Научная статья на тему 'Реализация принципа профессиональной ориентации процесса обучения иностранному языку бакалавров по направлению «Экономика»'

Реализация принципа профессиональной ориентации процесса обучения иностранному языку бакалавров по направлению «Экономика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / СТУДЕНТЫ-ЭКОНОМИСТЫ / РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / PROFESSIONAL ORIENTATION OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING / STUDENTS OF ECONOMICS / ROLE-PLAY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Топоркова Ольга Викторовна, Новоженина Елена Васильевна

статья посвящена формированию межкультурной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции студентов-экономистов при обучении иностранному языку на материале ролевых игр. В статье делается вывод о том, что использование ролевых игр профессиональной направленности способствует реализации принципа профессиональной ориентации процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация принципа профессиональной ориентации процесса обучения иностранному языку бакалавров по направлению «Экономика»»

Реализация принципа профессиональной ориентации процесса обучения иностранному языку бакалавров по направлению «Экономика» Топоркова О.В.1, Новоженина Е.В.2

1Топоркова Ольга Викторовна / Toporkova Olga Viktorovna - кандидат педагогических наук, доцент; 2Новоженина Елена Васильевна /

Novozhenina Elena Vasilievna - кандидат педагогических наук, доцент,

кафедра иностранных языков, Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград

Аннотация: статья посвящена формированию межкультурной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции студентов-экономистов при обучении иностранному языку на материале ролевых игр. В статье делается вывод о том, что использование ролевых игр профессиональной направленности способствует реализации принципа профессиональной ориентации процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе.

Abstract: the article is devoted to the formation of intercultural professionally oriented communicative competence of students-economists when learning a foreign language on the material of role-playing games. The article concludes that the use of role-playing games professional orientation contributes to the implementation of the principle ofprofessional orientation process of foreign language teaching in non-linguistic universities.

Ключевые слова: профессиональная ориентация процесса обучения иностранному языку, студенты-экономисты, ролевые игры. Keywords: professional orientation of foreign language teaching, students of economics, role-plays.

Многоуровневая подготовка по иностранному языку в неязыковом вузе отражает реальную потребность общества в специалистах, владеющих иностранными языками. Приобретение выпускником вуза умений иноязычного общения должно способствовать росту его социальной и профессиональной мобильности, а также его готовности самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность в контакте с зарубежными партнерами. Одновременно с этим изучение иностранного языка способствует повышению уровня общей культуры, культуры мышления, межкультурного общения [1]. Поэтому целью иностранного языка как учебной дисциплины в неязыковом вузе, которая отражена в вузовских программах третьего поколения, является формирование и развитие межкультурной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции. Данная цель отражает полифонию ключевых компетенций, таких, как коммуникативная, профессиональная, межкультурная, которые взаимосвязаны между собой и содержат свои составляющие компоненты. Овладение выпускником экономического профиля неязыкового вуза данными компетенциями означает приобретение им способности решать профессиональные задачи с использованием иностранного языка в рамках диалога культур, «практически пользоваться иностранным языком в ситуациях межкультурного взаимопонимания и познания» [2].

Для профессиональной деятельности экономиста профессиональное деловое общение во многом определяет его успех в профессиональном взаимодействии. Коммуникативная компетенция экономиста проявляется в способности пользоваться языком и в наличии знаний, которые лежат в основе реального делового профессионального общения: хорошие знания по специальности, способность понимать взаимоотношения людей, адекватно воспринимать ситуацию общения, использовать опыт других; способность понимать партнеров по общению, их мотивы и цели; целеустремленность, способность к сотрудничеству и самоорганизации; способность отстаивать свою точку зрения [3]. Все эти умения специалиста применимы и к иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции будущего экономиста [4].

Тенденция усиления взаимосвязи образования с практической профессиональной деятельностью проявляется в содержательном наполнении и целевых установках при изучении иностранного языка уже на первой ступени обучения, в бакалавриате. При обучении первокурсников основное внимание уделяется развитию практических умений и навыков применения иностранного языка в бытовых и профессионально-бытовых ситуациях, в которых может оказаться выпускник, а также на сочетание профессионально-деловой и социокультурной ориентации курса. На втором курсе более актуальным становится принцип профессиональной ориентации процесса обучения иностранному языку, который в современных условиях обучения получил дальнейшее развитие в принципе профессиональной адекватности [5, с. 13]. Он означает более детальный учет различных профессиональных коммуникативных потребностей специалистов, что влечет за собой дальнейшую диверсификацию системы подготовки по иностранному языку. Например, различные сферы применения иностранного языка и виды экономической профессиональной деятельности (управленческая, организационная, производственно-технологическая, проектная) обуславливают формирование различной по содержанию профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции.

Эти тенденции определяют необходимость модернизации содержания учебного процесса, которая находит свое отражение в новых планах и программах, основанных на новом методическом обеспечении учебного процесса. Центральное звено в учебных материалах отводится учебному пособию, разрабатываемому самими преподавателями с учетом тех требований, которые определяются компетентностным подходом к обучению иностранному языку. Не менее важен и тематический аспект содержания обучения, который в неязыковом вузе весьма подвижен [6].

На кафедре «Иностранные языки» Волгоградского государственного технического университета есть опыт издания семи учебных пособий, которые рекомендованы Учебно-методическим объединением по образованию в области лингвистики Министерства образования и науки Российской Федерации. Они полностью соответствуют новым стандартам и требованиям с точки зрения целей обучения, подбора текстов, задач и упражнений, предлагаемых студентам. В данной статье нам хотелось бы подробнее остановиться на учебном пособии «World Economy Issues» (Вопросы мировой экономики), предназначенном для обучения английскому языку студентов профиля «Мировая экономика» [7]. Цель учебного пособия - развитие и совершенствование навыков чтения, устной речи и аудирования, расширение словарного запаса, включая фразеологические обороты и идиомы, свойственные публицистическому стилю. Оно содержит аутентичные тексты, раскрывающие специфику современного этапа развития мировой экономики, с последовательным использованием аудиоматериала и системы упражнений, позволяющих повысить уровень владения английским языком по специальности. В пособии представлены актуальные темы мировой экономики: проблемы занятости населения, конкурентности на мировом рынке, защиты интеллектуальной собственности, вопросы PR. Для развития навыков делового общения обучающихся привлекаются «свободные дискуссии» и ролевые игры, с помощью которых моделируется языковая среда.

Необходимость моделирования на занятиях ситуаций реального общения, которые отражают возможный контекст деятельности учащихся, выделяется как неотъемлемая составляющая методического содержания современного занятия по иностранному языку [8].

Поэтому авторы особенно тщательно подошли к разработке профессионально-ориентированных ролевых игр, в которых моделируются ситуации общения, характерные для профессиональной деятельности экономистов.

Обычно ролевая игра представляет собой небольшой эпизод, иллюстрирующий чью-либо жизнь, или роль, к выполнению которой готовится обучающийся. Греческие исследователи K. Магос и Ф. Полити справедливо отмечают, что использование ролевой игры при обучении иностранному языку способствует развитию коммуникативных умений, в частности, умению поддерживать разговор и участвовать в ситуациях повседневного общения [9]. Венгерские авторы M. Халапи и Д. Саундерс провели исследование, которое выявило следующие преимущества использования ролевых игр в обучении иностранным языкам: естественность ситуации общения, в которой студенты решают поставленные задачи, сотрудничество студентов при решении поставленных задач и достижении целей, развитие уверенности в себе, гибкости, спонтанности, креативности [10, p. 174].

Предлагая студентам сыграть в игру, мы предоставляем им возможность творческого самовыражения, выбор, так как у них появляется возможность «примерить» на себе различные роли и максимально приблизиться к предметным и социокультурным условиям профессиональной деятельности.

Например, игра «Открытие PR агентства» предполагает следующие роли: бизнесмен и его партнер, планирующие открыть PR агентство; руководство банка и его кредитного отдела; консультанты по связям с общественностью, задача которых - убедить руководство банка в том, что будущее агентство обладает хорошим доходным потенциалом. В то время как студенты, получившие роли бизнесмена и его партнера, разрабатывают бизнес-план для нового агентства на основе полученных данных, студенты-консультанты изучают возможные аргументы в поддержку данного бизнеса и дополняют их своими. Студенты, исполняющие роли руководства банка, после ознакомления с бизнес-планом и аргументами в поддержку потенциальной доходности нового предприятия выносят решение о займе на основе имеющейся у них шкалы оценки стартапа. Помимо развития умения монологической речи - сообщения на заданную тему, данная игра развивает также умения ведения диалога аргументативного типа: студенты учатся задавать вопросы полемического характера, поддерживать или опровергать доводы партнера или оппонента, уточнять точку зрения собеседника, резюмировать результаты дискуссии. Игра также способствует овладению речевым этикетом общения в официальных ситуациях.

Несомненным преимуществом метода обучения с помощью ролевого общения является возможность участия в игре всех студентов и их дальнейшая мотивация к обучению. Кроме того, ролевые игры очень важны при работе со студентами, имеющими разный уровень владения языком. Так, в игре «На деловой встрече», посвященной трудовой занятости женщин, студенты с высоким уровнем знаний могут исполнять роли министра здравоохранения и социального развития, министра финансов, председателя Социальной партии женщин, проявляя инициативу, внося предложения и поправки. В то же время эта игра позволяет студентам среднего уровня быть вовлеченными в учебную дискуссию, исполняя роли рядовых членов социальной партии, задавать вопросы, поддерживать дискуссию и высказывать свое мнение. Благодаря механизму статусно-ролевого взаимодействия, несмотря на неравнозначность участия в решении коллективной задачи, все студенты задействованы в игре.

В игре «Аудит системы защиты корпорации Гугл», которая моделирует ежегодную аудиторскую проверку системы безопасности компании «Гугл», отражены нормы и традиции соответствующей деловой культуры: манеры делового общения; отношения менеджера к деятельности; нормы поведения.

Игра «На антикоррупционной конференции» способствует эффективному формированию и развитию дискуссионных умений и навыков, умению брать ответственность за выбор, анализировать варианты решения проблемы, оценивать достоинства каждого варианта. В игре «Заседание правительства Индии по вопросу утверждения бюджета в части расходов на образование» поднимаются профессионально значимые проблемы. Она позволяет выйти за пределы поневоле ограниченного общения в аудитории, продемонстрировать способности, настроения и элементы социолингвистической компетенции, необходимые для эффективного использования языка в социальном контексте.

Таким образом, ролевые игры профессиональной направленности способствуют реализации принципа профессиональной ориентации процесса обучения иностранному языку, так как развивают творческое мышление студентов, профессионально значимые и личностные качества личности и позволяют повысить качество образовательной среды, в целом, создавая значительный перевес в сторону диалога и полилога. Они обеспечивают мотивацию к изучению иностранного языка как значимого для будущей профессиональной деятельности и яркость эмоционально-положительной составляющей учебного процесса.

Литература

1. Каменская Л. С. Профессиональная направленность обучения иностранному языку в неязыковом вузе как методическая проблема // Вестн. Моск.гос. лингвист.ун.-та; Сер. Педагогические науки. 2013. вып.12 (672). С. 9-21.

2. Гальскова Н.Д., ГезН.И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика. М.: Академия, 2005. 335 с.

3. Маркарян К.В. Обучение иноязычному прагматическому общению студентов неязыкового вуза (английский язык, фармацевтический вуз): автореф. дис... канд. пед. наук. Пятигорск, 2007. 20 с.

4. Попова Т.П. Иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция будущего экономиста. [Электронный ресурс]: URL: http://nnov.hse.ru/data/2012/10/05/1244525134/Popova_Kompetenzya.pdf (дата обращения 20.11.2014)

5. Полякова Т.Ю. Направления модернизации системы подготовки по иностранному языку в инженерном образовании // Вестн. Моск. гос. лингвист. ун.-та; Сер. Педагогические науки. 2011. вып.12 (618). С. 9-19.

6. Смирнова Л.П., Смирнов М.В. Модернизация содержания обучения иностранным языкам в неязыковом вузе // Вестн. Моск.гос. лингвист. ун.-та; Сер. Педагогические науки. 2011. вып.12 (618). С.19-28.

7. Вопросы мировой экономики / World Economy Issues: Учеб. пособие / А. М. Митина, Е.А. Артемова, А.В. Карасик, О.В. Топоркова./ Волгоград. гос. тех. ун-т. - Волгоград, 2011. 136 с.

8. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. М., Просвещение, 2010. 238с.

9. Magos K., Politi F. The creative second language lesson: The contribution of the role-play technique to the teaching of a second language in immigrant classes. [Electronic resource]: RELC Journal, 2008. Vol. 39. No. 1. PP. 96-112. http://rel.sagepub.com/content/39/1/96.full.pdf+html (Date views 20.01.2014).

10. Halápi M., Saunders D. Language Teaching through role-play: A Hungarian view. [Electronic resource]: Simulation & Gaming, 2002. Vol. 33. No. 2. PP. 169-178. http://sag.sagepub.com/content/33/2/169.full.pdf+html (Date views 24.01.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.