Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В 1 КЛАССЕ'

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В 1 КЛАССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
естественнонаучная грамотность / функциональная грамотность / младшие школьники / контекстные задания / региональный компонент / практикоориентированность обучения / natural science literacy / functional literacy / primary schoolchildren / contextual tasks / regional component / practiceoriented learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хазиахметова Наталья Вячеславовна, Неустроева Анна Николаевна

Формирование функциональной грамотности в настоящее время является одной из наиболее актуальных задач начальной школы. Одним из составляющих функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность. В статье раскрывается понятие естественнонаучной грамотности и ее структуры для понимания путей ее формирования. В статье представлен анализ итогов экспериментальной работы учителя начальных классов по формированию естественнонаучной грамотности у первоклассников. Содержание статьи включает информацию о практических затруднениях у детей в процессе формирования естественнонаучной грамотности. Авторами представлен пример разработки заданий для формирования навыков работы с таблицами и диаграммами для учащихся. Материал разработанных заданий составлен с учетом региональной компоненты содержания образования. Это является одним из условий обеспечения практикоориентированности обучения и его связи с жизнью. В ходе экспериментальной работы были получены достоверные результаты по проблеме формирования. Представленные примеры могут выступить материалом для дальнейшего осмысления и практического внедрения естественнонаучной грамотности в современной российской начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хазиахметова Наталья Вячеславовна, Неустроева Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of functional literacy is currently one of the most pressing tasks of primary school. One of the components of functional literacy is natural science literacy. The article reveals the concept of natural science literacy and its structure to understand the ways of its formation. The article presents an analysis of the results of the experimental work of a primary school teacher on the formation of natural science literacy among first-graders. The content of the article includes information about practical difficulties for children in the process of developing natural science literacy. The authors present an example of developing tasks to develop skills in working with tables and diagrams for students. The material of the developed tasks is compiled taking into account the regional component of the educational content. This is one of the conditions for ensuring practice-oriented learning and its connection with life. During the experimental work, reliable results on the formation problem were obtained. The presented examples can serve as material for further understanding and practical implementation of natural science literacy in modern Russian primary schools.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В 1 КЛАССЕ»

организаций, которые реализуют как общий образовательный стандарт, так и углубленное обучение студентов определенным направлениям.

Практика трех рассматриваемых вузов служит предпосылкой для формирования единого профессионального сообщества выполняющего функции образовательно-профессионального кластера. Рассматриваемый кластер подразумевает формирование системы, состоящей из ресурсов и подходов университетов и обеспечивающей равный доступ студентов и выпускников обозначенных университетов к возможности построения научной карьеры, погружения в общеобразовательные организации, а также проведения совместных с преподавателями вузов профессиональных мероприятий с активным участием студентов.

Выводы. Таким образом, профессиональное становление студентов в условиях образовательной среды должно начинаться на этапе проведения дня открытых дверей. Университет должен ориентироваться на приоритетное выполнение государственных задач по подготовке квалифицированных специалистов для нужд российского общества. Постепенное погружение в сущность профессиональной деятельности сегодня активно сопровождается сопутствующими внеучебными мероприятиями, в том числе при тесном взаимодействии с потенциальными работодателями, что в целом обеспечивает положительные результаты. Отдельные мероприятия университетов могут быть объединены в единый образовательно-профессиональный кластер для более результативного профессионального становления студентов из различных субъектов Российской Федерации.

Литература:

1. Гасаненко, Е.А. Формирование готовности студентов технического вуза к проектированию профессионального имиджа / Е.А. Ганасенко //Экономика, социальная сфера, образование: возможности и риски. - 2020. - С. 126-129

2. Дагестанский государственный педагогический университет: сайт. -2023. - URL: https://dspu.ru/ (дата обращения: 10.11.2023)

3. Дагестанский государственный университет: сайт. - 2023. - URL: https://dgu.ru/7ysclid4oox6ituz392917135 (дата обращения: 10.11.2023)

4. Золотарева, A.B. Обеспечение непрерывности и преемственности в подготовке и профессиональном развитии педагогических кадров / A.B. Золотарева // Непрерывное образование. - 2020. - №. 1.- С. 44-49

5. Ломакина, Т.Ю. Внеучебная деятельность студентов высшей школы в контексте реализации концепции непрерывного образования / Т.Ю. Ломакина, Д.А. Писаренко // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2020. - Т. 1. -№. 1 (65). - С. 20-32

6. Лызь, H.A. Мотивы выбора образовательно-профессиональной траектории и ожидания первокурсников от обучения в вузе / H.A. Лызь, И.С. Лабынцева // Проблемы современного образования. - 2020. - №. 5. - С. 96-105

7. Мацюк, Т.Е. Ценностные ориентиры современных образовательных технологий в условиях глобальной цифровизации / Т.Е. Мацюк // Наука. Культура. Общество. - 2020 - №3. - С. 54-63

8. Профессиональные стандарты: сайт. -2023. - URL: https://fgosvo.ru/docs/ index/2 (дата обращения: 10.11.2023)

9. Саенко, Л.А. Проблемы формирования ценностного отношения студентов к профессиональной деятельности / Л.А. Саенко, Ж.Е. Химич // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2020. - №. 3. - С. 191-195

10. Чеченский государственный педагогический университет: сайт. - 2023. -URL: https://chspu.ru/ (дата обращения: 10.11.2023)

Педагогика

УДК 373.3

студентка 4 курса по направлению «Начальное образование» Хазиахметова Наталья Вячеславовна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Неустроева Анна Николаевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В 1

КЛАССЕ

Аннотация. Формирование функциональной грамотности в настоящее время является одной из наиболее актуальных задач начальной школы. Одним из составляющих функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность. В статье раскрывается понятие естественнонаучной грамотности и ее структуры для понимания путей ее формирования. В статье представлен анализ итогов экспериментальной работы учителя начальных классов по формированию естественнонаучной грамотности у первоклассников. Содержание статьи включает информацию о практических затруднениях у детей в процессе формирования естественнонаучной грамотности. Авторами представлен пример разработки заданий для формирования навыков работы с таблицами и диаграммами для учащихся. Материал разработанных заданий составлен с учетом региональной компоненты содержания образования. Это является одним из условий обеспечения практикоориентированности обучения и его связи с жизнью. В ходе экспериментальной работы были получены достоверные результаты по проблеме формирования. Представленные примеры могут выступить материалом для дальнейшего осмысления и практического внедрения естественнонаучной грамотности в современной российской начальной школе.

Ключевые слова: естественнонаучная грамотность, функциональная грамотность, младшие школьники, контекстные задания, региональный компонент, практикоориентированность обучения.

Annotation. The formation of functional literacy is currently one of the most pressing tasks of primary school. One of the components of functional literacy is natural science literacy. The article reveals the concept of natural science literacy and its structure to understand the ways of its formation. The article presents an analysis of the results of the experimental work of a primary school teacher on the formation of natural science literacy among first-graders. The content of the article includes information about practical difficulties for children in the process of developing natural science literacy. The authors present an example of developing tasks to develop skills in working with tables and diagrams for students. The material of the developed tasks is compiled taking into account the regional component of the educational content. This is one of the conditions for ensuring practice-oriented learning and its connection with life. During the experimental work, reliable results on the formation problem were obtained. The presented examples can serve as material for further understanding and practical implementation of natural science literacy in modern Russian primary schools.

Key words: natural science literacy, functional literacy, primary schoolchildren, contextual tasks, regional component, practice-oriented learning.

Введение. В настоящее время одной из наиболее востребованных тем в теории и практике работы начальной школы в российском образовании является развитие функциональной грамотности обучающихся, которая предусматривает наличие у ребенка умения самостоятельно находить, обрабатывать и использовать информацию, понимать контекстные смыслы информации, эффективно применять полученные знания в своей деятельности для получения максимального результата. Сегодня функциональная грамотность является актуальным измерителем качества современного образования в соответствии с требованиями мировых рейтингов.

Одним из компонентов функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность, под которой, в соответствии с общепринятыми трактовками (PISA), понимается способность использовать знания по предметам естественнонаучного цикла и оценивать их достоверность, выявлять проблемы, прогнозировать возможные изменения и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека [2].

Данное понятие, как оказалось, в российской науке и практике не новое. Еще в 80-е годы XX века академик РАН В.Г. Разумовский рассмотрел в своих трудах понятие «естественнонаучная грамотность». Естественнонаучная грамотность - это понимание науки, как формы научного знания и способа познания; понимание того, как наука и технологии развивались для наших материальных, интеллектуальных и культурных достижений; владение научными знаниями и методами для распознавания проблем, для научного объяснения явлений природы, техники и для принятия практических решений в повседневной жизни; мотивированность на изучение и использование науки, на творчество и инновационную деятельность как сознательные граждане [7]. Интересен тот факт , что естественнонаучная грамотность актуализировалась из анализа оценки качества образования в мировом рейтинге, где вопрос развития разных видов грамотностей у обучающихся как образовательный результат всех уровней образования становится глобальным и цивилизационным.

В данной статье мы также приведем позицию известного исследователя функциональной грамотности и путей ее формирования в начальном общем образовании профессора Н.Ф. Виноградовой, которая выделяет в данном определении четыре компоненты: 1. Готовность осваивать и использовать знания о природе для решения учебных и жизненных задач. 2. Осознание ценности и значения научных знаний о природе. 3. Овладение методами познания природных явлений. 4. Способность к рефлексивным действиям - оценка фактов негативного отношения человека к природе, участие в деятельности по ее охране и защите [1].

В этом же ключе рассматривают понятие естественнонаучной грамотности и такие авторы , как А.Ю. Пентин, Г.Г. Никифоров и Е.А. Никишова. Их позиция заключается в том, что понимание естественнонаучных явлений, умение объяснять их, описывать и оценивать с научной точки зрения, планировать исследовательскую деятельность, научно интерпретировать данные и доказательства для получения выводов являются основными компетентностями естественнонаучной грамотности. Одним из главных составляющих компонентов функциональной естественнонаучной грамотности является отношение, мотивация к научному познанию, интерес к научному изучению различных вопросов и проблем. Естественнонаучная грамотность также предусматривает учет контекста, неразрывную связь знаний и умений с реальными жизненными ситуациями, простыми и понятными детям [6].

В то же время мы солидарны с мнением Н.М. Мамедова, С.Е. Мансуровой [5], что сформированность естественнонаучной грамотности не только в умении работать с информацией и связывать с реалиями жизни, но прежде всего видеть ценностные основания изучаемой информации, уметь осмысливать гуманистические идеи в учебном материале. Естественнонаучная грамотность в целом должна способствовать формированию гуманистического человекоцентрированного экологичного мировоззрения. Действительно, ныне имеющееся естественнонаучное образование остается весьма консервативным в содержании и технологиях обучения, не отвечает современным вызовам. В процессе формирования естественнонаучной грамотности необходимо помнить о приоритетной дальней цели - воспитании ценностей человекоцентрированного и экологического мировоззрения нового поколения.

Изложение основного материала статьи. Зачастую в ходе проведения уроков учителя сталкиваются с проблемой, когда ученики не понимают отдельных терминов, либо понимают их искажённо. Это ведёт к искажённому пониманию всего текста, подмене понятий и о формировании естественнонаучной грамотности в этом случае говорить не приходится. Поэтому нужно начинать с понятийного аппарата.

Результаты международных исследований, анализ текущих всероссийских проверочных работ по окружающему миру показывают, что школьники хорошо справляются с заданиями репродуктивного характера, но затрудняются в ситуациях необходимости поиска нестандартного решения, у обучающихся не развиты аналитические умения, навыки обобщения и прогнозирования. Учащиеся затрудняются в формулировке гипотез и предположений, не умеют самостоятельно работать с моделями и схемами.

Естественнонаучная грамотность не может развиваться у ребенка без сформированности читательской грамотности, поскольку именно понимание и осмысление информации в тексте, умение интерпретировать ее предполагает дальнейшую работу с текстом на естественнонаучную тему. В начальной школе формирование читательской и естественнонаучной грамотности осуществляется параллельно, оба процесса взаимосвязаны. В ходе предоставления текстовой информации особое место и значение имеет контекстная ситуация.

Контекстная ситуация в задании рассматривается на разных уровнях: личностном, местном (национальном) и глобальном. Наиболее актуальным в младшем школьном возрасте будет контекст на личностном уровне. Ученикам должны быть важны ситуация и проблема, которую они решают[4]. Близость изучаемого материала к личности школьника обеспечивает мотивацию на уроке, делает процесс освоения программы сознательным и осмысленным. Известный всем традиционный принцип связи обучения с жизнью раскрывается в полной мере в ситуации присвоения той или иной проблемной задачи при возможности к собственным жизненным реалиям. В то же время почти каждую проблему можно вывести содержательно на контекст национального и глобального уровня, что также содействует формированию глобальной компетенции как требуемому ныне компоненту функциональной грамотности.

В структуру естественнонаучной грамотности входят умения научно пояснять явления и факты окружающей жизни, умение планировать научную работу и оценивать результаты исследований с позиции современной научной мысли. Подобные задания способствуют развитию критического и аналитического мышления учащихся, умения мыслить трезво и научно обоснованно. В настоящее время развития социальных сетей и Интернет пространства комментарии многих людей по поводу разных вопросов, требующих глубокого научного анализа и интерпретации, удивляют своим невежеством и отсутствием элементарной логики. Это, безусловно, настораживает, поскольку это лакмусовая бумажка уровня образованности современного населения страны, причем достаточно активного населения. Исходя из этого, можно сделать

вывод о своевременности и важности применения заданий по развитию естественнонаучной грамотности у подрастающего поколения в рамках массовой общеобразовательной программы современной школы.

Опытно-экспериментальная работа по формированию естественнонаучной грамотности проводилась нами на базе Мархинской средней общеобразовательной школы №2 в г. Якутске. В исследовании было задействовано 17 детей младшего школьного (возраста 7-8 лет) ученики 1 «в» класса. Для выявления уровня сформированности основ естественнонаучной грамотности младших школьников класс была проведена входная диагностическая работа на тему: "Мир вокруг нас" в версии Е.В. Волковой. В настоящее время у нас валидной методики для выявления уровня естественнонаучной грамотности нет. Изучив большое количество источников, мы использовали сборник заданий, разработанный Ассоциацией учителей начальных классов города Москвы, председателем, учителем начальных классов, руководителем группы авторов пособий «Тематические проверочные работы для начальной школы» Елены Викторовны Волковой под названием "Мониторинг и формирование естественнонаучной грамотности в 1 классе" [3].

Исходя из анализа диагностических работ, мы сделали вывод, что у детей выявились трудности при заданиях с развернутым ответом, с таблицей, с диаграммой и текстом.

Поэтому мы решили разработать свои задания по формированию естественнонаучной грамотности учащихся в первом классе.

Приведем ниже примеры некоторых заданий для детей.

Тема №1: «Еде живут слоны?».

1 задание: Прочитай текст.

Тигры - крупные представители семейства кошачьих. Существуют два вида тигров - амурский и бенгальский. На первый взгляд они похожи. Давайте их сравним. Амурский тигр живет в России , на Дальнем Востоке, в тайге. Бенгальский тигр живет в Индии, в джунглях. У бенгальских тигров раскраска более яркая, чем у амурских тигров. Шерсть амурских тигров длиннее, а у бенгальских шерсть короче. Амурские тигры молчаливы и охотятся молча, а бенгальские тигры громко кричат перед выходом на охоту. Тигры очень сильные и красивые кошки, они относятся к редким и охраняемым видам животных.

2 задание: Заполни таблицу. Найди отличия бенгальского тигра от амурского.

Амурский тигр Бенгальский тигр

короткая

Менее яркая

Бивни

3 задание: Какие животные относятся к редким видам животных? Выпиши это предложение.

Ответ:_

Тема №3: «Какая бывает одежда?».

Задание 1: Прочитай.

Маша, Петя и бабушка посетили Якутский государственный объединенный музей истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского. Они увидели кукол, одетых в якутскую одежду. Рассмотрели следующие виды костюмов: повседневный - для работы, охоты, поездки.

Ритуально-обрядовый - шаманский, свадебный. Нарядный - для праздников и гостевых посещений. На первой полке стояли 9 кукол в повседневной одежде. А на второй разместились куклы в шаманской одежде. На третьей полке кукол в нарядной одежде было столько же, сколько и в шаманской. Любой экспонат можно было взять в руки и поиграть. Эти куклы показывают нам традиции наших предков, северного народа российского Севера.

Задание 2. Рассмотри таблицу «Одежда кукол» и запиши недостающие данные.

Повседневная Нарядная

7

Задание 3. Рассмотри диаграммы. Выбери диаграмму, которая составлена на основе таблицы.

Задание 4. Напиши название одежды кукол, которых было больше в музее.

Ответ:_

Тема №12: « Мой дом и моя улица». Задание 1. Прочитай текст.

Каждое утро всей семьёй мы выходим из дома. А мой щенок Бублик остаётся с бабушкой. Она живёт с нами в доме номер 3 по улице Заводская, поселка Марха.

Мы обсуждаем мой безопасный маршрут от школы до дома. Мы провожаем маму и младшего брата до детского сада №81 «Солнышко». Я иду в Мархинскую школу № 2.

От школы до работы папе идти ещё 5 минут. Он работает в Доме культуры «Чэчир». Мы любим друг друга и заботимся, вечером встречаемся дома в кругу семьи.

ЗАДАНИЕ 2. Найди на карте кто и где работает и учится. Рассмотри схему безопасного маршрута: дом - школа - дом.

А ( {■ 3 Г £» 1 а 1 5 а ^^7 "■У'' 13Л

Б // / 4 Я Я 6 [ 4Л Рассвет ' у Чэчир / / / (I ' о / ! 7 /уО* и // / 13 орона 12 15 17 я 19 / // V '! / / [ 1 /19а/ //

В 19в, «е-—/14/1^ 14/2 14 1 18

М8 1 * Север мекянич КОПЛПЭ /// -- 2 еская чия 3 ДУ / Солнышко . 10а 4 5 ЗОЛ 6

Задание 3. Заполни таблицу, чтобы показать, где расположены объекты.

Объекты Квадрат на сетке

Дом № 3

Детский сад №81 «Солнышко»

ВЗ

ДК «Чэчир»

Задание 4. Выпиши название улицы, на которой живет семья первоклассника.

Ответ:_

Такого рода задания вызывают любопытство детей, так как они знакомы с приложением 2ГИС. В данном задании предлагается карта, по которой обучающиеся заполняли таблицу. Находили объекты и соотносили их с сеткой. А также в конце им представилась возможность нарисовать на карте свой маршрут от дома до школы.

На уроке по теме: «Где живут слоны?» нами использованы задания на интерпретацию полученных знаний, умение прочитать текст, а также заполнить таблицу. В задании по теме «Где зимуют птицы?» был дан текст о птичьих гнездах и нужно упорядочить события. А также найти в тексте предложение про птицу, которая под коньком дома хлопочет. Здесь формировались такие умения, как анализировать, соотносить, упорядочивать свои знания, используя таблицу.

Также в теме №3 «Когда появилась одежда?» было интересное задание про Якутский государственный музей им. Ем. Ярославского, здесь дети учились работать с диаграммой, а также заполнять таблицу по данным.

Задание с диаграммой давалось не всем, но несмотря на трудности дети с желанием выполняли, считали данные, чтобы правильно ответить на вопросы.

Выводы. Таким образом, анализ результатов контрольного этапа эксперимента показывает, что в ходе системного применения разработанных заданий у детей экспериментальной группы уровень сформированности основ естественнонаучной грамотности повысился. Так из 9 детей, принимавших участие в эксперименте, выявлены следующие результаты: высокий уровень у двоих детей, что составляет 22% от количества детей, у 3 детей средний уровень, что составляет 33%, и низкий у 4 детей - 45%.

Во время первоначальной диагностики дети показали, что с легкостью справляются с базовыми заданиями, в которых нужно выбрать один ответ. В то же время в заданиях на систематизацию, интерпретацию данных, перевод информации в таблицу дети имеют трудности. В ходе эксперимента первоклассники увлеченно работали в рабочей тетради по окружающему миру на внеурочных занятиях по формированию функциональной грамотности. Очень много заданий взяли с текстом, где нужно прочитать и упорядочить события. И в данном тексте нужно еще найти определенное предложение, которое указывается в задании. В этих заданиях формируются такие умения, как работать с текстом, определить главное, заносить данные в таблицу. Как видно, в основе формирования естественнонаучной грамотности лежит сформированность читательской грамотности.

В современном мире человеку необходимо быть естественнонаучно грамотным, то есть быть способным применять на практике естественнонаучные знания и умения. Нужно соблюдать следующие условия для формирования естественнонаучной грамотности младших школьников: включать практикоориентированные нестандартные задания, предусматривающие умение воспринимать и интерпретировать информацию, понимать ее смыслы, ключевые идеи, что также связано со сформированностью читательской грамотности учащихся, требующие комплексного вариативного решения. В ходе разработки заданий необходимо учесть личностную значимость представляемого материала, близость реалиям жизни современного ученика, его интересам и мотивам. И кроме того, при разработке заданий необходимо помнить о дальней задаче - воспитании духовных ценностей нового поколения, формировании экологически грамотного и человекоцентрированного мировоззрения.

Литература:

1. Виноградова, Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: Книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.С. Кочурова, М.И Кузнецова. - М.: Вентана-Граф, 2018. - 288 с.

2. Виноградова, Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы / Н.Ф. Виноградова//Начальное образование. -2017. -№ 3. - С. 3-8

3. Волкова, Е.В. Мониторинг и формирование естественнонаучной грамотности / Е.В. Волкова. - М.: Издательство «Интеллект-Центр», 2021. - 65 с.

4. Краснов, П.О. Естественно-научная грамотность: от PISA к региональному мониторингу / П.О. Краснов, Н.Е. Торгашина, Е.В. Супрун, Т.Ю. Чабан // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2020. - Т.2. - №2 (70). - С. 275-288

5. Мамедов, Н.М. Естественнонаучная грамотность как условие адаптации человека к эпохе перемен / Н.М. Мамедов // Ценности и смыслы. - 2020. - №5 (69). - С. 45-59

6. Пентин, А.Ю. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности / А.Ю. Пентин, Е.Е. Никифоров, Е.А. Никишова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - Т. 1,- № 4 (61). - С. 80-97

7. Разумовский, В.Е. Естественнонаучная грамотность и экспериментальные умения выпускников основной школы: контрольные материалы / В.Е. Разумовский, А.Ю. Пентин, Е.Е. Никифоров, Е.М. Попова // Школьные технологии. - 2016. -№1.-С. 19-29

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры математического анализа, алгебры и геометрии Хамзатова Мадина Шераговна

ФЕБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Ерозный)

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ

Аннотация. В статье выявлены основные подходы к определению сущности организационной культуры учителя. В своей деятельности учитель реализует задачи управления учебным процессом, поэтому от его способности к организации коллектива зависят мотивация и развитие личности. Сделан вывод о том, что организационная культура учителя понимается как наличие и понимание им особенностей взаимодействия в конкретной образовательной организации, синтеза его индивидуальных ценностей и убеждений, выработанных приемлемых норм поведения, распределения ролей, приемов и методов эффективной коммуникации. Возможности организационной культуры делают ее одним из основных факторов устойчивого развития организации, что не может не привлекать внимания руководителей, кадровых и иных служб.

Ключевые слова: организационная культура, организационная культура учителя, учитель, школа, организация.

Annotation. The article identifies the main approaches to determining the essence of a teacher's organizational culture. In his activities, the teacher implements the tasks of managing the educational process, therefore, motivation and personal development depend on his ability to organize a team. It is concluded that the organizational culture of a teacher is understood as the presence and understanding by him of the peculiarities of interaction in a specific educational organization, the synthesis of his individual values and beliefs, developed acceptable norms of behavior, distribution of roles, techniques and methods of effective communication. The capabilities of organizational culture make it one of the main factors in the sustainable development of an organization, which cannot but attract the attention of managers, personnel and other services.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: organizational culture, teacher's organizational culture, teacher, school, organization.

Введение. По мере того, как система отечественного образования находится в процессе динамического обновления, условия, определяющие объективные перемены можно определить, как сугубо внешние, обусловленные особенностями развития экономики и соответствующего тому повышения требований к профессиональной квалификации педагогических работников, учителей, поскольку высокоразвитому обществу необходимы педагогические кадры, сопоставимые с уровнем ожиданий.

Принимая во внимание тот факт, что учитель должен быть и ответственным, и способным к планированию образовательной деятельности, т.е. уметь планировать результаты, иначе говоря, управлять процессом формирования будущих результатов, обучая, воспитывая и развивая школьников, а быть может и коллег. Поэтому, у педагогического работника должна быть сформирована организационная культура.

Организационная культура, являясь важным системообразующим звеном, влияющим на успешность функционирования любой организации, в том числе и образовательной, является предметом исследования большого количества отечественных и зарубежных исследователей.

Изложение основного материала статьи. В своей деятельности учитель реализует задачи управления учебным процессом, поэтому от его способности к организации коллектива зависят мотивация и развитие личности.

Любой педагог должен управлять обучением и выполнять в этом отношении социальную новацию - роль управляющего педагога, способного на созидание своей деятельности. На основании получаемых в процессе обучения знаний, умений и навыков деятельность педагога формируется еще в процессе его обучения в высшей школе.

Сложность интерпретации понятия «организационная культура» заключается в многогранности его содержания, обусловленной наличием взаимосвязи и сочетания сразу нескольких аспектов в его границах, а именно, управленческого, ценностного, психологического, социального, экономического и иных аспектов.

Предполагая, что организационная культура педагога является концептуальным интегративным единством компонентов функции и личностного развития, можно видеть, как понятие «организационная культура» реализуется для определения особенностей и уровня квалификации конкретного педагогического работника, занятого выполнением своей профессиональной деятельности.

Следует заметить, что представление коллективной культуры только организационными факторами будет ограниченным. Особое значение в ее развитии имеют мотивационные программы и действия со стороны руководства, к которым относятся как материальные стимулы, так и обозначение значимости роли каждого работника в единых процессах, увеличение его участия в продвижении интересов организации и т.п. [6, С. 51].

Разработка принципов, элементов и мероприятий по внедрению организационной культуры осуществляется непосредственно руководителями организаций, ими определяются основные характеристики проектируемой организационной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.