Научная статья на тему 'Использование информационно-коммуникационных технологий в системе высшего образования'

Использование информационно-коммуникационных технологий в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4255
382
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NETWORKING / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DISTANCE EDUCATION / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL SYSTEM / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / EDUCATIONAL PROCESS / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / STUDENT / EDUCATOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камнева Виктория Викторовна

В статье рассмотрены особенности системы высшего образования в условиях формирования цифровой экономики. Раскрывается сущность информационно коммуникационных технологий, а так же сетевого взаимодействия. Рассмотрены направления использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения студентов. Выделены основные пути вовлечения коммуникационных сетей и сервисов в систему высшего образования. Подробно изучена такая форма образования как дистанционная, а так же выделены некоторые формы реализации дистанционных образовательных технологий. В статье представлены данные социологического опроса, цель которого заключается в выявлении отношения студентов высшего образования к использованию в обучении информационно-коммуникационных технологий. Проанализирована степень использования информационных технологий в обучении и их структура, выделены возможные проблемы использования ИКТ, рассмотрено отношение студентов к дистанционному образованию. Так же в рамках исследования был затронут вопрос изменения роли преподавателя в условиях широкого внедрения ИКТ в процесс обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementing of information and communication technologies in field of the higher educational system

The article contains observing of the higher educational system in conditionals of forming digital economy; survey of essence of information and communication technologies and networking of the educational system. Furthermore, the article include consideration of ways of implementing information technologies into the students` educational process; consideration of main ways of involving communicational networks and services into the higher educational system. The distance education and the set of methods of its realization are detailed, the results of our sociological survey, which have been conducted to clarify student`s attitude to applying information and communication technologies in the educational process, are discussed. There are analyses of level of applying informational technologies and their structure in the learning process; clarifying potential problems, which cam de causedby applying information and communication technologies; surveying of student`s attitude to the distance education; surveying of the educators` importance in conditions of widespread ICT implementing into the educational process.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий в системе высшего образования»

Использование информационно-коммуникационных технологий в системе высшего

образования

Implementing of information and communication technologies in field of the higher educational

system

Камнева Виктория Викторовна

Студент 2 курса

Факультет Профессионально-педагогический институт Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет пр. Ленина, 69, г. Челябинск, Челябинская область, 454080, Российская Федерация

e-mail: [email protected]

Kamneva Victoria Viktorovna

Student 2 term

Faculty of Professional Pedagogical Institute South Ural State University of Humanities and Education 69, Lenin Av., Chelyabinsk, Chelyabinsk oblast, 454080, Russian Federation

e-mail: [email protected]

Научный руководитель Коняева Елена Александровна

доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, кандидат педагогических наук Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет пр. Ленина, 69, г. Челябинск, Челябинская область, 454080, Российская Федерация

e-mail: [email protected]

Scientific adviser Konyaeva Elena Aleksandrovna

Associate Professor of the Department of Training of Teachers of Occupational Education and of Subject Methods,

Candidate of Pedagogical Sciences South Ural State University of Humanities and Education 69, Lenin Av., Chelyabinsk, Chelyabinsk oblast, 454080, Russian Federation

e-mail: [email protected]

Аннотация.

В статье рассмотрены особенности системы высшего образования в условиях формирования цифровой экономики. Раскрывается сущность информационно - коммуникационных технологий, а так же сетевого взаимодействия. Рассмотрены направления использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения студентов. Выделены основные пути вовлечения коммуникационных сетей и сервисов в систему высшего образования. Подробно изучена такая форма образования как дистанционная, а так же выделены некоторые формы реализации дистанционных образовательных технологий. В статье представлены данные социологического опроса, цель которого заключается в выявлении отношения студентов высшего образования к использованию в обучении информационно-коммуникационных технологий. Проанализирована степень использования информационных технологий в обучении и их структура, выделены возможные проблемы использования ИКТ, рассмотрено отношение студентов к дистанционному образованию. Так же в рамках исследования был затронут вопрос изменения роли преподавателя в условиях широкого внедрения ИКТ в процесс обучения.

Annotation.

The article contains observing of the higher educational system in conditionals of forming digital economy; survey of essence of information and communication technologies and networking of the educational system. Furthermore, the article include consideration of ways of implementing information technologies into the students' educational process; consideration of main ways of involving communicational networks and services into the higher educational system. The distance education and the set of methods of its realization are detailed, the results of our sociological survey, which have been conducted to clarify student's attitude to applying information and communication technologies in the educational process, are discussed. There are analyses of level of applying informational technologies and their structure in the learning process; clarifying potential problems, which cam de caused

by applying information and communication technologies; surveying of students attitude to the distance education; surveying of the educators' importance in conditions of widespread ICT implementing into the educational process.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, сетевое взаимодействие, педагогика, дистанционное образование, система образования, процесс обучения, преподаватель, обучающийся.

Key words: information and communication technologies, networking, pedagogy, distance education, the educational system, educational process, educator, student.

В настоящее время информационные и коммуникационные технологии стали частью процессов протекающих во всех сферах общественной жизни, в том числе и в образовании. Так в соответствии с Указом Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» важнейшим направлением деятельности государства выступает формирование пространства знаний и предоставления доступа к нему, а так же совершенствование механизмов распространения и применения знаний на практике в интересах отдельной личности, общества и государства. Становление информационного пространства знаний может быть осуществлено посредством развития науки, реализации инновационных образовательных проектов, создания для граждан общедоступной системы взаимоувязанных знаний, а так же активного внедрения в процесс обучения информационно -коммуникационных технологий. [1]

Изменение деятельности образовательных организаций, появление новых форм работы, позволяющих не только сохранить и укрепить традиции отечественного образования, но и увеличить его потенциал за счет взаимодействия с другими участниками образовательной деятельности, обусловливает появление сетевой формы организации обучения или сетевого взаимодействия. Так в работе Коняевой Е.А. сетевое взаимодействие определено как: « ...система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов, а так же совместная деятельность в рамках электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». То есть акцент поставлен именно на использование в процессе обучения информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ). [3, C. 137]

На рисунке 1 представлено несколько возможных направлений использования ИКТ в процессе обучения:

Мотивация

Содержание

Учебно-методическое сопровождение

Организация

Контроль и оценка

Рисунок 1- Использование ИКТ в процессе обучения

Рассмотрим подробнее каждое направление:

1. Мотивация. Использование информационных технологий при построении процесса обучения способствует увеличению интереса и формированию мотивации обучающихся, так как в этом случае максимально учитываются индивидуальные образовательные возможности и потребности обучающихся, увеличивается выбор содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий, раскрывается творческий потенциал обучающихся, а так же осваиваются современные информационные технологии.

2. Содержание. Информационные технологии в учебном процессе могут быть использованы при разработке интерактивных таблиц, плакатов и иных цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины, при создании индивидуальных тестовых уроков, интерактивных домашних заданий, контрольных и самостоятельных работ и т.п..

3. Учебно-методическое сопровождение. Информационные технологии могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения процесса обучения на всех этапах занятия. При этом, важно отметить расширение

возможности использования различных цифровых образовательных ресурсов при проектировании и построении учебных занятий.

4. Организация. Информационные технологии позволяют оптимизировать процесс подачи информации обучающимся, в зависимости от типа и характера преподаваемой дисциплины.

5. Контроль и оценка. Различные компьютерные технологии позволяют осуществлять различные виды контроля и оценки знаний обучающихся. При этом тестирование может проводиться в режиме опНпе - на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой, и в режиме offline, то есть оценку результатов осуществляет педагог. [2, C.56]

На сегодняшний день сетевое взаимодействие в обучении обеспечивает внедрение в педагогическую деятельность информационных и телекоммуникационных сетей и технологий, которые обеспечивают интеграцию и кооперативное использование существующих в пространстве и во времени информационных ресурсов путем сетевого доступа к ним удалённых пользователей.

Выделяют несколько путей вовлечения коммуникационных сетей и сервисов в образование:

1. Дистанционное обучение. Организация сетевого взаимодействия при помощи дистанционных образовательных технологий предполагает использование ресурсов нескольких образовательных организаций, которые обеспечивают обучающимся возможность освоения образовательных программ различного уровня и направленности. [4, C. 71]

Реализация дистанционных образовательных технологий может быть в следующих формах:

• лекции с использованием СБ-ЯОМ-дисков, ЦЖ-носителей и т.п.;

• семинары, в форме видеоконференций;

• чат-занятия - занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий;

• вебинар - это лекция, семинар, которые организованы при помощи web-технологий в режиме реального времени;

• консультации - форма руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном

изучении дисциплины и другие формы. [3, С. 138]

Однако, стоит отметить, что форма сетевого взаимодействия педагогов и обучающихся в телекоммуникационной сред не ограничивается только дистанционным обучением. Речь идет и о традиционном обучении, в рамках которого у педагога и обучающегося имеется возможность широкого использования ресурсов телекоммуникационных сетей. Можно выделить информационное обеспечение системы образования, связанное с созданием в сетях баз данных, баз знаний, виртуальных библиотек, виртуальных клубов; совместная проектная деятельность в различных областях знаний школьников, педагогов, научных сотрудников; свободные контакты пользователей сетей и многие другие.

Таким образом, можно сделать вывод о достаточно широком распространении в современном образовательном процессе информационных технологий. В целях выявления отношения студентов высших учебных заведений к применению ИКТ в процессе обучения был произведен социологический опрос. В опросе участвовало 80 человек, в процентном соотношении 45% мужчин и 55% женщин в возрасте от 18 до 38 лет. Респонденты являются обучающимися по программам высшего образования всех форм обучения по различным направлениям. На рисунке 2 представлена структура респондентов, участвующих в опросе:

I Техническое направление I Экономическое направление | Педагогическое направление

I Очное обучение I Очно-заочное обучение | Заочное обучение

19%

30%

36%

54%

53%

10%

Рисунок 2 - Структура опрошенных студентов, %.

В ходе опроса были рассмотрены следующие вопросы:

• Степень использования ИКТ в процессе обучения студентов и виды применяемых ИКТ;

• Отношение студентов к ИКТ в образовании;

• Отношение студентов к дистанционному образованию;

• Выявление проблем, которые могут возникнуть при использовании ИКТ в обучении;

• Анализ роли преподавателя при внедрении ИКТ в обучение;

• Целесообразность государственной поддержки дальнейшей информатизации образования.

Таким образом, в результате исследования были получены следующие результаты. 100% опрошенных заявили, что ИКТ активно используются в процессе их обучения. Все респонденты, не зависимо от направления обучения, выделили использование программных продуктов Microsoft Office System: Microsoft Office Excel, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Word Office, а так же электронных учебников и пособий, демонстрируемых с помощью компьютера и мультимедийного проектора. Отмечали использование электронной почты, как средства связи с преподавателем, использование образовательных ресурсов в сети Интернет, аудио и видео техники. Широко распространены в обучении программы дистанционного контроля знаний студентов, осуществляемые через личные кабинеты.

Студенты технических направлений добавили программные средства по проектному расчету механических передач и проведению виртуальных лабораторных работ по сопротивлению материалы. Студенты экономических специальностей отмечали использование таких программных продуктов как Microsoft Office Project, 1С.

Так же исследование показало, что студенты положительно относятся к использованию информационно -коммуникационных технологий в процессе их обучения, при этом отмечая важность грамотной подачи информации.

В исследовании было отдельно вынесено дистанционное образование. Полученные результаты говорят об неоднозначном отношении к этой форме обучения.

Полученные результаты приведены на рисунке 3:

Положительно

46%

I Нейтрально

| Негативно

Рисунок 3 - Отношение к дистанционному образованию, %.

Таким образом, 46% опрошенных положительно относятся к возможности получить образование дистанционно. Они отмечают, что не у каждого человека есть возможность учиться заочно или очно, а так же что дистанционное образование это одно из направлений увеличения доступности образования для каждого человека, независимо от его местонахождения.

23% опрошенных выразили свое нейтральное отношение к дистанционному образованию, и 31% процент респондентов заявили о негативном отношении. Негативное отношение они объясняли следующим:

• Неинформативность образования;

• Возможность сдачи дисциплин другим человеком, а не самим студентом;

• Высокая степень использования интернет-ресурсов, при написании работ;

• Более лояльное отношение преподавателей, в результате чего снижается эффективность обучения;

• Недоверие к дистанционному образованию, в силу его непопулярности среди потенциальных абитуриентов;

• Недоверие работодателей к дистанционному образованию.

Таким образом, можно сделать вывод, что к дистанционному образованию студенты относятся настороженно. Причиной этому может выступать отсутствие необходимого количества информации об этой формы обучения, отсутствие личного контакта с преподавателем, неопределенность.

В рамках исследования были рассмотрены возможные проблемы, возникающие при использовании ИКТ в обучении. Полученные результаты были условно объединены в 4 группы, и отражены на рисунке 4:

16%

37%

Отсутствие проблем

Проблемы, связанные с информацией

Проблемы, связанные с техническим обеспечением

I Другие проблемы

Рисунок 4- Проблемы в процессе использования ИКТ, % 15% опрошенных обозначили отсутствие проблем, при использовании ИКТ в обучении. Они говорили об увеличении эффективности процесса обучения, возможности оперативного получения информации. При этом отмечали, что информацию необходимо фильтровать, так как в сети находится огромное количество информации, не соответствующей действительности. 32% респондентов обозначили проблемы, связанные с информацией. Наиболее

26

распространенными стали такие проблемы как: недостоверная информация в сети Интернет, неточность передачи информации и снижение степени её восприятия студентами, большое количество ненужной информации и сложность выделения необходимой, потеря интереса работы с физическими источниками. 37% опрошенных студентов выделили проблемы, связанные с техническим обеспечением. К таким проблемам было отнесено: сбои и поломка техники, отсутствие соединения и связи, дефицит программного обеспечения. 16% опрошенных выделяли такие проблемы как ухудшение состояние здоровья при постоянном контакте с ИКТ, снижение роли преподавателя, снижение мотивации к учебе.

Таким образом, подавляющее количество студентов связывали проблемы информационным и техническим обеспечением процесса обучения. Самыми распространенными проблемами при использовании ИКТ в обучении, по мнению студентов, является недостоверная информация в сети Интернет и сложность ее обработки, а так же сбои / поломка техники. Несомненно, данные проблемы имеют место в современном образовательном процессе. Недостоверная и неактуальная информация в сети растет с геометрической прогрессией, её объемы постоянно увеличиваются. Современный студент должен уметь из большого количества информации, выбирать необходимую и ее обрабатывать. Сбои и поломка техники достаточно распространенное явление, которое может привести к нарушению учебного процесса. Стоит отметить и высокие затраты на приобретение лицензионного компьютерного обеспечения.

Несмотря на проблемы 100% опрошенных заявили о необходимости государственной поддержки дальнейшего внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения. Это обусловлено тем, что общество развивается, и образование, как важнейшая сфера жизни общества, должна идти в ногу со временем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так же в рамках социологического опроса был рассмотрен вопрос касающийся изменения роли преподавателя в современных условиях. 96% студентов считают, что роль преподавателя не может измениться. Так как несмотря на присутствие этих технологий в обучении, ничего не может заменить реального общения преподавателя и студента. ИКТ лишь выступают средством увеличения эффективности процесса обучения, и никак не заменяют преподавателя.

По результатам исследования можно сделать вывод, что интеграция ИКТ в образовательную сферу позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения, а обучающимся предоставляет дополнительную возможность получить качественные, актуальные знания, сформировать компетенции, необходимые для жизни в современном информационном обществе. В целом отношение студентов высших учебных заведений к ИКТ в обучении положительное, несмотря на ряд проблем, таких как большой объем недостоверной информации, сбои поломка техники, ухудшение состояния здоровья при постоянном использовании ИКТ и т.д..

Так же выделена необходимость дальнейшей поддержки со стороны государства развития информационных технологий в образовательной сфере. При этом наблюдается недоверие к дистанционному образованию, которое связано с неопределенностью, недостатком информации о данной форме обучения.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения в настоящее время является важным условием формирования цифрового общества, подготовки студентов к жизни в новых условиях. При этом стоит помнить, что положительный эффект применения ИКТ в обучении не возможен без участия преподавателя. Несомненно, ИКТ способны оптимизировать процесс обучения, в большей степени раскрыть потенциал учеников, мотивировать их, однако роль педагога в современных условиях не уменьшается.

Список используемой литературы:

1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации

на 2017 - 2030 годы». URL:http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 1.03.2018).

2. Гордиенко Т.П., Смирнова О.Ю. ИКТ в образовании: эволюция к новому качеству образования // Дистанционные образовательные технологии: материалы I Всероссийской научно-практической интернет-конференции (г. Ялта, 19-23 сентября 2016 года) / отв. ред. В.Н. Таран. - Симферополь, ИТ «АРИАЛ», 2016. - С. 55-58.

3. Коняева Е.А., Коняев А.С. Дистанционные образовательные технологии в условиях сетевого взаимодействия // Вестник

учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. - 2015. - № 2 (49). - С. 135140.

4. Коняева Е.А., Коняев А.С. Готовность к использованию дистанционных образовательных технологий как условие социально-профессиональной мобильности будущих педагогов // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке: сб. материалов и докдадов Международной конф. 29-30 мая 2014г. - Екатеринбург: Изд-во Рос. Гос. проф.-пед. ун-та, 2014. - С. 70 - 74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.