УДК 378.14
Бырдина Ольга Геннадьевна
ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»
Филиал в г. Ишим Россия, Ишим1
Старший преподаватель кафедры педагогики Кандидат педагогических наук E-Mail: [email protected]
Валетова Галина Владимировна
ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»
Филиал в г. Ишим Россия, Ишим Доцент кафедры педагогики Кандидат педагогических наук E-Mail: [email protected]
Рындина Юлия Валерьевна
ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»
Филиал в г. Ишим Россия, Ишим Доцент кафедры иностранных языков Кандидат педагогических наук
Развитие способностей к педагогической импровизации у студентов в решении профессионально-педагогических задач
Аннотация: В статье рассматривается проблема педагогической импровизации будущих педагогов при решении ими профессионально-педагогических задач. Организация совместной работы обеспечивается вариативностью решений предлагаемых преподавателем проблем и ситуаций, разнообразием форм осуществления взаимодействия, многовариантностью позиций преподавателя и студентов в процессе решения педагогических задач.
Выделенные формы опираются на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение и реализуются в активных методах обучения: имитационное или имитационноролевое моделирование, (воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальности), анализ конкретных ситуаций,
1 627750, Тюменская область, г. Ишим, ул. Ленина, д. 81.
имитационный тренинг, разыгрывание ролей, игровое проектирование, дидактическая игра. Вследствие этого рассматривается диапазон возможностей для создания педагогических ситуаций, которые способствуют проявлению личностного интереса студентов, актуализируют их потребности. Использования данных методов обучения затрагивает личность студента в целом, вовлекает в учебный процесс его эмоции, чувства и ощущения, стимулирует его речевые, когнитивные, творческие способности; активизирует деятельность обучаемого, делая его главным действующим лицом в учебном процессе; создает ситуации, в которых преподаватель не является центральной фигурой; предусматривает различные формы работы во время занятий: групповую, коллективную, в полной мере стимулирующих активность обучаемых, их самостоятельность и творчество.
Таким образом, проявление способностей к педагогической импровизации заключается в творческом приспособлении учителя к условиям педагогической деятельности, немедленном решении возникающих педагогических задач с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, а также реализации личностного, творческого потенциала преподавателя и студентов.
Ключевые слова: Педагогическая импровизация; педагогическая задача; решение профессионально-педагогических задач; имитационно-ролевое моделирование; анализ конкретных ситуаций; игровое проектирование; деловая игра.
Идентификационный номер статьи в журнале 21РУЫ114
Olga Byrdina
Tyumen State University Russia, Ishim E-Mail: [email protected]
Galina Valetova
Tyumen State University Russia, Ishim E-Mail: [email protected]
Julia Ryndina
Tyumen State University Russia, Ishim
Development of skills for teaching improvisation students in solving vocational educational tasks
Abstract: The article deals with the idea development of student’s abilities of pedagogical improvisation in solving problems of professional teaching. The organization of collaboration is provided solutions of offered by teacher variability problems and situations of the diversity of interaction-ending positions of teacher and students in the process of solving pedagogical problems.
Dedicated forms rely on creative, productive thinking, behavior, communication and are implemented in active learning methods: simulation and role modeling, (play in the learning environments of a measure of the processes occurring in reality), case studies, imitation and role modeling, game design, didactic game. Because of this, the author considers the range of possibilities to create teaching situations, which contribute to the manifestation of personal interest students, actualize their needs. Use of these teaching methods affects student as a whole person, involves a learning process his emotions, feelings and sensations, stimulates his speech, cognitive, creative abilities, activates student activities, creates a situation in which the teacher is not is the central figure; provides various forms of work in the classroom: a group, collective, fully enabling the activity of trainees, their independence and creativity.
In this way, the demonstrated ability to teaching improvisation is creative adaptation to the conditions of teachers teaching activities, immediate addressing emerging pedagogical tasks to improve the efficiency of the educational process, as well as the realization of personal and creative potential of the lecturer and students.
Keywords: Pedagogical improvisation; pedagogical problem; solving problems of professional teaching; imitation and role modeling; analysis of concrete situations; game designing; business game.
Identification number of article 21PVN114
Проблема импровизации актуальна всегда, так как учитель осуществляет профессиональную деятельность в системе субъект-субъектных отношений, которые характеризуются многовариантностью взаимодействия, большой долей непредсказуемых и спонтанных ответных реакций, требующих немедленного анализа ситуации и принятия решения в условиях ограниченности времени. В учебно-воспитательном процессе постоянно возникают незапланированные ситуаций, которые вынуждают учителя не только корректировать отдельные моменты в плане урока, но и порой кардинально его изменять. Только оперативность и быстрая реакция принятия решений, их адекватность и соответствие педагогической ситуации и качественное, профессиональное осуществление учителем педагогического замысла могут направить учебно-воспитательный процесс в нужное русло, обеспечить реализацию поставленных целей. Способность учителя к педагогической импровизации способствует развитию педагогического предвидения, выражающегося в педагогически целесообразных и интуитивных действиях педагога решать поставленные перед ним профессиональные задачи.
Педагогическая импровизация имеет непосредственное отношение к эффективности педагогического процесса. Созданная ситуация успеха в результате использования импровизации, формирует у будущего педагога творческий подход к своей профессиональной деятельности, уменьшает страхи молодого учителя перед предстоящей деятельностью и возникающие в связи с ними педагогические ошибки, которые в итоге могут привести к потере чувства призвания, «охлаждению» к профессии педагога.
О важности педагогической импровизации упоминал в своих трудах выдающийся педагог А. С. Макаренко. Он считал, что «педагогика - вещь, прежде всего, диалектическая -не может быть установлено никаких абсолютных правил педагогических мер и систем. Всякое догматическое положение, не исходящее из обстоятельств и требований данной минуты, данного этапа, всегда будет порочным» [1, с.11].
Слово «импровизация» (лат. improvisus) означает «неожиданный, непредвиденный, внезапный». Педагог, основываясь на своем опыте, педагогических знаниях, эрудиции и на интуитивном поиске решений педагогических ситуаций, способен органично воплощать все это при взаимодействии с детьми, целенаправленно и педагогически мудро действовать в меняющихся непредвиденных обстоятельствах учебно-воспитательного процесса[2, с.5].
Таким образом, педагогическую импровизацию можно рассмотреть в качестве способности педагога оперативно и правильно оценивать ситуации и поступки учащихся, принимать решения сразу, порой без предварительного логического рассуждения.
Особенно педагогическая импровизация актуальна при решении оперативных и ситуативных задач, возникающих в большинстве случаев спонтанно и порой неожиданно в той или иной конкретной ситуации и которые требуют от педагога незамедлительного и верного принятия решения педагогической задачи.
Во многих научных исследованиях педагогическая задача рассматривается как осмысление, осознание педагогом педагогической ситуации, связанной с необходимостью перевести учеников с одного уровня (обученности, воспитанности, умения и т.д.) на другой уровень по наиболее оптимальному пути. Задача возникает также, если нужно перевести из одного состояния в другое (незнание - в знание, распущенность - в дисциплинированность, от неумения - к умению, от отрицательного отношения - к положительному и т.д.), а также, если это необходимо, разрешить конфликт [8, с. 24].
Процесс решения тактических, оперативных и ситуативных задач пронизывает всю деятельность педагога. Можно обнаружить процесс принятия решения и при формировании цели, и при выборе способов действия, и при формировании программы действий. При этом
следует учитывать, что разные люди (или один и тот же человек в разных ситуациях) принимают решения по-разному.
Решение - это формирование мыслительных операций, снижающих исходную неопределенность проблемной ситуации. В процессе решения выделяют стадии поиска, принятия и реализации решений. Типичная структура поведения человека в ходе решения -разделение исходной проблемы на множество более простых промежуточных задач соответственно плану решения [8, с.370].
Процесс решения педагогической задачи может включать в себя ряд этапов:
1. Анализ ситуации и характера затруднений, т.е. выявление характера противоречий;
2. Формулировка педагогической цели: т.е. чего следует добиться;
3. Поиск путей и средств достижения поставленной цели;
4. Анализ полученного результата;
5. Анализ ошибок и возможности других путей решения педагогической задачи [8, с. 374].
Развитие способностей к педагогической импровизации у будущих педагогов к решению профессионально-педагогических задач осуществляется через учебные задачи, решаемыми ими в процессе теоретического обучения, педагогической практики, самостоятельной и исследовательской работы. Серьезный вклад в подготовку будущих педагогов к решению этих задач может вносить учебная дисциплина «Профессиональнопедагогические задачи».
В ходе занятий студенты должны постоянно вовлекаться в различные действия -выполнение устных и письменных упражнений, обсуждение и проигрывание ролевых ситуаций и т.д. Ведущими формами активности является речь (слушание, говорение, письмо), предметное действие и поступок, которые обусловливают личностную включенность студента в учебную деятельность [6, с. 34].
Взаимодействие участников педагогического процесса выступает и как особый тип их связей, отношений, характеризующий процессы их взаимного воздействия друг на друга, взаимного влияния и изменения и как процесс их деятельностного и личностного «обмена», в результате чего происходит их взаимное обогащение и преобразование и как специфическая форма организации их деятельности, предполагающая объединение усилий в воздействии на общий предмет деятельности.
Организация совместной работы обеспечивается вариативностью решений предлагаемых преподавателем проблем и ситуаций, разнообразием форм осуществления взаимодействия, многовариантностью позиций преподавателя и студентов в процессе решения задач.
В результате вполне правомерно в качестве принципов развития способностей к педагогической импровизации у студентов педагогического вуза к решению педагогических задач рассматривать: принцип активности участников в решении предложенных
педагогических задач, принцип творческой позиции, принцип диалогичности педагогической деятельности [4, с.575].
Принцип активности предполагает постоянное вовлечение студентов в различные действия - выполнение устных и письменных упражнений, обсуждение и проигрывание ролевых ситуаций и т.д. Ведущими формами активности является речь (слушание, говорение,
письмо), предметное действие и поступок, которые обусловливают личностную включенность будущего педагога в учебную деятельность.
Принцип творческой позиции основан на том, что в процессе занятий преподавателем должны создаваться такие ситуации, когда студентам необходимо самим найти решение проблемы, самостоятельно сформулировать закономерности и принципы общения, взаимодействия. Собственное решение той или иной ситуации способствует построению некоторой теоретической модели, оказывающей влияние на решение индивидуальных профессиональных проблем, связанных с реализацией студентом своих творческих возможностей и направленных на развитие у них педагогической импровизации.
И, наконец, принцип диалогичности предполагает установление субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе в целом; подразумевает равенство позиций сторон, уважение и доверие партнеру. Реализация этого принципа подразумевает создание коммуникативной среды, обеспечивающей субъектно-смысловое общение, саморазвитие каждой личности. Диалог - способ познания себя и окружающей действительности в условиях субъектно-смыслового общения. Диалоговое взаимодействие представляет собой взаимодействие, которое развивается и по своему содержанию (является вариативным, предполагает различные решения, допускает различные взгляды), и по формам осуществления (непосредственное и опосредованное, парное, групповое и т.д.), и по взаимным позициям его участников (ведущий - ведомый; организатор - участник и др.). В процессе анализа педагогических ситуаций организуется позиционная дискуссия, цель которой — научить выбирать и оценивать различные точки зрения, связанные с решением конкретной задачи, высказывать разнообразные мнения и суждения, приходить к компромиссу. Она позволяет взглянуть на ситуацию с различных точек зрения, видеть ее «объемно», многоаспектно, помогает «обойти» имеющиеся межличностные противоречия. При этом организатору обсуждения необходимо отметить мнение каждого, найти в нем рациональное зерно, подчеркнуть вклад в общее решение проблемы.
Выделенные принципы опираются на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение и реализуются в активных методах обучения: имитационное или имитационноролевое моделирование, (воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальности), анализ конкретных ситуаций, имитационный тренинг, разыгрывание ролей, игровое проектирование, дидактическая игра. Вследствие этого рассматривается диапазон возможностей для создания педагогических ситуаций, которые способствуют проявлению личностного интереса студентов, актуализируют их потребности.
Проводимые имитационные тренинги «Педагогические ситуации» позволяют будущим педагогам решить ряд затруднительных педагогических ситуаций. Познакомившись с содержанием каждой из них, студентам необходимо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который, с педагогической точки зрения, наиболее правилен, по мнению будущих педагогов, либо предложить свой вариант решения проблемы, позволяющий спонтанно и продуктивно действовать в меняющихся обстоятельствах педагогической деятельности. В том случае подходят «неоконченные» задачи, задания на использовании «подсказки», различные «конкурсы идей», коллективные «мозговые атаки».
Преподаватели предлагают студентам оценить ряд педагогических ситуаций, предложить решения, а потом проводится совместный анализ, стимулирующий педагогическую саморефлексию: что чувствовал, на что ориентировался, «как видел» ситуацию, проводил ли мысленный эксперимент и т. д. [3, с.35].
Рассмотрим некоторые примеры заданий, направленные на развитие способностей у студентов к педагогической импровизации.
Задание «Парные этюды - импровизации» [7, с. 41].
Студенты делятся по парам. Каждая пара получает карточку с заданием.
Например:
1. Учитель должен выяснить у ученика, почему тот систематически пропускает занятия.
2. Выяснить, почему ученик ударил другого учащегося.
3. Попросить коллегу задержаться после уроков, чтобы помочь вам с подготовкой открытого урока и т.д.
Получив карточку, студенты должны лишь распределить роли, определить возраст ученика, место общения. При этом сам диалог никак не оговаривается в ходе беседы, т.е. заранее партнеры не должны знать, как поведет себя другой по отношению к нему.
Цель учителя - максимально конструктивно завершить диалог, а партнер (ученик, родитель) может выбирать любую тактику поведения.
После проигрывания каждого этюда проводится анализ, который должен начинаться с саморефлексии всех исполнителей: что получилось, что не получилось, почему? Необходимо также выяснить, как чувствовал себя каждый играющий и т.д. Затем диалог анализируют наблюдатели.
Импровизация чаще всего рассматривается в рамках творчества. Исследование импровизации вне творчества невозможно, так как она является одновременно и видом, и компонентом творчества [10, с.11-12]. В процессе занятий должны создаваться такие ситуации, когда студентам необходимо самим найти решение проблемы, самостоятельно сформулировать закономерности и принципы общения, взаимодействия.
Собственное решение той или иной ситуации способствует построению некоторой теоретической модели, оказывающей влияние на решение индивидуальных профессиональных проблем, связанных с реализацией студентом своих творческих возможностей.
Проявление творческой импровизации у будущих педагогов может возникнуть при выполнении задания на «Моделирование ситуаций с недостающими данными» [7, с. 42].
Каждый студент получает карточку с заданием-схемой анализа педагогической ситуации, которая заполнена лишь частично. Примеры карточек: «причина - ? - ? -последствие»; «? -ситуация (поступок) - ? - последствие»; «? - ? - реакция -последствие»; «причина - ситуация - ? - ?»; «причина - ? -реакция- ?» и т.п.
Студент должен наполнить конкретным содержанием обозначенные позиции в схеме, оставив пропущенные вопросы. Например:
1. У педагога не складываются отношения с учеником «- ? -?» - отношения еще более обострились.
2. «? - ребенок отказывается отвечать на уроке «- ?» - ребенок перестал ходить в школу...» и т.д.
Для выполнения данного этапа задания отводится 10 мин. Когда все готовы, группа разбивается на пары. В парах студенты обмениваются составленными ситуациями. В течение
10 мин партнеры должны дописать недостающие компоненты схемы с учетом уже имеющихся.
После этого студенты вновь работают в парах, показывая друг другу завершение схемы-ситуации. Они обсуждают каждый компонент ситуации, связывают свои предположения, задают друг другу вопросы. В ходе этой работы ситуации могут корректироваться, уточняться.
Когда работа завершена, каждая пара готовит обе ситуации к проигрыванию и демонстрации ее всей группе.
После каждого показа проводится коллективное обсуждение, выясняется, как моделировалась ситуация, какие претерпела изменения в ходе совместной работы и т.д.
Погружение в профессиональную деятельность возможно либо в обстановке реальной профессиональной среды (на педагогической практике), либо в обстоятельствах, близко моделирующих профессиональную реальность. В связи с этим, особый интерес для нас представляет концепция знаково-контекстного обучения в вузе А.А. Вербицкого [6, с.35].
Естественный перевод будущего педагога в профессиональную среду, как отмечает А.А. Вербицкий, наиболее оптимально обеспечивается в игровой форме обучения в силу следующих особенностей игры: игра позволяет воссоздать структуру и функциональные звенья будущей профессиональной деятельности. В контексте нашего исследования это означает, что в игре обеспечивается приближение обстановки учебного процесса к реальным условиям порождения профессиональных потребностей в знаниях и их практическом применении, что обеспечивает проявление способностей у студентов к педагогической импровизации.
Деловые игры - это педагогическое моделирование различных управленческих и производственных ситуаций с целью обучения отдельных личностей и их групп принятию решений [6, с.35]. Проигрывание на занятиях педагогических ситуаций затрагивает личность студента в целом, вовлекает в учебный процесс его эмоции, чувства и ощущения, стимулирует его речевые, когнитивные, творческие способности; активизирует деятельность обучаемого, делая его главным действующим лицом в учебном процессе; создает ситуации, в которых преподаватель не является центральной фигурой; предусматривает различные формы работы во время занятий: групповую, коллективную, в полной мере стимулирующих активность обучаемых, их самостоятельность и творчество.
Таким образом, проявление способностей к педагогической импровизации заключается в творческом приспособлении учителя к условиям педагогической деятельности, немедленном решении возникающих педагогических задач с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, а также реализации личностного, творческого потенциала преподавателя и студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азаров Ю.П. Педагогическая интуиция //Народное образование. 1966. - № 9
2. Булатова О.С. Педагогический артистизм: учеб. пособие для студентов вузов / О. С. Булатова. - М., Academia, 2001. - 239с.
3. Берикханова Л. Ю. Подготовка студентов — будущих учителей к импровизационной деятельности. — Тюмень, 1988.- 125 с.
4. Бырдина О.Г. Подготовка студентов педвуза к решению профессиональнопедагогических задач // Молодой ученый №1 (60), 2014.- С.575-577.
5. Ведерникова Л.В. Подготовка педагога как творческого профессионала: учеб. пособие/Л.В. Ведерникова.- Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2006.-112 с.
6. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М.: Высш. шк. 1991. - 204 с.
7. Психолого-педагогический практикум: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.С. Подымова, Л.С. Духова, Е.А. Ларина, О.А. Шиян; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 224 с.
8. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
9. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач: развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование. - М.: Рос. пед. агентство, 1997. - 174 с.
10. Харькин В. Н. Педагогическая импровизация: теория и методика / В. Н. Харькин. - М.,1992. - 157с.
Рецензент: Шустова Марина Владимировна, Заведующая кафедрой педагогики, доцент, Кандидат педагогических наук, Тюменский государственный университет.
REFERENCES
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Azarov Ju.P. Pedagogicheskaja intuicija //Narodnoe obrazovanie. 1966. - № 9
Bulatova O.S. Pedagogicheskij artistizm: ucheb. posobie dlja studentov vuzov / O. S. Bulatova. - M., Academia, 2001. - 239s.
Berikhanova L. Ju. Podgotovka studentov — budushhih uchitelej k improvizacionnoj dejatel'nosti. — Tjumen', 1988.- 125 s.
Byrdina O.G. Podgotovka studentov pedvuza k resheniju professional'no-pedagogicheskih zadach // Molodoj uchenyj №1 (60), 2014.- S.575-577.
Vedernikova L.V. Podgotovka pedagoga kak tvorcheskogo professionala: ucheb. posobie/L.V. Vedernikova.- Ishim: Izd-vo IGPI im. P.P. Ershova, 2006.-112 s.
Verbickij A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyj podhod. - M.: Vyssh. shk. 1991. - 204 s.
Psihologo-pedagogicheskij praktikum: Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij / L.S. Podymova, L.S. Duhova, E.A. Larina, O.A. Shijan; Pod red. V.A. Slastenina. - M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2005. - 224 s.
Slastenin V.A. i dr. Pedagogika: Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. Shijanov; Pod red. V.A. Slastenina. - M.: Izdatel'skij centr "Akademija", 2002. - 576 s.
Spirin L.F. Teorija i tehnologija reshenija pedagogicheskih zadach: razvivajushheesja professional'no-pedagogicheskoe obuchenie i samoobrazovanie. - M.: Ros. ped. agentstvo, 1997. - 174 s.
Har'kin V. N. Pedagogicheskaja improvizacija: teorija i metodika / V. N. Har'kin. -M.,1992. - 157s.