4. Титова С.В. Эффективный метод профориентационной деятельности вуза // Мир современной науки. 2011. № 6. С. 3-18.
Педагогика
УДК:376.3
кандидат психологических наук, доцент Ольхина Елена Александровна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Шитикова Анастасия Андреевна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАПРОСЫ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОВЗ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Аннотация. В статье актуализируется проблема выбора образовательного маршрута семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ. Рассматриваются типичные трудности и особенности планирования семьей образовательного будущего детей, имеющих ограничения по здоровью. Описывается процедура и результаты констатирующего эксперимента. Анализируются установки, мотивы и критерии выбора образовательной траектории и сферы профессиональной деятельности родителями, воспитывающими детей с сенсорными нарушениями. Отмечаются ожидания родителей и их требования к уровню и качеству образовательных услуг и их представления о роли школы в дальнейшей социализации их детей. Изучается удовлетворенность семьи жизнедеятельностью образовательной организации. Делаются выводы о специфике запросов семьи на получение ребенком с ОВЗ основного, среднего и высшего образования.
Ключевые слова: образование, образовательный запрос, семья ребенка с ОВЗ, обучающиеся с нарушениями слуха, обучающиеся с нарушениями зрения, родители.
Annotation. The article addresses the problem of choosing an educational route for a family raising a child with disabilities. The typical difficulties and features of family planning for the educational future of children with health restrictions are considered. The procedure and results of the ascertaining experiment are described. Analyzes the attitudes, motives and criteria for choosing an educational trajectory and sphere of professional activity by parents raising children with sensory impairments. The expectations of parents and their requirements for the level and quality of educational services and their understanding of the role of the school in the further socialization of their children are noted. We study family satisfaction, life activity of an educational organization. Conclusions are drawn about the specifics of the family's requests for a primary, secondary and higher education for a child with disabilities.
Keywords: education, educational inquiry, family of a child with HVD, students with hearing problems, students with visual impairments, parents.
Введение. На современном этапе развития специальной педагогики и психологии создание эффективной системы комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной задачей. В психолого-педагогических исследованиях отмечается важность изучения различных аспектов этой семейной системы с целью предупреждения внутрисемейных проблем, связанных с развитием, обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ. Одной из распространенных проблемных ситуаций в семье, воспитывающей детей с ограничениями по здоровью по мнению исследователей является выбор индивидуальной образовательной траектории ребенка с учетом его особых потребностей. Грамотное определение будущего маршрута в образовании считается приоритетным законным правом и обязанностью родителей. Однако, как показывает теоретический анализ проблемы и практический опыт значительная часть семей ребенка с ОВЗ испытывают серьёзные затруднения при планировании и реализации траектории в системе образования. Исследования располагают достаточным арсеналом сведений о роли семьи в социализации обучающихся с ОВЗ, о специфике детско-родительских отношений, об актуальных проблемах родителей, воспитывающих ребенка с ограничениями по здоровью. При этом сопоставительный анализ образовательных запросов семей этой категории на образование детей с ОВЗ не стал предметом детального научного анализа. Учитывая актуальность и научную новизну, было проведено исследование по соответствующей проблематике. В эксперименте приняло участие 40 семей: 20 семей, воспитывающих учащихся старших классов с нарушением слуха, и 20 семей, воспитывающих учащихся старших классов с нарушением зрения.
Основу констатирующего эксперимента составила диагностическая программа, включающая в себя:
1. Модифицированный опросник, разработанный рабочей группой «Образование и культура как основы национальной идентичности» регионального отделения Общероссийского народного фронта (Руководитель -Лыжина Н.П.). Он ориентирован на изучение специфики выбора семьей образовательного маршрута для своего ребенка, на анализ их осведомленности о вариантах программ и форм получения образования. Опросник позволяет оценить критерии выбора образовательной организации и условий для более успешного обучения их ребенка с ОВЗ.
2. Анкета, разработанная Бузмаковой Т. Н. позволяет получить данные об участии родителей в выборе ребенком будущей профессии: степень их включенности и критерии профессионального выбора, учет противопоказаний, способностей и возможностей ребенка с ОВЗ в процесса самоопределения.
3. Авторская анкета, состоящая из трех разделов, предполагающих анализ специфики выбора родителями образовательной траектории с учетом особых потребностей ребенка. Первый блок вопросов выявляет осведомленность семьи о особенностях развития детей с ОВЗ и характере нарушения. Второй блок, направлен на анализ удовлетворенности семьи образовательными услугами и условиями получения образования в текущий момент. В этом разделе уделялось внимание ответственному отношению родителей к выбору образовательного маршрута для собственного ребенка. Третий блок предполагал выявление критериев и условий выбора образовательного маршрута.
Таким образом подобранный диагностический инструментарий позволил выявить основные запросы семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, на получение им основного, среднего и высшего образования, а также их представления и ожидания относительно будущего своего ребенка.
Изложение основного материала статьи. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 43, право на образование), родители отвечают за получение ребенком основного общего образования [1]. Закон «Об образовании в РФ, указывает на то, что семьи, воспитывающие ребенка с ОВЗ, наделены правом выбора как формы получения образования, так и образовательной организации (п. 1 ст. 52) [2].
Закрепленные законодательством права родителей достаточно подробно раскрыты в психолого-педагогической литературе. Тщательно изучены психологические проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ [8]. Отмечена важность наличия у родителей правильной позиции по отношению к своему ребенку и своевременное обращение за помощью к специалистам с адекватным запросом [10]. Проанализированы степень осознанности и согласованности образовательных запросов семьи, варианты их реализации, виды и характеристики [4]. Теоретический анализ проблемы позволил определить особенности образовательных запросов современной семьи: полярность, несогласованность, расхождение взглядов членов семьи на воспитание и образование ребенка, несформированность, неадекватность, конъюнктурность, критичность [9]. На основе анализа литературных источников были определены три позиции родителей относительно выбора учебного заведения и связанных с ними социальных ожиданий: «школа как ресурс», «школа как партнер», «школа как камера хранения» [7].
Важно подчеркнуть, что на данный момент имеются лишь отдельные разработки по изучению образовательных запросов семей, воспитывающих детей с ОВЗ [6]. Исследования проводились только с участием родителей, воспитывающих детей, не имеющих особенностей развития [3]. Приимущественно изучались образовательные запросы по конкретным ступеням образования и локальным нозологическим группам [5]. Основываясь на имеющейся теоретической базе и учитывая потребности практики, была предпринята попытка расширить научные представления об образовательных запросах родителей с учетом нозологического статуса их детей. К исследованию были привлечены: семьи, воспитывающие обучающихся с нарушением слуха и с нарушениями зрения. Все дети являются обучающимися специальных (коррекционных) школ. Основанием для выбора этих групп испытуемых стало предположение о том, что родители уже ориентированы в специфике образования детей и определились с их будущим образовательным маршрутом.
Анализ ответов родителей на вопросы анкеты №1 показал, что хорошо ориентируются в своих правах на получение образования их детей. 80% родителей учеников старших классов с нарушением слуха и 75% родителей учеников старших классов с нарушением зрения. Они знают о своем праве выбора образовательной программы (инклюзивного или специального класса) для своего ребенка с ОВЗ и инвалидностью. Воспользовавшись этим правом, родители отдали предпочтение специальной (коррекционной) школе. Достаточный уровень осведомленности свидетельствует об активной понизили семьи в плане систематического отслеживания изменений в законодательстве. Однако последующий анализ показывает недостаточную осознанность родительского выбора.
Большинство семей ориентировались на собственные представления о состоянии здоровья их детей. 50% респондентов, воспитывающих обучающихся с нарушением слуха, и 20% родителей учеников старших классов с нарушением зрения указали, что не учитывали никаких рекомендаций, а исходили только из собственных убеждений. Лишь 20% родителей учеников старших классов с нарушением слуха и 35% родителей старшеклассников с нарушением зрения воспользовались рекомендациями ПМПК при выборе образовательной программы. Остальные испытуемые уточнили, что образовательный маршрут для ребенка они выбирали по рекомендациям других семей или реже учителей начальной школы. 25% родителей учеников старших классов с нарушением зрения руководствовались рекомендациями медицинских работников (врачи поликлиники, медицинских центров, МСЭ и др.). Данной помощью из родителей учеников старших классов с нарушением слуха никто не воспользовался. При рассуждении на данную тему 30% родители учеников старших классов с нарушением слуха и 25% семей учеников старших классов с нарушением зрения акцентировали внимание на том, что выбирали образование для своего ребенка исходя из его интересов.
Родители обеих групп (100%) считают, что осуществлять обучение их детей лучше очно. Такой ответ тоже был достаточно ожидаем, так как на протяжении более десяти лет дети опрошенных родителей обучались в школах-интернатах. В процессе обучения ребенка с ОВЗ приоритетной задачей анкетируемые считают освоение образовательной программы 80% родителей старших учеников старших классов с нарушением слуха и лишь 35% родителей учеников старших классов с нарушением зрения. На лидирующих позициях коррекции нарушений в развитии ребенка настаивают 20% родителей учеников старших классов с нарушением слуха и 30% родителей с нарушением зрения. В качестве основной задачи обучения 35% родителей учеников старших классов с нарушением зрения отметили социализацию ребенка. На данной точке зрения не настаивали родители учеников старших классов с нарушением слуха. Эти данные согласуются с научными представлениями о социальных последствиях зрительной патологии, носящих системный характер. Тревога семьи за будущее жизненное самоопределение ребенка понятна и закономерна в современных условиях.
Для реализации приоритетных задач образования детей с сенсорными нарушениями по мнению родителей в школах созданы все необходимые условия. Это подтверждают ответы 100% родителей учеников старших классов с нарушением зрения и 80% родителей учеников старших классов с нарушением слуха. Для повышения качества образования детей в их образовательной организации не хватает профессиональной подготовки учителя по мнению 20% родителей учеников старших классов с нарушением слуха.
Все участники анкетирования уверены, что они четко представляют себе постшкольный маршрут своего ребенка. На получение среднего профессионального образования ориентированы 60% родителей учеников старших классов с нарушением слуха и 35% родителей учеников старших классов с нарушением зрения. На дальнейшее трудоустройство сразу после школы рассчитывают 40% родителей учеников старших классов с нарушением слуха и 30% родителей учеников старших классов с нарушением зрения. Получение высшего образования своему ребенку рекомендуют 35% родителей учеников старших классов с нарушением зрения, и никто из родителей учеников старших классов с нарушением слуха. Данная позиция достаточно традиционна для семьи, воспитывающей глухого или слабослышащего ребенка. Как показывает практика обучающиеся с нарушениями слуха в основном ориентированы на получение среднего профессионального образования (СПО). В то время как слепых и слабовидящих детей важнейшим условием успешной социализации считается наличие высшего образования.
В ходе анализа анкеты №2 были обнаружены разноплановые представления ближайшего семейного окружения о мотивах и критериях выбора будущей профессии для ребенка с ОВЗ. Считают необходимым руководствоваться склонностями ребенка 50% родителей учеников старших классов с нарушением слуха и 35% респондентов, воспитывающих учеников старших классов с нарушением зрения. Важнее учитывать интерес ребёнка к профессии по мнению 50% родителей учеников старших классов с нарушением слуха и 30% родителей учеников старших классов с нарушением зрения. По мнению 20% родителей учеников старших классов с нарушением зрения главным критерием при выборе профессии является материальное благополучие, 15% - потребность региона в кадрах. Среди родителей учеников старших классов с нарушением слуха подобные ответы не были зарегистрированы. Очевидно, что группа семей глухих и слабослышащих обучающихся ориентированы на потребности и индивидуальные возможности детей, а для родителей учеников старших классов с нарушением зрения немаловажными факторами при выборе профессии являются высокая заработная плата и востребованность на рынке труда.
Важно подчеркнуть, что часть родительской общественности достаточно четко представляют и будущую сферу профессиональной деятельности своего ребенка. 50% родителей учеников старших классов с нарушением слуха и 35% родителей учеников старших классов с нарушением зрения советуют своим детям освоить профессию в сфере медицины. 30% родителей учеников старших классов с нарушением слуха рекомендуют своим детям профессию в сфере обслуживания. 20% родителей учеников старших классов с нарушением слуха и 30% родителей учеников старших классов с нарушением зрения советуют своим детям профессию в сфере производства. Профессию в педагогической сфере рекомендуют своему ребенку 30% родителей учеников старших классов с нарушением зрения, и никто из родителей учеников старших классов с нарушением слуха.
Предполагаемые родителями области труда не в полной мере адекватно соотносятся с выбираемыми для детей с ОВЗ профессиями. Нередки случаи, при которых семья не учитывает медицинские противопоказания, накладываемые нозологией. В частности, родители обучающихся с нарушением слуха рекомендуют своим детям такие профессии как: врач, продавец, бизнесмен по разным соображениям. 40% из них считают, что будущая профессия соответствует индивидуальным особенностям ребенка. 40% родителей рекомендуют своим детям профессию из-за высокой заработной платы. 25% родителей сделали выбор в связи с относительной легкостью труда данной профессии, а 15% - в связи с традициями семьи.
Родители учеников старших классов с нарушением зрения рекомендуют своим детям следующие профессии: массажист, инженер, психолог, учитель и врач. 80% родителей считают, что выбранная ими профессия соответствует индивидуальным особенностям ребенка. 10% респондентов выбрали профессию своим детям из-за творческого характера труда. 5% родителей из-за высокой заработной платы и столько же испытуемых сделали выбор в связи с относительной легкостью труда по данной профессии.
Представленные данные наглядно свидетельствуют о том, что далеко не весь перечень профессий доступен категории детей с сенсорными нарушениями. Однако участники опроса выразили уверенность, что они хорошо осведомлены о профпригодности и противопоказаниях для своих детей в будущей профессиональной деятельности. Таким образом, наблюдается определенное расхождение между идеализированными представлениями родителей о профессиональном будущем своих детей и их реальными возможностями обучения и дальнейшего трудоустройства.
Анализ результатов анкеты №3 свидетельствует, что респонденты уверены в собственной достаточной компетентности в вопросах обучения и развития собственного ребенка. Исключение составили 10% родителей глухих и слабослышащих детей. Информацию об особенностях развития ребенка 40% родителей учеников старших классов с нарушением слуха, и 30% родителей учеников старших классов с нарушением зрения получают из консультаций со специалистами. Из консультаций с медицинскими работниками узнают об особенностях развития своего ребенка 35% родителей старших учеников старших классов с нарушением слуха и 50% родителей учеников старших классов с нарушением зрения. Из сети интернет черпают информацию 20% родителей учеников старших классов с нарушением зрения, и никто из родителей учеников старших классов с нарушением слуха. Никто из родителей обеих групп не получает необходимые сведения из специальной литературы или из лекций, семинаров и других мероприятий, проводимых в образовательной организации. Таким образом, у семей, воспитывающих обучающихся с ОВЗ востребованы консультативные формы работы и непопулярно самообразование и научно-просветительская работа образовательной организации.
Следует отметить, что к специальной (коррекционной) школе у семьи воспитанников уровень претензий и требований достаточно низок. В текущий момент большинство родителей обеих экспериментальны групп удовлетворены, оказываемыми образовательными услугами. Полностью удовлетворены 70% респондентов, воспитывающих глухих и слабослышащих детей, частично удовлетворены 20% и не удовлетворены 10% участников эксперимента. По мнению 75% респондентов этой группы в образовательной организации полностью создана доступная среда, а 25% родителей считают, что она обеспечена частично.
Среди родителей учеников старших классов с нарушением зрения все родители (100%) ответили, что полностью удовлетворены условиями получения образования, но 40% из них полагают, что доступная среда созданы в школе не в полном объеме. Прослеживается определенная закономерность, при которой родители детей с нарушениями слуха ожидающие от школы прежде всего овладение ребенком образовательной программы менее удовлетворены качеством образования. В отличии от родителей детей с нарушениями зрения, для которых вопросы социализации и коррекции более актуальны. При этом качеством оказываемых образовательных услуг они полностью удовлетворены.
Процесс взаимодействия образовательной организации и семьи и формирование образовательных запросов родителей во многом определяется и степенью осознания ответственности последних. К сожалению, приходится констатировать, что только 50% родителей учеников старших классов с нарушением слуха и 60% семей, воспитывающих детей с нарушениями зрения уверены, что ответственность за образование ребенка лежит на них. Отстраненную позицию занимают 25% родителей глухих и слабослышащих и 40% родителей слепых и слабовидящих. Они считают, что за образование их детей полностью отвечает школа. 25% родителей детей с нарушениями слуха полагают, что ответственность лежит на самом ребенке.
В построении постшкольных планов большинство участников опроса настроены оптимистично. По поводу профессионального будущего своего ребенка большинство родителей (90%) чувствуют оптимизм и
надежду. 10% родителей учеников старших классов с нарушением слуха чувствуют неопределенность и растерянность. Из родителей учеников старших классов с нарушением зрения абсолютно все родители (100%) ощущают оптимизм и надежду.
В ближайшем будущем планируют для своего ребенка получение среднего профессионального образования 95% родителей учеников старших классов с нарушением слуха и 40% родителей учеников старших классов с нарушением зрения. Не планируют продолжать обучение, а рассчитывают на трудоустройство после окончания школы 5% родителей учеников старших классов с нарушением слуха. 60% родителей учеников старших классов с нарушением зрения планируют для своего ребенка получение высшего образования в отличии от родителей учеников старших классов с нарушением слуха, не рассматривающих вообще подобную перспективу.
По мнению родителей, для подготовки ребенка к следующей ступени образования школа должна проводить углубленное изучение некоторых дисциплин. На это рассчитывают 35% родителей учеников старших классов с нарушением слуха и 60% родителей учеников старших классов с нарушением зрения. Надеются на комплексную диагностику потенциальных возможностей и способностей ребенка 35% родителей учеников старших классов с нарушением слуха и 35% родителей учеников старших классов с нарушением зрения. Считают наиболее результативными индивидуальные беседы с учащимся (30% родителей учеников старших классов с нарушением слуха и 35% родителей учеников старших классов с нарушением зрения.
При выборе дальнейшей образовательной траектории для своего ребенка будут учитывать состояние его здоровья 75% родителей учеников старших классов с нарушением слуха и 80% родителей учеников старших классов с нарушением зрения. В меньшей степени респонденты ориентированы на потребности и желания самого ребенка с ОВЗ. Их будут учитывать 25% испытуемых, воспитывающих учеников старших классов с нарушением слуха и 20% родителей учеников старших классов с нарушением зрения.
Выводы. Данные, полученные в ходе исследования, позволили сделать вывод о том, что родители учеников старших классов с нарушением зрения требуют от образовательной организации содействия не только по освоению образовательной программы, но и социализации. Родители учеников старших классов с нарушением слуха ожидают от школы только качественного предоставления образовательных услуг. При этом качеством образования их детей эта категория родителей удовлетворена лишь частично. В отличии от родителей учеников старших классов с нарушением зрения, которые не имеют претензий к доступности и качеству образования своих детей.
Родители учеников старших классов с нарушением зрения более оптимистично смотрят на будущее своего ребенка, рекомендуя ему получение высшего образования и освоение высокооплачиваемой, востребованной, соответствующей индивидуальным особенностям ребенка профессии. Родители учеников старших классов с нарушением слуха планируют для своих детей получение среднего профессионального образования или поступить на работу, соответствующую возможностям и способностям ребенка.
Как показывают результаты проведенного исследования установки родителей относительно будущего их детей с ОВЗ нельзя назвать полностью осознанными и обоснованными. Ярким доказательством данного тезиса являются представления родителей о будущей профессии ребенка с ОВЗ, которая не всегда совпадает с его нозологическим статусом.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года.: (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 - ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 08.09.2018).
2. «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон N 273 от 29.12.2012 - URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 10.09.2018).
3. Данилова Е.Е. Психолого-педагогические проблемы взрослых участников образовательного процесса (учителей и родителей) в контексте реформы российской школы // Вестник Мининского университета. 2017. №3 (20).
4. Директору школы о сотрудничестве с родителями / Под ред. А.С. Роботовой, И.А. Хоменко, И.Г. Шапошниковой. М.: Сентябрь, 2001. - 176 с.
5. Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Взгляды родителей на обучение детей с ОВЗ в ВУЗе // Проблемы современного педагогического образования - 2017. - №56 (10). С. 111-116.
6. Ольхина Е.А., Шитикова А.А. Анализ запросов семьи на получение ребенком с ОВЗ основного, среднего и высшего образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-3. С. 171-174.
7. Самарцева О.К., Гудзовская А.А. Типы социальных ожиданий родителей в отношении образовательного учреждения (по результатам эмпирического исследования) // Социальные явления. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-sotsialnyh-ozhidaniy-roditeley-v-otnoshenii-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-po-rezultatam-empiricheskogo-issledovaniya (дата обращения: 16.09.2018).
8. Ткачева, В.В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В.В. Ткачева. - М.: УМК «Психология», 2004. - 192 с.
9. Хоменко И.А. Образовательные запросы современной семьи // Образование и семья: проблемы индивидуализации: Материалы Всерос. научно-практич. конф. 20-21 апреля 2005 г., Санкт-Петербург / Под общ. ред. И.А. Хоменко. СПб., 2006. С. 6-13.
10. Югова О.В. Специфика родительской позиции и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2017. - №2(77). - С. 195-203.
Педагогика
УДК; 378.147
доцент Панова Ирина Валентиновна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Балунова Светлана Альбертовна
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (г. Нижний Новгород)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО 1С ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПРОЕКТНЫЙ ПРАКТИКУМ»
Аннотация. Статья посвящена использованию учебного тестирования на сайте http://edu.1c.ru во внеаудиторной самостоятельной работе студентов IT специальностей на дисциплине «Проектный практикум», рассматриваются особенности подготовки к учебному тестированию и к экзамену на сертификат «1С: Профессионал».
Ключевые слова: «1С: Предприятие 8.3», самостоятельная работа, учебное тестирование, этапы сертификации 1С, сертификат «1С: Профессионал».
Annotation. The article is devoted to the use of educational testing on the website http://edu.1c.ru in the extracurricular independent work of students of IT specialties on the discipline "Project Practicum", discusses the features of preparation for educational testing and for the exam for the certificate "1C: Professional".
Keywords: "1C: Enterprise 8.3", independent work, educational testing, certification stages 1C, certificate "1C: Professional".
Введение. На современном этапе развития России идёт формирование новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство, поэтому современные требования к подготовке специалистов подразумевают новые подходы к процессу обучения [5]. На передний план в профессиональной подготовке студентов бакалавриата выходит развитие самостоятельности, способности к самообразованию и саморазвитию, данные компетенции являются важнейшими в подготовке современного IT специалиста [6]. Компьютерные технологии тестирования призваны стать неотъемлемой частью единого информационного образовательного пространства и средством, значительно повышающим эффективность учебной деятельности студентов.
Важность развития способности к самообразованию в процессе профессиональной подготовки будущих IT специалистов определяется рядом причин: в системе высшего образования происходит сокращение аудиторной нагрузки студентов и увеличение объема самостоятельной работы; опыт самостоятельной деятельности является важной составляющей профессиональных компетенций будущего специалиста; успешность становления IT-специалиста в профессии зависит от сформированной способности к самообразованию на этапе его профессиональной подготовки в вузе [2].
В процессе практической подготовки IT специалиста по освоению 1С: Предприятие 8.3 аудиторных занятий недостаточно для того, чтобы обучающийся смог на хорошем уровне освоить учебный материал, поэтому необходимо планировать систему внеаудиторной самостоятельной работы. Самая популярная, современная, многофункциональная система - "1С: Предприятие 8", включает в себя платформу и разработанные на ее основе прикладные решения. Гибкость платформы позволяет применять и подстраивать данную систему в самых разнообразных областях: автоматизация производственных и торговых предприятий, бюджетных и финансовых организаций, поддержка оперативного управления предприятием, ведение её. Данная специфика платформы "1С: Предприятие 8" определяет интерес и востребованность у студентов IT специальностей к освоению приемов конфигурирования и разработки приложений, объясняет желание студентов пройти сертификацию в программной среде 1С [3].
Изложение основного материала статьи. Курс «Проектный практикум» у будущих IT специалистов (бакалавров по специальностям «Прикладная информатика в менеджменте» (ПИМ) и «Информационные системы и технологии» (ИСТ)) НГПУ им. К.Минина служит формированию у студентов знаний, умений и навыков по освоению принципов работы с информационными системами, освоение основных моделей представления структурированной информации, принципов функционирования прикладных пакетов программ. Знания, полученные при освоении дисциплины «Проектный практикум», могут стать фундаментом для дальнейшего освоения программных продуктов в области экономики, менеджмента и управления, являются основой становления культуры системного и детального проектирования ИС, развития общей информационной культуры будущего IT специалиста.
Дисциплина «Проектный практикум» относится к обязательной части дисциплин модуля «Проектное управление». Освоение дисциплины «Проектный практикум» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин, прохождения практики и итоговой аттестации. Цель данной дисциплины - это получение базовых навыков программирования и конфигурирования в сложных информационных системах на примере технологической платформы «1С:Предприятие 8.3». Задачами дисциплины являются: приобретение практических навыков конфигурирования в 1С; знакомство с языком запросов для эффективного получения данных из информационной системы; получение необходимых навыков работы с механизмом компоновки данных; приобретение начальных навыков программирования для решения учетных задач.
Внеаудиторная самостоятельная работа у будущих IT специалистов на дисциплине «Проектный практикум» заключается в выполнении лабораторного практикума по конфигурированию, администрированию и освоению языка программирования в программной среде 1С: Предприятие 8.3. Выделяют три основных педагогических условия эффективной самостоятельной работы студентов:
1. Отбор и разработка содержания самостоятельной работы в виртуальной среде и технологии её реализации должны учитывать специфику подготовки специалистов данного направления или укрупненной группы специальностей;
2. Самостоятельная работа в виртуальной среде должна обеспечивать креативную и мыслительную деятельность обучающихся;
3. Для реализации личностно ориентированного подхода необходим учет индивидуальных особенностей обучающихся и их уровня подготовки [7].