Научная статья на тему 'Использование активно-игровых технологий в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей'

Использование активно-игровых технологий в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
731
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАНЫЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ / АКТИВНО-ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РОЛЕВАЯ ИГРА / ДЕЛОВАЯ ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Е. Г.

В данной статье идет речь о применении технологий активно-игро­вого обучения в процессе преподавания иностранного языка у студентов неязыковых специальностей, выделяются основные функции игры при овладении иностранным языком. В качестве образцов активно-игровых технологий рассматриваются приспособленные к учебным задачам настольные игры, викторины, драматизации, анализируется ролевая игра как неотъемлемой частью процесса обучения говорению, выделяются дифференциальные функции и характеристики деловой игры, составляющие основу формирования коммуникативной компетенции студентов в профессиональной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование активно-игровых технологий в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей»

1. Общая характеристика обмена веществ.

2. Нарушение обмена веществ.

2.1. Нарушение обмена углеводов.

2.2. Нарушение обмена белков.

2.3. Нарушение обмена жиров.

3. Лечение нарушения обмена веществ.

4. Рекомендации по восстановлению обмена веществ в организме человека.

На завершающем этапе заслушивается отчет от каждой группы (по 3-4 человека) в форме защиты проекта на уроке-конференции. Защита проектов представляет собой обмен информацией, приобретенной учащимися в процессе проектной деятельности.

Использование нами заданий для самостоятельной работы студентов (на применение интерактивных технологий обучения или их элементов в процессе разработки уроков к занятиям по методике биологии) способствует формированию у них методических знаний, умений и навыков, развитию познавательной самостоятельности, самостоятельности мышления, творческих способностей, коммуникативной, информационной культуры, инициативности и других качеств личности.

Список литературы:

1. Мартыненко И.В. Развитие познавательной самостоятельности учащихся // Новые ценности образования: Продуктивное учение для всех. - М., 2007. - Вып. 2 (32). - С. 145-149.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНО-ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

© Новикова Е.Г.*

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

В данной статье идет речь о применении технологий активно-игрового обучения в процессе преподавания иностранного языка у студентов неязыковых специальностей, выделяются основные функции игры при овладении иностранным языком. В качестве образцов активно-игровых технологий рассматриваются приспособленные к учебным за-

* Доцент кафедры Иностранных языков для гуманитарных и естественнонаучных специальностей, кандидат филологических наук.

дачам настольные игры, викторины, драматизации, анализируется ролевая игра как неотъемлемой частью процесса обучения говорению, выделяются дифференциальные функции и характеристики деловой игры, составляющие основу формирования коммуникативной компетенции студентов в профессиональной сфере.

Ключевые слова: профессионально-ориентированыый подход в обучении, активно-игровые технологии, ролевая игра, деловая игра.

Владение иностранным языком для профессионального общения является важным условием конкурентоспособности специалиста на рынке труда. Любой специалист в процессе профессиональной деятельности испытывает необходимость в получении новейшей информации по своей специальности, значительная часть которой представлена на иностранном языке. Профессиональная деятельность специалиста требует умения пользоваться базами данных, осуществлять информационный поиск, оформлять различные документы, редактировать тексты, в том числе и на иностранном языке.

Владение иностранным языком должно быть обязательным компонентом профессионализма, а чтобы стать компетентным специалистом выпускнику вуза нужно пройти достаточно длительный период адаптации - профессионально-предметной и социальной, поскольку, чтобы получить статус профессионального знания, информация, по словам А.А. Вербицкого, с самого начала должна усваиваться студентами в контексте собственного практического действия и поступка [1, с. 7].

Современный профессионально-ориентированный подход к обучению иностранному языку предполагает формирование у студентов способности иноязычного общения в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления. Подготовка специалистов на неязыковых факультетах вузов заключается в формировании таких коммуникативных умений, которые позволили бы осуществлять профессиональные контакты на иностранном языке в различных сферах и ситуациях [2, с. 40].

Одной из главных задач высшего профессионального образования, является создание условий для перевода обучающегося из объекта в субъект управления собой и другими людьми в учебном процессе. Ведущей характеристикой человека как субъекта деятельности является его активность, проявляющаяся в инициативном, самостоятельном, творческом отношении к внешней действительности, другим людям и самому себе. Активность сама по себе возникает не часто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии. Качественная, содержательная, сторона активности раскрывается в системе действующих потребностей, мотивов, установок, интересов, обусловливающих совершение тех или иных действий. Поэтому активность и выступает в качестве субъективного условия освоения человеком окружающей действительности.

В связи с этим, технологии активно-игрового обучения являются, на наш взгляд, наиболее практико-ориентированные, «студентоцентрированные», и в большей степени соответствующие решению задач развития личностно-профессиональной компетенции. По мнению А.М. Князева и И.В. Одинцовой, «сущность активно-игровой технологии - в деятельности, точнее, её игровой разновидности. Игровая деятельность воспроизводит реальность в той или иной её модели. В игре, как и в реальности, действию учатся путем его выполнения, и в этом особая ценность игры» [4, с. 25].

Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать процесс обучения привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком. Один из ведущих современных российских психологов Р.С. Немов в учебнике по психологии определяет игру как «вид деятельности, выполняющий две функции: психологическое развитие человека и его отдыха» [5, 194].

Крупнейший знаток этой проблемы Д.Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важными для человека функциями: средство развития мотивационно-по-требностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство развития произвольного поведения [8, с. 45]. Игра универсальна в том смысле, что ее (в разных видах и формах) можно применять на любом этапе обучения (как с начинающими, так и с владеющими материалом на достаточно высоком уровне) и с любыми возрастными категориями учащихся. Тем более нельзя переоценить помощь, которую может оказать игра (как особо организованное занятие или часть занятия) при изучении иностранного языка, поскольку с изучаемым по этому предмету материалом мы реже встречаемся в повседневной жизни, чем с материалами, изучаемыми по другим дисциплинам.

В своей работе Е.И. Пассов определяет основные цели использования игры на уроках иностранного языка: формирование определенных навыков, развитие определенных речевых умений, обучение умению общаться, развитие необходимых способностей и психических функций, познание (в сфере становления собственно языка) и запоминание речевого материала [6, с. 80]. Формы игр чрезвычайно разнообразны. Это приспособленные к учебным задачам настольные игры, такие как лото или домино, и шарады, загадки и конкурсы. Система призов и очков придаст уроку необходимую спортивно-игровую окраску.

Одна из форм развития творческой активности выступает викторина. Викторины, как правило, проводятся после изучения темы и являются логическим завершением работы над ней. Цель проведения викторины: закрепить и автоматизировать изученную на уроках лексику и речевые образцы при употреблении их в уже встречавшихся и в новых ситуациях; побудить учащихся к творческому отбору материала, предложенного в учебнике, учи-

телем или выбранного самим учащимся; приучить учащихся сосредотачивать внимание на смысле высказывания; развивать логическое мышление.

Игры могут быть и специфически лингвистическими: грамматическими, лексическими, фонетическими и орфографическими. Это так называемые «подготовительные игры», способствующие формированию речевых навыков. Подобные игры могут сделать скучную работу, требующую многократного повторения одних и тех же структур, более интересной и увлекательной.

Драматизация в обучении иностранному языку рассматривается как уникальный методический приём, который способствует не только формированию языковых и речевых навыков, но и более глубокому пониманию других предметных областей. Посредством драматизации обогащается и активизируется грамматический и лексический запас, осваивается новый грамматический и лексический материал посредством коммуникации, корректируется и автоматизируется произношение и интонация, формируется фонематический слух, повышается языковая компетенция.

Ролевая игра является неотъемлемой частью процесса обучения говорению, так как ролевая игра как средство организации совместной учебной деятельности учащихся моделирует межличностное групповое общение. Основными компонентами обучающей ролевой игры являются: 1) игровые, а также практические воспитательные и развивающие цели; 2) содержание ролевой игры, отражающее ролевое и реальное взаимодействие и взаимоотношения обучающихся - взаимоотношения, базирующиеся на учебном материале одной или нескольких разговорных тем и приобретающие развитие и воплощение в ролевом (речевом и неречевом) поведении учащихся; 3) совокупность социальных и межличностных ролей, посредством которых студенты реализуют значительную часть содержания конкретной ролевой игры.

При организации ролевой игры следует придерживаться таких правил,

как:

1. участники ролевой игры должны вести себя так, как если бы все происходило в реальной жизни, их поведение должно соответствовать исполняемой роли;

2. участники игры должны концентрировать свое внимание на использовании единиц иностранного языка в целях коммуникации, а не их закреплении;

3. учащийся должен уметь поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни;

4. исправление ошибок во время ролевой игры является недопустимым [3, с. 34].

Учебная деловая игра представляет собой практическое занятие, моделирующее различные аспекты профессиональной деятельности обучаемых и обеспечивающее условия комплексного использования имеющихся у них знаний предмета профессиональной деятельности, совершенствование их ино-

язычной речи, а также более полное овладение иностранным языком как средством профессионального общения. Действие в деловой игре происходит в одной из сфер профессиональной деятельности обучаемых. В связи с этим, моделирование в деловой игре условий профессиональной деятельности обучаемых является обязательным. Оно предполагает определение, прежде всего, основных сфер профессиональной деятельности будущего специалиста.

В основе учебной деловой игры лежат общеигровые элементы: наличие ролей; ситуации, в которых происходит реализация ролей; различные игровые предметы. Однако, в отличие от других игр, в том числе и игр обучающего характера, деловая игра обладает, наряду с перечисленными игровыми элементами, индивидуальными, присущими только этому виду учебной работы чертами, без наличия которых игра не может считаться деловой, а именно:

- моделирование в игре условий, приближенных к реальным условиям профессиональной деятельности;

- поэтапное развитие, в результате которого выполнение заданий предшествующего этапа влияет на ход последующего;

- наличие конфликтных ситуаций;

- обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные условиями игры роли;

- описание объекта игрового имитационного моделирования;

- контроль игрового времени;

- система оценки хода и результатов игры, заранее разработанной и используемой в данной игре;

- правила, регулирующие ход игры;

- элемент соревнования [7, с. 67].

Таким образом, использование активно-игровых форм преподавания английского языка в процессе обучения дает возможность привить студентам интерес к изучаемому языку; создает положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность обучаемых; дает возможность более целенаправленно осуществить индивидуальный подход в обучении; повышает положительную мотивацию учения иностранного языка у учащихся, позволяет студентам-нелингвистам на практике осуществлять речевое взаимодействие на иностранном языке в своей профессиональной области и формирует оптимальный опыт активного сотрудничества преподавателя и группы.

Список литературы:

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие / А.А. Вернадский. - М.: Высшая школа, 1991 - 207 с.

2. Исаева О.Н. Сущность профессионально-ориентированного обучения студентов-нефилологов иностранному языку / О.Н. Исаева // Вестник СамГУ -2007. - № 1. - С. 39-45.

3. Князев А.М. Игровые формы и методы в работе преподавателя: учебное пособие / А.М. Князев, В.В. Лопатинская. - М.: ИПКРТР, 2003. - 92 с.

4. Князев А.М. Режиссура и менеджмент технологий активно-игрового обучения / А.М. Князев, О.И. Одинцова. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 233 с.

5. Немов Р.С. Общие основы психологии. Кн. 1 / Р.С. Немов. - 4-е изд. -М.: Владос, 2003. - 688 с.

6. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов // ИЯШ. - М.: Просвещение, 1998. - № 1. - С. 76-85.

7. Платов В.Я. Деловые игры: организация и проведение: учеб. / В.Я. Платов. - М.: Профиздат, 1991. - 156 с.

8. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Высшая школа, 1978. - 304 с.

РАВНОПРАВИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ КАК ОСНОВА

СОВРЕМЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© Пастюк О.В.*

Северо-Восточный государственный университет, г. Магадан

В статье предложены пути формирования нового стиля взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса в детском саду и начальной школе, основанном на равноправии. Рассмотрены формы и методы работы педагогов для налаживания таких взаимоотношений с детьми 6-10 лет.

Ключевые слова: равноправные взаимоотношения, партнерство, микрогруппа, СО-дружество, СО-чувствие, СО-трудничество.

Эмоциональное благополучие старшего дошкольника и младшего школьника, его уверенность в себе, чувство защищённости, настроение и жизненные успехи во многом зависят от того, как складываются его взаимоотношения не только с окружающими его сверстниками, но и со взрослыми.

Практические исследования показывают, что наиболее благопри-ятную атмосферу общения детей 6-10 лет со взрослыми создаёт позиция равноправного партнёрства, при которой в процессе обучения и воспитания обеспечивается взаимное доверие и создаются творческие условия для решения любой проблемы.

Одна из главных задач взрослых при построении равноправных положительных взаимоотношений - это развитие дружеских связей детей, под

* Доцент кафедры Педагогики и психологии начального обучения и дошкольного воспитания, кандидат педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.