Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018
№ 3 (33). С. 74-78. ^ г^ ^ I— I ✓"N I л
удк 378 (07) С. В. Фролова, Е. Ю. Илалтдинова
Проблема этических норм в профессиональном образе учителя: сравнительный анализ
В статье рассматривается проблема определения современных требований к профессионально-личностным качествам педагога в условиях глобальной интеграции мультикультурного образовательного пространства. Основным аспектом рассмотрения системы профессионально-личностных качеств учителя в статье является наличие и характер профессионально-этических норм в предъявляемых требованиях к учителю. Исследование охватывает анализ этических кодексов педагога (Ethics Code), нормативно-правовых документов, стандартизирующих требования к квалификации, характеристикам и профессионально-личностным качествам педагога разных регионов мира (Скандинавия, Восточная Азия, Ближний Восток, Юго-Восточная Азия, Восточная Европа, Англо-Саксонский регион, Латинская Америка, Северная Америка, Австралия). Безусловной актуальностью постановки проблемы является констатация отсутствия аналогов этического кодекса педагога в Российской Федерации. В статье авторы анализируют концептуальные основы этического кодекса педагога, его содержание, систему требований к портрету учителя с точки зрения этических норм, определяющих характер взаимодействия субъектов образовательных отношений.
Ключевые слова: профессиональное воспитание, этический кодекс педагога, педагогическая этика, профессионально-личностные качества педагога
Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018 No. 3 (33). pp. 74-78.
S. v. Frolova, E. Yu. Ilaltdinova
The problem of ethical norms in the professional image of the teacher: a comparative analysis
In the article the problem of definition of modern requirements to professional and personal qualities of the teacher in conditions of global integration of multicultural educational space is considered. The main aspect of considering the content of professional and personal qualities of the teacher in the article is the presence and nature of professional and ethical standards in the requirements for the teacher. The researching covers the analysis of ethic codes of the educator (Ethics Code), enactments, standardizing the qualification requirements, characteristics and professional and personal qualities of the teacher of different regions of the world (Scandinavia, East Asia, Middle East, Southeast Asia, Eastern Europe, Saxon region, Latin America, North America, Australia). Unconditional relevance of the problem is the absence of analogues of the ethic code of the teacher in the Russian Federation. In the article the authors analyze the conceptual bases of the ethical code, content of code, the system of requirements for the portrait of the teacher from the point of view of ethical norms that determine the nature of interaction between subjects of educational relations.
Keywords: professional education, ethical code of a teacher, pedagogical ethics, professional and personal qualities of a teacher
мена миссии образования цифрового века / переносится от образования как трансля-
V__<- ции знаний к образованию как индустрии
возможностей, способствующих рождению ценностно-смысловой сферы субъектов образовательного пространства. Дискуссия конца 90-х годов о миссии современного университета балансирует между двумя позициями «университет - фирма» - «университет - общество», ориентируясь на рынок труда, с одной стороны, и требования образовательного и профессиональных стандартов, с другой, где ключевым источником развития является, прежде всего, человеческий капитал. Современное образование характеризуется рядом глобальных вызовов: меняющийся статус и роль учителя, смена социальных запросов и общественных ожиданий, новый тип ученика. Современный профессионально-личностный контент учителя утверждает необходимость профессионально-личностных качеств, образующий профессионализм учителя и его способность изменять окружающую действительность [3].
Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития российской федерации на период до 2024 года» ставит перед научно-педагогическим сообществом новые задачи:
• обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования;
• воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
• внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.
Решение таких задач напрямую зависит от профессиональных и личностных качеств учителя, его поведенческих моделей, системы, ценностей, убеждений и воспитательных компетенций. Содержание Профессионального стандарта педагога утверждает императив функций воспитания, что также ориентирует педагогический университет на подготовку и развитие воспитательных компетенций будущего учителя. Одним из решений указанных в нормативно-правовых актах задач является создание Этического кодекса педагога РФ, который бы обосновывал и регламентировал принципы взаимодействия учителя с другими субъектами образовательных отношений.
С целью анализа концептуальных основ этического кодекса педагога было проведено компаративное исследование этических кодексов
педагога в разных регионах мира. Анализ этических кодексов педагога и нормативных документов разных регионов мира, предъявляющих требования к профессиональным и личностным качествам педагога, определяет национальную дифференциацию в подходах к определению профессионального образа педагога.
Представим наиболее колоритные портретные характеристики педагога, базирующуюся на культурных и национальных особенностях. Так восточноазиатский педагог должен выстраивать образовательные отношения на основе таких качеств как коммуникабельность, эмпатия, мобильность, толерантность. Одной из отличительных черт японского педагога является активная социальная позиция в обществе, в связи с чем учитель должен обладать гибкостью, реагируя на изменения в социуме, и осознавать важность своей социальной миссии. Осуществление профессиональной деятельности базируется на глубокой любви к обучающемуся, понимании его роста, уважении его человеческих прав [1].
Южно-азиатская система образования уделяет особое внимание профессионально-этическому поведению педагога. Так, Филиппины - это одна из немногих южно-азиатских стран, в которой разработан и внедрен в действие «Этический кодекс педагога» [7]. В кодексе учителя регламентируются профессионально-личностные качества педагога по сферам взаимоотношений: учитель и государство, учитель и общество, учитель и школа, учитель и коллеги, учитель и родители, учитель и ученик. Безусловно, учитель обладает также особой социальной миссией - миссия служения, трансляции образцового поведения, положительного примера. Учитель Филиппин - богопослушный, аполитичный социальный лидер, способный выстраивать гармоничные взаимоотношения в обществе и транслировать национальные ценности [7].
Образ педагога в Индии и его профессионально-личностных качеств занимает значимое место в научных исследованиях, а также является фокусом внимания государственной политики, определяющей стратегию развития образования. Профессионально-личностные качества учителя и регламентация его профессионального поведения в образовательном пространстве и обществе, по мнению Г. Ганди Киндон [6], является определяющим фактором эффективности обучения, успеваемости и успешности учеников. В Трехсторонней стратегии профессионального развития учителей в Индии от 20 августа 2013 г. [9], ставится стратегическая цель - повышение качества образования, включающее несколько направлений модернизации педагогического образования:
1) укрепление учреждений педагогического образования,
2) модернизация образовательной программы педагогического образования в соответствии
с национальной образовательной программой от 2009 года;
3) установление минимальных квалификационных требований для учителей-педагогов и их непрерывное профессиональное развитие.
Среди значимых профессионально-личностных качеств выделяются страсть к преподаванию, профессиональная мотивация, способность к устойчивому и эффективному взаимодействию с обучающимся, а также первоклассное владение преподаваемым предметом. В реализации профессиональной деятельности достигать успеха индийскому учителю помогают организаторские способности, коммуникабельность, доброта и мудрость.
Скандинавский регион знаменит первенством в рейтинге лучших образовательных систем мира (по версии 2012 года, Финляндия). Среди значимых аспектов портрета скандинавского педагога выступают такие качества, как равенство, индивидуальный подход, практичность, объективность и беспристрастность, доверие, уважение к ученику, отсутствие давления и принуждения по отношению к ученику (добровольность), стремление к развитию самостоятельности у учеников [2].
В качестве примера англосаксонской системы можно представить систему образования Великобритании. Классическая образовательная система Великобритании определяет среди значимых профессионально-личностных качеств учителя такие качества, как доверие (вера в себя, несмотря на неудачи), терпение, истинное сострадание для своих студентов, понимание, способность смотреть на жизнь по-другому и разъяснить тему в другую сторону, стремление к совершенству, готовность помочь студенту достичь целей, гордость за достижения студента, жизнерадостность [2].
Североамериканский регион и его образовательная система центрирует личность педагога и ее качества на достижении успехов обучающимися. США разработали Этический кодекс педагога (Code of Ethics for Educators), внимание в котором уделяется проявлениям профессионально-личностных качеств в четырех принципах:
1 принцип: этическое поведение по отношению к обучающимся;
2 принцип: этическое поведение по отношению к профессиональной деятельности;
3 принцип: этическое поведение по отношению к коллегам;
4 принцип: этическое поведение по отношению к родителям и сообществу.
В число наиболее значимых профессионально-личностных качеств североамериканского педагога входят персональный стиль и индивидуальность, способность ставить четкие цели перед учеником на уроке, способность формировать дисциплину, способность к эффективному
управлению в классе, способность устанавливать открытые партнерские отношения с родителями, вера в лучшие возможности ученика, владение учебными программами и стандартами, виртуозное владение предметом, увлеченность преподаванием (страсть к преподаванию), доверительные отношения с учеником (крепкие связи), персональная ответственность за результат воспитания ученика, справедливость, эмпатия, энтузиазм, творчество, служение, дисциплина.
Анализ литературы позволил выделить шесть специфических качеств, которыми должен обладать австралийский педагог. К ним относятся способность проектировать образовательную программу, способность создавать перспективную образовательную среду, способность к сотрудничеству с учеником, коммуникабельность, способность контролировать, способность к профессиональному партнерству.
Среди качеств, которыми должен обладать учитель латиноамериканского региона (Бразилия) называют такие профессионально-личностные характеристики, как способность созидать, творческие способности, способность к выстраиванию эффективных взаимоотношений, способность к эмпатии, способность к осуществлению контроля, способность к сотрудничеству, уважение.
Южно-американский учитель (Гайана) содержит структурированный Этический кодекс учителя, в котором регламентируется профессионально-этическое поведение учителя, излагаются основные обязанности учителей для своих учеников и определяется их роль в жизни учеников. Прежде всего, учителя должны демонстрировать честность, беспристрастность и этическое поведение с учениками, родителями и коллегами [10]. Учитель должен развивать сильные черты характера, среди которых настойчивость, честность, уважение, законопослушность, терпение, справедливость, ответственность. Учитель должен относиться к каждому ученику с добротой, уважением, не проявляя избирательности, предрассудков или пристрастности. Одной из важных способностей учителя Гайаны является умение сохранять конфиденциальность информации, если ситуация в классе не требует участия родителей, администрации школы или правоохранительных органов. В этическом кодексе указывается необходимость посвященности учителя профессии. Именно посвящение себя профессии становится гарантом непрерывного профессионального развития учителя. Образовательное пространство класса необходимо организовывать с позиции безопасности (физической, психологической, социальной и др). В дополнение к формированию благоприятных отношений с учениками, учителю необходимо устанавливать прочные отношения с родителями, школьным персоналом, коллегами в сообществе, административным корпусом образовательной органи-
зации. Одной из особенностей Этического кодекса педагога Гайаны является необходимость наличия такого качества у педагога как способность быть наставником молодому специалисту в коллективе образовательной организации и умение работать в команде.
Учитель ближневосточного региона (Турция) [2] должен обладать такими характеристиками, как талант, коммуникабельность, широкий кругозор, способность к творчеству, внимательность, терпеливость, любовь к детям, эмпатия, открытость.
Среди системы общенациональных идеалов, ценностей и приоритетов, традиционно соотносимых с восточноевропейским образом педагога, необходимо отметить следующие: справедливость, трудолюбие, свобода личная и национальная, жизнь человека, межнациональный мир, семейные традиции, любовь и верность, забота о младших и старших, патриотизм и вера, единство [2].
Представим иерархию часто встречаемых в мировом пространстве качеств учителя. В качестве самой важной характеристики учителя мы выделяем способность к эмпатии. Вторую позицию занимают такие качества, как доверие и способность к сотрудничеству. Третья позиция в иерархии качеств личности учителя обозначается следующими профессиональными качествами: способность к управлению, знание преподаваемого предмета, творческий подход к профессии. На четвертой позиции - коммуникабельность, образцовость, социальная активность, индивидуальный подход к ученику, уважение и терпение.
Обобщая современный контекст предъявляемых требований к учителю, определяющих профессионально-этическое поведение педагога, помимо указанных универсальных характеристик учительской профессии, отметим следующие компетенции:
1. Способность принимать персональное многообразие учеников
2. Способность реагировать на индивидуальные запросы и потребности ученика;
3. Способность проектировать образовательное пространство, обладающее нравственным климатом;
4. Способность понимать разнообразные культурные, социальные, национальные контексты в образовании
5. Способность создавать новые идеи
6. Способность прогнозирования будущего - тренды в образовании и его потребности субъектов
7. Способность принимать на себя ответственность за процесс и результаты педагогической деятельности.
Определение универсальных этических норм педагога в контексте многополярного мира становится одной из ключевых задач современного образования. Данной проблематикой занимаются ведущие международные и европейские ассоциации учителей. Концептуальной основой построения этического кодекса является принципы справедливости, объективности и законности, сочетание взаимодополняющих подходов - деятельностного и аксиологического, - создающих основу для четкой регламентации профессионального поведения учителя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Джуринский А.Н. Чему и как учат в Японии // Народное образование. 2001. № 5
2. Портрет педагога. Основа моделирования образовательных программ: монография / А.А. Федоров [и др.]; под ред. А.А. Федорова, Г.А. Папутковой. Н.Новгород: Мининский. университет, 2017. 202 с.
3. Фролова С.В., Илалтдинова Е.Ю., Повшедная Ф.В. Проектирование воспитательного пространства образовательной организации. Москва, 2017. 220 с.
4. Фролова С.В., Фролов В.А. Концептуальные основы профессионального воспитания студента педагогического вуза// Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-5 С. 223-229
5. M. Azam, G. Gandhi Kingdon Assessing Teacher Quality in India // loE, University of London & IZA, 2014. IZA Discussion Paper, 8622.
6. Kingdon, G.G., Teacher characteristics and student performance in India: A pupil fixed effects approach," Global Poverty Research Group (GPRG)-WPS-059. 2006
7. Code of ethics for professional teachers of Philippines [Электронный ресурс]. URL:http://teachercodes.iiep. unesco.org/teachercodes/codes/Asia/Philippines.pdf (дата обращения: 30.05.2018)
8. Code of Ethics for Educators [Электронный ресурс] URL:https://www.aaeteachers.org/index.php/about-us/aae-code-of-ethics (дата обращения: 30.05.2018)
9. Three-Pronged Strategy for Improving the Quality of School Teachers (from 20 august, 2013.Press Information Bureau, Government of India) [сайт] URL: http://pib.nic.in/newsite/erelease.aspx?relid=98428 (дата обращения: 30.05.2018)
10. Professional Code of Ethics for Teachers [Электронный ресурс] URL: https://www.education.gov.gy/web/ index.php/teachers/tips-for-teaching/item/2738-professional-code-of-ethics-for-teachers (дата обращения: 30.05.2018)
REFERENCES
1. Dzhurinsky A.N. What and how they teach in Japan. Public education. 2001. no. 5 (in Russian)
2. Portrait of a teacher. The basis for modeling educational programs: monograph / A.A. Fedorov [and others]; Ed. A.A. Fedorova, G.A. Paputkova. N.Novgorod: Mininsky. University, 2017. 202 p. (in Russian)
3. Frolova S.V., Iltaldinova E.Yu., Povshednaya F.V. Designing the educational space of an educational organization. Moscow, 2017. 220 p. (in Russian)
4. Frolova S.V., Frolov V.A. Conceptual foundations of professional education of a pedagogical college student. Problems of modern pedagogical education. 2017. no. 56-5. pp. 223-229 (in Russian)
5. M. Azam, G. Gandhi Kingdon Assessing Teacher Quality in India. loE, University of London & IZA, 2014. IZA Discussion Paper, 8622.
6. Kingdon, G.G., Teacher characteristics and student performance in India: A pupil fixed effects approach," Global Poverty Research Group (GPRG)-WPS-059. 2006
7. Code of ethics for professional teachers of Philippines. Available at: http://teachercodes.iiep.unesco.org/ teachercodes/codes/Asia/Philippines.pdf (accessed 30 May 2018)
8. Code of Ethics for Educators. Available at:https://www.aaeteachers.org/index.php/about-us/aae-code-of-ethics (accessed 30 May 2018)
9. Three-Pronged Strategy for Improving the Quality of School Teachers (from 20 august, 2013.Press Information Bureau, Government of India). Available at: http://pib.nic.in/newsite/erelease.aspx?relid=98428 (accessed 30 May 2018)
10. Professional Code of Ethics for Teachers [Электронный ресурс] Available at: https://www.education.gov.gy/web/ index.php/teachers/tips-for-teaching/item/2738-professional-code-of-ethics-for-teachers (accessed 30 May 2018)
Информация об авторах Фролова Светлана Владимировна
(Россия, Нижний Новгород) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина E-mail: [email protected]
Information about the authors
Frolova Svetlana Vladimirovna
(Russia, Nizhny Novgorod) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]
Илалтдинова Елена Юрьевна
(Россия, Нижний Новгород) Доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина E-mail: [email protected]
Ilaltdinova Elena Yurievna
(Nizhny Novgorod, Russia) Doctor of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Pedagogy Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]