Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИГР-ИМПРОВИЗАЦИЙ'

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИГР-ИМПРОВИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / СТУДЕНТ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ / ИГРА-ИМПРОВИЗАЦИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борлакова Зубайда Аубекировна, Магомедова Зухра Залимхановна, Эльмурзаева Мадина Эмильхановна

В статье рассмотрен процесс развития коммуникативных умений студентов высшей школы на основе педагогических игр-импровизаций. С учетом современных общественных изменений и преобразований требуются новые подходы, методы и образовательные практики, позволяющие развивать коммуникативные умения для успешной интеграции будущих выпускников в общественную жизнь, выполнения социальных ролей. Анализ применения импровизации как педагогического средства обучения является для науки явлением не новым: импровизация интуитивно использовалась на разных этапах педагогического процесса и внедряется по настоящее время мастерами-новаторами, однако рассмотрение этого феномена в историческом аспекте практически не осуществлялось. Применение в педагогической науке импровизации означает важный шаг на пути к осмыслению феномена педагогического творчества. В рамках учебно-воспитательного процесса педагогическая импровизация предстает как метод, средство, инструмент достижения учебно-воспитательных задач. Автор пришел к выводу, что анализ сфер применения педагогических игр-импровизаций позволяет рассматривать их как универсальный способ реализации задуманного, имеющий право на существование в педагогической науке. А применение педагогической импровизации при проведении деловых игр в высшей школе позволяет обеспечить интерактивность образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борлакова Зубайда Аубекировна, Магомедова Зухра Залимхановна, Эльмурзаева Мадина Эмильхановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE SKILLS OF HIGHER SCHOOL STUDENTS ON THE BASIS OF PEDAGOGICAL IMPROVISATION GAMES

The paper deals with the development of communicative skills of higher school students on the basis of pedagogical improvisation games. Contemporary social changes and transformations require new approaches, methods and educational practices which allow developing communicative skills for successful integration of future graduates into society and social roles. Analysis of the use of improvisation as a pedagogical tool for teaching is not a new phenomenon for science: improvisation was intuitively used at different stages of the pedagogical process and is still being implemented by master innovators, but there has been little consideration of this phenomenon in the historical aspect. The use of improvisation in pedagogy means an important step towards understanding the phenomenon of pedagogical creativity. Pedagogical improvisation is presented as a method, means and instrument for achieving educational goals in the educational process. The author concludes that the analysis of the scope of pedagogical improvisation games allows considering them as a universal way of implementing the concept which has the right to exist in pedagogical science. The use of pedagogical improvisation in conducting business games in institutions of higher education provides the interactive nature of the educational process.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИГР-ИМПРОВИЗАЦИЙ»

Педагогика

УДК 378

ассистент кафедры «Оториноларингология и хирургия головы и шеи» Борлакова Зубайда Аубекировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказская государственная академия» (г. Черкесск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии и дошкольной дефектологии Магомедова Зухра Залимхановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); старший преподаватель кафедры «Программирование и инфокоммуникационные технологии» Эльмурзаева Мадина Эмильхановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИГР-ИМПРОВИЗАЦИЙ

Аннотация. В статье рассмотрен процесс развития коммуникативных умений студентов высшей школы на основе педагогических игр-импровизаций. С учетом современных общественных изменений и преобразований требуются новые подходы, методы и образовательные практики, позволяющие развивать коммуникативные умения для успешной интеграции будущих выпускников в общественную жизнь, выполнения социальных ролей. Анализ применения импровизации как педагогического средства обучения является для науки явлением не новым: импровизация интуитивно использовалась на разных этапах педагогического процесса и внедряется по настоящее время мастерами-новаторами, однако рассмотрение этого феномена в историческом аспекте практически не осуществлялось. Применение в педагогической науке импровизации означает важный шаг на пути к осмыслению феномена педагогического творчества. В рамках учебно-воспитательного процесса педагогическая импровизация предстает как метод, средство, инструмент достижения учебно-воспитательных задач. Автор пришел к выводу, что анализ сфер применения педагогических игр-импровизаций позволяет рассматривать их как универсальный способ реализации задуманного, имеющий право на существование в педагогической науке. А применение педагогической импровизации при проведении деловых игр в высшей школе позволяет обеспечить интерактивность образовательного процесса.

Ключевые слова: развитие, коммуникативные умения, студент, высшая школа, педагогические игры, игра-импровизация, преподаватель.

Annotation. The paper deals with the development of communicative skills of higher school students on the basis of pedagogical improvisation games. Contemporary social changes and transformations require new approaches, methods and educational practices which allow developing communicative skills for successful integration of future graduates into society and social roles. Analysis of the use of improvisation as a pedagogical tool for teaching is not a new phenomenon for science: improvisation was intuitively used at different stages of the pedagogical process and is still being implemented by master innovators, but there has been little consideration of this phenomenon in the historical aspect. The use of improvisation in pedagogy means an important step towards understanding the phenomenon of pedagogical creativity. Pedagogical improvisation is presented as a method, means and instrument for achieving educational goals in the educational process. The author concludes that the analysis of the scope of pedagogical improvisation games allows considering them as a universal way of implementing the concept which has the right to exist in pedagogical science. The use of pedagogical improvisation in conducting business games in institutions of higher education provides the interactive nature of the educational process.

Key words: development, communicative skills, student, higher school, pedagogical games, improvisation game, teacher.

Введение. Современная образовательная среда выдвигает качественно новые подходы к процессу обучения в высшей школе. Текущий общественный заказ определяет потребность в специалистах новой формации: креативных, способных нестандартно мыслить и принимать решения, действовать не шаблонно, а импровизационно, носителей ненасильственной культуры взаимодействия. Итогом обучения в высшей школе должна стать успешная интеграция молодых специалистов в трудовые коллективы для выполнения соответствующих социальных ролей и трудовых функций. Среди общепрофессиональных компетенций, ФГОС предусматривает такую компетенцию как «Взаимодействие с участниками образовательных отношений». Данные примеры подтверждают, что на уровне ФГОС коммуникативные аспекты закладываются как на уровне, универсальных, так и общепрофессиональных компетенций.

Современные выпускники вне зависимости от принадлежности к какой-либо профессии должны обладать не только профессиональными или так называемыми «жесткими навыками» (hard skills), но и «гибкими» навыками (soft skills), к числу которых относят умение коммуницировать как важнейшая интегральная составляющая.

В контексте важности вышеописанного, а также с учетом современных общественных изменений и преобразований требуются новые подходы, методы и образовательные практики, позволяющие развивать коммуникативные умения для успешной интеграции будущих выпускников в общественную жизнь, выполнения социальных ролей.

Изложение основного материала статьи. Затруднительно представить жизнь современного человека без выполнения отведенных социальных ролей, в связи с чем необходимо владеть определенным набором умений. В этой связи представляется необходимым рассмотреть суть понятия «умения». Процесс формирования умений являлся предметом исследования многих известных исследователей. Так, например, Фридман Л.М. формулирует умение через «способностью к действию, не достигшему уровня сформированности, совершаемого сознательно» [9].

В понимании исследователя Климова Е.А. умения это «системные образования, устойчивые целостности в структуре деятельности субъекта, включающие тактики и стратегии ориентировки во внешней и внутренней обстановке, знания, навыки исполнения и гибкой перестройки деятельности в зависимости от меняющихся условий» [5].

В науке также умения зачастую выступают синонимом слова «компетенции». Л.Ф. Спирин дает такое определение понятию «умение»: «это всегда сознательный целеустремленный микропроцесс преобразования материального или идеального объекта» [7].

Как установлено выше, разнообразие трактовок термина «умение» вызывает потребность определиться с классификацией типов умений, чтобы разобраться в иерархичности данной категории и установить нужную для целей данного исследования классификацию. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что основания

для распределения умений по группам могут быть разнообразными. В частности, ряд исследователей (Талызина Н.Ф.) выдвигает классификацию по типу умений, представленную ниже по тексту.

Исследователь Ю.М. Жуков, рассматривая структуру коммуникативных умений, выделяет 2 блока таких умений, а именно:

- общие умения (например, умение говорить);

- специальные умения, которые имеют отношение к профессиональной деятельности (например, умение выступить с презентацией) [3].

Расширенную классификацию умений в целом предлагают исследователи Талызина Н.Ф., Фридман Л.М., Левитес Д.Г. Все умения авторами группируются по следующим типам [9]:

1. Двигательные умения. В данную группу попадают все виды движений. Так, например, в данную группу можно отнести любое спортивное занятие, которое включает двигательные умения. Двигательные умения являются важной составной частью физической культуры человека. В последнее время развитию двигательных умений уделяется значительное место в практике образования. Современное прогрессивное человечество стремится вести здоровый образ жизни, пропагандировать правильное питание и самосовершенствование человеческого тела.

2. Познавательные умения. Исходя из названия понимаем, что это умения познавать и работать с информацией, накапливать знания. Данная группа умений, также как и представленная ниже группа 3, основана на способности к формально-логическим действиям - синтезу, анализу, обобщению, классификации.

3. Теоретические умения, которые дают возможность анализировать, сравнивать, теоретизировать. На наш взгляд, выделение отдельной группа теоретических умений может быть излишней, с учетом наличия в выдвинутой классификации познавательных умений.

4. Практические умения. К примеру, навыки чтения и письма являются практическими по своей природе. По сути умения заключают в себе уже практическую направленность, а именно, под умениями в самом широком значении понимается знание, опробованное на практике. Это еще раз подтверждает наше предположение о чрезмерности выделения теоретической группы умений в данной классификации.

5. Интеллектуальные умения. Примечательно, что данные авторы выделяют эту группу умений как отдельную, включающую виды мыслительной деятельности, несмотря на наличие такой группы как теоретические умения.

6. Коммуникативные умения, включающие умение слушать и слышать своего оппонента, то есть обладать умением активного слушания.

Данная классификация берет за основу характер выполняемой деятельности. Вместе с тем, предложенное распределение подвергается сомнению, поскольку предложенные категории могут содержать пересекающиеся умения. Так, например, умение анализировать и сравнивать могут трактоваться как интеллектуальные умения, в то время как навыки чтения и письма могут быть отнесены и к познавательным в силу наличия связи между речью и мышлением.

Очевидно, что под коммуникативными умениями следует понимать более широкий набор компонентов, в связи с чем предстоит установить иные классификации для справедливого отражения содержания понятия «коммуникативные умения» и уточнить содержание этого понятия с учетом объективной действительности.

В связи с тем, что в основе понятия «педагогические игры-импровизации» заложено понятие «импровизация», то целесообразно рассмотреть как сущностные характеристики самой импровизации, так и ее сочетание с игрой как методом обучения.

Анализ применения импровизации как педагогического средства обучения является для науки явлением не новым: импровизация интуитивно использовалась на разных этапах педагогического процесса и внедряется по настоящее время мастерами-новаторами, однако рассмотрение этого феномена в историческом аспекте практически не осуществлялось.

Применение в педагогической науке импровизации означает важный шаг на пути к осмыслению феномена педагогического творчества. В рамках учебно-воспитательного процесса педагогическая импровизация предстает как метод, средство, инструмент достижения учебно-воспитательных задач.

Рассмотрение сущности педагогической импровизации проводят непременно во взаимосвязи с педагогическим творчеством, как области развития практической, орудийно-деятельностной природы человека в целях раскрытия талантов и способностей к созиданию и позитивному изменению окружающей действительности, к преобразованию мира духовно-культурными средствами.

Импровизация становится важным инструментом педагогики и психологии, что дает основания рассмотреть внедрение данных возможностей в образовательную практику высшей школы в сочетании с деловыми играми, ставящими аналогичную цель - развитие умений в движении, непредсказуемость итогов, творческий подход участников к процессу проведения деловой игры, многократность ее использования для разных образовательных целей.

Педагогическая импровизация в особенности, как, собственно, и сама импровизация в целом характеризуется созданием нового содержания и его воспроизведением в момент зарождения. Совпадения момента создания творческого решения и его воплощение и объясняют сложность импровизации и вместе с тем, ее перспективность.

Словесно-действенная импровизация, зародившись на сцене театра, на текущий момент становится важным инструментом работы современного педагога. В данном случае уместно упомянуть К. Станиславского, который разработал особый подход к импровизации как методу сценического исполнения [8].

На современном этапе развития научной мысли традиции театральной педагогики тесно переплетаются с педагогической наукой. Мастерство педагогов часто сравнивают с работой актера в театре, отмечая вместе с тем, большую свободу педагога в выборе способов самовыражения. Эффект применения педагогической импровизации в практике преподавателя высшей школы заключается во взаимном проникновении атмосферы творчества в процесс обучения. Деятельность любого педагога, в том числе, и преподавателя высшей школы воплощает в себе приемы науки и искусства, сочетание логического и эмоционального, рационального и чувственного. На этот счет можно привести пример следующей цитаты: «Эффективным приемом разрешения противоречия между первоначально задуманным планом занятия и новым вариантом его реализации и является педагогическая импровизация. Процесс творческого создания нового педагогического продукта непосредственно в момент задумки отражает импровизационный характер деятельности» [1].

В качестве педагогических средств формирования коммуникативных умений выделяются педагогическое сотрудничество преподавателя и студента на основе взаимного уважения и доверия, а также активные методы обучения.

Сложно однозначно заключить, что традиционные формы имеют только негативные характеристики. Реализация традиционных форм в высшей школе позволяет обеспечить репродуктивный характер, гарантировать достижение как минимум средних показателей (за счет ориентации на средний уровень обучения студентов). Кроме того, использование таких методов обеспечивает развитие волевых качеств, поскольку для процесса произвольного запоминания, заучивания материала требуется приложение соответствующих усилий. Кроме того, без данных методов невозможно представить

полноценных процесс обучения в высшей школе (например, построение системы передачи знаний невозможно без проведения полноценных лекционных занятий, семинарских и практических занятий, проверки изученного материала).

Однако творческий компонент, присущ импровизации, находит свое отражение прежде всего в активных методах. Поскольку в основе активных методов лежит понятие активности, необходимо дать определение этому понятию, которое рассмотрим ниже.

«Активность личности - способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры» [2].

Считается, что активность обучения достигается за счет применения в практике активных методов обучения. Хотя еще раз необходимо отметить, что в традиционных методах также присутствует активность обучаемого и активность непосредственного обучающего. Для целей настоящего исследования группа активных методов обучения не противопоставляется традиционным методам. В современной практике образования сложно представить организацию процессе обучения с помощью исключительно активных методов. Однако, уместно применение активных методов тогда, когда требуется практическая отработка навыков, необходимость раскрытия творческого потенциала личности, вовлечение и развитие мотивации у студентов высшей школы.

Возможность активного взаимодействия субъектов с образовательной средой больше проявляется в практике применения активных методов, поскольку именно эта группа методов нацелена на моделирование ситуаций, в которых такая активность становится возможной.

В деятельности преподавателя высшей школы определить педагогическую импровизацию как отдельный метод не представляется обоснованным. Выступая в качестве инструмента донастройки системы педагогического общения, педагогическую импровизацию целесообразно рассматривать больше как элемент педагогической технологии (технологии педагогической драматизации). Современные высшие учебные заведения являются площадкой для получения знаний, умений, навыков, а также для развития востребованных компетенций, без которых успешная социализация личности в общества была бы затруднительна. При этом, отмечается, что наилучший эффект закрепления знаний и их перевод в навыки достигается за счет активности обучающегося, а также включения эмоциональной компоненты в образовательную среду.

Анализ исторических источников, изложенных подробнее в списке литературы, позволяет установить, что импровизация может служить для различных целей. Возникает вопрос, в каком виде и в рамках каких форм организации занятий в высшей школе уместно использование импровизационных приемов. Представляется целесообразным предложить следующие примеры и варианты, в которых уместно включение элементов педагогической импровизации, а именно:

1. Внеаудиторная работа и тематические мероприятия:

- Организация предметных квестов с элементами импровизации;

- Организация работы студенческого импровизационного театра.

2. Аудиторная работа:

Проведение импровизационных 15-минуток различной тематической направленности (как элемент лекции).

3. Проектная деятельность:

- Организация диспутов с элементами драматизации и импровизации;

- Организация дебатов с элементами драматизации и импровизации;

- Организация конференций с использованием элементов драматизации и импровизации.

Использование игровых приемов позволяет учесть импровизационную составляющую в рамках организации процесса преподавания в высшей школе. При этом, главным результатом реализации такого творческого процесса преподавания является развитие потенциала студентов во всех сферах, включая важнейшую - сферу межличностной коммуникации.

Импровизационная составляющая органично вписывается в рамки учебного процесса в высшей школе. Одним из методов обучения в образовательных организациях высшего звена являются деловые игры. Нестандартный творческий подход в применении игр в практике обучения позволяет обеспечить не только активность процесса обучения, но и интерактивность, когда взаимодействие выстраивается не только на уровне преподавателя и студента, но и на уровне между студентами.

Основная проблема, которая возникает при характеристике реального взаимодействия педагога с обучаемыми - это вопрос о том, какими функциями и насколько эффективно должен владеть обучающий для того, чтобы включить обучающихся в активную деятельность с целью достижения определенных результатов по формированию новых знаний, их совершенствованию и развитию. Этот вопрос, очевидно, приводит к необходимости дальнейшего анализа феномена импровизации, но уже в контексте профессиональной компетентности преподавателя высшей школы, что находится за рамками данного исследования.

Общество предопределяет возможности выполнения множества социальных ролей, для чего важно знать, уметь и владеть набором коммуникативных умений. При этом, зачастую высокий процент студентов из числа обучающихся в ВУЗе имеют уровень сформированности коммуникативных умений ниже среднего.

Формирующийся социально-профессиональный статус выпускника и будущего молодого специалиста, а также требования общества предопределяют новый социальный заказ по развитию коммуникативных умений студентов высшей школы. В данном случае важное значение приобретает сфера применения активных методов обучения, в том числе, педагогических игр-драматизаций и деловых игр. Было отмечено, что путем применения педагогической импровизации можно смоделировать активное взаимодействие между непосредственно участниками, а также с самой средой. Педагогическую импровизацию определяют не только как совокупность определенных действий педагога, но и как акт, метод, примем, средство и конечный результат. Все это позволяет сделать вывод о многообразной и не до конца изученной природе феномена педагогической импровизации.

Важным аспектом формирования такого проживаемого опыта являются эмоции. Через призму эмоционального опыта обучающихся обеспечивается более глубокое усвоение знаний, отработка умений, формируются прочные навыки. Педагогическая импровизация выступает междисциплинарным инструментом, черпает свои приемы частично из педагогики искусства, театральной педагогики, привнося в учебный процесс в высшей школе элементы театрализации. Создание атмосферы творчества способствует не только актуализации познавательной активности, но и развивает креативность студентов.

Выводы. Таким образом, мы пришли к выводу, что анализ сфер применения педагогических игр-импровизаций позволяет рассматривать их как универсальный способ реализации задуманного, имеющий право на существование в педагогической науке. А применение педагогической импровизации при проведении деловых игр в высшей школе позволяет обеспечить интерактивность образовательного процесса.

Литература:

1. Активные и интерактивные методы обучения: учеб. пособие / кол. авторов; Нижневартовский государственный университет. - Нижневартовск, 2014. - 155 с.

2. Астафурова, Т.Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально значимых ситуациях межкультурного общения (лингвистический и дидактический аспекты): дис. ... д- ра пед. наук / Татьяна Николаевна Астафурова. - Москва, 1997. - 355 с.

3. Жуков, Ю.М. Коммуникативный тренинг / Ю.М. Жуков. - М.: Гардарики, 2003. - 223 с.

4. Зотова, И.В. Формирование коммуникативных умений у студентов в образовательном процессе / И.В. Зотова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). - Т. 1. -Пермь: Меркурий, 2014. - С. 202-204

5. Климов, Е.А. Основы психологии / Е.А. Климов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 158 с.

6. Платов, В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник / В.Я Платов. - М.: Профиздат, 2010. - 156 с.

7. Спирин, Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя: спец.курс / Л.Ф. Спирин. - Кострома: КГУ, 1994. - 82 с.

8. Станиславский, К.С. Моя жизнь в искусстве / К.С. Станиславский. - М.: Искусство, 1980. - 431 с.

9. Фридман, Л.И. Психопедагогика общего образования: пособие для студентов и учителей / Л.И. Фридман. - М.: Ин-т практ. психологии, 1997. - 287 с.

Педагогика

УДК 378.14.015.62

старший преподаватель кафедры педагогики Будник Нина Владимировна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Луганской народной республики «Луганский государственный педагогический университет» (г. Луганск)

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ МАГИСТРАНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К ИННОВАЦИОННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Профессиональная подготовка предполагает овладение магистрами глубокими фундаментальными и специальными знаниями и развитие способности работать творчески и самостоятельно. Их готовность к инновационной профессиональной деятельности рассматривается как цель и результат непрерывной профессиональной подготовки. Цель исследования - раскрыть содержание готовности магистрантов гуманитарных специальностей к инновационной профессиональной деятельности. Исследуемая готовность является предпосылкой формирования их профессионализма. Содержание исследуемой готовности представлено мотивационно-ценностным, когнитивно-деятельностным, коммуникативным и творческо-рефлексивным компонентами. Каждый компонент предусматривает определенный уровень сформированности знаний, умений, навыков и личностных качеств. Мотивационно-ценностный компонент описывает мотивационный процесс, который характеризуется цикличностью и многостепенностью, а также взаимосвязью потребностей, мотивов и целей. В структуре компонента постоянно формируемые профессиональные ценностные ориентации определяют моральное сознание и поведение магистрантов. Когнитивно-деятельностный компонент является результатом познавательной деятельности; его характеризуют объем знаний, стиль мышления, сформированность умений и навыков. Методологической основой выделения данного компонента является компетентностный подход, согласно которому предусматривается обеспечение формирования у магистранта профессиональных и ключевых компетентностей как фундамента обновления его содержания. В структуре данного компонента выделяются теоретические, прикладные и конкретно-профессиональные знания. В основе содержания коммуникативного компонента акцентируется человеческое общение как гарант эффективной коммуникации. Развитие навыков прямого и непрямого делового общения создает благоприятный микроклимат для продуктивных коммуникаций. Рефлексия в содержании творчески-рефлексивного компонента проявляется как осознание своего собственного практического опыта, достигаемое в ходе изучения и анализа развития учебно-воспитательного процесса. Каждый компонент готовности к инновационной профессиональной деятельности позволяет приблизиться к познанию сущности, закономерностей процесса подготовки магистров в условиях многоуровневого образования. В совокупности компоненты взаимосвязаны между собой и только в своей взаимообусловленности и взаимодействии обеспечивают целостность профессиональной подготовки и инновационную направленность.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, гуманитарные специальности, магистратура, инновационная деятельность, готовность, структура.

Annotation. Professional training involves graduate students acquiring deep fundamental and specific knowledge, and developing ability to work creatively and independently. Their readiness for innovation professional activity refers to the aim and outcome of ongoing professional training. The research aims to reveal the content of humanities graduate students' readiness for innovation professional activity. This readiness is a prerequisite for developing their professionalism. The content of this readiness includes motivational and value, cognitive and activity, communicative, and creative and reflective components. Each component involves a specific level of developing knowledge, skills, abilities, and personal qualities. The motivational and value component describes a motivational process, which is of a cyclic and multistage character, and has interconnected needs, motives, and purposes. Within this component, permanently developed value orientations determine graduate students' moral consciousness and conduct. The cognitive and activity component results from a cognitive activity; the amount of knowledge, thinking style, and skills and abilities formation characterize it. The methodological base of this component is a competence-based approach, which involves graduate students developing professional and key competencies as a framework for updating its content. Theoretical, practical, and specific professional knowledge comprises the structure of this component. Human communication, which guarantees effective communication, constitutes the communicative component. Development of direct and indirect business communication skills creates a favorable microclimate for productive communication. Within the creative and reflective component, reflexion relates to awareness of one's own practical experience achieved after studying and analyzing development of the educational process. Each component of the readiness for innovation professional activity allows approaching the nature, patterns of graduate students' professional training in multi-tiered education. Overall, the components are interconnected and ensure the integrity of professional training and innovative orientation due to interdependence and interaction.

Key words: professional training, humanities majors, graduate school, innovation activity, readiness, structure.

Введение. Социокультурные изменения, направленность в мировое пространство обусловили необходимость подготовки магистров новой генерации, которые владеют глубокими фундаментальными и специальными знаниями и способными работать творчески и самостоятельно. Самым важным элементом профессиональной подготовки магистров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.