Научная статья на тему 'ПРОФОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАК ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ'

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАК ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ / СИСТЕМА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Патрушев С.Б.

Введение. В Новосибирском государственном университете экономики и управления «НИНХ» (НГУЭУ) развитие научно-исследовательской деятельности студентов осуществляется посредством решения задачи по определению научно-исследовательского потенциала учащихся школ г. Новосибирска. За механизм решения этой задачи принимается создание в школах профильных факультативных кружков, секций, центров с целью профориентации учащейся молодежи в сфере анализа финансовых операций по программе «Воскресная школа цифровой экономики». Методология. Основу методологии определения научно-исследовательского потенциала учащихся средствами профориентации учащейся молодежи при решении и анализе финансовых операций по программе вуза составляет формализация междисциплинарных связей в образовательных программах среднего общего образования и программе подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 38.02.07 «Банковское дело». В качестве основных составляющих системы междисциплинарных связей рассматриваются: экономический компонент профессиональной ориентации школьников; дисциплины математического и естественно-научного цикла ППССЗ; дисциплины общепрофессионального и профессионального циклов указанных программ. Результаты. Предполагается, что результатами решения задачи по определению научно-исследовательского потенциала учащихся школ будут: современное представление школьников об актуальности и важности знаний в сфере экономической деятельности вне зависимости от их выбора будущей специальности; развитие аналитических способностей; умения и навыки применения инновационных методов для решения студенческих научноисследовательских задач; овладение информационно-коммуникационными технологиями на достаточно высоком уровне; подготовленность учащейся молодежи как будущих абитуриентов к исследовательской деятельности при освоении программ вузов и колледжей экономической направленности. Заключение. Проект по развитию научноисследовательской деятельности студентов в такой постановке послужит преемственности программ школьной профориентационной работы с ППССЗ в части совершенствования методик педагогических воздействий, направленных на самоопределение учащейся молодежи; развитию внешних связей вуза через создание регионального научно-исследовательского кластера учащейся молодежи; системному подходу к организации научно-исследовательской деятельности студентов уже с первых курсов, а также основой формирования у молодых людей как будущих студентов вуза нового междисциплинарного знания и профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Патрушев С.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER GUIDANCE OF STUDENTS AS THE FIRST STAGE OF FORMATION OF RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS

Introduction. The method of realization of the project of development of research activity of students of the Novosibirsk State University of Economics and Management “NINH” (NSUEM) by means of a problem of definition of research potential of pupils of schools of Novosibirsk is considered. The mechanism for solving this problem is the creation of specialized optional afterschool programs, sections, and centers in schools for the purpose of career guidance of students in the field of analysis of financial transactions under the program “Sunday school of digital economy”. Methodology. The basis of the methodology for determining the research potential of students, means of career guidance of students in ways of solving and analyzing financial transactions under the program of the University, is the formalization of interdisciplinary relations in educational programs of secondary General education and training programs for middle ranking specialists (TPMRS) in the specialty 38.02.07 Banking. As the main components of the system of interdisciplinary relations are considered: the economic component of professional orientation of students; disciplines of mathematical and natural Sciences of TPMRS; General professional disciplines and professional cycles TPMRS of the above-noted educational programs. Result. It is assumed that the results of solving the problem of determining the research potential of school students will be: modern representation of students about the relevance and importance of knowledge in the field of economic activity, regardless of the choice of future specialty; development of analytical abilities; skills and application of innovative methods of solving student research problems; mastering information and communication technologies at a; preparation of students as future entrants to research activities in the development of programs of universities and colleges of economic orientation. Conclusions. Implementation of the project of development of research activity of students, in such a setting, there will be continuity of programs, school vocational guidance with TPMRS to improve methods of pedagogical influence aimed at self-determination of students; development of international relations of the University through the creation of a regional research cluster of students; a systematic approach to the organization of research activities of students, starting from the first year, as well as the basis for the formation of young people as future students of the University, a new interdisciplinary knowledge and professional competencies.

Текст научной работы на тему «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАК ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ»

УДК/UDC 37.048.45 С. Б. Патрушев

S. Patrushev

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАК ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

CAREER GUIDANCE OF STUDENTS AS THE FIRST STAGE OF FORMATION OF RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS

Введение. В Новосибирском государственном университете экономики и управления «НИНХ» (НГУЭУ) развитие научно-исследовательской деятельности студентов осуществляется посредством решения задачи по определению научно-исследовательского потенциала учащихся школ г. Новосибирска. За механизм решения этой задачи принимается создание в школах профильных факультативных кружков, секций, центров с целью профориентации учащейся молодежи в сфере анализа финансовых операций по программе «Воскресная школа цифровой экономики».

Методология. Основу методологии определения научно-исследовательского потенциала учащихся средствами профориентации учащейся молодежи при решении и анализе финансовых операций по программе вуза составляет формализация междисциплинарных связей в образовательных программах среднего общего образования и программе подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 38.02.07 «Банковское дело».

В качестве основных составляющих системы междисциплинарных связей рассматриваются: экономический компонент профессиональной ориентации школьников; дисциплины математического и естественно-научного цикла ППССЗ; дисциплины общепрофессионального и профессионального циклов указанных программ.

Результаты. Предполагается, что результатами решения задачи по определению научно-исследовательского потенциала учащихся школ будут: современное представление школьников об актуальности и важности знаний в сфере экономической деятельности вне зависимости от их выбора будущей специальности; развитие аналитических способностей; умения и навыки применения инновационных методов для решения студенческих научно-исследовательских задач; овладение информационно-коммуникационными технологиями на достаточно высоком уровне; подготовленность учащейся

молодежи как будущих абитуриентов к исследовательской деятельности при освоении программ вузов и колледжей экономической направленности.

Заключение. Проект по развитию научно-исследовательской деятельности студентов в такой постановке послужит преемственности программ школьной профориентационной работы с ППССЗ в части совершенствования методик педагогических воздействий, направленных на самоопределение учащейся молодежи; развитию внешних связей вуза через создание регионального научно-исследовательского кластера учащейся молодежи; системному подходу к организации научно-исследовательской деятельности студентов уже с первых курсов, а также основой формирования у молодых людей как будущих студентов вуза нового междисциплинарного знания и профессиональных компетенций.

Introduction. The method of realization of the project of development of research activity of students of the Novosibirsk State University of Economics and Management "NINH" (NSUEM) by means of a problem of definition of research potential of pupils of schools of Novosibirsk is considered. The mechanism for solving this problem is the creation of specialized optional afterschool programs, sections, and centers in schools for the purpose of career guidance of students in the field of analysis of financial transactions under the program "Sunday school of digital economy".

Methodology. The basis of the methodology for determining the research potential of students, means of career guidance of students in ways of solving and analyzing financial transactions under the program of the University, is the formalization of interdisciplinary relations in educational programs of secondary General education and training programs for middle ranking specialists (TPMRS) in the specialty 38.02.07 Banking.

As the main components of the system of interdisciplinary relations are considered: the economic component of professional orientation of students; disciplines of math-

ematical and natural Sciences of TPMRS; General professional disciplines and professional cycles TPMRS of the above-noted educational programs.

Result. It is assumed that the results of solving the problem of determining the research potential of school students will be: modern representation of students about the relevance and importance of knowledge in the field of economic activity, regardless of the choice of future specialty; development of analytical abilities; skills and application of innovative methods of solving student research problems; mastering information and communication technologies at a; preparation of students as future entrants to research activities in the development of programs of universities and colleges of economic orientation.

Conclusions. Implementation of the project of development of research activity of students, in such a setting, there will be continuity of programs, school vocational guidance with TPMRS to improve methods of pedagogical influence aimed at self-determination of students; development of international relations of the University through the creation of a regional research cluster of students; a systematic approach to the organization of research activities of students, starting from the first year, as well as the basis for the formation of young people as future students of the University, a new interdisciplinary knowledge and professional competencies.

Ключевые слова: профориентация учащейся молодежи, научно-исследовательская активность студентов, система междисциплинарных связей.

Keywords: career guidance of students, research activity of students, system of interdisciplinary relations.

Введение

Объектом исследования в данной работе является научно-исследовательская активность студентов Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ), осваивающих программу подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 38.02.07 «Банковское дело». Образовательные программы вуза по этой и другим направлениям подготовки предоставляют студентам возможность показать высокий уровень интеллектуального развития не только в учебе, но и научно-исследовательской деятельности.

Причем к развитию научно-исследовательской деятельности студентов привели требования практически всех федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к содержанию рабочих программ в части формирования компетенций по умениям, знаниям и практическому опыту [1], среди которых мы хотим выделить компетенции построения

теоретических и экономических моделей для содержательной интерпретации получаемых результатов, а также решения аналитических и исследовательских задач с помощью современных технических средств и информационных технологий [18].

Однако в силу разных объективных и субъективных причин не всегда удается подготовить студентов к участию и выполнению научно-исследовательской работы, особенно на уровнях программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) и даже бакалавриата. Мы согласны с мнением наших коллег [6; 8; 21], что стратегия развития научно-исследовательской активности студентов должна быть направлена в первую очередь на формирование научно-исследовательских компетенций на «добакалаври-альном» уровне, то есть на уровне среднего общего образования.

В работе [16] рассматривается проект развития научно-исследовательской активности студентов НГУЭУ с использованием ресурсов вуза как реализация четырех задач, среди которых выделяется задача определения научно-исследовательского потенциала школ г. Новосибирска, Новосибирской области и Сибирского федерального округа. В качестве одного из предложенных механизмов решения этой задачи предусматривается создание в школах профильных факультативных кружков, секций, центров как новых инструментов профессиональной ориентации учащейся молодежи в будущей эффективной экономической деятельности. Важность подобных инструментов подчеркивается и в других работах [10; 13].

Среди задач школьной профориентационной работы выделяем важность подготовки учащихся совместно с вузами и колледжами к плавному переходу на следующий уровень обучения посредством разработки различных конвергентных программ, дискуссионных клубов, программ разноуровневого обучения, а также модернизации систем подготовки студентов-педагогов к профориентационной работе с учащимися [2; 3; 11; 19].

Новым этапом школьной профориентации стала научно-практическая конференция «Россия. Профориентация. Новый век», проведенная Федеральным институтом развития образования (ФИРО), материалы которой освещают возрождение и развитие региональных систем профориентации многих областей [17] как инновационных площадок социального партнерства [9; 15], причем их эффективность в качестве моделей организационных структур по внедрению научно-методических рекомендаций подтверждается и другим исследованием [4].

Таблица

Модель сети формирования междисциплинарных знаний, умений и практического опыта

Слои сети Основные компоненты сети по формированию междисциплинарных знаний, умений и практического опыта Комментарии

1. Требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена Специалист банковского дела(базовой подготовки) должен обладать общими компетенциями (ОК 1 ... ОК 11), соответствующими требуемым способностям. Специалист банковского дела (базовой подготовки)должен обладать профессиональными компетенциями (ПК 1.1 ... ПК 1.6; ПК 2.1 ... ПК 2.5), соответствующими заданным видам деятельности Не рассматриваются профессиональные компетенции углубленной подготовки специальности 38.02.07 «Банковское дело»

2. Рабочие учебные программы дисциплин и профессиональных модулей ЕН.02. Финансовая математика ОП.01. Экономика организации ОП.06. Финансы, денежное обращение и кредит ОП.09. Анализ финансово-хозяйственной деятельности МДК.02.01. Организация кредитной работы Дисциплины базового уровня ППССЗ

3. Цифровизация рабочих учебных программ дисциплин ЕН.03. Информационные технологии в профессиональной деятельности Необходимо введение требований к практическому опыту https://open.gov.ru/ events/5517496/ (дата обращения 14.03.2019)

4. Формализация междисциплинарных знаний, умений и практического опыта Перспективная программа профориентации учащейся молодежи в соответствии с курсом «Воскресная школа цифровой экономики» Реализация принципов междисциплинарной команды

Таким образом, очевидной формой профориен-тационной работы в новых условиях становится взаимодействие школ с социальными партнерами, в том числе в формах кластерной модели, как отражение единства образования и экономики регионов [5; 14; 20], конечно же, с учетом всего комплекса социально-психологических аспектов профориентации учащихся при соблюдении ФГОС [7].

В качестве предмета исследования стратегии развития научно-исследовательской активности студентов нами выбрана профессиональная ориентация учащейся молодежи на так называемом добакалавриаль-ном уровне.

Методология

Под стратегией исследования предмета (профессиональной ориентации учащейся молодежи) нами понимается создание модели сети, с помощью которой возможно формирование новых, по сравнению со школьной программой, междисциплинарных знаний, умений и практических навыков у учащихся -будущих студентов колледжей и вузов (табл.).

На первом слое модели сети мы выделили некоторые из предъявляемых ФГОС компетенций, которые составят базу профессиональной ориентации учащейся молодежи. Среди общих компетенций (ОК) выделим способность на уровне требований к практическому опыту:

- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения про-

фессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4);

- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5).

Среди профессиональных компетенций (ПК) выделим способность на уровне требований к знаниям:

- к ведению расчетных операций (ПК 1.1 ... ПК 1.6);

- осуществлению кредитных операций (ПК 2.1 ... ПК 2.5).

С учетом выбранных и необходимых учащимся компетенций сформировали второй слой модели, который представлен в рабочих учебных программах дисциплин ППССЗ базового уровня, содержание которых коррелируется с выбранными общими профессиональными компетенциями, ориентированными на информационные технологии.

Формирование третьего слоя модели обусловлено актуальностью внедрения цифровых технологий во всех сферах как важнейшего условия прорывного развития страны1. В связи с этим за основу цифровизации рабочих учебных программ дисциплин второго слоя модели выбрана дисциплина ЕН.03 «Информационные технологии в профессиональной деятельности», которая дополняется введением требований к практическому опыту.

На выбор организационного решения по цифрови-зации содержания рабочих программ указанных выше

1 Ежегодное Послание Президента РФ Федеральному Собранию [Электронный ресурс]. URL: https://open.gov.ru/events/5517496/.

Требования ФГОС СПО

Администрация образовательного учреждения

Преподаватель-тестировщик прикладного программного обеспечения

Ведущий лектор профессионального модуля

Ведущий лектор по дисциплине

Рис. 1. Команда разработчиков цифровой модели рабочей программы

дисциплин влияет как корпоративная этика образовательного учреждения, так и конечные цели (компетенции) дисциплин с учетом мнения преподавателей на основе принципов междисциплинарной команды, объединяющей всех участников единой целью и фокусом на достижение лучшего результата при освоении дисциплин (рис. 1) [12].

И наконец, на четвертом слое модели формализация междисциплинарных знаний, умений и практического опыта, выполненная командой разработчиков, позволила представить перспективную программу профориентации учащейся молодежи как программу курса «Воскресная школа цифровой экономики».

Содержание программы Воскресной школы цифровой экономики составляют три блока задач, которые направлены на формирование новых для учащихся междисциплинарных знаний, умений и практического опыта:

- по инфографике (цикл задач в Excel);

- по мультимедиа (цикл задач в Power Point);

- по визуализации (цикл задач в Paint - 3D).

Результаты

Новые знания и умения, которые получат учащиеся, слушатели воскресной школы в результате профориентации, позволят приобрести им первичный практический опыт, необходимый и для каждой семьи, в решении следующих задач:

- Какой банк предлагает наилучшие условия для вкладов?

- В каком банке выгоднее взять кредит?

- Какой способ начисления процентов выгоден для клиентов?

- Чем отличается начисление на вклад по простой, сложной и номинальной процентным ставкам?

- За какой срок первоначальный капитал увеличится до необходимой суммы?

- Как рассчитать срок кредита и величину процентной ставки?

- Чем отличаются виды финансовой ренты?

- Как составить или проверить план погашения кредита в заданных условиях?

- Какой должна быть величина простой или сложной процентных ставок, если кредитор желает получить требуемый процент доходности, причем с учетом инфляции текущей или перспективной?

- Как избежать убыточности финансовой операции при соответствующем уровне инфляции?

Чтобы получить ответ на последний вопрос, учащимся будет показан способ исследования одной из лекционных задач по курсу дисциплины «Финансовая математика» (рис. 2).

Исследование заключается в сравнении учебного варианта с исследовательским и визуализации получаемых результатов при изменении значений параметров реальной доходности.

Например, изменение периодичности начисления процентов (параметр т=2) не позволит избежать убыточности финансовой операции, а только приведет к ее увеличению (по абсолютной величине) (рис. 3).

В другом случае изменение значения уровня инфляции в большую сторону (параметр а=0,25) также не позволит избежать убыточности финансовой операции, а только приведет к ее значительному увеличению (рис. 4).

А I В . С : О | Е |_Г ,_(3_ Н | I |

Пример 4.8. Определить, какой реальной доходностью обладает финансовая операция, если при уровне инфляции 20% в год деньги вкладываются на 2 года под 15% годовых при ежемесячном начислении процентов.

Дано:

п~ = 2 года

и = 15% = 0,15

а = 20% = 0,20

т = 12

т + ]а

- - т\

Срок вклада в годах, п Уровень инфляции за год, а Номинальная ставка сложных процентовка Периодичность начисления процентов, т Индекс инфляции, 1а Доходность операции,

2 0,2 0,15 12 1,44 ■3,32

Г - 9

Ответ: реальная убыточность 3,32% годовых при ежемесячном начислении процентов.

Рис. 2. Учебный пример определения доходности финансовой операции

Рис. 3. Доходность операции при полугодовом начислении процентов

А В С О Е Р С Н

Варианты Срок вклада в годах, п Уровень инфляции за год, а Номинальная ставка сложных процентовка Периодичность начисления процентов, т Индекс инфляции, 1а Доходность операции, %, ]

Учебный 2 0,2 0,15 12 1,44 -3,32

Исследовательский 2 0,25 0,15 12 1,5625 -7,38

* о.оо

-2,00

-3,32

-4,00

-6,00 -7,38

-8 ПО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень инфляции за год, а 0,2 0,25

Рис. 4. Доходность операции при увеличении уровня инфляции

Рис. 5. Реальная доходность финансовой операции

Одним из возможных вариантов избежать убыточности финансовой операции может быть изменение номинальной ставки сложных процентов в сторону ее увеличения, как показано на рисунке 5.

Реальную доходность финансовой операции может принести также и уменьшение значения уровня инфляции.

Информация, представленная с помощью таблиц, гистограмм и других инструментов визуализации, является наиболее простым и эффективным способом трансляции данных. Microsoft Excel как одна из самых популярных программ для работы с электронными таблицами позволяет исследовать их, «поиграть» с ними, выявляя тем самым интересные свойства. Решение таких задач будущими студентами способствует лучшему усвоению логики рассуждений и доказательств, внимательному и критичному отношению к формулировке утверждений, повышению гибкости и быстроте абстрактного мышления.

Заключение

Реализация проекта развития научно-исследовательской деятельности студентов при предлагаемом подходе к ее организации послужит:

- основой формирования у молодых людей как будущих абитуриентов вуза нового междисциплинарного знания и профессиональных компетенций, которые будут способствовать включению студентов в исследовательскую работу уже с первых курсов;

- преемственности программ школьной профори-ентационной работы с ППССЗ и ОПОП бакалавриата

в части совершенствования методик педагогических воздействий, направленных на самоопределение учащейся молодежи;

- развитию внешних связей вуза как участника регионального научно-исследовательского кластера учащейся молодежи.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.07 Банковское дело [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70627116/ (дата обращения: 11.11.2019).

2. Артемьев И. А., Полумордвинова А. А. Модели конвергентных программ среднего общего и среднего профессионального образования по специальностям приоритетных отраслей экономики // Среднее профессиональное образование. 2016. № 5. С. 3-9.

3. Белоусов А. Е. Организационно-педагогические условия непрерывного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на этапах общего и среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2016. № 5. С. 13-16.

4. Блинов В. И. Эффективные практики профессиональной ориентации в регионах России // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1(25). С. 6-8.

5. Васенин Е. И. Дуальное образование как механизм кластерного взаимодействия профессиональных образовательных организаций и бизнеса // Среднее профессиональное образование. 2017. № 9. С. 30-33.

6. Исследовательская компетенция студента-бакалавра / Л. А. Вовси-Тиллье, Н. А. Калашникова, И. К. Кардович, Д. А. Миронова // Среднее профессиональное образование. 2019. № 7. С. 19-23.

7. Воротникова Н. В., Бондарева И. Ю., Киселева Е. Н. Социально-психологические аспекты профессиональной ориентации учащихся в условиях реализации ФГОС ООО // Про-

фессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 3 (23). С. 52-55.

8. Голуб Л. В., Голуб В. В. Методологические основы преемственной научно-исследовательской деятельности студентов // Среднее профессиональное образование. 2016. № 10. С. 27-34.

9. Джантотаева Э. Ю., Назаренко Т. Н. Реализация образовательных программ предпрофессионального профильного обучения в рамках работы краевой инновационной площадки в соответствии с требованиями работодателей и профстандартов // Среднее профессиональное образование. 2018. № 9. С. 9-16.

10. Ермаков Д. С. Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация школьников: историко-педагоги-ческие аспекты, современный взгляд // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 3 (27). С. 75-80.

11. Задачи школьной профориентационной работы [Электронный ресурс]. URL: https://proforientatsia.ru/career-guidance/ proforientatsiya-v-shkole/ (дата обращения: 11.11.2019).

12. Куц М., Патрушев С., Степанова Я. Цифровая трансформация рабочей программы дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке : сб. ст. по материалам XXXVI-XXXVII Междунар. науч.-практ. конф. № 6-7(33). Новосибирск, 2019. C. 5-10.

13. Минеев В. Е., Федотов А. С., Ахмеджанов Р. Р. Профильные классы как одна из эффективных форм профориентации подростков // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 4 (32). С. 70-75.

14. Мухаметзянова Ф. Ш. Кластерная модель профориентационной работы с учащейся молодежью // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 2 (22). С. 24-29.

15. Панина С. В. Социальное партнерство в профессиональной ориентации молодежи Республики Саха (Якутия) // Среднее профессиональное образование. 2016. № 4. С. 57-61.

16. Патрушев С. Б., Куц М. Н., Степанова Я. В. Проект: развитие научно-исследовательской активности студентов // Среднее профессиональное образование. 2019. № 7. С. 32-35.

17. Россия. Профориентация. Новый век : сборник материалов научно-практической конференции [Электронный ресурс] / под ред. Г В. Резапкиной. URL: https://cposo.ru/rs/cppk/ profmaterial/proforientacija_novyj_vek.pdf (дата обращения: 11.11.2019).

18. Сайтбагина Л. А. Прогнозирование результатов развития исследовательской деятельности студентов вуза: сценарный подход // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 3(23). С. 115-118.

19. Чаптыкова О.Ю. Подготовка будущего учителя к педагогическому сопровождению профессионального самоопределения школьников // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. C. 78-83.

20. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф. О готовности учителя к решению проблем профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 2 (22). С. 15-18.

21. Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь становления исследовательской и информационной компетентности студентов в условиях информатизации образования / В. Л. Шапошников, Т. Л. Шапошникова, А. Е. Карасева, М. Л. Романова // Среднее профессиональное образование. 2017. № 1. С. 37-41.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 38.02.07

Bankovskoe delo [Federal state educational standard of secondary vocational education in the specialty 38.02.07 Banking]. Available at: https://www.garant.ru/ products/ipo/ prime/doc/70627116/ (accessed 11.11.2019). (In Russian).

2. Artemyev I. A., Polumordvinova A. A. Modeli konvergentnyh programm srednego obshchego i srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nostyam prioritetnyh otraslej ekonomiki [General Secondary and Secondary Vocational Education Convergent Programs Models on Specialties of Economy Priority Sectors]. Secondary Vocational Education, 2016, no. 5, pp. 3-9. (In Russian).

3. Belousov A. E. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya nepre-ryvnogo soprovozhdeniya professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchihsya na etapah obshchego i srednego profes-sional'nogo obrazovaniya [Organizational and Pedagogical Conditions of Students' Professional Self-Determination Continuous Support at the Stages of General and Secondary Vocational Education]. Secondary Vocational Education, 2016, no. 5, pp. 13-16. (In Russian).

4. Blinov V. I. Effektivnye praktiki professional'nojorientacii v regionah Rossii [Effective vocational guidance practices in the regions of Russia]. Professional Education in Russia and Abroad, 2017, no. 1 (25), pp. 6-8. (In Russian).

5. Vasenin E. I. Dual'noe obrazovanie kak mekhanizm klasternogo vzaimodejstviya professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij i biznesa [Dual Education as a Cluster Cooperation Mechanism of Vocational Educational Organizations and Business]. Secondary Vocational Education, 2017, no. 9, pp. 30-33. (In Russian).

6. Vovsi-Tillie L. A., Kalashnikova N. A., Kardovich I. K., Mironova D. A. Issledovatel'skaya kompetenciya studenta-bakalavra [Bachelor Students' Research Competence]. Secondary Vocational Education, 2019, no. 7, pp. 19-23. (In Russian).

7. Vorotnikova N. V., Bondareva I. Yu., Kiseleva E. N. Social'no-psihologicheskie aspekty professional'nojorientacii uchash-chihsya v usloviyah realizacii FGOS OOO [Socio-psychological aspects of vocational guidance of students in the context of national education standards of basic general education implementation]. Professional Education in Russia and Abroad, 2016, no. 3 (23), pp. 52-55. (In Russian).

8. Golub L. V., Golub V. V. Metodologicheskie osnovy preemstvennoj nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov [Methodological bases of Students' Successive Scientific Research Work]. Secondary Vocational Education, 2016, no. 10, pp. 27-34. (In Russian).

9. Jantotaeva E. Yu., Nazarenko T. N. Realizaciya obrazovatel'nyh programm predprofessional'nogo profil'nogo obucheniya v ramkah raboty kraevoj innovacionnoj ploshchadki v sootvetstvii s trebovaniyami rabotodatelej i profstandartov [Implementation of Educational Programs of PreProfessional Profile Training Within the Framework of the Regional Innovation Platform's Work in Accordance with the Requirements of Employers and Professional Standards]. Secondary Vocational Education, 2018, no. 9, pp. 9-16. (In Russian).

10. Ermakov D. S. Professional'noe samoopredelenie i professio-nal'naya orientaciya shkol'nikov: istoriko-pedagogicheskie aspekty, sovremennyj vzglyad [Professional self-identification and vocational counselling of schoolchildren: historical and pedagogical aspects, the modern view]. Professional Education in Russia and Abroad, 2017, no. 3 (27), pp. 75-80. (In Russian).

11. Zadachi shkol'nojproforientacionnojraboty [Tasks of school career guidance work]. Available at: https://proforientatsia.ru/ career-guidance/proforientatsiya-v-shkole/ (accessed 11.11.2019). (In Russian).

12. Kutz M., Patrushev S., Stepanova Y. Cifrovaya transformaciya rabochejprogrammy discipliny «Teoriya veroyatnosteji matematicheskaya statistika [Digital transformation of the work

program of the discipline "Probability Theory and Mathematical Statistics]. Collection of articles based on materials of the XXXVI-XXXVII international scientific-practical conference "Experimental and theoretical research in modern science", No. 6-7 (33). Novosibirsk, 2019, pp. 5-10. (In Russian).

13. Mineev V. E., Fedotov A. S., Akhmedzhanov R. R. Profil'nye klassy kak odna iz effektivnyh form proforientacii podrostkov [Specialized classes as one of the most effective forms of vocational guidance of teenagers]. Professional Education in Russia and Abroad, 2018, no. 4 (32), pp. 70-75. (In Russian).

14. Mukhametzyanova F. S. Klasternaya model' proforientacionnoj raboty s uchashchejsya molodezh'yu [Cluster model of vocational guidance of students.]. Professional Education in Russia and Abroad, 2016, no. 2 (22), pp. 24-29. (In Russian).

15. Panina S. V. Social'noe partnerstvo v professional'noj orientacii molodezhi Respubliki Saha (Yakutiya) [Social Partnership in Youth's Vocational Guidance in the Sakha (Yakutia) Republic]. Secondary Vocational Education, 2016, no. 4, pp. 57-61. (In Russian).

16. Patrushev S. B., Kuts M. N., Stepanova Y. V. Proekt: razvitie nauchno-issledovatel'skojaktivnosti studentov [Project: the Development of Students' Research Activity]. Secondary Vocational Education, 2019, no. 7, pp. 32-35. (In Russian).

17. Rossiya. Proforientaciya. Novyjvek : sbornik materialov nauchno-prakticheskoj konferencii [Collection of materials of the scientific-practical conference "Russia. Career Guidance. New Century"]. Available at: https://cposo.ru/rs/cppk/profmaterial/

proforientacija_novyj_vek.pdf (accessed 11.11.2019). (In Russian).

18. Saitbagina L. A. Prognozirovanie rezul'tatov razvitiya issledo-vatel'skojdeyatel'nosti studentov vuza: scenarnyjpodhod [Forecasting the results of development of student's research activity: script approach]. Professional Education in Russia and Abroad, 2016, no. 3 (23), pp. 115-118. (In Russian).

19. Chaptykova O. Yu. Podgotovka budushchego uchitelya k pedagogicheskomu soprovozhdeniyu professional'nogo samoopredeleniya shkol'nikov [Preparation of the future teacher for pedagogical support of professional self-determination of schoolchildren]. Vocational Education and the Labor Market, 2019, no. 3, pp. 78-83. (In Russian).

20. Chistyakova S. N., Rodichev N. F. O gotovnosti uchitelya k resheniyu problem professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchihsya v sovremennyh usloviyah [About the readiness of teachers to solve problems of professional self-determination of students in modern conditions]. Professional Education in Russia and Abroad, 2016, no. 2 (22), pp. 15-18. (In Russian).

21. Shaposhnikov V. L., Shaposhnikova T. L., Karasev, A. E., Romanova M. L. Vzaimosvyaz' stanovleniya issledovatel'skoj i informacionnoj kompetentnosti studentov v usloviyah informatizacii obrazovaniya [Interrelation of Students' Research and Information Competence Formation in Terms of Education Informatization]. Secondary Vocational Education, 2017, no. 1, pp. 37-41. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.