Научная статья на тему 'УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ К РАБОТЕ'

УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ К РАБОТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная подготовка / готовность к работе / студент / университет / практикум / профессиональный потенциал / professional training / job readiness / student / university / workshop / professional potential

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борлакова Фатима Аубекировна, Айбатырова Пах Ай Казбековна, Магдиева Нателла Тахмановна

В статье раскрывается целесообразность реализации различных видов учебно-профессиональной деятельности студентов. Приводятся подходы классических научных школ и современные взгляды на способы и функции сочетания трудовой деятельности с теоретической подготовкой студентов. Обращается внимание на способность университетов адаптировать в образовательном процессе несколько направлений профессиональной подготовки студентов, образующих множество видов повышения их профессионального потенциала. На примере трех ведущих учебных заведений Республики Дагестан, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской Республик рассматривается возможность расширения видов практикумов, приближающих способности студентов к профессиональной реализации в соответствии с запросами настоящего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борлакова Фатима Аубекировна, Айбатырова Пах Ай Казбековна, Магдиева Нателла Тахмановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the expediency of implementing various types of educational and professional activities of students. The approaches of classical scientific schools and modern views on the ways and functions of combining work with theoretical training of students are presented. Attention is drawn to the ability of universities to adapt several areas of professional training of students in the educational process, which form many types of increasing their professional potential. Using the example of three leading educational institutions of the Republic of Dagestan, Karachay-Cherkess and Kabardino-Balkarian Republics, the possibility of expanding the types of workshops that bring students' abilities closer to professional realization in accordance with the demands of the present time is being considered.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ К РАБОТЕ»

4. Лапшова, A.B. Личностно-деятельностный подход к профессиональной подготовке студентов вуза / A.B. Лапшова, М.Н. Булаева, М.Н. Уракова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №. 70-4. - С. 214-216

5. Онгаров, М.Б. Профессионально-методическая подготовка студентов к учебной практике / М.Б. Онгаров // Наука и образование сегодня. -2021. -№. 2 (61). - С. 76-77

6. Салапура, М.Н. Особенности формирования профессиональных компетенций студентов / М.Н. Салапура, Е.А. Богданова // Экономика и качество систем связи. - 2019. - №. 1 (11).- С. 41-45

7. Северо-Кавказская государственная академия: сайт. - 2023. - URL: https:// ncsa.ru/ (дата обращения: 10.12.2023)

8. Федеральные образовательные стандарты: сайт - 2023. - URL: https://fgos.ru/7ysclid4pypx3ayenl96772150 (дата обращения: 10.12.2023)

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры пропедевтики внутренних болезней Борлакова Фатима Аубекировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Северо-Кавказская государственная академия», (г. Черкесск);

старший преподаватель кафедры иностранных языков Айбатырова Пахай Казбековна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М. Джамбулатова» (г. Махачкала);

кандидат медицинских наук, доцент кафедры социальных и

информационных технологий Магдиева Нателла Тахмановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Дагестанский государственный университет», (г. Махачкала)

УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ К

РАБОТЕ

Аннотация. В статье раскрывается целесообразность реализации различных видов учебно-профессиональной деятельности студентов. Приводятся подходы классических научных школ и современные взгляды на способы и функции сочетания трудовой деятельности с теоретической подготовкой студентов. Обращается внимание на способность университетов адаптировать в образовательном процессе несколько направлений профессиональной подготовки студентов, образующих множество видов повышения их профессионального потенциала. На примере трех ведущих учебных заведений Республики Дагестан, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской Республик рассматривается возможность расширения видов практикумов, приближающих способности студентов к профессиональной реализации в соответствии с запросами настоящего времени.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, готовность к работе, студент, университет, практикум, профессиональный потенциал.

Annotation. The article reveals the expediency of implementing various types of educational and professional activities of students. The approaches of classical scientific schools and modern views on the ways and functions of combining work with theoretical training of students are presented. Attention is drawn to the ability of universities to adapt several areas of professional training of students in the educational process, which form many types of increasing their professional potential. Using the example of three leading educational institutions of the Republic of Dagestan, Karachay-Cherkess and Kabardino-Balkarian Republics, the possibility of expanding the types of workshops that bring students' abilities closer to professional realization in accordance with the demands of the present time is being considered.

Key words: professional training,job readiness, student, university, workshop, professional potential.

Введение. Профессиональная подготовка всегда относилась к приоритетным направлениям деятельности университетов. Несмотря на наличие широких возможностей реализации студентов, в научном сообществе, продолжает дискутироваться вопрос качества предлагаемых видов учебно-профессиональной деятельности для всесторонней их подготовки. Определяющим критерием подготовки студентов является готовности к будущей работе.

Под готовностью к работе следует понимать совокупность профессиональных качеств и умений, основанных на актуальных знаниях по специальности. При этом готовность к работе характеризуется университетами в пределах осуществления функциональных обязанностей студентом как будущим специалистом в потенциальной профессиональной деятельности.

Совокупность приказов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации формируют ориентацию профессиональной подготовки студентов преимущественно в сторону цифровизации и инноваций. При этом как цифровизация, так и инновации непосредственно не отображены в образовательных стандартах, однако в подобных стандартах сформулированы подходы к обеспечению профессиональной подготовки студентов вне зависимости от государственных приоритетов.

Изложение основного материала статьи. Основополагающий смысл подготовки студентов в университете состоит в привитии навыков и умений, которые могут пригодиться ему при выполнении профессиональных обязанностей по специальности. Образовательный процесс предусматривает различные подходы к профессиональной подготовке, которые исходят из необходимости обеспечить студентов профильными знаниями, впоследствии применяемыми в производственной практике, различных практикумах и при выполнении практических заданий.

Практика в учебном процессе не только объединяет различные направления и виды профессиональной деятельности, имеющей признаки первичного опыта, но также подразумевает повышение воспитательной результативности и социальной значимости профессиональных знаний в рамках образовательной программы. Несмотря на то, что обозначенные виды учебно-профессиональной деятельности, в частности, практикумы и практические задания, направлены на совершенствование навыков, для студента они означают возможность индивидуального развития и профессионального самоопределения.

Создание возможностей для учебно-профессиональной деятельности студента рассматривается многими преподавателями учебных заведений преимущественно с точки зрения методического подхода.

Педагоги Гитман Е.К., Лизунова Л.Р. и Гущина Л.А. считают, что профессиональная подготовка студента относится к педагогике сотрудничества [1, С. 86].

В трудах Зверковой А.Ю. и Омельченко Е.А. рассматривается важный аспект, связанный с учетом отношения студента к форматам профессиональной подготовки университетом [4, С. 45].

Под отношением студента педагоги подразумевают обратную связь, которую обеспечивают студенты в процессе адаптации особенно новых видов учебно-профессиональной деятельности.

Некоторые педагоги и философы, например, Ж.Ж. Руссо и Дж. Локк, сумели заложить в процесс обучения фундамент необходимой трудовой деятельности. Другим важным результатом их воззрений стала адаптация в последующем трудовой деятельности в образовательном процессе таким образом, чтобы она соответствовала актуальным способностям обучающегося на данный период времени [6, С. 43].

Реализуемый подход соответствия учебно-профессиональной деятельности с актуальными способностями студента позволяет формировать мотивацию к познавательной деятельности по выбранной специальности, так как практическая часть освоения потенциальной специальности не преследует цель ознакомления с профессиональной деятельностью в рамках известных студенту представлений о своей будущей работе.

Вклад Ж.Ж. Руссо и других в педагогические подходы университетов состоит в том, что на практике студент неизбежно сталкивается с ранее неизвестной ему профессиональной информацией. Ввиду того, что студент остается в системе университета, практикумы, производственная практика или практические задания объединяются между собой путем взаимосвязи профильной и исследовательской деятельности. При этом исследовательская деятельность по итогам первичной профессиональной деятельности должна подразумевать систему, при которой студент, получив более глубокие знания, впоследствии использует их при участии в других практических мероприятиях.

Взаимодополняемая практико-теоретическая система расширяется при помощи подходов, предложенных сторонниками мануализма, в частности, Э. Шенкендорф, Ж. Фонтень и др. исходили из необходимости сочетать теоретическую подготовку с допрофессиональной [7, С. 42]. Упомянутый подход реализуется в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Северо-Кавказская государственная академия» (ФГБОУ ВО «СКГА») [8].

В настоящее время рассматриваемая академия направляет студентов-волонтеров, обучающихся по направлениям подготовки в сфере медицины, в военный госпиталь города Ростов-на-Дону. Накануне поездки очередной группы студентов-волонтеров преподаватели академии проводят инструктаж для выполнения вспомогательных функций в целях облегчения загруженности медицинского персонала госпиталя.

По мере развития педагогики неоднократно дискутировался вопрос о создании на базе учебных заведений экспериментальных площадок для студентов, которые в настоящее время частично реализованы путем внедрения в учебный процесс лабораторий. Сторонник данного подхода, именуемого течением профессионализма, Г.Кершенштейнер считал, что деятельность лабораторий позволяет на этапе учебного заведения вырабатывать необходимые навыки для последующей профессиональной подготовки [3, С. 143].

В настоящее время в системе образования почти не существует лабораторной деятельности, которая функционировала бы автономно и носила бы исключительно учебный характер. Непосредственно понятие лаборатории, как вида учебно-профессиональной деятельности, перестало подразумевать химическую или биологическую направленность.

Современные лаборатории выполняют двойственную функцию, одна из которых позволяет приобщать профессиональную подготовку студентов к деятельности конкретизированной государственной или коммерческой организации. Вторая функция направлена на создание условий для проведения на базе лабораторной площадки различных практикумов. Таким образом, в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М. Джамбулатова» (ФГБОУ ВО Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М. Джамбулатова) на регулярной основе проводятся практикумы для студентов университета, в рамках которых приглашаются специалисты из различных сфер деятельности, в том числе в сфере стартапов педагогической направленности.

Подобные практикумы позволяют студентам задавать интересующие вопросы специалистам, а затем разрабатывать собственные проекты с целью апробации имеющихся знаний и навыков на инновационных подходах, являющихся предметом их будущей профессиональной деятельности. Некоторые студенческие проекты посвящены идеям цифровизации педагогической деятельности как инструмента обеспечения преемственности профессиональных знаний. Практикумы университета предоставляют возможность студентам адаптировать, в том числе производственную практику и часть практических заданий под реализуемую первичную профильную деятельность.

Подход практикумов как разновидности лабораторных площадок позволяет реформировать систему университета в пространство, где студент существует в иных образовательных условиях. Такое пространство позволяет менять отношение к учебным занятиям как к источнику совершенствования профессиональных знаний, которые игнорировать не представляется возможным. В тоже время обеспечивается тесная взаимосвязь между объемом знаний и областью профессиональной деятельности, которые в совокупности нацелены на идентичные направления, современную терминологию, актуальные научные и профессиональные подходы и другие, приближающие к современным образовательным потребностям компоненты процесса подготовки студентов.

Многие элементы высшей школы направлены на формирование определенных трудовых навыков, которые сужаются за счет применения специальных механизмов адаптации профессиональных знаний. Функциональное назначение применяемых механизмов состоит в том, что для профильной подготовки в рамках одной специальности используются различные по объему части научных достижений и результатов, которые принадлежат дифференциальным научным направлениям [5, С. 199]

Указанный подход в настоящее время применяется университетами в рамках экспериментальной педагогики, которая адаптирует науку к искомым профессиональным навыкам. Несмотря на острые дискуссии в научном и педагогическом сообществах, которые разделяют многих теоретиков на две группы, сторонники одной из которых рассматривают такой подход как неоправданно узконаправленный при подготовке студента, а сторонники другой - считают такой подход дискретным, практика показывает, что методы экспериментальной педагогики обеспечивают целостную подготовку к будущей работе.

Рассматривая способ выделения в каждом научном направлении лишь той части, которая актуальна для профессиональной подготовки студента по избранной специальности, необходимо обратить внимание на формирование, таким образом, в сознании студента нового целостного и научно-направленного представления о профессиональной деятельности. На примере каждого студента представляется возможным констатировать, что университет в сознании каждого обучаемого формирует множество вариантов научных и профессиональных школ, носителями которых являются непосредственно студенты как будущие специалисты. Таким образом, университет способствует прогрессу жизнедеятельности человека, взращивая потенциальных специалистов, которые в будущем экспериментальным путем могут привести мир к новым технологиям и научным разработкам, упрощающим повседневную жизнь людей и их

профессиональные задачи.

Для реализации подобных научных и профессионально-направленных планов в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего образования «Дагестанский государственный университет» (ФГБОУ ВО ДГУ) осуществляется акселерационные программы [2]. Студенты университета разрабатывают собственные проекты под наставничеством преподавателей, результаты которых впоследствии постепенно внедряются в деятельность государственных и коммерческих организаций.

Одним из направлений акселерационных программ являются работы студентов, направленные на разработку инноваций для сферы образования. Часть экспериментальных разработок студентов уже была внедрена в образовательные проекты учебных заведений Республики Дагестан, в том числе создание нейронной сети для формирования методик обучения подрастающего поколения с особыми образовательными потребностями.

Каждый университет сегодня разрабатывает собственные виды учебно-профессиональной деятельности студента, которые во многом зависят от ресурсных и партнерских возможностей учебного заведения. Практика показывает, что многие университеты не в полном объеме используют профессиональный потенциал в процессе обучения и подготовки студентов. Примером может служить привлечение несколькими университетами идентичных организаций для прохождения студентами стажировки на их базе.

В рассматриваемых университетах применяемую практическую деятельность необходимо расширять за счет местных организаций, образующих инфраструктуру регионов. Таким образом, Республика Дагестан может повысить профессиональный потенциал представителей молодежной среды, которые сформируют конкурентоспособную платформу для создания новых образовательных, социальных, экономических и иных возможностей, присущих инвестиционным и инновационно привлекательным территориям в сфере образования.

В настоящее время обозначенные университеты реализуют такие виды учебно-профессиональной деятельности студентов, которые обеспечивают текущие потребности в готовности обозначенного студента к работе по специальности. Реализуемая практика обладает как преимуществами, так и недостатками.

К преимуществам можно отнести ресурсную возможность учебных заведений Республики Дагестан создавать новые способы профессиональной подготовки студентов. Однако рассматриваемый полезный и стратегически важный процесс на данный период времени не поддерживается профильными структурами, которые взаимодействуют с различными организациями и обладают возможностью вовлекать обозначенные организации в деятельность университетов путем предоставления собственных профессиональных площадок. Тем не менее, рассматриваемый проблемный аспект потенциально является источником для создания возможностей для решения проблемы активного вовлечения организаций, как профессиональных площадок университетом путем постепенного увеличения партнерской базы.

Выводы. Таким образом, современная общественная система способствует реагированию университетами на возникающие запросы профессиональной подготовки студентов. Если накануне студент знакомился с предполагаемой профессиональной деятельностью лишь в рамках производственной практики и практических заданий, то на текущий момент времени становится не менее актуальным способ реализации различного вида практикумов в образовательном процессе. Подобные подходы позволяют студенту внедряться в отдельные направления профессиональной деятельности и взаимодействовать с представителями профильного сообщества. Стремление к приобщению студента к потенциальной профессиональной деятельности одновременно реформирует университет в сторону образования пространства, сочетающего в себе научный и профессиональный потенциал.

Литература:

1. Гитман, Е.К. Мультидисциплинарный кейс в профессиональной подготовке студентов вуза / Е.К. Гитман, Л.Р. Лизунова, Л.А. Гущина // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. -2022. -№. 1. - С. 86-96

2. Дагестанский государственный университет: сайт. -2023. - URL: https:// dgu.ru/?ysclid=lpvwhj68dpl41040010 (дата обращения: 08.12.2023)

3. Землянская, E.H. Критериальное оценивание образовательных достижений студентов вуза / E.H. Землянская // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2020. - Т. 5. - №.2. - С. 142-147

4. Зверкова, А.Ю. Отношение студентов вуза к процессам цифровизации профессиональной подготовки / А.Ю. Зверкова, Е.А. Омельченко // Концепт. - 2021. - №. 7. - С. 45-61

5. Кучмезов, P.A. Теоретические аспекты использования кейс-метода в условиях реализации программ высшего образования / P.A. Кучмезов, Э.Р. Гузуева, A.C. Узарханова // Проблемы современного педагогического образования. -2021.-№71-1.-С. 199-202

6. Королькова, Е.А. Размышления Локка и Руссо об образовании человека / Е.А. Королькова // Научная сессия ГУАП. -2019.-№6-С. 42-44

7. Савоськина, Л.П. Разработка эффективной модели дуального обучения в условиях инновационного развития / Л.П. Савоськина // Среднее профессиональное образование. - 2020. - №. 9. - С. 42-45

8. Северо-Кавказская государственная академия: сайт. - 2023. - URL: https://ncsa.ru/about_the_university/news/44757/ (дата обращения: 08.12.2023)

Педагогика

УДК 374.1

аспирант 2-го курса, старший преподаватель Бостанов Казбек Хасанович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СКУЛЬПТУРЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы развития пространственного мышления у учащихся. Подчеркивается роль занятий скульптурой в учреждениях дополнительного образования в развитии пространственно-образного мышления детей. Анализируются формы и методы работы со школьниками на занятиях скульптурой.

Ключевые слова: образное мышление, пространственно-образное мышление, дополнительное образование, скульптура, лепка, изобразительное искусство, художественный образ, объем, пространство, объект в пространстве, творчество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.