (дата обращения: 18.10.2023)

Педагогика

УДК 377.6

кандидат физико-математических наук, доцент Ланина Светлана Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Благовещенский государственный педагогический университет» (г. Благовещенск); кандидат педагогических наук, доцент Плащевая Елена Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Амурская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской федерации (г. Благовещенск); доктор педагогических наук, доцент Иванчук Ольга Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Астраханский государственный медицинский университет» (г. Астрахань)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ

ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В настоящего времени, для того чтобы быть успешным в своей профессии, не достаточно обладать всеми необходимыми профессиональными знаниями и умениями. На рынке труда, специалист свободно ориентирующийся в вопросах делового общения, всегда будет востребован. Именно поэтому, выпускники высшей школы, помимо специальных знаний, должен владеть основами грамотного и культурного общения, а также умерь решать поставленные проблемы учитываю мнения всех заинтересованных сторон. Статья посвящена особенностям организации образовательного процесса будущих специалистов экономической сферы деятельности, направленного на формирование коммуникативных компетенций, в частности делового общения. В статье приведены итоги анализа психолого-педагогической литературы, проведенного с целью выявления уже существующих подходов к содержательной основе понятия «коммуникативная компетентности». Также описаны основные функции делового общения. Представлены условия, которые необходимо учитывать при организации образовательного процесса, направленного на формирование культуры делового общения. Описаны основные формы проведения занятий, направленные на формирование коммуникативных компетентностей. К ним относятся следующие: деловая игра, ролевая игра, проблемно-поисковые диалоги, дискуссии, эвристические беседы, диспут, анализ конкретных ситуаций. Для каждой из указанных форм, описаны особенности ее организации и проведения.

Ключевые слова: коммуникативные компетенции, деловое общение, обучающиеся высшей школы, экономика.

Annotation. Currently, in order to be successful in your profession, it is not enough to have all the necessary professional knowledge and skills. In the labor market, a specialist who is fluent in matters of business communication will always be in demand. That is why, in addition to special knowledge, higher school graduates must master the basics of competent and cultural communication, and also be able to solve problems, taking into account the opinions of all interested parties. The article is devoted to the peculiarities of organizing the educational process of future specialists in the economic sphere, aimed at developing communicative competencies, in particular business communication. The article presents the results of an analysis of psychological and pedagogical literature carried out in order to identify already existing approaches to the substantive basis of the concept of "communicative competence". The main functions of business communication are also described. The conditions that must be taken into account when organizing the educational process aimed at developing a culture of business communication are presented. The main forms of conducting classes aimed at developing communicative competencies are described. These include the following: business game, role-playing game, problem-search dialogues, discussions, heuristic conversations, disputes, analysis of specific situations. For each of these forms, the features of its organization and implementation are described.

Key words: communicative competencies, business communication, higher education students, economics.

Введение. Систему высшего образования, на современном этапе развития общества, можно охарактеризовать как активно модернизируемую систему, так как требования к повышению качества образования влекут за собой ряд изменений:

- в организации образовательного процесса; увеличение количества доли зачетных единиц, из общего объема, отводимых на практическую подготовку студентов, что влечет за собой увеличение количество производственных или учебных практик, или же увеличение длительности (отводимых часов) на уже имеющиеся практики;

- в перечне дисциплин, относящихся к обязательной части; за последние несколько лет, были введены обязательные дисциплины для всех профилей образования, например, такие как «Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений», «Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности и антикоррупционного поведения» и ряд других;

- в систему оценивания учебных достижений студентов по всем направлениям подготовки, вместо написания и защиты выпускной квалификационной работы, предлагается разрабатывать и защищать стартапы, а вместо сдачи государственного экзамена по профилю подготовки пройди демоэкзамен.

Все эти изменения направлены на то, чтобы выпускник при окончании университета имел не только большой багаж сформированных профессиональных, общепрофессиональных и универсальных компетенций, но и обладал достаточным практическим опытом осуществления профессиональной деятельности.

При осуществлении подготовки будущего специалиста в области экономики важным является не только подготовить современного выпускника, обладающего специальными профессиональными знаниями и навыками, умеющего творчески подходить к решению профессиональных задач, но и владеющего основами грамотного, культурного и делового общения, навыками организации эффективной коммуникации и кооперации.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время существует достаточно работ, посвященных не только вопросам формирования коммуникативных компетенций студентов, но и проблемам делового и межличностного общения. Впервые термин коммуникативная компетенция был использован Деллом Хаймсов в 1972 году. Значительный вклад в изучении вопросов формирования и развития коммуникативных компетентностей, сущности и основных компонентов общения отражены в трудах таких ученых как: Л.С. Выготский, Г.М. Андреева, Б.Ф. Ломова, М.С. Каган, Л.А. Петровская и

др. [11. Ниже в таблице представлены итоги анализа психолого-педагогической литературы, проведенного с целью выявления уже существующих подходов к содержательной основе понятия «коммуникативная компетентности».

Таблица

Авторские содержательные основы понятия коммуникативная компетентности

Авторы Содержательная основа

Г.М. Андреева, Б.Г. Ананьев, Н.В Бордовская, М.С. Каган, A.A. Леонтьева и др. Взаимодействие людей; поведение и личностные качества, которые проявляются в отношении к людям. Системная характеристика личности.

В.А. Кан-Калик, A.B. Мудрик, Н.В. Никандров, Н.Ю. Мамонтова и др. Поведенческие особенности личности проявляющиеся и развивающиеся через коммуникативную активность.

A.A. Бодалев, Б.Ф. Ломов и др. Наиболее важный и сложный компонент коммуникативной компетентности является эмоциональный компонент.

В.Ф. Биркенбиль, И.И. Диденко и др. Эмпатии, переживания их характеристики и идентификация в процессе коммуникации.

В.Н. Панферов и др. Процесс познания и понимания людьми друг друга.

Все труды перечисленных ученых, в большинстве своем, раскрывают возможности и сам процесс понимания и восприятия процесса общения, выстраивания коммуникаций людей друг с другом, а также описывают значение общения в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Необходимость формирования и развития коммуникативных компетенций у будущих специалистов, подтверждается проведёнными за последние несколько десятилетий, исследованиями. Так как коммуникативные умения и навыки входят в тройку наиболее важных мягких навыков, которые работодателями предъявляют как требования к своих потенциальным работникам. Но особенно важны эти навыки у специалистов, относящихся к экономической области (менеджеры, экономисты, предприниматели и т.п.).

Процесс обучения студентов должен быть направлен на создание таких условий, которые способствовали бы не только повышению навыков коммуникации, но и формировали культура делового общения в профессиональной деятельности.

Деловое общение, в рамках профессиональной деятельности, имеет свои функции (рисунок 1). В современной литературе их выделяют три: коммуникативная, интерактивная и перцептивная [4].

В рамках коммуникативной функции, деловое общение выступает в роли обмена информации между участниками общения. Чаще всего, современная коммуникация выделяет три вида речевых активов: вопросы, сообщения, побуждения.

Рисунок 1. Функции делового общения

Интерактивная функция, предполагает, что деловое общение характеризующее взаимодействие людей в непосредственной организации их совместной профессиональной деятельности.

Перцептивная функция, выражается в непосредственном восприятии и понимании людей в рамках делового общения.

Практически любая из видов совместной деятельностей, экономическая сфера не является исключением, приводит к необходимости осуществления делового общения. Именно совместная деятельность (профессиональная, бытовая и др.) побуждает людей взаимодействовать друг с другом с целью получения какого-либо результата.

С учетов выше сказанного, образовательный процесс будущего специалиста экономической сферы, должен быть выстроен и организован таким образом, чтобы системно и комплексно формировать, и развивать межличностные, деловые, коммуникативные компетентности.

Анализ опыта подготовки специалиста экономической сферы на уровне высшего образования, показал, что большинство высших учебных заведений, осуществляющих подготовку таких специалистов в перечень дисциплин включают дисциплины «Культура речи и деловое общение», «Русский язык и культура речи», «Русский язык и деловые коммуникации», «Этика делового общения» и т.п. Одной или двух подобные дисциплин объективно недостаточно, для формирования коммуникативных компетенций, в том числе и для формирования культуры делового общения в профессиональной деятельности.

При подготовки будущего специалиста экономической сферы, формирование выше указанных умений и компетентностей возможно в рамках профильных дисциплин, учебных практик при соблюдении ряда условий [2]:

1. Тщательный выбор формата проведения занятий, с учетом поставленных целей.

2. Подбор форм организации образовательной деятельности, в рамках каждого занятия.

3. Создание позитивной атмосферы на занятиях.

4. Включение каждого обучающегося в образовательный процесс в целом, и в ту форму взаимодействия, которая выбрана для конкретного занятия.

5. Включение мотивационного компонента.

6. Оптимальное распределение аудиторной, внеаудиторной и самостоятельной работы, в рамках дисциплины.

7. Осуществление мониторинга, с целью корректировки форм и методов обучения.

В качестве форм организации образовательной деятельности, направленной на формирование и развития коммуникативных компетентностей в целом и делового общения в частности, целесообразно использовать следующие формы.

1. Деловая игра. Чаще всего сочетает в себе совокупность таких активных методов обучения как: мозговой штурм, дискуссия, анализ конкретной ситуации, и применение всех этих методов и приемов, в рамках игры, направлено на решение конкретной деловой проблемы или делового вопроса, за ограниченный промежуток времени.

2. Ролевая игра. Позволяет создать условия реального общения, за счет включения участников игры в реальную воспроизведенную практическую, профессиональную деятельность людей.

3. Проблемно-поисковые диалоги. Таким диалогом характерны следующие особенности: активная мыслительная деятельность; креативный и творческий подход к поиску решения выделенной проблемы; умение анализировать полученную научную информацию, делать выводы; принимать обоснованные решения и все эти действия осуществляются в рамках конструктивного диалога.

4. Дискуссии. Возможны несколько форматов организации дискуссии: семинар-дискуссия, который организуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит не только анализ, рассмотрение и решение выделенных теоретических и практических проблем, но и формирование практического опыта выстраивания конструктивного диалога.

5. Эвристические беседы. Характерной особенностью таких бесед, является то, что при выстраивании таких бесед, вопросы рассматриваются во взаимосвязи, и каждый последующий вопрос следует из предыдущего ответа [3].

6. Диспут. В рамках диспута осуществляется обсуждение какой-либо одной проблемы или вопроса, при этом обсуждение этого вопроса или проблемы должно быть построено на столкновении различных, чаще всего противоположных, точек зрения.

7. Анализ конкретных ситуаций. Позволяет организовать конструктивный диалог, направленный на выявления, отбор и поиск решения конкретной ситуации.

Выводы. Будущим специалистам экономической сферы деятельности, стремящимися быть востребованными на рынке труда, успешными в своей профессии, необходимо не только разбираться во всех вопросах, относящихся к их профессиональной деятельности, но и уметь выстраивать коммуникации, эффективно взаимодействовать в трудовом коллективе. При выстраивании диалога с партнерами по работе, применять стратегии поведения таким образом, чтобы достичь оптимального компромисса и гармоничного сотрудничества.

Литература:

1. Котова, Н.С. Формирование деловой коммуникации будущего экономиста: от философии образования к рынку труда / Н.С. Котова, Л.А. Томашевская, Н.А. Колесникова, Е.А. Гельпей // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2022. - № 4. - С. 297-302

2. Мусихина, Е.А. Формирование коммуникативных компетенций обучающихся СПО, ОДПО в рамках экономических дисциплин / Е.А. Мусихина, С.Ю. Ланина // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2019. - № 86. - С. 95-98

3. Салманова, Д.А. Эвристическая беседа как форма организации педагогического процесса в вузе / Д.А. Салманова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. -2019. - Т. 13, №2.-С. 132-136

4. Фатеева, Е. Деловые коммуникации в экономике / Е. Фатеева, Д. Шаркова // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. -2022. -№ 18. - С. 172-175

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Спиридонова Диана Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Зайцева Ольга Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования управленческой культуры педагога в системе профессионального образования. Обоснованы организационные основы системы управления в образовательном процессе. Выделены специфические особенности системы профессионального образования. Проанализирован комплекс функциональных обязанностей педагога-руководителя. Обоснована значимость системного подхода в формировании управленческой культуры педагога в вузе. Обозначена структура системы управления педагогической деятельностью в вузе. Рассмотрены основные компоненты культуры управления, способствующие применению нововведений в образовательном процессе. Предложены рекомендации по использованию инновационных технологий в управленческой деятельности педагога. Выделено поэтапное формирование управленческо-педагогической компетентности в контексте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.