Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы обучающихся в условиях информатизации'

Организация самостоятельной работы обучающихся в условиях информатизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПРОГРАММНЫЙ ПРОДУКТ / ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / INDEPENDENT WORK / ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK / METHODS OF ORGANIZING INDEPENDENT WORK / EDUCATIONAL PROCESS / STUDENTS / SOFTWARE / INFORMATION AND METHODOLOGICAL CONDITIONS / EDUCATIONAL ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Оксана Юрьевна

Статья написана в рамках диссертационного исследования на тему: «Организация самостоятельной работы обучающихся экономических специальностей с помощью программных продуктов» В статье приведены и описаны: актуальность выбранной темы исследования, с ссылками на нормативно-правовые документы; уточненное и конкретизированное понятие «программный продукт»; характеристика профессиональной деятельности специалиста экономического профиля; дидактические и методические требования и принципы к проектированию программных продуктов; методика организации самостоятельной работы; информационно-методические условия организации самостоятельной работы; критерии диагностики уровня самостоятельной работы обучающихся; результаты экспериментального исследования по организации самостоятельной работы обучающихся экономических специальностей с помощью программных продуктов в образовательной организации высшего образования. Базой опытно-экспериментальной работы является Институт экономики и управления (структурное подразделение) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского», в эксперименте приняли участие обучающиеся экономических специальностей. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава образовательной организации высшего образования, а также при разработке программных продуктов по профессиональным дисциплинам и для обучающихся других направлений подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Оксана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF INFORMATIZATION

The article was written in the framework of the dissertation research on the topic: "The organization of independent work of students in economic specialties using software products." The article presents and describes: the relevance of the chosen research topic, with links to regulatory documents; the refined and specified concept of “software product”; characteristic of professional activity of a specialist in economics; didactic and methodological requirements and principles for the design of software products; methods of organizing independent work; information and methodological conditions for the organization of independent work; criteria for diagnosing the level of independent work of students; the results of experimental research on the organization of independent work of students of economic specialties with the help of software products in the educational organization of higher education. The base of the experimental work is the Institute of Economics and Management (structural subdivision) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Crimean Federal University named after VI Vernadsky", students of economic specialties took part in the experiment. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in the professional activities of the faculty of an educational organization of higher education, as well as in the development of software products for professional disciplines and for students in other areas of training.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы обучающихся в условиях информатизации»

педагогические науки

Смирнова Оксана Юрьевна ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ...

УДК 378.041/.091.322 : 004.4'272

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

© 2018

Смирнова Оксана Юрьевна, ассистент кафедры бизнес-информатики и математического моделирования Института экономики и управления Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского (295015, Россия, Симферополь, ул. Севастопольская, 21/4, e-mail: smirnovaqueen@gmail.com)

Аннотация. Статья написана в рамках диссертационного исследования на тему: «Организация самостоятельной работы обучающихся экономических специальностей с помощью программных продуктов» В статье приведены и описаны: актуальность выбранной темы исследования, с ссылками на нормативно-правовые документы; уточненное и конкретизированное понятие «программный продукт»; характеристика профессиональной деятельности специалиста экономического профиля; дидактические и методические требования и принципы к проектированию программных продуктов; методика организации самостоятельной работы; информационно-методические условия организации самостоятельной работы; критерии диагностики уровня самостоятельной работы обучающихся; результаты экспериментального исследования по организации самостоятельной работы обучающихся экономических специальностей с помощью программных продуктов в образовательной организации высшего образования. Базой опытно-экспериментальной работы является Институт экономики и управления (структурное подразделение) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского», в эксперименте приняли участие обучающиеся экономических специальностей. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава образовательной организации высшего образования, а также при разработке программных продуктов по профессиональным дисциплинам и для обучающихся других направлений подготовки.

Ключевые слова: самостоятельная работа, организация самостоятельной работы, методика организации самостоятельной работы, образовательный процесс, обучающиеся, программный продукт, информационно-методические условия, образовательная организация высшего образования.

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF INFORMATIZATION

© 2018

Smirnova Oksana Yuryevna, assistant of Business Informatics and Mathematical Modeling Institute of Economics and Management Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky (295015, Russia, Simferopol, st. Sevastopol, 21/4, e-mail: smirnovaqueen@gmail.com)

Abstract. The article was written in the framework of the dissertation research on the topic: "The organization of independent work of students in economic specialties using software products." The article presents and describes: the relevance of the chosen research topic, with links to regulatory documents; the refined and specified concept of "software product"; characteristic of professional activity of a specialist in economics; didactic and methodological requirements and principles for the design of software products; methods of organizing independent work; information and methodological conditions for the organization of independent work; criteria for diagnosing the level of independent work of students; the results of experimental research on the organization of independent work of students of economic specialties with the help of software products in the educational organization of higher education. The base of the experimental work is the Institute of Economics and Management (structural subdivision) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Crimean Federal University named after VI Vernadsky", students of economic specialties took part in the experiment. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in the professional activities of the faculty of an educational organization of higher education, as well as in the development of software products for professional disciplines and for students in other areas of training.

Keywords: independent work, organization of independent work, methods of organizing independent work, the educational process, students, software, information and methodological conditions, educational organization of higher education.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Сегодня, система образования функционирует в условиях интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий и информатизации общества, в следствии чего возникает необходимость модернизации образовательного процесса. Перед профессорско-преподавательским составом образовательной организации высшего образования появляется задача принципиально нового проектирования моделей образовательного процесса, конструирования содержания и организации учебного материала, профессиональной педагогической деятельности, направленной на самостоятельную работу обучающихся в образовательном пространстве. Для решения этой задачи актуально проектирование, разработка и внедрение программных продуктов для организации самостоятельной работы, так как освоение информационно-коммуникационных технологий развивает у обучающихся способность конструктивного и логического мышлений (способность рассуждать, анализировать, доказывать, задавать вопросы, давать четкие ответы, выдвигать конструктивные решения) [1, 2]. В этих условиях самостоятельная работа обучающихся становится

одной из ведущих организационных форм учебного процесса [3, с. 285].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы ориентирована на обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населениями и перспективными задачами развития российского общества и экономики.

Важным фактором, влияющим на качество обучения, является состояние кадрового потенциала на всех его уровнях. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» до 2025 года отражает намерения государства принять на себя ответственность за будущее отечественного образования. В доктрине описано, что система образования призвана обеспечить:

- систематическое обновление уровней образования, которые отражают изменения в культурной, экономической, научной, технической и технологической сферах;

- повсеместное использование дистанционного обу-

Smirnova Oksana Yuryevna ORGANIZATION OF INDEPENDENT ..

pedagogical sciences

чения, проектирование программ на основе информационно-коммуникационных и цифровых технологий;

- подготовку высокообразованных и квалифицированных специалистов, с высокой мотивацией на дальнейшее профессиональное развитие и мобильность в условиях информатизации современного общества и развития информационно-коммуникационных и цифровых технологий.

Все это свидетельствует о том, что в условиях информатизации системы образования особое внимание необходимо уделить разрешению проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов.

Формирование целей статьи (постановка задания). Рассмотреть основные положения организации самостоятельной работы обучающихся с помощью программных продуктов, доказать результативность разработанной методики.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Модернизация образовательного процесса в контексте информатизации предполагает переход к новой системе организации самостоятельной работы, при которой необходимо обеспечить условия, предполагающие внедрение информационно-коммуникационных технологий. Среди условий обучения, таких как: социально-экономические, пространственно-временные, индивидуально-психологические, внешней среды и др., выделим те, от которых зависит эффективность передачи индивиду опыта, произведенного социальной практикой: знаний, способностей, видов и способов деятельности для определенных условий, т.е. условия информационно-методического обеспечения процесса обучения [4, с. 229].

Специалист экономического профиля - личность, которая обладает экономическими знаниями, информационной мобильностью, креативным мышлением, способностью работать в нестандартных ситуациях, выполнять поставленные задачи при ограничении времени, а также профессиональными компетенциями, определенными ФГОС ВО [5-9].

Программные продукты, внедренные в образовательный процесс Института экономики и управления (структурное подразделение) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского», являются первым этапом на пути интериоризации образования. Программный продукт - это программы, процедуры, правила и соответствующая документация системы обработки учебной информации, одновременно с информационным, организационным и методическим обеспечением дисциплины [10-14].

Разрабатывая методику организации самостоятельной работы обучающихся с использованием программных продуктов, учтены дидактические и методические требования и принципы: целостности, структурирования, модульности, стереоскопичности, открытости, вариативности и адаптивности, паритетности, мониторинга и рефлексии и интерактивности; обучения и принципы программированного обучения (иерархия управления, обратная связь, деление материала на малые части, индивидуальный темп в обучении, адаптации) [15, с. 251].

В качестве примера рассмотрим программный продукт по дисциплине «Информатика» для обучающихся первого курса экономических специальностей. Интерфейс программного продукта «Информатика» разделен на две части, слева размещена навигационная панель с номерами практических и лабораторных работ, программой курса, вопросами для подготовки к экзамену, учебными пособиями (находящихся в открытом доступе в сети интернет, в формате pdf), примерами контрольной работы и экзаменационного билета. Справа предоставлено описание дисциплины «Информатика» [16-18]._

Методика выполнения обучающимися практической работы: обучающийся открывает практическую работу, в конце работы находится гиперссылка, с файлом MS Excel. Практическая работа состоит: файл (jpeg, pdf), с теоретическим описанием понятий и примерами результатов, которые обучающийся получит выполняя задания; файл MS Excel с таблицами, для расчетной части работы (обучающийся производит расчеты с помощью функций). Задания в программном продукте соответствуют разным уровням сложности [19-20].

Приведем результаты диагностических мероприятий реализации методики организации самостоятельной работы обучающихся экономических специальностей с помощью программных продуктов. В качестве критериев диагностики уровня самостоятельной работы обучающихся экономических специальностей в нашем исследовании выбраны следующие:

- мотивы совершенствования в учебной и профессиональной деятельности;

- успеваемость по дисциплине «Информатика» и сформированность у обучающихся системы знаний и компетенций;

- уровень осуществления самостоятельной работы обучающихся определялся по степени оказания помощи преподавателем в ходе самостоятельной работы;

- успешность научной деятельности.

Эксперимент проходил в естественных условиях образовательного процесса. Предварительно выделены экспериментальная и контрольная группы (53 обучающихся).

В ходе исследования у обучающихся экспериментальной группы изменился уровень познавательной и профессиональной мотивации. На констатирующем этапе, высокий уровень познавательной и профессиональной мотивации - 23,08% обучающихся, после проведения формирующего этапа эксперимента - 61,54%, что указывает на увеличение количества обучающихся с достаточно высоким уровнем развития познавательной и профессиональной мотивации. В контрольной группе, возрастание зафиксировано, лишь на 7,4%.

Также произошло значительное улучшение у обучающихся экспериментальной группы успеваемости по дисциплине «Информатика» (количество обучающихся экспериментальной группы с хорошей успеваемостью увеличилось с 7,69% констатирующий этап, 61,54% контрольный этап педагогического эксперимента) [21].

В контрольной группе зафиксировано возрастание количества обучающихся с хорошей успеваемостью с 14,81% до 22,22%.

Осуществление самостоятельной работы обучающихся экспериментальной группы значительно изменилось: высокий уровень продемонстрировали 50% обучающихся экспериментальной группы (против 15,38% на констатирующем этапе).

Увеличение количества обучающихся, находящихся на высоком уровне после проведения эксперимента, произошло за счет уменьшения количества обучающихся, находящихся на низком и среднем уровнях осуществления самостоятельной работы. В контрольной группе в отдельных случаях зафиксирована положительная тенденция перехода обучающихся с низкого на более высокий уровень.

Полученные результаты исследования по дополнительному критерию, показали, что некоторые обучающиеся экспериментальной группы, находятся на частично-поисковом уровне, что собственно означает достижение высокого уровня в организации самостоятельной работы (успешность научной деятельности: участие в конференциях, научных мероприятиях, написание тезисов и статей).

Реализация формирующего эксперимента исследования потребовала проведения нескольких замеров, которые были осуществлены в течение экспериментальной работы. На начальном этапе формирующего эксперимен-

педагогические науки

Смирнова Оксана Юрьевна ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ...

та различия в уровнях экспериментальной и контрольной групп были несущественными. Промежуточный срез по выделенным в исследовании критериям сразу же показал, что вектор организации самостоятельной работы обучающихся экономических специальностей выбран верно. После окончания формирующего эксперимента результаты в контрольной группе остались примерно на прежнем уровне, произошли лишь небольшие изменения, подтверждающие факт значительной положительной динамики у обучающихся экспериментальной группы. Рост результатов в экспериментальной группе свидетельствовал о существенных различиях в уровнях самостоятельной работы обучающихся в экспериментальной группе и контрольной группе (уровень значимости Р>0,05) и об эффективности разработанной и внедренной в образовательный процесс методики проведения занятий с помощью программных продуктов. Приведем сравнение результатов контрольного эксперимента (см. рис. 1).

Рисунок 1 - Диаграмма сравнения уровней самостоятельной работы до начала и после проведения опытной работы в экспериментальной и контрольных группах

Результаты диагностирования по показателям критерия Пирсона позволяют определить те направления, которые наиболее отличают респондентов экспериментальных и контрольных групп (см. табл. 1) [22].

Таблица 1 - Показатели критерия Пирсона для разных критериев самостоятельной работы обучающихся

№ п/п Критерий X3

1. Познавательная и профессиональная мотивация 12,45

2. Успеваемость обучающихся по дисциплине «Информатика» 17,74

3. Осуществление самостоятельной работы обучающихся 24,05

4. Дополнительный критерий 32,49

Наибольшие расхождения между уровнем самостоятельной работы обучающихся экспериментальных и контрольных групп зафиксированы по критерию осуществление самостоятельной работы обучающихся и дополнительному критерию. Такие различия по результатам формирующего эксперимента можно объяснить введением в образовательный процесс экспериментальных групп дисциплин с использованием программных продуктов, с помощью которых обучающиеся научились самостоятельно решать поставленные задания, оценивать ситуацию, и прогнозировать ее разрешение; у обучающихся сформировались: высокий уровень профессиональных способностей при выполнении экономических задач с помощью информационно-коммуникационных технологий, в процессе осуществления самостоятельной работы; научились самостоятельно осуществляет анализ и правильно решать поставленные задания. Об этом убедительно свидетельствует показатель критерия Пирсона для критерия осуществление самостоятельной работы

обучающихся и дополнительного критерия, который значительно больше критического значения.

Следовательно, авторская разработка методики проведения занятий с помощью программных продуктов, реализованная в ходе формирующего эксперимента, сделали возможным достижение высоких результатов самостоятельной работы у тех обучающихся, которые входили в экспериментальную группу.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В результате анализа вышеприведенных данных обучающихся экспериментальной и контрольной групп, легко прослеживается, что последовательная систематическая работа по организации самостоятельной работы обучающихся с помощью программных продуктов приводит к высоким результатам и позволяет сделать следующие выводы: реализация в образовательном процессе разработанной методики в тесной взаимосвязи с информационно-методическими условиями обеспечивает качественную организацию самостоятельной работы обучающихся. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Смирнова, О. Ю. Методические рекомендации использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе / О. Ю. Смирнова //Использование информационных и телекоммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе высшей школы : монография /Гордиенко Т. П., Горбунова Н. В., Смирнова О. Ю., Хрулёва А. А.; ГПА (филиал) ФГАОУВО «КФУ им. В. И. Вернадского» в г. Ялте. — Ялта : РИО ГПА, 2016. — С. 45-102.

2. Смирнова, О. Ю. Особенности организации самостоятельной работы обучающихся экономических специальностей / О. Ю. Смирнова // Проблемы современного педагогического образования. — Сборник научных трудов: — Ялта: РИО ГПА, 2018. - В. 59. — Ч. 2. — С. 328-331.

3. Смирнова О.Ю. Теоретические аспекты самостоятельной работы обучающихся в контексте информатизации образования / Проблемы современного педагогического образования. — Сборник научных трудов: — Ялта: РИО ГПА, 2017. — Вып. 55. — Ч. 1. — С. 284-295.

4. Смирнова О.Ю. Обеспечение информационно-методических условий самостоятельной работы обучающихся с помощью программных продуктов / Проблемы современного педагогического образования. — Сборник научных трудов: — Ялта: РИО ГПА, 2017. — Вып. 48. — Ч. 1. — С. 106-111.

5. Гапонов, А. И. Профессиональные качества специалиста экономического профиля в области бизнес-информатики и расчет его конкурентоспособности [Текст] / А.И. Гапонов, О.Ю. Смирнова / Информационная экономика: развитие, управление, модели: коллективная монография /Под научной редакцией д.э.н., д.п.н., профессора Апатовой Н. В. — Симферополь: ИП Зуева Т. В., 2017. — С. 120-132.

6. Бабенко В. С. Виды профессиональной деятельности специалистов экономического профиля / О. Ю. Смирнова, В. С. Бабенко // Теория и практика экономики и предпринимательства / Труды Юбилейной XV Международной научно-практической конференции. Симферополь-Гурзуф, 19-21 апреля 2018 год. — Симферополь : ИП Зуева Т.В., 2018. — С. 241-243.

7. Смирнова, О.Ю. Формирование личностных качеств обучающихся с использованием ИКТ / О. Ю. Смирнова, А. Ю. Смирнова // Теория и практика экономики и предпринимательства / Труды XIV Международной научно-практической конференции. Симферополь-Гурзуф, 20—22 апреля 2017 год. — Саки: ИП Бровко А.А., 2017. — С. 257-258.

8. Смирнова, О. Ю. Информационная деятельность специалиста экономического профиля / О. Ю. Смирнова // Теория и практика экономики и предпринимательства / Труды XIV Международной научно-практической конференции. Симферополь-Гурзуф, 20—22 апреля 2017 год. — Саки: ИП Бровко А. А., 2017. — С. 258-259.

9. Гордиенко, Т.П. Формирование информационной деятельности экономиста в процессе изучения дисциплин естественно-научной подготовки / Т. П. Гордиенко, О. Ю. Смирнова // Проблемы современного педагогического образования. — Сб. статей: — Ялта: РВВ — КГУ, 2014. — В. 43. — Ч. 1. — С. 35-41.

10. Смирнова О.Ю. Методические основы создания программных продуктов / Проблемы современного педагогического образования. — Сборник научных трудов: — Ялта: РИО ГПА, 2017. — Вып. 55. — Ч. 2. — С. 105-113.

11. Смирнова, О. Ю. Программный продукт как средство организации самостоятельной работы обучающихся / О. Ю. Смирнова // Проблемы современного педагогического образования. — Сборник научных трудов: — Ялта: РИО ГПА, 2018. — В. 58. — Ч. 1. — С. 217-222.

12. Аниськин В.Н., Добудько Е.С., Журанова Н.А. Реализация дидактического потенциала проектной деятельности по информатике в рамках сотрудничества школапедагогический вуз // Балканско научно обозрение. 2017. № 1. С. 5-8.

13. Одарич И.Н. Проектная деятельность в образовательном процессе вуза //Научен вектор на Балканите. 2017. № 1. С. 18-21.

14. Полякова О.М., Прентсель А.А., Ройтбург Ю.С. Архитектура аппаратно-программного комплекса для профессиональной ориентации и технического творчества молодежи по направлению нацио-

ORGANIZATION OF INDEPENDENT ...

Smirnova Oksana Yuryevna

pedagogical sciences

нальной технологической инициативы «Автонет» // Хуманитарни Балкански изследвания. 2017. № 1. С. 23-26.

15. Смирнова О.Ю. Методика организации самостоятельной работы обучающихся с помощью программных продуктов /Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 56. - Ч. 1. - С. 250-262.

16. Гордиенко, Т.П. Использование программных продуктов в процессе обучения студентов в высшей школе / Т.П. Гордиенко, О.Ю. Смирнова // Проблемы современного педагогического образования. -Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2015. - Вып. 56. - Ч. 2.

- С. 226-235.

17. Смирнова, О. Ю. К вопросу о самостоятельной работе обучающихся с использованием программных продуктов / О. Ю. Смирнова //Актуальные проблемы и перспективы развития экономики / Труды Юбилейной XV Международной научно-практической конференции. Симферополь-Гурзуф, 12-14 ноября 2016 год. - Саки: ИПБровко А.А., 2016. - С. 283-285.

18. Гордиенко, Т.П. Использование программных продуктов в организации самостоятельной работы обучающихся [Текст] / Т. П. Гордиенко, О. Ю. Смирнова // Человек - Природа - Общество: теория и практика безопасности жизнедеятельности, экологии и ва-леологии. Выпуск 2 (9). - Симферополь: РИО КИПУ, 2016. - С. 63-66.

19. Смирнова, О. Ю. Дидактические условия организации самостоятельной работы обучающихся / О. Ю. Смирнова // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов:

- Ялта: РИО ГПА, 2018. - В. 59. - Ч. 1. - С. 349-353.

20. Смирнова, О. Ю. Использование программных продуктов в процессе естественнонаучной подготовки студентов / Т. П. Гордиенко, О. Ю. Смирнова // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики / Труды XIV Международной научно-практической конференции. Симферополь-Гурзуф, 12-14 ноября 2015 год. - Саки: ИП Бровко А. А., 2015. - С. 18-23.

21. Смирнова, О. Ю. Электронный журнал как средство контроля успеваемости студентов в вузе / Т. П. Гордиенко, А. И. Гапонов, О. Ю. Смирнова // Проблемы современного педагогического образования. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2016. - В. 51. - Ч. 2. - С. 131-138.

22. Гордиенко, Т.П. Оценки результатов в педагогических исследованиях / Т. П. Гордиенко, А. И. Гапонов, О. Ю. Смирнова / Информационная экономика - теория, практика, модели: коллективная монография / Апатова Н. В., Акинина Л. Н., Бакуменко М.А., Бойченко О. В. и др.; под ред. Н. В. Апатовой. - Симферополь: ИП Бровко А. А., 2016. - С. 233-242.

Статья поступила в редакцию 04.10.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.