Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное становление / студент / государственная задача / университет / профессиональная деятельность / образовательно-профессиональный кластер / professional formation / student / governmental task / university / professional activity / educational and professional cluster

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хажмухамбетова Шумисат Жалаудиновна, Абдусаламова Раисат Албуриевна, Магомедова Манади Ахмеднабиевна

В статье раскрывается специфика профессионального становления студента, начиная с этапа поступления в университет. Определяется необходимость ознакомления потенциальных студентов с содержанием образовательных программ по избранной специальности. Раскрывается целесообразность проведения учебной, производственной и преддипломных практик на фоне различных внеучебных мероприятий как дополнительного образовательного компонента. Рассматривается постепенное погружение студентов в сферу специализации как обязательное условие профессионального становления и подготовки к предполагаемой профессиональной деятельности. Рассматривается возможность формирования образовательно-профессионального кластера на базе трех ведущих вузов Республики Дагестан и Чеченской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хажмухамбетова Шумисат Жалаудиновна, Абдусаламова Раисат Албуриевна, Магомедова Манади Ахмеднабиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the specifics of a student's professional development, starting from the stage of admission to the university. The necessity of familiarizing potential students with the content of educational programs in their chosen specialty is determined. The expediency of conducting educational, industrial and pre-graduate practices against the background of various extracurricular activities as an additional educational component is revealed. The gradual immersion of students in the field of specialization is considered as a prerequisite for professional formation and preparation for the intended professional activity. The possibility of forming an educational and professional cluster on the basis of three leading universities of the Republic of Dagestan and the Chechen Republic is being considered.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА»

С конца 1950-х годов обнаруживается несколько тенденций влияния педагогической публицистики на мировоззрения учительства. Теории «мейнстриминга» и «информационного каскада» реализуются в формировании модели профессионального поведения учителя под влиянием педагогической публицистики. Так, например, в «Учительской газете» регулярно появляются заметки и статьи, отражающие поведенческие модели советского учителя.

Постепенно педагогическая публицистика оказывает культивационное влияние на мировоззрение учителя. Теория культивации во влиянии СМИ основывается на взаимосвязи просмотра СМИ и искаженностью восприятия личностью реальности, формирования стереотипных образов и идей в мировоззрении, складывающихся под влиянием СМИ. Последствием такого процесса влияния педагогической публицистики привело к возникновению устойчивых педагогических мифологем в профессиональном мировоззрении учителя.

Новейший период в истории развития педагогической публицистики с 1990-х годов ознаменовался резкой социокультурной трансформацией, ключевым смыслом которой стало провозглашение принципа «свободы слова» и печати. В целом, период 90-х годов XX века являлся периодом расцвета журналистской деятельности. Однако педагогическая публицистика постепенно уступает свое место телевидению, а затем и интернет-площадкам. Содержание педагогической публицистики данного переломного периода в российской истории отражает поиск новых ценностей, основ российского образования и новой культурной парадигмы. «Двухступенчатая модель» влияния СМИ на мировоззрение учительства и общества вновь находит свою реализацию через осознание необходимости определения «лидеров мнений» в свободном и открытом информационном потоке.

Выводы. Жанр педагогической публицистики имеет долгую историю развития и становления, однако всегда являлся ареной выражения общественного мнения, рупором национальной идеи. Влияние СМИ на мировоззрение обусловлено внешними социальными факторами, событиями, происходящими в обществе - ситуациями неопределенности и стабильности, периодов смен социокультурных парадигм. Постепенный переход к разнообразию и персонификации в репрезентации тех или иных ментальных позиций и интерпретаций о мире рождает разную степень корреляции развития общественного сознания и средств массовой информации.

Ретроспективная реконструкция процессов влияния педагогической публицистики на развитие профессионального мировоззрения учителя позволит осуществить прогноз ее роли и управление ее содержанием.

Литература:

1. Брайант, Дж. Основы воздействия СМИ / Дж. Брайант, С. Томпсон. -Москва, 2004. - 111 с.

2. Осипова, Н.Г. Средства массовой информации в современном обществе: теоретико-методологический анализ новейших подходов / Н.Г. Осипова, Е.И. Юрченко // Вестник Московского государственного университета. Серия 18. Социология и политология. -2010. -№ 1. - С. 64-85

3. Слепенкова, Е.А. Становление и развитие педагогического образования в России: XVIII - XX вв. / Е.А. Слепенкова, С.И. Аксенов // Вестник Мининского университета. - Т. 9. - № 1. - 2021. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1185 (дата обращения 05.11.2023)

4. Сутырина, Т.А. Генезис гуманистических идей отечественного образования в педагогической публицистике: диссертация ... канд.пед. наук: 13.00.01 / Сутырина Татьяна Анатольевна. - Москва, 2011. - 174 с.

5. Фролова, C.B. Профессиональное мировоззрение учителя в истории отечественного образования XIX века / C.B. Фролова, Л.С. Федорушкина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 6,- С. 367-369

6. Фролова, C.B. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования / C.B. Фролова // Вестник Мининского университета. - Т. 10. - № 2. - 2022. -URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1300 (дата обращения: 06.11.2023)

7. Klapper, J.T. The effects of mass communication / J.T. Klapper. - New York: Free Press, 1960. - 326 p.

8. Lasarsfeld, P.F. The people's choice / P.F. Lasarsfeld, B. Berelson, H. Gaudet. - N.Y.:Columbia University Press., 1948-212 p.

9. Lasswell, H.D. Propaganda technique in the World War / H.D. Lasswell. - New York: Peter Smith, 1938. - 254 p.

10. Lasswell, H.D. World Revolutionary Propaganda: A Chicago Study / H.D. Lasswell, D. Blumenstock. - N.Y.: A. Knopf, 1939-440 p.

11. Noelle-Neumann, E. The spiral of silence: a theory of public opinion / E. Noelle-Neumann H Journal of Communication. -1974.-№24.-Pp. 43-51

Педагогика

УДК 378

доцент, заведующий кафедрой физического воспитания Хажмухамбетова Шумисат Жалаудиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории социальной работы социального факультета Абдусаламова Раисат Албуриевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала); кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой биологии, географии и химии Магомедова Манади Ахмеднабиевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р.Г. Гамзатова» (г. Махачкала)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Аннотация. В статье раскрывается специфика профессионального становления студента, начиная с этапа поступления в университет. Определяется необходимость ознакомления потенциальных студентов с содержанием образовательных программ по избранной специальности. Раскрывается целесообразность проведения учебной, производственной и преддипломных практик на фоне различных внеучебных мероприятий как дополнительного образовательного компонента. Рассматривается постепенное погружение студентов в сферу специализации как обязательное условие профессионального становления и подготовки к предполагаемой профессиональной деятельности. Рассматривается возможность формирования образовательно-профессионального кластера на базе трех ведущих вузов Республики Дагестан и Чеченской Республики.

Ключевые слова: профессиональное становление, студент, государственная задача, университет, профессиональная

деятельность, образовательно-профессиональный кластер.

Annotation. The article reveals the specifics of a student's professional development, starting from the stage of admission to the university. The necessity of familiarizing potential students with the content of educational programs in their chosen specialty is determined. The expediency of conducting educational, industrial and pre-graduate practices against the background of various extracurricular activities as an additional educational component is revealed. The gradual immersion of students in the field of specialization is considered as a prerequisite for professional formation and preparation for the intended professional activity. The possibility of forming an educational and professional Cluster on the basis of three leading universities of the Republic of Dagestan and the Chechen Republic is being considered.

Key words: professional formation, Student, governmental task, university, professional activity, educational and professional Cluster.

Введение. Профессиональное становление студентов выступает основополагающей задачей деятельности образовательных организаций системы среднего и высшего образования. Университеты находятся в постоянном пересмотре соответствия образовательных программ нуждам рынка труда, что наблюдается на постоянном обновлении федеральных образовательных стандартов, внедрении новых дисциплин и дополнении учебных планов в рамках узконаправленных дисциплин.

Под профессиональным становлением студента необходимо понимать процесс обучения, образующий совокупность знаний и навыков, обретаемых на мероприятиях образовательного характера различного формата. Указанные мероприятия формируют образовательную систему и отражаются в образовательной программе для каждой специализации.

Все образовательные программы, содержащие профессиональный компонент, соответствуют положениям федеральных образовательных стандартов, предусмотренных для специализации и каждого уровня подготовки специалистов [8]. В соответствии с профильным законом об образовании, профессиональное становление студентов должно осуществляться на фоне личностного развития и подготовки к активному участию в общественном развитии.

Изложение основного материала статьи. При поступлении в университет студент первого курса опирается на мотивационные компоненты, присущие его возрастным особенностям и результатам воздействия окружающей среды на его жизненный выбор. Прослеживаются различные факторы, разъясняющие причину выбора студентом избранной специальности. Университету приходится осуществлять образовательную деятельность с учетом различной заинтересованности студентов в искомом профессиональном направлении. Наиболее оптимальный фундамент профессионального развития студентов реализуется и совершенствуется, если студент осознанно выбрал профиль подготовки и понимает общие пути своего профессионального становления. Такие студенты осознают причины своего жизненного выбора и ощущают свою связь с профессиональным направлением в будущем.

Практика показывает, что такие студенты более охотно реализуют информативно-познавательную компетенцию и беспрепятственно совершенствуют рефлексивную и когнитивную компетенции как сопутствующий фактор. Однако практика также показывает, что в каждой учебной группе зачастую обучаются студенты, профессиональный выбор которых накануне определялся причинами, отличными от их собственного выбора. Данные студенты также подразделяются на две категории, первая из которых относится к таким студентам, которые при реализации информативно-познавательной компетенции погружаются в атмосферу предполагаемого профессионального пути и пересматривают свое отношение к избранной специальности. Вторая подгруппа студентов - вне зависимости от усилий педагога остается достаточно равнодушной к обучению по избранной специальности. Однако студенты, относящиеся ко второй подгруппе, также могут пересматривать свое отношение к избранной специальности по мере приближения периода времени осуществления трудовой деятельности [9, С. 192].

Нередки случаи, когда студент на протяжении всего обучения в университете демонстрировал уверенность в том, что основным направлением избранная специальность в его жизни не станет, однако именно такой студент зачастую осуществлял профессиональную деятельность по профилю своего обучения. Во время обучения педагог не может заблаговременно предугадать, какие студенты будут осуществлять свой профессиональный путь при тесном взаимодействии с избранной специальностью. Соответственно, педагог может лишь учитывать способность и необходимость студентов пройти качественную подготовку, в том числе для случаев, при которых избранная специальность может стать основополагающим ресурсом для типа мышления студента или необходимым ресурсом для реализации навыков в смежной или иной отраслях.

Многие педагоги и ученые предлагают собственные подходы к профессиональному становлению студентов. Педагог Мацюк Т.Б. рассматривает данное направление путем активизации волонтерской деятельности студентов в рамках профессионального направления [7, С. 54]. Педагог Ганасенко Е.А. определяет непосредственно важность проектирования профессионального имиджа студентов в процессе их обучения в университете [1, С. 126]. Педагоги Ломакина Т.Ю. и Писаренко Д.А. считают, что пересмотр внеучебной деятельности студентов обеспечивает не только непрерывность образования, но также профессиональное развитие студентов [5, С. 21].

Какие бы истинные цели профессионального характера ни преследовали студенты, задача университета состоит в качественной и комплексной подготовке специалиста, пригодного для развития российского общества. Таким образом, исключается назначение профессиональной подготовки университетом квалифицированного специалиста как подвид образовательной услуги, адаптирующейся под потребности студентов. Ориентиром для университета остаются потребности государства и рынка труда по отношению к искомым специалистам.

Университет выполняет преимущественно государственную задачу, что может наблюдаться в содержании образовательных стандартов и учебных планов в рамках соответствующих дисциплин. Реализация государственной задачи производится структурно и содержательно путем модельного принципа построения образовательного процесса. К примеру, подготовка педагогов осуществляется университетами, исходя из потребности российского общества и национальной экономики страны.

Аналогичный подход наблюдается при подготовке любых других специалистов в системе высшего и средне специального образования. В данном случае студент может ориентироваться на основе имеющегося перечня специальностей, обучение которым осуществляется университетами.

Пересечение профессиональных интересов студента и готовности университета реализовать ожидания данного студента отражается при изучении образовательной программы и сопутствующих учебных планов по дисциплинам. Однако еще на этапе поступления абитуриент ориентируется на совершенно иные признаки соответствия собственных ожиданий с предлагаемой специальностью в университете. Зачастую студент ориентируется на формулировку специальности, рейтинговое положение университета, возможность трудоустройства по специальности после окончания определенного университета и др.

Указанные ориентиры абитуриента в целом не соотносятся с реализацией его профессиональных ожиданий и

возможностью его становления как специалиста в том аспекте, в котором видит себя непосредственно студент. Изначально выбор абитуриента должен быть основан на самостоятельном изучении образовательных программ и учебных планов как минимум профильных дисциплин, которые документируют основополагающие знания и навыки и находятся в открытом доступе для ознакомления широким кругом лиц.

Изучение возможностей университета при формировании специалиста с ориентацией на образовательные программы и учебные планы потенциально может устранить ложные ожидания студента в рамках избранной специализации. Данный подход также позволит абитуриенту менять траекторию в пользу вуза, способного удовлетворить все искомые ожидания абитуриента, а впоследствии студента и выпускника университета [6, С. 96].

Для того, чтобы обозначенный подход к выбору профессионального пути был реализован абитуриентами и послужил мотивирующим фактором студентов при изучении всех компонентов будущей специальности, профессиональное становление студентов необходимо начинать на этапе проведения дней открытых дверей. Это позволит уменьшить нагрузку университета в период приемной кампании и увеличить степень заинтересованности со стороны абитуриентов к обучению в определенном вузе. Таким образом, уже на первом курсе создаются предпосылки для мотивированного обучения студентов по избранной специальности.

Практика подтверждает, что подход по принципу от общего к частному в образовательном процессе оправдывает становление студентов как будущих специалистов. Погружение в профессиональные направления требует от студента расширенной подготовительной работы не только при постепенном углубленном изучении сущности специализации. К моменту подхода к узконаправленным дисциплинам студент формирует внутреннюю готовность к профессиональной деятельности путем информационного обмена около профессионального характера за счет психологической и эмоциональной переориентации к избранной специальности. Это значит, что к моменту изучения узконаправленных дисциплин студент сталкивается с результатами информационного пространства профессионального характера или постепенно погружается в профессиональное сообщество [4, С. 46].

Постепенное ознакомление с сущностью специальности при помощи документальных и художественных фильмов, дополнительной отраслевой литературы, неформальных бесед с представителями профессионального сообщества и другие сопутствующие образовательному процессу мероприятия могут помочь студенту первого и второго курсов получить искомые представления о структуре предполагаемой профессиональной деятельности.

Сопутствующий фактор стратегически необходим в период постепенного погружения студента в содержательную часть узконаправленных дисциплин. Немаловажным компонентом образовательного процесса в качестве профессионального становления выступает учебная практика, предшествующая узконаправленному обучению. В действительности учебная практика акцентирует внимание студента непосредственно на отрасли профессионального становления и неслучайно носит ознакомительный характер. Учебная практика соотносится с информативно-познавательной и рефлексивной компетенциями, создающими предпосылки к корректному восприятию функционирования профессиональной отрасли, к примеру, в российских реалиях.

Имеет смысл обозначить, что производственная и преддипломная практики в настоящее время тесно сопряжены с различными стажировками в организациях и такими новыми формами профессионального погружения студентов вне учебного характера, как митапы, хакатоны, направленные на дополнительное совершенствование искомых профессиональных компетенций, хотя непосредственно не преследующие цель реализации образовательных программ университета.

Новое информационное пространство, в котором оказываются современные студенты, образует единый формат образовательных и профессиональных условий освоения знаний и навыков по искомой специализации. В последние годы университеты активно адаптируют различные мероприятия внеучебного характера, соприкасающиеся с отдельными компонентами образовательного процесса и затрагивающие коммуникацию с потенциальными работодателями.

Указанный подход реализуется при помощи совместных с коммерческими организациями профильных кафедр университета, а также путем реализации партнерских соглашений между университетами и потенциальными работодателями, позволяющими адаптировать профессиональную подготовку студентов под потребности данных работодателей или отрасли. Для университета подобное сотрудничество с потенциальными работодателями представляется возможностью увеличения вероятности трудоустройства выпускников, а для студентов тестирование собственных знаний и навыков на ресурсах потенциального работодателя представляет собой способ соотнесения собственной профессиональной пригодности к рынку труда. Кроме того, погружение в сущность деятельности потенциального работодателя для студента означает возможность осознать степень своей приверженности к избранной профессиональной деятельности или отрасли.

К моменту выпуска в пределах реализации современного образовательного процесса студент проходит путь профессионального становления по принципу шара, когда его погружение в специализацию начинается с постепенного расширения знаний и навыков на фоне определенных более уточненных познавательных процессов, напоминающих достижение центра шара. Соответственно, к моменту выпуска студент, охватив достаточно широкий пласт знаний и навыков по избранной специальности, возвращается к исходной точке искомых ожиданий. По результатам обучения формируется очередной этап профессионального самоопределения, который связан с оценкой студентом образовательного процесса и его желанием связать собственную жизнь с искомой профессиональной отраслью.

В Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Дагестанский государственный университет» (ФГБОУ ВО ДГУ) ежегодно проводится образовательная политика в целях выявления наиболее талантливых и способных выпускников к продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре [3]. В частности, способные выпускники выявляются на специальных мероприятиях, в том числе на торжественной церемонии вручения дипломов с отличием. Университет заинтересован в формировании научного потенциала Республики Дагестан, в связи с этим активно проводит тематические конференции, связанные с общественно значимыми проблемными направлениями общественного развития в рамках существующих направлений подготовки магистрантов и аспирантов.

В Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО ДГПУ) реализуется, в некоторой степени, иная политика профессионального становления студентов путем объединения педагогического потенциала преподавателей и студентов университета [2]. Погружение студентов в сущность избранной специализации осуществляется путем их активного участия и приглашения на профессиональные праздники работников сферы образования. В рамках таких мероприятий осуществляется неформальное общение между педагогами и студентами, обмен мнениями и построение структуры потенциального взаимодействия для совместного участия педагогов и студентов в будущих образовательных проектах.

В Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО ЧГПУ) реализуется практика взаимодействия выпускников с общеобразовательными организациями субъекта в рамках деятельности «Сообщество выпускников ЧГПУ» [10]. Таким образом, прослеживается погружение выпускников во внутреннюю деятельность разных общеобразовательных

организаций, которые реализуют как общий образовательный стандарт, так и углубленное обучение студентов определенным направлениям.

Практика трех рассматриваемых вузов служит предпосылкой для формирования единого профессионального сообщества выполняющего функции образовательно-профессионального кластера. Рассматриваемый кластер подразумевает формирование системы, состоящей из ресурсов и подходов университетов и обеспечивающей равный доступ студентов и выпускников обозначенных университетов к возможности построения научной карьеры, погружения в общеобразовательные организации, а также проведения совместных с преподавателями вузов профессиональных мероприятий с активным участием студентов.

Выводы. Таким образом, профессиональное становление студентов в условиях образовательной среды должно начинаться на этапе проведения дня открытых дверей. Университет должен ориентироваться на приоритетное выполнение государственных задач по подготовке квалифицированных специалистов для нужд российского общества. Постепенное погружение в сущность профессиональной деятельности сегодня активно сопровождается сопутствующими внеучебными мероприятиями, в том числе при тесном взаимодействии с потенциальными работодателями, что в целом обеспечивает положительные результаты. Отдельные мероприятия университетов могут быть объединены в единый образовательно-профессиональный кластер для более результативного профессионального становления студентов из различных субъектов Российской Федерации.

Литература:

1. Гасаненко, Е.А. Формирование готовности студентов технического вуза к проектированию профессионального имиджа / Е.А. Ганасенко //Экономика, социальная сфера, образование: возможности и риски. - 2020. - С. 126-129

2. Дагестанский государственный педагогический университет: сайт. -2023. - URL: https://dspu.ru/ (дата обращения: 10.11.2023)

3. Дагестанский государственный университет: сайт. - 2023. - URL: https://dgu.ru/7ysclid4oox6ituz392917135 (дата обращения: 10.11.2023)

4. Золотарева, A.B. Обеспечение непрерывности и преемственности в подготовке и профессиональном развитии педагогических кадров / A.B. Золотарева // Непрерывное образование. - 2020. - №. 1.- С. 44-49

5. Ломакина, Т.Ю. Внеучебная деятельность студентов высшей школы в контексте реализации концепции непрерывного образования / Т.Ю. Ломакина, Д.А. Писаренко // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2020. - Т. 1. -№. 1 (65). - С. 20-32

6. Лызь, H.A. Мотивы выбора образовательно-профессиональной траектории и ожидания первокурсников от обучения в вузе / H.A. Лызь, П.С. Лабынцева // Проблемы современного образования. - 2020. - №. 5. - С. 96-105

7. Мацюк, Т.Е. Ценностные ориентиры современных образовательных технологий в условиях глобальной цифровизации / Т.Е. Мацюк // Наука. Культура. Общество. - 2020 - №3. - С. 54-63

8. Профессиональные стандарты: сайт. -2023. - URL: https://fgosvo.ru/docs/ index/2 (дата обращения: 10.11.2023)

9. Саенко, Л.А. Проблемы формирования ценностного отношения студентов к профессиональной деятельности / Л.А. Саенко, Ж.Е. Химич // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2020. - №. 3. - С. 191-195

10. Чеченский государственный педагогический университет: сайт. - 2023. -URL: https://chspu.ru/ (дата обращения: 10.11.2023)

Педагогика

УДК 373.3

студентка 4 курса по направлению «Начальное образование» Хазиахметова Наталья Вячеславовна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Неустроева Анна Николаевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В 1

КЛАССЕ

Аннотация. Формирование функциональной грамотности в настоящее время является одной из наиболее актуальных задач начальной школы. Одним из составляющих функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность. В статье раскрывается понятие естественнонаучной грамотности и ее структуры для понимания путей ее формирования. В статье представлен анализ итогов экспериментальной работы учителя начальных классов по формированию естественнонаучной грамотности у первоклассников. Содержание статьи включает информацию о практических затруднениях у детей в процессе формирования естественнонаучной грамотности. Авторами представлен пример разработки заданий для формирования навыков работы с таблицами и диаграммами для учащихся. Материал разработанных заданий составлен с учетом региональной компоненты содержания образования. Это является одним из условий обеспечения практикоориентированности обучения и его связи с жизнью. В ходе экспериментальной работы были получены достоверные результаты по проблеме формирования. Представленные примеры могут выступить материалом для дальнейшего осмысления и практического внедрения естественнонаучной грамотности в современной российской начальной школе.

Ключевые слова: естественнонаучная грамотность, функциональная грамотность, младшие школьники, контекстные задания, региональный компонент, практикоориентированность обучения.

Annotation. The formation of functional literacy is currently one of the most pressing tasks of primary school. One of the components of functional literacy is natural science literacy. The article reveals the concept of natural science literacy and its structure to understand the ways of its formation. The article presents an analysis of the results of the experimental work of a primary school teacher on the formation of natural science literacy among first-graders. The content of the article includes information about practical difficulties for children in the process of developing natural science literacy. The authors present an example of developing tasks to develop skills in working with tables and diagrams for students. The material of the developed tasks is compiled taking into account the regional component of the educational content. This is one of the conditions for ensuring practice-oriented learning and its connection with life. During the experimental work, reliable results on the formation problem were obtained. The presented examples can serve as material for further understanding and practical implementation of natural science literacy in modern Russian primary schools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.