Научная статья на тему 'Особенности внедрения в учебный процесс инновационных развивающих технологий на примере конструктора "Знаток"'

Особенности внедрения в учебный процесс инновационных развивающих технологий на примере конструктора "Знаток" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУКТОР / РОБОТОТЕХНИКА / ИННОВАЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / НОВОВВЕДЕНИЕ / DESIGNER / ROBOTICS / INNOVATION / EDUCATION / TEACHER / DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврентьева Лариса Викторовна, Бездетко Ксения Андреевна, Егорова Татьяна Александровна

В статье делается акцент на необходимости введения инновационных технологий в сфере образования. Рассматриваются причины, по которым нововведения до сих пор не получили широкого распространения в учебных учреждениях. Приводятся доказательства необходимости применения инновационных технологий на примере конструктора «Знаток». Определяется, что отказ от внедрения тормозит процесс развития науки в школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаврентьева Лариса Викторовна, Бездетко Ксения Андреевна, Егорова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF IMPLEMENTATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF INNOVATIVE DEVELOPING TECHNOLOGIES ON THE EXAMPLE OF THE CONSTRUCTOR "KNOWN"

The article focuses on the need to introduce innovative technologies in the field of education. The reasons for which innovations have not yet received wide distribution in educational institutions are considered. Evidence is given of the need to apply innovative technologies on the example of the «Connoisseur» designer. It is determined that the rejection of the introduction of inhibits the process of development of science in schools.

Текст научной работы на тему «Особенности внедрения в учебный процесс инновационных развивающих технологий на примере конструктора "Знаток"»

Выводы. В заключение стоит отметить, что дисциплина «Введение в профессию» является одной из важнейших предметов всего цикла подготовки по направлению «Банковское дело». В ходе ее изучения у студентов складывается первичное представление о своей будущей профессии. На занятиях студенты не только слушают лекции о банковской системе в РФ и за рубежом, но и изучают специфику работы банковского сотрудника, его должностные обязанности, требования к профессии. Полученная в процессе обучения информация позволяет студентам легче адаптироваться к более узконаправленным предметам.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по специальности 38.02.07 Банковское дело среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 февраля 2018 г. № 67 [Электронный ресурс] // URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70627116/.

2. Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 (ред. от 15.12.2014) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_150312/.

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/.

4. Киселёва,Е. Инновационная деятельность образовательных организаций на примере реализации социального партнерства / Е. Киселёва // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 1.

5. Лаврентьева, Л.В. Предпосылки перехода на цифровую педагогику в российских условиях. / Л.В. Лаврентьева, Е.В. Яшкова, В.А. Лаврентьева // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-2. - С. 152-156.

6. Модернизации в преподавании финансово-экономических дисциплин. Тюмина Н.С., Лаврентьева Л.В. В сборнике: Актуальные вопросы финансов и страхования России на современном этапе сборник статей по материалам II региональной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Кафедра страхования, финансов и кредита. 2015. С. 248-254.

7. Основные направления подготовки специалистов финансовой сферы. Заусайлова П.Ю., Лаврентьева Л.В.В сборнике: Современные вопросы финансовых и страховых отношений в мировом сообществе сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Под общ. ред. И.С. Винниковой, Е.А. Кузнецовой; Кафедра страхования, финансов и кредита. 2016. С. 158-161.

8. Развитие финансовой отрасли России: проблемы и эффективные решения. Шилякова Е.С., Лаврентьева Л.В. В сборнике: Современные вопросы финансовых и страховых отношений в мировом сообществе сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Под общ. ред. И.С. Винниковой, Е.А. Кузнецовой; Кафедра страхования, финансов и кредита. 2016. С. 88-93.

9. Смирнова Н.М. Развитие навыков самостоятельной деятельности учащихся. - М.: Просвещение, 2015.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лаврентьева Лариса Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студент Бездетко Ксения Андреевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студент Егорова Татьяна Александровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ИННОВАЦИОННЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ КОНСТРУКТОРА «ЗНАТОК»

Аннотация. В статье делается акцент на необходимости введения инновационных технологий в сфере образования. Рассматриваются причины, по которым нововведения до сих пор не получили широкого распространения в учебных учреждениях. Приводятся доказательства необходимости применения инновационных технологий на примере конструктора «Знаток». Определяется, что отказ от внедрения тормозит процесс развития науки в школах.

Ключевые слова: конструктор, робототехника, инновации, образование, педагог, проектирование, нововведение.

Annotation.The article focuses on the need to introduce innovative technologies in the field of education. The reasons for which innovations have not yet received wide distribution in educational institutions are considered. Evidence is given of the need to apply innovative technologies on the example of the «Connoisseur» designer. It is determined that the rejection of the introduction of inhibits the process of development of science in schools.

Keywords: designer, robotics, innovation, education, teacher, design, innovation.

Введение. В современном мире без инноваций никуда. Они захватывают все сферы нашей жизни: инновации в медицине, инновации в автомобилестроении, самолётостроении, и, конечно же, инновации в образовании.

Инновации в сфере образования - это все, что связано с внедрением в практику передового педагогического опыта. Учебно-воспитательный процесс, который занимает одно из главных мест в современной науке, в основном направлен на передачу учащимся знаний, умений, навыков, на формирование личности, гражданственности. Изменения продиктованы временем, изменением отношения к обучению, воспитанию, развитию.

Инновационные технологии в образовании необходимы, так как они позволяют регулировать обучение и направляют его в нужное русло. Поскольку человечество всегда пугало все новое и неизведанное, оно

негативно относилось и к любым изменениям в различных сферах. Стереотипы, которые существуют в массовом сознании и затрагивают привычный образ жизни, всегда приводят к негативным явлениям, мешают обновлению всех видов обучения. Основная причина отсутствия желания у людей принимать современные инновации в школьном и дошкольном образовании, скорее всего, кроется в блокировке жизненных потребностей в комфорте, безопасности, самоутверждении. Попросту говоря, не все люди готовы к тому, что придется заново изучать какую-либо теорию, сдавать экзамены, менять свои представления и своё сознание, тратить на это личное время и средства.

Как мы уже уточнили, все инновации очень трудно внедрить из-за боязни их большинством общества, поэтому инновационные технологии в образовании не внедряются по некоторым причинам.

Первая причина - это барьер творчества. Он возникает из-за того, что учителя «старой закалки», привыкшие работать по старым программам, не желают что-либо менять, заново чему-то учиться, развиваться. Они воспринимают «в штыки» все новообразования в системе образования.

Следующая причина - это конформизм.Люди приспосабливаются к чему-то, не желают развиваться, боятся выглядеть в глазах других белой вороной, бояться показаться смешными в глазах других. Из-за всех перечисленных причин учителя не соглашаются принимать нетрадиционные педагогические решения.

Ещё одной причиной является личностная тревожность. Она возникает из-за неуверенности в себе, в своих способностях и силах, из-за заниженной самооценки, из-за боязни высказывать свои суждения открыто. Поэтому многие учителя до последней возможности сопротивляются любым изменениям в образовательной системе.

Последней, на наш взгляд, причиной является ригидность мышления. Уже знакомые педагоги «старой закалки» считают свое мнение единственным, окончательным, не подлежащим пересмотру. Они не стремятся и всячески сопротивляются к приобретению новых систем знаний, умений и навыков, негативно относятся к нововведениям в современных образовательных учреждениях.

Но инновационное поведение не должно предполагать приспособление, оно подразумевает под собой формирование собственной индивидуальности, саморазвитие. Педагог должен чётко понимать, что инновационные технологии в образовании являются способом воспитания гармоничной, умной и развитой личности. Для такого образования не подходят «готовые шаблоны», для него важно постоянно повышать свой собственный интеллектуальный уровень. Учитель, избавившийся от «комплексов», психологических барьеров, готов стать полноценным участником инновационных преобразований.

И, к счастью, таких учителей, а также школ и других образовательных учреждения, готовых к нововведениям и поддерживающие инновации достаточно много.

Например, во многих школах постепенно вводятся, пока на уровне дополнительного образования, но в будущем и в систему общего образования, кружки по робототехнике, что, само по себе, важный толчок к внедрению инноваций в систему образования.

Сегодня весь мир стремится к тому, чтобы сделать все необходимое для облегчения жизни человека. Роботы - уникальное решение этой задачи. Именно роботы на данном этапе развития общества помогают людям, как при нахождении выхода из сложных ситуаций глобального масштаба, так и в повседневной жизни.Внедрение робототехники в систему образования школьников поспособствует формированию представления детей об этой сфере в науке, поможет им освоить азы обращения с роботами, привлечет внимание к данному направлению в целом.

Другим направлением в этой сфере являются детские технические конструкторы. Они рассчитаны на абсолютно любой возраст, так как полностью безопасны. Здесь главной задачей является показать его возможности школьникам для того, чтобы они смогли самостоятельно, без какого-либо риска для своего здоровья изучить то, что связано с электричеством. Данная тема редко вызывает у детей интерес, но с помощью таких конструкторов можно с лёгкостью её освоить и получить при этом огромное количество положительных эмоций, которые сыграют положительную роль в образовании обучающихся.

Изложение основного материала статьи. Поскольку весь современный мир переходит на использование развивающихся технологий, это играет и важнейшую роль в образовательной сфере. Связанно это с тем, что именно из школьного учрежденияучащиеся выходят с первоначальными знаниями во всех областях науки и жизни, которые понадобятся им в дальнейшей жизни и для формирования образованной, развитой личности. Именно поэтому внедрение инновационных технологий в образование и должно начинаться с образовательных учреждений.

Благодаря таким инновациямучащиеся могут освоить современные развивающиеся технологии в игровой форме, получив при этом положительные впечатления, сохранив все полученные знания и, возможно, определить для себя будущую профессию.

Развивающих конструкторов для учащихся существует огромное множество. Самыми известными из них, скорее всего, можно назвать линейку конструкторов LEGO. Но есть и другие.Например, магнитный конструктор «FixieWowset, MAGFORMERS», конструктор «Протонный бомбардир»,конструктор Engino, конструктор «MEGA BLOKS», электронный конструктор «Знаток» и так далее. Из всего множества инновационных конструкторов для детей сложно выбрать, какие из них смогут подойти для обучения учеников в образовательных учреждениях. Поэтому, линейка конструкторов «Знаток» разработала конструкторские наборы, которые предназначены специально для школ, а также дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Электронный конструктор «Знаток» — это познавательная игра, которая соединяет в себе знания о физическом мире и практическую полезность. Конструктор подходит, как и для младших ребят (от трёх лет), так и для старших подростков, поскольку имеет три уровня сложности.Обучающийся получит возможность легко и быстро освоить большое количество знаний и получить хорошие практические навыки по электронным схемам, познакомиться с удивительным миром электроники, не опасаясь за жизнь и здоровье, так как замыкания с видимыми последствиями здесь просто не может произойти.

В линейке «Знатока» есть разные наборы. Рассмотрим самые основные из них.

Конструктор «Знаток 999. Для школы и дома» содержит 999 схем. Он был разработан специально для школ и других учебных заведений и рекомендован Министерством образования Российской Федерации.В наборе есть две книги с инструкциями по сборке схем. Конструктор содержит 53 детали. В схемах содержатся иллюстрации и описания. Схемы с похожими названиями построены при помощи совершенно различных цепей и позволяют увидеть все разнообразие электронных технологий.

Данный конструктор может быть полезен на различных уроках: технологии, например, при изучении раздела «электротехника», физики и так далее. С помощью этого набора можно провести как минимум 21 занятие по электронике. Такие занятия могут вписаться в самую разную школьную программу и сделают её насыщенней, понятней, полезней, а главное - интересной для учеников.Многие схемы носят не только познавательный характер, но и пригодны для практического использования. В схемах используется ручное, магнитное, световое, водяное, звуковое, электрическое, а также сенсорное управление. Собрав электрическую схему, можно получить акустический, оптический или электрический выходной сигнал.

Учащиеся смогут собрать много интересных схем, устройств и моделей. Например: цветомузыку, детектор лжи, микроамперметр, измеритель звука, цифровой диктофон с записью и воспроизведением, «будильник», который сигнализирует о рассвете или о закате, вентилятор и так далее.

Принцип работы конструктора простой: на прочной пластиковой плате устанавливаются крупные яркие детали. Никакой пайки не требуется. Требуются только специальные кнопки. Соединения деталей и платы выглядят и работают, как застёжки-кнопки на одежде. В роли проводов здесь не мягкие, гнущиеся и непослушные кабели, а жёсткие конструкции фиксированной длины. Конструктор содержит элементы, которые присутствуют практически во всей окружающей нас технике - компьютерах, телефонах, автомобилях, фотоаппаратах и видеокамерах, телевизорах, музыкальной аппаратуре и так далее.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что возможности конструктора достаточно обширны: в игровой форме ребенок открывает и познает мир электричества, не подвергая свое здоровье риску. Это очень большой плюс.

Конструктор «Знаток. Альтернативные источники энергии». Это электронный конструктор, который позволяет ребёнку понять принципы работы ресурсосберегающих технологий, таких как:

- энергия Солнца;

- энергия ветра;

- механическая энергия.

К данному конструктору прилагается яркое «Руководство пользователя», которое содержит более пятидесяти проектов. В расширенных версиях конструктора число проектов может доходить до ста двадцати. При этом, на занятиях учащиеся могут сами придумать новые проекты и собрать их. Помимо этого, в прилагаемой книге имеется перечень и описание элементов конструктора, с которыми дети могут познакомиться, как и самостоятельно, развивая навыки самостоятельной работы, так и с помощью учителя, развивая коммуникативные и познавательные УУД.

В комплект входит всё необходимое оборудование и инструкции для проведения опытов по получению энергии с помощью таких альтернативных источников как: солнце, ветер, водород.Так же конструктор содержит: две батарейки (аккумуляторная батарея и солнечная батарея), мельницы (водяная и ветряная), ручной генератор, металло-воздушая топливная ячейка и жидкостный элемент.

С помощью данного конструктора учащиеся научатся: выявлять плюсы и минусы альтернативной энергетики, познакомятся с глобальными экологическими проблемами мира. Обучающие получать возможность, например: собрать часы, работающие на коле, радио, которое заводится от ручного генератора, ветряной динамик, деревянный самолетик, питающийся за счет альтернативной энергии. Достоинством конструктора считается так же то, что он содержит ряд проектов по основам электричества: обучающиеся на практических занятиях знакомятся с физическими понятиями: ток, напряжение, элементы электрической цепи, а также со способами их соединения.

Плюсом «Знатока» является то, что также, как и в предыдущем конструктор, как, впрочем, и во всей линейке «Знатока», для сборки цепей не требуется пайка, именно поэтому собрать цепь может и младший школьник. Элементы электрических цепей устанавливаются на специальной пластиковой плате (28 х 19,5 см) и соединяются между собой с помощью специальных кнопочных креплений. Все без исключения проекты сопровождены подробными схемами и последовательностями их соединения.

Для данного конструктора рекомендуемый возраст от пяти лет, но он будет интересен и ученикам старших классов, особенно на уроках по географии, при прохождении тем по альтернативным источникам энергии.

Для старших обучающихся подойдёт электронный конструктор с названием «Радиоуправляемый вездеход "Лидер"». Данный конструктор считается уже более сложным, содержит большее количество деталей и требует первоначальных знаний по физике и технологии.

С помощью такого робота школьники самостоятельно собирают различные электрические схемы и управляют ими с помощью пульта. Обучающиеся смогут разобраться, как работают фары, звуковые сигналы автомобиля, что заставляет машину поворачивать или ехать задним ходом и многое другое.

Инструкция робота содержит 23 опыта, но обучающиеся могут придумать и свои опыты. Вот несколько примеров проектов.

Первый проект, представленный в книге, называется«Ночной охотник». Целью проекта является создание машины, работающей в полной темноте.

Второй проект, который смогут разработать обучающиеся, имеет название«Радиоуправляемый вездеход». Целью этого проекта можно назвать создание машины с дистанционным управлением.

Третий проект - это проект«Маяк». В данном проекте учащиеся создают вращающегося источника света, который походит на морской маяк.

Так как в старших классах проектной деятельности уделяется особое внимание, то такие инновации, как конструкторы и роботы, становятся прекрасной возможностью для создания различных работ. Из абсолютно любой схемы можно разработать проект, который будет иметь полезную направленность. Существенным преимуществом таких оборудований является о то, что наиболее заинтересованные дети могут раскрыть свои таланты и проявить себя при создании таких проектов путем комбинирования или усовершенствования схем. Так же не стоит забывать и о том, что проектирование тоже является инновацией, наряду со всем тем, что было рассмотрено в статье.

Выводы. Резюмируя всё вышесказанное, отметим, что мир не стоит на месте и претерпевает постоянные изменения,которые отражаются на всех сферах общественной жизни, в частности в области образования.Одним из ключевых моментов является необходимость внедрения инновационных технологий в систему школьного, а также дошкольного и дополнительного образования, несмотря на большой страх большинства учителей и работников сферы образования, а также родителей таких нововведений. Благодаря

молодымпедагогам, которые готовы экспериментировать со всеми инновациями в этой области, обучающиеся смогут прикоснуться и познакомитьсяс современными технологиями, которые разрабатываются специально для развития образования. Такие инновации послужат огромным толчком к формированию первоначального представления у обучающихся о тех возможностях, которые дают роботы и развивающие электронные конструкторы, а также другие инновационные технологии, что в свою очередь окажет большое влияние на развитие данной отрасли в целом и позволит получить большое количество специалистов в сфере образования и в сфере науки, которые будут способствовать всё большему внедрению инновационных технологий в систему образования. Литература:

1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента / Л. Н. Алексеева // Учитель.

- 2004. - № 3. - с. 78.

2. Бычков, А. В. Инновационная культура / А. В. Бычков // Профильная школа. - 2005. - № 6. - с. 83.

3. Буеров, А.С. Технология робототехники как средство формирования конструкторской компетенции студентов педагогического образования / А.С.Буеров // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества». - 2017. С. 32-35.

4. Графина, Е. М. Приоритетные инновации в образовании / Е. М.Графина, Т. П. Мареева // Молодой ученый. - 2016. - №6.3. - С. 16-18.

5. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества / Т. Х. Дебердеева // Инновации в образовании. - 2005. - № 3. - с. 79.

6. Инновации в образовании: проблемы внедрения. [Электронный ресурс|. Режим доступа:https://www.innoros.ru/publications/interesting/11/innovatsii-v-obrazovanii-problemy-vnedreniya (Дата обращения: 30. 10. 2018)

7. Киселёва, Е. Инновационная деятельность образовательных организаций на примере реализации социального партнерства / Е. Киселёва // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 1.

8. Лаврентьева, Л.В. Предпосылки перехода на цифровую педагогику в российских условиях. / Л.В. Лаврентьева, Е.В. Яшкова, В.А. Лаврентьева // Проблемы современного педагогического образования. - 2018.

- № 59-2. - С. 152-156.

9. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20120210_04(Дата обращения: 29. 10. 2018)

10. Юдакова, А. В. Внедрение информационных технологий в образование студентов /А. В.Юдакова,Н.

B. Польшакова // Сборник: Инновации, качество и сервис в технике и технологиях Сборник научных трудов 5-ой Международной научно-практической конференции. Курск, 2015. С. 374-376.

11. Ядрышникова, К. Методический инструментарий инновационных технологий в образовании (на примере кейс-метода) / К. Ядрышникова, Е. Быстритская // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 1.

12. Яковлев, А. С. Механизм образовательного процесса и необходимость его совершенствования. / А.

C. Яковлев. // Вестник ОрелГИЭТ. - № 4(14), 2010, С. 127-131.

Педагогика

УДК 376.352 ББК 74.268

кандидат филологических наук, доцент Лобовская Татьяна Васильевна

ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» Социально-гуманитарный институт (г. Мурманск)

ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ЗАОЧНОМ ОТДЕЛЕНИИ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

Аннотация. В статье представлены особенности обучения на заочном отделении вуза: совмещение работы и учебы, отсутствие достаточного времени, ограниченное количество изучаемого материала, преобладание самостоятельных форм работы, а также превалирующее значение результатов экзаменов при оценке знаний. Эти обстоятельства требуют специальных подходов в преподавании иностранного языка: широкое использование возможностей интернета, дистанционного обучения, использование электронных учебников, повышение мотивации, личной заинтересованности, эффективная самостоятельная работа студентов, правильная организация контроля знаний.

Ключевые слова: заочное отделение, самостоятельная работа, совмещение работы и учебы, ограничение учебного времени, учебный процесс, электронные учебники, контроль знаний.

Annotation. This article presents the problems of the correspondence Department. They are: combination of work and studies; the lack of academic time; the limitation of theoretical material; the predominance of independent forms of work; the prevailing value of the results of examinations in the assessment of knowledge.

These circumstances require special approaches in foreign language teaching: the wide use of the Internet; distance learning; the use of electronic textbooks; increasing motivation; personal interest; effective independent work of students; the proper organization of knowledge control .

Keywords: correspondence / extramural department, self-study, the combination of work and study, limitation of academic time, educational process, electronic textbooks, knowledge control.

Введение. Учитывая небольшое количество часов на заочном отделении, преподаватель должен тщательно и рационально разрабатывать методику проведения занятий по иностранному языку, использовать эффективные ведущие принципы обучения, чтобы студенты могли максимального усвоить учебный материал. Важной проблемой является необходимость интенсификации и эффективности процесса обучения, потому что совместная работа преподавателя и студента предполагает довольно ограниченное количество часов, которые используются для групповых занятий различного характера. В процессе обучения особое внимание следует обратить на принцип наглядности, так как согласно установленным психологами факторам в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 % коммуникации осуществляется за счёт невербальных средств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.