Научная статья на тему 'Cовершенствование системы преподавания экономическо-финансовых дисциплин с целью повышения финансовой грамотности молодежи'

Cовершенствование системы преподавания экономическо-финансовых дисциплин с целью повышения финансовой грамотности молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / FINANCIAL LITERACY / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / FINANCIAL MARKET / ФИНАНСОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FINANCIAL EDUCATION / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА / ECONOMIC SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврентьев Валентин Александрович, Лаврентьева Лариса Викторовна, Курылев Александр Игоревич

В статье проводятся авторские исследования о необходимости повышения финансовой грамотности среди молодежи нашей страны и рассматривается вопрос о включении такого предмета, как финансовая грамотность в общеобразовательную систему для улучшения положения личности в обществе, а так же разбираются традиционные подходы к преподаванию финансовых дисциплин и вместе с тем более эффективные методы, приводится перечень знаний, которыми должен обладать финансово подготовленный человек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаврентьев Валентин Александрович, Лаврентьева Лариса Викторовна, Курылев Александр Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the system of teaching economic and financial disciplines in order to improve the financial literacy of young people

The article presents the author's study on the need to improve financial literacy among the youth of our country and the need to introduce such a subject as financial literacy in the system of General education to improve the position of the individual in society, as well as understanding of traditional approaches to teaching financial disciplines and at the same time more effective methods, a list of knowledge that should have financially trained individuals.

Текст научной работы на тему «Cовершенствование системы преподавания экономическо-финансовых дисциплин с целью повышения финансовой грамотности молодежи»

Педагогика

УДК: 378.2

доктор экономических наук, профессор Лаврентьев Валентин Александрович

Нижегородский государственный университет имени Н. И.Лобачевского (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Лаврентьева Лариса Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студент Курылев Александр Игоревич

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье проводятся авторские исследования о необходимости повышения финансовой грамотности среди молодежи нашей страны и рассматривается вопрос о включении такого предмета, как финансовая грамотность в общеобразовательную систему для улучшения положения личности в обществе, а так же разбираются традиционные подходы к преподаванию финансовых дисциплин и вместе с тем более эффективные методы, приводится перечень знаний, которыми должен обладать финансово - подготовленный человек.

Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовый рынок, финансовое образование, студенты, экономическая сфера.

Annotation. The article presents the author's study on the need to improve financial literacy among the youth of our country and the need to introduce such a subject as financial literacy in the system of General education to improve the position of the individual in society, as well as understanding of traditional approaches to teaching financial disciplines and at the same time more effective methods, a list of knowledge that should have financially trained individuals.

Keywords: financial literacy, financial market, financial education, students, economic sphere.

Введение. В настоящее время, когда общество не мыслит своего развития без финансовых рынков и институтов, многие граждане нашей страны, в том числе и молодые люди не могут спланировать свои доходы и расходы, даже на короткую перспективу, и зачастую возлагают на себя финансовые риски, не осознавая возможных последствий. Неосведомленность граждан негативно сказывается не только на их личном благосостоянии, но и на неправильном выбором контрагента на финансовом рынке, на выборе финансовой услуги, в принятии неверных решений в сфере финансов личного характера, или отсутствие этих решений при занимании пассивной позиции, по отношению к личным финансам, а так же оказывает огромное негативное влияние на развитие финансовых рынков и в целом всей экономики страны. Все приведенные выше аргументы обуславливают необходимость повышения финансовой грамотности среди различных слоев населения нашей страны, особенно молодежи.

Молодое поколение плохо разбирается в финансовых вопросах, из-за отсутствия жизненного опыта, отсутствия обучения в данной сфере, так как осмысление финансовой информации потребует немалых усилий и навыков. Соответственно, молодые люди выходят во взрослую жизнь совершенно неподготовленными для обеспечения личной финансовой устойчивости, предпочитают избегать принятия на себя какой-либо ответственности, становятся инфантильными в финансовых вопросах и не готовы концентрировать внимание, чтобы осмыслить сложную финансовую информацию, либо вообще считают ее не нужной и бесполезной. Авторами был проведен опрос среди студентов вузов и учащихся старших классов, результаты которого показали, более половины из них ничего не знает о программах государственного софинансирования пенсионных накоплений, о страховании вкладов населения, около трети всех опрошенных рассчитывают, что государство в любой ситуации компенсирует им потери.

Но в условиях кризиса и санкций, объявленных России странами ЕС и США, быть финансово неграмотным совсем невыгодно. У людей растет спрос на получения знаний в сфере экономики и финансов.

Формулировка цели статьи. Воспитание молодого человека, который обладает рассудительным, здравомыслящим финансовым разумом, человека, умеющего принимать решения и знающего как обеспечить личную финансовую безопасность, а также собственное благосостояние, человека, который готов вносить свой вклад в отечественную экономику и способствовать стабильному развитию экономической системы на мировом уровне - это одна из приоритетных задач современного образования. [3] Повышение финансовой грамотности молодых людей сможет облегчить им адаптацию во взрослой жизни, стать трамплином в карьере.

Финансовая грамотность представляет собой комплексность знаний, установок, умений, навыков в сфере финансов, а также совокупность личностных характеристик в социально-педагогической сфере, все это помогает человеку сформировать и успешно выполнять разные социально-экономические роли. Финансовая грамотность помогает определить уровень финансовых взаимоотношений учащегося с социумом, а также является составляющей его социальной компетентности. Полученные знания, навыки, умения и установки в финансовой сфере образуют деятельный, когнитивный, ценностно-мотивационный компоненты финансовой грамотности.

Деятельный компонент подразумевает организаторские, аналитические, исследовательские умения и навыки, которые позволяют осуществить организацию личной деятельности в сфере финансов, и определить способы по совершенствованию финансовой деятельности.

Когнитивный компонент подразумевает систему знаний в сфере личных финансов, полученные знания помогают адекватно оценить реальные финансовые ситуации, найти и применить нужную информацию для их разрешения, а также помогают развить финансовую компетентность, в процессе самообразования.

Ценностно - мотивационный компонент подразумевает личностно важные мотивы, ответственность в деятельности финансов, положительный взгляд на повышение финансовой грамотности, проявление доверия к финансовым институтам и самостоятельность.

Изложение основного материала статьи. Анализ личностной финансовой грамотности, проведенный авторами статьи, показал следующие результаты: 12,5% опрошенных считают себя финансово грамотными людьми, 55% скорее считают себя финансово грамотными людьми, а вот 27,5% скорее не считают себя

финансово грамотными людьми и оставшиеся 5% затрудняются отнести себя к финансово грамотным или безграмотным слоям общества (рисунок 1).

• Да

# Скорее да Скорее нет

• Нет

# Затрудняюсь ответить

Рисунок 1. Субъективная оценка собственных финансовых знаний (составлено авторами)

Обучение финансовой грамотности молодежи должно начинаться со школы. К примеру, в странах США и ЕС предмет «Финансовая грамотность» уже давно существует и поддерживается на уровне государства. Но в России к введению такого предмета относятся неоднозначно, как и родители, так и педагоги. Это обусловлено опасением того, что дети станут более меркантильные, однако предмет «финансовая грамотность» непосредственно связан с реальной жизнью в современном мире.

Уроки финансовой грамотности необходимы и актуальны, так как российские школьники активно используют пластиковые карты, мобильные платные приложения, покупают товары по наличному расчету, именно поэтому так важно с детства объяснить, как правильно пользоваться деньгами, понимать и осознавать их цену. Поэтому остро стоит вопрос о необходимости включения раздела «Финансовая грамотность» в школьную программу как дополнительного курса предмета экономики или как самостоятельного предмета с 9 класса, что подтверждает намерения директора Департамента международных финансовых отношений Министерства финансов РФ Андрея Бокарева, который совместно с ЦБ РФ договорились о введении урока финансовой грамотности в предмете Обществознание с 9 класса. Ведь очень важно помнить, что нынешний ребенок в скором времени станет участником финансового рынка, налогоплательщиком, вкладчиком и заемщиком. По этой причине ещё в юном возрасте на начальной ступени образования необходимо начать обучение финансовой грамотности. Чем быстрее ребенок начнет изучать роль денег в рамках своей семьи, а затем и общества, тем раньше подросток сможет приобрести финансовые знания и навыки, а, следовательно, добиться финансовой самостоятельности и независимости, которые в дальнейшем помогут сформироваться новому финансово грамотному поколению [7].

Чтобы организовать в России финансовое просвещение детей и молодежи необходимо найти пути решений следующих задач:

1. Создать единые стандарты финансового образования для всех школьников, всех ступеней обучения. Так же необходимо объединить элементы стандартов в предметы, которые уже существуют, такие как экономика, математика и другие, и разработать элективные курсы

2. Ввести вопросы, касающиеся личных финансов, в тесты Единого Государственного Экзамена.

3. Предоставить возможность и стимулы, для учителей, освоить соответствующие обучение для последующего преподавания уроков в сфере личных финансов.

4. Мотивировать родителей к рассмотрению с детьми вопросов, которые связаны с деньгами и управлением личными финансами, и предоставить детям необходимые для этого материалы.

5. Стремительно развивать социальное партнерство школ с финансовыми, государственными, некоммерческими организациями, для обеспечения разнообразными и эффективными программами финансового образования.

6. Внедрить в школьное образование совершенно новые подходы к обучению финансовой грамотности, к ним относятся: мобильные приложения, ролевые компьютерные игры и т.д.

Определенно, базовые знания дает школа, но высшие учебные заведения предлагают получение более обширной информации в экономическо-финансовой сфере. Финансовая грамотность у взрослого человека подразумевает такой перечень основной информации:

1. Знания и принципы ведения личных финансов

2. Доходы и расходы домохозяйства, а также их учет и планирование

3. Понятие финансового рынка, его сегментов, а также роль государства в его регулировании

4. Понятие банка, его оценки, критерий надежности

5. Понятие банковских карт, их видов и особенностей

6. Понятие банковского вклада, его виды и особенности

7. Банковское кредитование, виды кредитов, особенности заключения договоров, последствия за неисполнение обязательств, рефинансирование кредитов

8. Обмен валюты, виды и курсы валют, операции по валютам

9. Понятие и виды страхования, страховой полюс, порядок получения страхового возмещения, больничные листы

10. Понятие и функции, виды рынка ценных бумаг

11. Понятие и назначение пенсии, пенсионный калькулятор, выбор инвестиционного фонда

12. Понятие, виды налогов, права и обязанности налогоплательщика, ответственность за правонарушения.

Требования, при современных условиях, меняются как относительно российского образования в целом, так и по отношению к финансовому образованию. Для усовершенствования навыков преподавания

необходимо: улучшать свое понимание финансовых рисков, продуктов, концепций благодаря получению квалифицированной информации, а также советов и инструкций, это позволит сформировать знания и навыки, которые помогут в оценки финансовых рисков и возможностей, помогут осуществить рациональный и осознанный выбор.

Важным аспектом в преподавании является не только формирование представлений о финансовой сфере, но и отработка навыков на практике, использование полученных знаний для решения типичных финансовых проблем, с которыми сталкивается большинство людей в личной жизни. Эффективность обучения представляет собой - способность подачи информации для обучающихся таким образом, чтобы применять полученные знания на практике, активно ими пользоваться при решении различных задач.

Как показывает практика наиболее эффективными методами и приемами обучения являются: метод кейсов, метод позиционирования, выполнение задач творческого характера, дебаты, блиц - игры и т.д. [1].

Современные аспекты эффективного преподавания экономическо-финансовых дисциплин включают:

Лекция - это способ устного изложения знаний педагогами. Различие лекции от простых объяснений и рассказов заключается в том, что лекция применяется для изложения целостного объемистого учебного материала. Можно обозначить некоторые недостатки классической лекции:

- часть учащихся приучается к пассивному восприятию посторонних мнений, не желая или же не успевая осмыслить и изучить произнесенное педагогом;

- озвученная информация воспринимается как бесспорная совокупность познаний, которые надо автоматически запомнить и воспроизвести.

Повышенное внимание к лекции у студентов составляет 20 минут, далее внимание снижается. Чтобы студент лучше осваивал материал, преподавателю необходимо: делить курс лекции на несколько частей, после предоставления определенной информации сопровождать жизненными ситуациями, вести диалог-игру со студентами в форме: вопрос-ответ, либо приведение примера ситуации из жизни обучающегося. Необходимо выделять особо важную информацию для того, чтобы информация усвоилась на длительный срок, сопровождая это неоднократным повторением и разъяснением. По решению множества специалистов, в иностранных институтах при подготовке бакалавров по экономике ценность отдается практическим занятиям. Как говорил В.Г. Гетьман, «нередко лекции в классическом их виде уступают свое место мини-лекциям» [2].

Вовлечение студентов в экономический процесс, желательно на практике. Примером может служить «Кейсовый метод», он подразумевает рассмотрение теоретической модели гипотетической ситуации, в дальнейшем, поиск решения на приведенную ситуацию, затем анализ результатов, которые получились, на основе всего делается вывод об экономических процессах. Практические занятия могут проводиться как индивидуальные задания, так и групповые.

Повышению интереса к дисциплине поможет иллюстрации экономических феноменов с применением художественной литературы, искусства, кинематографа. На настоящий момент существует обширная подача информации во всех этих сферах, и для разнообразия преподавания можно использовать обучающие видео, фильмы, цитаты из книг. Главное, чтобы это было направлено на доступную подачу информации обучающимся, затем, обсуждение полученной информации, тем самым обеспечивая коллективу (группе) взаимодействие между собой тем, что каждый высказывает свою точку зрения, тем самым проводя дискуссии.

Ниже приведена схема, показывающая степень освоения материала обучающимися (рисунок 2).

Рисунок 2. степень освоения материала обучающимися

Необходимо обеспечить методическое оснащение для преподавания экономическо - финансовых дисциплин, к которому относится:

1. Разработка актуальных учебных пособий, направленных на финансовое просвещение.

2. Внедрение в учебный процесс инновационные методы изучения предмета.

3. Проведение семинаров, конференций, присутствие на различных бизнес- тренингах [6].

Выводы. Полученные знания, в сфере экономической и финансовой, позволяют выработать

аналитическое мышление, в него входит выделение основных моментов и способность делать выводы, анализировать финансовый рынок, умение выбирать (отбирать) информацию, а также систематизировать, о финансовых рынках из любых источников, при этом использовать новые технологии, приобретение навыков подготовки и проведения различных презентаций, приобретение навыков в коллективной деятельности и эффективной социализации.

При формировании финансовой грамотности у молодежи нужно принимать во внимание их психолого -возрастные особенности, для того чтобы была установлена непосредственная связь между финансовыми знаниями, которые они получают, и возможность их применения на практике, так же нужно учитывать потребности каждого этапа в жизни молодежи, чтобы приучить их к ответственности за свои решения в финансовой сфере.

Литература:

1. Заусайлова П.Ю., Лаврентьева Л.В. Основные направления развития подготовки специалистов финансовой сферы. В сборнике: Современные вопросы финансовых и страховых отношений в мировом сообществе сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Под общ. ред. И.С. Винниковой, Е.А. Кузнецовой; Кафедра страхования, финансов икредита. 2016. С. 158-161.

2. Лаврентьева Л.В., Червова A.A. Профессионально-ориентированная методическая система обучения актуарной математике студентов экономических специальностей вуза // Федер. агентство по образованию, Волж. гос. инженер.-пед. акад.. Н. Новгород, 2004.

3. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» // «Необходимость повышения финансовой грамотности молодежи как важнейший приоритет государственной политики» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iq.hse.ru/more/finance/neobhodimost-povishenia-finansovoj-gramotnosti

4. Прохорова М.П., Семченко A.A. Концептуальные основы и механизмы реализации инновационного развития педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2015. №4 - URL: http: //vestnik.mininuniver.ru/reader/search/kontseptualnye-osnovy-i-mekhanizmy-realizatsii-inn/ (дата обращения: 2.03.18).

5. Тюмина Н.С., Лаврентьева Л.В. Модернизации в преподавании финансово-экономических дисциплин / В сборнике: Актуальные вопросы финансов и страхования России на современном этапе сборник статей по материалам II региональной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Кафедра страхования, финансов и кредита. 2015. С. 248-254.

6. «Финансовая грамотность населения России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nacfin.ru/index.php?id=1094(flaTa обращения: 28.02.18).

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лаврентьева Лариса Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Яшкова Елена Вячеславовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); доктор экономических наук, профессор Лаврентьев Валентин Александрович

Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (г. Нижний Новгород)

ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕРЕХОДА НА ЦИФРОВУЮ ПЕДАГОГИКУ В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. В статье проводятся авторские исследования проблемы перехода на цифровую педагогику в сфере образования. Выявляется, что в создавшихся условиях закономерным является сохранение традиционных подходов и вместе с тем появление инновационных технологий. Определяется, что процесс перехода от классической педагогики к электронной испытывает затруднения в перспективе ее дальнейшего развития.

Ключевые слова: цифровая педагогика, система образования, школа, педагог, Интернет-пространство, проблемы.

Annotation. The author's research of the problem of transition to digital pedagogy in the sphere of education is conducted in the article. It is revealed that in the existing conditions it is natural to preserve traditional approaches and, at the same time, the emergence of innovative technologies. It is determined that the process of transition from classical pedagogy to electronic is experiencing difficulties in the perspective of its further development. Keywords: digital pedagogy, education, school, teacher, internet, problem.

Введение. Президентом России B.B. Путиным определена траектория развития образования: «нам предстоит решить более широкую задачу ... национального уровня - добиться всеобщей цифровой грамотности» [5]. Минобрнауки РФ планирует проводить диагностику в области цифровой педагогики, а по итогам - выявить и определить новые образовательные стандарты, которые очень необходимы для повышения его качества образования. Руководство страны при переходе к всеобщей цифровизации активно поддерживает применение и развитие информационных технологийдля повышения качества жизни людей. Одним из примеров является утверждение паспорта по проекту «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», принятый на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 года №9 [11]. Целью проекта является создание к 2018 году условий для оптимизации российской цифровой образовательнойсреды. Уже в декабре 2017 года в Москве по первым итогам проекта состоялась пресс-конференция. По мнению выступающего на конференции директора Департамента государственной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.