5. Несгораева, Н.С., Савельев В.Г. (2010). Формирование когнитивного компонента экологической культуры студентов вуза в процессе практико-ориентированной образовательной деятельности. Вестник Забайкальского государственного университета. - № 1. - С. 39-44.
6. Полянская, Е.И., Хицова Л.Н. (2015). Экомузей как способ формирования деятельностного компонента экологической культуры. Вестник университета. - № 2. - С. 302-305.
7. Рябова, С.С. (2012). Ценностное отношение к природе как компонент экологической культуры. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - № 4. - С. 245-250.
8. Фортунатов А.А. (2012). Педагогические условия формирования экологической культуры студентов вуза // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - № 12 (94). - С. 136-141.
9. Bainer, D.L., Cantrell, D., Barron, P. (1997). Professional Development of Environmental Educators through Partnerships. Paper presented at the Annual Meeting of the North American Association for Environmental Education (Vancouver, British Columbia, Canada, August 15-19, 1997), 8, 15-19
10. Dillon, J., Brody, M., Stevenson, R.B. (2013) International Handbook of Research on Environmental Education / Routledge.
11. Engleson D.C. (1985). A Guide to curriculum planning in Environmental Education. Environmental Education Curriculum Development Task Force. Madison, Wisconsin Dept. of Public Instruction, Bulletin, 6094, 103.
12. Fukami, T., Wardle, D.A. (2005). Long-term ecological dynamics: reciprocal insights from natural and anthropogenic gradients. Proceedings of the Royal Society of London ,Series B. Biological Sciences, 272.
13. Gruner, D.S. (2007). Geologicalage,ecosystemdevelopment,andlocalresource constraints on arthropod community structurein the Hawaiian Islands. Biological Journal of the Linnean Society, 90, 551-570.
14. Hammermann, W.M. (1980). Fifty Years of Resident Outdoor Education: 1930-1980: Its Impact on American Education. Martinsville, IN: American Camping Association.
15. Lucas, A.M. (1972). Environment and environmental education: Conceptual issues and curriculum implications. (Doctoral dissertation). [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://eric.ed.gov/?id=ED068371
16. Marcinkovski, T., Bucheit, J., Spero-Swingle, V., Linsenbartdt, C., Engelhardt, J., Stadel, M., Santngelo, R., Guzmon, K. (2013). Selected Trends in Thirty Years of Doctoral Research in Environmental Education in Dissertation Abstracts International From Collection Prepared in the United States of America // International handbook of research on Environmental Education / edited by Robert Stevenson .. .[et al]. Published by Routledge (711 Third Avenue, New York, NY 10017). 45-63.
17. Odum, E.P., Odum, H.T. (1953). Fundamentals of ecology. Philadelphia: W.B. Saunders Company.
18. Sitarov, V.A., Urekeshova, L. (2017) Students ecological awareness development on geography lesion in the Republic of Kazakhstan. Regional Science Inquiry. 2, 187-196.
19. Sousa, W.P. (1984). The role of disturbance in natural communities. Annual Review of Ecology and Systematics, 15, 353-391.
20. Wilson, R.A. (1994). Environmental education at the early childhood level. Washington, DC: North American Association for Environmental Education.
Педагогика
УДК 378.016
кандидат педагогических наук, доцент Фролова Светлана Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Саватеева Дара Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ УЧИТЕЛЯ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ПЕДАГОГИКИ XIX ВЕКА
Аннотация. В статье авторы рассматривают феномен и типологию профессиональных ценностей учителя. Авторами рассматривается генезис развития ценностей в структуре педагогического мировоззрения учителя в истории отечественной педагогики XIX века. Авторы отмечают, что система профессиональных ценностей учителя является динамично меняющимся социокультурным конструктом в структуре профессионального педагогического мировоззрения, содержательные флуктации в структуре которой определяются влиянием множества социально-экономических и культурных факторов периода XIX века. Непрерывные попытки реформирования системы педагогического образования исследуемого периода в истории отечественного образования, отмена крепостного права от 1861 года, демократизация образа учителя и трансформация его социально-педагогической миссии оказали определяющее влияние на систему профессиональных ценностей учителя. Источниковой базой исследования профессиональных ценностей учителя XIX века включает педагогическую публицистику, номативно-правовые акты Министерства Народного Просвещения и педагогическое творчество педагогов и философов данного периода.
Ключевые слова: профессиональные ценности учителя, профессиональное педагогическое мировоззрение, история педагогического образования, миссия учителя.
Annotation. In the article, the authors consider the phenomenon and typology of teacher professional values. The authors examine the genesis of the development of values in the structure of the teacher's pedagogical worldview in the history of Russian pedagogy in the 19th century. The authors note that the system of teacher's professional values is a dynamically changing socio-cultural construct in the structure of the professional pedagogical worldview, meaningful fluctuations in the structure of which are determined by the influence of many socio-economic and cultural factors of the 19th century. Continuous attempts to reform the pedagogical education system of the period under study in the history of national education, the abolition of serfdom in 1861, the democratization of the teacher's image and the transformation of his socio-pedagogical mission had a decisive influence on the teacher's professional value system. The source base for the study of the professional values of a teacher in the 19th century includes pedagogical journalism, nominative legal acts of the Ministry of Public Education and pedagogical creativity of teachers and philosophers of this period.
Keywords: teacher's professional values, professional pedagogical worldview, history of teacher education, teacher's mission
Введение. В современном образовательном пространстве все более отчетливую роль играет образ учителя, его профессиональные компетенции, личностные качества, взгляды на окружающий мир, отношение к разнообразным социальным процессам, профессионально-этические принципы. Данные категории вбирает общее интегративная личностно-смысловая категория - профессиональное мировоззрение учителя, - стержневым элементом которого является система профессиональных ценностей учителя.
Современный турбулентный мир обнажает проблему неопределенности профессиональной идентичности учителя. Сегодня не существует единого верного представления о должном образе учителя. Педагогический идеал в современной педагогике не является устойчивой по своему содержанию категорией. Это предопределено тем, что темп социальных, образовательных изменений достиг небывалой прежде скорости. Меняется социальное пространство, поле профессий, современная школа. Образ учителя и его ценности являются несколько размытыми, неопределенными и непрерывно меняющимися под натиском социальных перемен [10].
В эпоху социально-образовательной хаотичности и неопределенности имеет особую роль обращение к истории отечественной педагогики. Попытка определить систему должных профессиональных ценностей современного учителя возможна только через призму историко-педагогической реконструкции. Историко-педагогический анализ профессиональных ценностей учителя позволит сформировать научные представления об национальном аутентичном профессиональном образе учителя и выделить ту доминанту, которая станет основой для единого понимания национального образа учителя [1].
Изложение основного материала статьи. Аксиология педагогической профессии становится доминантой научных педагогических исследований с начала 90-х годов и по настоящее время и связана со становлением гуманистической парадигмы отечественного образования.
Исследование профессиональных ценностей учителя является фокусом научных работ Ш.А. Амонашвили,
A.Г. Асмолова, Е.В. Бондаревской, К.Я. Вазиной, Т.И. Власовой, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Н.Д. Никандрова, В.В. Николиной, Ф.В. Повшедной, З.И. Равкина, В.И. Рогова, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, Н.Е. Щурковой, Е.Н. Шиянова, В.А. Ядова, И.С. Якиманской и др.
В историко-педагогическом ракурсе проблему аксиологии педагогической профессии и профессиональных ценностей учителя рассматривают М.В. Богуславский, С.В. Куликова, И.Д. Лельчицкий, И.И. Петрашевич, А.Н. Шевелев, и др.
Под профессиональными ценностями мы понимаем социально-профессиональный конструкт личностно-смысловых интенциональных идеалов профессиональной деятельности учителя в структуре его профессионального мировоззрения.
Ядром системы профессиональных ценностей учителя, безусловно, являются духовно-нравственные ценности.
B.В. Николина определяет духовно-нравственные ценности как высшие ценности человека, главными категориями их определяющими являются категория добра и совести, должного во благо; они охватывают совокупность действий (служение), принципов, норм нравственного поведения и слагаются на основе тех реальностей и поступков, на основе которых человек оценивает, одобряет, то есть воспринимает их как добрые, благие, справедливые [5].
Система профессиональных ценностей учителя в период XIX века находится под сильнейшим влиянием государственной политика не только в области образования, но и во внутренней и внешней политики в целом. Это обусловлено тем, что сложно обнаружить более социально-ориентированную профессию чем учитель. Именно поэтому множественность разнообразных факторов - социокультурных, политических, экономических, геополитических -оказывает первостепенное влияние на становление и развитие аксиологических основ педагогической профессии.
Существенную роль в трансформации аксиологического образа учителя сыграли политические события XIX века. В историко-педагогическом ракурсе развития аксиологии педагогической профессии XIX века в зависимости от актуализации той или иной задачи можно обобщенно выделить три периода:
1. Западно-ориентационный период (конец XVHI - начало XIX вв.).
2. Национально-аутентичный период (1812 - 1861).
3. Реформационный период (1861 - 1900-е года).
Образ учителя претерпевал трансформацию на протяжении всего XIX века. Это обусловлено, прежде всего, насыщенностью социальных изменений и реформ в данный исторический период, колоссально меняющие уклад жизни всего общества. Образование оказалось ареной продвижения прогрессивных идей того времени, а учитель должен быть их носителем и субъектом их продвижения. В этом заключалась основная задача социальной миссии учительства, наряду с задачей распространения среди подрастающего поколения базовых духовно-нравственных ценностей, среди которых многомерный феномен любви - любви к Отечеству, человеку, труду и истине.
Миссия учителя включала обязательное воспитательное, нравственное влияние на подрастающее поколение, формирование базовых духовно-нравственных и гражданских ценностей, среди которых особое значение имело гражданское воспитание любви к родине и государству, своему родному языку и национальной культуре [5].
С.В. Куликова отмечает, что в образе школы и образования, аксиологической структуре педагогического взаимодействия периода конца XVIII - начала XIX веков в результате калькирования прусской системы образования и внутренней политики Петра I такие базовые национальные ценности как Бог, вера, отечество, государь, соборность не являлись доминирующими [4]. Ощущалась существенная ориентация на западный уклад образования и жизни, в целом.
Однако всплеск национальных ценностей, реализующихся в воспитании, социальной миссии учительства, составляющих основу определения национального самосознания русского народа, произошел в период десятых годов XIX века. Актуализация аутентичных национальных ценностей произошла под влиянием прогрессивного реформирования государственного аппарата и эффектов победы в Отечественной войне 1812 года [4].
В национальном самосознании укрепилась вера в особенную национальную миссию российского народа, что, безусловно, оказало существенное влияние на формирование профессиональных ценностей учителя. Доминантой в системе профессиональных ценностей учителя становится на долгий период традиционные религиозно-монархические ценности. Фокусом воспитания и образования подрастающего поколения становится подготовка такого поколения, которое бы осуществляло свою деятельность во благо российского государства, его процветания, геополитического укрепления, сохранение и трансляцию православных и монархических ценностей.
В истории развития образования XIX века сложилось два типа народной школы: дореформенная школа (до отмены крепостного права в 1861 года) и «новая школа». Новая школа пореформенного периода ставила задачи по организации условий доступности и открытости образования, вовлечения в образование крестьян, распространение образования и формирование качественных образовательных результатов [9].
В соответствии с задачами и состоянием школы осуществляется формирование нового статуса учителя, определяется иной характер его миссии. В педагогической публицистике данного периода особенно остро стоит вопрос интеграции социальной группы учительства в среду крестьянского сословия. Образ учителя не понятен крестьянину, не вызывает доверия, а, следовательно, к образованию в целом. Задача учителя данного периода убедить крестьян в обязательности
получения образования. Реализовать такую сложную миссию становится возможным благодаря определению общих ценностей и смыслов, единого понимания жизни.
В статье «Учитель гимназии» журнала «Педагогическое обозрение при Циркуляре Московского учебного округа (1869 г. № 1 Январь) [8] аксиологический образ учителя определяется через призму нравственных ценностей: «Нравственные качества учителя определятся сами собой, если мы только будем помнить, что обязанность его есть служение на пользу юношеству - этой надежде отечества, как многознаменательно выражались в старину - стало-быть, служение благу отечества. Источник истинной любви и единственно твердое основание любви к ближнему есть любовь к Богу. Такая любовь проявляется прежде всего в истинно-христианском терпении, с которым учитель относится к своим ученикам, имеющим волю, хотя направленную к добру, но еще слабую» [8]. «Нравственная обязанность учителя - жить скромной, уединенной, семейной жизнью» [8].
На протяжении всего XIX века в системе профессиональных ценностей учителя особое место занимали национальные, гражданско-патриотические ценности. В. Соколов, один из студентов Главного педагогического института начала XIX века, в сочинении «Довольно ли одних познаний для хорошего учителя» пишет о значимости гражданских ценностей в профессиональном образе учителя, рассматривая его первостепенную задачу как обязанность «питомцев своих образовывать для общества», воспитать «деятельных и приверженных к своему отечеству граждан» [6].
Выводы. Период XIX века в России является истоком становления отечественного педагогического образования, временем самоопределения его институциональной идентичности, определения профессиональных ценностей учителя, определявших задачи образования, характер педагогического взаимодействия. Направление и подходы к развитию педагогического образования в России XIX века заложило аскиологическую основу сложного процесса самоопределения отечественных педагогических институций, протекающих и в современной России.
В поиске определения системы профессионально-личностных ценностей учителя и его миссии необходимо актуализировать историко-педагогическое наследие, раскрывающее принципиально аутентичные аксилогичексие основания не только педагогической профессии, но и образования в целом. Историко-педагогическая реконструкция феномена профессиональных ценностей учителя позволит не только обогатить понимание национальной аксиологии педагогической профессии учителя, выявить и обосновать условия укрепления и роста социального статуса и престижа педагогической профессии, но и способствует созданию условий для выхода из духовного кризиса современного российского общества, где продолжаются поиски определения национальной идентичности российского народа в сложном, меняющемся и неизвестном мире.
Литература:
1. Богуславский М.В. История отечественной педагогики ХХ века: единство непрерывности и дискретности / М.В. Богуславский // Педагогика. - 2009. - № 6. - С. 84-96.
2. Илалтдинова Е.Ю. «Это лучший педагог во всем мире!»: влияние школьного учителя на профессиональное самоопределение будущих учителей / Е.Ю. Илалтдинова, А.А. Оладышкина // Вестник Мининского университета. - 2020. -Том 8. - №3. - С. 6
3. Инструкции для воспитанников Иркутской учительской семинарии. - Иркутск, 1914. - 74 с.
4. Куликова С.В. Аксиологическая модернизация образования: от национальной идеи к национальным проектам / С.В. Куликова // Проблемы и перспективы развития современного образования в контексте его историко-педагогической интерпретации. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции - XXXIII сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики. - 2020. - С. 30-34
5. Николина, В.В. Духовные ценности и воспитание личности: психолого-педагогический аспект / В.В. Николина. -Н. Новгород: НГПУ. - 2002. - С. 85
6. Периодическое сочинение о успехах народного просвещения / под ред. Н.Я. Озерецковский. - № 6. - Санкт-Петербург: Иператорская Академия Наук, 1804. - С. 29-30
7. Периодическое сочинение о успехах народного просвещения / под ред. Н.Я. Озерецковский. - № 29. - Санкт-Петербург: Иператорская Академия Наук, 1811. - С. 656-657
8. Учитель гимназии / Педагогическое обозрение при Циркуляре Московского учебного округа. - № 1 Январь, 1869. - С. 1-8
9. Фролова С.В. Профессионально-этический образ учителя в российском общественном сознании XIX - начала XX века / С.В. Фролова // Инновационная деятельность в образовании: сборник статей по материалам VII региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. - 2021. -С. 160-163
10. Фролова С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях [Электронный ресурс] / С.В. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т.9, № 2. - Режим доступа: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1227, свободный. - Загл. с экрана.