Научная статья на тему 'Проблемы развития содержания предметной подготовки будущего учителя технологии в педагогическом вузе'

Проблемы развития содержания предметной подготовки будущего учителя технологии в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ / СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РОБОТОТЕХНИКА / ПРОГРАММИРОВАНИЕ / STEM И STEAM-ТЕХНОЛОГИИ / SUBJECT TRAINING OF THE FUTURE TECHNOLOGY TEACHER AT THE UNIVERSITY / CONTENT OF SCHOOL TECHNOLOGICAL EDUCATION / ROBOTICS / PROGRAMMING / STEM AND STEAM-TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Субочева Марина Львовна, Вахтомина Елена Афанасьевна

В статье обосновывается необходимость изменения предметной подготовки современного учителя технологии средней школы в процессе обучения в педагогическом вузе за счет включения в учебный план дисциплин, позволяющих овладеть основами робототехники, программирования, 3 D моделированием, STEM и STEAM-технологиями, компьютерным моделированием в детском техническом творчестве, оснащать школьный кабинет технологии современным технологическим оборудованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Субочева Марина Львовна, Вахтомина Елена Афанасьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF SUBSTANTIVE CONTENT OF TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF TECHNOLOGY IN PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article substantiates the need to change the subject training of a modern teacher of high school technology in the process of teaching at a pedagogical University by including in the curriculum of disciplines that allow to master the basics of robotics, programming, 3 D modeling, STEM and STEAM-technologies, computer modeling in children's technical creativity, to equip the school office of technology with modern technological equipment.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития содержания предметной подготовки будущего учителя технологии в педагогическом вузе»

материальных объектов. Например, компьютерные программы для сборки из деталей конструктора роботизированных устройств, а также управление моделями роботизированных устройств.

Введение элементов робототехники при изучении предметной области «Технология» позволит заинтересовать обучающихся и сделать процесс обучения более наглядным и интересным. К примеру, в 5 классе при изучении простых механизмов можно использовать конструктор Lego Dacta. Благодаря набору в увлекательной игровой форме можно обучить детей базовым принципам инженерного дела, познакомить с технологическими особенностями множества механизмов. В набор конструктора входит сам конструктор Lego Dacta, правила работы, наименование элементов. В наборе представлены:

• Ременные передачи прямая и обратная, многозвенная и многоступенчатая, обозначения, схемы. Качественные характеристики ременных передач, примеры использования.

• Зубчатые передачи цилиндрическая, реечная, коническая и корончатая, обозначения, схемы. Качественные характеристики, примеры использования.

• Ворот, неподвижный и подвижный блоки, колесо, обозначения, схемы. Качественные характеристики, примеры использования.

• Кулачковый и кривошипно-шатунный механизмы. Кривошипно-шатунный механизм (мертвые точки), обозначения, схемы. Качественные характеристики, примеры использования.

Важно, что к каждому набору прописаны специальные учебные и методические материалы для учителей. Материалы дифференцированы по уровням сложности заданий, представлены специальные творческие задания. Комплект включает в себя технологические карты занятий и рабочие листы для обучающихся [1].

Выводы. Применение информационных технологий на уроках технологии является эффективной образовательной технологией благодаря интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации.

Литература:

1. Lego Education https://education.lego.com/ru-ru/9689. (Дата обращения: 18.07.2018).

2. Sweet Home 3D http://www.sweethome3d.com/ru/. (Дата обращения: 21.07.2018).

3. Голуб Г.Б., Коган Е.Я., Перелыгина Е.А. Предметная область «Технология» основной школы (5-9-е классы): примерная программа и элементы УМК: методическое пособие. М: ФИРО. - 2015.

4. Казакевич В. М., Пичугина Г.В., Семёнова Г.Ю. Технология. Программа 5-8 (8+) 9 классы. М.: Вентана-Граф. - 2015.

5. Михайлова, Н.Н. Целеполагание педагогической деятельности в условиях технологизации образования [Текст] / Н.Н. Михайлова // Москва: Издательский центр Академии профессионального образования. - 2002 - С. 184.

6. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. URL: http://минобрнауки.рф/проекты/фгос-и-пооп. (Дата обращения: 17.07.2018).

Педагогика

УДК: 378.12

доктор педагогических наук, заведующий кафедрой Субочева Марина Львовна

Институт физики, технологии и информационных систем

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Вахтомина Елена Афанасьевна

Институт физики, технологии и информационных систем

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва)

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. В статье обосновывается необходимость изменения предметной подготовки современного учителя технологии средней школы в процессе обучения в педагогическом вузе за счет включения в учебный план дисциплин, позволяющих овладеть основами робототехники, программирования, 3 D -моделированием, STEM и STEAM-технологиями, компьютерным моделированием в детском техническом творчестве, оснащать школьный кабинет технологии современным технологическим оборудованием.

Ключевые слова: предметная подготовка будущего учителя технологии в вузе; содержание школьного технологического образования; робототехника; программирование; STEM и STEAM-технологии.

Annotation. The article substantiates the need to change the subject training of a modern teacher of high school technology in the process of teaching at a pedagogical University by including in the curriculum of disciplines that allow to master the basics of robotics, programming, 3 D - modeling, STEM and STEAM-technologies, computer modeling in children's technical creativity, to equip the school office of technology with modern technological equipment.

Keywords: subject training of the future technology teacher at the University; content of school technological education; robotics; programming; STEM and STEAM-technologies.

Введение. Предметная подготовка современного учителя технологии средней школы в условиях педагогического вуза переживает сегодня период существенной структурно-содержательной переработки, обусловленной целым рядом объективных причин. В первую очередь, к числу наиболее важных причин пересмотра предметной подготовки будущего учителя технологии, следует отнести изменение содержания школьного технологического образования, которое сегодня должно отвечать требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, в которых отражены потребности развивающейся цифровой экономики. Школьники должны быть ориентированы на специальности для отрасли информационных и коммуникационных технологий. Политехнический подход к формированию содержания технологической подготовки учащихся средней и старшей школы, сложившийся в советский период развития отечественного образования, предполагал в своей основе ознакомление подрастающего поколения с современными и перспективными технологиями преобразования материалов,

энергии и информации с привлечением экономических, экологических, предпринимательских и профориентационных знаний, овладение общетрудовыми умениями и навыками, этикой трудовых отношений. Этот подход претерпевает в настоящее время трансформацию с учетом современных реалий в мировой и отечественной экономике. Сегодня речь идет о том, что при освоении практико-ориентированной учебной дисциплины «Технология» учитель должен обеспечить понимание школьниками общемировых процессов возрастающей роли информационных и коммуникационных технологий, тенденции ускорения процессов практического применения научных знаний для решения актуальных технических и технологических проблем с эффективным использованием затрат. Кроме этого, практико-ориентированная направленность содержания технологической подготовки позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов, в интеллектуально-практической деятельности ученика, что в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников.

Изложение основного материала статьи. В течение последних двух лет в российском обществе на разном уровне и на разных площадках активно обсуждаются Концепции технологического образования. Но при всем разнообразии научных и практических подходов, положенных в основу этих Концепций, все авторы едины в одном, все они совершенно правомерно утверждают, что технологическая подготовка школьников, призвана обеспечить интеграцию и взаимообогащение способов и средств освоения окружающей действительности. Слово интеграция происходит от латинского слова «integratio» — «соединение». По мнению Е. Зарецкого «В совокупности это создание новой надсистемы, максимально общей, которая может появиться на базе соединения некоторых подсистем, взаимодействующих между собой. При этом объединяются общие функции, появляется возможность решать совместные задачи, разрабатываются стратегии и программы совместного развития в разных сферах и областях. В конечном итоге это приводит к частичному либо полному слиянию» [3].

Международный опыт решения этих проблем предлагает использовать, так называемое STEM -образование в качестве образовательной технологии, позволяющей осваивать интегрированное содержание (аббревиатура от Science — естественные науки, Technology — технологии, Engineering — инжиниринг, проектирование, дизайн, Mathematics — математика), а для обеспечения качественного результата обучения ведущее место отводится практике, соединяющей разрозненные естественно-научные знания в единое целое [7].

Суть STEM-образования в том, чтобы углубить знания учащихся по естественным наукам и научить практически использовать достижения новых технологий (например, сенсорные системы), дать навыки программирования и продемонстрировать возможности использования этого для создания конкретных устройств. Знания, получаемые по математике, физике, химии, биологии и другим предметам школьной программы, рассматриваются как фактор развития промышленности, энергетики, связи, сельского хозяйства, транспорта и других сфер деятельности человека [8, 9, 10].

Итак, можно сделать вывод о том, что для преподавания учебного предмета «Технология» на современном этапе необходимо сочетание знаний из области естественных наук, искусства и высоких технологий, поскольку в современном мире идет процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации. В образовательном процессе школы уже прочно обосновались межпредметные научно-исследовательские и практико-ориентированные проекты, при выполнении которых школьники демонстрируют глубокий интерес к решению насущных технических, экологических, социально-экономических и других системных проблем. Учащиеся школ предлагают простые и сложные, но всегда оригинальные пути решения проблем, показывающие понимание школьниками возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире на основе сближения сегодняшней науки и технологий. Именно в предметной области «Технология» должно произойти совмещение фундаментальности знаний и преобразующей деятельности, поскольку технологическая подготовка школьников не должна ограничиваться только непосредственно уроками технологии, но и своим содержанием призвана мобилизовать личность на осмысленное освоения мира. С этих позиций «Технология» может рассматриваться как прикладная наука. В практике преподавания информатики в школе используется интеграция информатики и технологии. В качестве одного из примеров такого рода можно привести опыт организации межпредметного межшкольного творческого объединения учителя С.А. Голубцова «Практическая мехатроника» [1].

Современные процессы интеграции естественнонаучного и технологического образования имеют давнюю традицию, содержательно и методически заложенную еще в советской школе, поэтому опыт прошлых лет возможно использовать и сегодня. И еще один современный опыт подготовки школьников к конкурсной деятельности имеет хорошее педагогическое и методическое основание, заложенное в 20-80-е годы прошлого века. Речь идет об организации производительного труда школьников и конкурсах мастерства, которые соответствовали возрасту обучающихся и обеспечивались определенными организационными и психолого-педагогическими условиями. Все это необходимо учитывать при проведении конкурсов Junior Skills, которые в последние годы завоевывают всё большую популярность в различных регионах страны, наряду с традиционными и инновационными конкурсами технического творчества школьников, такими как предметная Олимпиада по технологии, соревнования в сфере интеграции информатики и технологии, робототехники и др. Кроме этого, можно утверждать, что интеграция естественнонаучного и технологического образования позволит школьникам своим содержанием и продуктивной деятельностью определить свой собственный выбор будущей профессиональной сферы.

С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий, а также выполнение обязательного минимума содержания основных образовательных программ авторские коллективы, разрабатывающие программы и комплекты учебников по технологии (руководители авторских коллективов - Глозман Е.С. и Хотунцев Ю.Л.; Казакевич В.М.; Тищенко А.Т., Симоненко В.Д., Синица Н.В. и др.) предлагают сегодня изучать технологии в рамках трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии».

Современный этап развития технологического образования в отечественной школе характеризуется расширением возможностей образовательной организации среднего общего образования в выборе программы по технологии для реализации в образовательном процессе. Выбор программы, как правило,

определяется как общей стратегией развития школы, наличием материально-технической базы для освоения материальных и информационных технологий, квалификацией педагогических кадров (учителей технологии), так и выбором потребителями образовательных услуг (в данном случае - это учащиеся школы и их родители).

В связи с серьезным вниманием общества к проблемам технологической подготовки школьников современное педагогическое сообщество ученых и педагогов-практиков предлагает на ряду с традиционными программами обучения трудовым навыкам, сложившимися в 90-е годы прошлого века, программы нового поколения, в основе которых лежит идея об опережающем технологическом образовании [2]. По мнению В.М. Жучкова, Е.Я. Когана [2, 6] и ряда других исследователей, в современном информационном обществе целью опережающего технологического образования является «формирование технологической культуры через освоение фундаментальных основ технологий, развитие творческих способностей обучаемых на основе применения активных методов обучения с сохранением профессиональной направленности обучения на рыночно востребованные специальности» [2, стр. 28].

Из всего сказанного выше следует, что необходимо существенно изменить подготовку учителей технологии. Этот новый учитель должен получать хорошее естественнонаучное и инженерное образование. Интеграция этих знаний и приведет к тому, что этот учитель сможет стать проводником новых технологий, наставником учеников в выборе новых высокотехнологичных профессий и т.п.

Анализ теории и педагогической практики современного этапа реализации в средней школе предметной области «Технология» актуализирует проблему профессиональной подготовки учителя технологии. На первый взгляд может показаться, что в отечественной педагогической практике еще с советских времен сложилась весьма эффективная и жизнеспособная система подготовки учителей технологии в педагогических вузах на факультетах технологии, в названии которых со временем появилось и слово «предпринимательство», как ответ на потребности общества, вступившего в период рыночных отношений в подготовке кадров, способных не только самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью, но и преподавать основы этой деятельности учащимся школ. Действительно, до 90-х годов двадцатого века на факультетах технологии и предпринимательства в педагогических вузах страны велась достаточно эффективная, по сути своей инженерно-педагогическая подготовка, позволявшая выпускникам этих факультетов работать учителями технологии в школах, а также успешно адаптироваться на производстве в качестве техников и инженеров. Особенно привлекательными были эти факультеты в 90-е годы, поскольку в тот период времени в стране была отменено Государственное распределение, означавшее на деле 3-х летнюю обязательную работу для всех выпускников по профилю, полученного в вузе образования на предприятиях или в организациях, в том числе для выпускников педагогических вузов в общеобразовательных школах, по запросу этих организаций на молодых специалистов. Таким образом, все выпускники вузов всегда были обеспечены гарантированными рабочими местами.

Глобальный переход страны к высокотехнологичному производству предъявил принципиально иные требования к качеству профессиональной подготовки будущих учителей технологии и её содержанию. В этих условиях подготовка педагогических кадров для современной школы становится одной из приоритетных задач государственной политики в сфере образования. Поэтому следует согласиться с выводом Н.Н. Михайловой, к которому она пришла ещё 16 лет назад: «Любые преобразования, реформы и инновации, коль скоро они претендуют на успешную реализацию и реальную поддержку в сфере образования, должны начинаться с системы опережающего эти реформы и инновации педагогического образования, с подготовки будущих педагогов, а в особо экстремальных и неотложных случаях - с переподготовки педагогов, уже действующих» [5, стр. 4]. Факультеты технологии и предпринимательства педагогических вузов оказались в очень сложной ситуации. Как справедливо замечает В.А. Иванов: «От старшего школьника больше не требуется политехнических знаний и умений в обработке материалов» [4, стр. 381]. В российской педагогической науке и практике нет более или менее единого мнения в отношении необходимости как самих разделов школьного предмета технология, таких как технология швейных изделий, кулинария, технология ремонтно-строительных работ, устройство бытовых электроприборов и т.д., так и содержания и методики их преподавания. А раз так, то правомерно возникновение вопроса, каким должно быть сегодня содержание педагогического образования бакалавров, получающих высшее образование на факультетах технологии современных вузов? С позиции формального подхода государственные требования к выпускнику педагогического вуза представлены в Федеральных государственных образовательных стандартах, но те же образовательные стандарты предоставляют вузам большую свободу в выборе содержания, средств и технологий обучения. Поэтому вузам самим надо определить, какое технологическое образование будет востребовано школами, производством, в конце концов и самими потребителями образовательных услуг в ближайшее и достаточно отдаленное время.

Выводы. Аналитический обзор представленных на официальных сайтах ряда педагогических вузов, осуществляющих подготовку будущих учителей технологии, учебных планов по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (бакалавриат), позволяет сформулировать некоторые суждения о направлениях развития предметной подготовки учителя технологии для современной средней школы. Практически все представленные учебные планы позволяют утверждать, что предметная подготовка будущего учителя технологии ориентирована на осуществление профессиональной педагогической деятельности в соответствии с содержанием предметной области «Технология», отраженном в программах и комплектах учебников по технологии. Так, все рассмотренные учебные планы включают учебные дисциплины, позволяющие овладеть навыками обработки конструкционных материалов, художественной обработки материалов, проектирования и создания материальных объектов различного предназначения (машин и механизмов, предметов мебели и быта, костюма и предметов оформления интерьера и т.д.), знакомят с оборудованием и организацией производства на промышленных предприятиях и предприятиях малого бизнеса. Кроме этого, общим для всех изученных учебных планов является включение дисциплин, которые позволяют студентам овладеть практическими навыками технической и компьютерной графики, получать знания и умения по основам машиноведения и электрорадио-техники и электроники, а также информационным технологиям. А что касается изучения и освоения современных технологий обработки материалов и инновационных технологий, то в этом направлении каждый вуз, в значительной степени, по-разному решает, какие технологии должен освоить студент прежде, чем он придет в современную школу. К таким дисциплинам следует отнести изучение новых технологий в энергетике, технологии современных

производств, робототехнику. Тем не менее, еще не вошло в широкую педагогическую практику преподавание таких дисциплин, как «Информатика и программирование», «Современные образовательные ресурсы», «Материаловедение в современных технологических системах», «3 D - моделирование», «STEM и STEAM-технологии», «Компьютерное моделирование в детском техническом творчестве», «Современное технологическое оборудование кабинета технологии», «Технологии дистанционного обучения в современном образовании», «Технологии разработки электронных образовательных ресурсов», включенных в учебный план федерального педагогического вуза по программе «Технология и дополнительное образование». Представляется важным подчеркнуть, что начавшийся процесс развития предметной подготовки учителя технологии для современной школы требует осмысления накопленного педагогического опыта и научного обоснования включения новых учебных модулей и дисциплин в учебные планы бакалавриата.

В работе анализировались материалы, размещенные на официальных сайтах ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» (ПГГПУ), ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (РГПУ им. А.И. Герцена), ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» (ТГПУ им. Л.Н. Толстого), ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» (КГУ), ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МШУ) [ссылки на сайты указаны в списке использованной литературы в пункте «Электронные ресурсы»].

Литература:

1. Голубцов С.А. Межшкольный факультатив «Практическая мехатроника». Задачи. Направления разработок. Перспективы. http://www.myshared.ru/slide/415072/ (Дата обращения: 30.06.2018).

2. Жучков В.М. Теория и практика проектирования инновационных педагогических технологий для педагогических вузов в предметной области «Технология» [Текст] / В.М. Жучков // автореф. дис. докт. пед. наук. - СПб. - 2001. - 41 с.

3. Зарецкий Е. Что такое интеграция и какие ее разновидности? June 18, 2015 https://www.syl.ru/article/190336/new_chto-takoe-integratsiya-i-kakie-ee-raznovidnosti (Дата обращения: 01.07.2018).

4. Иванов, В.А. Перспективы факультета технологии и предпринимательства (к 30-летию первого выпуска ИПФ) [Текст] / В.А. Иванов // М.: Известия МГТУ «МАМИ». - 2014. - №1 (19). - т.2. - С. 379.

5. Михайлова, Н.Н. Целеполагание педагогической деятельности в условиях технологизации образования [Текст] / Н.Н. Михайлова // Москва: Издательский центр Академии профессионального образования. - 2002. - С. 184.

6. Предметная область «Технология» основной школы (5-9-е классы): примерная программа и элементы УМК[Текст]/методическое пособие//авторы-разработчики Г.Б. Голуб, Е.Я. Коган, Е.А. Перелыгина, В.А. Прудникова; под общ. ред. проф. Е.Я. Когана. - М.: Федеральный институт развития образования. -2015. - 210 с.

7. STEM как «серебряная пуля» для образования. Почему эта технология решит проблему школьного обучения https://mel.fm/partnersky-material/9745380-gpn_stem (Дата обращения: 01.07.2018)

8. ЧТО ТАКОЕ STEM-ОБРАЗОВАНИЕ https://anrotech.ru/blog/chto-takoe-stem-obrazovanie/ (Дата обращения: 01.07.2018)

9. STEM-технология https://multiurok.ru/blog/stem-tiekhnologhiia.html (Дата обращения: 01.07.2018)

10.ЧТО ТАКОЕ STEM? http://robot.nios.ru/training/55 (Дата обращения: 01.07.2018)

Электронные ресурсы:

1. http://pspu.ru/education/vuzovskoe-obrazovanie/bakalavriat/uchebnyje-plany (Дата обращения: 01.07.2018)

2. https://atlas.herzen.spb.ru/profile.php?id=6380 (Дата обращения: 01.07.2018)

3. http://www.tsput.ru/sveden/education/ (Дата обращения: 01.07.2018)

4. http://www.kursksu.ru/pages/education (Дата обращения: 01.07.2018)

5. http://www.brgu.ru/Abitur/osnovnye-professionalnye-obrazovatelnye-programmy / (Дата обращения: 01.07.2018)

6. http://mpgu.su/ob-mpgu/struktura/faculties/institut-fiziki/bakalavriat/pedagogicheskoe-obrazovanie-s-dvumya-profilyami-podgotovki/ (Дата обращения: 01.07.2018)

Педагогика

УДК: 81'42:371.321

кандидат педагогических наук Суркова Анастасия Павловна

Новокузнецкий институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ СОЗДАНИЮ КОМИЧЕСКИХ ЖАНРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ

Аннотация. Статья содержит характеристику фрагмента обучения студентов-филологов педагогически уместным и целесообразным комическим высказываниям учителя. В статье приводятся общие сведения о программе, а также представлен вариант первого учебного занятия.

Ключевые слова: юмор педагога, комические жанры профессиональной речи, обучение студентов-филологов комическим жанрам речи.

Annotation. The article contains a description of the fragment of training of students-philologists in the pedagogically relevant and expedient comic statements of the teacher. The article provides general information about the program, as well as a version of the first training session.

Keywords: teacher's humor, comic genres of professional speech, teaching of philological students to comic speech genres.

Введение. Мы пришли к выводу, что способность педагога создавать и уместно использовать на уроке речевые жанры комического зависит прежде всего от сформированности у него ряда особых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.