Научная статья на тему 'Профессионально-личностное развитие студентов в процессе изучения иностранного языка'

Профессионально-личностное развитие студентов в процессе изучения иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / PROFESSIONAL-PERSONAL DEVELOPMENT / РОЛЕВАЯ СИТУАЦИЯ / ROLE-PLAYING SITUATION / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INDEPENDENT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эрданова Севара Анваровна

В статье рассматриваются вопросы обучения иностранному языку с помощью так называемого «Портфеля студента», который выступает как один из компонентов технологии организации самостоятельной учебной деятельности, профессионально-личностного саморазвития студентов, о сущности и значении ролевых игр, об их основных параметрах, о правилах проведения; о способах воздействия ролевых игр, на эмоциональную сферу обучающихся и как в деловых играх формируется иноязычная коммуникативная и профессиональная компетенции студентов, а также о необходимости развития внеклассных форм общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эрданова Севара Анваровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-личностное развитие студентов в процессе изучения иностранного языка»

овладения языковым материалом и обучения устной речи, т. е. домашнее чтение используется для закрепления и развития языковых знаний студентов.

Список литературы

1. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М., 2004. С. 31.

2. Рогова Г. В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М., 1991.

3. Обучение иностранным языкам: [отв. ред. М. К. Колкова]. СПб., 2003.

PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE PROCESS OF STUDYING LANGUAGES Erdanova S. (Republic of Uzbekistan) ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Эрданова С. А. (Республика Узбекистан)

Эрданова Севара Анваровна /Erdanova Sevara - ассистент, кафедра иностранных языков, налоговый факультет, Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Abstract: the article is devoted to foreign language teaching issues with the help of the so-called "Portfolio of the student," which serves as one of the components of the technology organization of independent learning activities, professional and personal self-development of students, the essence and significance of role-playing games, their main parameters, rules conduct; on how to role-play the impact on the emotional sphere of students and in the games business generated foreign language communicative and professional competence of students, as well as the need to develop extra-curricular forms of communication. Аннотация: в статье рассматриваются вопросы обучения иностранному языку с помощью так называемого «Портфеля студента», который выступает как один из компонентов технологии организации самостоятельной учебной деятельности, профессионально-личностного саморазвития студентов, о сущности и значении ролевых игр, об их основных параметрах, о правилах проведения; о способах воздействия ролевых игр, на эмоциональную сферу обучающихся и как в деловых играх формируется иноязычная коммуникативная и профессиональная компетенции студентов, а также о необходимости развития внеклассных форм общения.

Keywords: professional-personal development, role-playing situation, communicative competence, independent activity.

Ключевые слова: профессионально-личностное развитие, ролевая ситуация, коммуникативная компетенция, самостоятельная деятельность.

Лингвисты считают, что каждый нормальный человек рождается со способностью овладеть языком, специально учить его этому не надо, надо только дать ему возможность постоянно слышать человеческую речь, и он заговорит сам. Прежде всего, надо изменить общепринятый подход к обучению иностранным языкам, при котором в первую очередь стараются развить умение понимать чужое, то есть переводить с иностранного языка на родной - с помощью словаря или

77

грамматического справочника, или учителя. Для человека, изучающего чужой язык в языковой среде родного языка, в первую очередь является необходимым развивать умение выражать свои мысли и чувства средствами иностранного языка. Конечной целью обучения иностранным языкам является на учение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, то есть общению. Новые взгляды на результат обучения способствовали появлению новых технологий и отказу от устаревших.

Сегодня понятие традиционный ассоциируется в первую очередь с заучиванием правил и выполнением языковых упражнений, то есть «с разговорами о языке вместо общения НА языке». Многие учителя до сих пор убеждены, что «словарный запас + необходимые структуры = язык», и это лежит в основе процесса обучения.

Одной из перспективных технологий обучения иностранному языку и мониторинга качества образования в последние годы становится языковой портфель. Многие считают Portfolio методом обучения, предназначенным для того, чтобы систематизировать накопленный опыт, знания, четче определять направление своего развития.

Так называемый, «Портфель студента» может выступать в качестве компонента технологии организации самостоятельной учебной деятельности и профессионально-личностного саморазвития студентов на занятиях по иностранному языку, представляя собой метод обучения и форму организации самостоятельной учебной деятельности студентов, несомненно, являясь средством формирования у них необходимых навыков рефлексии собственной деятельности, самонаблюдения, размышления, инструментом самооценки его собственного познавательного, творческого труда.

Примерный перечень методологической продукции студентов, включенной в разработанный «Портфель»:

1. Оценочный лист («Scoringsheet») - отдельно или введенный в дневник изучения иностранного языка.

2. Результаты диагностических тестов и их анализ.

3. Результаты контрольных работ и их анализ.

4. Рефераты (индивидуальное чтение).

5. Описание подготовки и участия в общеуниверситетской Олимпиаде по ИЯ.

6. Описание подготовки и участия в научной студенческой конференции.

7. Участие в конкурсе эссе.

8. Материалы индивидуальной проектной деятельности.

9. Материалы участия в коллективных и групповых проектах.

10. Дневник изучения ИЯ.

11. График посещаемости.

12. Саморефлексия учебной деятельности по семестрам.

13. Самооценка работы.

Знания научной организации учебно-познавательной деятельности помогут ему выработать собственный стиль учебной деятельности только в случае соответствующей мотивации.

Основными параметрами, определяющими характер ролевой ситуации, являются наличие единого сюжета, соответствующего избранной ситуации, и ролевых отношений между участниками общения, часто несущие конфликтный характер. Когда обучающиеся принимают роль, они играют самих себя или какого-либо персонажа в специфической ситуации. Поэтому в ролевой игре нет зрителей, а, следовательно, есть уверенность, что общение состоится, и поведение участников будет понято правильно.

Чтобы игра считалась успешной, необходимо определить правила ее проведения:

- обучающемуся предлагается поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть вне аудитории, в реальной жизни: от встречи знакомого на улице до деловых переговоров, конференций;

- обучающемуся необходимо адаптироваться к определенной роли в подобной ситуации. В одних случаях он может играть самого себя, в других ему придется взять на себя воображаемую роль;

- участникам ролевой игры необходимо вести себя максимально приближенно к реальной жизни;

- их поведение должно соответствовать и исполняемой ими роли;

- участники игры должны концентрировать свое внимание на коммуникативном использовании единиц языка, а не на обычной практике закрепления их в речи.

Рассмотрим ролевую игру «Презентация фирмы», разработанную для студентов, обучающихся по направлению «Реклама и связи с общественностью» [1]. Данная игра проводится со студентами II курса II семестра, когда обучающиеся уже обладают необходимыми для ее проведения профессиональными знаниями и умениями: знакомы с видами организационной структуры компании, в основном ознакомлены с должностными и функциональными обязанностями сотрудников компании, основными направлениями рекламной деятельности компании. Для проведения ролевой игры разработаны двадцать четыре роли; из них двенадцать ролей - для сотрудников компании, и двенадцать ролей - для присутствующих на презентации гостей. Для каждой роли разработаны рекомендации для студентов по ее речевому наполнению. Например, спикер открывает презентацию фирмы, выступает с речью, формирующей у присутствующих начальное представление о теме презентации, предоставляет слово докладчикам для выступлений, приглашает присутствующих задавать вопросы, закрывает презентацию. Главный исполнительный директор сообщает название компании, ее местоположение, рассказывает историю создания и развития компании, характеризует положение компании на мировом рынке, называет общий объём продаж, предполагаемые дивиденды. Далее он говорит о планах на будущее, отвечает на вопросы присутствующих на презентации гостей. Финансовый директор информирует присутствующих о правовой форме компании, ее уставном капитале, динамике цен на акции. Компания имеет спонсора. Спонсор рассказывает о товарообороте компании, инвестиционных проектах, показателях бизнес-плана, которые учитываются при принятии инвестиционных решений. Директор по информационным технологиям рассказывает о корпоративной системе коммуникации, отвечает на вопросы по программному обеспечению.

Предусмотрены также роли менеджера по логистике, менеджера по продажам, по связям с общественностью, дизайнера, руководителя отдела маркетинга, менеджера по рекламе, менеджера по кадрам. В рамках предмета «Деловой иностранный язык» на занятиях со студентами 3 курса можно успешно проводить деловые игры: «Подписание контракта», «Знакомство с деловым партнером» и др.

Динамичность событий и явлений, происходящих в игре, обеспечивает новизну, неожиданность ситуаций и действий, оказывает сильное воздействие на эмоциональную сферу участников, способствует осознанию студентами собственной позиции в учении в связи с будущей трудовой деятельностью. Являясь побудителем познавательного интереса, эмоциональность способствует развитию мотивации достижения и общения. В игре осуществляется также обратная связь как необходимый компонент самоконтроля и рефлексии [3].

Максимальное приближение обучения к реальным производственным и деловым ситуациям в процессе игры также будет способствовать выработке у студентов адекватного ситуации коммуникативного поведения и правильного выбора языковых и речевых средств выражения мысли на иностранном языке [2].

В деловых играх посредством моделирования и разыгрывания деловой активности в учебных условиях формируется иноязычная коммуникативная и профессиональная компетенции студентов, что обеспечивает студентам высокую квалификацию и повышает их конкурентоспособность на рынке труда в современных условиях.

Уровень знания иностранного языка студентом определяется не только непосредственным контактом с его преподавателем. Для того чтобы научить иностранному языку как средству общения, нужно создавать обстановку реального общения, наладить связь преподавания иностранных языков с жизнью, активно использовать иностранные языки в живых, естественных ситуациях. Это могут быть научные дискуссии на языке с привлечением иностранных специалистов и без него, реферирование и обсуждение иностранной научной литературы, чтение отдельных курсов на иностранных языках, участие студентов международных конференциях, работа переводчиком, которая как раз и заключается в общении, контакте, способности понять и передать информацию. Необходимо развивать внеклассные формы общения: клубы, кружки, открытые лекции на иностранных языках, научные общества по интересам, где могут собираться студенты разных специальностей.

Таким образом, задачей высшего образования - является формирование широко образованного человека, который имеет в своем арсенале фундаментальную подготовку не только по узким специализациям, но и в широком плане, например, как изучение иностранного языка без ориентиров на выбранную профессию.

Литература

1. Матвеева Н. В. Практикум по английскому языку «Ролевая игра «Презентация фирмы (предприятия)». М.: МИИТ, 2009. 43 с.

2. Успенский В. Б., Чернявская А. П. Введение в психолого-педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 176 с.

3. Семенова Т. В., Семенова М. В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам / Т. В. Семенова, М. В. Семенова // ИЯШ, 2005. № 1. С. 16-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.