Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРОВОЗЗРЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ XIX ВЕКА'

ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРОВОЗЗРЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ УЧИТЕЛЯ / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / ЖУРНАЛИСТИКА / КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ / ЭВОЛЮЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова Светлана Владимировна, Ярихович Людмила Андреевна, Шокурова Анастасия Алексеевна

Представления о профессиональном мировоззрении учителя формировались на протяжении всего историко-педагогического процесса. Их эволюция характеризовалась стабильно репрезентативными национальными ценностями, так как именно учитель в российской традиции является носителем национального образа и идеала, воплощающего национальную идею и ценности. XIX век - период, насыщенный историческими событиями, оказавшими влияние на становление представлений о профессиональном мировоззрении учителя. Однако учитель и в данный период рассматривался как носитель национального образа. Вместе с тем, институциональные формы развития профессионального мировоззрения учителя не были стабильны, что было свойственно периоду турбулентности развития системы педагогического образования. Одним из жанров, отражающих представления о профессиональном мировоззрении, является педагогическая публицистика. Авторы определяют педагогическую публицистку как родовидовую художественно-смысловую научно-творческую единицу литературного публицистического жанра. Предметом педагогической публицистики являются социально значимые педагогические проблемы, ситуации, феномены социально-педагогической образовательной действительности. Основная функция педагогической публицистики - воспроизведение, воссоздание онтологии педагогической действительности и картины мира педагогической профессии. Педагогическая публицистика оказывает амбивалентное воздействие на формирование профессионального педагогического мировоззрения, с одной стороны, и на представления о нем в структуре общественного сознания, с другой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролова Светлана Владимировна, Ярихович Людмила Андреевна, Шокурова Анастасия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF REPRESENTATIONS ABOUT THE WORLD VIEW OF A RUSSIAN TEACHER IN PEDAGOGICAL JOURNALISM OF THE XIX CENTURY

Ideas about the professional outlook of the teacher were formed throughout the entire historical and pedagogical process. Their evolution was characterized by consistently representative national values, since it is the teacher in the Russian tradition who is the bearer of the national image and ideal, embodying the national idea and values. The 19th century is a period full of historical events that influenced the formation of ideas about the professional worldview of a teacher. However, the teacher in this period was also considered as the bearer of the national image. At the same time, the institutional forms of the development of the teacher's professional outlook were not stable, which was typical of the period of turbulence in the development of the system of teacher education. One of the genres that reflect ideas about the professional worldview is pedagogical journalism. The authors define the pedagogical publicist as a generic artistic and semantic scientific and creative unit of the literary journalistic genre. The subject of pedagogical journalism is socially significant pedagogical problems, situations, phenomena of social and pedagogical educational reality. The main function of pedagogical journalism is reproduction, reconstruction of the ontology of pedagogical reality and the picture of the world of the pedagogical profession. Pedagogical journalism has an ambivalent impact on the formation of a professional pedagogical worldview, on the one hand, and on ideas about it in the structure of public consciousness, on the other.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРОВОЗЗРЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ XIX ВЕКА»

Воплощение указанной концепции в ходе развития маркетинговой компетентности руководящих работников ОО средствами дополнительного профессионального образования предполагает: отбор практико-ориентированных заданий; разработку содержания кейсов и контрольных материалов, формирующих способность и готовность к управлению маркетинговой деятельностью вверенной школы.

Реализация принципов модульного обучения в ходе формирования маркетинговой компетентности у руководителей школ с большой вероятностью будет способствовать расширению возможностей для эффективного взаимодействия между организациями ДПО с одной стороны и современной системой школьного образования - с другой. Это достигается путём совместного со слушателями конструирования образовательных программ.

Так как соответствующая модель образовательного процесса предполагает проектирование модулей, направленных на достижение конкретных образовательных результатов, его содержательная сторона проектируется по принципу возможности их получения.

Литература:

1. Борисова, И.В. Инфлюенс-маркетинг в интернет-дискурсе: прагмалингвистический аспект / И.В. Борисова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 5(96). - С. 262-265

2. Володина, Л.О. Непрерывное педагогическое образование в классическом университете: к постановке проблемы / Л.О. Володина, О.И. Лихачева // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 2(93). - С. 22-26

3. Гараев, В.М. Принципы модульного обучения / В.М. Гараев, С.И. Куликов, Е.М. Дурко // Вестник высшей школы.

- 2008. - № 8. - С. 30-33

4. Данько, Т.П. Управление маркетингом / Т.П. Данько. - Москва: Инфра-М, 2001. - 334 с.

5. Донина, И.А. Модель формирования готовности педагогов дошкольной образовательной организации к продвижению образовательных услуг / И.А. Донина, А.Н. Гопкина // Санкт-Петербургский образовательный вестник. -2018. - № 6(22). - С. 14-17

6. Жаданов, С.Н. Финансовая грамотность руководителя образовательной организации / С.Н. Жаданов, Ю.К. Кудашкина // Педагогический имидж. - Иркутск: Изд-во Института развития образования Иркутской области, 2017. -С. 6-11

7. Караулов, М.А. Модель формирования готовности к трудоустройству будущих педагогов / М.А. Караулов // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 2(93). - С. 214-216

8. Кузнецова Е.В. Педагогический процесс формирования компетенции «финансовая грамотность» у руководителя образовательной организации в системе дополнительного профессионального образования / Е.В. Кузнецова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 4(95). - С. 33-35

9. Мусаева, Н.Н. Сущность модульного обучения / Н.Н. Мусаева // Вестник науки и образования. - 2022. - № 1(121).

- С. 99-101

10. Сайгушкина, С.В. Оценка результативности реализации программы профессиональной переподготовки / С.В. Сайгушкина, Е.С. Шакирова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2021. - № 1(12). -С. 116-122

11. Трубенкова, С.Н. Формирование маркетинговой компетентности руководителей образовательных организаций в условиях модульного обучения / С.Н. Трубенкова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2019. -№5(223). - С. 118-124

12. Элибаева, Л.С. Особенности дидактической системы модульного обучения / Л.С. Элибаева, У.Г. Собиров // Вестник магистратуры. - 2019. - № 4-4(91). - С. 15-16

Педагогика

УДК 378.016

кандидат педагогических наук, доцент Фролова Светлана Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Ярихович Людмила Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Шокурова Анастасия Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРОВОЗЗРЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ПУБЛИЦИСТИКЕ XIX ВЕКА

Аннотация. Представления о профессиональном мировоззрении учителя формировались на протяжении всего историко-педагогического процесса. Их эволюция характеризовалась стабильно репрезентативными национальными ценностями, так как именно учитель в российской традиции является носителем национального образа и идеала, воплощающего национальную идею и ценности. XIX век - период, насыщенный историческими событиями, оказавшими влияние на становление представлений о профессиональном мировоззрении учителя. Однако учитель и в данный период рассматривался как носитель национального образа. Вместе с тем, институциональные формы развития профессионального мировоззрения учителя не были стабильны, что было свойственно периоду турбулентности развития системы педагогического образования. Одним из жанров, отражающих представления о профессиональном мировоззрении, является педагогическая публицистика. Авторы определяют педагогическую публицистку как родовидовую художественно-смысловую научно-творческую единицу литературного публицистического жанра. Предметом педагогической публицистики являются социально значимые педагогические проблемы, ситуации, феномены социально-педагогической образовательной действительности. Основная функция педагогической публицистики - воспроизведение, воссоздание онтологии педагогической действительности и картины мира педагогической профессии. Педагогическая публицистика оказывает амбивалентное воздействие на формирование профессионального педагогического мировоззрения, с одной стороны, и на представления о нем в структуре общественного сознания, с другой.

Ключевые слова: педагогическая публицистика, профессиональное мировоззрение учителя, история педагогики, журналистика, качества учителя, эволюция

Annotation. Ideas about the professional outlook of the teacher were formed throughout the entire historical and pedagogical process. Their evolution was characterized by consistently representative national values, since it is the teacher in the Russian tradition who is the bearer of the national image and ideal, embodying the national idea and values. The 19th century is a period full of historical events that influenced the formation of ideas about the professional worldview of a teacher. However, the teacher in this period was also considered as the bearer of the national image. At the same time, the institutional forms of the development of the teacher's professional outlook were not stable, which was typical of the period of turbulence in the development of the system of teacher education. One of the genres that reflect ideas about the professional worldview is pedagogical journalism. The authors define the pedagogical publicist as a generic artistic and semantic scientific and creative unit of the literary journalistic genre. The subject of pedagogical journalism is socially significant pedagogical problems, situations, phenomena of social and pedagogical educational reality. The main function of pedagogical journalism is reproduction, reconstruction of the ontology of pedagogical reality and the picture of the world of the pedagogical profession. Pedagogical journalism has an ambivalent impact on the formation of a professional pedagogical worldview, on the one hand, and on ideas about it in the structure of public consciousness, on the other.

Key words: pedagogical journalism, teacher's professional outlook, history of pedagogy, journalism, teacher's qualities, evolution.

Введение. В истории отечественного образования и педагогики XIX век обозначился как время становления педагогического профессионального образования, с одной стороны, а с другой - это период становления национального самосознания российского народа, становление мировоззрения, базирующегося на аутентичных национальных ценностях, среди которых важное место занимали ценности православной веры, самодержавия, родины и ее миссии в геополитическом ракурсе.

Ретроспективный историко-педагогический анализ педагогической публицистики XIX века позволяет осуществить историко-педагогическую реконструкцию представлений о профессиональном мировоззрении учителя, позволяет обосновать роль и образ социально-профессиональной группы учительства, генезис которых определяется эволюцией национального сознания [1, 8, 9].

Учитель всегда рассматривался как носитель национальных, гражданских ценностей [9, С. 447]. Однако представления о профессиональном мировоззрении учителя на протяжении XIX века не были стабильны, что объяснялось динамикой исторических событий, приоритетами государственной политики, оказавшей влияние на становление миссии учителя в обществе и его роль.

Жанр педагогической публицистики имеет долгую историю развития и становления, однако всегда являлся ареной выражения общественного мнения, рупором национальной идеи.

Изложение основного материала статьи. Основными факторами развития педагогической публицистики, являющимися критериями обоснования основных периодов ее формирования и развития, становятся:

- текущие исторические события во внутренней и внешней политике государства;

- социокультурные, экономические и политические трансформации;

- уровень демократизации общественных отношений;

- реформы образования;

- влияние традиционных и радикальных педагогических идей и концепций - «внешних», заимствованных и «внутренних» аутентичных.

В исследовании генезиса педагогической публицистики в России Т.А. Сутырина выделяет четыре основных периода развития педагогической публицистики [7, С. 20]:

I период (X - XI вв.) - предпосылки появления педагогической публицистики;

II период (XII - XVIII вв.) - зарождение педагогической публицистики, отражение гуманистических идей на основе богословской традиции;

III период (XIX в.) - формирование педагогической публицистики;

IV период (XX в.) - становление педагогической публицистики от «педагогического осмысления русского космизма» и религиозной философии до «стагнации общества и деструктивно-конструктивного характера педагогической публицистики в 80-90-х гг.».

По концептуально-целевому критерию выделяются следующие типы педагогической публицистики:

- реакционный тип публицистики - характеризуется дискуссионным характером, острой полемикой по вопросам образования, воспитания, обучения, государственной политики в сфере образования в разные историко-политические периоды; возникает как особый тип реакции на радикальные социокультурные и политические перемены, характеризующийся быстротой возникновения, категоричностью, эмоциональностью;

- ангажировано-пропагандистский тип публицистики - тип педагогической публицистики, характеризующийся целью продвижения политически принятой концептуальной идеи в контексте образовательного пространства - воспитания как установления этической идеи в соответствии политически принятой идеей, обучения в соответствии с запросами нового общества, к построению которого стремится государство, образа учителя и образа выпускника как носителей политически принятой концептуальной идеи; Данный тип педагогической публицистики актуализируется в политически нестабильные периоды, когда отчетливо ощущается потребность в закреплении «нового образа мира и общества» в общественном сознании граждан;

- прогосударственный тип публицистики - выражение официальной риторики государственной политики в сфере образования; Возникает и развивается длительно в относительно стабильные периоды развития общества и государства;

- оппозиционный тип публицистики - тип педагогической публицистики, возникающий как оппозиция официальной государственной риторики в области образования и педагогики.

Таким образом, период XIX-XX веков в развитии педагогической публицистики является основным в отражении педагогической мысли и господствующего профессионального педагогического мировоззрения и имеет несколько концептуально-смысловых этапов в своем развитии.

Опираясь на анализ сущностного содержания и целевых приоритетов, а также соотношения когнитивно-аналитического и эмоционально-образного средств и методов репрезентации идей в педагогической публицистике как событийно-аналитического жанра, мы приходим к выводу, что эффект педагогической публицистики не ограничивается репрезентацией общественного мнения о том или ином педагогическом феномене, проблеме и ситуации, но выполняет функцию не только отражения, но и формирования представлений о профессиональном педагогическом мировоззрении конкретного историко-педагогического периода.

В нашем исследовании мы рассматриваем педагогическую публицистку как родовидовую художественно-смысловую научно-творческую единицу литературного публицистического жанра, анализирующую социально значимые педагогические проблемы, ситуации, феномены социально-педагогической образовательной действительности,

преследующую цель воспроизведения, воссоздания онтологии педагогической действительности и картины мира педагогической профессии, оказывающая амбивалентное воздействие на формирование профессионального педагогического мировоззрения, с одной стороны, и на представления о нем в структуре общественного сознания, с другой.

К одним из самых прогрессивных педагогических периодических изданий XIX века являются «Педагогический журнал», издававшийся в 1833-1834 года , Журнал Министерства Народного Просвещения, выходивший с 1834 года по 1917 год, «Русский педагогический вестник» (1857-1861 гг.), «Учитель. Журнал для наставников, родителей и всех желающих заниматься воспитанием и обучением детей», издаваемый два раза в месяц в Санкт-Петербурге с 1861 года по 1870 год, «Педагогический сборник» (1864 по 1917 годы), «Воспитание и обучение» (1877 - 1917 гг.) и другие педагогические издания.

На страницах данных периодических изданий публикуются острые дискуссии, посвященные проблемам государственного реформирования образования, в том числе, вопросам педагогического образования и профессиональной подготовки учителя. Нередко на страницах журналов публиковались отчеты об укладе жизни школы и образовательного пространства в целом. Однако центральным местом в педагогической публицистике XIX века было определение образа учителя, его мировоззрения, норм его профессионального поведения.

Всплеск национальных российских ценностей был обусловлен победой Российской Империи в Отечественной войне 1812 года. Среди профессиональных ценностей учителя, как стержневых параметров профессионального мировоззрения, отраженных в педагогической публицистике XIX века, мы обнаружим ряд системообразующих базовых ценностей: вера, Отечество, благо, истина, соборность, труд. Эти ценности становятся запуском формирования таких качеств учителя в контексте профессионального воспитания как религиозность, патриотизм, чинопочитание, трудолюбие, доброта, справедливость, дисциплинированность и ответственность [1, С. 121].

На страницах «Журнала Министерства народного просвещения» отражались идеи профессионального воспитания, институциональным центром которого в начале XIX века являлся Главный Педагогический институт. В профессиональном мировоззрении будущего учителя доминирующим элементом определялось нравственное воспитание, благочестивый образ жизни учителя, образ мысли, воплощавшим базовые духовно-нравственные ценности российского народа. Значимость таких личностных качеств в профессиональном мировоззрении учителя определялась, прежде всего, представлениями общества о миссии учителя, заключающейся в нравственном воспитании юношества во благо и процветание Отечества. Ценность Отечества тесно сопряжена в профессиональном мировоззрении учителя с идеями сохранения православной культуры и монархии [8, С. 36].

Педагогическая публицистика XIX века отражает неоднородный вектор представлений о профессиональном мировоззрении учителя, обусловленный крупной социальной реформой, изменившей уклад жизни российского общества того периода - Отмена крепостного права на Руси. Данная реформа определила две вехи развития школы. Пореформенная школа поставила новую задачу перед учителем. Вместе с этим, трансформировалась и миссия учителя - помимо нравственного влияния на поколение, трансляцию национальных ценностей в обществе, учитель должен был распространять идеи просвещения среди крестьянства.

Несмотря на новые социальные задачи на страницах публицистики по-прежнему обсуждается педагогический идеал. Так, на страницах журнала «Учитель» в каждом его выпуске анализируется профессионально-личностные качества учителя, среди которых важное место занимают справедливость, мудрость, дисциплинированность, способность организовать должную дисциплину в классе, уважение к ученику. Образ учителя нередко был сопряжен с образом отца, который выступал наставником ученику, воплощал в себе строгость, мудрость и заботу в интересах личности ребенка.

Выводы. Педагогическая публицистика обладает неисчерпаемым потенциалом в раскрытии такого историко-педагогического феномена как профессиональное мировоззрение учителя. Реконструкция эволюции представлений о данной категории в историко-педагогическом дискурсе может быть реализована в своей полноте только на основе анализа источников педагогической публицистики. Развитие представлений о профессиональном мировоззрении учителя, отраженном в педагогической публицистике, характеризуется неоднородностью, что обусловлено интенсивностью историко-политических событий, повлиявших на становление системы педагогического образования в Российской Империи периода XIX века. Однако, несмотря на трансформационное развитие социокультурной миссии учительства как профессиональной группы, в структуре профессионального мировоззрения остается доминирующим элементом аксиология педагогического труда, определявшаяся через призму национальных российских ценностей.

Литература:

1. Данилова, А.Н. Развитие требований к личности и профессиональной компетентности учителя в русской педагогической мысли XIX в. / А.Н. Данилова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. -2018. - № 2. - С. 119-127

2. Дергаева, С.С. Гуманистическая тенденция в отечественной педагогике и образовании второй половины XIX века: дис. ... канд.пед. наук: 13.00.01 / С.С. Дергаева. - Москва, 2010. - 214 с.

3. Есенина, Е.Ю. Эволюция представлений о личностных и профессиональных качествах учителя в педагогической теории и общественном сознании России XVIII - начала XX вв.: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.Ю. Есенина. - Москва, 2006. - 183 с.

4. Никулина, Е.Г. Становление профессиональной подготовки учителей в России в XIX веке / Е.Г. Никулина // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2014. - № 1. - С. 76-81

5. Садчикова, М.В. Профессиональная подготовка учителей в конце XIX начале XX веков (на примере Самарской губернии) / М.В. Садчикова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2012. - № 3. - С. 134 -137

6. Слепенкова, Е.А. Становление и развитие педагогического образования в России: XVIII - XX вв. / Е.А. Слепенкова, С.И. Аксенов // Вестник Мининского университета. - Т. 9. - № 1. - 2021. - Режим доступа: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1185 (Дата обращения 12.06.2021)

7. Сутырина, Т.А. Генезис гуманистических идей отечественного образования в педагогической публицистике: дис. ... канд.пед. наук: 13.00.01 / Т.А. Сутырина. - Москва, 2011. - 174 с.

8. Уткин, А.В. Идеал учителя как источник формирования представлений об образовательной миссии российского педагога последней трети XIX века / А.В. Уткин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 4. - С. 35-44

9. Фролова, С.В. Гражданская идентичность учителя XIX века как источник патриотического воспитания: от истории в современность / С.В. Фролова // Воспитание как стратегический национальный приоритет. Международный научно-образовательный форум. - Екатеринбург, 2021. - С. 446-449

10. Фролова, С.В. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования // Вестник Мининского университета. - Т. 10. - № 2. - 2022. - Режим доступа: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1300 (Дата обращения: O6.09.2022)

11. Фролова, С.В. Профессиональное мировоззрение учителя в истории отечественного образования XIX века / С.В. Фролова, Л.С. Федорушкина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 6. - С. 367-369

Педагогика

УДК 37.036-057.874:78

кандидат педагогических наук, доцент Фурсенко Татьяна Фёдоровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПУТИ ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Аннотация. Статья посвящена изучению путей интеграции искусств на уроках музыки в условиях ФГОС. Раскрываются взаимосвязи интеграционного и метапредметного подходов к процессу обучения дисциплинам, входящим в образовательную область «Искусство», с учетом художественно выразительных средств, составляющих основу свойственного им воссоздания окружающей действительности, и особенностей образного восприятия. Выявлены источники конструирования педагогических ситуаций, которые с помощью интеграции искусств позволяют реализовывать современные требования к уровню школьного образования.

Ключевые слова: интеграция искусств, уроки музыки, федеральный государственный образовательный стандарт.

Annotation. The article is devoted to the study of ways of integrating the arts in music lessons in the context of the Federal State Educational Standard. The interrelationships of the integration and meta-subject approaches to the process of teaching the disciplines included in the educational field "Art" are revealed, taking into account the artistic expressive means that form the basis of their characteristic recreation of the surrounding reality, and the features of figurative perception. The sources of constructing pedagogical situations are identified, which, with the help of the integration of the arts, make it possible to implement modern requirements for the level of school education.

Key words: integration of arts, music lessons, federal state educational standard.

Введение. Педагогическое сообщество в XXI веке встречается с комплексными проблемами, решение которых возможно только в единстве межнаучной интеграции и междисциплинарного взаимодействия. Многообразие таких проблем, их сложная структурированность и открытый характер во многом определят мир, в котором предстоит жить и действовать сегодняшним школьникам. Поэтому реализация задач, сформулированных в обновленном Федеральном государственном образовательном стандарте начального и основного общего образования, требует дальнейшего поиска путей интеграции на уроках музыки в общеобразовательных учреждениях.

Проблема внедрения интегрированных форм организации обучения детей (в том числе, музыке) в начальной и основной школе исследовалась в научных трудах М. Бурьяк [1], С. Дорошенко [3], А. Ермекбаева [4], Т. Железновой [5], И. Кашековой [6], Т. Левановой [3], Т. Рейзенкинд, С. Тивиковой [5], С. Шелест [9], однако пути интеграции на уроках музыки в условиях ФГОС требуют дальнейшего детального уточнения и разработки.

Изложение основного материала статьи. Предлагаемые примерные рабочие программы НОО и ООО (2021 г.), фокусируют внимание педагогов всех специальностей на реализации современных подходов к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Именно метапредметность подразумевает обучение детей приемам, техникам, схемам, образцам познавательной деятельности, которые вырабатываются при интегративном подходе к обучению. Программа по предмету «Музыка» составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания, что дает возможность для более свободного проявления интеграции в деятельности учителя.

Важнейшим условием формирования творческой личности обучающегося на уроках музыки является использование феномена художественной интеграции. А. Швейцер писал, что любой творец художественного произведения «... .не только живописец, или только поэт, или только музыкант, но все они вместе взятые.Его творчество основано на их взаимодействии» [8, C. 11]. Указывая на комплексный характер творчества, ученый подчеркивал, что «искусство восприятия комплексно в не меньшей мере. Во всяком подлинном художественном восприятии принимают участие все чувства и представления, на которые человек способен» [8, С. 13]. В этой связи метапредметный подход представляется закономерным этапом эволюционного развития образования.

Метапредметность, подразумевающая интеграцию содержания образования, нацелена на ликвидацию разрозненности знаний обучающегося, разбросанных по отдельным предметам, и создание в его представлении целостной картины мира.

В качестве источника педагогических поисков в этом направлении выступает объединение отдельных видов художественного творчества на основе интегративного признака, а именно: символа, социальной задачи, функции, обобщения знаний. Главной особенностью интегрированного обучения является развитие многосторонней деятельности воображения посредством взаимосвязи различных видов художественного творчества и различных видов художественного мышления. Исследуя развитие личности, Л. Выготский говорил, что единство формирования интеллектуальной и эмоциональной сфер психики ребенка - это залог успешной работы педагога, стремящегося достичь весомого результата [2]. Вот почему интеграционные процессы в педагогике и художественно-творческом образовании обучающихся важны, они создают условия для формирования гармоничной личности. «Отечественная педагогика музыкального образования имеет возможность опереться на значительный исторический опыт интеграции субъектов музыкально-воспитательной деятельности, взаимодействия школьных и внешкольных занятий» [3, C. 149].

Вместе с тем в процессе обучения на уроках музыки, как справедливо заметила Т. Рейзенкинд, не отработаны механизмы интеграции искусств, не конкретизируются ее формы, уровни, сочетание видов деятельности [7]. Сформированы только установки на то, какие виды искусств существуют самостоятельно, каким образом они объединяются и вступают во взаимодействие. А ведь развитие творческой личности на основе интеграции искусств должно базироваться на синтезе методов и приемов экстраполяции, свободного варьирования параметрами знаний, использования аналогии, что предусматривает реализацию художественных моделей с целью выдвижения гипотез и создания новых оригинальных продуктов творчества. Одновременно с этим на теоретическом уровне определяются дифференцированные признаки каждого вида искусств, методы сравнительного анализа, настаивается на необходимости рассматривать большинство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.