Научная статья на тему 'Роль и место ролевых игр в развитии коммуникативной компетенции студентов в неязыковом вузе'

Роль и место ролевых игр в развитии коммуникативной компетенции студентов в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ROLE PLAYS / PROFESSIONAL CONTACTS / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопатина А.Я.

В статье рассматривается проблема формирования умений профессионального общения и развития коммуникативной компетенции студентов в неязыковом вузе на примере использования ролевых/деловых игр. Сообщается, что ролевые игры на занятиях по иностранному языку используются для моделирования реальных ситуаций профессионального общения. В процессе их проведения не только улучшается владение языком, но и развивается коммуникативная компетенция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лопатина А.Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и место ролевых игр в развитии коммуникативной компетенции студентов в неязыковом вузе»

Лопатина А.Я. ©

Старший преподаватель, кафедра лингвистики Калужского филиала ФГБОУ ВПО МГТУ

им. Н.Э. Баумана

РОЛЬ И МЕСТО РОЛЕВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования умений профессионального общения и развития коммуникативной компетенции студентов в неязыковом вузе на примере использования ролевых/деловых игр. Сообщается, что ролевые игры на занятиях по иностранному языку используются для моделирования реальных ситуаций профессионального общения. В процессе их проведения не только улучшается владение языком, но и развивается коммуникативная компетенция.

Ключевые слова: ролевые игры, профессиональное общение, коммуникативная компетенция. Keywords: role plays, professional contacts, communicative competence.

Важной проблемой обучения иностранным языкам в вузе является формирование у будущих специалистов умений профессионального общения и коммуникативной компетенции. В неязыковом вузе можно выделить два основных подхода к обеспечению профессиональной направленности обучения устной речи. Для одного из них характерно обучение речевой деятельности на материале языка специальности, т.е. на основе текстов по специальности. А для другого - ориентация обучения на определенную сферу общения, что кажется наиболее перспективным и оправданным. И процесс обучения иностранному языку при этом приближается к процессу профессионального общения, которое, в свою очередь, тесно связано с основной профессиональной деятельностью.

Профессиональная направленность занятий по иностранному языку способствует усилению мотивации учебной деятельности студентов, создает благоприятные условия для развития профессиональных навыков и умений и в целом играет большую роль в формировании личности будущего специалиста.

Успешность же речевого общения, проявляющегося чаще всего в диалогической форме, зависит в первую очередь от самого желания вступить в контакт, затем от умения реализовать свои речевые намерения (знать как информировать и убеждать собеседника, как доказывать и аргументировать, как проявлять свои эмоции), от степени владения структурами языка и от умения их употреблять в соответствующих ситуациях, а также от владения формулами речевого этикета (знать как начать и как закончить диалог, как вежливо перебить собеседника, задать вопрос, как в нужный момент изменить тему разговора и т.д.). Все это вместе взятое и составляет сущность коммуникативной компетенции. Поэтому развитие и совершенствование коммуникативной компетенции студентов является одной из целей обучения иностранному языку, а обучение иностранному языку, в свою очередь, рассматривается как социально организованный процесс общения.

Большие возможности для развития коммуникативной компетенции и для использования иностранного языка, как средства профессионального общения, студентов, и, в конечном счете, для оптимизации и интенсификации учебного процесса, дает использование на занятиях по иностранному языку ролевых / деловых игр.

В процессе подготовки к проведению ролевой игры формируются умения строить и адекватно воспринимать на слух грамотные с фонетической, лексической и грамматической точки зрения предложения; уметь преодолевать лингвистические трудности; совершенствовать такие психологические механизмы как память, прогнозирование, осмысление; обучаться ролевому поведению; уметь вести свободную беседу.

© Лопатина А.Я., 2014 г.

Итак, для эффективной коммуникации собеседников одного умения правильно сочетать слова явно недостаточно. Необходимо еще и знание того, как передать намерение соответственно социальному контексту. Тема беседы, время, место, отношения между собеседниками - все имеет значение.

Наши практические занятия по иностранному языку в неязыковом вузе преследуют цель подготовить студентов к выполнению определенных ролей, наиболее типичных для профессионального общения. И для формирования необходимых умений большую помощь нам оказывают ролевые/деловые игры.

Ролевые/деловые игры на занятиях по иностранному языку являются примером инновационных технологий, позволяющих студентам не только глубоко и с интересом овладевать иностранным языком и формировать коммуникативную компетенцию, но и развивать свою социально-личностную индивидуальность.

Как утверждают психологи, игровая деятельность соответствует самой человеческой природе. Тенденция играть, проигрывать роли является естественной для человека. Игра предполагает творческую активность ее участников, проявление собственной инициативы, проверку своих способностей и знаний, что подтверждается и мыслью профессора И. А. Зимней о том, что “используемые в практике обучения иностранному языку приемы организации ролевого общения, игровых ситуаций непосредственно направлены на приведение в действие механизмов мотивации и тем самым на повышение эффективности обучения иноязычному говорению”. [1,110].

Ролевые упражнения при обучении иноязычной речи были известны давно и широко использовались в различных методиках обучения иностранному языку. Многие работы в рамках смешанного метода обучения свидетельствуют о большом интересе к проблеме использования ролевых/деловых игр, и в то же время, об определенном расхождении в трактовке многих вопросов. Так, среди представителей смешанных методов нет единства взглядов относительно методической сущности термина “ролевая игра”. Некоторые понимают под ролевой игрой инсценировки диалогов, учебных текстов, разыгрывание сценок, имитацию и т. д., что на наш взгляд, является лишь ролевыми упражнениями, служащими для подготовки возможной ролевой игры.

По нашему мнению, наиболее полное определение ролевой игры дают методисты, которые опираются в своих рассуждениях на психолого- педагогические работы. И.К. Швердфегер, например, делает вывод, что “под ролевой игрой понимается драматическая игра, участники которой должны быть поставлены в такие условия, когда необходимо выяснить социальные, эмоциональные и когнитивные стороны межличностных отношений”. [2].

Известные методисты (Е.И.Пассов, М.Н.Скаткин) высказывают мнение, что “игра - это форма, содержанием которой должно быть учение, овладение видами речевой деятельности” [2]. В процессе проведения ролевых игр должно происходить тесное и активное соединение умений и навыков, которыми студенты уже овладели, с социокультурными реальностями иностранного языка при тесном участии преподавателя и использовании других средств обучения. Построенная по такому принципу ролевая игра будет стимулировать речевую деятельность и способствовать формированию более прочных умений и навыков. Но также очевидно, что любая ситуация ролевого общения явится стимулом к развитию спонтанной речи только в том случае, если она будет динамичной, будет связана с решением какой-то проблемы и с решением коммуникативных задач. Преподавателю необходимо поставить участников ролевой игры в такие условия, при которых им обязательно нужно будет выяснять познавательные, а также социальные и эмоциональные стороны отношений между участниками игры.

Ролевая игра может быть названа таковой, если ей присущи роли, она развивается по определенным правилам и приводит к определенному результату. Обычно ролевая игра посвящена решению одной проблемы, а когда решается сразу несколько проблем и игра является моделированием профессиональной деятельности, то она становится игрой деловой. Деловая игра может включать в себя несколько ролевых игр. Деловая игра - это такая организация учебного процесса, которая направлена на реализацию профессиональных

ситуаций средствами иностранного языка. Можно утверждать, что деловая игра - это верхняя ступень ролевой игры и высшая ступень профессионального общения.

Общие черты всех ролевых/деловых игр - динамизм развития событий, повторяемость моделей ситуации, переменность действий участников игры. Важным условием проведения ролевой игры является создание творческой обстановки и поддержание живого интереса к ней как в процессе подготовки к игре, так и в процессе самой игры.

Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, т.к. студенты оказываются в ситуации, когда остро возникает потребность сказать что-либо, выяснить что-то или что-то доказать, поделиться с собеседником своим мнением. Игра раскрепощает студента, стимулирует его фантазию и смекалку, развивает память, внимание, эрудицию. Ролевая игра делает всех участников более активными и приучает к коллективным формам работы в группе. Игра способствует расширению сферы общения, побуждает любознательность, создает

благоприятный психологический климат на занятии, дает возможность использовать все имеющиеся знания, опыт, навыки общения в разных ситуациях.

В ролевой/деловой игре каждый студент имеет возможность изложить собственную точку зрения по обсуждаемым вопросам, достичь цели, поставленной им самим, проявить личную инициативу. Даже очень застенчивые, малоактивные студенты включаются в работу. Игра вносит эмоциональную окраску в учебный процесс и обеспечивает максимум активности студентов.

Наряду с этим участие в ролевой игре укажет студенту и на его слабые стороны, покажет, на что нужно обратить внимание, какие умения и навыки развить, чтобы чувствовать себя увереннее при разыгрывании ролей.

Наш опыт работы в техническом вузе позволяет считать целесообразным проведение ролевой/деловой игры на заключительном этапе работы, когда студенты в достаточной мере уже владеют лексикой по специальности, имеют хорошо развитые навыки аудирования и говорения на материале ролевых упражнений, дискуссий, диалогов-интервью, критической оценки прослушанного или прочитанного, владеют формами речевого этикета и умеют адекватно их использовать.

Одним из примеров ролевой игры, которую мы проводим в конце 6 семестра на факультете “Машиностроительных технологий”, является ролевая игра “Выставка - продажа металлорежущих станков”. Итак,

Тема: “Выставка - продажа металлорежущих станков”.

Задание: реклама станков с целью заключения контрактов на их продажу.

Описание ситуации: проходит выставка - продажа станков; у стендов с различными металлорежущими станками стоят представители заводов - изготовителей и рекламируют свою продукцию; им также приходится отвечать на различные вопросы; их задача - продать свой станок.

Отношения участников: деловые, полуофициальные.

Необходимые интенции: выражение приветствия, согласия/несогласия, убеждения, благодарности.

Количество участников: вся группа.

Необходимые знания: уметь четко охарактеризовать свой станок, задать вопросы, ответить на вопросы, выразить просьбу, отказ; владеть определенной терминологией по специальности; владеть формами речевого этикета.

Атрибуты: ролевые карточки, схемы, рисунки и фотографии различных станков (на компьютере).

Изучение литературы, посвященной методике проведения ролевых/деловых игр и собственный опыт работы позволяют заключить, что разнообразные виды ролевых/деловых игр имеют целый ряд преимуществ по сравнению с другими видами работы. Во-первых, улучшаются взаимоотношения преподавателя и студентов. Преподаватель выступает в роли партнера по общению. Во-вторых, студенты говорят больше и чаще, чем раньше, высказывают свое мнение и видят реальное функционирование иностранного языка на примере своей специальности. В-третьих, в игру включаются все студенты. В процессе игры решается какая-

либо проблема, и решается она совместными усилиями, а это позволяет приобретать опыт творческой деятельности. Игра вносит эмоциональную окраску в работу, обеспечивает максимум активности студентов на занятии. И в этом, пожалуй, и заключается ее достоинство.

Студенты сегодня нуждаются в практике использования реального, живого языка, в профессиональном общении на иностранном языке, и ролевые/деловые игры являются интересным и наиболее подходящим способом приобретения именно такой практики на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе.

Литература

1. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М., 1978. -С.110.

2. Пассов Е.И. Урок иностранного языка. - Ростов н/Д.: Феникс. 2010. -640 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.