Научная статья на тему 'Роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при организации самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки "Экономика"'

Роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при организации самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки "Экономика" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / ЭКОНОМИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES (ICT) / ECONOMICS / EDUCATION / STUDENTS / PROFESSIONAL COMPETENCIES / INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Анастасия Олеговна, Корнева Татьяна Алексеевна, Мададова Камила Халиловна

В данной статье рассматривается роль и значение информационно-коммуникационных технологий при организации самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки «Экономика». Рассмотрена сущность и цели самостоятельной работы. Выявлены факторы, определяющие степень влияния ИКТ на самостоятельную работу обучающихся. В статье авторами проведено исследование, целью которого являлось выявление актуальности и роли применение информационно-коммуникационных технологий в обучение при организации самостоятельной деятельности обучающихся по направлению подготовки « Экономика». В исследовании приняло участие 61 обучающийся по направлению подготовки «Экономика», из них 34 девушки и 27 юношей в возрасте от 17 до 23 лет. 11,5% из которых проживают в Нижегородской области, остальные в городе Нижний Новгород. Проведенное исследование показало, что использование ИКТ при организации самостоятельной работы обучающихся позволяет сформировать профессиональные компетенции, способствуют углубленному изучению, обобщению и закреплению экономических знаний, что содействуют развитию способностей по нахождению поиска неординарных решений и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егорова Анастасия Олеговна, Корнева Татьяна Алексеевна, Мададова Камила Халиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES (ICT) UNDER THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF TRAINERS IN THE DIRECTION OF TRAINING “ECONOMICS”

This article discusses the role and importance of information and communication technologies in the organization of independent work of students in the direction of training «Economics». The essence and goals of independent work are considered. The factors that determine the degree of influence of ICT on students' independent work are revealed. In the article, the authors conducted a study, the purpose of which was to identify the relevance and role of the use of information and communication technologies in training in the organization of independent activities of students in the direction of training «Economics». The study involved 61 students in the direction of training «Economics», of which 34 girls and 27 boys aged 17 to 23 years. 11.5% of which live in the Nizhny Novgorod region, the rest in the city of Nizhny Novgorod. The study showed that the use of ICT in the organization of independent work of students allows to form professional competencies, promote in-depth study, synthesis and consolidation of economic knowledge, which contribute to the development of abilities to find search for innovative solutions, etc.

Текст научной работы на тему «Роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при организации самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки "Экономика"»

3. Филосовский словарь / авт.-сост. С.Я.Подопригора, А.С. Подопригора, - Изд. 3-е перераб. - Ростов на Дону: Феникс, 2015. - 478.

4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Учебник для уч. 5-8 классов ч.4 краткий словарь художественных терминов, - Обнинск: Титул, 1996. - 80с. цв. ил.

5. Уроки изобразительного искусства. Искусство в жизни человека. Поурочные разработки. бкласс / [Л.А.Неменская, И.Б. Поляков, Т.А. Мухина, Т.С. Горбачевская ]; под ред. Б.М. Неменского - М. Просвещение, 2012. - 159 с.

6. Зеланд Вадим. Трансерфинг реальности. Ступень 2; Шелест утренних звезд. - СПб: ИГ «Весь», 2005 - 224 с.

7. Ж. Казань. №9. 2018 год.

8. Буровкина Л.А. Народная культура как комплексная система трудового, духовно-нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения - М.:УЦ Перспектива. 2018 - с. 214-220.

9. Ж. Искусство и образование. М. 4(114) 2018 г.

10. Ж. Культурология;Дайджест РАН ИНИОН - М.: 2018 №2 Ред. - состав. Вып. О.В. Кулешова - 225 с.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат экономических наук, доцент Егорова Анастасия Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород); студентка Корнева Татьяна Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород); студентка Мададова Камила Халиловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород)

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) ПРИ

ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ «ЭКОНОМИКА»

Аннотация. В данной статье рассматривается роль и значение информационно-коммуникационных технологий при организации самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки «Экономика». Рассмотрена сущность и цели самостоятельной работы. Выявлены факторы, определяющие степень влияния ИКТ на самостоятельную работу обучающихся. В статье авторами проведено исследование, целью которого являлось выявление актуальности и роли применение информационно-коммуникационных технологий в обучение при организации самостоятельной деятельности обучающихся по направлению подготовки « Экономика». В исследовании приняло участие 61 обучающийся по направлению подготовки «Экономика», из них 34 девушки и 27 юношей в возрасте от 17 до 23 лет. 11,5% из которых проживают в Нижегородской области, остальные в городе Нижний Новгород. Проведенное исследование показало, что использование ИКТ при организации самостоятельной работы обучающихся позволяет сформировать профессиональные компетенции, способствуют углубленному изучению, обобщению и закреплению экономических знаний, что содействуют развитию способностей по нахождению поиска неординарных решений и т.д.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), экономика, образование, обучающиеся, профессиональные компетенции, самостоятельная работа.

Annotation. This article discusses the role and importance of information and communication technologies in the organization of independent work of students in the direction of training «Economics». The essence and goals of independent work are considered. The factors that determine the degree of influence of ICT on students' independent work are revealed. In the article, the authors conducted a study, the purpose of which was to identify the relevance and role of the use of information and communication technologies in training in the organization of independent activities of students in the direction of training «Economics». The study involved 61 students in the direction of training «Economics», of which 34 girls and 27 boys aged 17 to 23 years. 11.5% of which live in the Nizhny Novgorod region, the rest in the city of Nizhny Novgorod. The study showed that the use of ICT in the organization of independent work of students allows to form professional competencies, promote in-depth study, synthesis and consolidation of economic knowledge, which contribute to the development of abilities to find search for innovative solutions, etc.

Keywords: information and communication technologies (ICT), economics, education, students, professional competencies, independent work.

Введение. Современное образование направлено на развитие индивидуальных качеств, способностей и творческого потенциала, обучающихся. По направлению подготовки «Экономика» широко практикуется применение системы самостоятельного обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Немало важную роль в становлении самостоятельной учебно-познавательной и учебно-практической деятельности играет Правительство Российской Федерации, которым было принято от 18 июля 2008 года № 543 Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования. Содержание которого заключается в том, что самостоятельная работа на сегодняшний момент является одним из основных видов деятельности обучающихся на занятиях [17].

Что же представляет собой самостоятельная работа? Данным вопросом занимаются многие специалисты в области педагогики, которые по-разному трактуют сущность понятия «самостоятельная работа».

Первые рассматривают самостоятельную работу как прием обучения, подразумевая под этим отсутствие контроля преподавателя за процессом выполнения заданий.

Вторые же, напротив, считают, что самостоятельная работа - это метод активного обучения, основанный на решении обучающимися какой-либо учебной задачи под руководством преподавателя [4].

Третьи убеждены, что смысл понятия «самостоятельная работа» формируется из нескольких параметров: выполнение заданий без посторонней помощи; обучающийся опирается на собственные интересы, личный опыт, приобретенные знания и умения; обучающийся способен аргументировано обосновать проблемную ситуацию и выразит мнение по этому поводу [4].

Самостоятельная работа имеет три основные цели, которые реализуются в ходе организации образовательного процесса:

1. Развить умение самостоятельно получать новые знания из различных источников;

2. Сформировать профессиональное мышление у обучающихся на основе выполнения индивидуально-познавательных заданий;

3. Создать предпосылки для развития компетенций у обучающихся по определенному направлению обучения [10].

Кроме того, отличительной особенностью самостоятельной работы является и то, что она подразделяется на два вида: аудиторная, которая включает в себя практические занятия, контрольные и творческие задания по дисциплине или междисциплинарному курсу и характеризуется наличием контроля со стороны преподавателя; внеаудиторную составляют курсовые работы, подготовка реферата, доклада и так далее, она выполняется без непосредственного руководства преподавателя [1].

К тому же, организация самостоятельной работы основана на следующих дидактических требованиях [5]:

Во-первых, преподаватель должен вызвать интерес у обучающегося и направить его стремление к достижению поставленной цели. Другими словами, самостоятельная работа носит целенаправленный характер.

Во-вторых, самостоятельная работа должна соответствовать уровню развития обучающихся, то есть, они должны овладеть теми простейшими навыками, которые позволят ему легко освоить материал с использованием средств ИКТ.

В-третьих, выполнение самостоятельной работы должно быть планомерным и отвечать системе обучения [14].

Формулировка цели статьи. В условиях быстрого изменения технологического, социального и культурного процесса идет и усовершенствование системы обучения, поэтому на сегодняшний день одним из эффективных и актуальных методов организации самостоятельной деятельности обучающихся в рамках развития современного образования является применение информационно-коммуникационных технологий [17].

Под информационно-коммуникационными технологиями понимают процесс осуществления взаимодействия с информацией через программно-технические средства и оборудования [2].

В настоящее время все чаще можно заметить, что деятельность образовательных учреждений по экономической подготовке обучающихся стала основываться на характере разделения нескольких направлений по использованию информационно-коммуникационных технологий.

Одним из направлений является объяснительно - иллюстративное, сущность которого состоит в использовании презентаций, иллюстраций с целью объяснить, анализировать и систематизировать полученный новый материал, а также для знакомства с новым явлением, процессом или объектом изучения [9].

В свою очередь информационно-коммуникационные технологии часто находят свое отражение в качестве некого инструмента управления оценкой эффективности закрепления изученного материала, а также в проведении исследовательских и лабораторно-практических работ, что тем самым позволяет обучающимся реализовать полученные знания на практике и овладеть общими и профессиональными компетенциями. Такая градация предоставляет возможность обучающимся интегрировано и конкретно демонстрировать результаты своей деятельности [6].

Выделяется еще и третий вид, являющийся одним из преобладающих среди других направлений. Его суть состоит в представлении информационно-коммуникационных технологий в виде средства контроля уровня и качества знаний. В этом случае требования для реализации и разработки информационно-творческого продукта являются инструментом применения информационно-коммуникационных технологий в результате оценки знаний обучающихся. Исходя из этого, преподаватель использует данную систему для экономии времени на занятиях, а также назначения сроков сдачи работ и установления критериев оценки [13].

Изложения основного материла статьи. В зависимости от применяемых тех или иных образовательных технологий формируется система управления эффективностью организации самостоятельной работы студентов по направлению подготовки «Экономика».

В качестве такой системы могут выступать как традиционная модель обучения (технология рейтингового, блочно-модульного и проектно-дифференцированного обучения), так и внедрение инновационного процесса, основу которого составляют компьютерные технологии [3].

Отсюда, следует отметить, что в современном обществе использование компьютерных технологий заняли прочные позиции и находят свое отражение как в профессиональной деятельности, так и в упорядочение процесса обучения. Подобное устройство приводит к повышению уровня тех умений, которые могли бы позволить анализировать и логически структурировать получаемую информацию [16].

Теперь необходимо обозначит несколько факторов, определяющих степень влияния ИКТ на самостоятельную работу обучающихся по экономическому направлению:

Во-первых, применение ИКТ позволяет совершенствовать органы управления системы образования, повышая при этом качество и значимость самостоятельного обучения;

Во-вторых, ИКТ позволяют обучающемуся самостоятельно развивать интеллектуальный потенциал на основе экспериментально-исследовательской деятельности;

В-третьих, ИКТ ориентируют на создание таких методов и средств самостоятельного обучения, которые позволили бы их реализовать в инновационном обществе [8].

С целью подтверждения вышесказанного, авторами данной статьи был проведен анализ применение информационно-коммуникационных технологий в организации самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки «Экономика».

В данном опросе участвовал 61 обучающийся по направлению подготовки «Экономика», из них 34 девушки и 27 юношей в возрасте от 16 до 23 лет. 11,5% опрошенных проживают в Нижегородской области, остальные в городе Нижний Новгород.

1. На вопрос «Используете ли Вы средства ИКТ при выполнении заданий?» 60,7% утверждают, что используют для подготовки к занятиям, 34,4% редко используют средства ИКТ для выполнения заданий, 4,9% респондентов отметили, что не нуждаются в их использовании (Рисунок 1).

Рисунок 1. Анализ использования средств ИКТ для подготовки домашнего задания

2. На вопрос «Используете ли Вы средства ИКТ на занятиях?» 65,6% опрашиваемых ответили используют, 24,6% - используют редко, и 9,8% - затрудняются ответить на данный вопрос (Рисунок 2).

Рисунок 2. Анализ использования средств ИКТ на занятиях

3. На вопрос «Помогает ли использование ИКТ лучше усвоить пройденный материал?» 70% обучающиеся ответили - помогают, 23% - скорее помогают и 7 % - затрудняются ответить (Рисунок 3).

Рисунок 3. Анализ усвоения материала с помощью ИКТ

4. На вопрос «Устраивает ли Вас организация самостоятельной работы с использованием средств ИКТ?» 49% ответили, что полностью устраивает, 41% - скорее всего устраивает, 10% опрашиваемых затрудняются ответить (Рисунок 4).

Рисунок 4. Анализ удовлетворения организацией самостоятельной работы

5. На вопрос «Внедрение ИКТ в образовательный процесс по направлению подготовки «Экономика» положительно влияет на обучение?» 74 % респондентов отметили положительное влияние ИКТ, 26 % -затрудняются ответить (Рисунок 5).

Рисунок 5. Анализ влияние на образовательный процесс СПО

Выводы. Проанализировав полученные результаты, авторами статьи были выявлены следующие преимущества ИКТ при организации самостоятельной работы студентов по направлению подготовки «Экономика»:

1. ИКТ позволяют сформировать профессиональные компетенции.

2. Способствуют углубленному изучению, обобщению и закреплению экономических знаний.

3. Позволяют обучающимся с легкостью ориентироваться в многообразии экономических терминов и понятий.

4. Содействуют развитию способностей по нахождению неординарных решений творческих задач экономической направленности.

Таким образом, широкое распространение информационно-коммуникационных технологий приводит к созданию такой модели организации самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки «Экономика», которая представляет альтернативу программным и техническим составляющим, что делает возможным поддерживать полный контроль и мониторинг за самостоятельной деятельностью студентов.

Литература:

1. Богатырева Ю.И., Косарев П.А. Информационные технологии в научной деятельности [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.tsput.ru/res/informat/aosit/Lection4.htm (дата обращения: 1.11.2018 г).

2. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2009.

3. Руденко, Т. В. Дидактические функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании / Т. В. Руденко. - Томск, 2006. Роберт И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации // Информатика и образование. - 2008 - № 6.

4. Гойдина Н.А. - "Организация самостоятельной аудиторной работы студентов"- М: Эксмо-Пресс, 2009 г.

5. Полуянов В.Б., Перминова Н.Б. Процессный подход к управлению внеаудиторной самостоятельной работой студентов // Вестник Учебно-методического объединения высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию. Екатеринбург: Изд-во Росс. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. - № 1 (39).

6.Тюмина Н.С., Лаврентьева Л.В. Модернизации в преподавании финансово-экономических дисциплин / В сборнике: Актуальные вопросы финансов и страхования России на современном этапе II региональной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Кафедра страхования, финансов и кредита. 2015.

7. Челнокова Е., Кузнецова С., Набиев Р. Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в преподавании экономических дисциплин в вузе // Вестник Мининского университета. 2017. №3 - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/628 (дата обращения: 2.11.18).

8. ЭБС «Znanium.com»: Гришин, В.Н. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник / В.Н. Гришин, Е.Е. Панфилова. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013.

9. Повышение уровня финансовой грамотности у студентов в вузе: проблемы и перспективы Егорова А.О., Курылева О.И., Курылев А.И., Плесовских Г.А.Экономика и предпринимательство. 2017. № 10-1 (87). С. 388-395.

10. Модернизация образовательного процесса: оценка сформированности компетенций у выпускников бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 педагогическое образование на этапе государственной итоговой аттестацииПеревощикова Е.Н., Аксёнов С.И., Егорова А.О., Королева Е.В., Круподерова К.Р., Стафеева А.В. учебно-методическое пособие / Мининский университет. Нижний Новгород, 2018.

11. Papert, S. New Cultures from New Technologies / S. Papert // Byte. - 2008. - P. 56-63

12. Young, R. From Conventional to Computer-Adaptive Testing of ESL Reading Comprehension / R. Young, M.D. Shermis, S.R. Brutten, K. Perkins // System. - 2006. - Vol. 24. - N 1. - P. 23-40.

13. Jac Jacobson V.J. (1998). Lessons Learning and Lessons to be Learned: An Overview of Innovative Network Learning Environments. Proceedings of Ed-Media-98. Charlottesville, VA: AACE, 662-668.

14. Teaching and learning at a distance" / M.Simonson, S.Smaldino, S.Zvacek // Information Age Publishing, Inc. Charlotte, North Carolina, 2015. - 352 p.

15. Zambo R., Wetzel K. & Buss R. Innovative Ways of Integrating Technology Into Student Teaching Experiences / In D. A. Willis, B. Robin & J. Willis (Eds.). Tech. and Teach. Ed. Annual. Charlottesville, VA: AACE, 278-282.m

16. Avison D.E., Fitzgerald G., Information Systems Development: Methodologies, Techniques and Tools., McGraw-Hill Book Company, 2006.

17. Hirumi A. & Harmon S. The Design and Implementation ofa System for Infusing Computer Technology into Teacher Education. Jl. of Teacher Technology Education, 2 (4), 256283.

18. Mayer, R.E. Nine ways to reduce cognitive load in multimedia learning / R.E. Mayer, R. Moreno // Educational psychologist. - 2003. - Vol. 38, №1.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Елизарова Евгения Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Самарский государственный технический университет» (г. Самара);

кандидат педагогических наук, доцент Баканова Ирина Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Самарский государственный университет путей сообщения" (г.Самара);

старший преподаватель Сысуева Ирина Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный технический университет» (г. Самара)

ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КРЕАТИВНОСТИ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

Аннотация. Целью настоящей статьи является анализ основ развития педагогической креативности и специфике ее нераздельной взаимосвязи с креативностью самих студентов.

Ключевые слова: педагогическая креативность, самосовершенствование, креативный образовательный процесс, профессиональный рост.

Annotation. The aim of the present article is to analyze the development basics of pedagogical creativity and specifics of its close relationship with the students' creativity.

Keywords: pedagogical creativity, self-improvement, creative educational process, professional growth.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. Современная эпоха характеризуется глобальной перестройкой общества. В образовании - это переход к новым, оптимальным психолого-педагогическим системам - креативным технологиям преподавания. Ведь жизнь требует педагогов нового типа: компетентных, думающих, инициативных, самокритичных, креативных.

Сегодня перед педагогом появляется задание переориентировать учебный процесс на формирование у его субъектов способности самостоятельно добывать знания из разных источников информации и применять их в практической жизни, что требует проявления креативности в педагогической деятельности. Следовательно, ведущим ресурсом и источником богатства страны является интеллектуальное и духовное развитие нации, носителем которого является учитель-творец, учитель-креатор.

Изложение основного материала статьи. Вторая половина ХХ - начало XXI веков ознаменовались бурным развитием педагогической науки. Одним из актуальных вопросов нынешнего времени является проблема развития креативности всех участников учебного процесса. Актуальность данного вопроса предопределена необходимостью воспитывать поколение, способное видеть проблемы, анализировать их и находить нестандартные эффективные решения. И именно будущее креативное поколение способно преодолеть барьеры шаблонности и стереотипности.

В отечественной науке проблему креативности рассматривали Л. Выготский, А. Петровский, И. Розет,

A. Дудецкий, М. Беркинблит, Л. Шрагина, Л. Коршунова, Т. Рибо и др.

Разные аспекты педагогической креативности исследовались многими зарубежными и отечественными учеными (T. Torrance, M. Wallach, J. Kagan, Ю. Азаров, В. Бажанюк, П. Блонский, Н. Вишнякова,

B. Загвязинский, В. Кан-Калик, Н. Кузьмина, Ю. Кулюткин, О. Морозов, М. Поташник, С. Сысоева, Р. Шакуров, и др.).

По своей сущности педагогическая креативность определяется как процесс, который проявляется в разработке новых подходов к обучению; в рационализации и модернизации содержания, форм, методов и средств учебно-воспитательного процесса; в многовариантном использовании теоретических знаний и практических навыков [9, с. 464].

Ее также рассматривают как интегративное свойство личности, которое характеризуется наличием специальных знаний в определенной предметной отрасли, общей эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым интеллектом, гибкостью и оригинальностью мышления [4, с. 75].

Творческий педагог - это личность, которая характеризуется высоким уровнем педагогической креативности (креативные черты личности и дополнительно сформированные мотивы, личностные качества, способности, которые способствуют успешной творческой педагогической деятельности), соответствующим уровнем знаний дисциплины, которую преподает, приобретенными психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками, которые, при благоприятных для педагогического творчества педагога условиях, обеспечивают его эффективную педагогическую деятельность по развитию потенциальных творческих возможностей учеников [5, с. 124].

Профессор Гарварда Т. Эмбейл предлагает модель креативности, которая основывается на взаимодействии трех компонентов [8]:

1) навыки, связанные с определенной областью знаний (domain - related skills), - знание в определенной отрасли, технические навыки и талант в специальной отрасли;

2) креативные навыки (creativity - related skills) - рабочий стиль мышления, эвристика для генерирования новых идей и личностные черты;

3) мотивация - желание сделать какое-то дело ради него самого или заинтересованность деятельностью определенного человека в определенное время.

Таким образом, педагогическая креативность предусматривает наличие у преподавателя высокого уровня компетентности в межличностном восприятии, межличностной коммуникации, межличностном взаимодействии.

Принимая во внимание взгляды отечественных и зарубежных исследователей креативности, мы выделили следующие структурные компоненты креативности педагогов: эмоционально-мотивационный, когнитивный, деятельностный и результативный. Все они взаимосвязаны и ни один из них сам по себе не может обеспечить значительных креативных достижений личности. Лишь гармоничное сочетание этих составляющих характеризует будущего педагога как креативную личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.