Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ РОССИЙСКОГО УЧИТЕЛЯ В XX ВЕКЕ'

ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ РОССИЙСКОГО УЧИТЕЛЯ В XX ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая публицистика / мировоззрение / история педагогики / профессиональное мировоззрение учителя / теории влияния СМИ / pedagogical journalism / worldview / history of pedagogy / professional worldview of a teacher / theories of media influence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова Светлана Владимировна, Сергеева Валерия Сергеевна, Троилова Юлия Игоревна

В статье авторы анализируют развитие профессионального мировоззрения российского учителя на протяжении XX века через призму теорий влияния отечественной педагогической публицистики. Авторы определяют педагогическую публицистику как единицу научно-творческого публицистического жанра, предметом которой являются педагогическая действительность и процессы, протекающие в образовании. Выявлено, что педагогическая публицистика отражает амбивалентную связь с процессом развития профессионального мировоззрения учителя. С одной стороны, педагогическая публицистика выступает инструментом формирования профессионального мировоззрения учителя, а с другой пространством его репрезентации. В статье авторы раскрывают сущность профессионального мировоззрения учителя как интегративное единство мировоззренческих компонентов, функционалов, сфер и форм. XX век в истории России характеризуется высокой событийной интенсивностью, что оказало влияние на трансформационные процессы в мировоззрении общества. Авторы выявляют несколько ключевых мировоззренческих «переходов» в профессиональном мировоззрении учителя. На каждом этапе трансформации мировоззренческих парадигм педагогическая публицистика оказывала характерное влияние. Периоды развития теории влияния СМИ на мировоззрение личности и общественное сознание не тождественно самому процессу их реального влияния. В рамках классических теорий влияния СМИ авторы обнаруживают, что развитие влияния педагогической публицистики на профессиональное мировоззрение является неоднородным процессом. В период XX века влияние педагогической публицистики на профессиональное мировоззрение учителя реализуется в рамках нескольких концептуальных теорий теорий «двухступенчатой» модели, «прямого» влияния СМИ на сознание общества, «спирали молчания» и культивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролова Светлана Владимировна, Сергеева Валерия Сергеевна, Троилова Юлия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article, the authors analyze the development of the professional worldview of the Russian teacher throughout the 20th century through the prism of theories of the influence of domestic pedagogical journalism. The authors define pedagogical journalism as a unit of the scientific and creative journalistic genre, the subject of which is pedagogical reality and processes occurring in education. It has been revealed that pedagogical journalism reflects an ambivalent connection with the process of developing a teacher’s professional worldview. On the one hand, pedagogical journalism acts as a tool for the formation of a teacher’s professional worldview, and on the other hand, as a space for his representation. In the article, the authors reveal the essence of a teacher’s professional worldview as an integrative unity of ideological components, functionalities, spheres and forms. The 20th century in the history of Russia is characterized by high event intensity, which influenced the transformation processes in the worldview of society. The authors identify several key ideological “transitions” in the professional worldview of a teacher. At each stage of the transformation of worldview paradigms, pedagogical journalism had a characteristic influence. The periods of development of the theory of media influence on an individual’s worldview and public consciousness are not identical to the very process of their real influence. Within the framework of classical theories of media influence, the authors find that the development of the influence of pedagogical journalism on the professional worldview is a heterogeneous process. During the 20th century, the influence of pedagogical journalism on the professional worldview of a teacher is realized within the framework of several conceptual theories theories of the “two-stage” model, the “direct” influence of the media on the consciousness of society, the “spiral of silence” and cultivation.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ РОССИЙСКОГО УЧИТЕЛЯ В XX ВЕКЕ»

2. Воронин, Д.М. Разработка образовательной программы согласно формированию «Ядра высшего педагогического образования» и унификации образовательных программ высшего педагогического образования / Д.М. Воронин, Е.Г.Воронина, О.В.Коротков // Проблемы современного педагогического образования, 2021. - №72-4. -URL: https://cyberleninka.rU/article/n/razrabotka-obrazovatelnoy-programmy-soglasno-formirovaniyu-yadra-vysshegO" pedagogicheskogo-obrazovaniya-i-unifikatsii (дата обращения: 12.07.2023)

3. Ерохина,Л.Ю. Использование заданий аналитического характера в формировании компетенций студентов / Л.Ю. Ерохина, А.С. Федюнина // Интернет-журнал «Мир науки», 2018. - №4. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/63PDMN418.pdf (дата обращения: 20.04.2023)

4. Лагода, О.А. Формирующее оценивание как условие реализации ФГОС / О.А. Лагода, Т.В. Литвинова // Вестник науки и образования, 2017. -URL: http://scientificjournal.ru/images/PDF/2017/VN027/formiruyushchee.pdf (дата обращения: 20.03.2023)

5. Сиренко, Ю.С. Внедрение «Ядра высшего педагогического образования» в перспективах управления, преподавания и методической работы / Ю.С. Сиренко // Наука и школа, 2022. - №4. -URL: https://cyberleninka.rU/article/n/vnedrenie-yadra-vysshego-pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-perspektivah-upravleniya" prepodavaniya-i-metodicheskoy-raboty(flaTa обращения: 17.05.2023)

6. Трубина, Л.А. Содержание и новые формы организации предметно-методической подготовки в условиях внедрения «Ядра педагогического образования» / Л.А. Трубина, Е.Л. Ерохина // Наука и школа, 2022. - №4. -URL: https://cyberleninka.rU/article/n/soderzhanie-i-novye-formy-organizatsii-predmetno-metodicheskoy-podgotovki-v-usloviyah" vnedreniya-yadra-pedagogicheskogo(flaTa обращения: 11.05.2023)

7. Федюнин, В.А. Формирование готовности вести здоровый образ жизни у обучающихся / В.А. Федюнин // Современный ученый, 2020. - № 4. - С. 64-68. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45743010 (дата обращения: 10.07.2023)

8. Югова, Е.А. Разработка структуры и содержания смыслообразующих конструктов здорового образа жизни студентов / Е.А. Югова // Педагогическое образование в России, 2016. - №1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/razrabotka-struktury-i-soderzhaniya-smysloobrazuyuschih-konstruktov-zdorovogo-obraza-zhizni" studentov (дата обращения: 02.06.2023)

9. Efimova, V.M. То the question of the life safety and health protection competencies formation of future teachers in the distance learning conditions [Modern problems of science and education] / V.M. Efimova, A.A. Makaricheva. - 2020. - № 1. -URL: https://s.science-education.ru/pdf/2021/l/30471.pdf (accessed May 24, 2023)

10. Nedelyaeva, A.V. New educational technology in the course "life safety" for foreign students [Modern problems of science and education] / A.V. Nedelyaeva, N.N. Sheromova. - 2016. - № 6 - P. 373-373

11. Osipov, A.M. Buropathology and paper pressure in Russian education / A.M. Osipov 11 Bulletin of the RUDN. Series: Sociology, 2020. - № 4, Vol. 20. URL:https://www.re searchgate.net/publication/348012889_Bureaupathology_and_paper_pressing_in_the_Russian_education (accessed April 27,2023)

12. Pazenko, E.A. Standardization of pedagogical education in Russia and professional development of teachers. In: Glukhykh, E.V. (ed.) National priorities of modern Russian education: problems and prospects: Proceedings of the XIII All-Russian Scientific and Practical Conference dedicated to the 120th anniversary of Higher Education and the 110th anniversary of pedagogical education in the Far East / E.A. Pazenko 11 Ussuriysk, Far Eastern Federal University, 2019. - P. 64-70

13. Tagaeva, E.A. Formation of ict competences of students of a pedagogical university under conditions of digitalization of education [Modern problems of science and education] / E.A. Tagaeva, E.A. Bakulina, O.A. Bakaeva, Z.A. Kasko 11 Federal State Budgetary Educational Institution, 2020. - № 1. - URL: https://s.science-education.ru/pdf/2020/l/29531.pdf (accessed May 19,2023)

Педагогика

УДК 378.016

кандидат педагогических наук, доцент Фролова Светлана Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Сергеева Валерия Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Троилова Юлия Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ РОССИЙСКОГО УЧИТЕЛЯ В XX

ВЕКЕ

Аннотация. В статье авторы анализируют развитие профессионального мировоззрения российского учителя на протяжении XX века через призму теорий влияния отечественной педагогической публицистики. Авторы определяют педагогическую публицистику как единицу научно-творческого публицистического жанра, предметом которой являются педагогическая действительность и процессы, протекающие в образовании. Выявлено, что педагогическая публицистика отражает амбивалентную связь с процессом развития профессионального мировоззрения учителя. С одной стороны, педагогическая публицистика выступает инструментом формирования профессионального мировоззрения учителя, а с другой - пространством его репрезентации. В статье авторы раскрывают сущность профессионального мировоззрения учителя как интегративное единство мировоззренческих компонентов, функционалов, сфер и форм. XX век в истории России характеризуется высокой событийной интенсивностью, что оказало влияние на трансформационные процессы в мировоззрении общества. Авторы выявляют несколько ключевых мировоззренческих «переходов» в профессиональном мировоззрении учителя. На каждом этапе трансформации мировоззренческих парадигм педагогическая публицистика оказывала характерное влияние. Периоды развития теории влияния СМИ на мировоззрение личности и общественное сознание не тождественно самому процессу их реального влияния. В рамках классических теорий влияния СМИ авторы обнаруживают, что развитие влияния педагогической публицистики на профессиональное мировоззрение является неоднородным процессом. В период XX века влияние педагогической публицистики на профессиональное мировоззрение

учителя реализуется в рамках нескольких концептуальных теорий - теорий «двухступенчатой» модели, «прямого» влияния СМИ на сознание общества, «спирали молчания» и культивации.

Ключевые слова: педагогическая публицистика, мировоззрение, история педагогики, профессиональное мировоззрение учителя, теории влияния СМИ.

Annotation. In the article, the authors analyze the development of the professional worldview of the Russian teacher throughout the 20th century through the prism of theories of the influence of domestic pedagogical journalism. The authors define pedagogical journalism as a unit of the scientific and creative journalistic genre, the subject of which is pedagogical reality and processes occurring in education. It has been revealed that pedagogical journalism reflects an ambivalent connection with the process of developing a teacher's professional worldview. On the one hand, pedagogical journalism acts as a tool for the formation of a teacher's professional worldview, and on the other hand, as a space for his representation. In the article, the authors reveal the essence of a teacher's professional worldview as an integrative unity of ideological components, functionalities, spheres and forms. The 20th century in the history of Russia is characterized by high event intensity, which influenced the transformation processes in the worldview of society. The authors identify several key ideological "transitions" in the professional worldview of a teacher. At each stage of the transformation of worldview paradigms, pedagogical journalism had a characteristic influence. The periods of development of the theory of media influence on an individual's worldview and public consciousness are not identical to the very process of their real influence. Within the framework of classical theories of media influence, the authors find that the development of the influence of pedagogical journalism on the professional worldview is a heterogeneous process. During the 20th century, the influence of pedagogical journalism on the professional worldview of a teacher is realized within the framework of several conceptual theories - theories of the "two-stage" model, the "direct" influence of the media on the consciousness of society, the "spiral of silence" and cultivation.

Key words: pedagogical journalism, worldview, history of pedagogy, professional worldview of a teacher, theories of media influence

Введение. В отечественной истории XX век обозначился как время стремительных социальных, экономических, политических перемен в ракурсе глобальных событий. Первая мировая война и революция 1917 года, образование СССР, Вторая мировая война, распад Советского союза и образование нового российского государства способствовали возникновению непрекращающейся турбулентности и резких изменений в модели общества и социальных отношениях.

Безусловно, достаточно радикальными являлись перемены и в системе отечественного образования, и педагогике как отрасли научного знания, что оказывало прямое воздействие на динамику мировоззренческих парадигм российского учителя.

Учитель всегда рассматривался как носитель национальных, гражданских ценностей. Однако представления о профессиональном мировоззрении учителя на протяжении XX века не были стабильны, что объяснялось динамикой исторических событий, приоритетами государственной политики, оказавшей влияние на становление миссии учителя в обществе и его роль. Мировоззрение и образ российского учителя всегда занимали ведущее место в теоретических и практико-ориентированных педагогических исследованиях.

Изложение основного материала статьи. Профессиональное мировоззрение учителя определяется нами как интегративная форма результата отражения памяти о прошлом и духовно-деятельного, ментального освоения реальной действительности в контексте профессионального самоопределения, профессионально-личностного развития, образующая развивающееся единство мировоззренческих компонентов (гносеологический, онтологический, религиозный, социально-политический, социально-повседневный, профессиональный), мировоззренческих функционалов (миропонимание, миросозерцание, мировосприятие), мировоззренческих сфер (интеллектуально-когнитивная, эмоционально-волевая, поведенческая), мировоззренческих форм (профессиональные ценности, идеалы, убеждения, принципы, идеи, приоритеты, модели поведенческих реакций, поступок) [6].

Становление и развитие профессионального мировоззрения учителя не является однородным процессом и, безусловно, тесно сопряжено с трансформациями общественного сознания и мировоззрения. Ретроспективный анализ мировоззренческих трансформаций общества в отечественной истории XX века позволяет определить следующие мировоззренческие «переходы»:

- «переход» от традиционно-консервативного мировоззрения, базирующегося на аутентичных национальных ценностях, среди которых важное место занимали ценности православной веры, самодержавия, государства и его миссии в геополитическом ракурсе к реакционно-радикальному типу мировоззрения в период 1917-1920-х годах, характеризующийся поиском концептуальных основ и идей для «нового» общества;

- «переход» от реакционно-радикального типа мировоззрения 1920-х годов, выражающегося в наличии социально-идеологической дискуссии и свободе, к рационально-материалистическому типу 1930-х годов, отражающему становление моноидеологии и прекращения дискуссионной составляющей в социальных, творческих и политических нарративах;

- «переход» от моноидеологической мировоззренческой парадигмы к падению догматического марксизма и его переосмысления и обращению к метафизическим вопросам, сформировавшим гуманистический тип мировоззрения в период Оттепели;

- «переход» от гуманистического типа мировоззрения 1960-х годов к экзистенциально-аксиологическому типу мировоззрения периода 1980-х годов, актуализирующему значение личности и постижение смысла жизни человека;

- «переход» от экзистенциально-аксиологического типа мировоззрения периода 1980-х годов к новой либерально-демократической мировоззренческой парадигме, отражающей, одновременно, и возврат к аутентичным национальным ценностям, православной картине мира и возникновение космополитических идей, социокультурных конструкций «западного» образца.

Наряду с социокультурными, политическими, социально-экономическими факторами влияния на трансформацию мировоззренческих парадигм в сознании российского учителя весомую роль играло развитие педагогической мысли, отраженной в отечественной публицистике. Генезис феномена педагогической публицистики берет свое начало в XIX веке, однако как автономный публицистический жанр определился в отечественной педагогической традиции лишь в начале XXI века. Жанровое своеобразие педагогической публицистики рассматривали в своих научных исследованиях Н.И. Бондаренко, Л.П. Качалова, Е.Ю. Камышева, Т.А. Сутырина, Н.П. Жиленкова и др. [4].

Опираясь на исследования ученых, мы определяем педагогическую публицистку как родовидовую научно-творческую единицу литературного публицистического жанра, предметом которой является социально значимые педагогические проблемы, ситуации, феномены социально-педагогической образовательной действительности, преследующую цель воспроизведения и реконструкции онтологии педагогической действительности и картины мира педагогической профессии, оказывающую амбивалентное воздействие на формирование профессионального педагогического мировоззрения, с одной стороны, и на представления о нем в структуре общественного сознания, с другой.

Сущность, специфические черты, жанровое своеобразие, функции педагогической публицистики невозможно выделить без объективного анализа жанра публицистики как средства массовой информации. Средства массовой информации и их функции глубоко изучены в системе отечественного и зарубежного гуманитарного знания, в частности психологии, социологии и политологии (Г. Лассао, Н. Луман, К. Майер, Т. Парсон, Э. Пратконис и др.).

В рамках философии массовых коммуникаций сложилось несколько концептуальных и теоретических подходов в определении средств массовой информации. Н.Г. Осипова подчеркивает первостепенность средств массовой информации в роли влияния на формирование мировоззрения социальных общностей [2]. В основе средств массовой информации лежит процесс реализации массовой коммуникации, являющейся целенаправленным и организованным процессом передачи систематизированной информации ее целевой аудитории, направленным на формирование общественного сознания, мировоззрения, позиций и отношения кявлениям окружающей социокультурной действительности.

Развитие теорий влияния средств массовой информации на мировоззрение общества охватывает несколько исторических периодов. Н.Г. Осипова и Е.И. Юрченко [2] выделяют две глобальные эпохи развития процессов влияния средств массовой информации на общественное сознание и мировоззрение - классический и современный период.

Классический период развития теорий влияния СМИ на мировоззрение и культуру общества охватывает с 1920-х годов по 1980-ее годы, в рамках которого определяются три этапа: первый этап (1920-1940 гг), характеризующийся прямым влиянием СМИ на мировоззрение личности и общества; второй этап (1940-1960 гг.), определяющий концепцию «двухступенчатого влияния» на мировоззрение: «лидеры мнений» и СМИ; третий этап (1960-1980 гг.), характеризующийся разнообразием теорий влияния СМИ на общественное сознание.

Первый этап (1920-е-1940-е гг.) характеризовался позицией о прямом, реактивно быстром влиянии СМИ на общественное мировоззрение. В 1920-е гг. выход в свет книг У. Липмана «Общественное мнение» (1922) и Призрак общественности» (1925), сформировало позицию, что общество не способно мыслить автономно, картина мира в сознании которого неосознанно складывается через призму средств массовой информации.

Позднее, на втором этапе развития теорий влияния СМИ, данная позиция была переосмыслена. Это обусловлено постепенным ростом источников массовых коммуникаций, развитием частной неофициальной и государственной официальной прессы, где проявлялись абсолютно разные позиции по политическим, экономическим и иным социальным аспектам жизни общества, а также опасениями влияния фашисткой идеологии на мировоззрение сообществ.

В 1940 году эмпирическое исследование США позволили П. Лазарфельду сформировать концепцию «двухступенчетого» влияния, в рамках которого влияние средств массовой информации дополнялось ролью конкретной личности или социальных групп, определяемых как «лидеры мнений» [8].

Третий этап развития влияний средств массовой информации на мировоззрение характеризуется разнообразием теоретических концепций идей, среди которых «теория ограниченных эффектов» (Дж. Клаппер), «теория пули» («модель шприца») [7]. Исследования данного периода и влиянии средств массовой коммуникации на мировоззрение общества позволило прийти к выводу, что зачастую влияние СМИ опосредовано разнообразными медиативными факторами, в которых СМИ являются одним из элементов.

Вместе с тем, к 80-м годам XX века ученые вновь склоняются к определению сильного влияния СМИ на мировоззрение личности и общества в целом. Однако современный период исследований теории влияния средств массовой информации балансирует между несколькими концептуальными позициями, признавая и ограниченное влияние СМИ, с одной стороны, ив тоже время, сильное влияние, с другой.

Однако периоды развития теории влияния СМИ на мировоззрение личности и общественное сознание не тождественно самому процессу их реального влияния. Рассмотрим теории влияния СМИ в контексте развития педагогической публицистики и ее влияния на профессиональное мировоззрение учителя и общественности.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. в Российской Империи в период «мировоззренческой турбулентности» наблюдается всплеск развития несобственно педагогической публицистики, усиливающей дискуссию традиционно-консертивных, либерально-демократических и радикально-реакционных идей. Педагогическая публицистика данного периода имела весомое влияние на сознание общества и являлась единственным пространством, в котором продвигались и обсуждались ключевые педагогические идеи [5]. Этот период развития отношений публицистики и общества соответствует «двухступенчатой» теории влияния СМИ на мировоззрение учителя и общества. «Лидерами мнений» в тот период являлись известные педагоги, ученые, публицисты - К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов, чьи публикации вызывали широкое обсуждение и резонанс в педагогической общественности, влияя на формирование профессионального мировоззрения учителя.

В период 1917-1920-е гг. педагогическая публицистика является трибуной для дискуссии и поиска нового пути развития образования. Педагогическая публицистика подвергается переосмыслению. Определяется свобода и поиск пути для распространения новых идеологических основ общества. В данный период реализуется несколько контекстов влияния СМИ на профессиональное мировоззрение учителя. Синкретичность информации персонального опыта и средств массовой коммуникации позволяет личности не осознавать влияния СМИ на формирование его мировоззрения.

Постепенно от «полилога» «лидеров мнений» в педагогической публицистике происходит переход к все более усиливающейся «спирали молчания». Теория «спирали молчания» получила свое развитие в исследованиях Э. Ноэлл-Нойман, рассматривающей в качестве основного эффекта влияния СМИ формирование доминирующей общественной позиции и мнения, так как людям свойственно скрывать свое мнение, если оно расходится с общепринятым в настоящий период времени [11].

Необходимо отметить, что особенность социального статуса учительства, рассматривающегося как «чужеродный элемент» советского общества, так как большая часть учителей являлись выходцами из духовенства, определила характер влияния публицистики на сознание учителя. Учителю в период 1920-х гг. свойственна «спираль молчания», усиливающаяся к концу 20-х годов с переходом от безрелигиозной школы к антирелигиозной.

В период установления моноидеологии 1930-х гг. и до середины 1950-х гг. педагогическая публицистика оказывала прямое влияние на мировоззрение учителя и общества. Сокращение числа педагогических журналов и газет, отсутствие частной прессы и установление жесткого государственного контроля привело к распространению «спирали молчания» не только среди учителей, но и в научно-исследовательской среде. Связано это, прежде всего, с констатацией единственно верной мировоззренческой парадигмы, при которой СМИ стали мощным инструментом формирования общественного сознания.

Однако, 1958 год ознаменовал начало новой эпохи в развитии роли педагогической публицистики с принятием закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Обсуждение закона вызвало мощный общественный резонанс и педагогические журналы вновь стали пространством организации дискуссии, положившей начало реформе школы, продолжавшейся до середины 1960-х гг.

С конца 1950-х годов обнаруживается несколько тенденций влияния педагогической публицистики на мировоззрения учительства. Теории «мейнстриминга» и «информационного каскада» реализуются в формировании модели профессионального поведения учителя под влиянием педагогической публицистики. Так, например, в «Учительской газете» регулярно появляются заметки и статьи, отражающие поведенческие модели советского учителя.

Постепенно педагогическая публицистика оказывает культивационное влияние на мировоззрение учителя. Теория культивации во влиянии СМИ основывается на взаимосвязи просмотра СМИ и искаженностью восприятия личностью реальности, формирования стереотипных образов и идей в мировоззрении, складывающихся под влиянием СМИ. Последствием такого процесса влияния педагогической публицистики привело к возникновению устойчивых педагогических мифологем в профессиональном мировоззрении учителя.

Новейший период в истории развития педагогической публицистики с 1990-х годов ознаменовался резкой социокультурной трансформацией, ключевым смыслом которой стало провозглашение принципа «свободы слова» и печати. В целом, период 90-х годов XX века являлся периодом расцвета журналистской деятельности. Однако педагогическая публицистика постепенно уступает свое место телевидению, а затем и интернет-площадкам. Содержание педагогической публицистики данного переломного периода в российской истории отражает поиск новых ценностей, основ российского образования и новой культурной парадигмы. «Двухступенчатая модель» влияния СМИ на мировоззрение учительства и общества вновь находит свою реализацию через осознание необходимости определения «лидеров мнений» в свободном и открытом информационном потоке.

Выводы. Жанр педагогической публицистики имеет долгую историю развития и становления, однако всегда являлся ареной выражения общественного мнения, рупором национальной идеи. Влияние СМИ на мировоззрение обусловлено внешними социальными факторами, событиями, происходящими в обществе - ситуациями неопределенности и стабильности, периодов смен социокультурных парадигм. Постепенный переход к разнообразию и персонификации в репрезентации тех или иных ментальных позиций и интерпретаций о мире рождает разную степень корреляции развития общественного сознания и средств массовой информации.

Ретроспективная реконструкция процессов влияния педагогической публицистики на развитие профессионального мировоззрения учителя позволит осуществить прогноз ее роли и управление ее содержанием.

Литература:

1. Брайант, Дж. Основы воздействия СМИ / Дж. Брайант, С. Томпсон. -Москва, 2004. - 111 с.

2. Осипова, Н.Г. Средства массовой информации в современном обществе: теоретико-методологический анализ новейших подходов / Н.Г. Осипова, Е.И. Юрченко // Вестник Московского государственного университета. Серия 18. Социология и политология. -2010. -№ 1. - С. 64-85

3. Слепенкова, Е.А. Становление и развитие педагогического образования в России: XVIII - XX вв. / Е.А. Слепенкова, С.И. Аксенов // Вестник Мининского университета. - Т. 9. - № 1. - 2021. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1185 (дата обращения 05.11.2023)

4. Сутырина, Т.А. Генезис гуманистических идей отечественного образования в педагогической публицистике: диссертация ... канд.пед. наук: 13.00.01 / Сутырина Татьяна Анатольевна. - Москва, 2011. - 174 с.

5. Фролова, C.B. Профессиональное мировоззрение учителя в истории отечественного образования XIX века / C.B. Фролова, Л.С. Федорушкина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 6,- С. 367-369

6. Фролова, C.B. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования / C.B. Фролова // Вестник Мининского университета. - Т. 10. - № 2. - 2022. -URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1300 (дата обращения: 06.11.2023)

7. Klapper, J.T. The effects of mass communication / J.T. Klapper. - New York: Free Press, 1960. - 326 p.

8. Lasarsfeld, P.F. The people's choice / P.F. Lasarsfeld, B. Berelson, H. Gaudet. - N.Y.:Columbia University Press., 1948-212 p.

9. Lasswell, H.D. Propaganda technique in the World War / H.D. Lasswell. - New York: Peter Smith, 1938. - 254 p.

10. Lasswell, H.D. World Revolutionary Propaganda: A Chicago Study / H.D. Lasswell, D. Blumenstock. - N.Y.: A. Knopf, 1939-440 p.

11. Noelle-Neumann, E. The spiral of silence: a theory of public opinion / E. Noelle-Neumann H Journal of Communication. -1974.-№24.-Pp. 43-51

Педагогика

УДК 378

доцент, заведующий кафедрой физического воспитания Хажмухамбетова Шумисат Жалаудиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории социальной работы социального факультета Абдусаламова Раисат Албуриевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала); кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой биологии, географии и химии Магомедова Манади Ахмеднабиевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р.Г. Гамзатова» (г. Махачкала)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Аннотация. В статье раскрывается специфика профессионального становления студента, начиная с этапа поступления в университет. Определяется необходимость ознакомления потенциальных студентов с содержанием образовательных программ по избранной специальности. Раскрывается целесообразность проведения учебной, производственной и преддипломных практик на фоне различных внеучебных мероприятий как дополнительного образовательного компонента. Рассматривается постепенное погружение студентов в сферу специализации как обязательное условие профессионального становления и подготовки к предполагаемой профессиональной деятельности. Рассматривается возможность формирования образовательно-профессионального кластера на базе трех ведущих вузов Республики Дагестан и Чеченской Республики.

Ключевые слова: профессиональное становление, студент, государственная задача, университет, профессиональная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.