Lingua mobilis № 6 (39), 2012
РОЛЕВАЯ ИГРА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ 1-ГО КУРСА НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА
К. В. Сбитнев
В статье рассматривается значение ролевой игры в обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза. В KKI веке необходимо, чтобы обучаемые обладали способностью ведения диалога на иностранном языке. Использование ролевых игр в учебном процессе благотворно влияет на процесс обучения иностранному языку. В ролевых играх раскрываются языковые возможности личности обучаемого. В ходе ролевых игр происходит социализация личности. Применение ролевых игр позволяет разнообразить методы обучения иностранному языку.
Ключевые слова: ролевая игра, коммуникация, метод, обучение общению, мотивация, речевая деятельность.
В методике преподавания иностранных языков в настоящее время все острее встает вопрос заинтересованности студентов в учебном процессе, в реальном участии в различных мероприятиях во время занятия и во внеурочное время.
Игровой метод является одним из самых эффективных методов обучения иностранному языку, так как, в игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация к изучению иностранного языка. Игровые методы часто очень просты по своей организации и могут быть использованы на каждом занятии, главное, чтобы они соответствовали целям и задачам обучения. На значение игровой деятельности в обучении иностранному языку указывают известные методисты, такие как Е. И. Пассов, М. Н. Скаткин.
В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом личностно-межличностных связей: преподаватель-группа, преподаватель-студент, студент-группа, студент-студент и т. д. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность. Игра дает возможность создать и сплотить коллектив, дает радость общения с единомышленниками. В игре обучаемый учится ориентироваться в реальных
130
Методика преподавания языка
жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно в вымышленном мире. Игра дает психологическую устойчивость Она служит одним из средств первичной социализации, способствуя вхождению нового поколения в человеческое сообщество. Игра также является сферой эмоционально насыщенной коммуникации, объединяющей людей с различным социальным положением и профессиональным опытом. Кроме того, пространство игры сохраняет и воспроизводит архаичные навыки и ценности, утратившие с ходом времени свой первоначальный практический смысл. Игра имеет немалую ценность и в качестве элемента творческого поиска, высвобождающего сознание из-под гнета стереотипов.
Как известно курс иностранного языка призван обеспечить практическое овладение предметом. Эта задача требует от преподавателя иностранного языка учить умению общаться на изучаемом языке.
В данной работе термин «игра» рассматривается как «форма деятельности на занятиях по языку в условных ситуациях, специально создаваемых с целью закрепления и активизации учебного материала в различных ситуациях общения» [1. С. 85]. Игры по иностранному языку классифицируются следующим образом: по цели (языковые, речевые); по способу выполнения (устные, письменные, ролевые и др.); по уровню сложности (репродуктивные, творческие); по количеству участников (индивидуальные групповые, парные, фронтальные); по типу задач (оперативные, тактические, стратегические).
Одним из эффективных приемов в обучении общению являются ролевые игры. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра завоевывает всё большую популярность среди преподавателей иностранных языков. Причина столь повышенного в настоящее время интереса к различного рода играм - это, в первую очередь, отход от традиционных форм и методов обучения.
К ролевой игре методика преподавания английского языка проявляет интерес достаточно давно. Упражнения типа «читайте по ролям», «инсценируйте диалог» занимают прочное место в арсенале методических приемов, так как в процессе драматизации происходит более полное осознание смысла текста и восприятие языкового материала. Социальная среда, в которой человек рождается, высту-
131
Lingua mobilis № 6 (39), 2012
пает по отношению к нему как первичная социализация. В ней он постепенно усваивает социальный опыт, зафиксированный в языке.
«Ролевая игра - форма организации коллективной учебной деятельности на уроке, имеющая своей целью формирование и развитие речевых навыков и умений в условиях, максимально близких к условиям реального общения» [2. С. 290].
Ролевые игры предоставляют возможность робким, неуверенным в себе студентам говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности.
Практически все время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, правильно отреагировать на нее. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов студентов, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность.
Ролевая игра позволяет учитывать возрастные особенности студентов; расширяет контекст деятельности; выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному диалогическому общению; способствует реализации деятельностного подхода в обучении иностранному языку.
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения
В условиях обучения устной иноязычной речи ролевая игра - это, прежде всего речевая деятельность, игровая и учебная одновременно. С точки зрения учащихся ролевая игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность - игра, мотив лежит в содержании деятельности, а не вне нее. Учебный характер игры студентами не осознается. С позиции преподавателя ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Для него цель игры - формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается преподавателем. Рассматривая ролевую
132
Методика преподавания языка
игру как метод обучения иностранному языку можно сказать, что ролевая игра - метод, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. В структуре ролевой игры можно выделить следующие три компонента: роли, которые выполняют учащиеся на уроке; ситуация, выступает как способ ее организации; ролевые действия, которые выполняют учащиеся, играя определенную роль.
В заключении хочется отметить, что ролевые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, соревновательности, максимальной занятости каждого учащегося и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках ролевой игры. В процессе ролевой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу, сообща определяется степень участия каждого из них в работе. В процессе ролевой игры развивается логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться друг с другом. Потому использование ролевой игры на уроке иностранного языка повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранять интерес учащихся к изучаемому языку на всех этапах обучения. Ролевая игра является одним из наиболее эффективных приемов реализации коммуникативного принципа в обучении иностранному языку. Ролевая игра - это обучение в действии. Ролевая игра является в высшей степени мотивирующей, поскольку содержит элемент игры и непредсказуемость развязки. Кроме того, обучающиеся видят возможность применения ситуации, разыгрываемой в ролевой игре в реальной жизни, что не может дать механическая тренировка в употреблении лексических единиц и грамматических структур. Во время ролевой игры имеет место эмоциональный подъем, что чрезвычайно положительно влияет на качество обучения.
Список литературы
1. Щукин, А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц. М. : Астрель ; АСТ ;Хранитель, 2008. 746 с.
2. Там же. С. 290.
List of literature
1. Wukin, A. N. Lingvodidak-ticheskij jenciklopedicheskij sl ovar': bolee 2000 edinic. M. : As-trel' ; AST ;Hranitel', 2008. 746 c.
2. Tam zhe. S. 290.
133