DOI: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-224-230
КОМПЛЕКС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ
Турбина Е.П.
ORCID: 0000-0002-9195-8155, ФГОБУ ВПО Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, Российская Федерация
В статье рассмотрен процесс развития интереса к педагогической деятельности у будущих учителей на основе педагогической импровизации. Автором обоснован комплекс педагогических условий, которые способствуют данному процессу. В статье также обозначены основные характеристики, структурные компоненты и функции педагогической импровизации.
Ключевые слова: условие; педагогическое условие; комплекс; педагогическая деятельность; педагогическая импровизация; компетентность; образовательная среда.
THE COMPLEX OF PEDAGOGICAL CONDITIONS IN THE PROCESS OF DEVELOPING OF THE INTEREST
TO THE PEDAGOGICAL ACTIVITY OF THE FUTURE
TEACHERS ON THE BASIS OF THE PEDAGOGICAL IMPROVISATION
Turbina E.P.
ORCID: 0000-0002-9195-8155, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russian Federation
The process ofdevelopment of the interest to the pedagogical activity offuture teachers on the basis of pedagogical improvisation is viewed
in the article. The author examined the complex of the pedagogical conditions which influence on the process. The main characteristics, structure components and functions ofpedagogical improvisation are also shown in the article.
Keywords: condition; pedagogical condition; complex; pedagogical activity; pedagogical improvisation; competence; educational environment.
Развитие интереса к педагогической деятельности у будущего учителя связано с пониманием сущности педагогической профессии в процессе активного участия в педагогической деятельности и развивающимся в этих условиях подлинным желанием посвятить себя работе с детьми.
Педагогический подход к решению этого вопроса должен состоять в том, чтобы обнажать в педагогическом процессе объективные возможности интересных сторон, явлений окружающей жизни; возбуждать и постоянно поддерживать у студентов состояние активной заинтересованности окружающими явлениями, моральными, эстетическими, научными ценностями; всей системой обучения и воспитания целенаправленно формировать интерес как ценное свойство личности, содействующее ее творческой активности, ее целостному развитию.
Исследования отечественных психологов утверждают, что формирование интереса - не замкнутый в себе автономный процесс [7, с. 438]. Оно обусловлено социальным окружением, сферой и характером деятельности не только самого человека, но и людей его окружающих, процессами обучения и воспитания, располагающими особыми стимулами возбуждения интереса, коллективом, активностью самой личности, ее позицией и ее ролью в деятельности коллектива.
Интерес—это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности [6, с. 255]. Интересы студентов в процессе обучения могут изменяться, и поэтому для педагога важно знать, что послужило причиной их изменения, и в каком направлении они изменились. Это в свою очередь
предъявляет повышенные требования к организации занятий с учетом вида деятельности.
Для большинства студентов педагогического вуза основной побудительной силой учения и формирования педагогических умений и навыков становится интерес к педагогической деятельности [2, с. 254]. В качестве ведущего средства развития интереса к педагогической деятельности у будущих учителей мы усматриваем педагогическую импровизацию, являющуюся одной из самых актуальных в педагогических исследованиях.
Подходя к вопросу об определении понятия педагогическая импровизация, мы можем сказать, что это акт, в процессе которого исполнение совпадает или следует сразу за созданием объективно или субъективно нового, представляющий собой один из элементов педагогической деятельности, опирающийся на интуицию, и в то же время - своеобразный механизм трансформации педагогических и общекультурных знаний, умений, техники в педагогические, творческого характера действия.
Структурный и содержательный анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выявить сущностные характеристики педагогической импровизации, этапы ее реализации и функциональное назначение в процессе воспитания интереса к профессии учителя у студентов педагогического вуза.
Исходя из этого, мы выделяем структурные компоненты педагогической импровизации. Педагогическая импровизация состоит из шести структурных компонентов: 1) гностический (относится к сфере знаний педагога); 2) проектировочный (включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания); 3) конструктивный (особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся); 4) организаторский (умение педагога организовать собственную деятельность, а также активность учащихся); 5) коммуникативный (особенности коммуникативной деятельности преподавателя) и 6) творческий.
Поскольку функциональное раскрытие педагогической импровизации предстает перед нами как сложный вопрос, претендующий на отдельное объемное исследование, то мы предприняли попытку
определить ее функции через решение различных классов педагогических задач.
Проанализировав исследования Ю.П. Азарова, В.И. Загвязин-ского, Ю.П. Сокольникова, Ю.Н. Кулюткина, В.Н. Харькина и других мы в качестве первой функции выделяем воспитывающую: воспитание положительного отношения личности к коллективу и коллектива к личности. Вторая функция - развивающая: в решении задач индивидуально-личностного развития педагогическая импровизация занимает особое место. Эффект неожиданности, заключенный в ней, позволяет «достучаться до ребячьих сердец», найти к ним самый короткий путь [4, с. 65].
Третья функция видится нам как организационно-дидактическая - соотносится с основными аспектами организации учебной деятельности: организация предметного содержания учебной деятельности учащихся (отбор учебного материала, его дидактическая обработка, построение его системы, определение способов и форм подачи); организация форм учебной деятельности учащихся (разработка форм групповой и индивидуальной работы, определение степени самостоятельности.
Четвертая функция - коммуникативная - именно при решении различных коммуникативных задач импровизация оказывается незаменимым инструментом, именно она помогает решению коммуникативных задач: передача учебных знаний (в радостной ненавязчивой форме), корректировка исходных программ в самом процессе их осуществления, оперативной их доводке или изменению [3, с. 98]. Рассмотрев перечисленные функции трудно не заметить и сделать вывод, что импровизация является действенным инструментом процесса обучения и воспитания школьников.
Осмысление путей и средств, способов развития интереса к педагогической деятельности у будущих учителей на основе педагогической импровизации инициировали определение комплекса педагогических условий, способствующих результативности процесса воспитания интереса к профессии учителя. Мы считаем следующие условия необходимыми и достаточными: импровизационно-педагогическая компетентность преподавателя вуза в контексте
формирования интереса к профессии будущего учителя; создание импровизационно-творческой образовательной среды; востребование жизненного опыта.
Первое условие: импровизационно-педагогическая компетентность преподавателя вуза в контексте воспитания интереса к профессии учителя у студентов педагогического вуза. Данное условие основывается на основных положениях деятельности педагога, осуществляющего процесс образования и воспитания учеников, требованиях, предъявляемых к данному виду деятельности и знаний, умений применения педагогической импровизации.
Мы придерживаемся мнения В. И. Загвязинского, который считает, что неожиданные изменения ситуации требуют особой остроты реакции, своего рода экспромтности решений. Многое из того, что казалось гладким на бумаге, на практике оказывается ухабистым, а некоторые пугающие при предварительных прикидках трудности преодолеваются сравнительно легко [1, с. 98].
В.А. Как-Калик в своем исследовании определял педагогическую импровизацию как «способность педагога оперативно и правильно оценивать ситуации и поступки учащихся, принимать решение сразу, порой без предварительного логического рассуждения, на основе предшествующего опыта, педагогических и специальных знаний, эрудиции и интуитивного поиска и органично воплощать его в общении с детьми, продуктивно действовать в меняющихся обстоятельствах деятельности, чутко реагируя на изменения, корректируя собственную деятельность».
Проанализировав все виды деятельности учителя, мы пришли к выводу, что личность самого учителя занимает ведущее место в образовательном процессе, а артистические черты стиля жизни и деятельности учителя - это черты подлинных людей, но в учителе они сфокусированы, напряжены, интенсивны. Таким образом, импровизационно-педагогическая компетентность преподавателя вуза включает концентрированное и одновременно распределенное внимание, развитое воображение и вдохновение, наряду с разносторонними в том числе глубокими, психолого-педагогическими и методическими знаниями, умениями и навыками.
Второе условие: создание импровизационно-творческой образовательной среды. Педагогический вуз - это своеобразная стартовая площадка, откуда его воспитанники уходят в большую жизнь. И от того, какова будет эта площадка, во многом зависит их будущее. Здесь воспитанник учится общению с будущими учениками. Здесь формируются наиболее ценные человеческие качества личности будущего воспитателя. Здесь он овладевает не только новейшей методикой обучения, но и способам добывания новых знаний. Таким образом, в каких условиях будет проходить формирование личности учителя, зависит его дальнейшее профессиональное мастерство.
Творческую личность будущего учителя, в которой так нуждается современная школа, можно сформировать только в соответствующей импровизационно-творческой образовательной среде, окружающей будущего учителя [5, с. 34].
На основании анализа сущности создания импровизационно-творческой образовательной среды в процессе формирования интереса к профессии будущего учителя на основе педагогической импровизации, мы приходим к выводу о том, что создание импровизационно-творческой образовательной среды 1) помогает осознать ценности и смысл профессии и выстроить цели творческого становления; 2) открывает педагогическую деятельность как призвание и сотворчество; 3) осуществляет вхождение будущего учителя в проблематику науки и выстраивает научный поиск; 4) создает условия для творческой самореализации и саморазвития целостной личности; 5) поддерживает индивидуальность и творческую самобытность при организации образовательного процесса; 6) ориентирует на эталонную творческую модель личности учителя. Неотъемлемая часть процесса развития интереса к педагогической деятельности на основе педагогической импровизации - развитие у студентов в процессе обучения в вузе специальных умений, которые обеспечивали бы рациональное и эффективное осуществление творческой педагогической деятельности.
Третье условие: Востребование жизненного опыта.
Развитию интереса к педагогической деятельности у будущих учителей на основе педагогической импровизации будет способство-
вать использование жизненной информации в ролевых (деловых) играх, диспутах, пресс-конференциях на педагогические темы. Образовательный процесс, как источник жизненного опыта, неразрывно связан с повышением трудовой активности студента, разработкой форм и методов обучения, вызывающих у него стремление к самостоятельной импровизационно-интеллектуальной деятельности. Обратим внимание на то, что востребование жизненного опыта в процессе развития интереса к педагогической деятельности у будущих учителей на основе педагогической импровизации реализуется посредством методик, включающих моменты образно-художественного мышления, актуализации подсознательной информации, конструктивно-творческой и моделирующей деятельности, в которой оказывается задействованным скрытый интеллектуально-психологический потенциал личности студента.
Реализация педагогических условий, по нашему мнению, дает возможность будущему учителю усваивать не только профессионально-педагогические знания, но и содействует отчетливому осознанию себя в этой профессии, помогает проникнуть в суть импровизационно-педагогической деятельности, что способствует развитию интереса к педагогической деятельности.
Список литературы
1. Загвязинский В.И. Реформа школы и развитие педагогического творчества учителей. [Текст] /В.И. Загвязинский. Тюмень, 1988. 192 с.
2. Кузьмина Н.В. Основы вузовской педагогики.[Текст] / Н.В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1972.311 с.
3. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений.[Текст] /Ю.Н. Кулюткин. М.: Педагогика, 1970. 231 с.
4. Макаренко A.C. Педагогические сочинения. [Текст] / A.C. Макаренко. М., 1948. С. 65.
5. Маркова А.К. Психология профессионализма. [Текст] / А.К. Маркова. М.: Междунар. гуманит. фонд Знание, 1996.
6. Педагогическая энциклопедия. [Текст]. Т. 2, 1965. С. 255.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.[Текст] / М., Учпедгиз, 1946. 529 с.