Научная статья на тему 'Развитие способности к самообразованию у бакалавров прикладной информатики'

Развитие способности к самообразованию у бакалавров прикладной информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К САМООБРАЗОВАНИЮ / СИСТЕМА 1С: ПРЕДПРИЯТИЕ / ВИДЕОУРОКИ / ТЕХНОЛОГИЯ "ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС" / SELF-EDUCATION / COMPONENTS OF THE DEVELOPMENT STRUCTURE OF THE ABILITY TO SELF-EDUCATION / SYSTEM 1C: ENTERPRISE / VIDEO LESSONS / "OVERREACTED CLASS" TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балунова Светлана Альбертовна, Тимофеева Елена Александровна

В данной статье рассматривается структура развития способности к самообразованию информатика-менеджера при изучении 1С: Предприятие с помощью технологии «перевернутый класс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балунова Светлана Альбертовна, Тимофеева Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ABILITY TO SELF-EDUCATION BACHELOROV APPLIED INFORMATICS

In this article, the structure of the development of the ability to self-education of the informatics manager in studying 1 C: Enterprise with the help of technology "inverted class".

Текст научной работы на тему «Развитие способности к самообразованию у бакалавров прикладной информатики»

Педагогика

УДК; 378.147

старший преподаватель Балунова Светлана Альбертовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Тимофеева Елена Александровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К САМООБРАЗОВАНИЮ У БАКАЛАВРОВ ПРИКЛАДНОЙ

ИНФОРМАТИКИ

Аннотация. В данной статье рассматривается структура развития способности к самообразованию информатика-менеджера при изучении 1С: Предприятие с помощью технологии «перевернутый класс».

Ключевые слова: самообразование; компоненты структуры развития способности к самообразованию; система 1С: Предприятие; видеоуроки; технология «перевернутый класс».

Annotation. In this article, the structure of the development of the ability to self-education of the informatics manager in studying 1 C: Enterprise with the help of technology "inverted class".

Keywords: self-education; components of the development structure of the ability to self-education; system 1C: Enterprise; video lessons; "overreacted class" technology.

Введение. В условиях развития информационного общества в России к молодежи предъявляется множество требований: быть способным к профессиональной мобильности, социальной активности; иметь компетентность в смежных областях, наработанную коммуникационную среду, способность к постоянному саморазвитию. Современные требования к подготовке специалистов подразумевают новые подходы к процессу обучения. На передний план подготовки студентов выходит развитие самостоятельности, способности к самоорганизации и самообразованию как одной из ключевых общекультурных компетенций современного бакалавра [2].

В современных условиях специалисты прикладной информатики выступают главными действующими лицами информатизации и представляют социально-профессиональную группу, более других подверженную изменениям. Развитие информационного и социального пространства, «проектирование знаний» - новые задачи IT-специалистов, которые определяют особенность их компетентностной подготовки, ставят новый цикл задач перед педагогами в сфере IT-образования [3].

Формулировка цели статьи. Цель статьи - исследовать развитие способностей к самообразованию у студентов бакалавриата по специальности «Прикладная информатика в менеджменте» в процессе изучения системы 1С: Предприятие 8.3 по дисциплине «Проектный практикум» с использованием технологии «перевернутый класс» в НГПУ им. К. Минина.

Изложение основного материала статьи. В ФГОС ВО третьего поколения по специальности «Прикладная информатика в менеджменте» представлены родственные компетенции (Б-ОК-7; М-ОК-3), определяющие способность и готовность к самоорганизации, самообразованию, саморазвитию и самореализации студентов двух уровней высшего образования: бакалавриата и магистратуры [3] (Таблица 1). Важность развития способности к самообразованию в процессе профессиональной подготовки будущих информатиков-менеджеров определяется рядом причин:

- в современные условия подготовки студентов в системе высшего образования предполагают сокращение аудиторной нагрузки студентов и увеличение объема самостоятельной работы;

- опыт деятельности является важной составляющей профессиональных компетенций, выступает в качестве характеристики практической активности человека, его поведения и собственного развития;

- успешность становления IT-специалиста в профессии зависит от сформированной способности к самообразованию на этапе его профессиональной подготовки, что составляют основу осуществления образовательного процесса по овладению другими общекультурными, общепрофессиональными, профессиональными компетенциями при подготовке по программам бакалавриата и магистратуры [5].

Планируемые результаты обучения, характеризующие этапы формирования компетенций

Уровень освоения компетенции Планируемые результаты обучения (показатели освоения компетенций)

Уровень бакалавриата (Б-ОК-7) способность к самоорганизации и самообразованию Знать: содержание процессов самоорганизации и самообразования, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности, их особенности и технологии реализации. З (Б-ОК-7) Уметь: устанавливать приоритеты и планировать цели и при выборе способов принятия решений с учетом личностных возможностей, условий, средств и временной перспективы достижения; осуществления деятельности У1 (Б-ОК-7) Уметь: самостоятельно строить процесс овладения информацией, отобранной и структурированной для выполнения профессиональной деятельности. У2 (Б-ОК-7) Владеть: приемами саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний при выполнении профессиональной деятельности. В1 (Б-ОК-7) Владеть: технологиями организации процесса самообразования; приемами целеполагания во временной перспективе, способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности. В2 (Б-ОК-7)

Уровень магистратуры (М-ОК-3) готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала Знать: характеристики и механизмы процессов саморазвития и самореализации личности З (М-ОК-3) Уметь: реализовывать личностные способность, творческий потенциал в различных видах деятельности и социальных общностях У (М-ОК-3) Владеть: приемами саморазвития и самореализации в профессиональной и других сферах деятельности В (М-ОК-3)

Самообразование (англ. self-education) — образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего; неформальная индивидуальная форма учебной деятельности. Существует ряд проблем, связанных с эффективной организацией самостоятельной работы, которая должна развивать способность к самообразованию студента: формальный подход к проектированию самостоятельной работы; обеспечение необходимой взаимосвязи самостоятельной работы с результатами обучения, выраженными в компетенциях; контроль за качеством выполнения самостоятельной работы обучающихся [9]. В связи с этим в структуре развития способности к самообразованию информатика-менеджера можно выделить следующие компоненты (Таблица 2):

■ мотивационно-целевой компонент определяется личностными и профессиональными ценностями, в состав которого входят мотивация учебной деятельности, стремление к самообразованию и самосовершенствованию, самореализации в профессии, а также потребность в достижении цели;

■ когнитивный компонент представляет собой совокупность знаний, необходимых будущему специалисту в процессе профессионального самообразования, который состоит из знаний теоретических основ профессионального становления, развития критического и логического мышления;

■ операционно-деятельностный компонент определяется уровнем владения самоорганизацией в процессе самообразования (целеполагание, планирование, самоконтроль деятельности), умениями личности осуществлять саморазвитие и саморегуляцию своего поведения;

■ рефлексивный компонент связан с самооценкой, отражает способность анализировать рефлексию процесса самообразования, осуществлять самоконтроль эффективности собственных действий, коррекции результатов, развивает способности студента работать над собой [7]. Выявленные компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены, обеспечивают не только готовность к профессиональному, но и к личностному саморазвитию студента в учебном процессе вуза.

Внеаудиторная самостоятельная работа у будущих бакалавров по специальностям «Прикладная информатика в менеджменте» НГПУ им. К.Минина на дисциплине «Проектный практикум» организована по технологии «перевернутый класс» и заключается в освоении практических навыков работы в программной среде "1С": Предприятие с помощью электронных учебников, статей и видеоуроков в сети Интернет. В ЭУМК (Moodle) по данной дисциплине даны методические рекомендации, ссылки на необходимые ресурсы в сети, тесты, для каждой зачетной работы организован рефлексивный опрос, а в конце темы рефлексивная анкета, возникшие учебные проблемы обсуждаются на форуме дистанционного курса.

Структура компетентности информатика-менеджера

Компоненты Критерии Показатели сформированности

Мотивационно-целевой Направленность личности информатика-менеджера 1) Понимание разнообразия направлений профессиональной деятельности информатика-менеджера (проектная, производственно-техно-логическая, организационно-управленческая, аналитическая, научно-исследо-вательская) и положительное отношение к каждому из них 2) Осознание студентом необходимости самообразования, потребности в самоактуализации, реализации своих личностных способностей и склонностей 3) Осознание необходимости адаптации к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, стремление осуществлять самоорганизацию и саморазвитие 4) Осознание важной роли внутренней потребности к творческому росту

Когнитивный Знание основных направлений профессионального и личностного самообразования иформатика- менеджера 1) Понимание структуры личности, содержания и процессов ее развития и саморазвития, особенностей функционирования адаптивных механизмов 2) Понимание направлений и методик самообразования 3) Знание роли и принципы функционирования профессионального сообщества в самообразовании информатика-менеджера 4) Знание принципов, методов организации и приемов создания условий и педагогической поддержки самообразования информатика-менеджера

Операционно-деятельностный Уровень сформированности умений и навыков профессионального самообразования 1) Овладение приемами и методами самостоятельной познавательной деятельности 2) Приобретение новых профессиональных знаний, умений, получение квалификационных сертификатов 3) Владение методиками профессионального саморазвития и самосовершенствования 4) Овладение навыками профессиональной мобильности и адаптации

Рефлексивный Степень сформированности оптимальной самооценки и способности к самоуправлению 1) Знание особенностей диагностического комплекса по определению индивидуального уровня профессионально-личностного развития (самоэффективности) и умение использовать его для самооценки 2) Владение методами анализа индивидуальных программ самообразования и саморазвития 3) Владение методиками самоуправления, в частности методиками эмоционального и поведенческого регулирования, построения индивидуальной системы приоритетов 4) Способность к самосохранению личности в социальном и духовном аспекте в период глобальных и локальных социокультурных изменений

Система "1С: Предприятие" - самая популярная, современная, многофункциональная система, включающая в себя платформу и прикладные решения, разработанные на ее основе. Гибкость платформы позволяет применять эту систему в самых разнообразных областях: автоматизация производственных и торговых предприятий, бюджетных и финансовых организаций, поддержка оперативного управления предприятием, ведение бухгалтерского учета. Данная специфика платформы "1С: Предприятие" определяет интерес и востребованность у студентов 1Т специальностей к освоению приемов конфигурирования и разработки приложений в программной среде "1С". Формирование и развитие умений самостоятельно разбираться в стандартных приемах программирования в "1С" способствует формированию общих и профессиональных компетенций специалиста по прикладной информатике. В дальнейшем студенты имеют возможность использовать результаты своей внеаудиторной самостоятельной деятельности в курсовой работе по дисциплине и при написании выпускной квалификационной работы [6].

Технология «перевернутый класс» предполагает знакомство с темой до проведения занятия, а в аудитории - выполнение практикумов, проектов, вопросы и обсуждение, по сути - выполнение домашнего задания, это модель смешанного обучения, при которой реализация электронного обучения осуществляется в основном вне стен вуза. Студентам предоставляется доступ к ЭОР в системе дистанционного обучения для предварительной теоретической подготовки, просмотра видеоуроков, презентаций, базовых заданий, а в аудитории уже в очном режиме осуществляется совместная с преподавателем и другими обучающимися практическая деятельность по отработке освоенного самостоятельно учебного материала, решаются задачи творческого характера или повышенного уровня сложности, проводятся консультации, дискуссии, презентации и пр. [1]. В целом суть «перевернутого класса» состоит в перестановке ключевых составляющих учебного процесса. Согласно переработанной таксономии Б. Блума, модель «перевернутый класс» означает, что студенты выполняют более низкие уровни познавательной активности (такие, как получение знаний, освоение простейших приемов) за пределами аудитории, акцентируя внимание на понимании более высоких формах познавательной деятельности (применение, анализ, синтез, оценка) уже в классе [6]. Использование

технологии «перевернутый класс» при освоении 1С: Предприятие решает ряд методических задач: повышает учебную мотивацию; использует дружественную студентам форму самостоятельной работы; делает более эффективной работу в аудитории для присутствующих, и онлайн-работу для отсутствующих на занятии студентов; предоставляет студентам виртуальную академическую мобильность [8].

В Сети Интернет видеоуроков по программированию в "1С" большое разнообразие, не все ресурсы удачны и подходят для восприятия студентам, но ряд авторов предлагают очень интересные и методически правильно выстроенные учебные материалы (Таблица 3). Главным достоинством видеоуроков является то, что они бесплатны или недорого стоят, практико-ориентированы, подробно и последовательно излагают непростой материал, дают рекомендации для дальнейшего углубления знаний, являются основой технологии «перевернутого обучения» [3]. Использования видеоуроков при использовании технологии «перевернутый класс» в изучении конфигурирования и программирования в среде 1С:Предприятие очень эффективно, так как содержат видеозапись реального процесса программирования; предоставляют студенту возможность варьировать скорость восприятия информации в соответствии с его индивидуальными возможностями и потребностями; студент может выбрать необходимый ему вид изложения учебного материала, уровень сложности, качество практических примеров, изучить видеоуроки разных авторов по одной теме; благодаря использованию видеоурока, у студента создается чувство личного присутствия на занятии, стимулируется организованность, ответственность, самостоятельность, гибкость, прививаются навыки работы с современными ИКТ технологиями [10].

Таблица 3

Учебные видеокурсы по программированию в 1С

Название курса Автор видео Ссылка на ресурс в сети

Курс учебного центра 1С Аксенов Дмитрий https://www.youtube.com/watch?v=eOdIGvNv0iE

Школа 1С Леонтьев Илья http://programmist1s.ru/programmirovanie-1s/

Базовый курс по программированию в 1С Чистов Павел https://www.youtube.com/watch?v=s6b8EXmz8a4

Верный старт в 1С Сайфутдинов Вадим https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3331148

Программирование в 1С для всех Низамутдинов Ильяс http://www. 1 s-up.ru/zaprosy-v-1 s-dlj a-nachinaj ushhih-uslovija-zap/#more-642

Программирование в 1С с нуля Дегтярев Роман http://fast-soft.ru/o-proekte-start-v-1s/#more-4868

Мастер 1С Pro Кротов Роман http://1cprogrammistu.ru/master/

В результате рефлексивного анкетирования по дисциплине «Проектный практикум» было проанализировано мнение студентов прикладной информатики о эффективности методики «перевернутый класс» с использованием видеоуроков при изучении 1С: Предприятие. Высокую эффективность использования данной методики при выполнении самостоятельной работы высказало 60% студентов, среднюю 27%. При выяснении достоинств использования видеоуроков при изучении 1С: Предприятие студенты отметили: наглядность 43%, интересные практические примеры 25% и опыт реального практика-программиста 14%, методические приемы 8%. При исследовании недостатков использования видеоуроков студенты отметили: методический непрофессионализм обучающих 29%, несистемность изложения 25%, сложность изложения специфического материала 24%, поверхностность изложения 11%, некачественное видео 11%. В ходе экспериментально-практической работы отслеживались показатели развития профессиональной компетентности у контрольных групп (ПИМ 14, ПИМ 15). Выводы производились на основе экспертных оценок и самооценки студентов. Самооценка студентов уровня овладения профессиональной компетентностью представлена на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Самооценка уровня профессиональной компетентности студентов

Следует отметить, что в экспериментальной группе только 6% студентов оценили свой уровень, как низкий (18% в контрольной), 43% респондентов считают, что обладают высоким уровнем формирования профессиональной компетентности (40% в контрольной), 54% - средним уровнем (52% в контрольной).

Анализ рефлексивной деятельности студентов на протяжении изучения дисциплины «Проектный практикум» показал, что у студентов в ходе учебного процесса формировались все компоненты структуры развития способности к самообразованию:

1. (Мотивационно-целевой компонент) Студенты в ходе самостоятельной работы осознали разнообразие направлений профессиональной деятельности информатика-менеджера, осознали потребность в развитии способности к самообразованию;

2. (Когнитивный компонент) Учащиеся выполняли индивидуальные практические самостоятельные задания, участвовали в проектной деятельности, познакомились со многими учебными видеоуроками по освоению системы 1С: Предприятие, с профессиональным сообществом программистов 1С;

3. (Операционно-деятельностный компонент) Студенты получили опыт работы в системе 1С, познакомились с педагогической технологией «перевернутый класс», овладели приемами самостоятельной познавательной деятельности;

4. (Рефлексивный компонент) В ходе рефлексивной деятельности студенты выявили трудности и личностные особенности в восприятии учебного материала дисциплины и определили направления своего развития (около 60% студентов высказали желание продолжить изучение системы1С:Предприятие, проявили стойкий интерес), оценили работу преподавателя и организацию учебного процесса, проанализировали эффективность технологии «перевернутый класс».

Выводы. В процессе исследования развития способности к самообразованию при освоении системы 1С: Предприятие на дисциплине «Проектный практикум» приняли участие 64 бакалавра прикладной информатики НГПУ им. К.Минина. На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

- современные метод обучения с использованием технологии «перевернутый класс» развивает способность к самообразованию, позволяет смоделировать практическую деятельность будущего специалиста по прикладной информатике, повышает мотивацию обучения, обеспечивает личностно ориентированный подход, помогает достичь необходимый уровень профессиональной самостоятельности, повышает качество обучения и уровень формирования профессиональной компетентности;

- видеоуроки являются эффективным средством для самообразования и освоения непростого учебного материала по изучению системы 1С: Предприятие при внеаудиторной индивидуальной самостоятельной работе;

- в ходе учебной и рефлексивной деятельности в ЭУМК в системе дистанционного обучения Moodle по дисциплине повышается уровень осознанности учащимся процесса саморегуляции, самоорганизации вузовского обучения, появляется опыт работы с инструментами рефлексии [4].

Развитие способностей к самообразованию и к профессиональному саморазвитию у будущих специалистов прикладной информатики во время подготовки в вузе позволяет им проявить свою готовность к самореализации в самостоятельной профессиональной деятельности.

Литература:

1. Абрамова О.М Смешанное обучение в системе высшего образования: новые возможности и проблемы // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2017. № 1. С. 251-257.

2. Балунова С.А. Использование навигатора интеллектуально-профессионального развития в процессе подготовки бакалавров прикладной информатики // В сборнике: Информационные технологии в организации единого образовательного пространства. Мининский университет. 2016. С. 39.

3. Балунова С.А. Формирование готовности к саморазвитию у бакалавров прикладной информатики // В сборнике: Информационные технологии в организации единого образовательного. Мининский университет. 2016. С. 39-44.

4. Бахтиярова Л.Н., Балунова С.А. развитие рефлексивной культуры у студентов универсального бакалавриата // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-4. С. 12-20.

5. Гаранина Ж.Г. Структура и уровни личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 6-1. - С. 179-183.

6. Квашнина О.С., Ажель Ю.П. Анализ педагогической модели «перевернутый класс» в преподавании английского языка как иностранного в техническом вузе // Вестник высшей школы - 2018. № 6. С. 108

7. Мхитарян О.В. Теоретико-методологические основы формирования профессиональной готовности к саморазвитию у студентов музыкантов в вузах культуры и искусства // Культурная жизнь Юга России, -2013. № 1. С. 86.

8. Петрова Л.Е., Рубцов П.В. Опыт применения технологии смешанного обучения «перевернутый класс» для студентов социологического факультета // Дистанционное и виртуальное обучение - 2015. № 10. С. 109

9. Прохорова М. Семченко А. Организация самостоятельной работы обучающихся в форме проектной деятельности // Вестник Мининского университета. - 2017. №2. С. 344

10. Усик В.В., Пономарева А.В., Костюк А.Н., Крапивницкая В.Е., Максимов В.А. Разработка видеоуроков для повышения качества изучения теории автоматического управления // Восточно-европейский журнал передовых технологий - 2010. Том 6, № 2 (48). С. 57

Педагогика

УДК:378

доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ Бережнова Людмила Николаевна

Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии (г. Санкт-Петербург); младший научный сотрудник научно-исследовательского отдела по исследованию социально-психологических проблем войск национальной гвардии Маклачков Егор Александрович

Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии (г. Санкт-Петербург)

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ В ВОЕННЫХ ИНСТИТУТАХ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА БУДУЩЕГО

ОФИЦЕРА

Аннотация. В статье рассматриваются особенности коммуникативного взаимодействия курсантов в военных институтах и роль этого взаимодействия в формировании имиджа будущего офицера как обобщенного образа военнослужащего войск национальной гвардии.

Ключевые слова: имидж, коммуникативное взаимодействие, офицеры, военнослужащие.

Annotation. In the article features of communicative interaction of cadets in military institutes and a role of this interaction in formation of image of the future officer as the generalized image of the soldier of armies of national guard are considered.

Keywords: image, communication, officers, military personnel.

Введение. Становление имиджа будущего офицера войск национальной гвардии происходит в особой среде военнослужащих. Именно окружение и следование положительному примеру становится условием формирования социального, культурного, психологического, информационно-коммуникативного и символического образа будущего офицера. Важность особенностей коммуникативного взаимодействия в военных институтах войск национальной гвардии, обусловлена спецификой характера обучения и сложностью выполнения поставленных служебных задач.

Изложение основного материала статьи. Направленно сконструированный положительный имидж офицеров национальной гвардии РФ способствует созданию представления и определенного позитивного отношения социума к войскам национальной гвардии.

Для исследования особенностей формирования имиджа будущего офицера необходимо определение понятия «имидж» (англ. image - образ, изображение) - образ, мнение, представление, сложившиеся в обществе (или целенаправленно созданные) о каком-либо человеке, организации, товаре [2, С. 389]. В словаре иностранных слов имидж - целенаправленно формируемый (средствами массовой информации, литературой и др.) образ какого-либо лица, предмета, явления, призванный оказать на кого-либо эмоциональное и психологическое воздействие. Термин «имидж» впервые возник в американской литературе в 30-е годы XX века и использовался для определенных образов - представлений, применяемыми различными общественными институтами, создающими необходимое восприятие в массовом сознании людей. В отличии от смежных понятий имидж формируется только в соответствии с определённой целью.

В соответствии с Указом Президента РФ от 31.12.2015 №683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Указ Президента РФ от 05.04.2016 N 157 (ред. от 15.05.2018) "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации", Посланием Президента РФ Федеральному Собранию от 01 марта 2017 года, Федеральным законом от 03.07.2016 N 226-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" иными нормативными актами основными национальными интересами нашего государства являются укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации. Поэтому в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина возникает острая необходимость в создании позитивного имиджа будущего офицера национальной гвардии РФ как хранителя ценностей страны.

Подготовка кадров для войск национальной гвардии осуществляется в военных образовательных организациях высшего образования Вооруженных Сил Российской Федерации и образовательных организациях высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Реализуют учебную и воспитательную деятельность по созданию имиджа офицеров войск национальной гвардии РФ военные институты и университеты, согласно процессам, происходящим на уровне заданной идеологии и политики государства. Процесс обучения осуществляется через коммуникативное воздействие. Коммуникации в военном вузе являются элементом взаимодействия командного, профессорско-преподавательского состава и самих курсантов военного института как в общении между собой, так и при сотрудничестве с другими вузами, воинскими частями. Составляющая коммуникации считается эффективной при наличии определенной корпоративной культуры, имиджа командования и профессорско-преподавательского состава. Коммуникационное взаимодействие имеет следующую направленность:

- сотрудничество с воинскими частями для продуктивного распределения выпускников институтов;

- организацию взаимодействия с использованием средств массовой информации для предоставления достоверной информации об образовательной и научной деятельности военного института;

- осуществление взаимоотношений курсантов с командованием и офицерами, преподавателями, другими вузами, а так же патриотическими и общественными организациями с целью поддержания взаимовыгодного сотрудничества;

- осуществление согласованных мероприятий, с различными общественными, государственными, и другими организациями по единым проблемным вопросам.

К моменту поступления в военный институт характер молодого курсанта имеет свойство динамичного развития, меняются убеждения, направленность личности, стереотипы взаимоотношений, что учитывается в системе воспитательной работы с военнослужащими [3, С. 99-105]. В целом этому возрасту характерны следующие противоречия:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.