УДК: 378(07), ББК 74.263.2, © А. А. Белолобова Б01: 10.24411/2225-8264-2020-10039
А. А. Белолобова
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТА КОЛЛЕДЖА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В
УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
В статье на основе анализа научной литературы рассмотрен вопрос возрастания актуальности цифровой грамотности в историческом аспекте. На основе анализа литературных источников определена структура ИКТ-компетентности выпускника колледжа экономической направленности, а ИКТ-компетентность определена автором как качество, необходимое выпускнику средне-специального учебного заведения экономической направленности для осуществления профессиональной деятельности в условиях цифровизации экономики. На основе анализа различных подходов к определению ИКТ-компетентности, и анализа современных требований к ИКТ-компетентности экономиста, сформулировано понятие ИКТ-компетентности будущего экономиста как совокупности личностных качеств, позволяющих специалисту самостоятельно использовать современные технологические решения в своей жизни и профессиональной деятельности в условиях цифрового общества.
Описано возникновение понятий «Компьютерная грамотность» и «Цифровая грамотность» и их развитие на территории Российской Федерации. Проанализированы подходы к определению понятия «ИКТ-компетентность» и современные критерии оценки ИКТ-компетентности экономиста.
На основании проведенного исследования сделан вывод о том, что формирование ИКТ-компетентности давно является важной задачей, но в условиях цифровизации экономики оно стало необходимостью.
Сформирована методика и проведена диагностика уровня информационной компетентности будущих выпускников экономической направленности. В статье на основе педагогического эксперимента обоснована необходимость усиления ИТ-подготовки студентов нецифровых направленностей для работы в постоянно меняющемся цифровом пространстве, поскольку оценка сфромированности цифровых навыков студентов показала недостаточность изученности отдельных разделов информатики, необходимых грамотному специалисту на сегодняшний день.
Сделан вывод о том, что, несмотря на повсеместное применение технологий студенты не обладают достаточной компетентностью для осуществления профессиональной деятельности и следует принять меры по повышению ИКТ-компетентности студентов колледжей. Сделан вывод о необходимости поиска методов повышения ИКТ-компетентности, учитывающих постоянную смену актуальных технологий и инструментов.
Ключевые слова: ИКТ-компетентность, компьютерная грамотность, цифровая грамотность, цифовизация, информатика, информационные технологии, технологии.
РАЗДЕЛ I.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ)
овые технологии активно проникают в
Ннашу жизнь и становятся неотъемлемой её частью. К навыкам, необходимым современному
специалисту для профессиональной деятельности добавляются цифровые навыки, а это значит, что сегодня перед педагогом стоит сложная задача - подготовить студентов к жизни в постоянно меняющемся цифровом мире. Тенденции цифровизации должны находить отражение в образовательном процессе и вносить в него свои коррективы. Формирование новых навыков является приоритетной задачей для государства, и острая необходимость формирования цифровых навыков обозначена во многих национальных программах и проектах, таких как: проект «Современная цифровая образовательная среда Российской Федерации», национальный проект «Образование», программа «Цифровая экономика» и др. [2, 1]. Притом, под
развитием цифровых компетенций в данном случае понимается не только подготовка ИТ-специалистов, но и подготовка ИКТ-компетентных представителей сфер деятельности вне ИТ, способных жить и работать в условиях цифровизации экономики и общества. Так, среди показателей эффективности национальной программы «Цифровая экономика. Россия 2024» включены показатели для специалистов, не информационных направленностей:
• 800 000 человек в год - количество выпускников ВО и СПО, обладающих компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне.
• 40 % - доля населения, обладающего цифровыми навыками [10].
Таким образом, актуальность исследования проблемы обусловлена необходимостью
исследования уровня сформированности ИКТ-компетентности студентов неинформационных
направленностей с целью обоснования необходимости поиска методов повышения качества знаний, умений и навыков в области информационных технологий.
Анализ литературы по теме исследования показал, что проблема формирования ИКТ-компетентности специалистов различных
направленностей давно и активно изучается. Притом, большое количество научной литературы посвящено вопросам формирования ИКТ-компетентности будущих педагогов. Например, необходимость формирования ИКТ-компетентности описана в исследованиях М.П. Лапчика, В.В. Гриншкуна и др., а специфика формирования ИКТ-компетентности будущих экономистов описана в исследованиях Л. С. Галкиной, И. Л. Савостьяновой и др. [8, 9, 5, 6].
Целью исследования является измерение уровня ИКТ-компетентности студентов колледжа экономической направленности.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
• Сформулировать понятие ИКТ-компетентности.
• Сформулировать критерии оценки ИКТ-компетентности для студентов нецифровых направленностей.
• Подобрать механизмы для исследования уровня подготовки студентов в области ИТ.
• Провести эксперимент, направленный на измерение уровня освоения цифровых навыков.
• Осуществить количественный и качественный анализ результатов исследования.
Вопросы подготовки будущих специалистов к жизни в информационном обществе, в русскоязычной научной литературе поднимались ещё в 1980-х. Именно в этот период влияние технологий на общество, экономику, рынок труда стало особенно заметным. Так, в работах А. П. Ершова, появляются такие термины, как «Компьютерная грамотность» и «Информатизация». В своих работах он подчеркивает возрастание роли информационных процессов в жизни общества, возрастание доли людей, работающих с информацией и необходимость подготовки людей к жизни в информационном мире. На тот момент основы информатики не входили в перечень общеобразовательных дисциплин и преподавались только у профессионалов и заинтересованных лиц [7].
В 1985 году «Основы информатики и вычислительной техники» вошли в школьный курс. В систему средне-специального образования курс информатики так же вошел в 1985 году после Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 марта 1985 года № 271 «О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс» [4]. До этого дисциплины, посвященные
информации и компьютерной технике не входили в перечень общеобразовательных предметов.
Термин ИКТ-компетентность появляется в литературе в начале 2000-х годов, когда концепция компетентностного подхода стала получать распространение. Так, в работе В. Л. Акуленко и Л. Л. Босовой определена специфика ИТК-компетентности. Согласно их мнения понятие «информационно-коммуникативная компетентность» включает в себя:
• целостное миропонимание и научное мировоззрение, базирующееся на понимании единства основных информационных законов в природе и обществе, возможности их формального, математического описания;
• представления об информационных объектах и их преобразовании в человеческой практике, в том числе с помощью средств информационных технологий, технических и программных средствах, реализующих эти технологии;
• совокупность общеобразовательных и профессиональных знаний и умений, социальных и этических норм поведения людей в информационной среде XXI века [1].
На сегодняшний день понятие ИКТ-компетентность можно назвать устоявшимся, но в связи с частой сменой технологий оно претерпевает постоянные изменения. Если говорить о развитии самого понятия «ИКТ-компетентность», то на сегодняшний день оно подразумевает более глубокое знание в области информационных технологий, нежели компьютерная грамотность или информационная культура, которыми обычно обозначают базовые навыки, необходимые для жизни в цифровом мире, в то время как под ИКТ-компетентностью обычно подразумевается профессионализм, достаточный для признания человека специалистом, способным работать в условиях цифровой экономики.
Для формирования навыков необходимо определить сущность и содержание понятия ИКТ-компетентности будущих экономистов на сегодняшний день. Так, в работе Л. С. Галкиной ИКТ-компетентность будущего экономиста определена как динамическая совокупность взаимосвязанных внутренних ресурсов личности (ИКТ-компетенций) и ее личностно-деятельностных характеристик, отражающая подготовленность к мотивированному использованию разнообразия ИКТ при решении задач повседневной и профессиональной деятельности [5].
В то время как в работе И. Л. Савостьяновой дано следующее понятие профессиональной информационной компетентности будущего экономиста - интегративное динамическое качество личности, проявляющееся в способности и готовности вырабатывать, принимать и реализовывать оптимальные решения
информационных задач профессиональной деятельности экономиста [9].
Перед началом работы над формированием новых навыков и умений необходимо четко сформулировать перечень навыков, которые позволят выпускнику ориентироваться в условиях цифровой экономики. Обратимся к определению компетенций, данному в базе знаний цифровой экономики Программы «Цифровая экономика». В данном документе компетенции определены как доказанная способность использовать знания, умения, навыки, личные качества, ценности и установки для эффективного решения определенного круга задач, а ключевые компетенции цифровой экономики определены как компетенции, обеспечивающие успешность в профессиональной и социальной жизни и конкурентные преимущества в специфичных условиях цифровой экономики [10]. Стоит отметить, что в данном контексте ИКТ-компетенции рассматриваются не как «цифровая грамотность», а как навыки, необходимые для работы.
В работе И. Л. Савостьяновой так же проведен анализ информационной компетентности
представителей профессионального сообщества. Опрошенные работали в области экономики и могли оценить необходимость полученных знаний с точки зрения практического применения. Участники опроса подчеркивали необходимость самообучения после выпуска из учебного заведения. Наибольшая недостаточность знаний была ими обнаружена в области профессиональных информационных систем и иных офисных технологий, в то время как теоретические разделы информатики были достаточно изученными с точки зрения необходимости в профессиональной деятельности. Анализ проводился на основании необходимости дополнительного изучения таких разделов информатики, как: основы информатики, системы счисления, программирование, текстовые
процессоры, табличные процессоры (основные и дополнительные возможности), базы данных, работа с сетями, графические программы,
специализированное ПО для экономистов, справочно-правовая система [9].
Для определения уровня подготовленности студентов к профессиональной деятельности следует провести эксперимент по измерению уровня изученности основных разделов школьного курса информатики. Целью проведения эксперимента стало выявление уровня знаний студентов для обоснования необходимости усиления подготовки обучения в рамках курса Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Для диагностики уровня информационной компетентности будущих выпускников
экономической направленности были разработаны тесты с вопросами из различных разделов информатики курса средней школы. Так же было
принято решение учитывать оценки школьного курса «Информатика» и уровень заинтересованности в изучении предмета. Тест, посвященный вопросам отношения студента к информатике и его образованию позволил узнать о том, на каком уровне образования были изучены дисциплины информационной направленности (в СПО или в школе на базе 9 или 11 классов). Также на основании данного теста можно предварительно оценить уровень подготовленности обучающихся через оценки по дисциплине «Информатика». Тест, направленный на оценку знаний по дисциплине «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» был составлен из 20-ти заданий с выбором правильного варианта ответа. Тестовые задания включали вопросы из 10 основных блоков дисциплин, посвященных информационным
технологиям, а именно:
Раздел 1. - Устройство компьютера.
Раздел 2. - Периферийные устройства.
Раздел 3. - Информационная безопас-
ность и компьютерные вирусы.
Раздел 4. - Создание документов в тек-
стовых редакторах.
Раздел 5. - Работа с графической ин-
формацией на компьютере.
Раздел 6. - Электронные таблицы.
Раздел 7. - Моделирование.
Раздел 8. - Компьютерные сети и теле-
коммуникации.
Раздел 9. - Информация и информаци-
онные процессы.
Раздел 10. - Информационное общество.
Анализ результатов позволил выявить
проблемные темы дисциплины.
Для объективности результатов в исследовании приняты во внимание результаты входного тестирования по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности», проведенного 05 сентября 2018 года на первом занятии курса. В данном тесте учтены не все основные разделы дисциплины. Несмотря на то, что он не может дать полную картину об уровне подготовки обучающихся, его результаты важны для исследования общего уровня подготовки.
Результаты тестирования показали, что в исследуемой группе обучающихся студенты изначально находятся в разных условиях, поскольку имеют различное предыдущее образование, а это значит, что дисциплину «Информатика» изучали по различным программам и на разных уровнях образования. (Рис 1) В группе, участвовавшей в анкетировании присутствовало 14 человек, 7 из которых получили полное среднее образование, 6 -основное общее образование и освоили курс информатики на 1 курсе колледжа и один человек, имеющий средне-специальное образование по неинформационной направленности.
■ спо
Основное общее образование
■ Полное среднее образование
Рис. 1 - Предыдущее образование студентов
Проанализировав оценки из аттестатов, можно сказать, что половина обучающихся имеет четверки по дисциплине «Информатика» в аттестате, 17%
обучающихся получили оценки
«удовлетворительно», а оставшиеся 33% - «отлично» результаты опроса можно увидеть на рисунке 2.
Рис. 2. Процентное соотношение оценок из аттестата по дисциплине «Информатика»
Стоит отметить, что в группе вопросов, посвященных необходимости информатики и информационных технологий в жизни студента и в практической деятельности 100% обучающихся отметило важность знаний в области ИТ для будущего экономиста, а это значит, что обучающиеся смогли оценить важность цифровых навыков для будущего экономиста.
Анализ входных тестов по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности», проведенных в сентябре 2018 года показал, что большая часть студентов, а именно 46%, подтвердили свои оценки, 38% ребят получили на балл ниже и лишь 15% анкетируемых полказали результат выше, чем ожидалось (рис. 3).
Рис. 3 Разница между оценкой по дисциплине «Информатика» в аттестате и входным тестированием.
Распределение правильности ответов с разбивкой по разделам дисциплины «Информатика» представлено на рис. 4.
4 1 5,5 9 5,5 5 1 5 1 3,5 8
Раздел 1 Раздел 2 Раздел 3 Раздел 4 Раздел 5 Раздел 6 Раздел 7 Раздел 8 Раздел 9 Раздел 10
Рис. 4 Анализ усвоения разделов дисциплины «Информатика»
Оценка изученности разделов дисциплин показывает, что некоторые разделы вызывают затруднения у обучающихся и требуют дополнительного изучения. С решением заданий из разделов «1 - устройство компьютера», «2 -периферийные устройства», «4 - создание документов в текстовых редакторах», «5 - работа с графической информацией на компьютере», «6 - электронные таблицы», «7 - моделирование» справилась примерно половина участников тестирования, а это значит, что в исследуемой группе проблемными местами так же
На основании анализа уровня знаний посредством входного тестирования, анализа итоговых оценок по дисциплине «Информатика», выявления уровня заинтересованности в изучении дисциплин, посвященных информационным технологиям, анализа полученных результатов, выявления уровня освоения знаний, необходимых для прохождения курса «Информационные технологии» будущими специалистами можно сделать вывод о том, что студенты заинтересованы в изучении дисциплин, посвящённых информационным технологиям, обладают базовыми знаниями в области информационных технологий, а так же готовы приступать к изучению новых дисциплин
можно считать разделы, посвященные офисным технологиям.
На рис. 5 изображены графики, отражающие оценки из аттестата и за тестирование, проведенное в рамках эксперимента. Из графика видно, что уровень знаний у обучающихся разный. Притом, оценки из аттестата в некоторых случаях отличаются от оценок, полученных в результате тестирования. Ухудшение оценки за тестирование может быть связано с недостаточной проработкой отдельных тем.
информационной направленности. Несмотря на это стоит разработать комплекс корректирующих мероприятий для устранения пробелов в знаниях.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что формирование ИКТ-компетентности давно является важной задачей, нов условиях цифровизации экономики оно стало необходимостью. На сегодняшний день перед преподавателем стоит задача - подготовить выпускников к профессиональной деятельности в цифровом пространстве. Притом, в современных условиях цифровыми навыками должны обладать даже выпускники «нецифровых» специальностей.
■ Оценка из аттестата Оценка за тестирование
Рис. 5 Анализ объективности оценок по дисциплине «Информатика»
Оценка сфромированности цифровых навыков сегодняшних студентов показала недостаточность изученности отдельных разделов информатики, необходимых грамотному специалисту на сегодняшний день. В современном мире, когда
технологии стремительно сменяют друг друга необходимо искать методы повышения ИКТ-компетентности, учитывающие актуальные технологии и инструменты.
Библиографический список
1. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» : распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р. - URL: http://static.government.ru/media/iiles/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 10.11.2019). — Текст : электронный.
2. Паспорт национального проекта «Образование» : утв. протоколом президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 № 16 // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. - URL: https://legalacts.ru/doc/pasport-natsionalnogo-proekta-obrazovanie-utv-prezidiumom-soveta-pri-prezidente/ (дата обращения: 20.11.2019). — Текст : электронный.
3. Акуленко, В. Л. Методические рекомендации по формированию ИКТ-компетенции учителя физики в системе повышения квалификации / В. Л. Акуленко, Л. Л. Босова. - М. : ИИО РАО, 2006. - 57 с. — Текст : непосредственный.
4. Асмолов, А. Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие / А. Г. Асмолов, А. Л. Семенов, А. Ю. Уваров. - М. : НексПринт, 2010. - 84 с. — Текст : непосредственный.
5. Галкина, Л. С. Методика развития ИКТ-компетентности будущих экономистов и менеджеров средствами облачных технологий при обучении дисциплинам информационного цикла : специальность 13.00.02 : дис. ... канд. пед. наук / Л. С. Галкина ; Сибирский Федеральный университет. - Красноярск, 2017. - 177 с. -Текст : непосредственный.
6. Гриншкун, В. В. Информатизация в контексте развития педагогического образования / В. В. Гриншкун // Вестник РУДН. Сер. Информатизация образования. - 2014. - № 2. - С. 5-10. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatizatsiya-v-kontekste-razvitiya-pedagogicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 15.09.2019). - Текст : электронный.
7. Ершов, А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества / А. П. Ершов // Коммунист. - 1988. - № 2. - С. 82-92. — Текст : непосредственный.
8. Лапчик, М. П. О формировании ИКТ-компетентности бакалавров педагогического направления / М. П. Лапчик // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 1. - С. 130-130. — Текст : непосредственный.
9. Савостьянова, И. Л. Методическая система формирования профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов в дисциплинах информационного цикла : специальность 13.00.02 : дис. ... канд. пед. наук / И. Л. Савостьянова ; Сибирский федеральный университет. - Красноярск, 2015. - 212 с. — Текст : непосредственный.
10. «Цифровая экономика» : автономная некоммерческая организация : сайт. - URL: https://data-economy.ru/ (дата обращения: 20.11.2019). — Текст : электронный.
References
1. Ob utverzhdenii programmy «Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii» [About approval of the program Digital economy of the Russian Federation]: rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 28.07.2017 № 1632-r. - URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (data obrashcheniya: 10.11.2019). — Tekst : elektronnyy.
2. Pasport natsional'nogo proekta «Obrazovanie»[Passport of the municipal national project "Education»] : utv. protokolom prezidiuma Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proektam ot 24.12.2018 № 16 // Zakony, kodeksy i normativno-pravovye akty Rossiyskoy Federatsii. - URL: https://legalacts.ru/doc/pasport-natsionalnogo-proekta-obrazovanie-utv-prezidiumom-soveta-pri-prezidente/ (data obrashcheniya: 20.11.2019). — Tekst: elektronnyy.
3. Akulenko, V. L. Metodicheskie rekomendatsii po formirovaniyu IKT-kompetentsii uchitelya fiziki v sisteme povysheniya kvalifikatsii [Methodological recommendations for the formation of the ICT competence of a physics teacher in the system of professional development]/ V. L. Akulenko, L. L. Bosova. - M. : IIO RAO. 2006. - 57 s.
4. Asmolov, A. G. Rossiyskaya shkola i novye informatsionnye tekhnologii: vzglyad v sleduyushchee desyatiletie [Methodological recommendations for the formation of the ICT competence of a physics teacher in the system of professional development]/ A. G. Asmolov, A. L. Semenov, A. Yu. Uvarov. - M. : NeksPrint, 2010. - 84 s.
5. Galkina, L. S. Metodika razvitiya IKT-kompetentnosti budushchikh ekonomistov i menedzherov sredstvami oblachnykh tekhnologiy pri obuchenii distsiplinam informatsionnogo tsikla [Methodology for developing the ICT competence of future economists and managers using cloud technologies in teaching the disciplines of the infor-
mation cycle]:: spetsial'nost' 13.00.02 : dis. ... kand. ped. nauk / L. S. Galkina ; Sibirskiy Federal'nyy universitet. -Krasnoyarsk, 2017. - 177 s. - Tekst : neposredstvennyy.
6. Grinshkun, V. V. Informatizatsiya v kontekste razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya [Informatization in the context of teacher education development]/ V. V. Grinshkun // Vestnik RUDN. Ser. Informatizatsiya obrazovaniya. - 2014. - № 2. - S. 5-10. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatizatsiya-v-kontekste-razvitiya-pedagogicheskogo-obrazovaniya (data obrashcheniya: 15.09.2019). - Tekst : elektronnyy.
7. Ershov, A. P. Informatizatsiya: ot komp'yuternoy gramotnosti uchashchikhsya k informatsionnoy kul'ture obshchestva [Informatization: from students' computer literacy to society's information culture] / A. P. Ershov // Kommunist. - 1988. - № 2. - S. 82-92. — Tekst : neposredstvennyy.
8. Lapchik, M. P. O formirovanii IKT-kompetentnosti bakalavrov pedagogicheskogo napravleniya [About formation of ICT competence of bachelors of pedagogical direction] / M. P. Lapchik // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2012. - № 1. - S. 130-130. — Tekst : neposredstvennyy.
9. Savost'yanova, I. L. Metodicheskaya sistema formirovaniya professional'noy informatsionnoy kompe-tentnosti budushchikh bakalavrov-ekonomistov v distsiplinakh informatsionnogo tsikla [Methodological system for the formation of professional information competence of future bachelors in Economics in the disciplines of the information cycle] : spetsial'nost' 13.00.02 : dis. ... kand. ped. nauk / I. L. Savost'yanova ; Sibirskiy federal'nyy universitet. -Krasnoyarsk, 2015. - 212 s. — Tekst : neposredstvennyy.
10. «Tsifrovaya ekonomika» avtonomnaya nekommercheskaya organizatsiya [Digital economy Autonomous non-profit organization]: sayt. - URL: https://data-economy.ru/ (data obrashcheniya: 20.11.2019). — Tekst : elektronnyy.
INCREASING ROLE OF ICT-COMPETENCE OF COLLEGE STUDENTS IN THE CONDITIONS OF
DIGITAL ECONOMY
Anna A. Belolobova
teacher of computer science and information technologies, Omsk state technical University, master's student,
Omsk state pedagogical University
Abstract. Based on the analysis of scientific literature, the article considers the issue of increasing the relevance of digital literacy in the historical aspect. Based on the analysis of literary sources, the structure of ICT competence of a college graduate of economic orientation was determined, and ICT competence was defined by the author as a quality required for a graduate of a secondary specialized educational institution of economic orientation to carry out professional activities in the context of digitalization of the economy. Based on the analysis of various approaches to the definition of ICT competence, and the analysis of modern requirements for the ICT competence of an economist, the concept of ICT competence of a future economist was formulated as a set of personal qualities that allow a specialist to independently use modern technological solutions in his life and professional activity in a digital society. The emergence of the concepts "Computer literacy" and "Digital literacy" and their development on the territory of the Russian Federation are described. The approaches to the definition of the concept of "ICT competence" and modern criteria for assessing the ICT competence of an economist are analyzed. Based on the study, it was concluded that the formation of ICT competence has long been an important task, but in the context of the digitalization of the economy, it has become a necessity.
The methodology was formed and the diagnostics of the level of information competence of future graduates of economic orientation was carried out. On the basis of a pedagogical experiment, the article substantiates the need to strengthen the IT training of non-digital students to work in a constantly changing digital space, since the assessment of the shamming of students' digital skills showed the lack of knowledge of certain sections of informatics required by a competent specialist today. It is concluded that, despite the widespread use of technology, students do not have sufficient competence to carry out professional activities and measures should be taken to improve the ICT competence of college students. It is concluded that it is necessary to search for methods to improve ICT competence, taking into account the constant change of relevant technologies and tools.
Keywords: ICT competence, computer literacy, digital skills, digitalization, Computer sciense.
Сведения об авторе:
Белолобова Анна Александровна - преподаватель информатики и информационных технологий, ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет» (644050, Российская Федерация, г. Омск, пр. Мира, 11), магистрант, ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (644099, Российская Федерация, г. Омск, Набережная Тухачевского, 14), e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.01.2020г.