Научная статья на тему 'Модернизация образования, как путь к повышению уровня развития общества'

Модернизация образования, как путь к повышению уровня развития общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ / ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / MODERNIZATION OF EDUCATION / MODERNIZATION OF SOCIETY / CIVILIZATION / DEVELOPMENT PROCESS / INDUSTRIAL SOCIETY / POST-INDUSTRIAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврентьева Лариса Викторовна, Зубова Анастасия Дмитриевна, Сергеева Анастасия Александровна

В данной работе рассматриваются проблемы модернизации образования. Влияние на общество этой системы и на человека в частности. Рассматривается стратегия развития Российской системы образования до 2020 года. Воздействие этой стратегии на развитие человека и общества со стороны социальных институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаврентьева Лариса Викторовна, Зубова Анастасия Дмитриевна, Сергеева Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF EDUCATION AS A WAY TO INCREASE THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF SOCIETY

This paper deals with the problems of modernization of education. The impact on the society of this system and on people in particular. The development strategy of the Russian education system until 2020 is considered. The impact of this strategy on the development of man and society from social institutions.

Текст научной работы на тему «Модернизация образования, как путь к повышению уровня развития общества»

Литература:

1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание / Н.В. Архангельский. - М.: 1979. - 287 с.

2. Фортова Л.К., Овчинников О.М. Честь и достоинство в становлении и самоутверждении личности // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 435-442. — URL https://moluch.ru/archive/69/11839/ (дата обращения: 21.10.2018).

3. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания / А.З. Рахимов // Классный руководитель. 2001. - № 6. -С. 3-7.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лаврентьева Лариса Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студент Зубова Анастасия Дмитриевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студент Сергеева Анастасия Александровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, КАК ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ

ОБЩЕСТВА

Аннотация. В данной работе рассматриваются проблемы модернизации образования. Влияние на общество этой системы и на человека в частности. Рассматривается стратегия развития Российской системы образования до 2020 года. Воздействие этой стратегии на развитие человека и общества со стороны социальных институтов.

Ключевые слова: Модернизация образования, модернизация общества, цивилизация, процесс развития, индустриальное общество, постиндустриальное общество.

Annotation. This paper deals with the problems of modernization of education. The impact on the society of this system and on people in particular. The development strategy of the Russian education system until 2020 is considered. The impact of this strategy on the development of man and society from social institutions.

Keywords: Modernization of education, modernization of society, civilization, development process, industrial society, post-industrial society.

Введение. Современный этап развития общества характеризуется стремительным развитием инновационных процессов в сфере образования и в остальных сферах жизни общества.

В настоящее время человечество выискивает в себе новые и интересные факты, которые служат предпосылками для дальнейшего развития информационного общества. В основном, для человека как индивида всё более остро стоит вопрос, чтобы сохранить себя как вид и приспособится к изменениям среды, которые в большинстве своем охватывают все сферы его деятельности. Основное влияние на становление человека, как личности оказывает система образования. Природными данными определяются большинство черт характера личности, но также есть приобретенные черты в социуме.

Профессиональное сознание человека, как известно, формируется благодаря образованию. Современные информационные технологии могут дать обширное представление об окружающем мире и кардинально поменять отношение человека ко всему происходящему вокруг. На этом фоне системе образования требуется постоянная модернизация. Ускоренная информатизация общества приводит к тому, что у человека увеличивается доля умственного труда. Доля физического труда с каждым годом становится все меньше, но увеличивается количество творческого и умственного. Все эти факторы влекут за собой радикальное изменение стратегии образования. Эти изменения возможны только на основе новых технологий: использование компьютеров, специальных программ, электронных сред обучения. Целью образования становится не только качественная подготовка человека к профессиональной деятельности, сколько обеспечение многосторонней подготовки для адаптации к жизненным условиям, создание оптимальных условий для реализации возможного потенциала, способностей и потребностей каждого индивида в обществе. Но этот процесс очень трудоемкий и длительный, что значительно затрудняет внедрение новых технологий. Что в свою очередь отрицательно влияет на информационное развитие общества.

Таким образом, модернизация образования и науки неизбежно связана с человеком и обществом. Развитие и становление человека в социуме является одной из главных функций образования. Главной задачей, которую ставят перед образованием - обеспечение потенциала специалистов для созидательной и творческой деятельности. В какой-то степени самообразование является важной частью модернизации общества. Отбирая и фильтруя информацию человек, осуществляет образовательный процесс, результат которого может помочь при взаимодействии с другими социальными институтами [31.

Развитие общества без модернизации системы образования невозможно. Образование как один из важнейших социальных институтов, содействует развитию людских ресурсов, равенства и демократии. Модернизация, как неотъемлемая часть становления общества, затрагивает разные социальные институты будь то, семья или же система образования. Последняя в свою очередь пытается развиваться стремительно и во всех направлениях. Позволяя человеку, научится понимать себя в профессиональном сознании. Улучшая при этом качество жизни общества в целом. Но в развитии системы образования существует ряд проблем и сложностей, рассмотрев их, можно будет сделать вывод о влиянии модернизации на качество жизни и общество.

Цель данной работы можно определить как, исследование процесса модернизации образования и его влияние на человека и общество.

Изложение основного материала статьи. Модернизация — это общественно-исторический процесс, в результате которого общество меняет свои традиционные формы на прогрессивные. Рассмотрим модернизацию как компонент развития общества.

Модернизация имеет смысл, если ее деятельность направлена на развитие производства, повышение жизненного уровня народа, укрепление совокупной мощи государства, приводит к росту производительности труда.

Модернизация меняет социальную систему, что приводит к смене модели общественного развития. Все сферы общественной жизни делятся на экономическую, социальную, политическую, управленческую, культурную и т.д., то модернизация преобразует все сферу в сторону прогресса. Проще говоря, модернизация представляет собой процесс перехода общества от низкой к более высокой стадии общественного развития.

Модернизацию можно связать со способами производства, типами общественных отношений, типами цивилизаций, с изменениями места человека в обществе. С помощью модернизации развитие человека поднимается на более высокий уровень, предъявляя более сложные требования к содержанию его деятельности, что позволяет развиваться всем сферам народного хозяйства страны [71.

Так же модернизация связанна со сменой типа цивилизации, это характеризуется историческим характером. Как известно цивилизация делится на доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.

Переход от индустриальной к постиндустриальной осуществляется через индустриализацию, культурную революцию, кооперацию. В данный момент происходит процесс перехода общества к постиндустриальной цивилизации, для этого необходимо произвести очередную модернизацию страны.

К существенным отличиям постиндустриального общества можно отнести:

• Нанотехнологии.

• Биотехнологии.

• Когнитивные технологии.

• Информационные технологии.

Таким образом, данные отличительные черты нового общества существенно меняют местонахождения человека в обществе, а так же в содержании производства.

Если говорить об обществе постиндустриальном, то оно должно опираться в своем развитии, прежде всего на культуру и нравственность. Наука и образованность становится потребностью для развития постиндустриальной цивилизации, необходимо решение не только экономических, технических и управленческих, но и решение проблем воспитания и сознания. В современном мире созданную технику не успевает принять сознание. Это стало главным противоречием современного общества. У личности 21 века необходимо формировать социальную прогностическую ориентацию, основанную на научном осознании своего социального будущего.

Важным вопросом в развитии общества играет система образования. Степень развития системы образования обуславливается в обществе объективными и субъективными факторами. Развитие образования определяется потребностями общества. Следовательно образование должно опережать развитие общества, должно иметь свою самостоятельность, логику развития и выполнять важные функции по достижению поставленных задач. Важной задачей на пути модернизации общества является содержание системы образования. Общество требует от образования нового содержания, которое является не только основой развития инновационной экономики, но инновационного общества.

Председатель правительства РФ Д.А. Медведев сказал, что необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны и переход на «цифровую педагогику» [21.

Модернизация образования — это комплексное обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования.

Целями модернизации образования являются:

• Создание механизма устойчивого развития системы образования.

• Снабжение системы образования социальными и экономическими потребностями страны, запросами личности, общества и государства.

Рассмотрим зависимость развития человека от образования. Образование человека напрямую связанно с самообразованием и исполнением полномочий в организации государственно-общественной системы образования, эти два критерия связаны между собой. Самообразование характеризуется удовлетворением познавательных потребностей, а так же усвоением социально регламентированного содержания образования. Соответственно, исполнение полномочий так же связанно с теми же элементами, что и самообразование. Следовательно, образование человека это развитие готовности к самореализации и к исполнению социальных ролей в жизнедеятельности.

Правительством России была подписана Концепция социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Целью государственной политики в области образования является доступность качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [5].

Реализация государственной программы осуществляется в три этапа:

1) Первый этап (2013-2015г.). Данный этап направлен на обеспечение условий для равного доступа граждан к качественному и доступному образованию на всех уровнях. Внедрения новых ФГОС.

2) Второй этап (2016-2018г.). Направлен на обеспечение нового качества и конкурентоспособности образования.

3) Третий этап (2019-2020 г.). Данный этап характеризуется непрерывным образованием и развитие образовательной среды. Важным будет процесс развития дополнительного образования.

В настоящее время осуществляется второй этап реализации государственной программы развития образования. Но уже сейчас заметны тенденции следующего этапа. Большую популярность набирает система дополнительного образования на всех уровнях. Например, НГПУ им. К. Минина в рамках реализации проекта «Территория возможностей» действует программа по повышению компьютерной грамотности. Задачами программы стали как обучение лиц пожилого возраста первичным навыкам работы с персональным компьютером, так и расширение возможностей общения и получения государственных услуг посредством сервисов сети Интернет.

Государственная программа развития образования должна решить следующие задачи:

1) Инновационный характер базового обучения. Данная задача состоит в обновление структуры сети образовательных учреждений, увеличение финансирования образовательных учреждение, повышение оплаты труда преподавателей, развитие вариативности.

2) Модернизация институтов системы образования как инструмент социального развития.

3) Система непрерывного образования. В структуру данной задачи входит подготовка и переподготовка профессиональных кадров.

4) Создание механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг. Существует необходимость создания прозрачной открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, и т.д.

Основной задачей, поставленной правительством РФ является модернизация институтов системы образования как институтов социального развития. В процессе решаются проблемы связанные с созданием системы образования направленной на обеспечение раннего развития детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения. Так же создание образовательной среды для обеспечения качественного и доступного образования лицам, имеющим ограниченные возможности здоровья. К данной задаче относится создание системы выявления и поддержки одарённых детей и талантливой молодежи, создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся; развитие финансовых инструментов социальной мобильности, включая образовательные кредиты.

Одновременно существует ряд проблем характерных для системы образования в целом, которые необходимо решить на стадии модернизации образования.

1. Излишняя теоретическая направленность обучения. Недостаток можно отнести к высшему уровню образования. Учащиеся не могут сопоставить теоретические и практические знания. Необходимо увеличивать практическую часть обучения для реализации знаний, умений и навыков.

2. Высокая степень износа основных средств. Необходимость оборудования обусловлена эффективностью образовательного процесса, как в школах, так и высших образовательных учреждениях. Основные средства, оборудование позволяют организовать учебный процесс более информативно и наглядно.

3. Недостаточное финансирование образовательной и научной сферы. Этот фактор приводит к сокращению учебных заведений, а также высококвалифицированных кадров. Нехватка денежных средств, что влечет за собой снижение уровня образования, из этого следует падение экономического роста в целом, что негативно отражается на социально-экономическом развитии государства.

4. Взаимосвязь между высшими образовательными учреждениями и рынком труда. Большинство выпускников высших учебных заведений долгое время не могут найти работу по профилю своей подготовки. Однако, даже при поиске работы «по специальности», выпускники не готовы выбирать низкооплачиваемые начальные вакансии, но, при этом, и работодатель не желает нанимать на ответственную должность выпускника вуза без соответствующего опыта работы и необходимых навыков. В будущем образование связывается в первую очередь с человеком и обществом. Развитие человека, общества в целом является важнейшей функцией образования. Следовательно, уровень современного общества зависит от системы образования, модернизации образования. В условиях перехода к информационному обществу, который происходит на фоне глобализации общемирового цивилизационного развития, система образования должна отвечать нынешним вызовам социума. Быстрое старение знаний, стремительное развитие техники и технологий, широкое внедрение инноваций, практически во всех сферах человеческой деятельности, способствовали возникновению новой концепции развития образования, которое известно как «образование в течение всей жизни.

Выводы. Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что образование выполняет важную роль на пути развития уровня общества. Образование в целом повышает образованность нации, интеллектуальные, нравственные духовные ценности. Модернизация образования как мы уже сказали должна проходить совместно с цивилизацией, с научной проработкой каждого этапа. Следует отметить, что реализация Государственного развития образования до 2020 года идет успешно и находится на стадии между вторым и третьим этапом. Конечно, инновационное общество будет сформировано только при инновационном образовании и наоборот, именно такая взаимосвязь характеризует развитие государства.

Литература:

1. Деятельность преподавателя ВУЗа в условиях модернизации / Колдина М.И в сборнике: Вестник Мининского университета. 2013.

2. Лаврентьева, Л.В. Предпосылки перехода на цифровую педагогику в российских условиях. / Л.В. Лаврентьева, Е.В. Яшкова, В.А. Лаврентьева // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-2. - С. 152-156.

3. Модернизации в преподавании финансово-экономических дисциплин. Тюмина Н.С., Лаврентьева Л.В. В сборнике: Актуальные вопросы финансов и страхования России на современном этапе сборник статей по материалам II региональной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Кафедра страхования, финансов и кредита. 2015. С. 248-254.

4. Модернизация и развитие системы образования обеспечивается экспериментальной и инновационной деятельностью в сфере образования. // [Электронный ресурс]. - URL: http://bkobr.ru/modernizatsiya-obrazovaniya (дата обращения 1.11.2018).

5. Основные направления подготовки специалистов финансовой сферы. Заусайлова П.Ю., Лаврентьева Л.В.В сборнике: Современные вопросы финансовых и страховых отношений в мировом сообществе сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Под общ. ред. И.С. Винниковой, Е.А. Кузнецовой; Кафедра страхования, финансов и кредита. 2016. С. 158-161.

6. Путин В.В. Картина дня: Послание президента // Комсомольская правда. - 2012. - 13 декабря. - С. 2-3.

7. Развитие финансовой отрасли России: проблемы и эффективные решения. Шилякова Е.С., Лаврентьева Л.В. В сборнике: Современные вопросы финансовых и страховых отношений в мировом сообществе сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Под общ. ред. И.С. Винниковой, Е.А. Кузнецовой; Кафедра страхования, финансов и кредита. 2016. С. 88-93.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лаврентьева Лариса Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); кандидат экономических наук, доцент Егорова Анастасия Олеговна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студент Большакова Юлия Сергеевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТАКТНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО «БАНКОВСКОЕ ДЕЛО»

Аннотация. Статья направлена на особенности приобретения и использования знаний на практике самостоятельно. Изучено использование творческого подхода к работе и проявление инициативы в ходы выполнения заданий. Согласно требованиям нормативных документов самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых знаний. Большая часть курса «Банковское дело» отводится на реализацию самостоятельной работы, ведь от того, насколько ответственно студент к ней отнесётся, зачастую зависит и результат дипломной работы.

Ключевые слова: преподаватель, студент, внеаудиторная работа, практическое обучение, профессиональные навыки.

Annotation. The article is aimed at the features of the acquisition and use of knowledge in practice independently. The use of a creative approach to work and the manifestation of initiative in the course of tasks. According to the requirements of regulatory documents, independent work of students is a mandatory component of the educational process, as it provides consolidation of the acquired knowledge. Most of the course "Banking" is given to the implementation of independent work, because the result of the thesis often depends on how responsible the student will react to it.

Keywords: teacher, student, extracurricular work, practical training, professional skills.

Введение. Цель для студентов при организацииконтактной самостоятельной работы по СПО «Банковское дело» — научиться приобретать и использовать знания на практике самостоятельно, проявлять инициативу в ходе выполнения заданий, использовать творческий подход к работе. На самостоятельную работу приходится значимая доля времени изучения курса и от того, насколько ответственно студент к ней отнесётся, зачастую зависит и результат дипломной работы.

Перед преподавателями стоит иная цель — деятельность обучающихся необходимо спланировать, организовать и проконтролировать. Положительные результаты можно ожидать тогда, когда данная работа является систематической, определённой по целям, планомерной.

Изложение основного материала статьи. Труд преподавателей, библиотекарей, администраторов, методистов, собственно, самих студентов - все это в совокупности является внеаудиторной работой, которая представляет собой систему образовательно-воспитательной деятельности наряду с производственным, теоретическим и практическим обучением.

Творческая активность обучающихся является основной составляющей реализации процесса обучения в условиях перехода на «цифровую педагогику», которая стала приоритетным направлением в нашей стране. [5] В связи с этим, самостоятельная работа является неотделимой частью образовательного процесса.

Профессиональные навыки лучше формируются именно с приобретением опыта посредством самостоятельной деятельности. Тем выпускникам, которые за всё время учёбы так и не научатся самостоятельно приобретать знания и применять навык самообразования, — скорее всего, придётся туго в дальнейшей жизни.

Необходимые условия для организации самостоятельной работы студентов:

- наличие и доступность справочных, учебно-методических и информационно-коммуникационных материалов;

- система слежения и оценки;

- консультационная помощь преподавателя;

- обеспеченность учебными и методическими пособиями;

- готовность самих студентов.

Публичная демонстрация работ студента играет очень важную роль дальнейшего успеха. Не лишними станут практические конференции на выбранные темы, систематически обновляемые работы на специализированном стенде, а также защита творческих проектов. Отличным стимулом для развития творческих способностей студентов является публикация научных, исследовательских, проектных работ, участие в конференциях и олимпиадах разных уровней. Все это способствует развитию навыков самообразования и желание самосовершенствоваться.

Нет еще такого государства в мире, которое могло бы существовать без банков. Без них немыслима работа предприятий, через банки осуществляются расчеты с партнерами, предоставляются кредитные ресурсы, проводятся валютные операции, чем и определяется востребованность специальности «Банковское дело».

Область профессиональной деятельности выпускников по специальности СПО «Банковское дело»: осуществление, учет и контроль банковских операций по привлечению и размещению денежных средств, оказание банковских услуг клиентам в организациях кредитной системы.

Получив образование банковское дело, специалист готов выполнять следующие задачи:

- проводить денежные операции с применением наличных, а также безналичного расчета;

- оформлять операции, в ходе которых предоставляются займы, контролировать их применение и погашение;

- проводить операции с акциями, зарубежной валютой, осуществлять иные внутрибанковские операции и совершать разнообразные сделки;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.