Научная статья на тему 'Использование ролевых игр при обучении устному иноязычному общению в России в конце xx – начале XXI вв. '

Использование ролевых игр при обучении устному иноязычному общению в России в конце xx – начале XXI вв. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1639
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕТОД / СФЕРА ОБЩЕНИЯ / РОЛЕВАЯ ИГРА / ОБЪЕКТ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ / HISTORY / COMMUNICATIVE METHOD / COMMUNICATION SPHERE / OBJECT OF GAME MODELLING / ROLE-PLAY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Наталья Викторовна

В развитии методики подготовки и проведения ролевых игр при обучении устному иноязычному общению в России можно выделить три периода: период накопления опыта использования игровых методов обучения иностранному языку; период бурного развития теории, методики и практики подготовки и проведения ролевых игр на занятиях по иностранному языку; настоящий период как период обязательного использования ролевых игр в учебном процессе. В статье дана краткая характеристика использованию ролевых игр при обучении устному иноязычному общению в России в конце XX - начале XXI в., показана взаимосвязь развития методики подготовки и проведения ролевых игр при обучении иностранному языку и этапа развития российского общества, приведены примеры разработок, характеризующие особенности каждого из периодов, определены современные тенденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of Role Plays in Teaching of Oral Communication in Foreign Languages in Russia at the End of the 20th - Beginning of the XXIth Centuries

There are three periods in the methodology of using role-plays in teaching foreign languages in Russia development: the period of experience accumulation, the period of rapid development of the theory, methodology and practice of role-playing games, and the current period as the period when role-playing has become an obligatory component of the educational process. The brief characteristic of using role-plays in teaching foreign languages at the end of the XXth century the beginning of the XXIth century is given, the interrelation of development of the methodology of preparation and performing role-plays with a stage of development of the Russian society is shown, the examples of role-plays which characterize each of the periods are given, modern trends are defined.

Текст научной работы на тему «Использование ролевых игр при обучении устному иноязычному общению в России в конце xx – начале XXI вв. »

новое в историко-педагогических исследованиях

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОЛЕВЫХ ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ УСТНОМУ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В РОССИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI вв.

В развитии методики подготовки и проведения ролевых игр при обучении устному иноязычному общению в России можно выделить три периода: период накопления опыта использования игровых методов обучения иностранному языку; период бурного развития теории, методики и практики подготовки и проведения ролевых игр на занятиях по иностранному языку; настоящий период как период обязательного использования ролевых игр в учебном процессе. В статье дана краткая характеристика использованию ролевых игр при обучении устному иноязычному общению в России в конце XX - начале XXI в., показана взаимосвязь развития методики подготовки и проведения ролевых игр при обучении иностранному языку и этапа развития российского общества, приведены примеры разработок, характеризующие особенности каждого из периодов, определены современные тенденции.

Н.В. Матвеева

Ключевые слова:

история,

коммуникативный метод, сфера общения, ролевая игра, объект игрового моделирования

В развитии методики подготовки и проведения ролевых игр при обучении устному иноязычному общению в России можно выделить три периода: период накопления опыта использования игровых методов обучения

133

Использование ролевых игр при обучении устному иноязычному общению ... I

иностранному языку (50-90-е гг. XX века); период бурного развития теории, методики и практики подготовки и проведения ролевых игр на занятиях по иностранному языку (конец XX - начало XXI вв.); настоящий период как период обязательного использования ролевых игр (начиная с 2009-2010 гг.). Цель данной работы - дать краткую характеристику использованию ролевых игр при обучении устному иноязычному общению в России в конце XX - начале XXI в.

В 80-е гг. XX века, особенно с началом перестройки, интерес к изучению иностранных языков усилился, а теория и методика использования ролевых игр на занятиях по иностранному языку получила дальнейшее развитие. Это было обусловлено рядом причин.

Во-первых, проведение международных мероприятий «Марш мира -82», «Велопробег мира - 83», «Круиз мира по Волге» (1983, 1986), «Круиз мира по Миссисипи» (1986), «Молодежный караван мира» (1986) выявило необходимость умения советских людей общаться на иностранном языке.

Во-вторых, был принят ряд нормативных актов, касающихся сферы материального производства и непосредственно влияющих на роль иностранного языка в обществе. Стране потребовались специалисты, владеющие иностранным языком, а не просто переводчики. Был принят закон «О государственном предприятия (объединении)» от 30.06.1987г., значительно расширивший права предприятий: они вступили в новые формы сотрудничества, устанавливались деловые связи с иностранными партнерами. Развитие и углубление сотрудничества с другими странами обусловило реальную необходимость того, чтобы советский специалист в достаточной иере владел иностранным языком.

В-третьих, в таких документах, регламентирующих деятельность системы образования, как «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (1984г.) и «Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране» (1987г.) подчеркивалась практическая направленность обучения иностранным языкам, важность использования на занятиях современных ТСО, особо подчеркивалась роль самостоятельной работы учащихся на занятиях и во внеаудиторное время.

В-четвертых, уже была разработана определенная теоретическая база и накоплен значительный опыт подготовки и проведения ролевых игр при обучении иностранным языкам, который требовал дальнейшего развития и осмысления.

Начиная с 70-х гг. XX в. в качестве ведущего принципа, определяющего

134

I Н.В. Матвеева

практический подход к обучению иностранному языку, стал рассматриваться принцип коммуникативности, психологическое обоснование которого с позиции теории деятельности было дано И.А.Зимней [12]. Речевая деятельность провозглашалась главным объектом в обучении языку, что означало переход от овладения языком как системой к овладению речевой деятельностью в ее основных видах (слушание, говорение, чтение, письмо и письменная речь). в этот период были разработаны и проводились ролевые игры, моделирующие такие ситуации общения, как: «Чаепитие», «День рождения», «Новоселье», «Встреча с другом», «Обсуждение культурной программы для зарубежного гостя», «Осмотр достопримечательностей». Ролевые игры проводились как во время уроков, так и во внеурочной деятельности - на заседаниях Клубов интернациональной дружбы, при драматизации фрагментов литературных произведений на иностранных языках, в ходе проведения студенческих конференций.

Однако, несмотря на достаточно большое количество публикаций, посвященных теории ролевого общения, а также появление ряда учебников, построенных на основе речевых актов и широкого использования ролевых игр, многие вопросы этой сложной проблемы в 70-е гг. XX века не получили должного обоснования и однозначного решения. Не было единых взглядов относительно содержания термина «ролевая игра». Под «ролевой игрой» понималось и разыгрывание коротких сценок, и проведение дискуссий на свободную тему, а также чтение по ролям, инсценирование текстов, постановка одноактных пьес. Часть преподавателей считала, что методика подготовки и проведения игр плохо разработана, другая же часть отстаивала мнение, что овладение устными формами иноязычного общения возможно только в ролевых играх [9].

Большое значение для развития теории и методики подготовки и проведения ролевых игр при обучении устному иноязычному общению имело разработанное в 80-е гг. XX в. методическое обоснование и описание сфер общения как комплекса ситуаций и тем общения, в рамках которых и организовывалось обучение языку. В.Л.Скалкин предложил классификацию и описание восьми сфер общения [28], которые используются до сих пор. Так, на базовом уровне владения языком в средней школе речевые умения формируются в рамках бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер общения. С учетом существующих сфер общения в современной методике определяются темы и ситуации общения, грамматические средства их реализации, интенции.

Исследования речевого общения привели к обоснованию основного

135

Использование ролевых игр при обучении устному иноязычному общению ... I

направления в методике преподавания иностранных языков в 80-е гг., получившего название «коммуникативная методика обучения иноязычному общению», и провозглашению коммуникативного метода как основного метода обучения речевому общению на иностранном языке. Интерес к коммуникативному методу обучения явился отражением социального заказа общества на практическое обучение языку в сжатые сроки и в условиях дефицита учебных часов. Особенность метода проявлялась в попытке приблизить процесс обучения языку к процессу реальной коммуникации. Это определяло предметность процесса коммуникации, которая выражалась в тщательном отборе речевых тем, интенций и ситуаций общения, отражающих практические интересы и потребности учащихся. В качестве конечной цели обучения и овладения языком как средством общения стала рассматриваться коммуникативная компетенция как совокупность знаний, навыков, умений, обеспечивающих способность пользоваться языком в различных ситуациях общения.

Для психологического обоснования метода был использован личностно-деятельностный подход к обучению [11]. Суть такого подхода заключается в том, что обучение языку носит деятельностный характер, поскольку реальное общение на занятиях осуществляется посредством речевой коммуникации. Средствами осуществления такой деятельности являются задания трех видов:

1. Ролевые игры, с помощью которых организуется учебное общение в соответствии с разработанным сюжетом, распределенными ролями и межролевыми отношениями;

2. Проблемные ситуации с использованием речемыслительных заданий, предусматривающих выполнение действий, основанных на критическом рассуждении, предположении, догадке, интерпретации фактов и так далее;

3. Свободное общение.

В этой связи закономерен интерес к интенсивным методам обучения иностранным языкам. Г.А. Китайгородская предложила научное обоснование метода активизации возможностей личности и коллектива, который был реализован в ряде учебных курсов [15]. В основу этих курсов были положены ролевые игры. Различные варианты этого метода прошли практическую проверку на занятиях по иностранным языкам, но наибольшие успехи были достигнуты на краткосрочных языковых курсах для научных работников, выезжающих за рубеж, с четко выраженной целевой направленностью обучения иноязычному общению в бытовой, социально-культурной и общенаучной сферах. Этот замечательный метод давал очень хоро-

136

I Н.В. Матвеева

шие результаты, большое количество преподавателей иностранных языков прошли обучение для работы по данному методу. Его успех обусловил издание большими тиражами учебников и учебных пособий для различных категорий обучающихся. Н.Д. Гальскова, А.Ю. Горчев, З.Н. Никитенко, Э.И. Соловцева [8] высказывали мысли о необходимости включения элементов интенсивной методики обучения иностранным языкам в учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе и в вузе.

Как справедливо считала И.Л.Бим [2], в условиях небольшого количества часов обучение устной речи могло рассматриваться либо как второстепенная цель обучения (чтение - на первом месте), либо, когда основной целью могло считаться обучение устной речи, обучение чтению тогда являлось бы второстепенной целью. Она отмечала также необходимость и важность выделения на каждом этапе обучения доминирующей деятельностной идеи, обеспечивающей мотивацию учения и выход в другие виды деятельности, связанной с иностранным языком, - те коллективные творческие дела, которые обучающиеся будут делать с интересом, увлеченно (участие в международных олимпиадах, телемостах, в борьбе за мир).

Однако во многих средних и высших учебных заведениях использовались учебники и учебные пособия традиционного типа, не удовлетворяющие интерес преподавателей и обучающихся как к развитию устной речи, так и к творческой деятельности, связанной с изучением иностранного языка. Преподаватели вынуждены были искать другие формы реализации познавательных и творческих потребностей обучающихся. Так, например, в МИИТе был создан и существовал довольно длительное время студенческий театр, участники которого были вовлечены в творческую деятельность - театральную драматизацию на английском языке.

90-е гг. XX века и начало XXI века ознаменовали начало этапа бурного развития теории, методики и практики подготовки и проведения ролевых игр на занятиях по иностранному языку. В связи с вхождением России в мировое сообщество престиж иностранного языка как предмета изучения значительно повысился. Потребность людей в знании иностранного языка резко возросла. Широкое использование ролевых и деловых игр в учебном процессе стало возможным благодаря глубокой проработке основных вопросов методики их подготовки и проведения учеными-теоретиками. Ролевая игра теперь стала пониматься как форма организации коллективной учебной деятельности студентов, имеющая своей целью формирование и развитие речевых умений и навыков в условиях, максимально близких к условиям реального общения, и предусматривающая распределение сту-

137

Использование ролевых игр при обучении устному иноязычному общению ... I

дентов по ролям и разыгрывание ситуаций общения в соответствии с темой ролевой игры и ролями учащихся.

Большой вклад в разработку теории ролевых и деловых игр, их типологий, методики подготовки и проведения, критериев оценки игровой деятельности студентов внесли отечественные ученые А.А.Леонтьев, А.Н.Щукин, А.А.Вербицкий, А.А. Миролюбов, Г.А.Китайгородская, Е.В.Полат, Г.В.Рогова, Е.А. Пассов, Р.П.Мильруд, И.Р.Максимова, В.П.Федотов, Е.А.Маслыко и другие. Изучение их фундаментальных трудов позволяет преподавателям-практикам избежать ошибок в планировании игр; определении их целей и задач; приемов, используемых при подготовке к игре; методики оценки проведенной игры.

В начале XXI века создание средних учебных заведений разных типов (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением иностранных языков) способствовало совершенствованию методики преподавания и изданию новых учебно-методических комплексов, ориентированных на обучение устной речи и рассчитанных на разные контингенты обучающихся. Так, например, игровая деятельность, и, в частности, ролевые игры лежали в основе учебно-методического комплекса для начальной школы Е.И. Негневицкой, УМК для 10-11 классов «Snowball» авторов Л.Г. Денисовой, С.М. Мезенина и др. Преподаватели проводили ролевые игры по темам «Знакомство», «Школьная жизнь», «Кино и театр», «Спорт», «Дом, квартира», «Магазин», «Охрана природы», «Каникулы». Как отмечает О.В. Калимулина [14], опыт работы доказал значимость использования ролевых игр в учебном процессе.

Были предложены новые методики подготовки и проведения ролевых игр, расширилась их тематика и обновлено содержание. Так, например, М.Л. Вайсбурд, Л.Н. Пустосмехова [5] предложили методику подготовки ролевой игры с опорой на телевизионные передачи, что значительно упрощало процесс подготовки к игре за счет использования зрительного канала предоставления информации - телевидения. Эта идея нашла отклик среди учителей английского языка. В.П.Зуева [13] разработала игру «Слабое звено», построенную на страноведческом материале. Ролевую игру на основе телепередачи «Счастливый случай» разработали Т.М. Шарафутдинова [30] и Е.А. Павлова [25], а игру на основе телепередачи «Последний герой» - Л.Г. Савкина [27].

В связи с введением профильного обучения в старших классах средней общеобразовательной школы появилось много новых разработок деловых игр для учащихся старших классов, тематически связанных с экономикой,

138

I Н.В. Матвеева

управлением и юриспруденцией, разработанных преподавателями-прак-тиками. Например, Н.С.Денюшина [10] разработала методику подготовки и проведения ролевой игры «Trade Industry Professional Contest», Т.М. Шарафутдинова [31] - ролевой игры «The Custom House».

В 2005 году автором данной статьи было издано учебно-методическое пособие по ролевым играм для специальности среднего профессионального образования «Менеджмент» [22].

При подготовке к внедрению новых ФГОС ВПО активизировалась работа преподавателей иностранных языков отраслевых вузов по организации и проведению ролевых и деловых игр при обучении устному иноязычному общению. Так, например, М.А.Васильева, опираясь на свой опыт работы в зарубежных компаниях, разработала следующие ролевые игры: «Презентация деятельности фирмы», «Российско-германские переговоры об инвестиционном строительстве в России», «Глобализация мировой экономики» [6].

Л.Г.Ковтун и Г.А.Дубинина [16] разработали десять ролевых и семь деловых игр по английскому языку. Среди них: «Личный бюджет», «Поведение покупателя на рынке товаров и услуг», «Права потребителя и обязанности поставщика», «Какой тип банковского счета выбрать?», «Выбираем кредитную карточку», «В какие ценные бумаг вложить свои сбережения», «Читаем годовой отчет компании», «О чем нам говорит годовой отчет банка?», «Избираем президента правления банка», «Рекламируем услуги своего банка (компании)», «Анализ финансового состояния фирмы», «Анализ бизнес-плана», «Продвижение товара на рынок», «Конкурентная борьба за клиента», «Реструктуризация задолженности: «за» и «против», «Организационно-правовые основы деятельности и структура капитала предприятия», «Предоставление кредита и невозвратная ссуда».

Продолжал публиковать интересные разработки ролевых игр журнал «Иностранные языки в школе». Произошло внедрение информационных технологий в процесс подготовки и проведения ролевых игр. Например, ролевая игра, описанная А.А. Величко [7] и представляющая собой глобальный форум по теме «Наука, Экология. Жизнь», требует большой подготовительной работы учащихся, в том числе, поисковой работы в сети Интернет. В число моделируемых ситуаций общения теперь входят не только ситуации социально-бытового и профессионального общения. Объектом игрового моделирования являются и социальные технологии. Приведем в качестве примера разработанную О.В. Барановой [1] ролевую игру «Встреча кандидата в Президенты с избирателями» и ролевую игру «Родительское

139

Использование ролевых игр при обучении устному иноязычному общению ... I

собрание», предложенную И.С. Рушинской [26]. М.В. Биндюкова [3] и И.Ю. Кулакова [19] независимо друг от друга разработали ролевую игру «Суд».

2009-2010 гг., по нашему мнению, положили начало новому этапу в использовании ролевых игр в учебном процессе по дисциплине «Иностранный язык». Это годы введения в действие новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования. Теперь использование ролевых игр в учебном процессе является обязательным как требование к условиям реализации основных образовательных программ ВПО и СПО, причем Федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования даже определяют долю ролевых игр и других активных методов в учебном процессе.

За последние годы было выполнено множество исследований в области теории и методики подготовки и проведения ролевых игр при обучении иностранному языку: Н.В. Титаренко разработала методику использования ролевых игр в дистанционном обучении иностранному [29]; М.М. Бочкарева - методику обучения специалистов в сфере туризма профессиональному общению на иностранном языке с использованием ролевых игр [4]; методика освоения дискурса менеджмента в процессе подготовки и проведения ролевых игр на занятиях по иностранному языку разработана Е.А. Шатурной [32]; методика включения межкультурного компонента в ролевые игры на иностранном языке - М.Н. Кузнецовой [17]. Были выполнены и другие исследования, например, разработана методика подготовки и проведения ролевых игр на занятиях по иностранному языку в транспортном вузе по разным дидактическим моделям [21], методика использования на постоянной основе цикла ролевых игр для бакалавров, обучающихся по направлениям «Туризм» и «Гостиничное дело» [20]; методика обучения сервис-общению специалистов в сфере туризма и гостиничного дела [24]. Политтехнологии также стали объектом игрового моделирования, о чем свидетельствует опыт проведения ролевой игры-конференции «Московская модель ООН» (МГИМО) и «Тюменская модель ООН» (Тюменский государственный университет) [23] и другие.

В заключение хочется отметить, что в настоящее время ролевые игры как метод обучения иностранным языкам, ставший традиционным и получивший широкое распространение, приобретает новое звучание. Наметилась тенденция к использованию в ходе подготовки и проведения ролевых игр других эффективных образовательных технологий и методов активного обучения. Например, подготовка к ролевой игре может быть организована в формате веб-квеста, а сами ролевые игры могут включать в себя элементы

140

I Н.В. Матвеева

метода ситуативного анализа (кейс-технологий), дискуссии. Это позволяет внести разнообразие в учебный процесс, способствует развитию умений и навыков устной речи студентов, критического мышления и, в целом, формированию иноязычной коммуникативной компетенции.

Литература

1. Баранова О.В. Обобщающий урок по теме «What Is An Ideal Welfare State?» / О.В. Баранова // Иностранные языки в школе, 2010, №9, С.35-39.

2. Бим И.Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей / И.Л.Бим // Иностранные языки в школе, 1989, №1, С. 19 - 27.

3. Биндюкова М.В. Урок в Х классе по теме «Crime and Punishment» / М.В. Биндюкова // Иностранные языки в школе, 2011, №1 С. 49 -52.

4. Бочкарева М.М. Ролевые игры в профессиональной коммуникативной подготовке специалистов в сфере туризма: Дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2007. 168 с.

5. Вайсбурд М.Л. Сопоставительное моделирование разных вариантов организации и проведения ролевой игры как способ определения их эффективности / М.Л. Вайсбурд., Л.Н. Пустосмехова // Иностранные языки в школе, 2004, №1, С.С. 15 - 19.

6. Васильева М.А. Деловые игры при обучении иностранному языку в неязыковом вузе / М.А. Васильева //Вестник МГЛУ «Развивающее обучение в системе иноязычной подготовки: проблемы, инновации, перспективы». Выпуск 567 «Педагогические науки». - М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2009. - 182 -С. 88-98.

7. Величко А.А. Обобщающий урок-игра в форме глобального форума по теме «Наука, Экология. Жизнь» / А.А. Величко // Иностранные языки в школе, 2009, №7. С.21-24.

8. Гальскова Н.Д. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей / Н.Д. Гальскова, А.Ю. Горчев, З.Н. Никитенко и др. // Иностранные языки в школе, 1989, №1. С.13-19.

9. Гез Н.И. Предисловие к книге К. Ливингстроун "Ролевые игры в обучении иностранным языкам" / Н.И.Гез. - М.: Высшая школа, 1988. - 127 с.

10. Денюшина Н.С. Role-Play «Trade Industry Professional Contest» / Н.С. Денюшина // Иностранные языки в школе 2005, №7, С.78-79.

11. Зимняя И. А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы): Коллективная моно-

141

Использование ролевых игр при обучении устному иноязычному общению ... I

графия. В 2-х книгах. Книга 1 / Под общей редакцией И. А. Зимней. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — С. 244—252.

12. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И. А.Зимняя - М.: Просвещение, 1978. - 237 с.

13. Зуева В.П. Игра «Слабое звено» / В.П. Зуева // Иностранные языки в школе, 2003, №5, С.С. 67-69.

14. Калимулина О.В. Ролевые игры в обучении диалогической речи / О.В. Калимулина // Иностранные языки в школе, 2003, №3. - С.17 - 20.

15. Китайгородская, Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам / Г.А. Китайгородская - М.: Издательство Московского Университета, 1986. - 176 с.

16. Ковтун Л.Г. Инновационные подходы к стимулированию иноязычной коммуникативной деятельности студентов / Л.Г. Ковтун., Г.А. Дубинина // Вестник МГЛУ «Развивающее обучение в системе иноязычной подготовки: проблемы, инновации, перспективы». Выпуск 567 «Педагогические науки». - М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2009. - 182 с. - С. 44-55.

17. Кузнецова М.Н. Лингвометодические основы использования ролевой игры как средства формирования навыков межкультурного общения на иностранном языке: Дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2011. 272 с.

18. Кузовлев В.П. Иностранный язык как учебный предмет на современном этапе развития общества / В.П. Кузовлев, В.С. Коростелев, Е.И. Пассов //Иностранные языки в школе, 1987, №4, С. 3 - 8.

19. Кулакова И.Ю. Урок - юридическая консультация «Legal Advice Bureau» / И.Ю. Кулакова // Иностранные языки в школе, 2011, №2, С. 45 - 48.

20. Матвеева Н.В. Ролевые игры на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе: традиции и инновации / Н.В.Матвеева / Магия ИННО: новые технологии в языковой подготовке специалистов-международников: материалы научно-практ. конф. к 70-летию факультета международных отношений (Москва, 4-5 октября 2013 г.). Т. 1 / отв. ред. Д. А. Крячков. — Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России — М. : МГИМО-Университет, 2013. — С. 239-244.

21. Матвеева Н.В., Федоткина, Е.В. Ролевые игры на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 184 с.

22. Матвеева Н.В. УМК Ролевые игры на занятиях по английскому языку в среднем специальном учебном заведении / Н.В. Матвеева - М.: Среднее профессиональное образование, 2005.

142

I Н.В. Матвеева

23. Меньш Е.А. Применение симулятивных методов активного обучения при формировании иноязычной профессиональной компетенции в вузе / Е.А.Меньш / Магия ИННО: новые технологии в языковой подготовке специалистов-международников: материалы научно-практ. конф. к 70-летию факультета международных отношений (Москва, 4-5 октября 2013 г.). Т. 1 / отв. ред. Д. А. Крячков. — Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России — М. : МГИМО-Университет, 2013. — С. 245 - 250.

24. Назаренко Е. Б. Компетентностно-дидактическая система обучения сервис-общению. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. 168 с.

25. Павлова Е.А. The Game «The Lucky Chance» on the topic «The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland» / Е.А. Павлова // Иностранные языки в школе, 2008, №7, С.56-61.

26. Рушинская И.С. About Sociology in English. О социологии: Практикум по английскому языку. - 2-е изд. /И.С.Рушинская - М.: Флинта: Наука, 2001. - 112с.

27. Савкина Л.Г. Урок-соревнование "Последний герой" // Иностранные языки в школе, 2006, №4. - С. 49-51.

28. Скалкин В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи / В. Л. Скалкин. - м.: Русский язык, 1987.

29. Титаренко Н. В. Методика организации ролевых игр проблемной направленности при дистанционном обучении иностранным языкам: на материале английского языка: Дис. ... канд. пед. наук: Москва, 2007. 197 с.

30. Шарафутдинова Т.М. Обучающие игры во внеклассной деятельности / Т.М. Шарафутдинова // Иностранные языки в школе, 2006, №3, С. 66-69.

31. Шарафутдинова Т.М. Обучающие игры на уроках английского языка / Т.М. Шарафутдинова //Иностранные языки в школе, 2005, №8, С.46-50.

32. Шатурная Е.А. Методика обучения устному иноязычному профессиональному дискурсу средствами учебно-речевых ситуаций и ролевых игр: английский язык, неязыковой вуз, специальность 080504 «Государственное и муниципальное управление»: Дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2009. 307 с.

143

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.