Научная статья на тему 'Современные тенденции преподавания финансово-экономических дисциплин'

Современные тенденции преподавания финансово-экономических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
554
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economic Consultant
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / РАЗВИТИЕ / ГРАМОТНОСТЬ / ЭКОНОМИКА / ФИНАНСЫ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / FORMS OF EDUCATION / DEVELOPMENT / LITERACY / ECONOMICS / FINANCE / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврентьева Лариса Викторовна, Яшкова Елена Вячеславовна, Якунина Анна Анатольевна

В статье определяется роль и значение повышения качества образования по финансовоэкономическим дисциплинам. Изложены исследования, подтверждающие необходимость пристального внимания к современным тенденциям преподавания дисциплин такой сферы. Показаны различные формы учебного процесса, представлены прогрессивные методы повышения финансовой грамотности среди молодого и возрастного контингента обучающихся. Уделено внимание актуальности применения прогрессивных методик образования, нацеленных на изменение учебно-методического обеспечения преподавания, включая электронное сопровождение дисциплин. Приведены статистические данные об уровне финансовой грамотности граждан. Предложена схема степени освоения материала обучающимися. Особое внимание акцентируется на профессиональной подготовке преподавателей. Определены перспективные направления по разработке и внедрению в учебный процесс инновационных подходов, в том числе: актуальных учебных материалов, прогрессивных методов обучения, включающих ролевые игры, кейс-метод; организовывать и проводить семинары и конференции различного формата и для различных аудиторий и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаврентьева Лариса Викторовна, Яшкова Елена Вячеславовна, Якунина Анна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Trends in Teaching the Financialand- Economic Subjects

The article defines the role and importance of improving the quality of education in financial and economic disciplines. Outlines studies confirming the need for close attention to current trends in the teaching of disciplines in this field. Various forms of the educational process are shown, progressive methods of improving financial literacy among the young and age contingent of students are presented. Attention is paid to the relevance of the use of progressive educational methods aimed at changing the educational and methodological support of teaching, including electronic support of disciplines. The statistical data on the level of financial literacy of citizens are given. The proposed scheme of the degree of development of material by students. Particular attention is focused on the training of teachers. Promising areas for the development and introduction of innovative approaches into the educational process, including: relevant teaching materials, progressive teaching methods, including role-playing games, case-method; organize and conduct seminars and conferences of various formats and for various audiences, etc.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции преподавания финансово-экономических дисциплин»

УДК 372.8

Л. В. Лаврентьева, Е. В. Яшкова, А. А. Якунина

Современные тенденции преподавания финансово-экономических дисциплин

В статье определяется роль и значение повышения качества образования по финансово-экономическим дисциплинам. Изложены исследования, подтверждающие необходимость пристального внимания к современным тенденциям преподавания дисциплин такой сферы. Показаны различные формы учебного процесса, представлены прогрессивные методы повышения финансовой грамотности среди молодого и возрастного контингента обучающихся. Уделено внимание актуальности применения прогрессивных методик образования, нацеленных на изменение учебно-методического обеспечения преподавания, включая электронное сопровождение дисциплин. Приведены статистические данные об уровне финансовой грамотности граждан. Предложена схема степени освоения материала обучающимися. Особое внимание акцентируется на профессиональной подготовке преподавателей. Определены перспективные направления по разработке и внедрению в учебный процесс инновационных подходов, в том числе: актуальных учебных материалов, прогрессивных методов обучения, включающих ролевые игры, кейс-метод; организовывать и проводить семинары и конференции различного формата и для различных аудиторий и т.д.

Ключевые слова: формы обучения, развитие, грамотность, экономика, финансы, учебный процесс

L. V. Lavrentyeva, E. V. Yashkova, A. A. Yakunina

Modern Trends in Teaching the Financial-and-Economic Subjects

The article defines the role and importance of improving the quality of education in financial and economic disciplines. Outlines studies confirming the need for close attention to current trends in the teaching of disciplines in this field. Various forms of the educational process are shown, progressive methods of improving financial literacy among the young and age contingent of students are presented. Attention is paid to the relevance of the use of progressive educational methods aimed at changing the educational and methodological support of teaching, including electronic support of disciplines. The statistical data on the level of financial literacy of citizens are given. The proposed scheme of the degree of development of material by students. Particular attention is focused on the training of teachers. Promising areas for the development and introduction of innovative approaches into the educational process, including: relevant teaching materials, progressive teaching methods, including role-playing games, case-method; organize and conduct seminars and conferences of various formats and for various audiences, etc.

Key words: forms of education, development, literacy, economics, finance, educational process

риоритетным направлением государ- обходимо повышение качества образования,

ственной политики России является особенно по финансово-экономическим дис-

развитие социально-экономической циплинам, учитывая их исключительную роль

сферы, инновационное обновлении экономи- в становлении новой инновационной инфра-

ки, а также повышение экономической актив- структуры экономики.

ности и финансовой грамотности населения. Ранее проведенные исследования данной

Для достижения целей и задач по конверсии проблемы [1; 7; 9] доказывают необходимость

экономики на инновационное развитие, эф- пристального внимания к современным тен-

фективному использованию ресурсов и повы- денциям преподавания финансово-эконо-

шению качества человеческого капитала, не- мических дисциплин. Исследования демон-

государственный СоВет-ник, 2018

стрируют, что сегодня без основательного изучения такого рода дисциплин в вузах и специализированных учебных заведениях, без взаимодействия с внешним миром приводит к примитивной модели экономического (финансового) образования [10]. К тому же необходимы прогрессивные методики образования, нацеленных на перестройку процессов формирования учебно-методического обеспечения; модификация преподавания, т.е. непосредственно лекционно-семинарской аудиторной работы; организация и контроль самостоятельной работы; контроль знаний; аудит качества учебного процесса. Кроме этого, предполагается, что учебный процесс должен сопровождаться электронными учебно-методическими разработками, аналитическими материалами, периодической печати, презентационными и раздаточными материалами для работы в аудитории, дополняющими учебники и учебно-методические издания кафедры [5].

Современные аспекты преподавания финансово-экономических дисциплин предусматривают разные формы учебного процесса:

- во-первых, к ним относятся лекционные занятия, которые обеспечивают логичное построение учебного курса и изучение ключевых понятий и концепций. Лекции позволяют ознакомить студентов с новыми теориями исследуемой дисциплины, а непосредственный

№ 4

контакт между преподавателем и студентом предполагает незамедлительную реакцию на материал, иными словами, обучающийся может сразу же получить ответ на возникший вопрос, а лектор может контролировать степень освоения материала;

- во-вторых, эффективной формой обучения и вовлечения студентов в образовательный процесс является проведение экономических экспериментов. Например, так называемый «кейс-метод» все чаще используется на практических занятиях по финансово-экономическим дисциплинам. Такой метод обычно предполагает сначала рассмотрение теоретической модели гипотетической ситуации и поиск ответов на поставленные преподавателем вопросы, а затем анализ полученных результатов, на основе которых делается вывод об экономических процессах [11];

- в-третьих, заинтересованности способствуют художественная литература, кинематограф и искусство (например, «Фауст» Гете - упоминается роль денег, денежная политика и бартерная торговля; «Венецианский купец» Шекспира - выявлены проблемы принятия риска, диверсификации, контрактов и прав собственности) [4].

Ниже представлена схема степени освоения материала обучающимися.

Помимо выше обозначенных форм из-

Рис. Схема степени освоения материала обучающимися

учения финансово-экономических дисциплин, следует также отметить работу в команде, когда небольшая группа учащихся работает над общей проблемой или разрабатывает сообща коллективный проект. В процессе дискутиро-вания, зачастую предлагаются нестандартные способы решения проблемы, а обсуждение и отстаивание своей точки зрения в команде повышает интерес студента к изучаемой теме. Так же популярна форма письменных заданий

- доклады, рефераты, курсовые и дипломные работы. Данная форма учит самостоятельно искать и анализировать научные тексты, более углубленно изучать отдельные вопросы дисциплины, письменно аргументировать и высказывать свою позицию.

Отдельно хотелось бы выделить мало популярную на сегодняшний день форму преподавания финансово-экономических дисциплин

- ролевая игра. Данный подход к изучению предмета можно считать очень перспективным, так как он позволяет студентам прочувствовать все тонкости экономических процессов буквально на себе, ощутить, какие именно теоретические модели отвечают самым актуальным потребностям предпринимателей, государства и общества, а также изнутри проанализировать текущие проблемы экономической сферы. Обучение осуществляется посредством ролевой игры: обыгрывается ситуация (например, аудиторская проверка бухгалтерской отчетности компании). 1-2 обучающихся выполняют определенные роли (аудитор и руководитель фирмы) и предлагают свои версии происходящего события (операции по приходу и выдаче денег из кассы не имеют должного документального оформления). Затем остальным обучающимся предлагается возможность аргументировать высказанные версии. Функции преподавателя заключаются в регулировании интенсивности и направления дискуссии, подведения итогов и выводов для дальнейшего анализа. Представляется очень интересным и полезным популяризация данного метода обучения, так как он способствует активному использованию обучающимися разнообразных экономических моделей, развитию у студентов чувства сопричастности к современным экономическим событиям, а также способности к развитию коммуникативных навыков [8].

Но, не стоит останавливаться на совершенствовании методик преподавания финансово-экономических дисциплин лишь для учащихся высших учебных заведений. Помимо молодого поколения, огромное число людей нуждается в повышении уровня своей финансовой грамот-

ности и своих знаний в экономике. Социологические опросы выявляют неутешительные результаты: 49% российских граждан предпочитают хранить свои сбережения дома, а 62% не прибегают к финансовым услугам, считая их сложными и непонятными. О системе страхования вкладов осведомлено 45% взрослого населения России, причем 50% от этого количества только слышали данное название, но не могут объяснить его. Согласно Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, повышение финансовой грамотности населения провозглашается основным направлением развития финансового рынка в России, повышения стабильности финансовой системы и повышения конкурентоспособности российской экономики [3; 6].

В соответствии с этим, преподавание финансово-экономических дисциплин является актуальной темой не только для учебных заведений, преподавателей и студентов, но и для всего общества в целом. Экономические и финансовые науки имеет тенденцию к расширению своей аудитории, поэтому в целом можно говорить о двух самых главных аспектах преподавания финансово-экономических дисциплин: доступность финансово-экономического образования и качество образовательных программ по указанным дисциплинам. Основополагающим фактором успешного освоения таких дисциплин является подготовка специализированных кадров, которые имеют в своем арсенале знания, умения, накопленный опыт. Преподаватель прикладных финансово-экономических дисциплин ... должен быть для обучающихся активным участником по реализации современных трендов в указанных сферах [2].

В связи с вышесказанным представляется необходимым:

- разрабатывать актуальные учебные пособия, применимые, в том числе, для финансового просвещения вне учебных заведений;

- внедрять в образовательный процесс инновационные методы изучения финансово-экономических дисциплин, такие как ролевая игра, кейс-метод;

- организовывать и проводить семинары и конференции различного формата и для различных аудиторий;

- обеспечивать подготовку грамотных специалистов и преподавательского состава по финансово-экономическим дисциплинам.

СоВетНиК, 2018 № 4

Подводя итог, нельзя еще раз не отметить непосредственно участвуют в создании систе-

важность и актуальность финансово-экономи- мы практических знаний, защищающих от оши-

ческих дисциплин: бухгалтерский учет, эконо- бок на рынке финансовых услуг, формируют

мическая теория, финансовый менеджмент и способность эффективного управления лич-

другие предметы данной сферы играют веду- ными финансами, а также способствуют в ито-

щую роль в учебном процессе, ведь получен- ге стабильному росту и развитию российской

ные именно на этих занятиях умения и навыки экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Быкова Н.С., Лаврентьева Л.В. Страхование кредита на современном этапе развития банкострахования Российской Федерации В сборнике: Актуальные вопросы финансов и страхования России на современном этапе сборник статей по материалам II региональной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Кафедра страхования, финансов и кредита. 2015. С. 20-24.

2. Кирсеев П.И., Носов А.Л. Проблемы преподавания экономических дисциплин в сфере высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т.28. С.24-26. URL: http:// e-koncept.ru/2016/56459.htm (дата обращения 22.10.18).

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f 9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения 22.10.18).

4. Лаврентьева Л.В., Червова А.А. Профессионально-ориентированная методическая система обучения актуарной математике студентов экономических специальностей вуза монография / Л.В. Лаврентьева, А.А. Червова; Федер. агентство по образованию, Волж. гос. инженер.-пед. акад.. Н. Новгород, 2004.

5. Пилюгина А. В. Преподавание экономических дисциплин студентам технических специальностей// Электронный научно-технический журнал «Инженерный вестник». N 10. 2014. С.1016-1022.

6. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2008 N 2043-р «Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_83914/ (дата обращения 15.10.18).

7. Синева Н.Л., Яшкова Е.В. Опыт формирования управленческих компетенций слушателей бизнес-тренинга методами ТРИЗ// Проблемы современного педагогического образования. 2017. N 56-4. С. 231-237.

8. Современные виды групповых дискуссий и техники их организации [Электронный ресурс]. URL: https:// pandia.ru/text/78/273/86529.php (дата обращения 18.10.18).

9. Шилякова Е.С., Лаврентьева Л.В Развитие финансовой отрасли России: проблемы и эффективные решения В сборнике: Современные вопросы финансовых и страховых отношений в мировом сообществе сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Под общ. ред. И.С. Винниковой, Е.А. Кузнецовой; Кафедра страхования, финансов и кредита. 2016. С. 88-93.

10. Энтов Р.М Проблемы преподавания финансовых дисциплин в российских высших учебных заведениях [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/764/688/1219/015.ENT0V.pdf (дата обращения 10.10.18).

11. Яшкова Е.В., Синева Н.Л. Кейс-метод как форма оценочного средства в процессе подготовки универсальных бакалавров в вузе// Проблемы современного педагогического образования. 2017. N 56-6. С. 311-317.

REFERENCES

1. Bykova N.S., Lavrentyeva L.V. Loan insurance at the present stage of development of bank insurance of the Russian Federation. In the collection: Current issues of finance and insurance in Russia at the present stage. A collection of articles based on materials of the II Regional Scientific and Practical Conference of University Teachers, Scientists, Professionals, Graduate Students, Students. Department of Insurance, Finance and Credit. 2015. p. 20-24.

2. Kirseev P.I., Nosov A.L. Problems of teaching economic disciplines in the field of higher education. Scientific-methodical electronic journal "Concept". 2016. T.28. P.24-26. URL: http://e-koncept.ru/2016/56459.htm. (accessed 22 October 2018).

3. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020 [Electronic resource] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09 d7244d8033c66928fa27e527/ (accessed 22 October 2018).

4. Lavrentyeva L.V., Chervova A.A. Professionally-oriented methodical system of teaching actuarial mathematics

to students of economic specialties of a university monograph / L.V. Lavrentyeva, A.A. Chervova; Feder. Education Agency, Volzh. state engineering ped. Acad. N. Novgorod, 2004.

5. Pilyugina A.V. Teaching economic disciplines to students of technical specialties. Electronic scientific and technical journal "Engineering Bulletin". 2014. no. 10, P.1016-1022.

6. Order of the Government of the Russian Federation of December 29, 2008 No. 2043-p "On approval of the Strategy for the development of the financial market of the Russian Federation for the period up to 2020" [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_83914/ (accessed 22 October 2018).

7. Sineva N.L., Yashkova E.V. Experience in the formation of managerial competencies of business training students using TRIZ methods // Problems of modern pedagogical education. 2017. No. 56-4. Pp. 231-237.

8. Modern types of group discussions and techniques of their organization [Electronic resource]. Available at: https://pandia.ru/text/78/273/86529.php (accessed 22 October 2018).

9. Shilyakova E.S., Lavrentyeva L.V. The development of the financial industry in Russia: problems and effective solutions In the collection: Modern issues of financial and insurance relations in the world community a collection of articles based on the materials of the II International Scientific and Practical Conference of University Teachers, Scientists, Specialists, graduate students, students. Under total ed. I.S. Vinnikova, E.A. Kuznetsova; Department of Insurance, Finance and Credit. 2016. pp. 88-93.

10. Entov R.M Problems of teaching financial disciplines in Russian higher educational institutions [Electronic resource] - URL: http://ecsocman.hse.ru/data/764/688/1219/015.ENTOV.pdf (accessed 22 October 2018).

11. Yashkova E.V., Sineva N.L. Case method as a form of evaluation tool in the process of preparing universal bachelors in high school. Problems of modern pedagogical education. 2017. No. 56-6. Pp. 311-317.

Information about the authors

Larisa V. Lavrentyeva (Russia, Nizhny Novgorod) Assistant professor, PhD in Pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of Insurance,

Finance and Credit, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]

Elena V. Yashkova (Russia, Nizhny Novgorod) Assistant professor, PhD in Pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of Innovative

Management Technologies, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]

Anna A. Yakunina (Russia, Nizhny Novgorod) Student master's degree, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]

Информация об авторах

Лаврентьева Лариса Викторовна (Россия, г. Нижний Новгород), Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина E-mail: [email protected]

Яшкова Елена Вячеславовна (Россия, г. Нижний Новгород) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина E-mail: [email protected]

Якунина Анна Анатольевна (Россия, г. Нижний Новгород), Магистрант, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина E-mail: anna [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.