5. Matveeva I.P. Razvitie professional'no-lichnostnogo potencíala rukovoditelya. Psihologiya XXI veka: vyzovy, poiski, vektory razvitiya: sbornik materialov Vserossijskogo simpoziuma psihologov. 2019: 824 - 830.
6. Milashina O.G. Social'no-psihologicheskijtrening kaksredstvo korrekciitrevozhnostistudentov vuzov. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Novosibirsk, 2010.
7. Naumova M.V. Formirovanie 'emocional'noj gibkosti u buduschih pedagogov-psihologov v processe uchebno-professional'noj deyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Shadrinsk, 2011.
Статья поступила в редакцию 28.09.21
УДК 37.014
Bugaeva A.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
Krotova O.G., teacher, Mokhsogollokh Secondary School with In-Depth Study of Individual Subjects (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF NATURAL SCIENCE LITERACY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN THROUGH REGIONAL RESEARCH WORKS. The article observes a problem of forming natural science literacy of younger schoolchildren through the implementation of research works using the national and regional characteristics of the Republic of Sakha (Yakutia). It is highlighted that when forming the natural science literacy of younger schoolchildren, it is necessary to take into account regional specifics, which differ due to the geographical location by natural and climatic conditions; research skills in primary school should be formed taking into account the specifics of the North, which has a nature-like ecological character characteristic of the circumpolar civilization. The task of the article is to expand the practice of forming natural science literacy in extracurricular circle classes, to reveal possibilities of the national-regional component in environmental education through research works based on real conditions that explain various natural phenomena that are closest to the daily life of regional society, in the circle classes "I am a researcher of the North". In conclusion, the results of testing are presented, showing the positive dynamics of development of the level of formation of natural science literacy of younger schoolchildren.
Key words: natural science literacy, primary school student, regional conditions, research work, primary education, extracurricular activities.
А.П. Бугаева, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
О.Г. Кротоеа, учитель МОБУ «Мохсоголлохская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»,
г. Якутск, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
Статья посвящена проблеме формирования естественнонаучной грамотности младших школьников посредством реализации исследовательских работ с использованием национально-региональных особенностей Республики Саха (Якутия). Выделяется, что при формировании естественнонаучной грамотности младших школьников необходимо учитывать региональную специфику, которая особенна в силу географического положения природно-климатическими условиями; исследовательские умения в начальной школе необходимо формировать с учетом самобытности Севера, которая носит природосообразный экологичный характер, свойственный приполярной цивилизации. Целью статьи является расширение практики формирования естественнонаучной грамотности на внеурочных кружковых занятиях, раскрытие возможностей национально-регионального компонента в экологическом воспитании посредством исследовательских работ на базе реальных условий, объясняющих те или иные разнообразные природные явления, наиболее близкие повседневной жизни регионального общества, на кружковых занятиях "Я - исследователь Севера". В заключение представлены итоги тестирования, показывающие положительную динамику развития уровня формирования естественнонаучной грамотности младших школьников.
Ключевые слова: естественнонаучная грамотность, младший школьник, региональные условия, исследовательские работы, начальное образование, внеурочная деятельность.
Актуальность рассматриваемой темы связана с необходимостью повышения качества отечественного образования на мировом уровне. Российские школьники задействованы в Международных сравнительных исследованиях в области образования, таких как TIMSS, PISA, PIRLS. Результаты международных исследований демонстрируют, как подчеркивает Е.Э. Кочурова в книге «Функциональная грамотность младшего школьника» [1, с. 197], недостаточную развитость анализа результатов проведенных наблюдений и опытов (исследований), затруднения в умении высказывать предположения и строить элементарные прогнозы, работать с моделями. Эти данные являются показателями интегратив-ных достижений функциональной естественнонаучной грамотности. Российский подход к изучению естественнонаучных предметов, как выделено в статье авторов А. Ю. Пентина, Г С. Ковалевой, Е. И. Давыдовой, Е. С. Смирновой, больше ориентирован на воспроизведение знаний, а не на их применение или освоение способов действий, присущих естественным наукам: исследования и научной аргументации [2].
В свете упомянутого назревает необходимость целенаправленной работы по развитию естественнонаучной грамотности младших школьников с использованием исследовательских работ, а также выявление эффективных способов и приемов ее формирования. Обосновывается необходимость внедрения во внеурочную деятельность занятий клуба «Я - исследователь Севера», где реализуется программа, способствующая развитию естественнонаучной грамотности младшего школьника.
Цель настоящего исследования: раскрыть возможности национально-регионального компонента в формировании естественнонаучной грамотности посредством систематического обогащения содержания образования традициями воспитания народа саха, развития экологической культуры, а также использования региональных исследовательских работ, объясняющих те или иные разнообразные природные явления, наиболее близкие к повседневной жизни младших школьников, на кружковых занятиях, апробированных на базе МБОУ «Мохсоголлохская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов», учитель-экспериментатор Кротова О.Г В исследовании принимали участие ученики 2 «А» и 2 «В» класса, в количестве 47 человек.
Задачи, необходимые для достижения данной цели:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Раскрыть особенности и возможности национально-региональной специфики Республики Саха (Якутии) в формировании естественнонаучной грамотности младших школьников.
3. Выявить и апробировать в опытно-экспериментальной работе педагогические условия, обеспечивающие эффективную реализацию национально-региональной специфики Республики Саха (Якутии) в формировании естественнонаучной грамотности младших школьников.
4. Провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию естественнонаучной грамотности младших школьников посредством исследовательских проектов и практико-ориентированных проблемных региональных заданий на занятиях клуба «Я - исследователь Севера» во 2 классе.
Научная новизна исследования заключается в том, что разработана и апробирована программа по формированию естественнонаучной грамотности младших школьников с учетом национально-региональной специфики Республики Саха (Якутии); в опытно-экспериментальной работе реализованы педагогические условия формирования естественнонаучной грамотности младших школьников с учетом национально-региональной специфики Республики Саха (Якутии).
В связи с этим теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что определены возможности научно-исследовательских работ на занятиях клуба «Я - исследователь Севера» как средства формирования естественнонаучной грамотности младших школьников, а также выявлены эффективные способы и приемы ее формирования. Практическая значимость заключается в том, что основные выводы по формированию естественнонаучной грамотности младших школьников могут быть использованы студентами педагогических вузов и учителями-практиками, в составлении программ развития естественнонаучной грамотности младшего школьника, в педагогическом обеспечении процесса подготовки учителей начальных классов по формированию естественнонаучной грамотности.
Наиболее эффективной формой работы в развитии естественнонаучной грамотности являются практико-ориентированные проблемные региональные
проекты, ориентированные на самостоятельное добывание знаний предметов естественнонаучного цикла. Обучение средствами исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающей действительности ребенком.
В материалах PISA дается определение естественнонаучной грамотности, включающее три основные компетенции: научное объяснение явлений; применение методов естественнонаучного исследования; интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов. Не менее важно -и это также отражено в определении, что эти компетенции нужны человеку для того, чтобы в качестве активного гражданина интересоваться естественнонаучными идеями и участвовать в обсуждении вопросов, связанных с естественными науками и технологиями [3].
В своих работах А.Ю. Пентин отмечает, что набор компетенций, определяющих естественнонаучную грамотность, остается неизменным:
- научное объяснение явлений;
- понимание основных особенностей естественнонаучного исследования;
- интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов [4, с. 87].
Проанализировав теоретические основы формирования естественнонаучной грамотности младших школьников и рассмотрев психолого-педагогический аспект развития естественнонаучной грамотности в трудах отечественных ученых (А.И. Савенкова, А.Ю. Пентина, С.В. Журовой и Т.Р Кулиджи, Н.Ф. Виноградовой, А.П. Гладковой и других), мы пришли к выводу, что естественнонаучная грамотность является одним из видов функциональной грамотности, под которой понимается способность использовать естественнонаучные знания и доказательства, оценивать их достоверность, выявлять проблемы, прогнозировать возможные изменения и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека.
Структуру естественнонаучной грамотности можно отразить в виде модели, включающей основные составляющие естественнонаучной грамотности (контекст, компетентности, знания, отношения к научным проблемам и фактам), которые ориентированы как на формирование универсальных учебных действий, так и на достижение планируемых результатов обучения естественным наукам и биологии, в том числе.
Большое значение в формировании естественнонаучной грамотности младших школьников имеет внедрение инновационных образовательных технологий, предусматривающих использование активных форм и методов обучения и воспитания, имеющих проблемно-поисковый характер, способствующих формированию у обучающихся потребности к творческой исследовательской деятельности, развивающих личностные качества, такие как любознательность, интерес к природе, стремление исследовать.
Тематика исследовательских проектов, которые проводили младшие школьники в экспериментальной работе, касалась различных аспектов и жизненных ситуаций из реальной жизни, объясняющие те или иные разнообразные природные явления, наиболее близкие к повседневной жизни регионального общества, вызывающие интерес. Например, в условиях нашей Республики Саха (Якутия) младшие школьники могут исследовать:
- сезонные изменения, особенности времен года: долгая зима, поздняя весна, короткое и жаркое лето, ранняя осень;
- явления природы: первый снег (октябрь), первый лед, появление тумана, самые холодные дни (-60), таяние последнего снега (май), ледоход на реке, первые заморозки (август), летняя жара (+35); полярная ночь, северное сияние, белые ночи;
- особенности грунта в условиях Севера (процессы таяния и промерзания в вечной мерзлоте) и т.д.;
- приготовление национальных блюд народов Севера с использованием низких естественных температур (чохоон, тон балык, тон быар и др.);
- природные сообщества своего региона, влияние человеческой деятельности на многообразие растений, животных и их роль в природе и жизни людей, редкие и исчезающие виды растений, животных, значение Красной книги Якутии в сохранении редких и исчезающих растений, условия произрастания растений, жизни животных, сезонные изменения у растений, животных, среда обитания и способы приспособлений групп растений, животных к условиям тундры, лесотундры, тайги (на примере Якутии);
- практический опыт применения агрегатных состояний веществ у народов Севера;
- снег - индикатор загрязнения и т.д.
В построении плана для региональных исследовательских работ младших школьников мы придерживались алгоритма исследования, применяемого в естествознании. Например, исследовательская работа «Как образовались Ленские столбы».
Наблюдение явления, теоретический анализ в мировоззренческом и методологическом аспекте и поиск возможной концепции.
Путешествуя по своему улусу, школьники увидели интересное, уникальное природное явление - Ленские столбы - и заинтересовались, откуда они взялись. Было решено провести исследование. Для этого составили план работы: спросить у знакомых, прочитать в энциклопедии, найти в Интернете. Здесь при-
менили прием: «Речевая разминка» («Спросите меня о чем-нибудь...») Ребята учатся грамотно, корректно формулировать вопросы на заданную тему Практика показывает, что это достаточно сложно для современных младших школьников.
Построение (выбор) гипотезы.
Гипотеза 1: Ленские столбы образовались путем разрушения, под воздействием ветра и дождя.
Гипотеза 2: Ленские столбы образовались путем столкновения плит земной
коры.
Проектирование (разработка) метода и методик.
Сейчас важно не научить ребенка, а заинтересовать, увлечь, направить, помочь организовать самостоятельный процесс познания. А значит, дидактическая основа изучения естественных наук, это, по сути, построение обучения на основе вопросов:
- Почему? (вопрос о причинах и механизмах);
- Как? (вопрос о том, как это устроено);
- Откуда мы это знаем? (вопрос о способах получения знаний).
Этот шаг работы направлен на поиск информации, на ее структурирование, отбор ненужных и важных фактов. Например, ребята были невероятно удивлены информацией о возрасте Ленских столбов. Вертикальные скалы сложены коренными породами нижнекембрийских известняков, возраст которых около 530 миллионов лет Но начало формирования самих столбов началось около 400 тысяч лет назад.
На этом этапе работы мы использовали, в том числе, и игровые методики. Игры: шарады «В мире животных, населяющих Ленские столбы», викторина «Угадай растение по листу», игры по станциям («Спасение Весны от Снежной королевы», первая станция - изменения природы нашего региона с наступлением зимы, следующая станция - отличия зимней погоды от осенней, третья - каким бывает снег, загадки, далее - какую роль снег играет в жизни северных растений).
Обеспечение эксперимента, наглядно или однозначно дающего оценку надёжности гипотезы по критериям сортировки (краевые условия надёжности воспроизведения явления); конечного результата хода (динамики процесса).
Мы решили провести опыты, подтверждающие или же опровергающие наши гипотезы. Взяли массу из почвы, камней, песка и глины. Искусственно создали условия, схожие с природными. Под воздействием воды и ветра скалы приобретали эту форму. Для изучения гипотезы 2 мы в массе столкнули две плиты камней, пытаясь воссоздать природное явление столкновения плит земной коры.
Результат завершения процесса самого явления.
Опыты подтвердили обе гипотезы. И столкновения плит Сибирской платформы, и ветряная и водная эрозия послужили причинами образования этого уникального чуда природы. Горные породы Ленских столбов сформированы под воздействием движения тектонических плит в толще земной поверхности и коррозии, которую мы можем наблюдать и сегодня, но видоизменение этого объекта всемирного наследия происходит и в настоящее время.
При разработке данных исследований мы ориентировались на опыт передовых стран в образовании. Например, финские школы изучают феномен комплексно. Задана тема, которую ученики этой страны изучают с разных сторон: финансовой, экологической, социальной и др. На примере нашего исследования: заповедник «Ленские столбы находится на территории РС (Я), поэтому сначала рисуем флаг республики, улусы с кубиками, изображающие количество населения. Один кубик может быть равным ста тысячам. Горная система под названием Ленские столбы, протянулась на десятки километров вдоль берегов реки Лена. Располагается заповедник в Хангаласском и Олекминском районах Якутии. На правом берегу Лены находится участок «Столбы», а на левом берегу - участок «Синский». Высота скал достигает 200 метров, что соизмеримо с высотой 60-этажного здания.
Для местных народов место, где располагаются Ленские столбы, являлось священным, вызывающим благоговейный страх. Страшась гнева живущих в скалах духов, простые люди избегали посещения данной территории. Многие верили, что скалы - это навеки застывшие люди, наказанные сверхъестественными силами. Только старейшины и шаманы могли близко подойти к таинственным столбам. На языке местных жителей столбы называют Туруук Хайалара, что переводится как «Горы восставших богов». Еще одна из достопримечательностей заповедника - стоянка древнего человека в устье ручья Диринг-Юрях, именно там учёные нашли каменные орудия труда.
Изучаем, исследуем и рисуем представителей местной флоры и фауны. На территории парка растет 21 вид редких и исчезающих «краснокнижных» растений. Из фауны парк населяют медведи, росомахи, белки, рыси, ондатры, зайцы, беркуты, филины, белые цапли и соколы. В водах Лены водится много разной рыбы, среди которой есть ценные виды: осётр, хариус, нельма.
Рассматриваем этот объект как ценность мирового наследия, как объект Юнеско. Каждый слой Ленских столбов хранит историю материка и всей Планеты. В образованиях присутствуют следы примитивных червей и моллюсков. Каждый столб ископаемых рифов содержит останки и скелеты живых организмов, которые прекратили свое существование миллионы лет назад. В районе местонахождения этой достопримечательности Якутии были найдены останки мамонта, бизона, ленской лошади и носорога шерстистого. Ученые утверждают, что породы Ленских столбов — настоящий клад для науки.
Не забываем об исторической ценности: на скалах, расположенных вдоль реки Лены, были найдены многочисленные наскальные рисунки и петроглифы. Для рисунков древние поселенцы использовали желтую минеральную краску. Изображали чаще всего животных и людей, древнетюркское руническое письмо.
Экологическая сторона нашего исследования: туристы, мусор и непогашенные окурки. На территории заповедника «Ленские столбы» стоят контейнеры, но полностью избавиться от бытовых отходов никак не получается. И основная часть мусора - пластиковая тара. Также существует такая проблема, как несанкционированные костры и брошенные окурки. Пожары на территории туристического района в 99% случаев происходят именно по вине человека. На этом этапе мы решили провести эксперимент: устроить «разлив нефти» в небольшом тазике с водой и попросить ребят придумать, как от этого избавиться.
Конечно же, ребята обнаружили много интересных фактов. Это сухие грозы. На территории парка «Ленские столбы» есть железная руда. И она, как магнит, притягивает молнии. Периодически из-за них возникают пожары.
На занятии «Алмазы Якутии» знакомились с новой информацией об этом драгоценном камне, разрабатывая план занятия таким образом, чтобы тема рассматривалась с разных сторон:
- история открытия алмаза;
- физико-химические свойства алмаза;
- образование и месторождения алмаза;
- искусственные алмазы;
- магические и целебные свойства алмаза;
- кому алмаз и бриллиант принесут пользу.
В качестве опыта на этом занятии нашего клуба было выращивание кристаллов.
В исследовании «Ягода моего края» ребята изучали самую знаменитую ягоду нашего улуса - бруснику. Девочка обратила внимание на то, что когда они с сестрой болеют простудой, мама всегда дает им пить много брусничного морса, отсюда возникла новая идея для исследования. Провели опрос родных и близких. Бабушка одной из девочек рассказала, что брусника является одним из богатств Якутии. Каждая семья всегда запасалась ягодой на зиму, варила варенье и мо рс. Прочитали рассказ о ягодах нашего якутского писателя Иннокентия Михайловича Сосина «Почему мы не идем по ягоды?».
Изучение литературы на заданную тему: энциклопедия «Растения Якутии», из которой узнали, что в Якутии брусника является самой распространенной и популярной ягодой. В дальнейшем обратились к источникам Интернета. В силу природно-климатических условий якутские ягоды уникальны.
Постановка опыта: брусничный сок - природный индикатор. Темно-красный сок брусники в мыльном растворе (щелочная среда) меняет свою окраску на синюю.
Изучение местного колорита: с брусникой есть много блюд. Берем местные деревенские сливки и взбиваем мутовкой (из березового дерева). Важн ый момент: крутить нужно ближе к поверхности, чтобы сливки смешивались с воздухом, и получалась молочно-воздушная смесь. Готово вкуснейшее блюдо якутской национальной кухни - керчэх.
Дети делают вывод: одна из самых полезных ягод в России растет у нас в Якутии, это брусника. Она богата витаминами и микроэлементами, оказывает обезболивающий, жаропонижающий, противовоспалительный эффект. Из нее можно варить морс, варенье, а также приготовить вкуснейший десерт - керчэх.
При проведении региональных исследований нами были задействован также метод беседы. Занятия-беседы на заданную тему не только учат ребенка формулировать идеи и приводить аргументы, но и наталкивают на размышления («О подготовке северных птиц к зимовке», о местной еде «Все хорошо в меру», «Когда я ем, я глух и нем», «Кулинарный калейдоскоп», о проблемах экологии нашего региона.....). Обсуждения формируют такие компетенции, как способность
научно объяснять явления, использовать научные доказательства для получения выводов. Во время такого познавательного занятия можно моделировать диалоги реальных людей, как бы разыгрывая по ролям (звонок в скорую помощь для человека, получившего травму при восхождении на гору, например, на Ленские столбы).
Не обошли стороной и познавательные занятия на природе. К сожалению, в силу разных причин сейчас уроки окружающего мира редко проводятся на свежем воздухе. А ведь это невероятно полезный источник как здорового образа жизни, так и дополнительной информации в реальном времени и пространстве. Задействуя все органы чувств (запахи и звуки леса, тактильные ощущения разных трав, листочков, зрительное восприятие красоты природы своего края), такие занятия формируют необходимые для исследователя компетенции: умение представить предмет более полно, рассматривать явление со всех сторон. Такие темы, как например, климат, свойства веществ, всегда эффективнее изучать с учетом чувственного опыта ребенка. В блоке «Приготовление национальных блюд народов Севера с использованием низких естественных температур» есть занятие «Чохоон» по приготовлению воздушного якутского десерта из молока и масла, которое тоже можно представить для детей на разных уровнях.
Особенность национальных блюд народа саха, который населяет прекрасную и снежную Якутию, заключается в том, что исходных материалов для бл юд не так много - климат слишком суров. В якутской кухне почти нет фруктов и овощей, она базируется на рыбе, мясе, молоке и всех их производных. Для приготов-
ления этого десерта пригодятся масло, молоко, ягоды или варенье.
Рецепт приготовления: масло отогрейте до комнатной температуры. Молоко разделите на две равные части. В одном стакане должно быть холодное молоко, во втором - теплое. Его нужно будет вводить понемногу поочередно.
Вопрос для уровня «Знание»: как ты думаешь, для чего? Отметь один кружок в каждой строке.
Теплое молоко растопит масло да нет
Холодное молоко растопит масло да нет
Холодное молоко не даст маслу растаять да нет
Теплое молоко не даст маслу растаять да нет
Вопрос для уровня «Рассуждение»: какие процессы происходят? (Суть в том, чтобы не дать маслу растопиться, для этого вводят холодное молоко; а чтобы оно не затвердевало комочками - теплое).
В емкость с высокими стенами положите масло и добавьте немного теплого молока. Начинайте взбивать миксером, поочередно вливая холодное и теплое молоко. Если образуются комочки, как у творога, добавляйте теплое молоко. В итоге масса становится однородной. Теперь тонкой струйкой, не переставая взбивать, вводим варенье. Или ягоды, если вы выбрали их. Хотите кислее - не добавляйте сахар. Нужно послаще - добавляйте.
Вопрос для уровня «Знание»: человеку необходимо ежедневно употреблять достаточное количество сахара (или фруктозы), чтобы сохранить своё здоровье. Объясни почему.
Вопрос уровня «Применение»: Нарыйаана положила в стакан с водой немного сахарного песка и размешала его. Что из следующего она увидит, когда сахарный песок полностью растворится в воде?
А) вода стала прозрачной;
Б) вода стала мутной;
C) в воде пузырьки;
Д) вода стала холоднее.
3. Цвет меняется на приятный розоватый. Структура получается очень воз-душкойдеакювоо, ккк начинко длятоуеаики эетерое. Есуиыасеа однородная и уержитфоумузначуа, ие- сделано правильно.Уыкерочэргвково,оитутюсь заморозить.
«Знанио»:пракакоитемпе ратуре чохоон замерзнет?
«Пссменениои.еоли ты заденешь горячий предмет, то быстро одёргиваешь руку СаонуИаиктемссорганов человека это связано? Выбери правильный ответ.
A)пищавкрикетеоая система;
B)аыхикилсная система;
У) -ровоевснаысгсеыфы;
D) нервная система.
«^еууоде ние»: Кегдо эу-явя ствнодоо эеутояини, срюврэйууо «тускс посуд ы, а лакоеетв» иаекошое «анкски и свдавайте. Какнотраокслыздтcьксы-ксхоп«у?
4 Вясртской к°у«опринято есть его с теплыми лепешками, подойдут и оладь«, ннеоcсoнаоты,к нсуечнeTАск»:.
ОСоищонныа дурным ое отот cетодипсвткепepимeноaльнoнгpyппeпpeд-ставлены уровнями естественнонаучной грамотности (адаптированные задания Т1М55, ^^имакедику, предлесвкиойА.В:Глaдквпак [беящсохровапик «ча-0и)<cякатктeдeлоиийсЫвпво вотсма-ок еиccкlедoвaсопоакoВдeятeтьноссг; днaгеоутичecкиeкыдакиэне кыоитохие оеcaкизaуэдело-йpагоичeоенxyмапнй (онтсдылeпноyмониякaКдюдоть, »кфо^э^онни;у емл^^йй), снеетедокaннeа «оптт аыевФение неакияcамoдтoятодкаoдте учащихстввcyщесволвйенкоcле-ВЫквеавнcкoй деетельхикт
■ 2 "а" в 2 "в" Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Рис. 1
Анееиз peзyсьаaтевекcкоенвe ^^тaпопазaл:
- четзeеатуыаикое :жсктнимeттaлькoыo кпатиевыволнаюссдношагаклю прецв^у, неи^тер раcпoзкметфacты, ваумк ны,йдинтипв1 илкпонятия, иса над ходит единстве« yютnккдcoдepжвщy ю пофартс aэккнттгеaфигeкдкв■гa йли^
- нт сред нем ееoвнeзa<тдeтуяоптгc С 5%, еято знакйт, вт^ г^с^^^отполови-на детей научились использовать и применять понятийное знание для описания
или объяснение явлений, выбирают соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более, умеют интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков;
- высокий уровень в целом в процессе эксперимента увеличился. Более трети респондентов умеют анализировать сложную информацию или данные, обобщают или оценивают доказательства, обосновывают, формулируют выводы, учитывая разные источники информации, разрабатывают план или последовательность шагов, ведущих к решению проблемы.
Итоги сравнительного анализа результатов данного этапа доказывают положительное влияние проведенной работы и эффективность формирования естественнонаучной грамотности младших школьников посредством исследовательской деятельности с учетом национально-региональной специфики Республики Саха (Якутия).
Таким образом, использование исследовательской деятельности с учетом национально-региональной специфики Республики Саха (Якутия) способствует повышению интереса к окружающему миру, формирует навыки поиска необходимой информации, умение самостоятельно с ней работать, ставить
Библиографический список
цели, задачи и находить пути решения, выдвигать гипотезы, делать выводы. Для получения таких результатов была проанализирована теоретическая литература по теме исследования, рассмотрены причины снижения показателей уровня развития естественнонаучной грамотности, подобраны эффективные способы и приемы ее формирования. Разработанные практико-ориентирован-ные задания с региональным компонентом позволяют ориентироваться именно в условиях своего проживания, интересоваться, изучать естественнонаучную реальность, близкую детям. Применение исследовательской деятельности во внеклассной работе по изучению окружающего мира способствует решению актуальных проблем образования, связанных с формированием естественнонаучной грамотности. Перспективы дальнейшего исследования видятся не только в более детальном изучении указанной проблемы, но и в сопоставительно-сравнительном анализе и изучении опыта стран-лидеров по качеству естественнонаучного образования: Сингапура, Республики Корея, Японии, где главной идеей в естественнонаучном развитии является понимание «науки как способа познания мира». В связи с этим работа в данном направлении, безусловно, должна быть продолжена.
1. Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя. Москва: Российский учебник: Вента-на-Граф, 2018.
2. Пентин А.Ю., Ковалева Г.С., Давыдова Е.И., Смирнова Е.С. Состояние естественнонаучного образования в российской школе по результатам международных исследований TIMSS и PISA. Вопросы образования. 2018; № 1: 79 - 109.
3. Центр оценки качества образования ИСРО РАО (2016a). Основные результаты международного исследования PISA - 2015. Available at: www.centeroko.ru
4. Пентин А.Ю. От задачи формирования естественнонаучной грамотности к необходимым компетентностям учителей естественнонаучных дисциплин. Естественные науки (интернет-издание для учителей). 2012. Available at: https://www.pedalmanac.ru/wp-content/uploads/reshenie-kontekstnyh-zadach-dlja-razvitija-estestvennonauchnojgramotnosti-docx
5. Гладкова А.П. Формирование исследовательских умений младшего школьника во внеурочной деятельности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 2013.
References
1. Vinogradova N.F., Kochurova E.'E., Kuznecova M.I. i dr. Funkcional'naya gramotnost' mladshego shkol'nika: kniga dlya uchitelya. Moskva: Rossijskij uchebnik: Ventana-Graf, 2018.
2. Pentin A.Yu., Kovaleva G.S., Davydova E.I., Smirnova E.S. Sostoyanie estestvennonauchnogo obrazovaniya v rossijskoj shkole po rezul'tatam mezhdunarodnyh issledovanij TIMSS i PISA. Voprosy obrazovaniya. 2018; № 1: 79 - 109.
3. Centr ocenki kachestva obrazovaniya ISRO RAO (2016a). Osnovnye rezul'taty mezhdunarodnogo issledovaniya PISA - 2015. Available at: www.centeroko.ru
4. Pentin A.Yu. Ot zadachi formirovaniya estestvennonauchnoj gramotnosti k neobhodimym kompetentnostyam uchitelej estestvennonauchnyh disciplin. Estestvennye nauki (internet-izdanie dlya uchitelej). 2012. Available at: https://www.pedalmanac.ru/wp-content/uploads/reshenie-kontekstnyh-zadach-dlja-razvitija-estestvennonauchnojgramotnosti-docx
5. Gladkova A.P. Formirovanie issledovatel'skih umenijmladshego shkol'nika vo vneurochnoj deyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2013.
Статья поступила в редакцию 28.09.21
УДК 378.1
Egorova T.N., senior teacher, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
Parnikova G.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), Scientific and Educational
Centre of the Academy of Sciences of the Republic of Sakha (Yakutia), E-mail: [email protected]
ETHNIC AND LINGUISTIC PECULIARITIES OF NATURAL SCIENCES SPECIALTIES STUDENTS IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING (CASE STUDY OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)). The article deals with national and regional specifics of students, namely, their ethnical and linguistic peculiarities. The purpose is to find the cause of "communicative failures", as teachers of a foreign language have to switch from Russian to the native (Yakut) language of students. The students' social background is analyzed. It is revealed that the vast majority (more than 80%) of students comes from a monolingual rural environment. According to the data of social and linguistic studies, there is a tendency of a decreasing level of the Russian language fluency among rural residents. As a result, the authors came to the conclusion that to prevent "communication failure" in the process of a foreign language teaching, it is necessary to apply not only to Russian, but also to the students' native language.
Key words: ethnical and linguistic features, foreign language, Yakut language, national-Russian bilinguals, natural scientific specialties.
Т.Н. Егорова, ст. преп., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
Г.М. Парникова, д-р пед. наук, проф., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Научно-образовательный центр
Академии наук Республики Саха (Якутия), г. Якутск, E-mail: [email protected]
ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))
Рассматривается национально-региональная специфика обучающихся, а именно - их этнолингвистические особенности. Цель статьи - определить причину «коммуникативных неудач», в результате которых преподавателям иностранного языка приходится переходить с русского на родной (якутский) язык студентов. Был проведен анализ контингента учебного подразделения. Было выявлено, что в подавляющем большинстве (более 80%) студенты являются выходцами из моноязычной сельской среды. Были изучены данные социолингвистических исследований, которые зафиксировали тенденцию к снижению уровня свободного владения русским языком у сельских жителей. Авторы пришли к выводу, что для предотвращения «сбоев» в общении в процессе обучения иностранному языку необходимо опираться не только на русский, но и на родной язык студентов, который является ведущим средством коммуникации.
Ключевые слова: этнолингвистические особенности, иностранный язык, якутский язык, национально-русские билингвы, естественнонаучные специальности.