Научная статья на тему 'Спецкурс для старшеклассников "нравственная воспитанность как основа социальных коммуникаций в будущей профессиональной среде"'

Спецкурс для старшеклассников "нравственная воспитанность как основа социальных коммуникаций в будущей профессиональной среде" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННАЯ ВОСПИТАННОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / СТАРШЕКЛАССНИКИ / СПЕЦКУРС / MORAL EDUCATION / MORAL VALUES / SOCIAL COMMUNICATIONS / PROFESSIONAL ENVIRONMENT / HIGH SCHOOL STUDENTS / SPECIAL COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучерова Анастасия Алексеевна

В данной статье изложены некоторые аспекты реализации спецкурса для старшеклассников «Нравственная воспитанность как основа социальных коммуникаций в будущей профессиональной среде», отмечается, что педагогические условия изучения данного спецкурса эффективны только в том случае, когда они опираются на существующие нравственные ценности. В статье приводятся некоторые формы работы при освоении данного спецкурса, цели и задачи формирования нравственной воспитанности, анализируются результаты сформированности этого качества личности. Делается вывод о необходимости создания и реализации воспитательных механизмов, необходимых для социализации личности, ее адаптации и поведения в обществе, с тем, чтобы основой социальных и профессиональных коммуникаций современной обучающейся молодежи стали гуманизм, социальная активность, гражданственность, патриотизм, толерантность, нравственная воспитанность. Статья предваряется анализом современного состояния системы образования и воспитания молодежи, актуализируется проблема формирования нравственной воспитанности, обусловленная усиливающимся ростом правонарушений и девиантным поведением юношей и подростков. Делается вывод о том, что нравственная воспитанность обогащает существующие нравственные ценности и является нравственной опорой в процессе формирования социальных коммуникаций в будущей профессиональной деятельности специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL COURSE FOR HIGH SCHOOL STUDENTS "MORAL EDUCATION" AS THE BASIS OF SOCIAL COMMUNICATION IN THE FUTURE PROFESSIONAL ENVIRONMENT

This article describes some aspects of the implementation of the special course for high school students "Moral education as the basis of social communication in the future professional environment", it is noted that the pedagogical conditions for the study of this special course are effective only when they are based on existing moral values. The article presents some forms of work in the development of this special course, the goals and objectives of the formation of moral education, analyzes the results of the formation of this quality of personality. It is concluded that it is necessary to create and implement the educational mechanisms necessary for the socialization of the individual, its adaptation and behavior in society, so that the basis of social and professional communications of modern young people are humanism, social activity, citizenship, patriotism, tolerance, moral education. The article is preceded by the analysis of the current state of the system of education and upbringing of young people, the problem of formation of moral education, due to the increasing growth of offenses and deviant behavior of young men and adolescents. It is concluded that moral education enriches existing moral values and is a moral support in the process of formation of social communications in the future professional activity of specialists.

Текст научной работы на тему «Спецкурс для старшеклассников "нравственная воспитанность как основа социальных коммуникаций в будущей профессиональной среде"»

оставаться местом сборки знания, пространством, в котором регулярно встречаются все участники образовательного процесса, чтобы обсудить и подвергнуть критическому осмыслению собранную в процессе академической мобильности информацию.

Выводы. Роль и место университета в современной парадигме открытого образовательного пространства рассматривается, как в исследовательской среде (социальными эпистемологами, представителями философии образования, социологами и др.), так и вне её (специалистами, отвечающими за проведение реформ в данной сфере, политическими деятелями, работниками СМИ). Но ключевая роль в этом вопросе, при всей его сложности, принадлежит самим академикам в широком значении этого слова. Без их осознанного выбора и следования определенной стратегии поведения невозможно сохранение университета, т.к. неопределенность ведёт к реализации постмодерного сценария - окончательной диссоциации высшей школы, её замены на комплекс корпоративных обучающих программ и цифровых тренажеров.

Помимо энтропии постмодерна, университет подвержен давлению рынка (требующего от учебных заведений конкурентной борьбы между собой за абитуриентов и грантовую поддержку) и государственного контроля, что также создаёт дополнительные угрозы его существованию. В этих условиях особую роль приобретают практики коллективной солидарности, академические ритуалы и неофициальные традиции, индивидуальные для каждого университета.

Реальность воплощенного Общества знаний, как и становление цифровой экономики и нарождающаяся открытость социальных отношений, на наш взгляд, не являются сами по себе угрозами для высшей школы. Развитие событий будет зависеть исключительно от того, какую ценностную составляющую смогут предложить каждая из сторон взаимодействия, и какой выбор будет сделан после этого. На данный момент принципиальное значение имеет консолидация академического сообщества (как на региональном, так и на мировом уровне) и совместная выработка единого подхода к реконцептуализации идеи университета в условиях новой цивилизационной парадигмы.

Литература:

1. Herder J.G. Letters for the Advancement of Humanity (1793-1797) // Herder: Philosophical Writings. Cambridge University Press, 2002. Letter 119.

2. Нуссбаум М. Не ради прибыли: зачем демократии нужны гуманитарные науки [текст] / пер. с англ. М. Бендет; под науч. ред. А. Смирнова; НИУ «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. - 192 с.

3. Пронина Л. А. Открытое культурно-образовательное пространство как образовательная парадигма общества знаний // Аналитика культурологии. 2007. №8.

4. Солдаткин В.И. Основы открытого образования. Т.1. М., 2002. - 676 с.

5. Фуллер С. Социология интеллектуальной жизни: карьера ума внутри и вне академии / пер. с англ. С. Гавриленко, А. Морозова, П. Хановой; под науч. ред. С. Гавриленко. - М.: Издательский дом «Дело», 2018. - 384 с.

6. Иглтон Т. (2015) Медленная смерть университета // Научно-просветительский интернет-журнал «Скепсис» URL: https://scepsis.net/library/id_3672.html (дата обращения: 30.06.18)

Педагогика

УДК: 37.018

аспирант Кучерова Анастасия Алексеевна

Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых (г. Владимир)

СПЕЦКУРС ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ «НРАВСТВЕННАЯ ВОСПИТАННОСТЬ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Аннотация. В данной статье изложены некоторые аспекты реализации спецкурса для старшеклассников «Нравственная воспитанность как основа социальных коммуникаций в будущей профессиональной среде», отмечается, что педагогические условия изучения данного спецкурса эффективны только в том случае, когда они опираются на существующие нравственные ценности. В статье приводятся некоторые формы работы при освоении данного спецкурса, цели и задачи формирования нравственной воспитанности, анализируются результаты сформированности этого качества личности. Делается вывод о необходимости создания и реализации воспитательных механизмов, необходимых для социализации личности, ее адаптации и поведения в обществе, с тем, чтобы основой социальных и профессиональных коммуникаций современной обучающейся молодежи стали гуманизм, социальная активность, гражданственность, патриотизм, толерантность, нравственная воспитанность. Статья предваряется анализом современного состояния системы образования и воспитания молодежи, актуализируется проблема формирования нравственной воспитанности, обусловленная усиливающимся ростом правонарушений и девиантным поведением юношей и подростков. Делается вывод о том, что нравственная воспитанность обогащает существующие нравственные ценности и является нравственной опорой в процессе формирования социальных коммуникаций в будущей профессиональной деятельности специалистов.

Ключевые слова: нравственная воспитанность, нравственные ценности, социальные коммуникации, профессиональная среда, старшеклассники, спецкурс.

Annotation. This article describes some aspects of the implementation of the special course for high school students "Moral education as the basis of social communication in the future professional environment", it is noted that the pedagogical conditions for the study of this special course are effective only when they are based on existing moral values. The article presents some forms of work in the development of this special course, the goals and objectives of the formation of moral education, analyzes the results of the formation of this quality of personality. It is concluded that it is necessary to create and implement the educational mechanisms necessary for the socialization of the individual, its adaptation and behavior in society, so that the basis of social and professional communications of modern young people are humanism, social activity, citizenship, patriotism, tolerance, moral education. The article is preceded by the analysis of the current state of the system of education and upbringing of young people, the problem of formation of moral education, due to the increasing growth of offenses and deviant behavior of young men and

adolescents. It is concluded that moral education enriches existing moral values and is a moral support in the process of formation of social communications in the future professional activity of specialists.

Keywords: moral education, moral values, social communications, professional environment, high school students, special course.

Введение. Категория нравственной воспитанности всегда была результатом исследования субъектом собственных ценностных смыслов и обуславливалась моральностью и духовностью. Особенно актуальным данный постулат является сегодня, когда «одни индивиды живут воспоминаниями о прошлом, другие -находятся в состоянии активного поиска новых нравственных идеалов; третьи - руководствуются гедонизмом и алчностью» [2].

Сегодняшнее состояние системы образования и воспитания молодежи характеризуется тем, что многие педагоги, родители детей, общественность, социальные институты объективно обеспокоены усиливающимся ростом правонарушений и девиантным поведением детей, особенно в подростковом и юношеском возрасте, их меркантильной гражданской позицией, имеющей целью материальное обогащение, праздный образ жизни, обеднение образовательных запросов. С целью разрешения накопившихся проблем актуальным является модернизация воспитательных механизмов, отвечающих новому времени. В связи с этим в национальных доктринах и концепциях отечественного образования ставится задача повышения качества воспитательного процесса в школах и организациях профессионального образования с целью воспитания у обучающейся молодежи нравственных ценностей, основой которых является гуманизм, социальная активность, гражданственность, патриотизм, толерантность, нравственная воспитанность.

Приоритет формирования нравственной воспитанности определяется тем, что такая воспитанность, как максимальный нравственный смысл жизни человека, выполняет функцию регуляторов социализации личности, ее адаптации и поведения в обществе, охватывая все аспекты человеческого бытия, включая общечеловеческие, национальные, профессиональные и пр. ценности. Нравственная воспитанность имеет общечеловеческий характер, так как она формируется и развивается в дальнейшем всеми людьми при любых изменениях общественной, политической или экономической жизни цивилизации. Нравственная воспитанность не может существовать в отрыве от нравственных ценностей. Она как бы интегрируется во все существующие виды ценностей, обогащая их, наполняя жизнедеятельность человека нравственным смыслом, окрашивая ее духовной эмоциональной насыщенностью. Формирование нравственной воспитанности должно происходить в течение всей жизни человека, однако наиболее чувствительным периодом в принятии нравственных ценностей является возраст старшеклассников. Данный возраст характеризуется также тем, что старшеклассники начинают усиленно интересоваться будущими сферами профессиональной деятельности, с тем, чтобы выбрать направление дальнейшего обучения. Нравственная воспитанность помогла бы понять будущим выпускникам какими могут и должны быть средства и способы социальной коммуникации в будущей профессиональной среде.

Формулировка цели статьи. Большой педагогический опыт, а также опыт воспитательной работы в средней школе работы привел нас к необходимости создания и реализации в рамках факультативных занятий спецкурса для старшеклассников «Нравственная воспитанность как основа социальных коммуникаций в будущей профессиональной среде» с целью педагогического содействия старшеклассникам в процессе овладения ими различных способов интеллектуальных действий при решении различных коммуникативных задач, которые могут их подготовить к социальной адаптации в будущей профессиональной среде.

Изложение основного материала статьи. Спецкурс определяет основные направления формирования нравственной воспитанности у старшеклассников и включает в себя: пояснительную записку (определяет цели спецкурса, место спецкурса в структуре образовательной программы, формируемые компетенции, знания, умения, навыки в области социально-гуманитарной сферы); структуру и трудоемкость спецкурса (лекции, семинары, тренинги, самостоятельная работа, промежуточная аттестация); тематический план (см. табл. 1); виды и формы оценочных средств в период текущего контроля; междисциплинарные связи; содержание спецкурса; планы семинарских занятий; темы контрольных работ и ситуационных заданий; формы обучения; учебную литературу.

Таблица 1

Тематический план спецкурса

№ Тема Недели четверти Формы учебной работы и самостоятельная работа, в час. из них в интерактивной форме, в час. Итого часов по теме Итого количество баллов

Лекции* Семинарские (практические) занятия* Лабораторные занятия* Самостоятельная работа*

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Модуль 1 Методологические аспекты формирования нравственной воспитанности

1 Основы теории воспитания и социализации 1 1 1 2 1 4 0-5

2 Аксиологический и системно-деятельностный подходы в образовании: теоретико-методологические основы формирования нравственно воспитанности у старшеклассников в условиях внедрения в образовательный процесс новых ФГОС 2 1 1 2 4 0-5

3 Структурно-содержательные компоненты нравственной воспитанности 3 1 1 2 4 0-5

4 Этапы формирования нравственной воспитанности у старшеклассников профессиональной социально-гуманитарного направления обучения 4 1 1 2 1 4 0-5

Всего 4 4 8 2 16 0-20

Модуль 2 Социальные коммуникации как профессиональная деятельность

1 Коммуникационный процесс 5 1 1 2 4 0-5

2 Социальные коммуникации в организации 6 1 1 2 4 0-5

3 Освоение способов социального и профессионального поведения 7 1 1 2 1 4 0-5

4 Социальная коммуникация как общение 8 1 1 2 4 0-5

5 Специфика формирования социальных коммуникаций среди старшеклассников социально-гуманитарного направления 9 1 1 2 4 0-5

6 Критерии эффективности формирования социальных коммуникаций 10 1 1 2 2 0-5

Всего 6 6 12 1 22 0-30

Модуль 3 Тренинги по формированию социальных коммуникаций

1 «Самопрезентация» 11 - 6 6 6 12 0-5

2 «Установление и поддержание контакта» 12 - 3 3 6 6 0-5

3 «Деловая беседа» 13 - 6 6 6 12 0-5

4 «Учебная или профессиональная ситуация» 14 - 6 6 6 12 0-5

5 «Восстановление контакта» 15 - 6 6 6 12 0-5

Зачет 0-10

Всего 15 - 27 27 30 54 0-35

Итого (часов, баллов): 10 37 47 33 94 0-80

Целями и задачами данного спецкурса стали:

- ознакомление старшеклассников с миром традиционных представлений о том, что такое нравственная воспитанность и каково ее влияние на решение будущих учебных и профессиональных задач, а также на формирование личностных качеств, которые обязательно присутствуют в личности каждого современного специалиста;

- выявление и формирование нравственных смыслов старшеклассников;

- формирование системы мировоззрения, а также приемов и способов нравственного саморазвития школьников;

- формирование нравственной культуры взаимодействия с окружающими людьми;

- вооружение старшеклассников основами специальных социальных знаний, необходимых для последующей учебы в учреждениях профессионального образования или работы;

- овладение старшеклассниками знаниями об основных видах социальных коммуникаций, технологиями самоорганизации, правилами поведения и нормами морали;

- создание условий для формирования готовности старшеклассников к коммуникации с другими людьми с целью решения задач учебного, профессионального, межличностного и межкультурного взаимодействия в зависимости от потребностей, интересов, мировоззрения, мотивации молодых людей.

Основными обучающими технологиями в рамках данного спецкурса выступали: технология моделирования типичных производственных коммуникативных ситуаций; ситуационно-ролевые игры; технология саморегуляции профессионального поведения; технология сотрудничества на основе интерактивного группового взаимодействия; технология тренинга.

Содержание спецкурса базируется на идеях аксиологического подхода, на общечеловеческих, национальных, профессиональных ценностях, на специфических традициях учебных заведений, а также на идеях, объединяющих интересы личности старшеклассника - будущего выпускника, специалиста, школы, общества, государства. Данное содержание реализовано в виду двух теоретических и одном практическом модулях, которые в компактной форме предлагают ознакомиться с теоретическими аспектами формирования нравственной воспитанности, ее структурой, содержанием, этапами формирования, а также практическими навыками коммуникативного поведения в будущей профессиональной среде.

Так тренинги по формированию социальных коммуникаций, входящие в практический модуль спецкурса, такие как «Самопрезентация», «Установление и поддержание контакта», «Деловая беседа», «Учебная или профессиональная ситуация», «Восстановление контакта» демонстрируют, что перечисленные выше педагогические условия эффективны только в том случае, когда они ориентированы на существующие объективные ценности: жизнь, любовь, свобода, милосердие, семья, дети, труд, традиции, нравственность, мораль, культура, профессионализм, коллективизм, честь, достоинство и пр. [1].

Инновационным результатом освоения данного спецкурса стали знания понятийного аппарата социальной и производственной сферы, психологические и культурологические основы нравственного совершенствования, а также умения реализовывать различные механизмы социальных взаимодействий, с целью предвидения и устранения производственных конфликтов; умения делиться присвоенными нравственными ценностями с окружающими людьми и формировать общую культуру личности.

Качественно новыми практическими результатами стали навыки участия старшеклассников в деятельности общественных объединений, участие в дискуссиях, круглых столах, мастер-классах с компетентными специалистами в области социального взаимодействия; практические умения по созданию позитивной психологической атмосферы в коллективе, преодоления барьеров восприятия друг друга, разрешения конфликтов, развития сензитивности, ведения переговоров и пр.

Реализация педагогических условий эффективного формирования нравственной воспитанности включала в себя различные формы и методы воспитательной работы: массовые и индивидуальные мероприятия, регулярные и разовые воспитательные задачи, психологические и профессиональные тренинги, индивидуальные и групповые методы нравственно-эстетического воздействия на старшеклассников, учитывающие те требования, которые предъявляются к процессу обучения и воспитания будущего специалиста в условиях гуманизации современного общества.

В ходе реализации спецкурса были получены следующие результаты:

- сформированность нравственной воспитанности и эффективная социализация старшеклассников в обществе;

- сформированность гражданского и патриотического самосознания;

- сформированность поликультурной компетентности, готовности противостоять национальному и религиозному экстремизму;

- присвоение общечеловеческих ценностей различного порядка;

- приобщение к мировой и национальной художественной культуре;

- сформированность навыков социальной активности и инициативы;

- приверженность к ценностям здорового образа жизни;

- сформированность гуманистических взаимоотношений на основе норм нравственности и морали;

- стремление к самопознанию, формированию субъектной позиции, самореализация в учебной, трудовой, социально-значимой деятельности;

- включение в различные виды общественно-полезной и социально-значимой деятельности;

- осознание себя ответственной, нравственной, активной личностью, способной к принятию осмысленных решений в вопросах учебной, общественной, профессиональной деятельности.

Выводы. Данный спецкурс оказался эффективным в вопросах выявления и формирования нравственных смыслов старшеклассников, его нравственной воспитанности, формирования системы мировоззрения, а также приемов и способов нравственного саморазвития школьников, формирования готовности к социальным коммуникациям с другими людьми с целью решения задач профессионального, межличностного и межкультурного взаимодействия в зависимости от потребностей, интересов, мировоззрения, мотивации молодых людей.

В заключение отметим, что качественный результат изучения спецкурса у старшеклассников возможен только в том случае, если образцом для обучаемых станет нравственная личность самого учителя: только тогда возможно воспитать нравственную воспитанность учащихся [3].

Литература:

1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание / Н.В. Архангельский. - М.: 1979. - 287 с.

2. Фортова Л.К., Овчинников О.М. Честь и достоинство в становлении и самоутверждении личности // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 435-442. — URL https://moluch.ru/archive/69/11839/ (дата обращения: 21.10.2018).

3. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания / А.З. Рахимов // Классный руководитель. 2001. - № 6. -С. 3-7.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лаврентьева Лариса Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студент Зубова Анастасия Дмитриевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород);

студент Сергеева Анастасия Александровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, КАК ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ

ОБЩЕСТВА

Аннотация. В данной работе рассматриваются проблемы модернизации образования. Влияние на общество этой системы и на человека в частности. Рассматривается стратегия развития Российской системы образования до 2020 года. Воздействие этой стратегии на развитие человека и общества со стороны социальных институтов.

Ключевые слова: Модернизация образования, модернизация общества, цивилизация, процесс развития, индустриальное общество, постиндустриальное общество.

Annotation. This paper deals with the problems of modernization of education. The impact on the society of this system and on people in particular. The development strategy of the Russian education system until 2020 is considered. The impact of this strategy on the development of man and society from social institutions.

Keywords: Modernization of education, modernization of society, civilization, development process, industrial society, post-industrial society.

Введение. Современный этап развития общества характеризуется стремительным развитием инновационных процессов в сфере образования и в остальных сферах жизни общества.

В настоящее время человечество выискивает в себе новые и интересные факты, которые служат предпосылками для дальнейшего развития информационного общества. В основном, для человека как индивида всё более остро стоит вопрос, чтобы сохранить себя как вид и приспособится к изменениям среды, которые в большинстве своем охватывают все сферы его деятельности. Основное влияние на становление человека, как личности оказывает система образования. Природными данными определяются большинство черт характера личности, но также есть приобретенные черты в социуме.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессиональное сознание человека, как известно, формируется благодаря образованию. Современные информационные технологии могут дать обширное представление об окружающем мире и кардинально поменять отношение человека ко всему происходящему вокруг. На этом фоне системе образования требуется постоянная модернизация. Ускоренная информатизация общества приводит к тому, что у человека увеличивается доля умственного труда. Доля физического труда с каждым годом становится все меньше, но увеличивается количество творческого и умственного. Все эти факторы влекут за собой радикальное изменение стратегии образования. Эти изменения возможны только на основе новых технологий: использование компьютеров, специальных программ, электронных сред обучения. Целью образования становится не только качественная подготовка человека к профессиональной деятельности, сколько обеспечение многосторонней подготовки для адаптации к жизненным условиям, создание оптимальных условий для реализации возможного потенциала, способностей и потребностей каждого индивида в обществе. Но этот процесс очень трудоемкий и длительный, что значительно затрудняет внедрение новых технологий. Что в свою очередь отрицательно влияет на информационное развитие общества.

Таким образом, модернизация образования и науки неизбежно связана с человеком и обществом. Развитие и становление человека в социуме является одной из главных функций образования. Главной задачей, которую ставят перед образованием - обеспечение потенциала специалистов для созидательной и творческой деятельности. В какой-то степени самообразование является важной частью модернизации общества. Отбирая и фильтруя информацию человек, осуществляет образовательный процесс, результат которого может помочь при взаимодействии с другими социальными институтами [31.

Развитие общества без модернизации системы образования невозможно. Образование как один из важнейших социальных институтов, содействует развитию людских ресурсов, равенства и демократии. Модернизация, как неотъемлемая часть становления общества, затрагивает разные социальные институты будь то, семья или же система образования. Последняя в свою очередь пытается развиваться стремительно и во всех направлениях. Позволяя человеку, научится понимать себя в профессиональном сознании. Улучшая при этом качество жизни общества в целом. Но в развитии системы образования существует ряд проблем и сложностей, рассмотрев их, можно будет сделать вывод о влиянии модернизации на качество жизни и общество.

Цель данной работы можно определить как, исследование процесса модернизации образования и его влияние на человека и общество.

Изложение основного материала статьи. Модернизация — это общественно-исторический процесс, в результате которого общество меняет свои традиционные формы на прогрессивные. Рассмотрим модернизацию как компонент развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.