Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ИТ-ИНЖЕНЕРОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ИТ-ИНЖЕНЕРОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-коммуникационная компетентность / ИКТ-компетентность / структура / компоненты / ИТ-специалист / медиаобразовательная технология / медиаобразовательный проект / information and communication competence / ICT-competence / structure / components / IT-specialist / media education technology / media education project

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.В. Касьянова, К.В. Сафонов

В статье раскрываются особенности формирования информационно-коммуникационной компетенции будущих ИТ-инженеров в условиях существующей потребности государства в высококвалифицированных кадрах и необходимости поиска новых подходов в обучении ИТ-специалистов. Обоснована актуальность подготовки студентов по направлениям, связанным с информационными технологиями. Изучены подходы к пониманию подготовки ИТ-инженеров, в частности формирование ИКТ-компетентности на различных этапах обучения. На основании сформулированного определения с учетом информационных процессов разработана структура и определены компоненты ИКТ-компетентности. Представленная структура ИКТ-компетентности уточняет требования к уровню освоения ИТ-дисциплин и может быть применима на различных этапах обучения. Рассмотрена медиаобразовательная технология, реализованная авторами для формирования ИКТ-компетентности, приведены полученные результаты. Сделаны выводы о теоретической и практической значимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMING ICT-COMPETENCE OF FUTURE IT-ENGINEERS THROUGH MEDIA EDUCATIONAL PROJECTS

The article reveals features of formation of information and communication competence of future IT-engineers in the context of the existing need of the state for highly qualified personnel and the need to search for new approaches in training IT-specialists. Urgency of training students in areas related to information technology has been substantiated. Approaches to understanding the training of IT-engineers, in particular the formation of ICT-competence at various stages of training, have been studied. Based on the formulated definition, taking into account information processes, its structure is developed and components of ICT-competence are determined. The presented structure of ICT-competence clarifies requirements for the level of mastering IT-disciplines and can be applied at various stages of training. Media education technology implemented by the authors for the formation of ICT-competence is considered, results are presented. Conclusions are drawn about the theoretical and practical significance.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ИТ-ИНЖЕНЕРОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ»

участником близких и дальних перспектив. Как отмечает О.Ф Пиралова [14], этот принцип базируется на закономерном формировании содержания в зависимости от согласованных нормативных требований.

Ведущей отличительной характеристикой процесса демократизации современной школы является ее открытость, преодоление замкнутого пространства образовательных отношений. Открытость, согласно А.М. Новикову [15], - многоаспектный феномен, который предполагает внутренне раскрепощение, отказ от догм и мифов, активные партнерские связи общеобразовательных организаций с общественностью, с различными общественными институтами, а также с другими учебными заведениями, отчетность общеобразовательных организаций перед общественностью, возможность контроля с ее стороны.

Интеграцию мы рассматриваем как процесс, имеющий своим результатом целостность, создание единства. Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде гуманитарных наук: философия, социология, психология, педагогика и др. Сущностью процесса интеграции являются качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему Принцип интеграции предполагает взаимосвязь компонентов системы и является ведущим при определении цели, содержания обучения, его форм и методов.

Принцип открытости и интегративности предполагает создание условий для выбора обучающими и обучающимися проектов и команд, обращенности к каждому из них как субъекту деятельности.

Библиографический список

Руководствуясь заявленными подходами и принципами, необходимо выстраивать целенаправленную работу в общеобразовательной организации по формированию лидерства и лидерских качеств ее членов так, чтобы цели и ценности, сформулированные в ходе этого процесса, принимались его участниками, при этом допускали возможную корректировку в результате непрерывного коллективного открытого обсуждения.

В реальной педагогической практике феномен лидерства требует вдумчивого отношения как со стороны руководителя образовательной организации, так и со стороны педагогической общественности, потому что может нести в себе не только конструктивный, но и деструктивный потенциал. При недостаточно грамотном исполнении основных положений заявленных подходов и принципов в школьном коллективе может развиться тенденция, способствующая разобщению его участников, автономизации, делении на враждующие группировки и кланы. Во избежание обозначенных возможных негативных эффектов необходимо учитывать соответствующую периодичность процесса формирования лидерства в общеобразовательной организации и не стремиться к форсированию темпов реализации данной стратегии.

Создаваемая в школьных коллективах атмосфера лидерства, соревновательности, успешности способствует ускоренному развитию всего школьного коллектива, эффективной реализации сформированной самими участниками образовательных отношений программы развития образовательной организации, достижению новых вершин как самой школой, так и отдельными участниками учебно-воспитательной деятельности.

1. Розин В.М. Образование в условиях модернизации и неопределенности. Москва: ЛИБРОКОМ, 2013.

2. Болотов В.А. Вызовы для современной дидактики. Вестник Герценовского университета. 2012; № 1: 15 - 20.

3. Лубков А.В., Каракозов С.Д., Рыжова Н.И. Тенденции развития современного образования в условиях становления цифровой экономики. Информатизация образования: теория и практика: сборник статей Международной научно-практической конференции. Омск: ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», 2017: 41 - 47.

4. Авдеев П.С. Организационное лидерство: обзор теории черт. Гуманитарные научные исследования. 2014; № 10. Available at: https://human.snauka.ru/2014/10/7824

5. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Главная книга по транзактному анализу. Перевод А.Ю. Калмыкова, В.К. Калиненко, Е.С. Калмыкова. Москва: Академический проект, 2018.

6. Андриенко Е.В. Социальная психология. Москва: Академия, 2000.

7. Лесина Л.А. Лидерство в образовании: социологический анализ. Диссертация ... кандидата социологических наук. Екатеринбург 2002.

8. Савина Н.В. Развитие лидерской компетенции руководителей современных образовательных организаций. Ученые записки ИУО РАО. 2016; № 3 (59): 90 - 94.

9. Бурнашева Э.П. Развитие профессиональной готовности руководителей образовательных организаций к инновационному управлению. Лидерство и менеджмент. 2020; Т. 7, № 2: 227 - 236.

10. Шерайзина РМ. Лидерство и командный менеджмент: учебное пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003.

11. Голдсмит М. Как стать эффективным лидером в условиях глобализации. Available at: https://hbrrussia.ru/liderstvo/psikhologiya/p17274/

12. Комлева В.В. Лидерство как фактор устойчивого развития общества: российские и зарубежные исследования. Среднерусский вестник общественных наук. 2015; Выпуск 10, № 6: 12 - 21.

13. Курганов С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге: книга для учителя. Москва: Владос, 2010.

14. Пиралова О.Ф. Принцип осознанной перспективы при оптимизации обучения профессиональным дисциплинам студентов инженерно-технических вузов. Фундаментальные исследования. 2013; № 1, Ч. 1: 95 - 98.

15. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития. Москва: Эгвейс, 2000.

References

1. Rozin V.M. Obrazovanie v usloviyah modernizacii ineopredelennosti. Moskva: LIBROKOM, 2013.

2. Bolotov V.A. Vyzovy dlya sovremennoj didaktiki. Vestnik Gercenovskogo universiteta. 2012; № 1: 15 - 20.

3. Lubkov A.V., Karakozov S.D., Ryzhova N.I. Tendencii razvitiya sovremennogo obrazovaniya v usloviyah stanovleniya cifrovoj 'ekonomiki. Informatizaciya obrazovaniya: teoriya i praktika: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Omsk: FGBOU VO «Omskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet», 2017: 41 - 47.

4. Avdeev P.S. Organizacionnoe liderstvo: obzor teorii chert. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2014; № 10. Available at: https://human.snauka.ru/2014/10/7824

5. Bern 'E. Vvedenie v psihiatriyu i psihoanaliz dlya neposvyaschennyh. Glavnaya kniga po tranzaktnomu analizu. Perevod A.Yu. Kalmykova, V.K. Kalinenko, E.S. Kalmykova. Moskva: Akademicheskij proekt, 2018.

6. Andrienko E.V. Social'naya psihologiya. Moskva: Akademiya, 2000.

7. Lesina L.A. Liderstvo vobrazovanii: sociologicheskijanaliz. Dissertaciya ... kandidata sociologicheskih nauk. Ekaterinburg, 2002.

8. Savina N.V. Razvitie liderskoj kompetencii rukovoditelej sovremennyh obrazovatel'nyh organizacij. Uchenye zapiski IUO RAO. 2016; № 3 (59): 90 - 94.

9. Burnasheva 'E.P. Razvitie professional'noj gotovnosti rukovoditelej obrazovatel'nyh organizacij k innovacionnomu upravleniyu. Liderstvo i menedzhment. 2020; T. 7, № 2: 227 - 236.

10. Sherajzina R.M. Liderstvo i komandnyj menedzhment: uchebnoe posobie. Velikij Novgorod: NovGU im. Yaroslava Mudrogo, 2003.

11. Goldsmit M. Kak stat' 'effektivnym liderom v usloviyah globalizacii. Available at: https://hbrrussia.ru/liderstvo/psikhologiya/p17274/

12. Komleva V.V. Liderstvo kak faktor ustojchivogo razvitiya obschestva: rossijskie i zarubezhnye issledovaniya. Srednerusskij vestnik obschestvennyh nauk. 2015; Vypusk 10, № 6: 12 - 21.

13. Kurganov S.Yu. Rebenok i vzroslyj v uchebnom dialoge: kniga dlya uchitelya. Moskva: Vlados, 2010.

14. Piralova O.F. Princip osoznannoj perspektivy pri optimizacii obucheniya professionalem disciplinam studentov inzhenerno-tehnicheskih vuzov. Fundamental'nye issledovaniya. 2013; № 1, Ch. 1: 95 - 98.

15. Novikov A.M. Rossijskoe obrazovanie v novoj 'epohe. Paradoksy naslediya, vektoryrazvitiya. Moskva: 'Egvejs, 2000.

Статья поступила в журнал 23.07.21

УДК 378

Kasyanova E.V., senior lecturer, Reschetnev Siberian State University of Science and Technology (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: space201@inbox.ru Safonov K.V., Doctor of Sciences (Physics, Mathematics), Professor, Head of Department of Applied Mathematics, Reschetnev Siberian State University of Science and Technology (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: safonovkv@rambler.ru

FEATURES OF FORMING ICT-COMPETENCE OF FUTURE IT-ENGINEERS THROUGH MEDIA EDUCATIONAL PROJECTS. The article reveals features of formation of information and communication competence of future IT-engineers in the context of the existing need of the state for highly qualified personnel and the need to search for new approaches in training IT-specialists. Urgency of training students in areas related to information technology has been substantiated. Approaches to understanding the training of IT-engineers, in particular the formation of ICT-competence at various stages of training, have been studied. Based on the formu-

lated definition, taking into account information processes, its structure is developed and components of ICT-competence are determined. The presented structure of ICT-competence clarifies requirements for the level of mastering IT-disciplines and can be applied at various stages of training. Media education technology implemented by the authors for the formation of ICT-competence is considered, results are presented. Conclusions are drawn about the theoretical and practical significance.

Key words: information and communication competence, ICT-competence, structure, components, IT-specialist, media education technology, media education project.

Е.В. Касьянова, доц., Сибирский государственный университет науки и технологий имени М.Ф. Решетнева, г. Красноярск,

E-mail: space201@inbox.ru

К.В. Сафонов, д-р физ.-мат. наук, проф., зав. каф. прикладной математики, Сибирский государственный университет науки и технологий

имени М.Ф. Решетнева, Красноярск, E-mail: safonovkv@rambler.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ИТ-ИНЖЕНЕРОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

В статье раскрываются особенности формирования информационно-коммуникационной компетенции будущих ИТ-инженеров в условиях существующей потребности государства в высококвалифицированных кадрах и необходимости поиска новых подходов в обучении ИТ-специалистов. Обоснована актуальность подготовки студентов по направлениям, связанным с информационными технологиями. Изучены подходы к пониманию подготовки ИТ-инженеров, в частности формирование ИКТ-компетентности на различных этапах обучения. На основании сформулированного определения с учетом информационных процессов разработана структура и определены компоненты ИКТ-компетентности. Представленная структура ИКТ-компетентности уточняет требования к уровню освоения ИТ-дисциплин и может быть применима на различных этапах обучения. Рассмотрена медиаобразовательная технология, реализованная авторами для формирования ИКТ-компетентности, приведены полученные результаты. Сделаны выводы о теоретической и практической значимости.

Ключевые слова: информационно-коммуникационная компетентность, ИКТ-компетентность, структура, компоненты, ИТ-специалист, медиа-образовательная технология, медиаобразовательный проект.

В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Цифровая экономика» и реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», перед Россией стоят глобальные задачи, связанные с обеспечением потребности рынка труда специалистами в сфере информационных технологий, организацией обучения населения для получения цифровых компетенций и формированием онлайн-среды образовательных организаций [1].

Поставленные государством задачи могут реализовать в первую очередь ИТ-инженеры, процесс подготовки которых является основой кадрового обеспечения развития сферы информационных технологий (далее - ИТ). К 2024 году государство планирует выстроить преемственную на всех уровнях систему образования, выявляющую и поддерживающую таланты во всех областях, в том числе информатике, и обеспечивающую потребности рынка труда в специалистах в сфере информационных технологий и специалистах, владеющих цифровыми компетенциями.

Освоение технологий работы с информацией для компьютерных направлений обучения приобретает первостепенное значение с самого начала образовательного процесса, поскольку формирует устойчивую базу для профессионального обучения на старших курсах. Компетенции в области информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) становятся основными компонентами профессиональной подготовки будущих ИТ-инженеров. Стремительное развитие цифровой экономики к обязательным профессиональным навыкам добавили также умения визуализировать информацию - научную, коммерческую, деловую, социальную, экономическую, рекламную и воплощать визуализацию в различных формах.

В то же время формирование ИКТ-компетентности будущих ИТ-инженеров недостаточно изучено научным сообществом, несмотря на то, что она является основообразующей частью их профессиональной компетентности и обеспечивает базовую подготовку конкурентоспособных кадров, владеющих информационно-коммуникационными технологиями в своей профессиональной деятельности.

С появлением новых запросов к сфере информационных технологий со стороны государства, а также в связи с увеличивающейся потребностью в специалистах в области ИТ во всех сферах экономической деятельности появляется необходимость в переосмыслении существующих и поиске новых подходов в образовании. Достаточное количество внешних и внутренних факторов влияет на подготовку специалистов, чем усложняют этот и без того сложный процесс.

В целях поиска новых путей повышения качества подготовки будущих ИТ-специалистов взгляды многих ученых и преподавателей вузов направлены на разработку и внедрение педагогических инноваций в образовательный процесс. Также среди педагогического состава университетского сообщества существует заинтересованность в поиске методической основы педагогической диагностики сформированности информационно-коммуникационной компетенции студентов компьютерных направлений обучения.

Цифровизация образования активизирует постановку вопроса обновления структуры ИКТ-компетентности будущих ИТ-инженеров в контексте их способности использовать ИКТ как основу для развития профессиональной деятельности.

Проблема заключается в отсутствии механизмов проверки результатов освоения ИКТ-компетентности. Цель данной статьи - определение информационно-коммуникационной компетентности ИТ-инженера и ее основных компонентов.

В исследовании используются следующие методы:

- теоретические - изучение, анализ и обобщение нормативно-правовых документов и научно-исследовательских работ в сфере высшего образования по теме исследования, систематизация, педагогическое проектирование и моделирование;

- эмпирические - творческие задания, наблюдение, анализ продуктов творчества студентов, анкетирование, опытно-поисковая работа.

Новизна исследования заключается в разработке структуры ИКТ-компетен-ции для ИТ-направлений обучения в разрезе информационных процессов.

Теоретический аспект проблемы

Формирование компетентности на основе информационно-коммуникационных технологий в профессиональном образовании активно обсуждаются в российском и зарубежном научном сообществе. Рассматриваемое понятие различными учеными интерпретируется как комплекс знаний, навыков и умений, которые развиваются в ходе самостоятельного обучения и процесса самообучения различным и информационным процессам. При этом деятельность должна осуществляться с поддержкой самих информационно-коммуникационных технологий.

Автор Э.М. Воронцова рассматривает ИКТ-компетентность как сложное индивидуально-психическое состояние, которое приобретается в результате познания и навыков работы с данными, используя современные информационные технологии. С точки зрения ученого, рассматриваемое понятие предполагает понимание методов и алгоритмов получения и передачи информации разного типа [2].

Большой интерес среди научного сообщества получило развитие ИКТ-ком-петентности у студентов гуманитарных направлений по причине низкого уровня сформированности информационно-коммуникационной подготовки (в отличие от инженерных направлений обучения) [3].

Известный ученый М.П. Лапчик определяет ИКТ-компетенцию как комплекс знаний и умений, которые развиваются при изучении курса информатики и при освоении современных информационно-коммуникационных технологий. К ним также автор добавляет личностно-деятельностную характеристику будущего педагога, которая находит свое отражение в стремлении к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности. При этом ученый выявляет специфические коммуникативные компетенции бакалавров образования в структуре ИКТ-компетентности и соответствующие требования к результатам образования, обеспечивающие эффективное взаимодействие участников образовательного процесса. [4; 5].

В работах Т.А. Лавиной компетентность в сфере информационных и коммуникационных технологий рассмотрена как личностно-профессиональная черта, содержащая определенный ряд элементов, являющихся условием успешной профессиональной деятельности обучающихся в условиях информатизации образования. По мнению Т.А. Лавиной, ИКТ-компетентность должна предоставлять возможность применять информационные технологии в других сферах человеческого бытия, осуществляя креативное проявление результатов [6].

В своем исследовании об ИКТ-компетентности бакалавров специальности «Информационные технологии в дизайне» Т. В. Макарова определяет ИКТ-компе-тентность как умения выполнять различные действия над информацией - поиск,

отбор и анализ, а также умения структурировать, представлять и передавать информацию. Автор выделяет отдельно навыки работы с объектами, процессами и проектами [7].

В условиях всеобщей цифровизации важным аспектом успешного формирования ИКТ-компетентности является владение цифровой техникой и распределенными технологиями для решения профессиональных задач. Обязательным для ИТ-инженеров является владение навыками обработки визуальной информации и создания видеоряда. Хотелось бы отметить, что поколение Z не представляет свою жизнь без компьютеров и цифровых гаджетов, что вполне понятно: умения создавать и публиковать медиаконтент в онлайн-среде - важная характеристика современного молодого человека. Методика формирования медиаком-петенций студентов посредством медиаобразовательных проектов рассматривалась Дементьевой О.М. [8].

При определении ИКТ-компетентности необходимо учитывать актуальные процессы цифровизации всех сфер социума и экономики, а также тот факт, что рассматриваемая компетентность будущих ИТ-инженеров является базовой для дальнейшего профессионального обучения.

Таким образом, в рамках проведенного исследования научных источников уточним определение информационно-коммуникационной компетентности. Информационно-коммуникационная компетентность будущего специалиста в области информационных технологий - это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов поиска, анализа, обработки, генерации, хранения, фиксации, передачи и публикации информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать, моделировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности, в том числе с помощью распределенных технологий.

Распределенные информационные технологии в определении ИКТ-компе-тентности обеспечивают принцип мобильности, объявленный обязательным условием для формирования и развития единого образовательного пространства в рамках подписанного Россией в 1999 году с европейскими государствами Бо-лонского соглашения [9].

В системе российского образования формирование информационно-коммуникационной компетентности происходит непрерывно, начиная в системе общего образования, продолжая в вузе при получении основного профессионального образования и далее - при реализации профессиональной деятельности и повышении квалификации. Процесс формирования и развития компетентности студента ИТ-направления можно определить, как последовательные шаги с определением целей для каждого этапа.

Формирование ИКТ-компетентности будущих ИТ-инженеров начинается еще до обучения в вузе, в школьном и дополнительном образовании, когда только начинает проявляться интерес к компьютерным профессиям. Далее формирование ИКТ-компетентности продолжается при обучении на первом курсе вуза: корректируются школьные знания в области информатики и информационных технологий, происходит адаптация к методам и технологиям учебной деятельности в университете на основе распределенных технологий. На старших курсах обучения ИКТ-компетентность формируется на профессиональном уровне.

Постепенное освоение ИКТ-компетентности является важной особенностью ее формирования у студентов ИТ-направлений обучения. Каждый последующий уровень освоения основывается на знаниях и навыках, полученных на

предыдущем уровне, и формирует базу для последующего. При появлении пробелов в результатах обучения в рассмотренной последовательности происходит упущение в усвоении профессионально важных знаний и навыков, так необходимых на последующих этапах получения образования. Предполагается, что будущий ИТ-инженер, обучаясь в вузе по одному из компьютерных направлений, должен пройти все уровни формирования информационно-коммуникационной компетентности.

На основании уточненного определения инженера компьютерного направления обучения можно сформулировать структуру ИКТ-компетентности. Свою версию структуры рассматриваемой дефиниции предложила Е.В. Савченко, которая связывает содержание компонента структуры с решением математических задач [10].

В исследованиях С.А. Воронова отмечается, что в большинстве случаев структуру информационной компетенции, как и в целом любой другой, составляют три базовых блока, связанные с получением знаний, реализацией деятельности, и мотивационный, которые в работах авторов имеют различные названия или дополнения [11].

В ходе проведения анализа научно-методической литературы (И.А. Зимняя, Н.В. Пахаренко, И.Н. Зольникова и др.) была определена структура информационно-коммуникационной компетенции ИТ-инженера (табл. 1), являющейся комплексной характеристикой и содержащей компоненты, рассмотренные в разрезе основных информационных процессов: поиск и анализ информации, фиксация и хранение, обработка, публикация и передача информации.

Мотивационный компонент определяет отношение студентов к выбору направления обучения, образовательному процессу и будущей профессии. Мотив деятельности студента связан с задачами будущей профессиональной деятельности, которые определяют мотивацию через отношение к условиям и обстоятельствам, связанным с решением задач. Результативный процесс учебной деятельности будущих инженеров может существовать лишь при устойчивых внутренних мотивах.

Когнитивный компонент ИКТ-компетентности будущего инженера состоит из теоретических знаний по дисциплинам, необходимым для решения профессиональных задач базового уровня сложности. В деятельности ИТ-инженера важными являются теоретические представления о методах и способах реализации основных информационных процессов. Неотъемлемой частью теоретической подготовки инженера компьютерных направлений обучения являются знания прикладных программ, используемых для обработки символьной, числовой, визуальной и звуковой информации. Но для успешной профессиональной деятельности, кроме теоретических знаний, необходимо иметь и практические умения.

Деятельностный компонент структуры демонстрирует, какими навыками и умениями необходимо овладеть ИТ-бакалавру для решения тех типов задач, которые определены образовательным стандартом. Основным умением является использование программного обеспечения для сбора, фиксации, обработки, публикации и передачи информации, в том числе облачных технологий. Практическое применение полученных знаний покажет уровень сформированности деятельностного компонента ИКТ-компетентности и позволит студентам наиболее эффективно овладеть профессиональными компетенциями на последующих этапах обучения в вузе, а в дальнейшем стать конкурентоспособными специалистами на рынке труда.

Таблица 1

Структура ИКТ-компетентности

Компоненты

Мотивационный Когнитивный Деятельностный Рефлексивный

Информационно - коммуникационная компетентность Информационные процессы Поиск и анализ Мотивация на самостоятельный поиск информации Знание методов поиска информации Уметь искать информацию Способность критически осмыслить найденную информации

Фиксация и хранение Быть готовым использовать цифровую технику для фиксации и хранения информации Знание принципов функционирования и технических параметров цифровой техники Владеть навыками использования цифровой техники Способность оценить технические параметры цифровой техники, сопрягаемой с ПК

Обработка Мотивация к применению ПО в решении профессиональных задач Знание методов и технологий обработки информации Умение использовать программное обеспечение для обработки информации Способность дать оценку обработанной информации

Публикация и передача Быть готовым использовать распределенные информационные технологии для публикации и передачи информации Знание методов и технологий публикации и передачи информации Умение использовать распределенные технологии для публикации и передачи информации Способность анализировать применяемые технологии для публикации и передачи информации

Рефлексивный компонент необходим на каждом этапе формирования ИКТ-компетентности. Квалифицированный ИТ-специалист должен уметь давать оценку собственным знаниям, практическим навыкам, оценивать и обосновывать выбор оптимального алгоритма действий в процессе решения поставленной профессиональной задачи.

Результаты.

В СибГУ науки и технологий им. М.Ф. Решетнева для формирования ИКТ-компетентности на первом вузовском этапе обучения была применена технология медиаобразовательных проектов - студенты создавали свои анимационные или видеоролики. Педагогический эксперимент проводился на протяжении четырех последних лет в группах по направлению обучения 09.03.01 Информатика и вычислительная техника, 09.03.02 Программная инженерия и 15.03.04 «Автоматизация технологических процессов и производств», в третьем модуле дисциплины «Информационные технологии», или «Информационные технологии в цифровой экономике». К середине 2021 года в эксперименте приняли участие более 200 человек.

Медиаобразовательные проекты реализовывались студентами индивидуально или в малых группах по 2 - 3 человека с распределением ролей - редактор, дизайнер/оператор, режиссер анимации/видеомонтажа. Решение о командоориентированности, роли в проекте, а также технологии реализации и программном обеспечении студенты принимали самостоятельно. Темы проектов и сроки сдачи этапов работ определялись преподавателем. Публикация заданий по этапам работ проводилась на платформе дистанционного обучения Google-Класс. Файлы отчетов о выполненной работе студенты предоставляли на облачной платформе проектной работы ТгеНо.

Технология медиапроектов позволила сформировать и развить все компоненты структуры ИКТ-компетентности, а также освоить информационные процессы, определенные структурой. Студенты с заинтересованностью и энтузиазмом выполняли все этапы проекта, поскольку это творческий процесс, развивающий не только профессиональные навыки по работе с информацией, но и воображение и художественный подход. Не секрет, что 99% студентов имеют цифровые гаджеты с возможностью видеофиксации информации. Научиться создавать видеоролик, опубликовать его на своем канале и собрать положительные отзывы было хорошей мотивацией для студентов. При проведении опроса среди студентов мотивационный компонент был улучшен в среднем на 4,17. Опрос проводился в 2021 году среди 37 студен-

Библиографический список

тов. Оценки выставлялись по шкале от 1 до 5, где 1 - наименьшая оценка, 5 - наивысшая.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Когнитивная составляющая осваивалась студентами на проблемной лекции «Медиа в СибГУ», при прослушивании тематических лекций, получении консультаций на лабораторных занятиях и при изучении учебного материала самостоятельно. Свои знания в области информационных технологий студенты улучшили в среднем на 4,45.

Не составило затруднений освоение деятельностного компонента ИКТ-ком-петенции - основная часть используемых информационных технологий студентам была уже известна в той или иной мере, новшеством для большинства было создание анимации и работа в видеоредакторах. Но сложностей не возникало, поскольку умение осваивать новое программное обеспечение - одно из главных качеств будущего ИТ-инженера. Деятельностный компонент был улучшен в среднем на 4,31 балла.

Наиболее всего студенты улучшили свою рефлексивную компоненту ИКТ-компетентности - умение анализировать, критически осмысливать и оценивать найденную или созданную информацию - в среднем на 4,48 балла.

Таким образом, на основе различных подходов к определению понятия ИКТ-компетентности и ее сущности рассмотрены различные подходы к ее трактовке. В процессе анализа научной литературы сформулированы структура и содержание информационно-коммуникационной компетентности будущего ИТ-инженера в разрезе основных информационных процессов. На следующем этапе исследования планируется сформулировать показатели сформированно-сти ИКТ-компетентности в соответствии с выделенными компонентами.

Представленные разработки могут быть основанием для реализации ком-петентностного, профессионально направленного подхода к процессу дальнейшего освоения профессиональных дисциплин при подготовке квалифицированных ИТ-кадров. Предложенная структура может быть применима на различных этапах обучения и ступенях освоения ИКТ-компетентности в разрезе соответствующих дисциплин общего, высшего или дополнительного образования. Представленные компоненты ИКТ-компетентности уточняют требования к уровню освоения ИТ-дисциплин и могут быть применены для формирования персональной траектории обучения студентов и выявления творческой молодежи, повышая тем самым качество подготовки специалистов для ИТ-индустрии, что особо актуально в условиях глобальной цифровизации и введения цифровых компетенций в ФГОС ВО.

1. Цифровая экономика Российской Федерации. Национальная программа. Москва, 2021.

2. Воронцова Э.М. Формирование информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Йошкар-Ола, 2014.

3. Петров П.К., Сабитова Н.Г. Формирование информационно-коммуникационных компетенций у студентов бакалавриата гуманитарных направлений с использованием дистанционного обучения. Современные проблемы науки и образования. 2014; № 2.

4. Лапчик М.П. ИКТ-компетентность бакалавров образования. Информатика и образование. 2012; № 2: 29 - 33.

5. Лапчик М.П., Рагулина М.И., Удалов С.Р, Федорова ГА. Развитие ИКТ-компетентности будущих бакалавров образования в условиях дистанционного взаимодействия с работающими учителями. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2019; № 2 (30): 22 - 25.

6. Лавина Т.А. Развитие компетентности учителя в области информационно-коммуникационных технологий в условиях непрерывного педагогического образования. Информатика и образование. 2012; № 1: 72 - 74.

7. Макарова Т.В. Структура и содержание ИКТ-компетентности инженеров специальности «Информационные технологии в дизайне». Омский научный вестник. 2007; № 2 (54): 175 - 179.

8. Касьянова Е.В., Сафонов К.В. Методика развития медиакомпетенций студентов посредством медиаобразовательных проектов. Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2020; № 2 (52): 46 - 57.

9. Дементьева О.М. Принцип мобильности в современном образовательном процессе. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015; № 1-6: 45 - 47.

10. Савченко Е.В. Компоненты информационной компетенции будущего инженера, формируемые при изучении фундаментальных дисциплин. Современное образование. 2020; № 4: 37 - 48.

11. Воронов С.А. Структура и содержание компетенций в области использования информационно-коммуникационных технологий. Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2017; Ч. 1, № 3 (95): 83 - 89.

References

1. Cifrovaya 'ekonomika Rossijskoj Federacii. Nacional'naya programma. Moskva, 2021.

2. Voroncova 'E.M. Formirovanie informacionno-kommunikativnoj kompetentnosti buduschih pedagogov v usloviyah perehoda na dvuhurovnevuyu sistemu podgotovki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Joshkar-Ola, 2014.

3. Petrov P.K., Sabitova N.G. Formirovanie informacionno-kommunikacionnyh kompetencij u studentov bakalavriata gumanitarnyh napravlenij s ispol'zovaniem distancionnogo obucheniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014; № 2.

4. Lapchik M.P. IKT-kompetentnost' bakalavrov obrazovaniya. Informatika i obrazovanie. 2012; № 2: 29 - 33.

5. Lapchik M.P., Ragulina M.I., Udalov S.R., Fedorova G.A. Razvitie IKT-kompetentnosti buduschih bakalavrov obrazovaniya v usloviyah distancionnogo vzaimodejstviya s rabotayuschimi uchitelyami. Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informacionnyh tehnologij. 2019; № 2 (30): 22 - 25.

6. Lavina T.A. Razvitie kompetentnosti uchitelya v oblasti informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v usloviyah nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Informatika i obrazovanie. 2012; № 1: 72 - 74.

7. Makarova T.V. Struktura i soderzhanie IKT-kompetentnosti inzhenerov special'nosti «Informacionnye tehnologii v dizajne». Omskij nauchnyj vestnik. 2007; № 2 (54): 175 - 179.

8. Kas'yanova E.V., Safonov K.V. Metodika razvitiya mediakompetencij studentov posredstvom mediaobrazovatel'nyh proektov. Vestnik krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva. 2020; № 2 (52): 46 - 57.

9. Dement'eva O.M. Princip mobil'nosti v sovremennom obrazovatel'nom processe. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2015; № 1-6: 45 - 47.

10. Savchenko E.V. Komponenty informacionnoj kompetencii buduschego inzhenera, formiruemye pri izuchenii fundamental'nyh disciplin. Sovremennoe obrazovanie. 2020; № 4: 37 - 48.

11. Voronov S.A. Struktura i soderzhanie kompetencij v oblasti ispol'zovaniya informacionno-kommunikacionnyh tehnologij. Vestnik ChGPU im. I.Ya. Yakovleva. 2017; Ch. 1, № 3 (95): 83 - 89.

Статья поступила в редакцию 19.07.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.