Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ БАНКОВСКОЕ ДЕЛО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ БАНКОВСКОЕ ДЕЛО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
практико-ориентированное обучение / образовательные компетенции / практическая направленность / специалист / practice-oriented education / educational competencies / practical orientation / specialist

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврентьева Лариса Викторовна, Панина Ксения Владимировна, Филиппов Никита Николаевич

В статье представлен анализ методической системы обучения по направлению 38.02.07 «Банковское дело» на базе СПО. В настоящее время профессиональное образование является определяющим фактором, который может повлиять на успешность молодых людей в их будущей профессии и карьерном росте. В финансовой сфере наиболее привлекательным направлением для будущих специалистов является среднее профессиональное обучение именно по данной специальности. Учитывая этот факт, возникает стойкая необходимость в разработке качественной методической системы обучения, отвечающей требованиям высокой эффективности подготовки будущих специалистов банковской сферы, желающих приобрести опыт и знания в этой области. Авторы анализируют особенности практико-ориентированного обучения на примере модели обучения по программам СПО специальности «Банковское дело» в НГПУ им. К. Минина и предлагают пути совершенствования методической системы обучения. Статья может быть полезна преподавателям и студентам, изучающим аспекты образования и обучения в сфере банковского дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаврентьева Лариса Викторовна, Панина Ксения Владимировна, Филиппов Никита Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents an analysis of the methodological system of training in the specialty "Banking" on the basis of secondary vocational education. At the present time, vocational education is a determining factor that can affect the success of young people in their future careers and professional activities. In the financial sphere, the most attractive direction for future specialists is secondary vocational training in the direction of "Banking". Given this fact, there is a persistent need to develop a high-quality methodological training system that meets the requirements of high-efficiency training of future specialists in the banking sector who want to gain experience and knowledge in this field. The authors analyze the features of practice-oriented training on the example of the program of secondary vocational education in the specialty "Banking" at the K. Minin NGPU and suggest ways to improve the methodological system of training. The article may be useful for teachers and students studying aspects of education and training in the field of banking.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ БАНКОВСКОЕ ДЕЛО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Тренинги. Проводятся начальниками отдела для своих сотрудников, раз в месяц для отдела проводится оценка его эффективности, согласованная с Москвой. Отдел, который показал себя с лучшей стороны - получает дополнительную премию к ежегодной.

Основное преимущество корпоративного обучения внутри организации в том, что оно позволяет определить потенциал сотрудников, что непосредственно влияет на их положение в организации.

В АО «ГНИВЦ» в ПФО на сегодняшний можно выделить несколько категорий специалистов, которые зависят от оценки внутри компании. Пример категории: «потенциал, достаточный для повышения должности в АО «ГНИВЦ». В первую очередь следует выделить необходимость продвижение на вышестоящую должность. Для данного этапа начальник отдела кадров должен быть уверен, что в Индивидуальном Плане Развития сотрудника выделена перспективна цель и кратчайшие способы ее достижения. Взятому сотруднику предлагаются следующие шаги: обновить резюме в реестре кадров АО «ГНИВЦ», поставить одного из сотрудников отдела кадров и подать заявку на выложенные в открытый доступ вакансии. Сотрудникам, которые имеют возможность и желание переехать в другой город, сначала предлагается должность в другом филиале АО «ГНИВЦ» по всей России, рассматриваются возможные вакансии, и выдвигается кандидатура данного сотрудника.

В компании также предусмотрено развитие и подготовка сотрудников с «потенциалом достаточным для занятия новой позиции» через 2 года или 5 лет. Для него разрабатывается детальный план развития, и приоритетным является развитие такого сотрудника в ходе рабочего процесса. Проводится оценка сотрудника методом 360-градусов, после которого выдаётся направление на переобучение, одновременно специалиста заносят в план преемственности должностей.

Для категории сотрудников «исполнитель» характерно, что они имеют оценку деятельности 3 или 4. Таким специалистам нужна постоянная поддержка со стороны организации, чтобы их показатели оставались на стабильно высоком уровне и способствовали переходу в категорию «потенциал, достаточный для занятия новой позиции.

Существует в компании и категория «предполагаемый потенциал». У таких сотрудников оценка деятельности соответствует 1 или 2. Для данной категории сотрудников рекомендуется повышать эффективность на текущей позиции, убедиться, что результат в 2 балла не повторится в следующем отчётном периоде. Оценка 2 - сигнал работодателю, позволяющий понять, почему сотрудник не работает в полную силу: причина в его мотивации, в неопытности, нехватки поддержки. Сотрудники с рейтингом потенциала А и оценкой деятельности 1 не соответствуют стандартам компании.

Выводы. Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что АО «ГНИВЦ» в ПФО имеет одну из лучших систем корпоративного обучения, способствующую реализации концепции непрерывного образования и поддержания специалистов после окончания основного обучения. Данную методику следует внедрять в крупные организации, которые заинтересованы в высококачественной подготовке персонала.

Литература:

1. Зиновьева, С.А. Профессиональное корпоративное обучение / С.А. Зиновьева, Г.А. Коняева, A.M. Петровский // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - №79-3. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/professionalnoe-korporativnoe-obuchenie (дата обращения: 12.10.2023)

2. Официальный сайт АО «ГНИВЦ». - URL: https://www.gnivc.ru (дата обращения 17.10.2023)

3. Карпченко, Ю.В. Система корпоративного обучения как фактор профессионального развития персонала / Ю.В. Карпченко // Форум молодых ученых. - 2020. - №12 (52). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-korporativnogo-obucheniya-kak-faktor-professionalnogo-razvitiya-personala (дата обращения: 14.10.2023)

4. Каштанова, Г.В. Современные тенденции в области корпоративного обучения персонала / Г.В. Каштанова, A.C. Лобачева//УПИРР. -2022. -№2. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sovremennye-tendentsii-v-oblasti-korporativnogO" obucheniya-personala (дата обращения: 20.10.2023)

5. Коновалов, A.A. Методика профессионального обучения» как ключевая дисциплина инженерно-педагогической подготовки: проблемы и перспективы обновления / A.A. Коновалов // Вестник Мининского университета. - 2023. - №2 (11). -URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1415 (дата обращения: 17.10.2023)

6. Терещенко, Г.Ф. Обучение взрослых в контексте непрерывного образования / Г.Ф. Терещенко, О.В. Бескровная // Гаудеамус. -2019. -№4 (42). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/obuchenie-vzroslyh-v-kontekste-nepreryvnogo-obrazovaniya (дата обращения: 16.10.2023)

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент Лаврентьева Лариса Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Панина Ксения Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Филиппов Никита Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ БАНКОВСКОЕ ДЕЛО СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлен анализ методической системы обучения по направлению 38.02.07 «Банковское дело» на базе СПО. В настоящее время профессиональное образование является определяющим фактором, который может повлиять на успешность молодых людей в их будущей профессии и карьерном росте. В финансовой сфере наиболее привлекательным направлением для будущих специалистов является среднее профессиональное обучение именно по данной специальности. Учитывая этот факт, возникает стойкая необходимость в разработке качественной методической системы обучения, отвечающей требованиям высокой эффективности подготовки будущих специалистов банковской сферы, желающих приобрести опыт и знания в этой области. Авторы анализируют особенности практико-ориентированного обучения на примере модели обучения по программам СПО специальности «Банковское дело» в НГПУ им. К. Минина и предлагают пути совершенствования методической системы обучения. Статья может быть полезна преподавателям и студентам, изучающим аспекты образования и обучения в сфере банковского дела.

Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, образовательные компетенции, практическая направленность, специалист.

Annotation. The article presents an analysis of the methodological system of training in the specialty "Banking" on the basis of secondary vocational education. At the present time, vocational education is a determining factor that can affect the success of young people in their future careers and professional activities. In the financial sphere, the most attractive direction for future specialists is secondary vocational training in the direction of "Banking". Given this fact, there is a persistent need to develop a high-quality methodological training system that meets the requirements of high-efficiency training of future specialists in the banking sector who want to gain experience and knowledge in this field. The authors analyze the features of practice-oriented training on the example of the program of secondary vocational education in the specialty "Banking" at the K. Minin NGPU and suggest ways to improve the methodological system of training. The article may be useful for teachers and students studying aspects of education and training in the field of banking.

Key words: practice-oriented education, educational competencies, practical orientation, specialist.

Введение. Понятие методической системы обучения было изначально рассмотрено A.M. Пышкало, он разработал модель, в соответствии с которой, в методическую систему обучения входят цели, содержание, методы, средства и формы обучения. Однако, в будущем более логичным оказалось рассматривать модель методической системы обучения со стороны ее внешней среды, представленных в виде совокупности факторов, которые, так или иначе, могут влиять на ее функционирование. В исследованиях по разработке и реализации данных моделей выделяют несколько ведущих авторов: М.И. Махмутов, разработавший систему проблемного обучения; B.C. Ильин, рассмотревший вопросы формирования познавательной активности учащихся; Л.В. Занков, представивший систему начального обучения и др. Авторы статьи проанализируют проблему методической разработки и практической реализации в образовательном процессе модели методической системы обучения по специальности банковское дело на базе СПО. При обсуждении данного вопроса, целесообразно отметить профессиональную направленность обучения по специальности «Банковское дело», когда используется методическая система обучения, цель которой - формирование у обучающихся необходимых экономических компетенций как обязательной части образовательных компетенций, с помощью взаимодействия преподавателя и обучаемого. Считаем необходимым, дать определение понятию «образовательная компетенция», которое будет упоминаться в статье. Таким образом, образовательные компетенции определяют как «набор требований по отношению к качеству подготовки обучающихся в одной или нескольких образовательных областях», но для более четкого понимания образовательных компетенций следует обратиться к более конкретному определению, представленному А. Хуторским, в котором дана трактовка выше обозначенным «требованиям». Так, следуя данному определению - «образовательная компетенция представляет собой совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности обучающегося, необходимых для того, чтобы осуществлять личностно и социально значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности».

Изложение основного материала статьи. Определение методической системе обучения банковскому делу на базе специального профессионального образования, можно дать как структуре, обладающей определенной динамикой и целостностью, направленной на овладение обучающимися экономическими образовательными компетенциями и представляющую собой совокупность целей, содержания, методов, форм и средств обучения практико-ориентированной направленности, в дополнение включающей в себя комплекс факторов внешнего воздействия, оказывающих влияние на функционирование данной структуры [6].

Необходимо обратить внимание на то, что в банковском секторе, как и в экономической сфере в целом, происходит постоянное совершенствование и развитие ключевых структур, что влечет за собой нехватку квалифицированных специалистов, успевающих за освоением этих инноваций, а в следствии, и необходимость к адаптации методической системы обучения в данных направлениях, в частности, по специальности «Банковское дело. Рассмотрим методическую систему обучения по данной специальности на базе СПО на примере программы, реализуемой в Нижегородском государственном педагогическом университете имени К. Минина, являющимся одним из ведущих ВУЗов страны и оказывающего значительное влияние на подготовку квалифицированных кадров для работы в банковском секторе целого региона.

Банковская сфера играет роль финансовой подушки безопасности в экономике страны, сохраняя стабильность финансовых структур и обеспечивая рост экономики за счет предоставления займов и вложений в развитие бизнеса в стране [7]. Но, как упоминалось выше, банковский сектор постоянно развивается, появляются новые информационные технологии, а в след за ними, и необходимость в повышении квалификации специалистов банковского сектора в сфере информационных технологий, аналитики динамической рыночной системы и управления финансовыми рисками.

Проектируя данную проблематику на методическую систему обучения, выходом из данной ситуации является непосредственное сотрудничество образовательных организаций с банками, необходимого для постоянной актуализации необходимых знаний и навыков. Так, в НГПУ им. К. Минина проводится интенсивная работа по разработке образовательных программ и курсов, совпадающих по требованиям с запросами отдельных банковских и финансовых организаций и рынка труда в целом. Более того, у студентов, обучающихся по данному направлению есть возможность пройти практику и устроиться на стажировку в партнерских банках и финансовых организациях, один день в неделю по расписанию отводится обучению на базе ведущих банков, занятия ведут главные специалисты банковского сектора, что выводит практическую направленность обучения банковскому делу на высокий уровень.

Подкрепляемая глубокими знаниями и навыками компетентность выпускников НГПУ им. К. Минина в банковской сфере, в сфере финансов, информационных технологий и управления финансовыми рисками обеспечивает их востребованность на рынке труда, в частности, в банковских и финансовых организациях г. Нижнего Новгорода и области.

Для решения проблемы нехватки квалифицированных кадров в банковском секторе, должна проводиться активная работа в трех направлениях: в образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов по данным программам, у работодателей (банков, финансовых организаций) и со стороны государства [8]. Среднее профессиональное образование обладает некоторыми преимуществами по сравнению с остальными образовательными программами, например, обучение с практической направленностью, более раннее трудоустройство, а в следствие ранний карьерный рост, а так же, менее длительный срок обучения, составляющий 1 год и 10 месяцев, что является актуальным для тех абитуриентов, кто не готов идти по данной специальности на базу бакалавриата.

Малое количество предлагаемых образовательных программ на базе СПО по банковскому делу влечет за собой определенные трудности для абитуриентов в перспективе получения необходимого образования и выборе своего профессионального направления [4]. В следствие чего существует крайняя необходимость в увеличении количества данных программ и привлечения большего количества абитуриентов к обучению по данной специальности путем включения бюджетных мест в план приема.

Качество образовательных услуг по специальности «Банковское дело» на базе СПО зависит от нескольких аспектов: качественный профессорско-преподавательский состав; соответствие учебных программ современным требованиям в банковском секторе; материально-техническую базу образовательной организации, оснащенную банковским оборудованием и др.

Отдельного внимания в вопросе качества обучения требует профессионализм преподавателей [9]. Данная специальность требует от профессорско-преподавательского состава не только владения теоретическими основами в банковской сфере, но и их подкрепление практическим опытом работы, для обеспечения усвоения студентами практическими навыками, которые потребуются в их будущей карьере. Для реализации данных требований ППС кафедры страхования, финансов и кредита НГПУ им. К. Минина прошел стажировку на базе ПАО «МТС-Банк».

Влияние на качество обучения оказывает и материально-техническая база образовательной организации. Программы по банковскому делу должны сопровождаться наличием компьютерных классов, оснащенных современными технологиями и необходимым для работы с базами данных и банковскими системами, соответствующим программным обеспечением. НГПУ им. К. Минина имеет специализированную аудиторию «Учебный банк», полностью оснащенную банковским оборудованием и ПО «IC-Банк» для эффективного практико-ориентированного обучения и сдачи демонстрационного экзамена обучающимися.

Актуальность реализуемых программ обеспечивает следование тенденциям развития банковского сектора и дальнейшую востребованность на рынке труда выпускников учебного заведения. В НГПУ им. К. Минина реализуется и постоянно модернизируется программа СПО по специальности «Банковское дело», в процессе обучения используется практико-ориентированный подход к обучению.

Данный подход является неотъемлемой частью обучения по программам СПО, так как его аспекты обеспечивают актуальность знаний студентов, полученных в процессе обучения. Практико-ориентированный подход к обучению позволяет студентам иметь возможность к непосредственному взаимодействию с работодателями за счет практик и стажировок, реализуемых на основе сотрудничества с учебным заведением.

Значимость практико-ориентированного подхода к обучению по программам СПО основывается на следующих факторах:

1. Связь теории с практикой: данный подход позволяет студентам применять полученные навыки на практике, что, безусловно, повышает интерес и мотивацию к обучению и получению новых знаний.

2. Приобретение навыков: у студентов развиваются навыки работы в команде, общения с коллективом, решения поставленных задач, тайм-менеджмента и др.

3. Трудоустройство: налаженное взаимодействие с работодателями за время пройденных практик и стажировок, ценный практический опыт работы, являющийся преимуществом при трудоустройстве.

4. Развитие карьеры: практико-ориентированные программы СПО позволяют студентам понять, какую профессию они хотят выбрать, и дают возможность определиться с направлением развития своей карьеры.

Говоря о применении практико-ориентированного подхода по программам СПО по специальности «Банковское дело», должна идти речь о применении соответствующей методической системы обучения, отвечающей требованиям формирования необходимого практического опыта студентов за счет полного ознакомления с их профессиональной деятельности в процессе обучения.

Для реализации практико-ориентированного обучения НГПУ им. К. Минина сотрудничает с ПАО «Сбербанк России», АО «Газпромбанк» и с Нижегородским филиалом операционного офиса «МТС-Банк». Студенты один день в неделю проводят занятие в банке, где они получают возможность применить полученные знания на практике и получить опыт работы в банковской сфере.

Кроме того, НГПУ им. К. Минина активно использует современные технологии в обучении, такие как онлайн-курсы, виртуальные лаборатории и дистанционное обучение. Благодаря практико-ориентированному обучению и использованию современных технологий, НГПУ им. К. Минина обучает высококвалифицированных специалистов в области банковского дела, которые успешно работают в российских банках.

Выводы. Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что практико-ориентированное обучение является важным аспектом методической системы обучения, особенно в сфере среднего профессионального образования (СПО). Оно помогает студентам получить практические навыки и знания, необходимые для успешной карьеры в банковской сфере. НГПУ им. К. Минина реализует программу СПО по специальности 38.02.07 «Банковское дело», выпуская квалифицированных специалистов, способных работать в условиях современного банковского сектора. Такие программы помогают студентам получить опыт работы в стажировках и сотрудничестве с работодателями.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по специальности 38.02.07 Банковское дело среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 февраля 2018 г. № 67 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70627116/

2. Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 (ред. от 15.12.2014) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_150312/

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/

4. Байкова, С.Д. Российская банковская система в современных рыночных условиях / С.Д. Байкова // Финансы и кредит. - 2019. - № 39. - С. 29-35

5. Блинов, В.И. Об инструментах развития среднего профессионального образования / В.И. Блинов // Профессиональное образование и рынок труда. - 2022. - № 2. - С. 6-12

6. Коновалов, A.A. Методика профессионального обучения» как ключевая дисциплина инженерно-педагогической подготовки: проблемы и перспективы обновления / A.A. Коновалов // Вестник Мининского университета. - 2023. - №2 (11). -URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1415 (дата обращения: 17.10.2023)

7. Разумова, К.С. Тенденции развития банковского сектора российской федерации / К.С. Разумова // Форум молодых ученых. - 2022. - №2 (66). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/tendentsii-razvitiya-bankovskogo-sektora-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 16.10.2023)

8. Самоховец, М.П. Роль методологии финансовых исследований в формировании профессиональных компетенций специалистов в области финансов / М.П. Самоховец, H.H. Кравцова // Экономика и банки. - 2022. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-metodologii-finansovyh-issledovaniy-v-formirovanii-professionalnyh-kompetentsiy-spetsialistov-v-oblasti-finansov (дата обращения: 16.10.2023)

9. Теплов, E.B. Факторы выбора абитуриентом образовательного учреждения / Е.В. Теплов, И.М. Филинова // Среднее профессиональное образование. -2013. -№ 10. - С. 43-44

10. Шмулевич, Т.В. К вопросу о подготовке специалистов в сфере финансов / Т.В. Шмулевич // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2020. - №7 (49). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-podgotovke-spetsialistov-v-sfere-finansov (дата обращения: 18.10.2023)

Педагогика

УДК 377.6

кандидат физико-математических наук, доцент Ланина Светлана Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Благовещенский государственный педагогический университет» (г. Благовещенск); кандидат педагогических наук, доцент Плащевая Елена Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Амурская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской федерации (г. Благовещенск); доктор педагогических наук, доцент Иванчук Ольга Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Астраханский государственный медицинский университет» (г. Астрахань)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ

ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В настоящего времени, для того чтобы быть успешным в своей профессии, не достаточно обладать всеми необходимыми профессиональными знаниями и умениями. На рынке труда, специалист свободно ориентирующийся в вопросах делового общения, всегда будет востребован. Именно поэтому, выпускники высшей школы, помимо специальных знаний, должен владеть основами грамотного и культурного общения, а также умерь решать поставленные проблемы учитываю мнения всех заинтересованных сторон. Статья посвящена особенностям организации образовательного процесса будущих специалистов экономической сферы деятельности, направленного на формирование коммуникативных компетенций, в частности делового общения. В статье приведены итоги анализа психолого-педагогической литературы, проведенного с целью выявления уже существующих подходов к содержательной основе понятия «коммуникативная компетентности». Также описаны основные функции делового общения. Представлены условия, которые необходимо учитывать при организации образовательного процесса, направленного на формирование культуры делового общения. Описаны основные формы проведения занятий, направленные на формирование коммуникативных компетентностей. К ним относятся следующие: деловая игра, ролевая игра, проблемно-поисковые диалоги, дискуссии, эвристические беседы, диспут, анализ конкретных ситуаций. Для каждой из указанных форм, описаны особенности ее организации и проведения.

Ключевые слова: коммуникативные компетенции, деловое общение, обучающиеся высшей школы, экономика.

Annotation. Currently, in order to be successful in your profession, it is not enough to have all the necessary professional knowledge and skills. In the labor market, a specialist who is fluent in matters of business communication will always be in demand. That is why, in addition to special knowledge, higher school graduates must master the basics of competent and cultural communication, and also be able to solve problems, taking into account the opinions of all interested parties. The article is devoted to the peculiarities of organizing the educational process of future specialists in the economic sphere, aimed at developing communicative competencies, in particular business communication. The article presents the results of an analysis of psychological and pedagogical literature carried out in order to identify already existing approaches to the substantive basis of the concept of "communicative competence". The main functions of business communication are also described. The conditions that must be taken into account when organizing the educational process aimed at developing a culture of business communication are presented. The main forms of conducting classes aimed at developing communicative competencies are described. These include the following: business game, role-playing game, problem-search dialogues, discussions, heuristic conversations, disputes, analysis of specific situations. For each of these forms, the features of its organization and implementation are described.

Key words: communicative competencies, business communication, higher education students, economics.

Введение. Систему высшего образования, на современном этапе развития общества, можно охарактеризовать как активно модернизируемую систему, так как требования к повышению качества образования влекут за собой ряд изменений:

- в организации образовательного процесса; увеличение количества доли зачетных единиц, из общего объема, отводимых на практическую подготовку студентов, что влечет за собой увеличение количество производственных или учебных практик, или же увеличение длительности (отводимых часов) на уже имеющиеся практики;

- в перечне дисциплин, относящихся к обязательной части; за последние несколько лет, были введены обязательные дисциплины для всех профилей образования, например, такие как «Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений», «Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности и антикоррупционного поведения» и ряд других;

- в систему оценивания учебных достижений студентов по всем направлениям подготовки, вместо написания и защиты выпускной квалификационной работы, предлагается разрабатывать и защищать стартапы, а вместо сдачи государственного экзамена по профилю подготовки пройди демоэкзамен.

Все эти изменения направлены на то, чтобы выпускник при окончании университета имел не только большой багаж сформированных профессиональных, общепрофессиональных и универсальных компетенций, но и обладал достаточным практическим опытом осуществления профессиональной деятельности.

При осуществлении подготовки будущего специалиста в области экономики важным является не только подготовить современного выпускника, обладающего специальными профессиональными знаниями и навыками, умеющего творчески подходить к решению профессиональных задач, но и владеющего основами грамотного, культурного и делового общения, навыками организации эффективной коммуникации и кооперации.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время существует достаточно работ, посвященных не только вопросам формирования коммуникативных компетенций студентов, но и проблемам делового и межличностного общения. Впервые термин коммуникативная компетенция был использован Деллом Хаймсов в 1972 году. Значительный вклад в изучении вопросов формирования и развития коммуникативных компетентностей, сущности и основных компонентов общения отражены в трудах таких ученых как: Л.С. Выготский, Г.М. Андреева, Б.Ф. Ломова, М.С. Каган, Л.А. Петровская и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.