Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функциональная грамотность / урок окружающего мира / практические работы / лабораторные опыты / младшие школьники / functional literacy / environmental lesson / practical work / laboratory experiments / younger students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Светлана Александровна, Воробьева Анастасия Олеговна

Модернизация начального общего образования и внедрение в 2021 году нового Федерального государственного образовательного стандарта ставит перед учителями начальной школы, работниками высшей школы новые перспективы. Одной из главнейших задач обучения младших школьников, согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), является задача формирования функциональной грамотности обучающихся. Авторы статьи обозначают, что проблема формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира достаточно популярна среди исследователей. Однако практические работы как средство формирования данной компетенции обучающихся начальной школы используются недостаточно. Целью статьи является исследовать возможности формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира средствами практических работ. В результате анализа литературы авторы приходят к выводу о том, что встречается достаточно большое количество публикаций, связанных с описанием подходов, методов формирования функциональной грамотности младших школьников. Авторы выделяют 3 направления исследований в данной области: изучение средств формирования функциональной грамотности; использование учебного материала; подготовка будущих учителей. В статье описано экспериментальное исследование использования практических работ на уроках окружающего мира для формирования функциональной грамотности младших школьников. Описана методика проведения констатирующего и контрольного экспериментов. Указаны виды практических работ и жизненных задач, решаемых школьниками в ходе формирующего эксперимента. В статье приведены результаты исследования и обобщены в табличном виде. В заключении авторы обозначают, что использование практических работ для формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира является эффективным средством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Светлана Александровна, Воробьева Анастасия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modernization of primary general education and the introduction of a new Federal State Educational Standard in 2021 sets new prospects for elementary school teachers and higher education employees. One of the main tasks of teaching younger students, in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard for Primary General Education (FSES IEO), is the task of developing the functional literacy of students. The authors of the article indicate that the problem of the formation of functional literacy of younger students in the lessons of the world around is quite popular among researchers. However, practical work as a means of forming this competence of primary school students is not used enough. The purpose of the article is to explore the possibilities of developing the functional literacy of younger students in the lessons of the world around them by means of practical work. As a result of the analysis of the literature, the authors come to the conclusion that there are a fairly large number of publications related to the description of approaches, methods for the formation of functional literacy of younger students. The authors identify 3 areas of research in this area: the study of the means of forming functional literacy; use of educational material; training future teachers. The article describes an experimental study of the use of practical work in the lessons of the surrounding world for the formation of functional literacy of younger students. The technique of carrying out ascertaining and control experiments is described. The types of practical work and life tasks solved by schoolchildren in the course of a formative experiment are indicated. The article presents the results of the study and summarized in tabular form. In conclusion, the authors indicate that the use of practical work for the formation of functional literacy of younger students in the lessons of the world around is an effective tool.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

психофизиологических и физических качеств у детей.

Выводы. Анализ результатов повторной диагностики показал, что иппотерапия оказывает положительное влияние на элементы психоэмоционального состояния детей, а именно: снижение уровня тревожности, раздражительности, утомляемости детей, демонстрации агрессивных состояний, устранение фобий; улучшение навыков саморегуляции; развитие самостоятельности; преодоление боязни животных, а также развитие контактности, крупной моторики, совершенствование коммуникативных навыков.

Ценность проведенной работы заключается в возможности переноса полученного младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья в ходе формирующего эксперимента позитивного опыта взаимодействия с окружающим миром в реальные условия. Это особенно актуально для детей различных нозологических групп, так как у них нарушено осмысление и переработка полученных знаний и умений для осуществления дальнейшего профессионального и личностного самоопределения.

Таким образом, иппотерапию можно рассматривать как один из методов комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующий успешной интеграции в общество за счет вовлечения их в социально-коммуникативное взаимодействие.

Литература:

1. Аргунова, Т.П. Интеграция детей-инвалидов в социум посредством социально-педагогической реабилитации: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Аргунова Тамара Прокопьевна. - Якутск, 2009. - 21 с.

2. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2021 год. - 2022. -URL: https://mintrud.gov.ru/docs/2482 (дата обращения 05.05.2023)

3. Иппотерапия. Всё об иппотерапии, лечебной верховой езде и конном спорте для людей с ограниченными возможностями. -2022. - URL: http://www.hippotherapy.ru/club/mkki.html (дата обращения 05.05.2023)

4. Иппотерапия и другие методы, использующие лошадей в развитии, адаптации и социализации детей с РАС. - 2022. -URL: https://solnechnymir.ru/complex-program/methods/hippotherapy-and-other-methods/ (дата обращения 05.05.2023)

5. Ковтун, К.С. Психологическое воздействие верховой езды и особенности иппотерапии / К.С. Ковтун // Психология и педагогика в Крыму: путиразвития,-2019. - № 1.-С. 255-266

6. Методические рекомендации по оказанию услуги по адаптивной верховой езде (иппотерапии). -М: НФ ИАКС, 2022. - URL: https://www.aksp.ru/work/activity/inv/files/met_ip.pdf (дата обращения 05.05.2023)

7. Файзуллина, К.А. Социально-педагогическая реабилитация в психолого-педагогических исследованиях / К.А. Файзуллина// Современные проблемы науки и образования. -2020. -№ 3. - С. 31.

8. Чеснокова, Л.С. Эффект иппотерапии в процессе психолого-педагогической реабилитации детей с церебральным параличом / Л.С. Чеснокова // Вестник Мининского Университета. - 2014. - № 3(7). - С. 24-28

9. Шамшуалеева, Е.Ф. Иппотерапия в системе работы с детьми с детским церебральным параличом / Е.Ф. Шамшуалеева, Е.В. Ватина // Международный журнал экспериментального образования. - 2019. - № 4,- С. 47-51

Педагогика

УДК 372.3/.4

кандидат психологических наук, доцент Зайцева Светлана Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Воробьева Анастасия Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

МЛЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Модернизация начального общего образования и внедрение в 2021 году нового Федерального государственного образовательного стандарта ставит перед учителями начальной школы, работниками высшей школы новые перспективы. Одной из главнейших задач обучения младших школьников, согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), является задача формирования функциональной грамотности обучающихся. Авторы статьи обозначают, что проблема формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира достаточно популярна среди исследователей. Однако практические работы как средство формирования данной компетенции обучающихся начальной школы используются недостаточно. Целью статьи является исследовать возможности формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира средствами практических работ. В результате анализа литературы авторы приходят к выводу о том, что встречается достаточно большое количество публикаций, связанных с описанием подходов, методов формирования функциональной грамотности младших школьников. Авторы выделяют 3 направления исследований в данной области: изучение средств формирования функциональной грамотности; использование учебного материала; подготовка будущих учителей. В статье описано экспериментальное исследование использования практических работ на уроках окружающего мира для формирования функциональной грамотности младших школьников. Описана методика проведения констатирующего и контрольного экспериментов. Указаны виды практических работ и жизненных задач, решаемых школьниками в ходе формирующего эксперимента. В статье приведены результаты исследования и обобщены в табличном виде. В заключении авторы обозначают, что использование практических работ для формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира является эффективным средством.

Ключевые слова: функциональная грамотность, урок окружающего мира, практические работы, лабораторные опыты, младшие школьники.

Annotation. The modernization of primary general education and the introduction of a new Federal State Educational Standard in 2021 sets new prospects for elementary school teachers and higher education employees. One of the main tasks of teaching younger students, in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard for Primary General Education (FSES IEO), is the task of developing the functional literacy of students. The authors of the article indicate that the problem of the formation of functional literacy of younger students in the lessons of the world around is quite popular among researchers. However, practical work as a means of forming this competence of primary school students is not used enough. The purpose of the article is to explore the possibilities of developing the functional literacy of younger students in the lessons of the world around them by means

of practical work. As a result of the analysis of the literature, the authors come to the conclusion that there are a fairly large number of publications related to the description of approaches, methods for the formation of functional literacy of younger students. The authors identify 3 areas of research in this area: the study of the means of forming functional literacy; use of educational material; training future teachers. The article describes an experimental study of the use of practical work in the lessons of the surrounding world for the formation of functional literacy of younger students. The technique of carrying out ascertaining and control experiments is described. The types of practical work and life tasks solved by schoolchildren in the course of a formative experiment are indicated. The article presents the results of the study and summarized in tabular form. In conclusion, the authors indicate that the use of practical work for the formation of functional literacy of younger students in the lessons of the world around is an effective tool.

Key words: functional literacy, environmental lesson, practical work, laboratory experiments, younger students.

Введение. Модернизация начального общего образования и внедрение в 2021 году нового Федерального государственного образовательного стандарта ставит перед учителями начальной школы, работниками высшей школы новые перспективы. Одной из главнейших задач обучения младших школьников, согласно требованиям ФГОС НОО, является задача формирования функциональной грамотности обучающихся. Выпускники начальной школы должны уметь использовать полученные в ходе четырехлетнего обучения факты в практической деятельности, решать жизненные задачи, опираясь на теоретические знания. Отметим, что эти вызовы в области начального образования затрагивают и деятельность преподавательского состава ВУЗов, готовящего будущих учителей, формирующего у них соответствующие компетенции.

Формирование функциональной грамотности возможно на любом уроке начальной школы. Однако для младших школьников не всегда очевидно, как применять, например, знания алгоритмов проверки безударных гласных, правила нахождения неизвестного компонента в уравнении, в реальной обычной жизни. В этой связи, урок окружающего мира обладает большими возможностями, поскольку, сведения, которые получают обучающиеся на этих уроках, близки им и тесно связаны с их жизнедеятельностью, бытом, общением и наблюдениями. Отметим, что в качестве основного средства формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира, можно использовать не только часто применяющиеся для этой цели проектную, исследовательскую деятельность, решение практико-ориентированных задач, но и практические работы и опыты.

Отметим, что тема формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира, достаточно часто появляется в работах исследователей. Однако вопрос применения для решения данной задачи практических и лабораторных работ изучен недостаточно глубоко.

Итак, целью нашей статьи является исследовать возможности формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира средствами практических работ.

Изложение основного материала статьи. К проблеме формирования функциональной грамотности современные авторы обращаются достаточно часто. Выделим основные направления исследований в этой области.

Первое направление касается изучения средств, с помощью которых возможна реализация данной задачи. Наиболее часто авторы упоминают проектную деятельность как основную для формирования функциональной грамотности младших школьников [1, 5, 6, 9, 10]. В частности, Е.Н. Полищук обозначает широкий спектр различных проектов, которые возможно использовать на уроках окружающего мира: исследовательские, информационно-практико-ориентированные, творческие, игровые и социальные проекты [9].

А.В. Лыжин, Н.М. Жданова предлагают интересную систему дидактических игр для формирования функциональной грамотности обучающихся [7].

Большое количество работ посвящено описанию того, каким образом информационно-коммуникативные технологии решают поставленную задачу [1, 2, 6, 13]. В качестве основных вариантов исследователи предлагают включать в урок онлайн-кроссворды, онлайн-игры, обучающие презентации, фильмы и мультфильмы, аудиозаписи. Для подготовки учителя к уроку рекомендуется пользоваться различными сайтами и онлайн-сервисами, цифровыми образовательными платформами.

Внимание О.Н. Лазаревой и А.С. Бабиной привлекли инновационные технологии формирования функциональной грамотности младших школьников. В качестве таких технологий они обозначают «проблемное и проектное обучение, STEAM-технологии, технологии визуализации и компактного представления учебной информации» [6, С. 221]. Авторы обозначают, что использование инновационных интерактивных технологий будет способствовать более эффективному формированию естественнонаучной грамотности младших школьников.

К новому интересному методу «наука как способ познания мира» как способу формирования естественнонаучной грамотности младших школьников обращаются в своей статье И.В. Игнатьева и А.П. Бугаева. Они анализируют возможности исследовательской деятельности и ее внедрения в уроки окружающего мира для всех обучающихся, считая ее эффективным средством связи обучения и жизни [4].

Е.Г. Новослободская считает, что метод «моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира обладает большим потенциалом с точки зрения формирования естественнонаучной грамотности и универсальных учебных действий младших школьников» [8, С. 52]. Автор описывает систему подготовки будущих учителей к использованию данного метода.

Второе направление связано с использованием учебного материала, с помощью которого авторы рекомендуют учителям начальной школы решать задачу формирования функциональной грамотности на уроках окружающего мира. В частности, М.С. Смирнова и Е.Ф. Козина предлагают с этой целью анализировать на уроках окружающего мира научно-познавательные тексты. Они обозначают этапы работы над текстами такого вида, показывают приемы, реализация которых позволит младшим школьникам понять, каким образом знания, полученные на уроках, могут использоваться в жизни [11].

Несмотря на то, что программа курса «Окружающий мир» содержит две образовательные области - обществознание и естествознание, экологические знания занимают ведущее место в преподавании данной дисциплины. А.В. Кабанова обозначает 3 условия, которые будут способствовать формированию функциональной грамотности младших школьников средствами экологического материала: использование видео контента, самостоятельное составление обучающимися правил поведения, целесообразных с экологической точки зрения, использование интерактивных методов, таких как, кейсы, дидактические игры, проекты [5].

Третье направление исследований включает работы, где обозначены подходы, методы, особенности формирования готовности к формированию функциональной грамотности школьников у студентов, будущих учителей. Статьи, обобщающие такой опыт, только начинают появляться. Обозначим, что, как правило, речь в них идет об общих подходах обучения будущих учителей различных предметов и ступеней обучения, в том числе и будущих учителей начальных классов [8, 12].

Отметим тот факт, что исследований, где в качестве средства формирования функциональной грамотности обучающихся начальной школы, указываются практические работы, мы не увидели. Упоминание об этом методе есть лишь в отдельных работах [1, 3, 6]. Это еще раз доказывает актуальность и значимость нашего исследования.

Мы выделяем следующие виды практических работ, которые могут быть использованы на уроках окружающего мира:

- по плану, который предложил учитель, в этом случае работа осуществляется фронтально;

- по инструкции, здесь возможна групповая форма работы.

Для формирования функциональной грамотности предпочтительнее использовать практические работы по инструкции, поскольку они формируют самостоятельность ребенка, коммуникативные компетенции, возможность самому понять, как знания могут применяться на практике.

Мы проанализировали учебник A.A. Плешакова по курсу «Окружающий мир». Данный учебник используется в рамках программы «Школа России». Отметим, что он представляет широкие возможности учителю начальной школы использовать практические работы с целью формирования функциональной грамотности младших школьников, начиная с первого класса. В первом классе обучающиеся понимают, что обычные предметы, окружающие их, можно и нужно исследовать, наблюдать за ними, понимать, что знания, полученные на уроках, легко и понятно применяются в реальной жизни, что как раз и составляет основу формирования функциональной грамотности. Это работы по знакомству и изучению различных видов листьев, комнатных растений, камней, перьев, свойства снега и льда, работы на закрепление простейших правил личной гигиены.

Во втором классе младшие школьники учатся ухаживать за комнатными растениями, произрастающими в разных условиях и требующими разного ухода, исследуют свойства воды, горных пород, учатся ориентироваться на местности с помощью карты и компаса.

Практические работы в третьем классе направлены на формирование умений учеников наблюдать различные процессы, свойства веществ, оформлять свои наблюдения в виде таблиц, диаграмм, делать выводы. Часть практических работ в третьем классе напрямую связана с жизненным опытом младших школьников: «Первая помощь при небольших повреждениях кожи», «Изучение питательных веществ в различных продуктах», «Подсчет ударов пульса», «Работа фильтра для воды».

Наконец, в четвертом классе, обучающиеся изучают различные виды карт, решают задачи практического характера с помощью карт, обучаются приемам работы и чтению исторической карты.

Таким образом, мы видим, что учебник A.A. Плешакова предоставляет широкие возможности учителю начальной школы использовать практические работы с целью формирования функциональной грамотности младших школьников, начиная с первого класса.

Опишем результаты исследования.

Наше исследование проходило в 4-х классах школы г. Н. Новгорода. Общее количество испытуемых (50 обучающихся) мы разделили на контрольную (25 обучающихся) и экспериментальную (25 обучающихся) группы.

На констатирующем этапе эксперимента мы предложили обучающимся выполнить 2 задачи из всероссийской проверочной работы, цель которых была исследовать умение младших школьников извлекать информацию из текста научного содержания для дальнейшей проверки правильности этой информации на представленном чертеже.

В качестве критериев сформированности функциональной грамотности мы выделили: умение видеть ошибки в чертеже, умение выделять логические части в тексте, умение обозначать текстовую информацию в графическом виде.

Результаты контрольного и экспериментального классов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты констатирующего эксперимента

Уровни сформированности ФГ (задача 1) Уровни сформированности ФГ (задача 2)

Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий

Контрольный класс 3% 15% 82% 2% 13% 85%

Экспериментальный класс 4% 14% 82% 2% 15% 83%

Итак, результаты показали, что общий уровень сформированности функциональной грамотности четвероклассников контрольного и экспериментального классов - низкий.

Формирующий эксперимент состоял из серии практических работ (7), предложенных в экспериментальном классе, в процессе которых младшие школьники не только применяли теоретические знания в практической деятельности, но и решали жизненные задачи. Приведем некоторые примеры.

Практическая работа «Чтение исторической карты Древняя Русь».

Основное задание - обозначь на контурной карте основные места поселения древних славян, пользуясь текстом учебника.

Практическая задача - представь, что ты живешь на территории Древней Руси. Какие продукты питания ты можешь использовать для приготовления пищи? Есть ли такие продукты сейчас на полках в магазине?

Практическая работа «Путь из варяг в греки».

Основное задание - обозначь на контурной карте путь «из варяг в греки».

Практическая задача - смог ли бы ты сегодня пройти по пути «из варяг в греки»? Сколько способов для прохождения этого пути можно использовать в наши дни?

Практическая работа «Влияние внешних условий на рост и развитие растений».

Данная работа была посвящена исследованию влияния солнечного света на рост и развитие гороха. Ребята проращивали горох, сажали его в горшочки и помещали в разные условия - одни растения оставляли на свету, другую партию ростков ставили в темное место. Велись наблюдения за тем, что происходит, результаты фиксировались в дневниках. Был сделан вывод о влиянии солнечного света на развитие растений, сделано предположение о наличии некоторого вещества, отвечающего за зеленый цвет основных частей растений, подготовлен доклад о том, что такое хлорофилл.

После проведения практической работы четвероклассники предлагали варианты практических заданий и проблемных вопросов, связанных с открытым ими фактом влияния солнечного света на развитие растений, например, почему между

грядками некоторые садоводы кладут темный материал; зачем теплицы, стоящие на сильно открытых местах, покрывают сверху тканью ит.п.

Выводы. После проведенного эксперимента обучающимся контрольного и экспериментального классов были предложены 2 задачи, аналогичные тем, которые они решали на констатирующем этапе. Задача №2 была усложнена тем, что младшие школьники должны были сами составить чертеж на основе научного текста.

Представим полученные результаты в виде таблицы 2.

Таблица 2

Результаты контрольного этапа эксперимента

Уровни сформированности ФГ (задача 1) Уровни сформированности ФГ (задача 2)

Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий

Контрольный класс 9% 38% 53% 10% 42% 48%

Экспериментальный класс 4% 18% 78% 3% 17% 80%

Результаты, обозначенные в таблице, показывают положительную динамику в формировании функциональной грамотности младших школьников экспериментального класса. В то время, как результаты обучающихся контрольного класса практически не изменились.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что использование практических работ на уроках окружающего мира, является эффективным средством формирования функциональной грамотности младших школьников.

Литература:

1. Виноградова, Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника. Реализация внеурочной работы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования / Н.Ф. Виноградова, М.И. Кузнецова, O.A. Рыдзе. - М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. - 70 с.

2. Галущенко, А.И. Формирование у младших школьников функциональной грамотности средствами ИКТ-технологий на уроках окружающего мира / А.И. Галущенко // Современные проблемы и технологии инновационного развития образования: материалы III Международной студенческой научно-практической конференции. - Чебоксары, 2023. -С. 131-133

3. Зайцева, С.А. Формирование познавательной мотивации у младших школьников на уроках окружающего мира средствами практических работ / С.А. Зайцева, А.О. Воробьева // Проблемы и перспективы развития начального образования: материалы 3-й Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. H.H. Деменева. - Н. Новгород, 2023.-С. 48-51

4. Игнатьева, Н.В. Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников на основе метода «наука как способ познания мира / Н.В. Игнатьева, А.П. Бугаева // Молодой исследователь: вопросы науки и образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), поев, памяти Д.А. Данилова. -Киров,2021,- С. 285-289

5. Кабанова, A.B. Формирование у младших школьников функциональной грамотности в области экологии на уроках окружающего мира / A.B. Кабанова // Современные проблемы и технологии инновационного развития образования: материалы III Международной студенческой научно-практической конференции. - Чебоксары, 2023. - С. 123-126

6. Лазарева, О.Н. Инновационные технологии формирования естественнонаучной грамотности младших школьников / О.Н. Лазарева, A.C. Бабина // Современные тенденции развития общего и вузовского образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Ярославль, 2022. - С. 221-224

7. Лыжин, A.B. Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира средствами дидактических игр / A.B. Лыжин, Н.М. Жданова // Ребенок в современном образовательном пространстве: материалы XII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием / отв. ред. Ю.О. Галущинская. -Шадринск, 2021. - С. 113-117

8. Новослободская, Е.Г. Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках окружающего мира / Е.Г. Новослободская // Начальная школа. - 2022. - №12. - С. 52-57

9. Полищук, E.H. Основные подходы к формированию естественнонаучной функциональной грамотности обучающихся на уроках окружающего мира / E.H. Полищук // Дополнительное профессиональное образование педагогических кадров в контексте акмеологических идей: материалы международной электронной научно-практической конференции: в 4-х т. - Донецк, 2020. - С. 84-92

10. Пономаренко, О.Ю. Формирование функциональной грамотности младших школьников через проектную деятельность на уроках окружающего мира / О.Ю. Пономаренко // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. - 2022. - №36. - С. 28-34

11. Смирнова, М.С. Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников в процессе работы с научно-познавательными текстами / М.С. Смирнова, Е.Ф. Козина // Начальное филологическое образование и подготовка учителя: вызовы XXI века и методические решения: материалы Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов. - Москва, 2022. - С. 325-328

12. Тумашева, О.В. Готовность будущего учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся / О.В. Тумашева//ВестникМининского университета. -2021. - Т. 9. -№3. - С. 3.

13. Шнырова, О.В. Формирование основ естественнонаучной грамотности у младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир» / О.В. Шнырова, А.Р. Курская // Проблемы и перспективы развития начального образования: материалы 3-й Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. H.H. Деменева. - Н. Новгород, 2023.-С. 236-241

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.