Научная статья на тему 'Особенности организации контактной самостоятельной работы для обучающихся СПО "Банковское дело"'

Особенности организации контактной самостоятельной работы для обучающихся СПО "Банковское дело" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СТУДЕНТ / ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / TEACHER / STUDENT / EXTRACURRICULAR WORK / PRACTICAL TRAINING / PROFESSIONAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврентьева Лариса Викторовна, Егорова Анастасия Олеговна, Большакова Юлия Сергеевна

Статья направлена на особенности приобретения и использования знаний на практике самостоятельно. Изучено использование творческого подхода к работе и проявление инициативы в ходы выполнения заданий. Согласно требованиям нормативных документов самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых знаний. Большая часть курса «Банковское дело» отводится на реализацию самостоятельной работы, ведь от того, насколько ответственно студент к ней отнесётся, зачастую зависит и результат дипломной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаврентьева Лариса Викторовна, Егорова Анастасия Олеговна, Большакова Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION CONTACT THE INDEPENDENT WORK FOR THE STUDENTS OF SPO "BANKING"

The article is aimed at the features of the acquisition and use of knowledge in practice independently. The use of a creative approach to work and the manifestation of initiative in the course of tasks. According to the requirements of regulatory documents, independent work of students is a mandatory component of the educational process, as it provides consolidation of the acquired knowledge. Most of the course "Banking" is given to the implementation of independent work, because the result of the thesis often depends on how responsible the student will react to it.

Текст научной работы на тему «Особенности организации контактной самостоятельной работы для обучающихся СПО "Банковское дело"»

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лаврентьева Лариса Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); кандидат экономических наук, доцент Егорова Анастасия Олеговна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студент Большакова Юлия Сергеевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТАКТНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО «БАНКОВСКОЕ ДЕЛО»

Аннотация. Статья направлена на особенности приобретения и использования знаний на практике самостоятельно. Изучено использование творческого подхода к работе и проявление инициативы в ходы выполнения заданий. Согласно требованиям нормативных документов самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых знаний. Большая часть курса «Банковское дело» отводится на реализацию самостоятельной работы, ведь от того, насколько ответственно студент к ней отнесётся, зачастую зависит и результат дипломной работы.

Ключевые слова: преподаватель, студент, внеаудиторная работа, практическое обучение, профессиональные навыки.

Annotation. The article is aimed at the features of the acquisition and use of knowledge in practice independently. The use of a creative approach to work and the manifestation of initiative in the course of tasks. According to the requirements of regulatory documents, independent work of students is a mandatory component of the educational process, as it provides consolidation of the acquired knowledge. Most of the course "Banking" is given to the implementation of independent work, because the result of the thesis often depends on how responsible the student will react to it.

Keywords: teacher, student, extracurricular work, practical training, professional skills.

Введение. Цель для студентов при организацииконтактной самостоятельной работы по СПО «Банковское дело» — научиться приобретать и использовать знания на практике самостоятельно, проявлять инициативу в ходе выполнения заданий, использовать творческий подход к работе. На самостоятельную работу приходится значимая доля времени изучения курса и от того, насколько ответственно студент к ней отнесётся, зачастую зависит и результат дипломной работы.

Перед преподавателями стоит иная цель — деятельность обучающихся необходимо спланировать, организовать и проконтролировать. Положительные результаты можно ожидать тогда, когда данная работа является систематической, определённой по целям, планомерной.

Изложение основного материала статьи. Труд преподавателей, библиотекарей, администраторов, методистов, собственно, самих студентов - все это в совокупности является внеаудиторной работой, которая представляет собой систему образовательно-воспитательной деятельности наряду с производственным, теоретическим и практическим обучением.

Творческая активность обучающихся является основной составляющей реализации процесса обучения в условиях перехода на «цифровую педагогику», которая стала приоритетным направлением в нашей стране. [5] В связи с этим, самостоятельная работа является неотделимой частью образовательного процесса.

Профессиональные навыки лучше формируются именно с приобретением опыта посредством самостоятельной деятельности. Тем выпускникам, которые за всё время учёбы так и не научатся самостоятельно приобретать знания и применять навык самообразования, — скорее всего, придётся туго в дальнейшей жизни.

Необходимые условия для организации самостоятельной работы студентов:

- наличие и доступность справочных, учебно-методических и информационно-коммуникационных материалов;

- система слежения и оценки;

- консультационная помощь преподавателя;

- обеспеченность учебными и методическими пособиями;

- готовность самих студентов.

Публичная демонстрация работ студента играет очень важную роль дальнейшего успеха. Не лишними станут практические конференции на выбранные темы, систематически обновляемые работы на специализированном стенде, а также защита творческих проектов. Отличным стимулом для развития творческих способностей студентов является публикация научных, исследовательских, проектных работ, участие в конференциях и олимпиадах разных уровней. Все это способствует развитию навыков самообразования и желание самосовершенствоваться.

Нет еще такого государства в мире, которое могло бы существовать без банков. Без них немыслима работа предприятий, через банки осуществляются расчеты с партнерами, предоставляются кредитные ресурсы, проводятся валютные операции, чем и определяется востребованность специальности «Банковское дело».

Область профессиональной деятельности выпускников по специальности СПО «Банковское дело»: осуществление, учет и контроль банковских операций по привлечению и размещению денежных средств, оказание банковских услуг клиентам в организациях кредитной системы.

Получив образование банковское дело, специалист готов выполнять следующие задачи:

- проводить денежные операции с применением наличных, а также безналичного расчета;

- оформлять операции, в ходе которых предоставляются займы, контролировать их применение и погашение;

- проводить операции с акциями, зарубежной валютой, осуществлять иные внутрибанковские операции и совершать разнообразные сделки;

- работать с клиентами для того, чтобы привлекать и размещать их денежные средства, правильно давать консультации заемщикам по условиям предоставления займов и процедуре их погашения;

- обеспечивать сервисное обслуживание клиентов, работая непосредственно с кассой;

- выполнять экономически финансовые расчеты, которые применяются в операциях в банках;

- выполнять операции, которые связаны с осуществлением учреждениями Центробанка своих главных функций;

- оформлять, вести и хранить документацию по совершаемым сделкам и операциям;

- осуществлять международные расчеты по импортно-экспортным операциям.

Существующая практика работы коммерческих банков, да и организаций в целом предполагает, что работать в данных структурах могут только выпускники с высшим профильным или смежным образованием. В редких случаях на работу могут взять выпускника со средним профессиональным образованием, но на самые низкие ступени должностной иерархии (в банках это могут сотрудник клиентской службы поддержки, секретарь, младший специалист).

Возникает ситуация, когда для профессиональной деятельности и карьерного роста среднего профессионального образования не хватает. В связи с этим необходимо разобраться, в чем же тогда состоит специфика обучения по направлению «Банковское дело» в системе СПО?

Обучение студента специальности «Банковское дело» базируется на ряде нормативно-правовых актов [1; 2; 3] и строится на принципе практико-ориентированного подхода к образовательной деятельности, при этом большое внимание уделяется самостоятельной работе, что в совокупности направлено на удовлетворение запросов работодателей и рынка труда в целом.

К окончанию обучения студент обладает набором профессиональных знаний по изучаемой специальности, что определяет главное отличие колледжа от вуза, в котором обучение в большей степени носит научно-теоретический характер [6].

Таблица 1

Элементы структуры учебно-методических рекомендаций

Элементы структуры учебно-методических рекомендаций

Предназначенного для организации преподавателем самостоятельной внеаудиторной работы студентов Предназначенного для выполнения студентами заданий, предусмотренных внеаудиторной работой

« Содержание • Пояснительная записка • Инструкция по организации внеаудиторной работы студентов • Алгоритмы работы с учебником, справочником • Задачи для самостоятельной работы студентов и методические рекомендации по их выполнению • Эталоны ответов на задания • Критерии оценки выполненной студентами работ. • Список используемой литературы • Приложение • Содержание • Введение • Рекомендации по работе с учебно-методическими рекомендациями • Рекомендации по распределению времени в процессе работы над заданиями • Задания для самостоятельной работы • Критерии оценок выполненной студентами работы • Список основной и дополнительной литературы

На следующем этапе преподаватель должен понимать, с помощью чего студент сможет достигнуть целей: методы, средства, формы заданий (подробнее о них в последнем разделе статьи).

Будущие банкиры, получающие среднее профессиональное образование дистанционно, изучают, как организовывать работу с кредитами, документационно обеспечивать управление банковской организацией, рассматривают главные показатели работы банковского учреждения и знакомятся с его экономическим содержанием.

Также студенты изучают организационные и юридические основы работы банка, технологии, в соответствии с которыми выдаются и возвращаются займы, специфику расчетно-кассового обслуживания, способы уменьшения рисков и обеспечения экономической устойчивости банковской организации, роль Центробанка в организации российской платежной системы, учатся оценивать кредитоспособность заемщиков и степень кредитных рисков.

Вспомогательный список заданий, которые можно включить в положение о самостоятельной работе студентов СПО (табл. 2):

Таблица 2

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

для овладения знаниями: для закрепления и систематизации знаний: для формирования умений:

чтение текста (учебника, работа с конспектом лекции решение задач и упражнений по

первоисточника, дополнительной литературы) образцу

составление плана текста повторная работа над учебным решение вариантных задач и

материалом упражнении

графическое изображение составление плана и тезисов выполнение чертежей, схем

структуры текста ответа

конспектирование текста составление таблиц для выполнение расчетно-

систематизации учебного графическнх работ

материала

работа со словарями и изучение нормативных решение ситуационных

справочниками материалов производственных (профессиональных) задач

работа с нормативными ответы на контрольные Бопросы подготовка к деловым играм

документами

учебно-исследовательская работа аналитическая обработка текста проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности

использование аудио-и подготовка сообщений к подготовка курсовых и

видеозаписей, компьютерной выступлению на семинаре, дипломных работ (проектов)

техники. Интернет им др. конференции

создание фильмов. подготовка рефератов, докладов экспериментально-

мультимедийных презентации. конструкторскаяработа

составление библиографии опытно-экспериментальная работа

тестирование и др. упражнение на тренажере

упражнения спортивно-

оздоровительного характера

рефлексивный анализ

профессиональных умений, с

использованием аудио и

видеотехники и др.

Банкир является многопрофильным специалистом, который отличается предрасположенностью отлично прогнозировать всевозможные ситуации и анализировать информацию. Важность и востребованность банковских специалистов на сегодняшний день значительна. [7] Следует обязательно уведомить студента о критериях оценки выполняемой работы. Подвести итоги СРС можно в виде отметки в журнале в разделе теоретических или практических занятий. Например, так:

Критериями оценками самостоятельной работы студентов является набранная сумма баллов за: • тестовые задания, предлагаемые в конце семтаско-практического занятия;

Обозначим ключевые моменты в организации, контроле и оценке самостоятельной работы:

Преподаватель или мастер производственного обучения должен проводить инструктаж по выполнению задания, отталкиваясь от прописанных в этом задании данных (цели, сроки, требования к результату и прочее).

Банковское дело всегда была одной из наиболее перспективных и престижных сфер в плане построения успешной карьеры. Эта область все время развивается, а поэтому банковские специалисты всегда будут востребованными [8].

Так же можно применять дистанционную систему образования.

Так как дистанционное образование происходит через интернет, то это позволяет:

- сэкономить собственное время;

- обучаться в том темпе и выбирать тот образовательный режим, который отличается предельным комфортом;

- использовать обратную связь с педагогами и остальными слушателями курса, без ограничений задавать интересующие вопросы по тематике курса и получать на них персональные развернутые ответы;

- в случае необходимости выполнять пересмотр предыдущих уроков, возвращаясь к сложным темам.

Информация в ходе дистанционного обучения преподносится в разных формах: в частности, в виде

текстов, таблиц, приводятся образцы банковской документации, актуальные сведения, объективные цифры. В материал включены задачи для логического мышления. Все данные в курсе основаны на действующих нормативно-правовых актах и своевременно корректируются, если случаются изменения в регулировании банковской сферы.

По завершении учебы выпускники:

- детально понимают все главные банковские процессы;

- становятся способными самостоятельно разбираться в непростых вопросах банковской деятельности и воплощать те задачи, которые поставлены;

- могут поддерживать и повышать свой квалификационный уровень, что достаточно важно, так как нормативная база для банковских учреждений часто меняется.

Все образовательные программы полностью отвечают требованиям будущих работодателей, в частности, тех, с кем осуществляется непосредственное сотрудничество. Они принимают участие в разработке планов обучения специалистов и подготовке нужных материалов.

Благодаря возможности совмещать дистанционное обучение с работой, выпускники учебного заведения приобретают ценный опыт. Некоторые студенты начинают работать по специальности еще во время учебы. В результате после завершения обучения открываются настоящие и совершенно достижимые перспективы начать успешную карьеру в банковском деле.

Производить контроль результатов можно следующими способами:

Текущий контроль:

- устные ответы, творческая работа, доклады на лабораторных, практических, семинарских занятиях, сообщение, собеседование, предъявление таблиц, в которых приведено сопоставление анализа данных, схем процессов, обобщающих моделей и др.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- собственноручно составленные тексты;

- решение ситуационных задач по практико-ориентированным дисциплинам;

- самоанализы, проекты, рефераты, рецензии, отчёты, справки, эссе, отзывы, заключения, задачи, программы, планы и др.;

- конспекты по самостоятельно изучаемой теме;

- контрольные, курсовые работы в текстовом формате и их защита;

- самостоятельные исследования;

- отчёты по пройденной практике;

- статьи и иные публикации в научно-популярном, учебном и научном издании по результатам самостоятельной работы;

- предоставление и презентация продукта или изделия творческой деятельности студента;

- тестирование;

- участие в Интернет-конференциях, защита электронных презентаций, обмен информационными файлами.

Промежуточная аттестация по итогам семестра;

Итоговая аттестация.

Критерии оценки результатов:

- степень овладения студентом учебного материала;

- степень развитости навыков обучающегося использовать теоретический запас знаний на практике;

- степень развитости навыков студента использовать электронные образовательные ресурсы, выискивать нужную информацию, осваивать её и применять на практике;

- степень развития общих и профессиональных компетенций;

- навыки формулирования проблемы, выдачи решений по ней, критической оценки собственных решений;

- обоснованность изложения ответа;

- навыки анализа и предъявления вариантов действий в ситуационных задачах;

- навыки оформления материала в соответствии с требованиями;

- навыки формирования собственной позиции, её оценки и аргументирования.

Учебная программа по специальности «Банковское дело» предусматривает преподавание большого количества узконаправленных предметов («Введение в профессию», «Организация безналичных расчетов», «Организация кредитной работы», «Организация деятельности коммерческого банка» и др.), что позволяет студенту на этапе обучения вплотную ознакомиться со своей будущей профессией. Еще одним преимуществом СПО для студента является возможность за короткий период обучения точно определиться с тем, правильно ли сделан выбор будущей специальности, и при желании поступить в вуз по аналогичному или другому направлению подготовки.

Выводы. В заключение стоит отметить, что дисциплина «Введение в профессию» является одной из важнейших предметов всего цикла подготовки по направлению «Банковское дело». В ходе ее изучения у студентов складывается первичное представление о своей будущей профессии. На занятиях студенты не только слушают лекции о банковской системе в РФ и за рубежом, но и изучают специфику работы банковского сотрудника, его должностные обязанности, требования к профессии. Полученная в процессе обучения информация позволяет студентам легче адаптироваться к более узконаправленным предметам.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по специальности 38.02.07 Банковское дело среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 февраля 2018 г. № 67 [Электронный ресурс] // URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70627116/.

2. Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 (ред. от 15.12.2014) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_150312/.

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/.

4. Киселёва,Е. Инновационная деятельность образовательных организаций на примере реализации социального партнерства / Е. Киселёва // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 1.

5. Лаврентьева, Л.В. Предпосылки перехода на цифровую педагогику в российских условиях. / Л.В. Лаврентьева, Е.В. Яшкова, В.А. Лаврентьева // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-2. - С. 152-156.

6. Модернизации в преподавании финансово-экономических дисциплин. Тюмина Н.С., Лаврентьева Л.В. В сборнике: Актуальные вопросы финансов и страхования России на современном этапе сборник статей по материалам II региональной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Кафедра страхования, финансов и кредита. 2015. С. 248-254.

7. Основные направления подготовки специалистов финансовой сферы. Заусайлова П.Ю., Лаврентьева Л.В.В сборнике: Современные вопросы финансовых и страховых отношений в мировом сообществе сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Под общ. ред. И.С. Винниковой, Е.А. Кузнецовой; Кафедра страхования, финансов и кредита. 2016. С. 158-161.

8. Развитие финансовой отрасли России: проблемы и эффективные решения. Шилякова Е.С., Лаврентьева Л.В. В сборнике: Современные вопросы финансовых и страховых отношений в мировом сообществе сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Под общ. ред. И.С. Винниковой, Е.А. Кузнецовой; Кафедра страхования, финансов и кредита. 2016. С. 88-93.

9. Смирнова Н.М. Развитие навыков самостоятельной деятельности учащихся. - М.: Просвещение, 2015.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лаврентьева Лариса Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студент Бездетко Ксения Андреевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студент Егорова Татьяна Александровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ИННОВАЦИОННЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ КОНСТРУКТОРА «ЗНАТОК»

Аннотация. В статье делается акцент на необходимости введения инновационных технологий в сфере образования. Рассматриваются причины, по которым нововведения до сих пор не получили широкого распространения в учебных учреждениях. Приводятся доказательства необходимости применения инновационных технологий на примере конструктора «Знаток». Определяется, что отказ от внедрения тормозит процесс развития науки в школах.

Ключевые слова: конструктор, робототехника, инновации, образование, педагог, проектирование, нововведение.

Annotation.The article focuses on the need to introduce innovative technologies in the field of education. The reasons for which innovations have not yet received wide distribution in educational institutions are considered. Evidence is given of the need to apply innovative technologies on the example of the «Connoisseur» designer. It is determined that the rejection of the introduction of inhibits the process of development of science in schools.

Keywords: designer, robotics, innovation, education, teacher, design, innovation.

Введение. В современном мире без инноваций никуда. Они захватывают все сферы нашей жизни: инновации в медицине, инновации в автомобилестроении, самолётостроении, и, конечно же, инновации в образовании.

Инновации в сфере образования - это все, что связано с внедрением в практику передового педагогического опыта. Учебно-воспитательный процесс, который занимает одно из главных мест в современной науке, в основном направлен на передачу учащимся знаний, умений, навыков, на формирование личности, гражданственности. Изменения продиктованы временем, изменением отношения к обучению, воспитанию, развитию.

Инновационные технологии в образовании необходимы, так как они позволяют регулировать обучение и направляют его в нужное русло. Поскольку человечество всегда пугало все новое и неизведанное, оно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.