ЧИППКРО
УДК 378.091.398
Актуальные векторы профессионального развития педагогов дополнительного образования: импровизация в игротехнике
Н. А. Суркова
https://orcid.org/0000-0001-9530-9091 [email protected]
Current vectors of professional development of teachers of additional education: improvisation in game technology
N. A. Surkova
Аннотация
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Ведущей формой организации образовательного процесса и содержательного досуга обучающихся в творческом объединении является игровая деятельность, в связи с чем его руководители должны на высоком уровне владеть игротехникой. Организуемые и проводимые в условиях ограниченного времени и пространства, все виды игр требуют от педагога культуры профессиональной импровизации. В связи с этим в системе последипломного образования актуализируется проблема ее формирования.
Цель нашей статьи состоит в теоретическом и методологическом обосновании путей формирования культуры профессиональной импровизации педагога дополнительного образования в сфере игротехники.
Методология (материалы и методы). В ходе исследования мы использовали комплекс теоретических (анализ, синтез, индукция и дедукция) и эмпирических (анкетирование, интервью, самооценка, эксперимент) методов.
Результаты. В статье предложена классификация игр с участием обучающихся в системе дополнительного образования, критерием которой является уровень педагогической импровизации, требуемый от педагога-игротехника. Описаны составляющие импровизационного потенциала педагога дополнительного образования, организующего игровую деятельность обучающихся, исходя из которых предложены направления развития системы последипломного образования в сфере фор-
мирования культуры профессиональной импровизации педагогов дополнительного образования. Предложены механизмы использования полученных результатов при проектировании дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов дополнительного образования, а также при подготовке методических мероприятий для данной категории педагогических работников.
Abstract
The research problem and the rationale for its relevance. The leading form of the educational process and meaningful leisure organizing for students of the creative association is play activity, in connection with which its leaders must have a high level of knowledge of game technology. Organized and conducted in conditions of limited time and space, all types of games require professional improvisation culture from the teacher. In this regard, the problem of its formation is being actualized in the system of postgraduate education.
The purpose of our research is to theoretically and methodologically substantiate the ways of forming additional education teacher'sprofession-al improvisation culture in the field of game technology.
Methodology (materials and methods). In the
course of the research, we used a set of theoretical and empirical (questionnaires, interviews, self-assessment, experiment) methods.
Results. The article proposes a classification of games with the participation of students in additional education system, the criterion of which is the level of pedagogical improvisation required
from a teacher-game engineer. The components of the improvisational potential of additional education teacher, organizing the game activity of students, are described. Directions for the development of the system ofpostgraduate education in the field of forming professional improvisation culture of additional education teachers are proposed. Mechanisms for using the results obtained in the design of additional professional programs for advanced training and professional retraining of additional education teachers, as well as in the preparation of methodological measures for this category of teachers.
Ключевые слова: профессиональная импровизация, педагогическая импровизация, дополнительное образование детей, педагог дополнительного образования, последипломное образование, дополнительное педагогическое образование, игрофикация, игротехника, игровые педагогические технологии.
Keywords: professional improvisation, pedagogical improvisation, additional education for children, teacher of additional education, postgraduate education, additional pedagogical education, gamification, game engineering, game pedagogical technologies.
Введение. Трудовые функции педагога дополнительного образования предполагают как заранее спланированную, так и спонтанную деятельность в ходе взаимодействия с другими участниками образовательного процесса. Большинство спланированных видов деятельности в рамках организационно-методического и организационно-педагогического обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных программ координируется методической службой учреждения, а также его административным корпусом.
В то же время каждая составляющая процесса преподавания по дополнительным общеобразовательным программам обязательно требует от педагога неподготовленных действий, связанных с организацией деятельности обучающихся, направленной на освоение образовательных программ, их досуговой деятельности и взаимодействием с родителями (законными представителями) обучающихся1.
1 Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» : приказ
В этой связи в системе последипломного образования педагогов дополнительного образования особую актуальность приобретает формирование культуры их профессиональной импровизации.
Под культурой профессиональной импровизации мы будем понимать умение педагога действовать в нестандартных, непредвиденных профессиональных ситуациях, возникающих в ходе взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.
Цель нашей статьи состоит в теоретическом и методологическом обосновании путей формирования культуры профессиональной импровизации педагога дополнительного образования в сфере игротехники.
Обзор литературы. Проблема профессиональной импровизации сегодня находится в фокусе внимания отечественных и зарубежных ученых. Так, М. С. Резанцева отмечает, что она представляет собой разновидность творческой деятельности, ее первооснову [1, с. 107]. Л. С. Дикая акцентирует внимание на креативном характере педагогической импровизации, разграничивает ее физическую и словесную формы и иллюстрирует их особенности на примерах из педагогической практики [2, с. 58-59]. Э. Ш. Бекирова рассматривает импровизацию как средство повышения эффективности преподавания отдельных учебных дисциплин. Автор отмечает, что от импровизационо-педагогической компетентности напрямую зависит умение педагога «видеть, фиксировать, обогащать и исследовать все многообразие диалектических связей, присущих творческой педагогической деятельности» [3, с. 9]. Как самостоятельный метод характеризует импровизацию А. А. Остапенко, который называет важной ее отличительной особенностью закрытость путей решения промежуточных задач [4, с. 56]. А. В. Криворучко относит импровизацию к педагогическим технологиям, предлагает теоретическое обоснование дифференцирования ее видов и дает краткую характеристику каждому из них [5, с. 103]. О. Г. Бырдина, Г. В. Валетова и Ю. В. Рындина относят импровизацию к эф-
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05 мая 2018 г. № 298. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.003.pdf (дата обращения: 30.01.2021).
фективным инструментам решения педагогических задач, прежде всего оперативных и ситуативных. По мнению авторов, она обеспечивает вариативность организации совместной работы педагога и обучающихся, активизирует их в решении поставленных целей [6]. Исследования О. Бен-Хорина посвящены проблеме профессионализации педагогической импровизации в обучении будущих учителей. Аналитические данные, полученные автором в ходе экспериментальной профессиональной стажировки молодых специалистов, подтвердили факт взаимосвязи импровизационной компетентности и опытности педагога [7]. Однако анализ публикаций, представленных в Научной электронной библиотеке eLibrary.ru свидетельствует, что педагогическая импровизация в игре до настоящего времени не стала полноценным предметом отечественных научных исследований. Исключение составляют работы А. С. Шуляк, где рассматриваются особенности организации игры-импровизации с обучающимися дошкольного и младшего школьного возраста [8]. На наш взгляд, данная проблема должна быть изучена более глубоко, поскольку игровая деятельность, как никакая другая, требует от педагога умения быстро принимать решения, реагируя на обстоятельства, иными словами, требует умения импровизировать.
Методология (материалы и методы). В ходе исследования мы использовали комплекс теоретических и эмпирических методов. Гипо-тетико-дедуктивный метод позволил определить наиболее продуктивную с точки зрения применения потенциала профессиональной импровизации педагога дополнительного образования технологию - игровую. Эмпирическое исследование (анкетирование, интервью, самооценка) проводилось с участием 58 педагогов, объединенных в три группы: 1) молодые специалисты с опытом работы до пяти лет (14 человек); 2) специалисты с опытом работы от 5 до 10 лет (24 человека); 3) специалисты с опытом работы от 10 лет (20 человек). Естественный эксперимент продлился 4 месяца и проходил без отрыва его участников от работы. Разнообразие направлений дополнительного образования детей и взрослых предполагает владение его работниками всем спектром общепедагогических, частно-предметных и локальных педагогических технологий [9, с. 15]. Объектом исследования, резуль-
таты которого описаны в данной статье, стало преимущественно формирование компетенций в сфере использования общепедагогических технологий в системе работы педагога дополнительного образования.
На первом этапе эксперимента его участники оценили эффективность реализации потенциала педагогической импровизации в рамках использования различных педагогических технологий. По мнению респондентов, среди общепедагогических технологий (по классификации Г. К. Селевко [9, с. 24]) наибольшим потенциалом в указанной сфере наряду с проблемным и групповым обучением обладают игровые педагогические технологии (см. рис. 1).
Игровые технологии - один из самых востребованных инструментов в деятельности педагога дополнительного образования. В отличие от системы общего, для дополнительного образования детей решение посредством его применения досуговых, воспитательных и развивающих задач настолько же значимо, как и обучающих.
Вслед за Л. И. Сайгушевой мы будем рассматривать игровые педагогические технологии как «группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которая стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чем-либо» [10, с. 39]. Данное определение близко к пониманию игрофикации в образовании, предлагаемому Ю. П. Олейни-ком [11], который рассматривает ее как процесс распространения игры на различные сферы образования.
Говоря о дополнительном образовании, к таким сферам можно отнести непосредственно учебную, досуговую и соревновательную деятельность обучающихся.
В связи с этим статус педагогических в системе дополнительного образования приобретают не только дидактические, но и иные виды игр, а для педагога дополнительного образования особо значимым становится формирование навыков игротехника [12, с. 193].
Эти навыки важны как для руководителя кружка, так и для педагога-организатора учреждения дополнительного образования.
■ % опрошенных
Игровые технологии "] Групповые технологии Проблемное обучение Педагогика сотрудничества Коллективный способ обучения Компьютерные (новые информационные).. Технология программированного обучения Технология интенсификации обучения Перспективно-опережающее обучение
100
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Рис. 1. Педагогические технологии: потенциал профессиональной импровизации
Причем освоение творческой игровой деятельности в данной сфере требует от педагога дополнительного образования высокого уровня культуры профессиональной импровизации как при организации инициативных игр взрослого, так и при взаимодействии с обучающимися в ходе инициативных игр детей.
Остановимся на инициативных играх взрослого, поскольку именно они преимущественно составляют основу учебных занятий и воспитательных мероприятий в системе дополнительного образования детей.
Причем они являются актуальными для обучающихся всех возрастов - от 4 до 18 лет. Нами был проведен структурно-содержательный анализ более 300 популярных игр, используемых в системе дополнительного образования детей2. В ходе исследования установлено, что процесс игровой деятельности состоит из трех этапов: 1) подготовительный (при необходимости проектирование игры; мотивация обучающихся к уча-
2 Проанализированы описания игр, приведенные на сайте «МетодВики для вожатых "Летний лагерь"». URL: https://summercamp.ru/Категория: Игры (дата обращения: 02.02.2020).
стию в ней; разъяснение правил); 2) основной (собственно игра); 3) рефлексивный (награждение победителей; осмысление результатов организаторами и участниками игровой деятельности). На каждом из этапов во взаимодействии с обучающимися, их родителями (законными представителями), коллегами могут возникнуть непредвиденные ситуации, требующие от педагога профессиональной импровизации. По результатам обобщения заполненных участниками эксперимента карт самодиагностики нами разработана импровизационная матрица педагога-игротехника, которая позволила объединить игры, используемые педагогами в системе дополнительного образования, в три категории: требующие высокого (А), среднего (Б) и низкого (В) уровня педагогической импровизации (табл. 1).
В ходе исследования было выбрано 30 игр всех категорий, которые каждый педагог -участник эксперимента организовал и провел с обучающимися своего творческого объединения в течение естественного эксперимента.
Самоанализ профессиональной деятельности всеми тремя контрольными группами педагогов показал, что потребность в профессиональной импровизации в ходе организации
ЧИППКРО
Таблица 1
Импровизационная матрица педагога-игротехника
^ч Виды игр Уровень ^ч педагогической^ч импровизации Игры по правилам Творческие игры Импровизационная категория игр
дидактические подвижные
Высокий Словесные Игры большой подвижности, в т. ч. с применением предметов Игры режиссерского и театрализованного характера; нарративные игры А
Средний Игры- упражнения; игры с предметами; игры-эксперименты Игры средней подвижности Игры с воображаемой ситуацией; сю-жетно-ролевого, делового характера Б
Низкий Настольно-печатные Игры малой подвижности с предметами и без; игры с использованием преобладающего вида движений Игры конструкторского характера В
и проведения игр категорий А и Б возникала у них на подготовительном, основном и рефлексивном этапах игровой деятельности. Организация и проведение игр категории В, по мнению педагогов второй и третьей групп, преимущественно не требовала педагогической импровизации на основном этапе. Педагоги первой группы отмечали, что потребность в импровизации возникала у них на каждом этапе игровой деятельности при организации и проведении всех категорий игр, из чего нами был сделан вывод, что у молодых специалистов потребность в педагогической импровизации связана с отсутствием профессионального опыта.
Так, педагоги первой группы относили к требующим импровизации ситуации, связанные с неумением участников игры сделать из ее результатов выводы (100%), появлением отвергаемых участников (85,7%), нездоровым соперничеством детей (71,4%), непониманием участниками правил игры (42,9%), ситуациями пата или ничьи в игре (28,6%). Педагоги второй и третьей групп практически не рассматривали данные ситуации как требующие профессиональной импровизации. В ходе обсуждения итогов эксперимента они отмети-
ли, что, сталкиваясь с подобными ситуациями в профессиональной деятельности, обычно прибегали к уже отработанным ранее сценариям [13, с. 72-73], выбирая наиболее оптимальный из них.
Неординарное поведение педагога (эмоциональные реакции, неожиданные игровые инициативы, действия с игровыми предметами, переключение внимания обучающихся на отвлеченную проблему и т. д.) воспринималось участниками игры как его импровизация, однако для педагога это была псевдоимпровизация (имитация импровизации), результаты которой для него самого были ожидаемы и предсказуемы. Педагоги первой группы еще не имели подобного опыта, в связи с чем чаще вынуждены были в неоднозначных ситуациях подготовительного и рефлексивного этапов игровой деятельности прибегать к профессиональной импровизации.
Результаты и их описание
Наибольший интерес с точки зрения использования профессиональной импровизации в деятельности педагога-игротехника в системе дополнительного образования детей представляют игры категории А.
Анализ качеств, выделенных участниками эксперимента как необходимых педагогу для организации и проведения игр категории А, а также участия в них, позволяет конкретизировать содержание импровизационного потенциала педагога-игротехника - психологические свойства, опытные знания и профессиональные компетенции, необходимые ему для организации и проведения каждого вида игр (табл. 2). Развитие импровизационного потенциала педагога-игротехника с учетом тенденции к иммер-сивности, вовлеченности, вживаемости и стиранию границ в творческих сферах [14, с. 163], с которыми соприкасается дополнительное образование, по нашему мнению, невозможно в условиях применения традиционных форм и методов организации образовательного процесса в системе последипломного образования.
Описанные составляющие импровизационного потенциала педагога дополнительного образования как игротехника определяют трех-компонентную модель его профессионального развития в данной сфере (рис. 2).
Компоненты представленной модели тесно между собой взаимосвязаны. Качество реализации каждого из них определяет эффективность реализации модели в целом.
Импровизационный поте!
Компетентностная диагностика, заявленная как одна из составляющих модели, начинает и завершает тренинг-сессию по развитию личностных свойств и работу педагогов, повышающих квалификацию в рамках педагогической игропрактики.
Контрольно-измерительные материалы для диагностики сформированности культуры профессиональной импровизации педагога дополнительного образования включают задания открытого типа, не имеющие однозначного правильного ответа. В связи с этим данный вид оценивания профессиональной компетентности педагога выполняет скорее не контрольную, а обучающую функцию: позволяет субъектам диагностики проверить объективность самооценки собственной импровизационной компетентности, обменяться мнениями по дискуссионным проблемам и приобрести необходимые для будущей педагогической импровизации опытные знания.
При этом обсуждаются не только предлагаемые педагогами решения проблемных ситуаций, но и результаты анализа психолого-педагогической диагностики обучающихся, вовлекаемых в игровую деятельность.
Таблица 2
иал педагога-игротехника
Игры категории А Составляющие^.^ импровизационного^-^^ потенциала педагога Словесные игры Нарративные; режиссерские и театрализованные игры Игры большой подвижности
Профессиональные компетенции Организационные; дидактические социально-эмоциональные; коучинго-вые; организационные; медиационные
Опытное знание Словарный запас; общая эрудиция Социальный опыт (навыки невербальной коммуникации); ментальный опыт; опыт создания игровой предметной среды Двигательный опыт
Личностные свойства Гибкий познавательный контроль Творческий интеллект (артистизм, воображение); личностный интеллект Специальные способности
Речевой интеллект Визуально- пространственный интеллект
Ассоциативное мышление Телесно-кинетический интеллект (скорость реакции, координация, ловкость)
Социальный интеллект (навыки вербальной и невербальной коммуникации, эмпатия, чувство юмора)
Актуальные векторы профессионального развития педагогов...
ЧИППКРО
Компетентностная Диагностика уровня культуры профессиональной
диагностика импровизации с использованием контрольных
измерительных материалов
Психолого-педагогическая диагностика
обучающихся, вовлекаемых педагогом в игровую
деятельность
Самооценка импровизационной компетентности
Педагогическая Пракгако-ориеншрованные дуальные
игропрактика (кооперашвые) формы обучения
Тим-тичинг под руководством специалистов по игротехнике
Еуеп1:-стажировка в учреждениях дополнительного _образования_
Тренинг-сессия но Эффективное лидерство
развитию личностных
свойств Командообраэование
Тренинг воображения
Развитие интуиции
Тренинг эмпатических способностей
Рис. 2. Трехкомпонентная модель профессионального развития педагога дополнительного образования
Апробировать полученные на первом этапе подобной компетентностной диагностики опытные знания педагоги, повышающие квалификацию, могут в рамках педагогической игропрак-тики. Под игропрактикой мы понимаем совокупность активных информальных и неформальных форм непрерывного профессионального развития, которые позволяют педагогу дополнительного образования применить свой импровизационный потенциал в ходе организации разных видов игр для обучающихся: словесных, нарративных, режиссерских, театрализованных и игр большой подвижности. При этом эффективными представляются современные инновационные формы повышения квалификации педагогов: практико-ориентированные дуальные (кооперативные) формы обучения [15, с. 68]; тим-тичинг [16, с. 239] с участием специалистов в сфере игротехники; реализация специализированно-прикладных и креативно-развивающих дополнительных программ повышения квалификации [17, с. 47-48] и др.
Несомненный интерес с точки зрения реализации импровизационного потенциала педагога представляет его вовлечение в event-стажировку на базе учреждений дополнитель-
ного образования детей в период проведения массовых мероприятий, приуроченных к разного рода образовательным событиям. Игровая образовательная среда открывает большие возможности для профессионального развития педагога [18, с. 55].
Параллельно с прохождением программы игропрактики обучающиеся в системе последипломного образования должны стать участниками тренинг-сессии по развитию личностных свойств [19, с. 345]. Тематика отдельных тренингов в рамках такой сессии может быть связана с развитием лидерских качеств, воображения, интуиции, эмпатических способностей, формированием инструментария командообра-зования.
Обсуждение. Каждый компонент представленной модели формирования культуры профессиональной импровизации педагога дополнительного образования в сфере игротехники позволяет организовать «репетицию педагогической импровизации» [7], которая создает оптимальные условия для профессионального развития педагога-игротехника.
Практическая значимость представленной в настоящем исследовании модели подтвер-
ждается в ходе реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для руководителей кружков всех типов и педагогов-организаторов учреждений дополнительного образования. Данные программы являются интегрированными по субъектному принципу. Их в ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования» совместно осваивают педагоги дополнительного образования, работающие по разным направлениям: художественно-эстетическому, эколого-биологическому, физкультурно-спортивному, туристско-
краеведческому, техническому и др. Педагогическая игропрактика в таких смешанных группах позволяет уравнять «стартовые возможности» всех их участников, обладающих большим опытом работы в своей сфере и обычно не имеющих опыта работы в сферах деятельности других участников группы.
Результаты профессиональной социометрии [20], проводимой в таких группах, могут быть диаметрально противоположными в зависимости от предлагаемых их участникам форм и содержания деятельности в рамках педагогической игропрактики. Участники группы по очереди принимают на себя роль игротехников, педагогов-мастеров, коучей, в ходе игровой деятельности совместно прорабатывая нестандартные ситуации, требующие от педагога профессиональной импровизации. Диссемина-ция сформированного на таких занятиях опыта продолжается в рамках межкурсовых учебно- и научно-методических мероприятий соревновательного и несоревновательного типа.
Среди перспектив нашего исследования -изучение потенциала педагогической игропрак-тики на базе пришкольных лагерей и площадок досуга детей.
Значительным обучающе-воспитательным потенциалом обладают традиционные народные игры. Однако они требуют отдельной классификации, а значит, самостоятельного исследования в сфере формирования культуры профессиональной импровизации их организаторов, что также можно рассматривать как интересное направление для нашего дальнейшего исследования в данной сфере.
Заключение. Таким образом, игротехника, как ведущая сфера деятельности педагога дополнительного образования, требует от него
высокой культуры профессиональной импровизации. В системе последипломного образования подготовка слушателей к организации и проведению разных видов игр для обучающихся творческих объединений должна осуществляться с учетом профессионального опыта их организатора, специфики реализуемого в объединении направления дополнительного образования, а также импровизационной категории каждой конкретной игры.
Представленная модель формирования культуры профессиональной импровизации педагога дополнительного образования может быть использована при проектировании дополнительных профессиональных программ, а также в ходе организации методических мероприятий для данной категории педагогов. Ее успешная реализация напрямую зависит от эффективности системы партнерских отношений организации последипломного образования с учреждениями дополнительного образования детей, выступающими стажировочными площадками для педагогов, повышающих квалификацию.
Библиографический список:
1. Резанцева М. С. Импровизация как специфический элемент творческой деятельности / М. С. Резанцева. - Текст : непосредственный // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2019. -№ 1(87). - С. 106-111.
2. Дикая Л. С. Импровизация как разновидность профессионально-творческой деятельности преподавателя на уроках литературы / Л. С. Дикая. - Текст : непосредственный // Севастопольский педагогический вестник. -
2018. - № 1. - С. 56-59.
3. Бекирова Э. Ш. Педагогическая импровизация как средство повышения эффективности преподавания истории в высшей школе / Э. Ш. Бекирова. - Текст : непосредственный // Педагогический вестник. - 2020. - № 15. -С. 9-10.
4. Остапенко А. А. Поддаются ли оцифровке интуиция, импровизация и интонация? О некоторых возможных последствиях цифровизации образования / А. А. Остапенко. - Текст : непосредственный // Народное образование. -
2019. - № 6. - С. 54-58.
5. Криворучко А. В. Педагогическая импровизация как технология обучения /
А. В. Криворучко. - Текст : непосредственный // Актуальные вопросы развития профессионализма педагогов в современных условиях : сб. материалов Международной электронной научно-практической конференции с 1 по 31 октября 2018 года / под ред. А. И. Чернышева, Т. Б. Волобуевой. - В 4 томах. - Т. 3. -Донецк : Истоки, 2018. - С. 100-108.
6. Бырдина О. Г. Развитие способностей к педагогической импровизации у студентов в решении профессионально-педагогических задач / О. Г. Бырдина, Г. В. Валетова, Ю. В. Рын-дина. - Текст : электронный // Науковедение : интернет-журнал. - 2014. - № 1. - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/21PVN114.pdf (дата обращения: 30.01.2021).
7. Ben-Horin О. Towards a professionalization of pedagogical improvisation in teacher éducation. Cogent Education, 2016, Vol. 3.
8. Шуляк, А. С. Формы организации кукольного театра бибабо с воспитанниками 4-7 лет / А. С. Шуляк. - Текст : непосредственный // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей II Международной научно-практической конференции / под ред. Г. Ю. Гуляева. - Пенза : Наука и просвещение, 2016. - С. 116-118.
9. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. - Москва : Народное образование, 1998. - 256 с. - Текст : непосредственный.
10. Сайгушева Л. И. Игровые технологии как средство приобщения младших дошкольников к самообслуживанию / Л. И. Сайгушева, И. С. Стряпухина. - Текст : непосредственный // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 7-2. -С.39-41.
11. Олейник Ю. П. Игрофикация в образовании: к вопросу об определении понятия / Ю. П. Олейник. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. -2015. - № 3. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20103 (дата обращения: 30.01.2021).
12. Мареева А. С. Организация дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря / А. С. Мареева. -Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. -2019. - № 62-1. - С. 192-195.
13. Мазниченко М. А. Сценарная технология создания опережающего контекста деятельности учителя / М. А. Мазниченко, К. Н. Мол-чанюк. - Текст : непосредственный // Школьные технологии. - 2018. - № 6. - С. 68-80.
14. Ахьямова И. А. Переподготовка и повышение квалификации специалистов в области дополнительного художественного образования / И. А. Ахьямова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. -2019. - № 7. - С. 161-167.
15. Сморчкова В. П. Форсайт в стратегии развития системы дополнительного профессионального образования педагогов /
B. П. Сморчкова. - Текст : непосредственный // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. - 2017. -№ 4. - С. 63-70.
16. Волобуева Т. Б. Актуальные форматы обучения / Т. Б. Волобуева. - Текст : непосредственный // Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации : сборник научных трудов XII Международной научно-практической конференции в 2 ч. Ч. 1. - Москва : Некоммерческое партнерство «Международная академия наук педагогического образования», 2020. -
C. 237-241.
17. Афанасьев В. В. Персонифицированное дополнительное профессиональное образование: модель, стратегия проектирования программ повышения квалификации / В. В. Афанасьев, С. М. Куницына, В. В. Лебедев. -Текст : непосредственный // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2017. - № 1. - С. 45-59.
18. Суркова Н. А. Event-стажировка как форма развития импровизационной компетентности педагога дополнительного образования / Н. А. Суркова. - Текст : непосредственный // Актуализация практической подготовки студентов в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов 3++ : сб. статей республиканской научно-практической конференции с международным участием в двух томах / под общей редакцией проф. С. В. Беспаловой. - Т. 2. - Донецк : Изд-во ДонНУ, 2020. - С. 50-55.
19. Краснюк Л. В. Психологические аспекты формирования педагогического имиджа / Л. В. Краснюк, Л. А. Овчинникова. - Текст :
непосредственный // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. -№ 2 (27). - Т. 8. - С. 342-346.
20. Бородина В. А. Профессиональная социометрия в изучении информационных ресурсов в читателеведении / В. А. Бородина. -Текст : непосредственный // Книга: Сибирь -Евразия : материалы международного семинара. - Новосибирск : Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН, 2019. - С. 89-95.
References:
1. Rezantseva, M. S. Improvisation as a specific element of creative activity [Improvizacija kak specificheskij jelement tvorcheskoj dejatel'nosti], Bulletin of the Moscow state university of culture and arts, 2019, No. 1 (87), pp. 106-111.
2. Dikaya, L. S. Improvisation as a kind of professional and creative activity of a teacher in literature lessons [Improvizacija kak raznovidnost' pro-fessional'no-tvorcheskoj dejatel'nosti prepo-davatelja na urokah literatury], Sevastopol pedagogical bulletin, 2018, No. 1, pp. 56-59.
3. Bekirova, E. Sh. Pedagogical improvisation as a means of increasing the effectiveness of teaching history in higher education [Pedagogicheskaja improvizacija kak sredstvo povyshenija jeffek-tivnosti prepodavanija istorii v vysshej shkole], Pedagogical bulletin, 2020, No. 15, pp. 9-10.
4. Ostapenko, A. A. Are intuition, improvisation and intonation amenable to digitization? Some possible consequences of digitalization of education [Poddajutsja li ocifrovke intuicija, improvizacija i intonacija? O nekotoryh vozmozhnyh posledstvijah cifrovizacii obrazovanija], Public education, 2019, No. 6, pp. 54-58.
5. Krivoruchko, A. V. Pedagogical improvisation as a teaching technology [Pedagogicheskaja improvizacija kak tehnologija obuchenija], Topical issues of the development of professionalism of teachers in modern conditions: collection of articles: materials of the International electronic scientific and practical conference, In 4 vol., Vol. 3, 2018,pp.100-108.
6. Byrdina, O. G., Valetova, G. V., Ryndina, Yu. V. The development of students' abilities for pedagogical improvisation in solving professional pedagogical problems [Razvitie sposobnostej k peda-gogicheskoj improvizacii u studentov v reshenii
professional'no-pedagogicheskih zadach], Science studies: Internet journal, 2014, No. 1. Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/21PVN114.pdf (accessed date: 01/30/2021).
7. Ben-Horin, O. Towards a professionalization of pedagogical improvisation in teacher education, 2016, Cogent Education, Vol. 3.
8. Shulyak, A. S. Forms of organizing the biba-bo puppet theater with pupils 4-7years old [Formy organizacii kukol'nogo teatra bibabo s vospitanni-kami 4-7 let], Modern scientific research: topical issues, achievements and innovations: collection of articles of the II International scientific and practical conference, Penza, 2016, pp. 116-118.
9. Selevko, G. K. Modern educational technologies [Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii], Moscow, 1998. 256 p.
10. Sajgusheva, L. I., Stryapuhina, I. S. Gaming technologies as a means of introducing younger preschoolers to self-service [Igrovye tekhnologii kak sredstvo priobshcheniya mladshih doshkol'ni-kov k samoobsluzhivaniyu], International journal of experimental education, 2014, No. 7-2, pp. 39-41.
11. Olejnik, Yu. P. Gamification in education: on the concept's definition [Igrofikaciya v obra-zovanii: k voprosu ob opredelenii ponyatiya], Modern problems of science and education, 2015, No. 3. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20103 (accessed date: 01/30/2021).
12. Mareeva, A. S. Organization of supplementary education for children in a children's health camp [Organizaciya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej v usloviyah detskogo ozdorovitel'nogo lage-rya], Problems of modern teacher education, 2019, No. 62-1, pp. 192-195.
13. Maznichenko, M. A., Molchanyuk, K. N. Scenario technology for creating an advanced context of the teacher's activity [Scenarnaya tekhnologiya sozdaniya operezhayushchego konteksta deyatel'nosti uchitelya], School technology, 2018, No. 6, pp. 68-80.
14. Ah'yamova, I. A. Retraining and advanced training of specialists in the sphere of additional art education [Perepodgotovka i povyshenie kvalifikacii specialistov v oblasti dopolnitel'nogo hudozhestvennogo obrazovaniya], Pedagogical education in Russia, 2019, No. 7, pp. 161-167.
15. Smorchkova, V. P. Foresight in the development strategy of the system of additional profes-
sional education for teachers [Forsajt v strategii razvitiya sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya pedagogov], Modern additional professional pedagogical education, 2017, No. 4, pp.63-70.
16. Volobueva, T. B. Actual training formats [Aktual'nye formaty obucheniya], Horizons and risks of education development in the context of systemic changes and digitalization: collection of scientific papers of the XII International scientific and practical conference in 2 parts, Vol. 1, Moscow, 2020, pp. 237-241.
17. Afanas'ev, V. V., Kunicyna, S. M., Lebedev, V. V. Personalized additional professional education: model, strategy for designing advanced training programs [Personificirovannoe dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie: model', strategiya proektirovaniya programm povysheniya kvalif-ikacii], Bulletin of Moscow university. Series 20. Teacher education, 2017, No. 1, pp. 45-59.
18. Surkova, N. A. Event-internship as a form of development of supplementary education teach-
er 's improvisational competence [Event-stazhirovka kak forma razvitija improvizacionnoj kompetentnosti pedagoga dopolnitel'nogo obra-zovanija], Actualization of practical training of students in the context of the introduction of federal state educational standards 3++: collection of articles of the republican scientific-practical conference with international participation, Vol. 2, Donetsk, 2020, pp. 50-55.
19. Krasnyuk, L. V. Psychological aspects of pedagogical image formation [Psihologicheskie aspekty formirovaniya pedagogicheskogo im-idzha], Azimuth of scientific research: Pedagogy and philosophy, 2019, No. 2 (27), Vol. 8, pp.342-346.
20. Borodina, V. A. Professional sociometry in the study of information resources in reader science [Professional'naja sociometrija v izuchenii informacionnyh resursov v chi-tatelevedenii], Book: Siberia - Eurasia: materials of the international seminar, Novosibirsk, 2019, pp. 89-95.