Научная статья на тему 'Инновационные подходы к проектированию современного содержания предметной области "Технология"'

Инновационные подходы к проектированию современного содержания предметной области "Технология" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РОБОТОТЕХНИКА / CONTENT OF SCHOOL TECHNOLOGICAL EDUCATION / INFORMATION TECHNOLOGIES / ROBOTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Субочева Марина Львовна, Косино Ольга Алексеевна

В статье обосновывается необходимость изменения современного содержания предметной области «Технология» посредством внедрения информационных технологий в процесс обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Субочева Марина Львовна, Косино Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACHES TO THE DESIGN OF THE CONTEMPORARY CONTENT OF THE SUBJECT FIELD "TECHNOLOGY"

The article substantiates the necessity of changing the modern content of the subject area "Technology" by introducing information technologies into the learning process.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к проектированию современного содержания предметной области "Технология"»

Литература:

1. Андреева Г.М., Базаров Т.Ю., Аксенова Е.А., Бовина И.Б.,Фоломеева Т.В., Базарова Г.Т. Социальная психология: практикум / Г.М.Андреева. М. Аспект-пресс, 2009. 480 с.

2. Гайманова Е.В., Храпкова И.Б. Тьютерское сопровождение студентов Института психоанализа / Е.В.Гайманова., И.Б.Храпкова. М. Институт психоанализа. 2009. 24 с.

3. Козырева О.А. Материалы к разработке модели инклюзивного образования в образовательном учреждении // Практика административной работы в школе. 2015. №. 6. С. 48-51.

4. Краснорядцева, О. М., Трифонова Ю. А. Психолого-образовательное сопровождение процесса становления профессиональной идентичности студентов педагогического колледжа // Психология обучения. 2011. №11. С. 74-83

5. Логинова, И. О. Особенности устойчивости жизненного мира человека в кризисных условиях жизнедеятельности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2011. №2. С. 21-26.

6. Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интревью / Р.Мертон, М.Фиске., П.Кендалл. М. 1991. 91 с.

7. Стоянова (Чернова) Е.И. Психолого-образовательное сопровождение формирования готовности к осуществлению студентами выбора в профессиональном обучении [Электронный ресурс] // Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук URL:http://d09.kemsu.ru/Disser/Index?pageid=1&moduleid=5&advertexaminecandidatedegreeid=58&alias=http%3 A%2F%2Fd09.kemsu.ш%2F (дата обращения: 03.01.2018).

Педагогика

УДК: 378.12

доктор педагогических наук, заведующий кафедрой Субочева Марина Львовна

Институт физики, технологии и информационных систем

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Косино Ольга Алексеевна

Институт физики, технологии и информационных систем

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва)

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Аннотация. В статье обосновывается необходимость изменения современного содержания предметной области «Технология» посредством внедрения информационных технологий в процесс обучения.

Ключевые слова: содержание школьного технологического образования; информационные технологии; робототехника.

Annotation. The article substantiates the necessity of changing the modern content of the subject area "Technology" by introducing information technologies into the learning process.

Keywords: content of school technological education; Information technologies; robotics.

Введение. Технический прогресс определяет динамичное развитие во всех сферах жизни человека. Технический мир становится комплексным и существенно влияет на политические, экономические, социальные и экологические сферы общества, поэтому техника и технология становятся для школьников неотъемлемой частью общего образования.

Предметная область «Технология», по мнению Ю.Л. Хотунцева, синтезирует «естественно-научные, научно-технические, технологические, предпринимательские и гуманитарные знания, раскрывает способы их применения в различных областях деятельности человека и способствует реализации прагматической направленности общего образования. Важную роль в этой предметной области играет самостоятельная проектная и исследовательская деятельность обучающихся, способствующая их творческому развитию и формированию универсальных учебных действий».

Изложение основного материала статьи. Обновление содержания, связанное с расширением вариативности изучения предмета «Технология», предоставляет учителю свободу выбора объектов труда и технологий с целью более полного учета интересов учащихся, возможностей школы и требований современной жизни. В содержание образования включен материал, направленный на подготовку школьников к практической деятельности в условиях рыночной экономики, на освоение современных и перспективных технологий.

В связи с развитием технологического образования обучающихся в системе обязательного общего образования, расширяется круг теоретических и практических вопросов, включаемых различными авторами в программы по технологии 5-9 классов.

Так, авторский коллектив ученых и практиков в программе под общей редакцией Е.Я Когана, предлагают, начиная с пятого класса, к изучению тему «Простые механизмы и конструкции в технологиях (с использованием конструкторов как образовательной среды)». В шестом классе - тему «Технологические системы», в рамках которой школьники знакомятся с основами робототехники. Для освоения этих важных, с точки зрения современной науки и производства, вопросов, используются различные наборы конструктора. Иными словами, образовательный конструктор становится учебным инструментом.

Для учащихся пятых классов работа с деталями конструктора является продолжением этой деятельности, с которой они уже встречались в начальной школе. В этом смысле, программа по технологии, под редакцией Е.Я. Когана, обеспечивает преемственность в освоении предметной области «Технология» по ступеням обучения. В теоретическом разделе авторы предлагают знакомить пятиклассников с простыми механизмами, деталями, их названиями и назначением. Школьники изучают основные правила работы с образовательным конструктором. Учитель проводит занятия, на которых знакомит детей со способами соединения деталей, созданием объединенных элементов конструктора в разных плоскостях. Ученики знакомятся с подвижными и неподвижными соединениями, понятием технологического узла, а также с

порядком действий по сборке конструкции (механизма), моделированию конструкции / механизма. Узнают, что такое модель.

Содержание практической деятельности включает в себя исследование способов соединения деталей, сборку моделей образовательного конструктора по инструкции, изучение описаний и схем сложных механизмов на предмет обнаружения рычага, исследование моделей рычагов. Эти, и подобного рода исследования, предполагают проведение лабораторно-практических работ с установлением различных зависимостей, поэтому необходима разработка рабочих листов, в которых учащиеся могут заносить необходимые измеряемые данные, делать расчеты и записывать соответствующие выводы, что позволит им разработать варианты модернизации механизмов на основе рычага.

Учитель планирует разработку «оригинальных конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения (мини-проект)» [3, с. 643].

В шестом классе, при овладении основами робототехники, учитель вводит элементы программирования, а в завершении знакомства с этим разделом, планирует организацию образовательного путешествия «Роботы в реальном производстве».

Программа по технологии под редакцией В.М. Казакевича, отражающая основные процессы модернизации технологического образования, ориентирует школьников в теоретическом разделе на усвоение основных категорий и понятий в содержании технологического образования, таких как: производство, техника, технологический процесс, технология, технологическая дисциплина, технологическая документация.

Практические результаты предполагают, что учитель сможет интегрировать возможности технологии, естествознания, математики, педагогики, педагогической психологии в деле развития проектного мышления учеников, способных проектировать и выполнять в материале простые и сложные материальные объекты с определенными потребительскими свойствами.

Учитель технологии, по мысли авторов программы, должен быть способен использовать методы и средства творческой исследовательской и проектной деятельности (технологии науки). Для поэтапной реализации такой сложной задачи, безусловно, необходимо использовать навык работы с различными наборами конструктора [4].

Выпускник школы должен овладеть навыками получать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромную массу информации, но современные школьники проявляют высокую познавательную активность к информационным технологиям, поэтому учителю технологии необходимо использовать этот интерес для повышения уровня мотивации к предмету «Технология».

«Предмет «Технология» является базой, на которой может быть сформировано проектное мышление обучающихся. Проектная деятельность как способ преобразования реальности в соответствии с поставленной целью оказывается адекватным средством в ситуациях, когда сформировалась или выявлена в ближайшем окружении новая потребность, для которой в опыте обучающегося нет отработанной технологии целеполагания и построения способа достижения целей или имеется противоречие между представлениями о должном, в котором выявленная потребность удовлетворяется, и реальной ситуацией. Таким образом, в программу включено содержание, адекватное требованиям ФГОС к освоению обучающимися принципов и алгоритмов проектной деятельности.

Проектно-технологическое мышление может развиваться только с опорой на универсальные способы деятельности в сферах самоуправления и разрешения проблем, работы с информацией и коммуникации» [6].

Информационно-коммуникационные технологии на уроках технологии уместно применять при изучении всех тем и разделов. Совершенно очевидно, что в условиях информационного общества необходимо не столько передавать учащимся готовые знания, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно и пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. Овладение учащимся определенным набором способов деятельности лежит в основе формирования универсальных учебных действий. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии следует рассматривать как средство организации современного дидактического взаимодействия педагога с учеником.

Использование информационных технологий позволяет дифференцировать процесс обучения школьников с учетом их индивидуальных особенностей и индивидуального темпа усвоения материала, снизить нагрузки обучающихся, более эффективно использовать учебное время. Учитель имеет возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, а оперативное поощрение правильных решений, также, позитивно сказывается на мотивации.

Использование электронных таблиц Microsoft Excel позволяет учителю помочь обучающимся овладеть приемами систематизации данных различных типов. В частности, позволяет анализировать экономические критерии изделия, маркетинговые исследования, в процессе работы над творческими проектами. Также учитель может использовать Microsoft Excel для создания и, затем, проведения тестирования.

Графический редактор, встроенный в Microsoft Word, и растровый редактор Paint дают возможность создавать простые чертежи и эскизы.

Использование 3D технологий на уроках позволяет создавать трёхмерные модели, развёртки и чертежи различных объектов.

В компьютерной программе SweetHome 3D, при изучении раздела «Культура дома», обучающиеся могут выполнить эскиз дома, создать интерьер дома и приусадебного участка, разместить кухонную и комнатную мебель в интерьере, подобрать цветовое решение [2].

На уроках технологии можно широко использовать электронные издания и мультимедийные пособия, опирающиеся на обязательный минимум содержания образования для основной школы. В настоящее время широко используются электронные учебники по технологии. Внутри содержательной линии электронных изданий информационной единицей является тема, которая подразделяется на пункты, включающие краткий справочный материал, звуковое описание инструментария и упражнения, в ходе выполнения которых и осваивается содержание. Также эффективному усвоению учебного материала способствует электронная библиотека.

Надо заметить, что современные примерные программы и учебники предлагают специальные разделы, в которых рассматриваются современные информационные технологии и их использование в разработке

материальных объектов. Например, компьютерные программы для сборки из деталей конструктора роботизированных устройств, а также управление моделями роботизированных устройств.

Введение элементов робототехники при изучении предметной области «Технология» позволит заинтересовать обучающихся и сделать процесс обучения более наглядным и интересным. К примеру, в 5 классе при изучении простых механизмов можно использовать конструктор Lego Dacta. Благодаря набору в увлекательной игровой форме можно обучить детей базовым принципам инженерного дела, познакомить с технологическими особенностями множества механизмов. В набор конструктора входит сам конструктор Lego Dacta, правила работы, наименование элементов. В наборе представлены:

• Ременные передачи прямая и обратная, многозвенная и многоступенчатая, обозначения, схемы. Качественные характеристики ременных передач, примеры использования.

• Зубчатые передачи цилиндрическая, реечная, коническая и корончатая, обозначения, схемы. Качественные характеристики, примеры использования.

• Ворот, неподвижный и подвижный блоки, колесо, обозначения, схемы. Качественные характеристики, примеры использования.

• Кулачковый и кривошипно-шатунный механизмы. Кривошипно-шатунный механизм (мертвые точки), обозначения, схемы. Качественные характеристики, примеры использования.

Важно, что к каждому набору прописаны специальные учебные и методические материалы для учителей. Материалы дифференцированы по уровням сложности заданий, представлены специальные творческие задания. Комплект включает в себя технологические карты занятий и рабочие листы для обучающихся [1].

Выводы. Применение информационных технологий на уроках технологии является эффективной образовательной технологией благодаря интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации.

Литература:

1. Lego Education https://education.lego.com/ru-ru/9689. (Дата обращения: 18.07.2018).

2. Sweet Home 3D http://www.sweethome3d.com/ru/. (Дата обращения: 21.07.2018).

3. Голуб Г.Б., Коган Е.Я., Перелыгина Е.А. Предметная область «Технология» основной школы (5-9-е классы): примерная программа и элементы УМК: методическое пособие. М: ФИРО. - 2015.

4. Казакевич В. М., Пичугина Г.В., Семёнова Г.Ю. Технология. Программа 5-8 (8+) 9 классы. М.: Вентана-Граф. - 2015.

5. Михайлова, Н.Н. Целеполагание педагогической деятельности в условиях технологизации образования [Текст] / Н.Н. Михайлова // Москва: Издательский центр Академии профессионального образования. - 2002 - С. 184.

6. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. URL: http://минобрнауки.рф/проекты/фгос-и-пооп. (Дата обращения: 17.07.2018).

Педагогика

УДК: 378.12

доктор педагогических наук, заведующий кафедрой Субочева Марина Львовна

Институт физики, технологии и информационных систем

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Вахтомина Елена Афанасьевна

Институт физики, технологии и информационных систем

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва)

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. В статье обосновывается необходимость изменения предметной подготовки современного учителя технологии средней школы в процессе обучения в педагогическом вузе за счет включения в учебный план дисциплин, позволяющих овладеть основами робототехники, программирования, 3 D -моделированием, STEM и STEAM-технологиями, компьютерным моделированием в детском техническом творчестве, оснащать школьный кабинет технологии современным технологическим оборудованием.

Ключевые слова: предметная подготовка будущего учителя технологии в вузе; содержание школьного технологического образования; робототехника; программирование; STEM и STEAM-технологии.

Annotation. The article substantiates the need to change the subject training of a modern teacher of high school technology in the process of teaching at a pedagogical University by including in the curriculum of disciplines that allow to master the basics of robotics, programming, 3 D - modeling, STEM and STEAM-technologies, computer modeling in children's technical creativity, to equip the school office of technology with modern technological equipment.

Keywords: subject training of the future technology teacher at the University; content of school technological education; robotics; programming; STEM and STEAM-technologies.

Введение. Предметная подготовка современного учителя технологии средней школы в условиях педагогического вуза переживает сегодня период существенной структурно-содержательной переработки, обусловленной целым рядом объективных причин. В первую очередь, к числу наиболее важных причин пересмотра предметной подготовки будущего учителя технологии, следует отнести изменение содержания школьного технологического образования, которое сегодня должно отвечать требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, в которых отражены потребности развивающейся цифровой экономики. Школьники должны быть ориентированы на специальности для отрасли информационных и коммуникационных технологий. Политехнический подход к формированию содержания технологической подготовки учащихся средней и старшей школы, сложившийся в советский период развития отечественного образования, предполагал в своей основе ознакомление подрастающего поколения с современными и перспективными технологиями преобразования материалов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.