17. Sackett D.L., Rosenberg W.M.C., Gray J.A.M., Haynes R.B., Richardson W.S. (1996). Evidence based medicine: what it is and what it isn't // BMJ. - 1996. - N 312. - P. 71-72. doi: 10.1136/bmj.312.7023.71 https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/8555924/ (дата обращения 28.09.2021)
18. Terentyeva I.V., Akhmetzyanova G.N., Mukhomorova I.V., Perezhogina O.N., Pugacheva N.B., Gainullina R.R., Lunev A.N., Lezhnin V.V. Development Strategy of Service Sector in Conditions of Federal States Entities Autonomy Increasing // International Review of Management and Marketing. - 2016. - Т. 6. - № 2. - С. 1-5.
19. Terentyeva I.V., Starodubtsev M.P., Timonin A.I., Pugacheva N.B., Zykova N.N., Lunev A.N., Ezhov S.G., Starikova L.D. Assessment of state services quality and availability in the socio-cultural sphere // International Review of Management and Marketing. - 2016. - Т. 6. - № 1. - Р. 122-127.
20. Thomas G., Pring R. Evidence-based practice in education. Maidenhead: Open University Press. -2004. - 240 р.
Педагогика
УДК 373.3
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Асхадуллина Наиля Нургаяновна
Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО
«Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)
МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. В статье раскрыто понятие «функциональная грамотность». На основе деятельностного подхода разработаны методические рекомендации для учителя начальных классов в формировании функциональной грамотности обучающихся. Раскрыты особенности развития ключевых навыков функциональной грамотности в начальной школе на учебных предметах «Русский язык», «Математика», «Литературное чтение» и «Окружающий мир».
Ключевые слова: функциональная грамотность, качество образования, деятельностный подход, оценка, федеральный государственный образовательный стандарт, начальное общее образование, учебная задача, личностно-ориентированные образовательные технологии, универсальные учебные действия.
Annotation. The article reveals the concept of "functional literacy". Based on the activity approach, methodological recommendations have been developed for primary school teachers in the formation of students' functional literacy. The features of the development of key functional literacy skills in primary school on the subjects "Russian language", "Mathematics", "Literary reading" and "The world around us" are revealed.
Keywords: functional literacy, quality of education, activity approach, assessment, federal state educational standard, primary general education, educational task, student-centered educational technologies, universal learning activities.
Введение. В современную эпоху в образовании прочно утвердилась идея о развитии функциональной грамотности обучающихся как возможности полноценного и успешного функционирования личности в обществе [1]. Поэтому не случайно на сегодняшний день проблема формирования функциональной грамотности российских школьников приобрела особую актуальность не только научной среде, но и на уровне государственных структур, как возможности повышения качества российского образования [9]. Стремление России попасть в десятку лидеров по результатам международных исследований качества образования (PISA, PIRLS, TIMSS, ICCS, TALIS и др.) на сегодняшний день меняет отношение педагогической общественности к содержанию учебного материала школьных предметов и определяет необходимость разработки учебных заданий практикоориентированного характера в межпредметном взаимодействии.
Отмеченное выше указывает на то, что формирование и развитие умений и навыков функциональной грамотности обучающихся всех образовательных ступеней является одной из приоритетных задач российского образования. В начальной школе решение этой задачи рассматривается на уровне реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Согласно требованиям ФГОС НОО, в начальной школе в процессе организации урочной и внеурочной деятельности необходимо создавать условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся как «способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности» [7, с. 20]. Результативной составляющей такой деятельности является развитие у обучающихся инициативности, эмоциональной устойчивости, умения творчески и нестандартно мыслить в процессе решения жизненных задач.
Изложение основного материала статьи. Выяснено, что основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе. Особое внимание на данном этапе педагог уделяет стимулированию речевой деятельности обучающихся: уметь говорить, слушать, читать, писать, считать. Целенаправленная и систематизированная работа учителя в этом направлении способствует развитию у младших школьников общеучебных (универсальных) умений и навыков.
Кроме того, педагогу начальных классов необходимо сформировать у обучающихся ключевые компетенции (информационные, коммуникативные, рефлексивные), развивать потребность в саморазвитии, самообразовании, готовность обучаться на последующих образовательных этапах [8, с. 145].
Выделим характерные особенности, свойственные для функционально грамотного человека. По определению А.А. Леонтьева, «функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [6].
На основе теоретического и практического опыта, представленного исследователями Института стратегии развития образования РАО под руководством доктора педагогических наук Н.Ф. Виноградовой,
предлагаем перечень методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности учителя начальных классов в формировании функциональной грамотности обучающихся [2; 3]:
1. Организовать учебный процесс в форме деятельности. Упор делается на умении учиться самостоятельно. Исходя из этого, изучаемая тема несет деятельностный характер.
2. Осуществлять реализацию программы обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
3. Обеспечить активность учащихся в процессе обучения.
4. Процесс обучения должен быть направлен на формирование самостоятельности и ответственности обучающихся за поступки.
5. Использовать на уроках различные формы работы обучающихся: индивидуальную, парную, групповую.
6. Применять в педагогической деятельности активные личностно-ориентированные технологии: проблемно-диалогические (формирование умений школьника определять проблему и находить способы ее решения посредством специально организованного педагогом диалога с учеником, способствующего активизации и развитию их логического мышления); технологии продуктивного чтения (организация правильной читательской деятельности обучающихся в соответствии с логикой поэтапной работы с текстом); технологии проектирования (применяются такие творческие задания, как изготовление плакатов, моделей, организация выставки, исследования).
7. Создавать проблемные учебные ситуации на занятиях.
8. Дифференцировать учебный процесс по уровням.
9. Развивать информационные, коммуникативные, социальные навыки обучающихся.
10. Оценивать образовательные результаты и достижения обучающихся.
Кроме того, одним из эффективных условий формирования функциональной грамотности в младшем школьном возрасте является развитие поисково-исследовательских навыков обучающихся с применением логических приемов познавательной деятельности: умение выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения. Способность выстраивать логическую цепочку умозаключений обеспечивает возможность «открытия» нового знания, с которым ученик ранее не был знаком.
Формирование функциональной грамотности обучающихся любой образовательной ступени сопряжено с развитием базовых компетенций в процессе обучения всем предметам на доступном для них уровне. В отечественной педагогике существуют разные подходы к классификации базовых компетенций обучающихся, но наиболее полноценной, на наш взгляд, является классификация И.А. Зимней [4]. В разработке классификации компетенций/компетентностей И.А. Зимняя основывается на категории деятельности и выделяет 3 группы ключевых компетенций (базовых навыков), позволяющих оценить общую культуру личности: «компетентности, относящиеся к самому себе как к личности, как субъекту жизнедеятельности» (здоровьесбережение, ценностно-смысловая ориентация в мире, интеграция, гражданственность, самосовершенствование, саморегулирование, саморазвитие, личностная и предметная рефлексия и др.) [4, с. 12]; «компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми» (социального взаимодействия, компетенции в общении) [4, с. 12-13]; «компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах» (игра, учение, труд, познавательная деятельность, компетенции информационных технологий и др.) [4, с. 12-13].
Опираясь на предложенную И.А. Зимней классификацию ключевых компетенций личности, разработанную научной школой А.Г. Асмолова концепцию развития универсальных учебных действий для начального общего образования и требования ФГОС НОО [4; 5; 7], в данном исследовании мы рассматриваем в качестве базовых четыре вида компетенций, которые, на наш взгляд, позволяют успешно формировать универсальные учебные действия (УУД) обучающихся начальной школы (рисунок 1).
Разберем каждый вид компетенций более подробно. Организационные умения включают компетенции личностного самосовершенствования (регулятивные действия). Интеллектуальные умения содержат учебно-познавательные, информационные, ценностно-смысловые компетенции (познавательные универсальные действия). В оценочные умения входят ценностно-смысловые компетенции (личностные действия). Коммуникативные умения содержат общекультурные, коммуникативные, социально-трудовые компетенции (коммуникативные действия).
Рисунок 1. Виды базовых компетенций обучающихся уровня начального общего образования
Выделенные на рисунке 1 виды базовых компетенций можно рассматривать как индикаторы формирования функциональной грамотности обучающихся начальной школы, по которым можно определить уровни их готовности к решению жизненных проблем и способности применить освоенные предметные знания и учебные действия не по предложенному образцу, а в нетипичной для них ситуации.
Уровни формирования видов функциональной грамотности обучающихся разных стран мира, в т.ч. и России, (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой и др.) определяются по
результатам международных исследований. В частности, «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних обучающихся PISA», оценивает умения школьников применять знания, умения и навыки, полученные в образовательном учреждении для решения большого спектра жизненных задач в разных сферах человеческой деятельности и в межличностном общении и социальных отношениях [12]. «Международное исследование качества математического и естественно-научного образования TIMSS» проводит оценку математической и естественнонаучной грамотности обучающихся 4-8 классов [13]. Также следует отметить «Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS», которое позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста младшими школьниками в разных странах мира, и определить различия в национальных системах образования [11]. В процессе исследования осуществляется оценка трех ключевых областей функциональной грамотности: читательской, математической и естественнонаучной грамотности. Если в исследованиях PIRLS и TIMSS проводится оценка академической грамотности в области чтения, математики и естествознания, то в исследованиях PISA - насколько сформирована функциональная грамотность 15-летних подростков (математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая) [1].
Рассмотрим возможности формирования функциональной грамотности на базовых учебных предметах в начальной школе («Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир»).
Одним из ключевых навыков функциональной грамотности, на развитие которого должен обращать особое внимание учитель начальных классов, - грамотность в чтении. На сегодняшний день способность работать с информацией (в первую очередь, осмысленно, с пониманием читать текст) - непременный фактор успешности человека.
На уроках русского языка и литературного чтения основное внимание педагога сосредоточено на формировании и развитии навыков читательской грамотности грамотности. Благодаря использованию на уроках активных методов и приемов формирования читательской грамотности обучающихся можно сформировать у них умения организовывать свое рабочее место, работать с учебником, со словарем, распределять время, находить и корректировать ошибки, логически рассуждать, аргументировать свою точку зрения и в то же время выслушивать собеседника и деликатно вести диалог. Многим младшим школьникам присуще ошибаться при применении новых орфографических или грамматических правил. Но данные ошибки могут быть преодолены при закреплении изученного материала [3, с. 29].
Изучение предмета «Литературное чтение» учитывает освоение школьниками навыков грамотного беглого чтения, ознакомление с произведениями детской литературы и развитие умений работы с текстом, способность найти необходимую книгу среди других, умение отобрать произведение по заданной теме, умение слушать другого. Особенно эффективным в формировании читательской грамотности обучающихся младших классов на уроках литературного чтения является использование элементов беседы, когда ученикам необходимо дать более развернутые многослойные ответы с использованием дополнительной информации из жизни, других произведений.
Предмет «Математика» подразумевает развитие арифметических счетных навыков, знакомство с основами геометрии, развитие умения самостоятельного определения положения предметов на плоскости и обозначение данного расположения языковыми средствами: вверху, внизу, слева, справа, между, сзади, спереди, ближе, дальше, рядом; навык ориентироваться во времени; навык решения задач с сюжетом, основанным на реальных жизненных ситуациях [1, с. 39].
Предмет «Окружающий мир» интегрирует в своем содержании знания разных областей наук и включает в себя модули естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности. Данный предмет предполагает изучение основ безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения, нравственности и гражданственности, научной мысли и открытий. В формировании функциональной грамотности педагогу начальных классов следует иметь в своем арсенале набор технологий развития критического мышления обучающихся. Задача, которая стоит перед учениками - выработка критической позиции к любому утверждению, предусматривающей поиск подходящих аргументов (логических, экспериментальных, математических, лингвистических) для доказательства своей точки зрения по рассматриваемой проблеме. Однако важно формировать ценностное отношение личности к происходящим в мире событиям и явлениям. Именно на уроке окружающего мира рассматриваются темы о жизни и здоровье, как о важных ценностях для человека, развиваются навыки безопасного поведения и гигиены личности, о научных открытиях и важности научного познания, о глобальных проблемах человечества и необходимости создания открытого общества, изучение которых должно наталкивать ребенка на понимание, что монополии на истину не существует и любое утверждение может быть предметом обсуждения и критики [1, с. 61-62].
Выводы. Таким образом, методологической основой формирования функциональной грамотности обучающихся уровня начального общего образования является деятельностный подход, акцентирующий внимание на создании специальных педагогических условий для организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся с применением технологий проблемно-диалогического обучения, проектного метода, групповой формы работы на уроках, использованием интерактивных (информационных, электронно-технических и др.) средств обучения. Именно на этапе начального образования, когда ведущим видом деятельности школьников является учебная деятельность, педагогу не стоит опираться только на объяснительно-иллюстративный метод преподнесения новой информации, а важно интегрировать связь образования с многообразной человеческой деятельностью [10]. Рассмотренные в статье механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся начальных классов свидетельствуют о необходимости пересмотра предметного содержания с объяснительно-иллюстративного метода обучения на изучение школьных предметов с «направленностью на решение социальных и бытовых проблем» [10] с опорой на индивидуальные потребности, интересы и склонности обучающихся и созданием условий для организации самостоятельных исследований школьников.
Литература:
1. Алексашина И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся. - «КАРО», 2019. - 130 с.
2. Виноградова Н.Ф. Десять советов учителю по формированию читательской грамотности младших школьников // Начальное образование. - 2017. - № 3. - С. 3-7.
3. Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. - 288 с.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №2. - С. 7-14. URL: https://cyberieninka.m/artide/n/klyuchevye-kompetentsii-novaya-paradigma-rezultata-obrazovaniya (дата обращения: 16.09.2021).
5. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. -М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
6. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов; под науч. ред. А.А. Леонтьева. - М.: Баласс, Издательский дом РАО, 2003. - С. 22-25.
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100.
8. Серых Л.В., Пульная С.А., Терехова С.Е., Белова О.В. Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе: актуальный региональный опыт: сборник методических материалов: часть 2. - Белгород: ОГАОУ ДПО БелИРО, 2020. - 472 с.
9. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
10. Шевченко Н.И., Махотин Д.А. Формирование функциональной грамотности школьников и студентов: исследование условий развития // ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Информационно-публицистический образовательный журнал. 07.09.2019. URL: https://interactiv.su/2019/09/07/%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0 %B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-
%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0 %BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD/ (дата
обращения: 16.09.2021).
11. PIRLS [Электронный ресурс] (Международное исследование качества чтения и понимания текста). URL: https://fioco.ru/pirls (дата обращения: 16.09.2021).
12. PISA [Электронный ресурс] (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). URL: https://fioco.ru/PISA (дата обращения: 16.09.2021).
13. TIMSS [Электронный ресурс] (Международное исследование качества математического и естественно-научного образования). URL: https://fioco.ru/timss (дата обращения: 16.09.2021).
Педагогика
УДК 379.831
кандидат педагогических наук, доцент Ахметшина Ирина Анатольевна
Автономная некоммерческая организация высшего образования
«Московский гуманитарный университет» (г. Москва);
кандидат психологических наук, доцент Балакирева Нина Алексеевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат психологических наук, доцент Озерова Светлана Анатольевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Аннотация. В последнее время все более возрастает роль сообщества сверстников как микрофактора социализации подрастающего поколения. Это происходит в связи с продолжающейся урбанизацией населения, ростом числа однодетных и неполных семей, сравнительно однородной информированностью детей (благодаря средствам массовой информации), а также в связи с кардинальными социально-экономическим изменениями, к которым подрастающие поколения приспосабливаются быстрее, легче, чем старшие. Возрастает автономия детей от взрослых, достичь которую и утвердить себя как личность -важнейшие задачи подросткового и юношеского возраста. Эта автономия свободно проявляется в особенностях подростковой и юношеской субкультур. В представленной статье авторы рассматривают теоретические и практические аспекты проблемы социализации личности в детских организациях.
Ключевые слова: социализация, дети, подростки, общественные организации, дополнительное образование, клуб, досуг, свободное время.
Annotation. Recently, the role of the peer community as a microfactor of socialization of the younger generation has been increasing. This is due to the ongoing urbanization of the population, the growing number of single-child and single-parent families, the relatively homogeneous awareness of children (thanks to the mass media), as well as in connection with cardinal socio-economic changes, to which the younger generations adapt faster, easier than the older ones. The autonomy of children from adults is increasing, to achieve which and establish themselves as a person are the most important tasks of adolescence and adolescence. This autonomy is freely manifested in the peculiarities of adolescent and youth subcultures. In the presented article, the authors consider the theoretical and practical aspects of the problem of socialization of the individual in children's organizations.
Keywords: socialization, children, teenagers, public organizations, additional education, club, leisure, free time.
Введение. В условиях, когда меняется общество, уходит в прошлое монополия на детское движение, серьезно переосмысливаются взгляды на цели, задачи детских и подростковых организаций. В числе факторов, определяющих их успех, - подготовленность взрослых к работе с детскими объединениями, умение утверждать и развивать демократический стиль отношений с детьми и подростками, способность