Научная статья на тему 'Профессиональный стандарт педагога и его роль в формировании профессионально-этических качеств специалиста'

Профессиональный стандарт педагога и его роль в формировании профессионально-этических качеств специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL STANDARD / STANDARD OF A TEACHER / PROFESSIONAL AND ETHICAL QUALITIES / PEDAGOGICAL CULTURE / COMPETENCE / HUMANISTIC APPROACH / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ямщикова Е.Г.

Автор рассматривает профессиональный стандарт педагога как нормативно-правовой инструмент, который в состоянии обеспечить единство требований в профессионально-педагогической сфере и создать условия для профессионального и личностного роста педагогических кадров с учетом государственных требований к системе образования на федеральном и региональном уровнях. В статье анализируется профессиональный стандарт с точки зрения гуманистического подхода к педагогической деятельности и его роль в формировании профессионально-этических качеств специалиста, что направленно на достижение нового качественного уровня педагогического образования, предоставляющего образовательные и научные услуги высокого качества на основе гуманистических, нравственных и культурных ценностей. Раскрываются профессионально-этические качества педагога в связи с требованиями профессионального стандарта педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ямщикова Е.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL STANDARD OF TEACHERS AND ITS ROLE IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL AND ETHICAL QUALITIES OF A SPECIALIST

The author examines a professional standard of a teacher as a regulatory tool that is able to ensure the unity of the requirements of professional and pedagogical field and to create the conditions for professional and personal growth of teaching staff with regard to the requirements of public education at the federal and regional levels. The article analyzes the professional standard in terms of the humanistic approach to teaching and its role in the formation of professional and ethical qualities of the expert, that aimed at reaching a new qualitative level of teacher education, providing educational and scientific services of the highest quality based on humanistic, ethical and cultural values. The author could define what professional and ethical qualities of a teacher are in relation to the requirements of the professional standard of a teacher.

Текст научной работы на тему «Профессиональный стандарт педагога и его роль в формировании профессионально-этических качеств специалиста»

Библиографический список

1. Горский А.А. Древнерусская дружина (к Генезису развития классового общества и государства на Руси). Москва, 1989.

2. Ломоносов М.В. Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года. Санкт-Петербург, 1744.

3. Глазунов И. Летопись Нестора с включением поучения Владимира Мономаха. Санкт-Петербург, 1903.

4. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи археографическою экспедициею императорской академии наук. Том 2. 1598-1613. Санкт-Петербург, 1836.

5. Поручик Обручев. Обзор рукописных и печатных памятников, относящихся до истории военного искусства в России по 1725 год. Санкт-Петербург, 1854.

6. Попов Н.А. Акты Московского государства. Том I. Разрядный приказ. Московский стол. 1571-1634. Санкт-Петербург, 1890.

7. Самоквасов Д.Я. Акты Московского государства. Том III. Разрядный приказ. Московский стол. 1660-1664. Санкт-Петербург, 1901.

References

1. Gorskij A.A. Drevnerusskaya druzhina (k Genezisu razvitiya klassovogo obschestva i gosudarstva na Rusi). Moskva, 1989.

2. Lomonosov M.V. Drevnyaya Rossijskaya istoriya ot nachala rossijskogo naroda do konchiny velikogo knyazya Yaroslava Pervogo ili do 1054 goda. Sankt-Peterburg, 1744.

3. Glazunov I. Letopis'Nestora s vklyucheniem poucheniya Vladimira Monomaha. Sankt-Peterburg, 1903.

4. Akty, sobrannye vbibliotekah i arhivah Rossijskoj imperii arheograficheskoyu 'ekspedicieyu imperatorskoj akademii nauk. Tom 2. 1598-1613. Sankt-Peterburg, 1836.

5. Poruchik Obruchev. Obzor rukopisnyh i pechatnyh pamyatnikov, otnosyaschihsya do istorii voennogo iskusstva v Rossii po 1725 god. Sankt-Peterburg, 1854.

6. Popov N.A. Akty Moskovskogo gosudarstva. Tom I. Razryadnyj prikaz. Moskovskij stol. 1571-1634. Sankt-Peterburg, 1890.

7. Samokvasov D.Ya. Akty Moskovskogo gosudarstva. Tom III. Razryadnyj prikaz. Moskovskij stol. 1660-1664. Sankt-Peterburg, 1901.

Статья поступила в редакцию 01.04.16

УДК 378.1

Yamschikova E.G., postgraduate, Department of Pedagogy and Andragogy, St. Petersburg Academy of Postgraduate

Pedagogical Education (Saint Petersburg, Russia), E-mail: olga_melent.eva@mail.ru

PROFESSIONAL STANDARD OF TEACHERS AND ITS ROLE IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL AND ETHICAL QUALITIES OF A SPECIALIST. The author examines a professional standard of a teacher as a regulatory tool that is able to ensure the unity of the requirements of professional and pedagogical field and to create the conditions for professional and personal growth of teaching staff with regard to the requirements of public education at the federal and regional levels. The article analyzes the professional standard in terms of the humanistic approach to teaching and its role in the formation of professional and ethical qualities of the expert, that aimed at reaching a new qualitative level of teacher education, providing educational and scientific services of the highest quality based on humanistic, ethical and cultural values. The author could define what professional and ethical qualities of a teacher are in relation to the requirements of the professional standard of a teacher.

Key words: professional standard, standard of a teacher, professional and ethical qualities, pedagogical culture, competence, humanistic approach.

Е.Г. Ямщикова, аспирант каф. педагогики и андрагогики, Санкт-Петербургская академия постдипломного

педагогического образования, г. Санкт-Петербург, E-mail: olga_melent.eva@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТА

Автор рассматривает профессиональный стандарт педагога как нормативно-правовой инструмент, который в состоянии обеспечить единство требований в профессионально-педагогической сфере и создать условия для профессионального и личностного роста педагогических кадров с учетом государственных требований к системе образования на федеральном и региональном уровнях. В статье анализируется профессиональный стандарт с точки зрения гуманистического подхода к педагогической деятельности и его роль в формировании профессионально-этических качеств специалиста, что направленно на достижение нового качественного уровня педагогического образования, предоставляющего образовательные и научные услуги высокого качества на основе гуманистических, нравственных и культурных ценностей. Раскрываются профессионально-этические качества педагога в связи с требованиями профессионального стандарта педагога.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, стандарт педагога, профессионально-этические качества, педагогическая культура, компетентность, гуманистический подход.

Вопрос о профессиональной готовности педагога реализо-вывать поставленные перед ним задачи является чрезвычайно значимым в условиях происходящей модернизации системы образования. Профессиональная готовность формируется на протяжении всего профессионального пути и должна рассматриваться через призму компетентностного подхода. Компетентност-ный подход составляет одно из оснований обновления системы образования, в нём результируются новые требования, предъявляемые к качеству профессиональной подготовки педагогов на различных этапах их профессионально-образовательного пути. Ценностно-культурная, гуманистическая, творческая составляющие педагогического труда обуславливают необходимость осуществления постоянного научного поиска в области профессиональной подготовки специалиста, направленного на достижение нового качественного уровня педагогического образования. У выпускника педагогического вуза должны быть сформированы компетенции принятия обоснованных и эффективных решений в

профессиональной деятельности, позволяющие преодолеть существующий значительный разрыв между педагогической теорией и практикой. Формирование способности осуществлять осознанный выбор из вариантов решения и нести ответственность за сделанный выбор - важный момент в подготовке специалиста. Способность специалиста оказывать ученику педагогическую поддержку в разрешении различного рода проблем и противоречий, с которыми ему приходится постоянно сталкиваться на трудном пути приобщения к достижениям человеческой культуры, социуму, обретения себя, осознания цели и смысла своего существования, является существенным фактором его профессионального успеха.

Следовательно, формирование личностной и профессиональной готовности будущего учителя к плодотворному взаимодействию, сотрудничеству со своими учениками, оказанию им разносторонней помощи и поддержки составляет важнейшую задачу его педагогического образования, являет собой базовый

критерий коммуникативной компетентности как признака общей и профессиональной культуры выпускника современного института педагогического образования.

Процесс развития педагога продолжается на протяжении всего периода профессиональной педагогической деятельности, и приобретает различное содержание на разных этапах непрерывного педагогического образования, развития и саморазвития педагога. И профессиональный стандарт педагога играет одну из ключевых ролей в педагогической деятельности.

Педагог - ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля [1, с. 3].

Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

Соответственно уровням образования, определяющим специфику педагогической деятельности, выделяются следующие специальности: педагог дошкольного образования (воспитатель), педагог начальной, основной и старшей школы. В перспективе предполагается расширить сферу применения профессионального стандарта педагога, введя специальности: педагог дополнительного образования и педагог системы профессионального образования. Таким образом, профессиональный стандарт педагога является открытым документом, который может быть дополнен и расширен [1, с. 6].

Меняется мир, изменяются люди, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но будет странно требовать от специалиста то, чему его никогда и никто не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога повлечет за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки, как в высшей школе, так и в учреждениях дополнительного профессионального образования.

Профессиональный стандарт не только повышает ответственность специалиста за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки, но и расширяет границы свободы педагогической деятельности.

С учетом различного уровня квалификации педагогов страны предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения профессионального стандарта педагога.

Основные требования к профессиональному стандарту педагога.

Стандарт должен:

Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога;

Не превращаться в инструмент жёсткой регламентации деятельности педагога;

Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей;

Мотивировать педагога на поиск нестандартных решений;

Соответствовать международным нормам и регламентам [1,

с. 9].

В профессиональном стандарте педагога также делается акцент на профессионально-этических качествах, необходимых специалисту для успешной педагогической деятельности. Это не удивительно, так как в деятельности специалиста следование этическим нормам является одним из главных профессиональных требований. Важность данного требования вытекает из самой специфики педагогической профессии: социальное значение учителя как ориентира нравственных ценностей, примера, образца для подражания; оказание педагогом влияния на становление и развитие личности ученика, на его дальнейший жизненный путь, на формирование значимых жизненный целей и ценностей.

Любое слово, любое действие специалиста, сделанный им выбор среди альтернативных способов разрешения педагогической ситуации всегда в первую очередь должны быть нравственными, должны сверяться с существующими в данном обществе

этическими нормами и ценностями, ориентироваться на гуманистические ценности и идеалы.

Следует отметить, что существенным атрибутом педагогической деятельности является наличие у специалиста особых полномочий, определяемых его профессиональным статутом и социальной ролью. В связи с этим не теряет актуальности вопрос о необходимости разработки и принятия клятвы выпускниками педагогических вузов, так как это издавна практикуется в системе высшего медицинского образования. Это поможет осознать вся глубину ответственности перед учениками, перед обществом и перед самим собой. У будущего специалиста должны быть сформированы принципы профессионального поведения и этика ответственности. Одним из наиболее острых вопросов при обсуждении проблемы профессиональной ответственности является вопрос о компетенции и полномочиях конкретного специалиста, диктуемых его профессиональной ролью. Реализация полномочий преломляется через нравственную культуру учителя и если эта культура не сформирована или бедна, то пострадают в первую очередь ученики. В лучшем случае у них самих просто не сформируются понятия о нравственности, человечности и морали.

Школа существенным образом оказывает влияние на воспитание мировоззрения подрастающего человека, его нравственных принципов, ценностей. То, какие чувства и ценности ассоциируются с педагогом, имеет первостепенное значение в построении плодотворных отношений с учащимися.

Российское педагогическое образование имеет богатую историю, связанную с именами П.Ф. Каптерева, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского и многих других [2, с. 15], [3, с. 89]. Оно отражает менталитет российского общества, которое всегда с глубоким уважением относилось к учителю, видело в нем, прежде всего, носителя культуры, духовного наставника подрастающего поколения, воспитателя и никогда не сводило его деятельность к тривиальному «обучению наукам».

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости формирования профессионально-этической компетентности будущего специалиста как условия осуществления им миссии морального наставника, примера, нравственного эталона для своих учеников, что отвечает одному из ведущих сущностных смыслов педагогической деятельности.

Профессионально-этические качества представляют собой группу качеств, детерминирующих профессиональную деятельность с учетом общепринятых морально-этических норм и принципов, интегрированных в профессию с учетом ее специфики и с учетом уровня сформированности гуманных способов, форм, правил поведения; ценностных ориентации, основанных на профессиональных знаниях [4, с. 55].

В самом общем виде можно выделить три группы таких качеств, которые взаимосвязаны друг с другом, но, тем не менее, обладают определенной степенью независимости друг от друга:

1. Знания и следование нормам морали вообще и профессиональной морали в частности;

2. Нравственная регуляция взаимоотношений с другими участниками образовательного процесса;

3. Нравственный компонент саморегуляции личности педагога.

Готовность специалиста «принять» разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья, готовность оказать помощь любому ребенку, требует от специалиста не просто педагогических и психологических знаний и навыков, но искреннего отношения к подопечным.

Способность в ходе обучения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития и умение оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами требует внимания к детям и желания понять своих учеников.

Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, требует от самого специалиста толерантности, терпения и соблюдения культуры общения [5].

Без профессионально-этических качеств, без развитого чувства ответственности, без любви к своей работе и ученикам, специалист ничего не сможет дать в процессе обучения, кроме сухих знаний. Основываясь на этом понимании авторы профессионального стандарта педагога выдвигают следующие требова-

ния к квалификации специалиста: необходимо усвоить и действовать в соответствии с рядом фундаментальных понятий из психологии личности, возрастной и педагогической психологии, определяющих результаты образовательного процесса, степень развития метапредметных компетенций, уровень и показатели социализации личности, ее развития, в том числе следующие:

Гражданская и социальная идентичность.

Уважение прав и свобод личности.

Система ценностей личности.

Образцы и нормы просоциального поведения, в том числе в виртуальной и поликультурной среде.

Развитие коммуникативной компетентности обучающихся.

Формирование и становление учебной мотивации и системы универсальных учебных действий [1, с. 38].

Таким образом, профессиональный стандарт педагога является не только тем нормативно-правовым инструментом,

Библиографический список

который в состоянии обеспечить единство требований в профессионально-педагогической сфере и создать условия для профессионального и личностного роста педагогических кадров с учётом государственных требований к системе образования на федеральном и региональном уровнях, но и документом, определяющим гуманистические, нравственные и моральные ценности специалиста. Благодаря этому стандарту, людей черствых, циничных, не признающих гуманистический и этический подход в педагогической деятельности просто не будет в образовательных учреждениях.

Несомненно, что процесс обучения эффективнее тогда, когда ученики хотят учиться. А хотят они учиться у того, кого уважают, ценят и любят. Именно преподаватель своими личными и профессиональными качествами способен развить в учениках тягу к познанию, освоению и получению новых знаний, раскрыть их инициативность и творческий подход к решению задач, пробудить желание трудиться и любовь к труду.

1. Об утверждении профессионального стандарта. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544. Москва, 2013.

2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: ВЛАДОС, 2002.

3. Прокопьев И.И. Педагогика. Избранные лекции. Учебное пособие в 3-х ч. Гродно: Издательство ГрГУ, 1997.

4. Ворончихина Т.В. Формирование профессионально-этических качеств будущих психологов в системе профессиональной подготовки. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Киров, 2006.

5. Кривых С.В. и др. Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС: монография. Санкт-Петербург: ИПК СПО, 2012.

6. Ельмеев В.Я. Философское новаторство: материалы научной сессии. Серия «Мыслители», выпуск 1. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургское философское общество, 2000.

7. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург: Уральский государственный профессионально-педагогический университет, 1998.

8. Кирьякова А.В. Развитие аксиологического потенциала личности в условиях университетского образования. Вестник ОГУ. Москва: Гуманитарные науки. 2006; Т. 1.

9. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Москва: Академия, 2002.

References

1. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta. Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obschego, osnovnogo obschego, srednego obschego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel'). Prikaz Ministerstva truda i social'noj zaschity RF № 544. Moskva, 2013.

2. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Obschaya pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: VLADOS, 2002.

3. Prokop'ev I.I. Pedagogika. Izbrannye lekcii. Uchebnoe posobie v 3-h ch. Grodno: Izdatel'stvo GrGU, 1997.

4. Voronchihina T.V. Formirovanie professional'no-'eticheskih kachestv buduschih psihologov v sisteme professional'noj podgotovki. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kirov, 2006.

5. Krivyh S.V. i dr. Professional'noe obrazovanie v usloviyah realizacii FGOS: monografiya. Sankt-Peterburg: IPK SPO, 2012.

6. El'meev V.Ya. Filosofskoe novatorstvo: materialy nauchnoj sessii. Seriya «Mysliteli», vypusk 1. Sankt-Peterburg, Sankt-Peterburgskoe filo-sofskoe obschestvo, 2000.

7. Zeer 'E.F. Lichnostno orientirovannoe professional'noe obrazovanie. Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj professional'no-pedagogich-eskij universitet, 1998.

8. Kir'yakova A.V. Razvitie aksiologicheskogo potenciala lichnosti v usloviyah universitetskogo obrazovaniya. Vestnik OGU. Moskva: Gumani-tarnye nauki. 2006; T. 1.

9. Slastenin V.A. i dr. Pedagogika. Moskva: Akademiya, 2002.

Статья поступила в редакцию 01.04.16

УДК 371

Apsheva S.Yu., teaching assistant, Kabardino-Balkarian State University n. a. H. M. Berbekov (Nalchik, Russia), E-mail: svietlana.apshieva.79@mail.ru

Khagazheeva I.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kabardino-Balkarian State University n. a. H. M. Berbekov (Nalchik, Russia), E-mail: inna_hagazheeva@mail.ru

Balkizova F.B., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Kabardino-Balkarian State University n. a. H. M. Berbekov (Nalchik, Russia), E-mail: 07fatimat77@mail.ru

Gadieva M.S., teaching assistant, Kabardino-Balkarian State University n. a. H. M. Berbekov (Nalchik, Russia), E-mail: rita.gadieva@yandex.ru

THE ACMEOLOGICAL APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF JUNIOR PUPILS. The paper is dedicated to development of creative abilities of junior pupils in terms of an acmeological approach. The work proves the novelty of the proposed approach in solving problems of development of creative abilities in pupils. The authors represent the results of primary school teachers' productivity level research on the criterion of their efficiency in developing of creative abilities of all or most of the children in the class to a level that will provide them readiness to continue their education at the basic school link. The pedagogical activity of teachers of different productivity levels is analyzed, and priority areas for organization of their activities are identified. The proposed model of development of primary school pupils' creative abilities can serve as a guide for building and increasing of the efficiency of teachers' own system of activity.

Key words: creative abilities, acmeological approach, efficiency of activity.

С.Ю. Апшева, ассистент, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, E-mail:svietlana.apshieva.79@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И.Р. Хагажеева, канд. пед. наук, доц., Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, E-mail: inna_hagazheeva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.