Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ЭКОНОМИСТА В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО И ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ЭКОНОМИСТА В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО И ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЦИФОВИЗАЦИЯ / ИНФОРМАТИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белолобова А. А.

В статье поведен анализ научной литературы по проблеме развития информационнокоммуникационной компетентности будущего экономиста, рассмотрена история появления термина ИКТ-компетентность, сформулировано понятие ИКТ-компетентности будущего экономиста и выявлен набор навыков, относящихся к ИКТ-компетентности будущего экономиста, выпускника среднего профессионального образования (далее СПО). Определение теоретико-методологической основы повышения ИКТ-компетентности будущих экономистов в условиях цифровизации образования и общества. Исследование основано на использовании теоретического анализа трудов с целью изучения разработанности проблемы и метода дискурсивной рефлексии с целью построения теоретических формулировок практических рекомендаций на основе имеющегося опыта. В статье рассмотрены модели, описывающие влияние цифровых инструментов на образование и сформулированы условия для развития ИКТ-компетентности будущего экономиста в условиях цифровизации образования и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белолобова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCYOF A FUTURE ECONOMIST IN CONDITIONS OF MIXED AND E-LEARNING

The article analyzes the scientific literature on the development of information and communication competency of a future economist. The history of the term ICT competence is considered. The concept of ICT competence of a future economist is determined and a set of skills related to the ICT competence of a future economist, a graduate of secondary vocational education (hereinafter SPO), is defined. The theoretical and methodological basis for improving the ICT competence of future economists in conditions of digitalization of education and society is determined. The research is based on the use of theoretical analysis of works in order to study the development of the problem and the method of discursive reflection in order to build theoretical formulations of practical recommendations based on existing experience. The article considers the models describing digital tools influence on education and formulates the conditions for the development of the ICT competence of a future economist.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ЭКОНОМИСТА В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО И ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

SECTION 3. PROBLEMS OF DIGITALIZATION IN THE FIELD OF EDUCATION

DOI 10.26105/SSPU.2021.73.4.017 УДК 377.5:004 ББК 74.474.53с51

А.А. БЕЛОЛОБОВА РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-

КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ЭКОНОМИСТА В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО И ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

A.A. BELOLOBOVA DEVELOPMENT OF INFORMATION

AND COMMUNICATION COMPETENCY OFA FUTURE ECONOMIST IN CONDITIONS OF MIXED AND E-LEARNING

В статье поведен анализ научной литературы по проблеме развития информационно-коммуникационной компетентности будущего экономиста, рассмотрена история появления термина ИКТ-компетентность, сформулировано понятие ИКТ-компе-тентности будущего экономиста и выявлен набор навыков, относящихся к ИКТ-компе-тентности будущего экономиста, выпускника среднего профессионального образования (далее СПО).

Определение теоретико-методологической основы повышения ИКТ-компетентности будущих экономистов в условиях цифровизации образования и общества.

Исследование основано на использовании теоретического анализа трудов с целью изучения разработанности проблемы и метода дискурсивной рефлексии с целью построения теоретических формулировок практических рекомендаций на основе имеющегося опыта.

В статье рассмотрены модели, описывающие влияние цифровых инструментов на образование и сформулированы условия для развития ИКТ-компетентности будущего экономиста в условиях цифровизации образования и общества.

The article analyzes the scientific literature on the development of information and communication competency of a future economist. The history of the term ICT competence is considered. The concept of ICT competence of a future economist is determined and a set of skills related to the ICT competence of a future economist, a graduate of secondary vocational education (hereinafter SPO), is defined.

The theoretical and methodological basis for improving the ICT competence of future economists in conditions of digitalization of education and society is determined.

The research is based on the use of theoretical analysis of works in order to study the development of the problem and the method of discursive reflection in order to build theoretical formulations of practical recommendations based on existing experience.

The article considers the models describing digital tools influence on education and formulates the conditions for the development of the ICT competence of a future economist

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИКТ-компетентность, компьютерная грамотность, цифровая грамотность, цифовизация, информатика, информационные технологии.

KEY WORDS: ICT competency, computer literacy, digital literacy, digitalization, IT, information technologies.

ВВЕДЕНИЕ. Одной из уникальных черт современного общества является цифровиза-ция, к ключевым свойствам которой относится исключительная роль информации в повседневной жизни человека и его профессиональной деятельности.

В связи с повсеместным применением цифровых инструментов и ИКТ меняются и требования к специалисту, попадающему на рынок труда. Сегодня к навыкам, необходимым современному выпускнику для профессиональной деятельности, добавляются новые цифровые навыки, а это значит, что перед педагогом стоит новая задача — подготовить студентов к жизни и работе в постоянно меняющемся цифровом мире.

К 2020 году острая необходимость формирования цифровых навыков обозначена во многих национальных программах и проектах, таких как проект «Современная цифровая образовательная среда Российской Федерации», национальный проект «Образование», программа «Цифровая экономика» и др. [11; 10, с. 2].

Под развитием цифровых компетенций в национальных проектах обычно понимается не только подготовка компетентных технических специалистов, но и подготовка ИКТ-ком-петентных представителей сфер деятельности вне информационных технологий, способных жить и работать в условиях цифровизации экономики и общества.

ЦЕЛЬ СТАТЬИ — определение теоретико-методологической основы повышения ИКТ-ком-петентности будущих экономистов в условиях цифровизации образования и общества.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Исследование основано на использовании теоретического анализа трудов с целью изучения разработанности проблемы и метода дискурсивной рефлексии с целью построения теоретических формулировок практических рекомендаций на основе имеющегося опыта.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ. Анализ научной литературы по теме исследования показал, что проблема формирования ИКТ-компетентности специалистов различных направленностей давно и активно изучается. Большое количество научной литературы посвящено вопросам формирования ИКТ-компетентности будущих педагогов. Например, необходимость формирования ИКТ-компетентности описана в исследованиях М.П. Лапчика, В.В. Гриншкуна и др. Специфика формирования ИКТ-компетентности будущих экономистов менее изучена, описана в исследованиях Л.С. Галкиной, И. Л. Савостьяновой и др. [8, с. 130; 15, с. 16; 4, с. 20; 6, с. 7].

В 1980-х влияние технологий на общество становится заметным, и в это время в советской литературе стали подниматься вопросы развития цифровых навыков. В литературе появляются термины: «компьютерная грамотность», «информатизация», «информационная культура». Так, к 1990 году информационная культура стала актуальным исследовательским направлением, которому был просвещён сборник научных работ «Информатика и культура».

Предмет «Основы информатики и вычислительной техники» появляется в школьной программе к 1985 г., как и в СПО. А это значит, что проблема ИКТ-компетентности населения становится общегосударственной задачей.

Термин «ИКТ-компетентность» появляется вместе с компетентностным подходом на рубеже 1990-х — 2000-х. Если рассматривать термин «ИКТ-компетентность», то О.Б. Зайцева определяет его как «набор личностных качеств, обусловливающих готовность к профессиональной деятельности в условиях информатизации» [7, с 19].

Сегодня под ИКТ-компетентностью обычно подразумевается набор личностных качеств, позволяющих специалисту работать в новых реалиях.

На сегодняшний день в России действует программа «Цифровая экономика Россия 2024», одним из направлений которой является «Кадры для цифровой экономики». В рамках данного направления планируется подготовка не только специалистов в области информационных технологий, но и специалистов нецифровых специальностей, готовых к работе в цифровом мире и обладающих достаточной для этого ИКТ-компетентностью [14].

В приказе об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» от 20 января 2020 года сформулированы ключевые компетенции цифровой экономики, которые должны войти в число компетенций, отражающих уровень ИКТ-компетентности выпускника.

Под выпускниками СПО, обладающими ключевыми для цифровой экономики компетенциями, в рамках данной программы подразумеваются лица, освоившие образовательные программы среднего профессионального образования, обладающие ключевыми компетенциями цифровой экономики.

В данном документе обозначен перечень ключевых компетенций цифрового мира. В перечень вошли:

1. Коммуникация и кооперация в цифровой среде. Таким образом, специалист, работающий в условиях цифровой экономики, должен грамотно выбирать каналы взаимодействия для выполнения профессиональных задач.

2. Саморазвитие в условиях неопределенности подразумевает, что в условиях постоянного развития технологий обучение длинною в жизнь становится неотъемлемой частью работы над собой грамотного специалиста, а способность организации профессионального роста в цифровой среде становится важным качеством современного выпускника.

3. Креативное мышление. Креативность в современном мире, где рутинные операции часто выполняют роботы, программы и алгоритмы — очень важное качество для специалиста. Ведь именно в решении нестандартных задач всё еще сложно заменить человека.

4. Управление информацией и данными. Правильная работа с информацией в мире, где её объем растет с каждым днем — очень важное для современного профессионала качество. Правильные способы хранения обработки и передачи информации помогут специалисту не «утонуть» в потоке информации.

5. Критическое мышление в цифровой среде. Предполагает способность человека проводить оценку информации, ее достоверность, строить логические умозаключения на основании поступающих данных [14].

Перечень ключевых компетенций един для высшего, среднего и дополнительного образования всех специальностей.Таким образом, можно говорить о том, что в перечень ключевых для цифровой экономики компетенций вошли надпрофессиональные навыки, призванные подготовить выпускника к работе в цифровом мире и сделать взаимодействие с цифровой средой в процессе работы максимально комфортным.

В связи с процессом цифровизации общества становится острым вопрос о подготовке кадров для цифровой экономики, и не последнюю роль здесь играет значимость развития ИКТ-компетентности выпускников экономических специальностей, ведь деятельность экономистов специфична и напрямую связана с работой с информацией и компьютерной техникой, а также обработкой массивов быстро меняющейся экономической информации, что требует повышенной компьютерной грамотности.

Исследователи сходятся во мнении, что изучение цикла информационных дисциплин у будущих экономистов сводится к освоению узкого набора программных средств и технологий,

что нельзя отнести к полноценному формированию ИКТ-компетентности как способности ориентироваться в изменяющемся цифровом пространстве.

Для развития ИКТ-компетентности необходимо сформировать перечень необходимых навыков, для этого необходимо проанализировать Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.07 Банковское дело и выбрать компетенции, направленные на облегчение работы в цифровом мире. В данном документе в блоке общекультурных компетенций (ОК) к компетенциям, необходимым в цифровом обществе, можно отнести ОК 2 — ОК 5 и ОК 9 [13].

Данные компетенции, как и ключевые компетенции, обозначенные в методике расчета показателей федерального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», подчеркивают необходимость цифровой грамотности. В перечень компетенций вошли: умение осуществлять коммуникацию в сети, необходимость саморазвития в условиях частой смены технологий и быстрого развития общества, необходимость развития креативности и способности решения нестандартных задач, умение работать с информацией и данными, а также умения провести оценку качества подобранной для выполнения профессиональных задач информации.

В перечень компетенций, относящихся к развитию ИКТ-компетентности, вошли только общекультурные компетенции. Однако в требованиях к знаниям, умениям и практическому опыту можно отметить виды деятельности, которые помогут развить обучающимся практические навыки, которые уже вошли в перечень ключевых для цифровой экономики компетенций, а именно: использование телекоммуникационных технологий, использование информационных технологий для сбора, обработки, накопления и анализа информации и т.д.

Для формирования ИКТ-компетентности необходимо определить сущность и содержание понятия ИКТ-компетентности будущих экономистов, поскольку она будет иметь некоторые особенности.

При рассмотрении научных работ российских ученых, посвященных ИКТ-компетентности различных специалистов и экономистов, в частности, можно выявить одну закономерность, общим в определении данного понятия является следующее: ИКТ-компетентность будущего экономиста — это совокупность знаний, умений и навыков человека, делающих его способным осуществлять основные действия с экономической информацией, а именно: хранение, поиск, обработку и передачу посредством компьютерной техники и коммуникационных технологий с целью решения профессиональных задач.

Таким образом, на основании анализа нормативных документов и научной литературы, определим ИКТ-компетентность будущего экономиста как совокупность личностных качеств, позволяющих специалисту самостоятельно использовать современные технологические решения в своей жизни и профессиональной деятельности в условиях цифрового общества.

В работе Ахметзяновой И.С., Садриевой Л.М. сформулированы ключевые цифровые компетенции, необходимые будущему экономисту в профессиональной деятельности:

1. Владеть технологией обработки экономической и финансовой информации, методами компьютерного экономико-математического моделирования.

2. Применять программные продукты в сфере экономики;

3. Владеть технологией работы с информацией в базах данных;

4. Владеть технологией поиска, обработки нормативно-правовых документов;

5. Владеть технологией обмена информацией в сети [9].

Данные компетенции в значительной мере перекликаются с ключевыми компетенциями цифровой экономики, сформулированными в приказе об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» от 20 января 2020 года, которые вошли в число компетенций, отражающих уровень ИКТ-компетентности выпускника.

ИКТ-компетентность часто связывают не только с информационной культурой, но и с компьютерной грамотностью, что подчеркивает значимость знаний и умений из области информатики и ИК Т. И. Л. Савостьяновой был проведен анализ ИКТ-компетентности действующих экономистов. Специалисты подчеркивали необходимость самообучения, самыми востребованными разделами информатики, по их мнению, стали офисные технологии и профессиональные информационные системы [15, с. 116].

В современном мире информационные технологии используются во всех сферах деятельности, и образование не стало исключением. Технологии меняются каждый день, и изучение всего множества новых инструментов и сервисов становится невозможным. В связи с этим возникает острая необходимость в развитии цифровых навыков как метапред-метных не путем увеличения количества часов, посвящённых дисциплинам, изучающим информационные технологии и добавления новых разделов в рабочие программы, а путем поиска и педагогических технологий, способных развивать цифровые компетенции в рамках всего процесса обучения.

Одним из вариантов решения данной проблемы является использование в образовательном процессе в качестве инструмента формирования ИКТ-компетенций современных технологий, которые позволяют моделировать реальную информационную деятельность, в частности, деятельность экономиста.

Некоторые авторы говорят о возможности развития цифровых навыков у экономистов не только в рамках дисциплин «Информатика и информационные технологии», но и отмечают положительное влияние применения компьютеров в рамках специальных дисциплин, прежде всего, теоретических экономических дисциплин [12, c. 118].

Если рассматривать подходы и модели цифровой трансформации образования и их влияния на процесс обучения и формирования компетентности будущих специалистов всех областей, то они зачастую основаны на таксономии Блума или используют классификацию учебных целей, которые она описывает.

Таксономия Блума представляет собой обучение через набор концепций, которые начинаются с навыков мышления низшего порядка и продвигаются к навыкам мышления более высокого порядка [5].

Согласно данной таксономии, уровни освоения материала можно разделить на 6 уровней: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Каждый из уровней предполагает: припоминание информации, понимание значения, использование информации в новой ситуации, разделение информации на части для лучшего понимания, соединение идеи для создания чего-то нового, создание суждений относительно ценности соответственно.

Благодаря внедрению их в образовательный процесс, технологии, делая обучение интерактивным, значительно расширяют возможности реализации представленных в таксономии Блума целей и задач [9, с. 9].

Проблемой «встраивания» технологий в образовательный процесс занимаются ученые по всему миру. Так, например, этому вопросу посвящена концепция «Технологическое педагогическое знание содержания», в других источниках «Технологическая, педагогическая и содержательная база знаний» [90] (ориг. Technological pedagogical content knowledge, TPACK) — это модель, позволяющая понять и описать знания, которые необходимы педагогу для эффективного обучения в условиях компьютеризации и цифровизации образовательной среды, с современными технологиями обучения [17].

Данная модель подчеркивает важность знаний в области технологий для их интеграции в образовательный процесс и важность взаимодействия между содержанием образования, педагогикой и технологическим изложением материала. При данном подходе в основе результативного обучения с использованием технологий лежат три основных компонента: содержание, педагогика и технология, а также взаимоотношения между ними [3].

Моделью, рассматривающей характер интеграции цифровых технологий в образовательный процесс, является модель SAMR (The Substitution-Augmentation-Modification-Redefinition Model). Модель, разработанная Рубеном Р. Пуэнтедором, объясняет возможности внедрения современных технологий в процесс обучения и объясняет новые возможности, которые дает использование технологий в обучении. В основе данной модели лежат четыре уровня изменений, которые могут привнести современные информационные технологии в образовательный процесс:

— замещение традиционных педагогических инструментов, которое не изменило сути образовательного процесса;

— улучшение традиционных педагогических инструментов. Более эффективное решение учебных задач;

— изменение педагогической практики. Позволяет решать сложные учебные задачи, которые были невозможны без применения технологий;

— преобразование педагогической практики. Задействованы области, недоступные ранее.

Внедрение информационных технологий на сегодняшний день по-прежнему является одним из приоритетных направлений, обеспечивающим достижение высокого качества профессионального образования.

М.И. Бекоева предлагает использовать различные электронные издания и ресурсы в учебном процессе с целью формирования ИКТ-компетенций [2].

Ф.Х. Хабибулин также подчеркивает положительное влияние активных методов обучения и погружения студентов в информационную деятельность на основе ИКТ на процесс формирования ИКТ-компетентности будущих специалистов, прежде всего педагогов [16, с. 130].

Таким образом, для органичного «вплетения» новых навыков в систему знаний студентов современные информационные технологии должны стать неотъемлемым инструментом для студента, быть не только предметом изучения, но и способом обучения.

Если говорить о дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» в курсе СПО, то применение современных инструментов может помочь студентам осознать, что жизнь современного профессионала невозможна без цифровых навыков, а технологичные решения могут в значительной мере облегчить работу с информацией.

На данный момент существует огромное количество цифровых инструментов, способных автоматизировать педагогическую деятельность.

Использование современных сервисов в образовательных целях позволит продемонстрировать, что мобильный телефон и компьютер — это не только средство для развлечения, но и помощник, который необходим в профессиональной деятельности.

Многие авторы, изучавшие вопрос ИКТ-компетентности, подчеркивали, что для её формирования недостаточно перечня программных продуктов, которые входят в рабочую программу.

Использование разнообразных ресурсов может помочь ориентироваться в цифровой среде. Изучить все программные продукты невозможно, но суть формирования ИКТ-компетентно-сти и заключается в том, чтобы научить студентов ориентироваться в новых программных продуктах самостоятельно, т.е. научить их не бояться технологий и научить их учиться.

При применении различных сервисов и приложений в образовательном процессе может быть сформирован навык восприятия интерфейса программ. Ведь на сегодняшний день большинство программ обладает схожим интуитивно понятным интерфейсом, ориентированным на пользователя.

Кроме того, такой подход может продемонстрировать, что на сегодняшний день практически под каждую задачу есть уже готовый инструмент.

ВЫВОДЫ. Анализ научной литературы по проблеме развития ИКТ-компетентности будущего экономиста в условиях электронного и смешанного обучения позволил проанализировать базовые понятия исследования, теоретически обосновать условия развития ИКТ-компетентности будущего экономиста в условиях цифровизации образования и общества.

Систематизация и анализ материалов исследования позволяет сделать следующие выводы.

Влияние технологий на общество, экономику, рынок труда становится всё более заметным. Это нашло своё отражение в большом количестве национальных образовательных программ и проектов. На сегодняшний день сформулирован перечень ключевых компетенций для кадров цифровой экономики. В этот перечень вошли: коммуникация и кооперация в цифровой среде, саморазвитие в условиях неопределенности, креативное мышление, управление информацией и данными, критическое мышление в цифровой среде.

На основе анализа различных подходов к определению ИКТ-компетентности, и анализа современных требований к ИКТ-компетентности экономиста сформулировано понятие ИКТ-компетентности будущего экономиста как совокупности личностных качеств, позволяющих специалисту самостоятельно использовать современные технологические решения в своей жизни и профессиональной деятельности в условиях цифрового общества.

На основании анализа научной литературы и действующих нормативно-правовых актов выявлен набор навыков, относящихся к ИКТ-компетентности будущего экономиста, выпускника СПО.

Сформулировано теоретическое обоснование положительного влияния применения цифровых инструментов на формирование ИКТ-компетентности.

Рассмотрены модели, описывающие влияние цифровых инструментов на образование.

В целом, влияние e-lerarning на ИКТ-компетентность будущего экономиста-выпускника СПО является недостаточно изученной проблемой и требует более детального рассмотрения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Автономная некоммерческая организация «Цифровая экономика». URL: https://data-economy.ru/ (дата обращения: 09.05.2020).

2. Бекоева М.И. Формирование профессиональной компетентности магистранта — будущего педагога на основе практико-ориентированного подхода // Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 3. С. 13.

3. Воронин Д.М., Хотулёва О.В., Завальцева О.А. Значение структуры технологического педагогического содержания знаний для преподавания биологии // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/znacheme-struktury-tehnologicheskogo-pedagogicheskogo-soderzhaniya-znaniy-dlya-prepodavaniya-biologii (дата обращения: 09.05.2020).

4. Галкина Л.С. Методика развития ИКТ-компетентности будущих экономистов и менеджеров средствами облачных технологий при обучении дисциплинам информационного цикла: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск: Сибирский Федеральный университет, 2017. 177 с.

5. Глотова М.Ю., Самохвалова Е.А. Цифровая таксономия Блума и модель цифровой трансформации образования в учебном процессе вуза // Информатика и образование. 2019. № 6. С. 42-48. URL: https://doi.org/10.32517/0234-0453-2019-34-6-42-48 (дата обращения: 20.11.2019).

6. Гриншкун В.В. Информатизация в контексте развития педагогического образования // Вестник РУДН. Сер. Информатизация образования. 2014. № 2. С. 5-10. URL: https://cyberleninka.ru/ article/v/informatizatsiya-v-kontekste-razvitiyapedagogicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 20.11.2019).

7. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: автореф. дис . канд. пед. наук: 13.00.08. Брянск, 2002. 19 с.

8. Лапчик М.П. О формировании ИКТ-компетентности бакалавров педагогического направления // Современные проблемы науки и образования. 2012. № . 1. С. 130-130.

9. Мельничук М.В. Традиционный императив и инновационная парадигма в контексте высшего образования // Международный журнал экономики и образования. 2016. Т. 2, № 4. С. 5-17.

10. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р. URL: http://base.garant.ru/71734878/ (дата обращения: 20.11.2019).

11. Паспорт национального проекта «Образование»: утв. протоколом президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 № 16 // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL: https://legalacts.ru/ doc/pasport-natsionalnogo-proekta-obrazovanie-utv-prezidiumom-soveta-pri-prezidente/ (дата обращения: 20.11.2019).

12. Платонова Т.Е. Проблемы внедрения технологий цифровой экономики на современном этапе развития экономического образования в России // Вестник Алтайской академии экономик и права. 2019. № 5, Ч. 1. С. 116-120.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.07 Банковское дело: Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. № 837. URL: https://study.garant.ru/#/ document/70727116/paragraph/11/doclist/0/selflink (дата обращения: 20.11.2019).

14. Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации: Приказ Минэкономразвития России от 24.01.2020 N 41. URL: https://www.economy.gov.ru/material/ dokumenty/prikaz_minekonomrazvitiya_rossii_ot_24_yanvarya_2020_g_41.html (дата обращения: 17.09.2020).

15. Савостьянова И.Л. Методическая система формирования профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов в дисциплинах информационного цикла: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2015. 212 с.

16. Хабибуллин Ф.Х. К проблеме формирования информационной компетентности будущего педагога // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2007. № 3. С. 126-133.

17. The Tpack.org. URL: http://tpack.org/ (дата обращения: 11.12.2019).

REFERENCES

1. Avtonomnaya nekommercheskaya organizatsiya «Tsifrovaya ekonomika» [Autonomous non-profit organization «Digital Economy»]. URL: https://data-economy.ru/ (data obrashcheniya: 09.05.2020). (In Russian).

2. Bekoeva M.I. Formirovanie professional'noy kompetentnosti magistranta — budushchego pedagoga na osnove praktiko-orientirovannogo podkhoda [Formation of professional competence of a master's student-a future teacher on the basis of a practice-oriented approach]// Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 3. S. 13. (In Russian).

3. Voronin D.M., Khotuleva O.V., Zaval'tseva O.A. Znachenie struktury tekhnologicheskogo pedagog-icheskogo soderzhaniya znaniy dlya prepodavaniya biologii [The significance of the structure of technological pedagogical content of knowledge for teaching biology] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018. № 60-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-struktury-tehnologicheskogo-pedagogicheskogo-soderzhaniya-znaniy-dlya-prepodavaniya-biologii (data obrashcheniya: 09.05.2020). (In Russian).

4. Galkina L.S. Metodika razvitiya IKT-kompetentnosti budushchikh ekonomistov i menedzherov sredst-vami oblachnykh tekhnologiy pri obuchenii distsiplinam informatsionnogo tsikla:[Methodology for the development of ICT competence of future economists and managers by means of cloud technologies in teaching disciplines of the information cycle] dis. ... kand. ped. nauk. Krasnoyarsk: Sibirskiy Feder-al'nyy universitet, 2017. 177 s. (In Russian).

5. Glotova M.Yu., Samokhvalova E.A. Tsifrovaya taksonomiya Bluma i model' tsifrovoy transformatsii obrazovaniya v uchebnom protsesse vuza [Digital taxonomy of Bloom and the model of digital transformation of education in the educational process of the university]// Informatika i obrazovanie. 2019. № 6. S. 42-48. URL: https://doi.org/10.32517/0234-0453-2019-34-6-42-48 (data obrashcheniya: 20.11.2019). (In Russian).

6. Grinshkun V.V. Informatizatsiya v kontekste razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya [Informatization in the context of the development of pedagogical education] // Vestnik RUDN. Ser. Informatizatsiya obrazovaniya. 2014. № 2. S. 5-10. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/informatizatsiya-v-kontekste-razvitiyapedagogicheskogo-obrazovaniya (data obrashcheniya: 20.11.2019). (In Russian).

7. Zaytseva O.B. Formirovanie informatsionnoy kompetentnosti budushchikh uchiteley sredstvami inno-vatsionnykh tekhnologiy: avtoref. [Formation of information competence of future teachers by means of innovative technologies] dis ... kand. ped. nauk: 13.00.08. Bryansk, 2002. 19 s. (In Russian).

8. Lapchik M.P. O formirovanii IKT-kompetentnosti bakalavrov pedagogicheskogo napravleniya [On the formation of ICT competence of bachelors of pedagogical direction] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012. № . 1. S. 130-130. (In Russian).

9. Mel'nichuk M.V. Traditsionnyy imperativ i innovatsionnaya paradigma v kontekste vysshego obrazovaniya [Traditional imperative and innovative paradigm in the context of higher education] // Mezh-dunarodnyy zhurnal ekonomiki i obrazovaniya. 2016. T. 2, № 4. S. 5-17. (In Russian).

10. Ob utverzhdenii programmy «Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii»: rasporyazhenie Pravitel'st-va RF ot 28.07.2017 № 1632-r. [On the approval of the program «Digital Economy of the Russian Federation»: Order of the Government of the Russian Federation of 28.07.2017 no. 1632-p.] URL: http://base. garant.ru/71734878/ (data obrashcheniya: 20.11.2019). (In Russian).

11. Pasport natsional'nogo proekta «Obrazovanie»: utv. protokolom prezidiuma Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proektam ot 24.12.2018 № 16 [Passport of the national project «Education»: approved. by the protocol of the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation on Strategic Development and National Projects of 24.12.2018 No. 16] // Zakony, kodeksy i normativno-pravovye akty Rossiyskoy Federatsii. URL: https://legalacts.ru/doc/ pasport-natsionalnogo-proekta-obrazovanie-utv-prezidiumom-soveta-pri-prezidente/ (data obrash-cheniya: 20.11.2019). (In Russian).

12. Platonova T.E. Problemy vnedreniya tekhnologiy tsifrovoy ekonomiki na sovremennom etape razvitiya ekonomicheskogo obrazovaniya v Rossii [Problems of introduction of digital economy technologies at the present stage of development of economic education in Russia] // Vestnik Altayskoy akademii ekonomik i prava. 2019. № 5, Ch. 1. S. 116-120. (In Russian).

13. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego profession-al'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti 38.02.07 Bankovskoe delo: Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 28 iyulya 2014 g. № 837. [On the approval of the Federal State educational standard of secondary vocational education in the specialty 38.02.07 Banking: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 837 of July 28, 2014.] URL: https://study.garant.ru/#/docu-ment/70727116/paragraph/11/doclist/0/selflink (data obrashcheniya: 20.11.2019). (In Russian).

14. Ob utverzhdenii metodik rascheta pokazateley federal'nogo proekta «Kadry dlya tsifrovoy ekonomiki» natsional'noy programmy «Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii: Prikaz Minekonomrazvitiya Rossii ot 24.01.2020 N 41. [On approval of methods for calculating indicators of the federal project «Personnel for the Digital Economy» of the national program « Digital Economy of the Russian Federation: Order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation of 24.01.2020 N 41.] URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/ prikaz_minekonomrazvitiya_rossii_ot_24_yan-varya_2020_g_41.html (data obrashcheniya: 17.09.2020). (In Russian).

15. Savost'yanova I.L. Metodicheskaya sistema formirovaniya professional'noy informatsionnoy kompetentnosti budushchikh bakalavrov-ekonomistov v distsiplinakh informatsionnogo tsikla [Methodological system of formation of professional information competence of future bachelor-economists in the

disciplines of the information cycle]: dis. ... kand. ped. nauk. Krasnoyarsk: Sibirskiy federal'nyy univer-sitet, 2015. 212 s. (In Russian).

16. Khabibullin F.Kh. K probleme formirovaniya informatsionnoy kompetentnosti budushchego pedagoga [To the problem of formation of information competence of the future teacher] // Vestnik Chelyabinsko-go gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2007. № 3. S. 126-133. (In Russian).

17. The Tpack.org. URL: http://tpack.org/ (data obrashcheniya: 11.12.2019). (In English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.