Научная статья на тему 'Использование учебного тестирования по 1С при изучении дисциплины "Проектный практикум"'

Использование учебного тестирования по 1С при изучении дисциплины "Проектный практикум" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"1С: ПРЕДПРИЯТИЕ 8.3" / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УЧЕБНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / ЭТАПЫ СЕРТИФИКАЦИИ 1С / СЕРТИФИКАТ "1С: ПРОФЕССИОНАЛ" / "1C: ENTERPRISE 8.3" / INDEPENDENT WORK / EDUCATIONAL TESTING / CERTIFICATION STAGES 1C / CERTIFICATE "1C: PROFESSIONAL"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панова Ирина Валентиновна, Балунова Светлана Альбертовна

Статья посвящена использованию учебного тестирования на сайте http://edu.1c.ru во внеаудиторной самостоятельной работе студентов IT специальностей на дисциплине «Проектный практикум», рассматриваются особенности подготовки к учебному тестированию и к экзамену на сертификат «1С: Профессионал».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF TRAINING TESTING ON 1C WHEN STUDYING A DISCIPLINE "PROJECT PRACTICAL SCIENCE"

The article is devoted to the use of educational testing on the website http://edu.1c.ru in the extracurricular independent work of students of IT specialties on the discipline "Project Practicum", discusses the features of preparation for educational testing and for the exam for the certificate "1C: Professional".

Текст научной работы на тему «Использование учебного тестирования по 1С при изучении дисциплины "Проектный практикум"»

Педагогика

УДК; 378.147

доцент Панова Ирина Валентиновна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Балунова Светлана Альбертовна

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО 1С ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ

«ПРОЕКТНЫЙ ПРАКТИКУМ»

Аннотация. Статья посвящена использованию учебного тестирования на сайте http://edu.1c.ru во внеаудиторной самостоятельной работе студентов IT специальностей на дисциплине «Проектный практикум», рассматриваются особенности подготовки к учебному тестированию и к экзамену на сертификат «1С: Профессионал».

Ключевые слова: «1С: Предприятие 8.3», самостоятельная работа, учебное тестирование, этапы сертификации 1С, сертификат «1С: Профессионал».

Annotation. The article is devoted to the use of educational testing on the website http://edu.1c.ru in the extracurricular independent work of students of IT specialties on the discipline "Project Practicum", discusses the features of preparation for educational testing and for the exam for the certificate "1C: Professional".

Keywords: "1C: Enterprise 8.3", independent work, educational testing, certification stages 1C, certificate "1C: Professional".

Введение. На современном этапе развития России идёт формирование новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство, поэтому современные требования к подготовке специалистов подразумевают новые подходы к процессу обучения [5]. На передний план в профессиональной подготовке студентов бакалавриата выходит развитие самостоятельности, способности к самообразованию и саморазвитию, данные компетенции являются важнейшими в подготовке современного IT специалиста [6]. Компьютерные технологии тестирования призваны стать неотъемлемой частью единого информационного образовательного пространства и средством, значительно повышающим эффективность учебной деятельности студентов.

Важность развития способности к самообразованию в процессе профессиональной подготовки будущих IT специалистов определяется рядом причин: в системе высшего образования происходит сокращение аудиторной нагрузки студентов и увеличение объема самостоятельной работы; опыт самостоятельной деятельности является важной составляющей профессиональных компетенций будущего специалиста; успешность становления IT-специалиста в профессии зависит от сформированной способности к самообразованию на этапе его профессиональной подготовки в вузе [2].

В процессе практической подготовки IT специалиста по освоению 1С: Предприятие 8.3 аудиторных занятий недостаточно для того, чтобы обучающийся смог на хорошем уровне освоить учебный материал, поэтому необходимо планировать систему внеаудиторной самостоятельной работы. Самая популярная, современная, многофункциональная система - "1С: Предприятие 8", включает в себя платформу и разработанные на ее основе прикладные решения. Гибкость платформы позволяет применять и подстраивать данную систему в самых разнообразных областях: автоматизация производственных и торговых предприятий, бюджетных и финансовых организаций, поддержка оперативного управления предприятием, ведение её. Данная специфика платформы "1С: Предприятие 8" определяет интерес и востребованность у студентов IT специальностей к освоению приемов конфигурирования и разработки приложений, объясняет желание студентов пройти сертификацию в программной среде 1С [3].

Изложение основного материала статьи. Курс «Проектный практикум» у будущих IT специалистов (бакалавров по специальностям «Прикладная информатика в менеджменте» (ПИМ) и «Информационные системы и технологии» (ИСТ)) НГПУ им. К.Минина служит формированию у студентов знаний, умений и навыков по освоению принципов работы с информационными системами, освоение основных моделей представления структурированной информации, принципов функционирования прикладных пакетов программ. Знания, полученные при освоении дисциплины «Проектный практикум», могут стать фундаментом для дальнейшего освоения программных продуктов в области экономики, менеджмента и управления, являются основой становления культуры системного и детального проектирования ИС, развития общей информационной культуры будущего IT специалиста.

Дисциплина «Проектный практикум» относится к обязательной части дисциплин модуля «Проектное управление». Освоение дисциплины «Проектный практикум» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин, прохождения практики и итоговой аттестации. Цель данной дисциплины - это получение базовых навыков программирования и конфигурирования в сложных информационных системах на примере технологической платформы «1С:Предприятие 8.3». Задачами дисциплины являются: приобретение практических навыков конфигурирования в 1С; знакомство с языком запросов для эффективного получения данных из информационной системы; получение необходимых навыков работы с механизмом компоновки данных; приобретение начальных навыков программирования для решения учетных задач.

Внеаудиторная самостоятельная работа у будущих IT специалистов на дисциплине «Проектный практикум» заключается в выполнении лабораторного практикума по конфигурированию, администрированию и освоению языка программирования в программной среде 1С: Предприятие 8.3. Выделяют три основных педагогических условия эффективной самостоятельной работы студентов:

1. Отбор и разработка содержания самостоятельной работы в виртуальной среде и технологии её реализации должны учитывать специфику подготовки специалистов данного направления или укрупненной группы специальностей;

2. Самостоятельная работа в виртуальной среде должна обеспечивать креативную и мыслительную деятельность обучающихся;

3. Для реализации личностно ориентированного подхода необходим учет индивидуальных особенностей обучающихся и их уровня подготовки [7].

С помощью методических рекомендаций, дидактических материалов в дистанционном курсе в Moodle, используя электронные учебники, статьи, учебное видео, презентаций в сети Интернет студенты самостоятельно выполняют индивидуальные задания по вариантам, проходят учебное тестирование на сайте 1С. В дальнейшем, студенты имеют возможность использовать результаты своей внеаудиторной самостоятельной деятельности в курсовой работе по дисциплине и при написании выпускной квалификационной работы.

Благодаря сертификации по программным продуктам 1С, студент можете стать специалистом, профессиональный уровень которого не будет подвергаться сомнению. Сертификат - свидетельство того, что будущий специалист обладаете всеми необходимыми знаниями и практическими навыками для работы в системе "1С: Предприятие 8", он показывает работодателю уровень стремления к профессиональному росту, желание развиваться и повышать свою квалификацию. Подготовка к сертификации по 1С состоит из нескольких этапов: Этап первый. 1С: Учебное тестирование на сайте http://edu.1c.ru может быть рекомендовано для подготовки к экзамену "1С: Профессионал. Этап второй. 1С: Профессионал. Сертификат подтверждает, что его владелец может эффективно использовать весь спектр возможностей 1С среды. Этап третий. 1С: Специалист. Формат данного тестирования проверяет понимание методических принципов построения и технологии функционирования системы 1С [1].

Подготовка к выполнению учебного тестирования занимает немало времени, тест объемный и непростой, состоит из 15 промежуточных тестов по 14 вопросов по следующим разделам:

1. Общие механизмы понятия и термины

2. Редакторы и инструменты общие

3. Редакторы и инструменты, режимы разработки

4. Конструкторы

5. Технология разработки

6. Объектная модель прикладного решения

7. Табличная модель прикладного решения

8. Механизмы интеграции и обмена данными

9. Обслуживание прикладного решения

10. Интерфейсные механизмы

11. Механизмы построения отчетности

12. Механизмы оперативного учета

13. Объекты и механизмы бухгалтерского учета

14. Механизмы сложных периодических расчетов

15. 1С: Профессионал по платформе 8.3

Учебное тестирование рекомендовано для подготовки к экзамену на сертификат "15.1С: Профессионал по платформе 8.3(5402)", каждый вопрос в промежуточном тесте выбирается случайным образом из базы в 75 вопросов и позволяет проверить знания по наиболее важным темам. Правила учебного тестирования разрешают пользоваться литературой и открывать программу 1С. Необходимо правильно ответить на 12 из 14 вопросов в пределах установленного ограничения времени - 30 минут; при сдаче теста показывается лишь общий % правильных ответов без указания того, на какой из вопросов был дан неверный ответ [1].

Тестирование используется в современном образовании очень давно и в разных областях, обладает следующими достоинствами: повышает эффективность проверки качества усвоения знаний и умений; осуществляет достаточно широкий охват учебного материала; позволяет довольно объективно оценивать учебные результаты, позитивно влияет на познавательную деятельность учащегося; осуществляет принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Сервис Учебное тестирование по 1С прекрасно подходит для оценки качества подготовки готовящихся к экзамену студентов, самоконтроля знаний по основным разделам, а также для проверки уровня остаточных знаний теми, кто уже имеет сертификаты и аттестаты.

Выводы. В результате рефлексивного анкетирования по дисциплине «Проектный практикум» было проанализировано мнение студентов 4 курса ИСТ и ПИМ (30 чел.) о роли учебного тестирования при изучении 1С: Предприятие. Образовательную эффективность учебного тестирования отметили 92% учащихся, студенты отметили, что им понравилась модульная структура тестов по темам учебного материала, постепенная подготовка к итоговому тестированию, возможность многократно проходить трудный раздел, подчеркнули, что сложные вопросы стимулируют на повторение, подталкивают обратить внимание на определенные детали программной среды, систематизируют знания. При исследовании недостатков учебного тестирования студенты выделили: большой объем вопросов, акцентирование внимания на незначительных деталях системы, сложность формулировок вопросов.

В результате оценки сложности выполнения промежуточных тестов (14 тестов) учебного тестирования по 10 бальной шкале учащиеся выделили самыми сложными темы: Конструкторы, Механизмы интеграции и обмена данными, Механизмы оперативного учета, Объекты и механизмы бухгалтерского учета, Механизмы сложных периодических расчетов. Самыми легкими для студентов были темы тестирования: Общие механизмы понятия и термины, Редакторы и инструменты общие (Рисунок 1).

При выполнении учебного тестирования студентам потребовалось несколько попыток пройти тест, 9% опрошенных справились с заданием с первого раза, 68% студентов выполнили тест за 2 попытки, 23% студентам потребовалось 3 и более попытки выполнить задание учебного тестирования (Рисунок 2).

Оценка сложности выполнения промежуточных тестов учебного тестирования

14. Механизмы сложных периодических расчетов ' ч объекты и механизмы бухгалтерскогоучета 12 Механизмы оперативного учета 11. Механизмы построения отчетности 10. Интерфейсные механизмы 9. Обслуживание прикладного решения У. Механизмы интеграции и обмена данными 7. Табличная модель прикладного решения 6. Объектная модель прикладного решения 5. Технология разработки 4. Конструкторы =1 Редакторы и инструменты, режимы. 2. Редакторы и инструменты общие 1 Общие механизмы понятия и термины

О 2 4 6 S 10

Рисунок 1. Оценка сложности выполнения промежуточных тестов учебного тестирования

После успешного прохождения учебного тестирования 20% учащихся высказали желание сдать экзамен на 1С: Профессионал.

Результаты учебного тестирования

■ 1 попытка

■ 2 попытки

■ 3 и более

Рисунок 2. Результаты учебного тестирования

Опыт использования учебного тестирования на сайте http://edu.1c.ru в изучении среды 1С:Предприятие 8 позволяет прийти к следующим выводам: данная форма внеаудиторной самостоятельной работы является эффективным средством освоения учебного материала по дисциплине «Проектный практикум»; использование промежуточных тестов из учебного тестирования для контроля знаний позволяет более гибко и быстро достигать учебные цели; учебное тестирование стимулирует и мотивирует студентов к подготовке к экзамену на сертификат. Использование учебного тестирования в подготовке IT специалиста при изучении 1С: Предприятие 8.3 способствует усилению учебной мотивации студента, развитию устойчивых навыков самообразования, помогает в общем развитии студента, в формировании профессиональных компетенций, глубоких и прочных знаний [4].

Литература:

1. 1С: Учебное тестирование http://edu.1c.ru/dist-training/

2. Балунова С.А. Тимофеева Е.А Развитие способности к самообразованию у бакалавров прикладной информатики // Проблемы современного педагогического образования - 2018. № 57-4. С. 12-20.

3. Балунова С.А., Домрачева Т.С., Романова Н.А. Видеоурок как один из видов самостоятельной работы студентов в среде 1С:Предприятие // В сборнике: Цифровая педагогика в системе современного образования по материалам Всероссийской научно-практической интернет-конференции. НГПУ им. К.Минина. 2018. С. 77.

4. Балунова С.А., Семеновых М.А. Разработка модуля анализа рейтинга достижений студентов в среде 1С // В сборнике: Мир компьютерных технологий сборник статей по материалам Региональной студенческой научно-практической конференции. 2015. С. 3-6.

5. Балунова С.А., Суханова Н.Т. Рефлексивно-креативный подход в подготовке студентов универсального бакалавриата // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-1. С. 303-307.

6. Бахтиярова Л.Н., Балунова С.А. Развитие рефлексивной культуры у студентов универсального бакалавриата // Проблемы современного педагогического образования - 2017. № 57-4. С. 12-20.

7. Поначугин А.В., Лапыгин Ю.Н. Виртуальная образовательная среда как средство организации самостоятельной работы студента вуза // Вестник Мининского университета. 2018. Том 6. №4. С. 81.

Педагогика

УДК: 378.018.43:791.071.2]:004:174

преподаватель кафедры экранных искусств и фотомастерства Пахомова Светлана Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный институт культуры» (г. Орёл)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ РЕЖИССЁРОВ МЕТОДОМ

ЭКСПЕРИМЕНТА В ВУЗЕ

Аннотация. В статье анализируются проблемы и тенденции развития профессиональной культуры будущих режиссёров экранных искусств в инвариантном образовательном процессе вуза с позиции экспериментального педагогического подхода в применении формирующих аудиовизуальных средств, определяющих профессиональное становление творческой личности. Обзор педагогического замысла отражает историю и теорию философии и методологии кинопедагогики и медиапедагогики и позволяет создавать инновационные модели теории и практики кино-, фото-, видеодела высшей школы в согласии с базовыми педагогическими и психологическими концепциями, а также с новейшими тенденциями эстетического воспитания средствами аудиовизуальной композиции в вузе. Автор исследует подход в русле гуманитарной парадигмы образования: методом практического эксперимента естественного вида осуществляется формирование мотивационно-ценностных характеристик качества будущих специалистов отрасли экранных искусств в инвариантном образовательном процессе вуза на основе специально созданных педагогических условий.

Ключевые слова: профессиональная культура, аудиовизуальная композиция, режиссёр, экранное искусство.

Annotation. The paper analyzes the problems and tendencies in developing professional culture of future directors of screen arts in the invariant educational process of the university from the perspective of an experimental pedagogical approach in the use of formative audiovisual means that determine the professional development of a creative person. The review of the pedagogical concept reflects the history and theory of philosophy and methodology of film pedagogy and media education, and allows creating innovative models of the theory and practice of film, photo, video activities of higher education in accordance with the basic pedagogical and psychological concepts, as well as with the latest audiovisual composition in a higher educational institution. The author studies the approach in line with the humanitarian paradigm of education: the method of practical experiment of a natural type is used to form the motivational and value characteristics of the quality of future specialists of the screen arts industry in the invariant educational process of the university based on specially created pedagogical conditions.

Keywords: professional culture, audiovisual composition, director, screen art.

Введение. В условиях усиления обмена аудиовизуальной информацией развитие духовно-нравственной культуры на материалах и средствами народной художественной культуры на экране выходит далеко за рамки конкретного профессионального предназначения будущих специалистов экранного искусства и предполагает системную духовно-творческую деятельность по формированию гуманитарно-ориентированного профессионального образа мира обучаемых.

Профессиональное экранное образование, в отличие от профессиональной подготовки, является способом вхождения в профессиональную аудиовизуальную культуру, принципиально связанную со смысложизненным контекстом личности будущего специалиста экранного искусства. Педагогическая практика высшей школы всё более склоняется к сочетательному применению инструментально-утилитарной подготовки будущего режиссёра с его мотивационно-ценностной концепцией авторства. Исследование этого дедуктивно-индуктивного процесса опирается на культуротворческий педагогический поиск в инвариантном образовательном процессе вуза. Становление будущего педагога-режиссёра в профессиональной культуре -составляет суть процесса данного исследования. Критерии качества образованности будущего специалиста аудиовизуальных искусств не могут быть выявлены вне специально созданных педагогических условий сформировавших его человеческие и смысловые идейные цели.

В этой связи формирование у будущего специалиста экранного искусства способности к эффективной реализации актуальных аудиовизуальных задач, направленных на воспитание различных групп населения, расширение национально-культурных отношений, приобщение к духовно-нравственным приоритетам интеллектуального видеотворчества, создаётся на основе преемственности нравственно-ценностных приоритетов от преподавателя к студенту, на материалах и средствами большой художественной культуры.

Исследование проведено с учётом специализаций, дальнейшая творческо-производственная деятельность которых предназначена вышеозначенной целенаправленности. В этой связи подбор групп подготовки следующий: «Режиссёр кино и телевидения, педагог»; «Руководитель студии кино-фото и видеотворчества». Рассматриваются группы студентов специалитета и бакалавриата соответственно, очной и заочной форм обучения. Для удобства изложения исследовательского материала, студентов этого направления подготовки принято называть в сокращённой форме «режиссёрами», т.к. специфика их деятельности по совокупности образовательных норм и выбору адекватных средств и методов, единообразно соответствует задачам воплощения авторского художественного замысла в композициях аудиовизуальной формы. Студенты, достигшие определённой устойчивости в структурах исполнения операций по видеосъёмке, видеомонтажу, звукомонтажу, работе с графическими объектами и программами, мультикамерной съемке получают целевое педагогическое задание по исполнению идейного аудиовизуального замысла на основе темы определённого жанра. Экранный проект конечной композиции аудиовизуального замысла должен отражать педагогическое задание по раскрытию главной мысли произведения в контексте заданной темы. Раскрытие и развитие темы на экране должно подчиняться заданной жанровой стилистике (например, фильм-портрет) и основываться на студенческом исследовании: поиске, накоплении, осмыслении исходных данных и справочных материалов. Последующий перевод этих материалов в литературно-художественную основу режиссёрского замысла сценария является смысловым фундаментом проекта будущей аудиовизуальной композиции. Это первая серия педагогических задач, рассчитанная на развитие литературных и риторических способностей студентов. Педагогическая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.