Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК МИССИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК МИССИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / МИССИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PROFESSIONAL WORLDVIEW / PROFESSIONAL EDUCATION / THE MISSION OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY / PEDAGOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова Светлана Владимировна, Базарнова Надежда Дмитриевна, Саватеева Дара Александровна

В статье рассматривается проблема подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности, определена роль педагогического университета в формировании его профессионального мировоззрения. Статья содержит определение понятия профессионального мировоззрения педагога, а так же подходы к определению сущности мировоззрения. Профессиональное мировоззрение рассматривается авторами как интегральное личностно-смысловое образование, содержащее профессиональные ценности, убеждения, принципы, на основе которых выстраивается картина мира профессии и определяется модель профессионального поведения учителя. В качестве одно из инструментов формирования профессионального мировоззрения авторы определяют индивидуальный образовательный маршрут в пространстве внеучебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролова Светлана Владимировна, Базарнова Надежда Дмитриевна, Саватеева Дара Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL WORLDVIEW OF FUTURE TEACHER AS A MISSION OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article examines the problem of preparing a future teacher for professional activity, defines the role of the pedagogical university in the formation of his professional worldview. The article contains a definition of the concept of a teacher's professional worldview, as well as approaches to determining the essence of the worldview. The professional worldview is considered by the authors as an integral personality-semantic system, containing professional values, beliefs, principles, on the basis of which the picture of the world of the profession is built and the model of the teacher's professional behavior is determined. As one of the technology for the formation of a professional worldview, the authors define an individual educational pathway in the environment of extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК МИССИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Выводы. В данной работе было рассмотрено формирование инженерного мышления с помощью платформы для моделирования Circuits. Плюсы платформы: не нужно дополнительное программное обеспечение, только выход в интернет; виртуальное обучение работе с платой Arduino, увеличение срока службы как самой плато, так и её хрупких элементов; создание долгосрочных проектов и проверка его работоспособности. Обучающийся совершенно спокойно может доработать свой проект дома и отправить преподавателю на проверку. Из минусов, в библиотеке сервиса имеются не все компоненты из набора Arduino, но возможно это вопрос времени.

Литература:

1. Акишин Б.А., Черкесова Л.В., Коленникова Н.В., Никишина Т.Г. Профессионально-ориентированное тестирование абитуриентов и студентов инженерных специальностей // Инновационные технологии в науке и образовании. 2016. № 1-1 (5). С. 93-98.

2. Белоконь Т.А. Олимпиадное движение-путь становлению инженера // Инновационные технологии в технике и образовании^П Международная научно-практическая конференция: сб. ст. отв. ред. М.И. Мелихова (Чита, 26-27 ноября). 2015. С. 22-27.

3. Бутенко В.И., Дуров Д.С., Шаповалов Р.Г. Формирование инженерного мышления-основная цель «Эстафетного образования» в вузе // Инженерное образование. 2014. №15. С. 230-232.

4. Донцова Т.В., Арнаутов А.Д. Формирование инженерного мышления в процессе проектной деятельности // Инженерное образование. 2014. №16. С. 70-75.

5. Малушко Е.Ю., Лизуноа В.Г. Система электронного образования как инструмент повышения конкурентоспособности специалиста в условиях цифровой экономики // Вестник Мининского университета 2020. Т8 №1.

6. Рахманкулова Г.А., Кузьмин С.Ю., Мустафина Д.А., Ребро И.В. Формирование инженерного мышления студентов через исследовательскую деятельность: монография. Издательские решения. 2015. 113 с.

7. Филатова О.Н., Крупа В.В., Быстрова Н.В. Сквозное профессиональное образование в стратегии развития цифровых технологий // Проблемы современного педагогического образования.2018. 61(2). С. 200-202.

8. Фирсов М.В., Филатова О.Н., Гущин А.В. Опережающие обучение навыкам будущего (Future Skills) посредством разработки компьютерных тренажеров и цифровых ассистентов с искусственным интеллектом // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, 2020. №3 (52). С. 11-17.

9. Чебурина О.В. Использование сервиса Circuits для формирования инженерного мышления на занятиях по робототехнике // Электронный научный журнал «Наука и перспективы», №1, 2018. С. 2-4.

10. Чони Ю.И. Инженерный стиль мышления и педагогические приёмы его формирования в процессе обучения в техническом вузе // Вестник Казанского технологического университета. 2013. №2. С. 256-259.

11. Markova S.M. Forecasting the development of professional education // Markova S.M., Tsyplakova S.A., Sedykx E.P., Khizhnaya A.V., Filatova O.N. Lecture Notes in Networks and Systems. 2020. Т. 91. С. 452-459.

12. https://www.tinkercad.com/

Педагогика

УДК 378.016

кандидат педагогических наук, доцент Фролова Светлана Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Базарнова Надежда Дмитриевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Саватеева Дара Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК МИССИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация. В статье рассматривается проблема подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности, определена роль педагогического университета в формировании его профессионального мировоззрения. Статья содержит определение понятия профессионального мировоззрения педагога, а так же подходы к определению сущности мировоззрения. Профессиональное мировоззрение рассматривается авторами как интегральное личностно-смысловое образование, содержащее профессиональные ценности, убеждения, принципы, на основе которых выстраивается картина мира профессии и определяется модель профессионального поведения учителя. В качестве одно из инструментов формирования профессионального мировоззрения авторы определяют индивидуальный образовательный маршрут в пространстве внеучебной деятельности.

Ключевые слова: профессиональное мировоззрение, профессиональное воспитание, миссия педагогического университета, педагогическая культура.

Annotation. The article examines the problem of preparing a future teacher for professional activity, defines the role of the pedagogical university in the formation of his professional worldview. The article contains a definition of the concept of a teacher's professional worldview, as well as approaches to determining the essence of the worldview. The professional worldview is considered by the authors as an integral personality-semantic system, containing professional values, beliefs, principles, on the basis of which the picture of the world of the profession is built and the model of the teacher's professional behavior is determined. As one of the technology for the formation of a

professional worldview, the authors define an individual educational pathway in the environment of extracurricular activities.

Keywords: professional worldview, professional education, the mission of the pedagogical university, pedagogical culture.

Введение. Педагогический университет занимает особую нишу в системе российских университетов, прежде всего, исходя из особой специфики педагогического вуза, сферы его основных задач и ключевой миссии.

Кризис университета, безусловно, коснулся и педагогического университета. Академическая революция - метафорически выраженный феномен образовательной реальности Филиппом Альтбахом - поставил университет в позицию поиска балансирования между его непрерывной интенции к «глобальной экономики знаний» и трендом массовизации высшего образования [1]. В условиях «шторма» императивом развития вуза сегодня является не просто хаотичная трансформация и судорожные ответные реакции на новые вызовы, а осознанность изменений и системной трансформации, обеспечивающей строительство новых академических форматов, проектирования новой образовательной реальности.

Образ стратегии изменений в проектировании образовательной реальности создает основу для реформации профессионального мировоззрения будущих педагогов, готовящихся для реализации профессиональной деятельности в новом мире образования и способных образовать команду позитивных изменений в системе образования страны. Определение миссии педагогического университета через осознание аксиологии педагогической профессии, образующей фундамент профессионального мировоззрения будущего учителя, как некогда способно оказать влияние на будущее образования в целом, которое непосредственно создается профессиональными командами педагогов.

Изложение основного материала статьи. Педагогический университет имеет собственную «академическую революцию» - педагогика, как, прежде всего, инструмент практики образования, оказалась не состоятельна, архаична, нечувствительна к новым требованиям. Отсюда вытекает другая проблема -завтра новый учитель войдет в школу, но способен ли он трансформировать школу, готов ли работать с новым типом ученика и его образовательным запросом. Диверсификация форм и способов реализации программ педагогического образования, размывание его специфики на фоне универсализации требований к педагогу в условиях глобализации образования свидетельствуют об активном процессе институционального самоопределения педагогического образования.

Педагогический университет призван сегодня решать важную задачу - подготовка высокоэффективных учителей, способных к проектированию образования будущего. Осуществлять это необходимо, прежде всего, сосредоточившись на ключевых исследовательских вопросах современного образования и методик преподавания предметных областей - поиск новой дидактики и формирование новой педагогики на основе когнитивных, и метадисциплинарных исследований, позволяющих определить основные подходы к формированию профессионального мировоззрения будущего учителя, способного не только конструировать новую образовательную реальность, но управлять ей.

Педагогический вуз выступает как региональный кадровый конструктор в системе социально-педагогического кластера региона [4], являясь связующим центром его основных элементов -профессиональных педагогических сообществ, бизнес партнеров -, консолидируя усилия компаний частного и государственного секторов в развитии региона.

Однако миссия педагогического университетского образования не сводится лишь к подготовке высококлассных профессионалов педагогического труда, как само собой разумеющееся и необходимое направление развития региональных социально-образовательных экосистем, но, прежде всего, и в том, что сегодня мы называем «рождением» и «трансляцией» педагогической культуры. Мир профессии, как и жизнь, можно обозначить метафорой «дикий лес». Культура представляет собой систему убеждений, способствующих осознанному движению человека в жизни. «Совокупность, система этих убеждений и есть культура в подлинном смысле слова культура - нечто свершенное право декору» (71, Ортега-и-Гассет, «Миссия университета»). Педагогическая культура реализуется в учителе как профессиональное мировоззрение, на основе которого выстраивается устойчивая позитивная модель профессионального поведения специалиста.

Зона ответственности педагогического университета расширяется до решения стратегических задач образовательной политики государства, в том числе модернизации образования и педагогического образования. Новая институциональная идентичность педвуза определяет идеологию изменений педагогического университета на основе приоритета успеха каждого человека, интенционально совершенствующего свои личностно-образовательные результаты на протяжении всего цикла реализации профессии. Формируя и транслируя педагогическую культуру, педагогический университет способствует формированию общества нового типа, способное оказывать непреодолимое благотворное влияние на будущее Российской Федерации.

Профессия учителя в любые времена воплощает в себе национальные идеалы, качества, собирательный образ национального гражданина, отпечаток времени. Профессиональное мировоззрение учителя строится на основе педагогической культуры, вбирающей профессиональные смыслы, национальные ценности, идеалы и представления общества и профессионального сообщества о содержании профессии, этическом образе учителя.

Содержание понятия мировоззрение определяется спецификой выделяемой типологии данного феномена. В зависимости от типа мировоззрения - религиозное, научное, философское, мифологическое -исследователи анализируют его содержание. Однако, несмотря на дифференциацию семантического поля дефиниции, мы также можем утверждать, что мировоззрение в широком смысле этого слова вбирает в себя все аспекты познания бытия человека, субъектом которого является он сам. Мы имеем ввиду, что мировоззрение человека как интегральная единица сознания вбирает в себя определение и оперирование мифологемами, религиозными постулатами или отвержением существования этих постулатов, гностическое или агностическое восприятие окружающего мира - все эти элементы позволяют говорить о сложно нелинейной, небинарной системе взглядов человека, формируемой в течение всей его жизни.

Профессиональное мировоззрение педагога — это динамично развивающаяся интегральная профессионально-личностная единица, выстраивающая картину мира профессии на основе педагогических

ценностей, принципов, убеждений, взглядов, смыслов, мотивов, устремлений, собственных осмысленных норм поступков и действий в профессиональном пространстве, на основе которых формируются система отношений субъектов образования.

Существует несколько подходов к определению сущности мировоззрения.

1. Когнитивно-знаниевый подход. Рассматривает сущность мировоззрения как систему знаний и представлений о мире, окружающей действительности, себе самом и людях вокруг. На наш взгляд, данный подход не отражает сущности феномена мировоззрения, так как ключевая смысловая доминанта «знание» не может быть идентично личностному смыслу, не отображает значимый процесс смыслообразования, формирования убеждений, а сводится всего лишь к наличию в сознании того или иного факта, который не оказывает существенного влияния на модель поведения человека.

2. Аксиологический подход. Определяет специфику мировоззрения как систему ценностей, ценностных ориентаций и персонально-значимых ценностей.

3. Системно-деятельностный подход, определяющий смысловую диминанту в дефиниции способ освоения мира через практику поступка, действия.

Мы определяем природу профессионального мировоззрения учителя исходя из сочетания трех перечисленных подходов, как взаимосвязанных и взаимоопределяющих доминант - присвоение личностью знаний о мире профессии образует его профессиональные ценности и смыслы, на основании которых формируется сама природа поступка, вектора его профессиональной деятельности, определяется само поведение человека.

Одной из эффективных технологий формирования профессионального мировоззрения учителя является технология индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности, который мы рассматриваем как персонально-событийный путь когнитивного, духовно-нравственного, эмоционально-волевого, творческого развития личности студента, реализованный на основе принципов самодвижения, мотивации и свободы выбора образовательных альтернатив в пространстве воспитательной деятельности [5].

Пространство внеучебной деятельности является «местом» профессиональных проб студента, квазисредой профессиональной деятельности, позволяющей сформировать картину мира профессии.

Технология индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности включает несколько этапов проектирования:

1. Проективно-ориентационный блок, содержащий анализ мотивов и интересов студента, а также диагностику возможностей образовательного пространства;

2. Событийно-деятельностный блок, реализующий образовательные события маршрута;

3. Диагностико-рефлексивный блок, содержащий диагностику результатов и осуществляющий целеполагание дальнейшего профессионального развития.

Педагогическими условиями реализации индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности по формированию профессионального мировоззрения будущего учителя являются организация образовательных альтернатив в пространстве университета, реализация педагогического сопровождения студента на маршруте, предоставление права свободного выбора событийного содержания маршрута.

Выводы. Профессиональное мировоззрение педагога является одним из наивысших образовательных результатов профессиональной подготовки будущих учителей. Локальная миссия педагогического университета заключается в создании условий для формирования и трансляции профессионального мировоззрения учителя, базирующегося на сохранении производстве и репродуцировании педагогической культуры в мир образования.

Сосредоточившись на конкретной задаче, не размываясь в многообразии смыслов существования педагогического образования в современном мире, становится возможным обрести уникальную институциональную идентичность педагогического образования, что способно предотвратить кризис академических революций, подготовить университет к «лавине» радикальных изменений мира.

Профессиональное мировоззрение педагога не ограничивается когнитивно-знаниевой сферой, но преобразует все сферы личности, формируя ценностно-смысловой, эмоционально-волевой и поведенческий аспект объективного выражения профессиональной деятельности в мире образования. Этот аспект сущностной характеристики феномена профессионального мировоззрения требует глубокого осмысления в выборе педагогических технологий и методов его формирования.

Технология индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности является одним из эффективных способов формирования профессионального мировоззрения будущего учителя. Индивидуальный образовательный маршрут позволяет осуществить студенту осознанный и мотивированный выбор образовательных событий и альтернатив, аксиологически насыщенных профессиональными ценностями и смыслами, образуя целостное представление о мире педагогической профессии.

Специфика феномена профессионального мировоззрения учителя как интегрального воплощения образа учителя является предметом междисциплинарных областей знания и продолжает изучаться педагогикой, философией образования, социалогией педагогического образования, культурологией образования и психологией, что создает понимание сложности природы исследуемого феномена. Однако пристальное внимание к данному предмету исследования будет способствовать более глубокому и системному изучению его природы, поиску адекватных педагогических подходов и технологий к его формированию.

Литература:

1. Альтбах Ф.Дж. Глобальные перспективы высшего образования. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2018. 630 с.

2. Базарнова Н.Д., Вокулова А.Д., Рылова Е.М. Высшее образование в РФ - проблемы и перспективы // Перспективы развития высшей школы. Материалы I Международной научно-практической конференции. Тюмень. 2020. С. 160-163.

3. Илалтдинова Е.Ю., Оладышкина А.А. «Это лучший педагог во всем мире!»: влияние школьного учителя на профессиональное самоопределение будущих учителей // Вестник Мининского университета. 2020. Том 8. №3. С. 6

4. Федоров А.А., Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Открытое педагогическое образование будущего. Москва, 2020. 348 с.

5. Фролова С.В. Профессиональное воспитание в образовательном пространстве педагогического вуза: основы проектирования. Учеб. пособие. Нижний Новгород : Мининский университет, 2017. 157 с.

6. Ортега-и-Гассет Х., Миссия университета. М., 2010

7. М. Барбер, К. Доннелли, С. Ризви Накануне схода лавины. Высшее образование и грядущая революция Вопросы образования. 2013. № 3. С. 152-236.

8. Trends in Global Higher Education: Tracking an Academic Revolution. Philip G. Altbach, Liz Reisberg, Laura E. Rumbley. World conference of Higher education. 2009

9. Фролова С.В. Кризис институциональной идентичности педагогического образования: проблемы преодоления / С.В. Фролова, В. Соловьев, В. Ильин // Инновационная деятельность в образовании сборник статей по материалам V региональной научно-практической конференции. Мининский университет. 2018. С. 150-152.

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший воспитатель Еракова Татьяна Николаевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №417» (г. Нижний Новгород)

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса. Показано значение сюжетно-ролевой и дидактической игры в формировании у старших дошкольников элементарных экономических представлений.

Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда, экономическое воспитание детей, финансовая грамотность, дошкольный возраст, игра, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра.

Annоtation. The article examines topical issues of the development and implementation of economic education of preschool children, analyzes the possibilities of play activities in solving this issue. The article shows the importance of role-playing and didactic games in the formation of elementary economic concepts in older preschoolers.

Keywords: developing subject-spatial environment, economic education of children, financial literacy, preschool age, game, role-playing game, didactic game.

Введение. В современных условиях необходимости сохранения экономической независимости и стабильности государства, его научно-технического потенциала и дальнейшего развития первоочередной задачей становится экономическое воспитание подрастающего поколения, формирование основ финансовой грамотности населения. Стремительно изменяющиеся условия современного социума диктуют необходимость осуществления непрерывного экономического образования, начиная с дошкольного возраста, с приобретения воспитанниками детского сада первоначального опыта экономических взаимоотношений. Иначе говоря, современным детям предстоит жить в новых экономических условиях, овладевать совершенно новыми профессиями, требующими сформированности новых компетенций, профессиональных и личностных качеств. Так, сегодня обществу нужны люди творческие, деятельные, самостоятельные, инициативные, грамотные во всех сферах жизни, в том числе, в финансово-экономических и правовых вопросах и конечно, высоконравственные, которые смогут обеспечить стабильность в развитии социума [4]. Поэтому и возникают вопросы: когда следует начинать знакомство с экономикой? С какого возраста ребенок может узнать о мире экономических отношений и соприкоснуться с ним? Правомерно ли вообще поднимать вопрос об экономическом воспитании в детском саду?

В поиске ответов на эти вопросы, мы пришли к выводу, что экономическое воспитание и образование следует начинать в условиях детского сада, где дети в совместной деятельности с педагогами и родителями, совершая увлекательные путешествия в мир экономики, способны освоить азы финансовой грамотности и первичный опыт экономических отношений, понять, какую роль занимает экономика в жизни каждой семьи и каждого человека [9]. В результате такой работы дети значительно раньше понимают цену деньгам, учатся правильно решать финансовые вопросы.

Работа в данном направлении поможет детям освоить доступные экономические понятия, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации в современном мире, стимулировать развитие экономического мышления, создать основы для последующего освоения экономики и финансовой грамотности в школе.

Изложение основного материала статьи. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [10] следует обратить внимание на задачу формирования общей культуры личности, в которую, как часть входит экономическая культура, предполагающая сформированность элементарных представлений об основных экономических категориях (бюджет, кредит, доход, цена, займ, услуга, реклама, рынок, товар и др.), нравственных качеств личности (бережливость, экономность, трудолюбие, др.).

Отметим, экономическое воспитание в дошкольном возрасте является сравнительно новым направлением в дошкольном образовании, еще неокончательно разработанным, но очень актуальным и востребованным в современной практике. Дошкольники рано сталкиваются с экономической стороной жизни, деньгами, рекламой, совершают с родителями покупки, выбирают товар, оплачивают проезд в транспорте и т.д. В условиях семейного воспитания дети впервые познают цену труда, источники доходов и расходов семьи, преимущества материального достатка и трудности бедности и нищеты [3]. Эти элементарные представления дети получают на бытовом уровне, когда слышат разговоры взрослых о планировании семейного бюджета, обсуждают покупки новых игрушек со сверстниками, испытывают

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.