Научная статья на тему 'Организация работы с семьей обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС'

Организация работы с семьей обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
890
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЕЙ / РОДИТЕЛИ (ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ) ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / THE FEDERAL-STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRIMARY GENERAL EDUCATION OF STUDENTS WITH SPECIAL NEEDS / THE FEDERAL-STATE EDUCATIONAL STANDARD OF STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION / INTERACTION OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION WITH FAMILY / PARENTS (LEGAL REPRESENTATIVES) OF STUDENTS WITH SPECIAL NEEDS / ADAPTED GENERAL EDUCATIONAL PROGRAM / ADAPTED EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Екатерина Александровна

Рассматриваются вопросы организации взаимодействия образовательной организации с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Отражены направления взаимодействия образовательной организации с родителями (законными представителями), раскрыты содержательные аспекты и формы участия родителей при разработке адаптированной основной общеобразовательной программы и адаптированной образовательной программы, определены направления взаимодействия в рамках реализации специальной индивидуальной программы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF WORK WITH FAMILY OF STUDENTS WITH SPECIAL NEEDS AT REALIZATION THE FEDERAL-STATE EDUCATIONAL STANDARD

Issues of connecting the educational organizations and families with children special needs by means of The Federal-State educational standard of primary general education and the Federal-State educational standard for students with mental retardation (intellectual disabilities) are being considered. The directions of the interaction of the educational organization with parents (legal representatives) are reflected, the content aspects and forms of participation of parents in the development of the adapted general educational program are opened and adapted for cooperation in the framework of individual development programs.

Текст научной работы на тему «Организация работы с семьей обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

2. Муравьева О. К., Пенин Г. Н. Трудовая подготовка глухих детей: истоки и традиции // Родина и особый ребенок: проблемы патриотического воспитания: материалы XIX Междунар. конф. «Ребенок в современном мире. Дети и Родина». - СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2012. - С. 31-33.

3. Пенин Г. Н., Кораблева Л. В. Историко-дидактический аспект проблемы трудового обучения в российских училищах для глухих детей // Кафедра сурдопедагогики в зеркале времен: коллективная монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. - С. 80-83.

4. Пенин Г. Н., Пономарева З. А. Организация и содержание социально значимых трудовых дел школьников с нарушением слуха // Духовно-нравственные ориентиры специального образования: материалы XVII Междунар. конф. «Ребенок в современном мире. Духовные горизонты детства». - СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2010. - С. 232-239.

5. Пенин Г. Н. Профессиональная ориентация как фактор жизненного самоопределения школьников с нарушением слуха // Праздник и повседневность в жизни особого ребенка: материалы XXIV Междунар. конф. «Ребенок в современном мире. Детство: праздник и повседневность». - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. - С. 58-63.

6. Пенин Г. Н., Кораблева Л. В. Основные направления реализации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: эффективные методики и их практическое применение: сборник статей по материалам II Международного семинара по педагогике. -СПб.: Изд-во «Знание - Сила», 2016. - С. 10-14.

7. Пенин Г. Н., Кораблева Л. В. Трудовая деятельность как территория детства учащихся с нарушением слуха // Территория детства ребенка с особыми образовательными потребностями: материалы XXII Междунар. конф. «Ребенок в современном мире. Территория детства». - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена , 2015. - С. 187-195.

8. Пенин Г. Н., Кораблева Л. В., Соколов А. Н. Массовая культура как фактор социализации учащихся с нарушением слуха // Особый ребенок в поликультурном обществе: материалы XXI Междунар. конф. «Ребенок в современном мире. Детство и массовая культура». - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. -С. 55-61.

Педагогика

УДК 376

кандидат педагогических наук Петрова Екатерина Александровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ

ФГОС

Аннотация. Рассматриваются вопросы организации взаимодействия образовательной организации с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Отражены направления взаимодействия образовательной организации с родителями (законными представителями), раскрыты содержательные аспекты и формы участия родителей при разработке адаптированной основной общеобразовательной программы и адаптированной образовательной программы, определены направления взаимодействия в рамках реализации специальной индивидуальной программы развития.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), взаимодействие образовательной организации с семьей, родители (законные представители) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированная основная образовательная программа, адаптированная образовательная программа.

Annotation. Issues of connecting the educational organizations and families with children special needs by means of The Federal-State educational standard of primary general education and the Federal-State educational standard for students with mental retardation (intellectual disabilities) are being considered.

The directions of the interaction of the educational organization with parents (legal representatives) are reflected, the content aspects and forms of participation of parents in the development of the adapted general educational program are opened and adapted for cooperation in the framework of individual development programs.

Keywords: the Federal-State educational standard of primary general education of students with special needs, the Federal-State educational standard of students with mental retardation (intellectual impairments), interaction of the educational organization with family, parents (legal representatives) of students with special needs, the adapted general educational program, the adapted educational program.

Введение. Взаимодействие с родителями является неотъемлемым и значимым направлением деятельности образовательной организации. Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС О у/о) придает данному направлению работы новую значимость, рассматривая родителей качестве активных субъектов образовательного процесса, повышая роль родителей при разработке и реализации адаптированных образовательных программ.

Целью статьи является представление организации взаимодействия образовательной организации с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Изложение основного материала статьи. Поскольку ключевая идея федерального государственного образовательного стандарта - выявление и согласование индивидуальных, общественных и государственных потребностей, что можно рассматривать как общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством [1, 2].

Суть общественного договора заключается в диалоге, согласовании позиций социального заказчика и образовательной организации, что приводит к необходимости выявления потребностей у потребителей Стандарта и разработки механизма согласования социального заказа и деятельности ОО.

Согласование запроса родительской общественности и деятельности образовательной организации по вопросу адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) возможно путем включения родителей в процесс ее проектирования и реализации, тем самым они становятся субъектами образовательного процесса.

В структуре ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о заложена модель, включающая обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Согласно ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ» участниками образовательных отношений являются «обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность» [3].

В соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о (пункт 3.3) организация создает условия для реализации АООП, обеспечивающие возможность:

...участия педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающихся и общественности в разработке АООП НОО, проектировании и развитии социальной среды внутри организации, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

.поддержки родителей (законных представителей) в воспитании обучающихся, охране и укреплении их здоровья, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность;

... эффективного использования времени, отведенного на реализацию обязательной части АООП НОО и части, формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей), спецификой деятельности организации и с учетом особенностей субъекта Российской Федерации;

. обновления содержания АООП НОО, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования с учетом запросов и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также особенностей субъекта РФ. [4, 5].

Таким образом, в нормативно-правовых документах определяется стратегия взаимодействия ОО с семьей, направленная на непрерывное сотрудничество, оказание родителям (законным представителям) помощи в процессе воспитания детей, развития их индивидуальных способностей и возможностей, коррекции нарушений развития.

Направления сотрудничества образовательной организации с родителями (законными представителями) обучающихся:

- информационно-аналитическое;

- организационное;

- управление образовательной организацией.

Информационно-аналитическое направление. В новой образовательной ситуации усиливается потребность в повышении уровня информированности родителей по вопросам развития системы образования, деятельности конкретной образовательной организации. Актуальной становится организация системы информирования родителей о деятельности ОО, а также системы информационной поддержки принятия решений родителями как полноправными субъектами внутришкольного управления.

Информационное сопровождение родителей осуществятся в различных формах: родительское собрание, круглый стол, информационный стенд, буклет, Интернет-сайт образовательной организации и т.д. В структуре сайта создается специальный раздел «ФГОС НОО ОВЗ», который включает следующие информационные рубрики для родителей: материалы для обсуждения, полезные ссылки, материалы для родителей.

Информационно-аналитическое направление предполагает изучение запросов родителей посредством анкетирования, экспертных оценок и т.п. Определение социального запроса родителей может стать составляющей частью общего мониторинга ОО, что предполагает формирование пакета диагностических материалов, изучение и анализ социального запроса, учет полученных данных при проектировании части АООП, формируемой участниками образовательных отношений.

Организационное направление включает:

- психолого-педагогическую поддержку семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей [6, 7];

- участие родителей в организации и проведении различных мероприятий в ходе урочной и внеурочной деятельности [6, 7];

- участие родителей в разработке части АООП, формируемой участниками образовательных отношений.

Управление образовательной организацией предполагает участие родителей (законных представителей)

обучающихся в процессе разработки и принятия стратегических для ОО решений, в формировании уклада школьной жизни и т.д. Управление ОО предполагает участие родителей в работе советов различного уровня (школьный, попечительский, родительский комитет, клубы, объединения); участие в проектировании адаптированной основной образовательной программы ОО.

Рассмотрим возможные формы участия родителей (законных представителей) в разработке части АООП, формируемой участниками образовательных отношений. Данная часть образовательной программы отражает образовательные потребности учащихся, запросы участников образовательных отношений. Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, составляет 80/20, 70/30 или 60/40 % в зависимости от варианта обучения учащихся с ОВЗ [4, 5].

Формы участия родителей в разработке и проектировании части АООП, формируемой участниками образовательных отношений, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Компоненты АООП Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательных отношений Форма участия родителей

Целевой раздел

Пояснительная записка Включает психолого-педагогическую характеристику особенностей психофизиологического развития обучающихся с ОВЗ; определение особых образовательных потребностей, постановку цели, задач, учитывающих особенности развития. Уточняются цели реализации АООП с учетом потребностей контингента обучающихся, запроса родителей. Учет запроса родителей (анкетирование, беседа, родительское собрание и т.д.).

Планируемые результаты освоения обучающимися АООП Определяются с учетом психофизического развития детей, уровня их интеллектуального развития. Рекомендуемое уровневое представление планируемых результатов позволяет учесть неоднородность нозологических групп и обеспечить индивидуализацию образовательного процесса.

Система оценки достижений планируемых результатов освоения АООП Система оценки личностных, метапредметных, предметных (личностных, предметных для лиц с интеллектуальными нарушениями) результатов на основе комплексного подхода. Использование разнообразного диагностического инструментария. Оценка планируемых результатов освоения АООП в части, формируемой участниками образовательного процесса. Совместная деятельность по сопровождению Формирование портфолио

Содержательный раздел

Программа формирования универсальных/ базовых учебных действий Отражает связь УУД / БУД с содержанием учебных предметов, определяет условия, обеспечивающие формирование УУД /БУД. Уточняет личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД /БУД. Учет запроса родителей по вопросу формирования личностных УУД /БУД

Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов Отражает структуру и содержание учебного предмета, обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП Программы предметов, курсов, части, формируемой участниками образовательного процесса.

Программа духовно- нравственного/ нравственного развития, воспитания обучающихся Обеспечивает духовно-нравственное развитие обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной социально-педагогической деятельности ОО, семьи, иных субъектов общественной жизни. Отражает особенности воспитательной системы ОУ.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Комплексная программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Расширяет и дополняет базовую модель организации работы ОО по формированию знаний, личностных ориентиров, норм поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

Программа коррекционной работы Обеспечивает осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ОВЗ при освоении АООП Выявляет особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ

Программа внеурочной деятельности Организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно- Используются возможности образовательной организации Учет запроса родителей, согласование плана внеурочной

нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). деятельности

Организационный раздел

Учебный план Определяет состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем учебного времени, отводимого на их изучение по годам обучения. Обеспечивает реализацию особых образовательных потребностей обучающихся. Учет запроса родителей (вариативная часть учебного плана).

Система условий реализации АООП Требования к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации АООП. Дополняет основную часть требований.

Для включения родителей в проектирование АООП проводится родительское собрание с целью ознакомления с требованиями ФГОС НОО ОВЗ / ФГОС О у/о, задачами и структурой АООП, формируется рабочая группа из числа родителей, готовых включиться в процесс проектирования / корректировки АООП. Готовый продукт представляется на родительском собрании и размещается на сайте образовательной организации.

Взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся в процессе разработке и реализации адаптированной образовательной программы (АОП).

Адаптированная образовательная программа разрабатывается специалистами образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование совместно с другими обучающимися (инклюзивное образование), а также в условиях надомного или дистанционного обучения.

АОП создается и реализуется при участии родителей (законных представителей) и с их согласия. С родителями заключается договор, в котором фиксируются права и обязанности сторон, механизм корректировки образовательного маршрута. Родители (законные представители) являются участниками процесса разработки и реализации АОП, возможные содержательные аспекты и формы их участия представлены в таблице 2.

Таблица 2

Этап Содержание деятельности ОО Форма участия родителей

Аналитический (первичный) Изучение, анализ документов ребенка, запроса родителей. Первоначальное (на основе документов) определение особых образовательных потребностей ребенка. Углубленная психолого-педагогическая диагностика специалистами и педагогами ОО. Определение зоны актуального развития ребенка, потенциальных возможностей и способностей, условий реализации программы Учет запроса родителей; выявление готовности к взаимодействию, уточнение ожиданий ближайших и долгосрочных (беседа, анкетирование и т.д.) Психолого-педагогическая диагностика проводится с письменного согласия родителей. Родителей (законных представителей) знакомят с результатами обследования.

Формулировка цели и содержания АОП Формулирование цели, определение содержания и планируемых результатов освоения АОП. Участие в разработке части программы, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательное согласование программы с родителями обучающегося8

Реализация образовательной программы Осуществление психолого-педагогического сопровождения в рамках АОП Совместная деятельность с детьми в урочной и внеурочной деятельности

Аналитический (вторичный) Психолого-педагогическая диагностика, определение динамики развития, анализ эффективности работы, внесение корректив в АОП. Учет мнения родителей при определении достижений учащихся, при корректировке программы

Программа сотрудничества с родителями в рамках реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР)

Требованиями ФГОС НОО ОВЗ (4 вариант) и ФГОС О у/о (2 вариант) предусмотрена разработка специальной индивидуальной программы развития (СИПР). Цель разработки и реализации СИПР -формирование у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и

8 В случае несогласия родителей (законных представителей) с заключением психолого-медико-педагогического консилиума, предлагаемой программой психолого-педагогического сопровождения, содержанием АОП, составленных с учетом рекомендаций ПМПК обучение и воспитание ребенка осуществляется по образовательной программе, реализуемой в данной ОО

множественными нарушениями развития жизненных компетенций, максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач.

Родители (законные представители) являются участниками процесса разработки и реализации СИПР. Механизм включения родителей в процесс проектирования СИПР соответствует разработке и реализации адаптированной образовательной программы, представленной в таблице 2.

Обязательным компонентом специальной индивидуальной программы развития является программа сотрудничества с семьей, направленная на создание условий, способствующих преодолению психологических проблем семьи, приятию родителями ребенка с ТМНР, участию в разработке и реализации СИПР, созданию в семье оптимальных условий для развития ребенка.

Результатом взаимодействия образовательной организации с родителями (законными представителями) обучающихся является повышение осведомленности об особенностях психофизического развития и особых образовательных потребностях ребенка с ОВЗ, участие в разработке и реализации АООП, АОП, СИПР.

Выводы. Таким образом, требования федеральных государственных образовательных стандартов повышают роль родительской общественности в образовательном процессе, определяя родителям (законным представителям) обучающихся роль активных участников образования.

Литература:

1. Кузнецов А.А. Новый стандарт - это общественный договор // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. №1. С. 30-31.

2. Малышева М.М. Федеральные стандарты как общественный договор о работе системы образования детей начальной школы XXI века на достижение результата // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. № 4. С. 20-24.

3. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года

4. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

5. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

6. Арламова Е.Н., Царёв А.М. Сотрудничество семьи и специалистов в процессе обучения и воспитания детей с тяжелыми множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2017. №7. С. 57-62.

7. Царёв А.М., Головчиц Л.А. Требования к структуре образовательных программ для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и к возможным результатам их освоения в контексте разработки ФГОС для обучающихся с ОВЗ // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. № 3. С. 12-19

Педагогика

УДК: 378

кандидат педагогических наук, доцент Петрова Лиллия Геннадиевна Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород); ассистент кафедры русского языка, профессионально-речевой и межкультурной коммуникации Елфимова Анна Владимировна

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород);

магистрант кафедры русского языка, профессионально-речевой и межкультурной коммуникации Шевченко Наталья Николаевна

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород)

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ГЛАГОЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РУССКОГО ЯЗЫКА: КЛАССИФИКАЦИЯ ВОЗВРАТНЫХ ГЛАГОЛОВ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы обучения иностранных учащихся грамматике русского языка, в частности, возвратным глаголам. В качестве помощи молодым преподавателям РКИ приводится их классификация, сопровождающаяся примерами.

Ключевые слова: иностранные обучающиеся, возвратные глаголы, глагольная классификация, особенности, переходные глаголы, непереходные глаголы.

Annotation. The article deals with the issues of teaching foreign students the grammar of the Russian language, in particular, reflexive verbs. As an aid to young teachers of the Russian as a foreign language, their classification is given, accompanied by examples.

Keywords: foreign students, reflexive verbs, verb classification, features, transitive verbs, intransitive verbs.

Введение. Возвратным глаголам принадлежит особая ниша в глагольной классификации русского языка. Лексико-грамматической природой возвратных глаголов, проявляющейся в уникальном совмещении их лексических и грамматических значений, предопределяется трудоёмкость работы над этой группой глаголов при обучении иностранных студентов грамматике русского языка. На овладение возвратными глаголами иностранцами влияет и их родной/смежный язык, который может обладать особыми специфическими чертами, влияющими на способы передачи анализируемых значений языковыми аналогами сравниваемого языка (например, наличие или отсутствие флективной зависимости существительного и зависимого от него определения от того или иного возвратного глагола, а также само существование в партнёрском языке той или иной подгруппы возвратных глаголов, присущей изучаемому русскому языку). Такие особенности и несовпадения подлежат пониманию и учёту молодыми исследователями и преподавателями РКИ при проектировании научной и преподавательской деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изложение основного материала статьи. Вопросы классификации возвратных глаголов рассматривались в трудах Виноградова В.В., Янко-Триницкой В.А., Новикова Л.А., Белошапковой В.А., Чагиной О.В. и многих других. Классификации, разработанные этими учёными, сходны, рознясь между собой более или менее выраженным подразделением глаголов на классы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.