Педагогика
УДК 378.147.88
кандидат педагогических наук, доцент Фугелова Татьяна Анатольевна
ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Аннотация. Целью проводимого исследования является выявление условий, обеспечивающих становление и развитие профессиональной мобильности будущего учителя в социокультурном образовательном пространстве вуза и моделирование предметного и социального контекстов деятельности будущего специалиста на основе сочетания учебного процесса с различными видами внеучебной, научной и иной деятельности. Ведущими методами выступают: методы включения студентов в выполнение профессионально-ориентированных ситуаций, задач, проектов, которые стимулируют творческое, созидательное начало в будущем учителе, наиболее соответствующее критериям профессиональной мобильности. В результате проводимого экспериментального исследования формирования профессиональной мобильности будущего учителя были выявлены условия, обеспечивающие становление и развитие профессиональной мобильности будущего учителя в социокультурном образовательном пространстве вуза: диалогизация, включение будущих специалистов в решение практикоориентированных ситуаций и задач разного уровня. Процесс становления и развития профессиональной мобильности будущего учителя в социокультурном образовательном пространстве вуза нами рассматривается в рамках системы непрерывного образования, направленной на формирование личности учителя с «достижительным» типом мотивации.
Ключевые слова: профессиональная мобильность, образовательное пространство, стратегии и тактики профессиональной мобильности.
Annotation. The purpose of the study is to identify the conditions that ensure the formation and development of professional mobility of the future teacher in socio-cultural educational space of higher education and modeling subject and social contexts of the future specialist on the basis of a combination of educational process with various types of extracurricular, scientific and other activities. The leading methods are: methods of inclusion of students in the implementation of professionally-oriented situations, tasks, projects, which stimulate the creative, creative beginning in the future teacher, the most corresponding to the criteria of professional mobility.
As a result of the conducted experimental research of formation of professional mobility of the future teacher were identified the conditions that ensure the formation and development of professional mobility of the future teacher in the socio-cultural educational space of the University: dialogue, the inclusion of future professionals in the solution of practice-oriented situations and tasks of different levels. The process of formation and development of professional mobility of the future teachers in the socio-cultural educational space of the University nami it is considered within the system of continuous education aimed at the formation of the teacher's personality with "achievable" type of motivation.
Keywords: professional mobility, educational space, strategies and tactics of professional mobility.
Введение. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года поставлена задача развития профессиональной мобильности при опоре на совершенствовании квалификации, непрерывного обучения и переобучения, что позволит работникам повысить свою конкурентоспособность на рынке труда, реализовать трудовой потенциал [10, с. 57]. В этой связи, для нашего исследования ведущей является направленность образовательного пространства (предметный мир, мир коммуникаций, связей и взаимоотношений) на становление и развитие профессиональной мобильности будущего учителя.
В последние десятилетия учеными (В.Л. Бенин [2] , П.С. Гуревич [4], В.П. Зинченко [6], В.В. Сериков [16] и др.) рассматривалась необходимость становления и развития профессиональной мобильности будущих специалистов в связи с гуманитаризацией образования, с возрастанием роли гуманитарных факторов в развитии культуры.
В философских исследованиях профессиональная мобильность раскрывается как системно-интегративная характеристика, определяющая профессиональное становление, развитие профессионала (И.Р. Пригожин, И. Стенгерс) [14]]) . В социологических исследованиях (О.Ю. Посухова и др.) профессиональная мобильность рассматривается как результат образования [13].
В психологических исследованиях профессиональная мобильность анализируется в рамках профессионального становления и развития конкурентоспособного специалиста (Э.Ф. Зеер [5], Е.А. Климов [9], А.К. Маркова[11], Ю.П. Поваренков [12], Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова [15] и др.), как механизм адаптации личности, коррелирующий с такими характеристиками, как активность личности, ее самодетерминация и саморегуляция.
В педагогических исследованиях раскрывается становление и развитие профессиональной мобильности в процессе вузовского обучения (Л.А. Амирова [1], Л.В. Горюнова [3], Б.М. Игошев [7], С.Е. Каплина [8] и др.), выделяются ее сущностные характеристики и способы развития, показывается роль инновационного образования в данном процессе.
Несмотря на заметное продвижение в научном осмыслении исследуемой проблемы, следует отметить, что проблема становления и развития профессиональной мобильности педагога в ее не только методологическом, теоретическом, но и практическом воплощении является недостаточно изученной. Так, в настоящее время не выявлены условия становления и развития профессиональной мобильности будущего педагога в социокультурном образовательном пространстве вуза.
Мы полагаем, что профессиональная мобильность, являясь интегративным новообразованием личности, основывается на: интеграции социальных и личностных ценностей, как смыслообразующих элементов; проективном мышлении и профессиональном творчестве; проявляется в готовности и способности к изменениям и новациям в профессиональной деятельности. Это полностью соответствует федеральным образовательным стандартам и направлено на развитие общекультурных и общепрофессиональных компетенций.
Материалы и методы исследования. Для осуществления исследования применялись следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, анализ и обобщение опыта работы высших учебных заведений, готовящих педагогические кадры и собственного опыта работы в системе высшего педагогического образования, анализ продуктов учебной деятельности, метод мысленного эксперимента, прогнозирование, систематизация и обобщение фактов и концепций, моделирование, проектирование, анализ результатов образовательной деятельности, диагностические методики, педагогический эксперимент.
Апробация, обобщение и внедрение результатов исследования осуществляются путем диалогизации, включения будущих специалистов в решение практикоориентированных ситуаций и задач разного уровня. В исследовании принимали участие студенты 103 человека направления подготовки «педагогическое образование», профиль «начальное образование» города Тюмени.
Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе выявлялось состояние исследуемой проблемы в теории и практике обучения студентов направления подготовки «педагогическое образование», профиль «начальное образование». Для этого осуществлялись изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение и анализ опыта работы педагогов вузов с целью исследования условий, обеспечивающих становление и развитие профессиональной мобильности будущего учителя в социокультурном образовательном пространстве вуза.
На втором этапе осуществлялась реализация разработанной модели формирования профессиональной мобильности будущего учителя в социокультурном образовательном пространстве. Обсуждение реализации модели осуществлялось и продолжает осуществляться путем обратной связи с работодателями, выпускниками педагогического направления, а также в ходе докладов на конференциях и семинарах различных уровней, что ведет к последовательному совершенствованию предлагаемой организационной модели.
Параллельно со вторым осуществлялся и продолжает осуществляться третий этап, в ходе которого автором и его последователями - коллегами Тюмени, Тюменской области и других регионов России -проводится опытное внедрение предлагаемой методики.
Результаты исследования. Анализ результатов эмпирического исследования, проведенного среди выпускников педагогических учебных заведений, свидетельствует о доминировании низкого уровня развития профессиональной мобильности. У выпускников недостаточно сформированы такие ее важные составляющие, как социально-профессиональная активность, владение технологией социально-личностного и профессионального саморазвития, готовность к изменениям и новациям в профессиональной деятельности. Многомерность деятельности педагога неуклонно требует внедрения государственных стандартов педагогического образования и связанную этим разработку методико-технологического обоснования их реализации в образовательной организации. В то же время отсутствуют механизмы их реализации в практической деятельности образовательных организаций. Нами были выделены направления по созданию образовательного пространства вуза в соответствии со структурными компонентами: Культурно-образовательное пространство - пространственно-предметный компонент (современные аудитории и лаборатории, уютные столовые, учебные корпуса и общежития, беспроводная сеть Wi-Fi); Информационно-образовательное пространство - информационный компонент (МООКи - бесплатные открытые онлайн-курсы, дающие возможность получить абсолютно новые знания или пройти дисциплину дистанционно); Пространство теоретического образования (базовая часть образовательного пространства) включает в себя систему учебных занятий; внедрение интерактивных форм обучения, широкое использование проектных методов и методов, позволяющих имитировать реальные ситуации, а также современных образовательных программ. Ведущим является гуманитарный блок, естественнонаучный блок создает условия для реализации возможности увидеть целостную картину мира, профессиональный блок направлен на овладение студентами технологиями профессиональной деятельности. Пространство практического образования дает возможность реализовать свои творческие, спортивные и интеллектуальные способности в различных студенческих объединениях.
Высшее образование - это не только получение навыков «под рабочее место», а формирование компетенций, позволяющих выпускникам самим создавать новые виды бизнесов, новые виды деятельности, новые рабочие места. А для этого необходимо будущему специалисту овладеть цифровыми компетенциями, компетенцией системного мышления, критического мышления и коммуникативности, умения работать в современных мультикультурных междисциплинарных командах, проявляя лидерские качества, способности гибко адаптироваться к происходящим изменениям, делать ответственный выбор, принимать решения в условиях неопределённости. Представленное устройство образовательного пространства вуза, в котором учебный процесс гармонично сочетаться с различными видами внеучебной, научной и иной деятельности.
Образовательное пространство является базой для развития в том случае, если предлагает многообразие видов деятельности, создающих условия для реализации механизма «пробы сил», развития у студентов умений проектирования своего профессионального развития при условии гармонизации не только внутренних условий, связанных со стремлениями, ценностными ориентациями, но и внешних факторов, зависящих от социума, рынка труда. Деятельность, предлагаемая образовательным пространством, связана с реальными профессиональными ситуациями, которые создают благоприятные условия для диалогического взаимодействия. В образовательном пространстве создается особый дух ценностно-смысловых отношений между участниками образовательного процесса благодаря включению в выполнение профессионально-ориентированных ситуаций, задач, проектов, которые стимулируют творческое, созидательное начало в будущем учителе, наиболее соответствующее критериям профессиональной мобильности. Все это находит проявление в обогащении, как личности, так и социальной среды.
За счет рассматриваемых стратегий осуществляется обогащение и насыщение образовательного пространства методами, приемами и технологиями, которые обеспечивают результативность исследуемого процесса. Таким образом, речь идет о технологическом компоненте, который представлен совокупностью технологий, форм, методов, приемов, средств процесса становления и развития профессиональной мобильности будущего учителя.
В становлении и развитии профессиональной мобильности будущего учителя диалогизация образовательного процесса создает условия для переосмысления, принятия личностью нового опыта. Диалог является источником развития «качественной мотивации» на личностный рост, расширяет границы поиска
новых связей предмета в контексте культуры. Диалог дает возможность воспитать у будущего учителя: высокий уровень личностного и профессионального самосознания, самоуважения, самодисциплину; умение ориентироваться в духовных ценностях, в жизненных ситуациях; способность принимать ответственные решения; осуществлять свободный отбор содержания своей жизни, линии поведения и способов развития и др. Диалогичная личность отличается способностью к саморегуляции (умение сохранять внутреннюю устойчивость благодаря согласованным реакциям на уровне рефлексии), продуктивному мышлению, инициативностью, желанием выразить себя, заявить о себе, оформить свои притязания, ответственностью, умением решать практические задачи. Являясь ведущей формой существования и развития самосознания, диалог играет главную роль в личностном самоопределении студентов. В свою очередь, профессиональное самоопределение подразумевает осуществление не только познавательной функции (познание мира труда и себя самого), но и коммуникативной (общение по поводу выбора профессии), регулятивной и рефлексивной функций. Поэтому, диалог, осуществляющий все эти функции, служит конкретным психологическим механизмом профессионального самоопределения, средством снижения мотивационной неопределенности ситуации выбора профессии, основой формирования профессионального сознания и самосознания.
Рассматривая диалогизацию учебного процесса в качестве условия становления и развития профессиональной мобильности будущего учителя, нужно отметить его универсальность, включенность в содержание образования. Интерактивный формат обучения и постоянное взаимодействие в различных проектах позволяют получить максимум пользы от пребывания в вузе. Мы придерживаемся позиции использования диалогизации на всех этапах становления и развития профессиональной мобильности. Культивирование диалога связано с определенными трудностями. Одной из причин, по мнению работодателей, является неумение организовать выпускниками вуза процесс диалога с руководителем, коллегами и подчиненными (65%).
Неготовность к диалогу у студентов - будущих учителей можно объяснить следующими причинами: боязнь получить отрицательную реакцию со стороны наставника, преподавателя (39%), неубедительность, невыразительность речи (10%), недоброжелательность сокурсников (18%). При этом, ориентированность на диалоговое общение со стороны преподавателей составляет 29% (от общего количества респондентов-преподавателей) и 22% студентов выпускных курсов. Полученные данные согласуются с результатами исследования ученых. Диалог является формой совместного поиска решения проблем, что позволяет говорить о развитии творческого мышления у будущего учителя. Для этого нужен гибкий подход к регламентации процесса образования, начиная от отбора содержания образования и кончая формами, методами и приемами обучения. Изменение позиции преподавателя на позицию тьютора, консультанта, научного консультанта является основой для организации и проведения совместных исследований студентов и преподавателей.
Процесс становления и развития профессиональной мобильности будущего учителя в социокультурном образовательном пространстве вуза нами рассматривается в рамках системы непрерывного образования. Поэтому, сам процесс становления и развития профессиональной мобильности будущего учителя будет идти поэтапно: от осмысления сущности профессиональной деятельности, направленной не только на освоение ее ценностей, но и развитие готовности к профессиональной мобильности и далее - способности к изменениям и новациям в профессиональной деятельности. Основная задача бакалавриата - овладение обучающимися программами базового высшего образования. Квалификация бакалавра подтверждает, что человек имеет базовое высшее образование соответствующего направления и профиля подготовки. Окончив бакалавриат, выпускник получает подготовку, которая необходима для решения профессиональных задач.
Основная цель 1 этапа (1-2 курс) - вхождение в профессию, осмысление сущности профессиональной деятельности, ориентированной на освоение ее ценностей, формировании общекультурной и профессиональной направленности, творческой активности студента. На данном этапе важно раскрытие перед студентами социальной значимости выбранной профессии на основе знакомства с деятельностью практиков, возможности «примерить» на себя будущую профессиональную роль, выполнения проектных заданий, связанных с профессией. Ведущими ориентирами на данном этапе являются ориентиры-ценности профессии, ориентиры-образы конкретных профессионалов прошлого и настоящего, ориентиры-творчества человека. И как результат - достижение будущим учителями адаптивно-репродуктивного уровня развития профессиональной мобильности.
Основная цель 2 этапа (3 - 4 курс бакалавриата) - развитие готовности к профессиональной мобильности. Готовность в философской, психолого-педагогической литературе рассматривается через совокупность критериев количественных и качественных, процессуальных и результативных характеристик активности личности, позволяющих судить о степени соответствия профессии. Ведущими ориентирами являются: ориентиры-ценности интеграции разного рода знаний; ориентиры-идеи, направленные на овладение компетенциями, способностями профессионального творчества; ориентиры-модели, которые направлены на изучение и решение комплексных проблем; ориентиры-образцы деятельности ученых, учителей-мастеров; ориентиры - исторические факты. Результатом данного этапа являются компетенции, способность «выстраивать» свою профессиональную деятельность на основе сопряжения личных и социальных ценностей, сформированность творческих резервов личности.
Основная цель этапа 3 этапа (5 - 6 курс магистратуры) - развитие способности к изменениям и новациям в профессиональной деятельности. Магистратура является продолжением системы двухуровневого образования, призванной выпускать специалистов с более глубокой специализацией и не только готовых, но и способных к решению комплексных профессионально-ориентироованных задач. Основной сферой деятельности выпускников предполагается научно-исследовательская, организационно-управленческая работа. Ведущими ориентирами на данном этапе являются: ориентиры-ценности, связанные с направленностью на профессиональное самосовершенствование; ориентиры-идеи, связанные с направленностью на профессиональное выполнение трудовых функций; ориентиры-теории, отражающие гармонизацию отношений личности и общества. Ориентиры-подходы, как правило, связаны с разрешением противоречий, возникающих между личностью и обществом, тогда как ориентиры-принципы связаны с направленностью на комплексное разрешение профессиональных проблем.
Процессуальный элемент подготовки будущего учителя тесно связан с содержательным. Все это дает возможность выделить содержательное ядро во всех образовательных курсах с учетом этапа. Содержательное ядро образовательного процесса 1 - 2 и 3 - 4 курсов должны составить программы, которые нацелены на
развитие не только общекультурной и профессиональной направленности, но и социально-творческой активности студентов. Их значимость связана с тем, что они отражают потребности студентов, ориентируют их в будущей профессиональной деятельности. Содержательное ядро представлено следующими программами: диагностическая программа (выявление уровня профессиональной мобильности будущего учителя); программа «Введение в профессиональную деятельность», направленная на создание условий для развития профессионального самоопределения студентов; программа «Тренинг успешной карьеры», направленная на приобретение первоначальных умений навыков овладения способностью к профессиональному самопознанию и саморазвитию; программа «Практика пробных уроков и внеклассных мероприятий», направленная на адаптацию студентов к будущей профессиональной деятельности. В рамках курса «Практикум по педагогическому проектированию» формируется понятие профессиональное сознание личности, рассматриваются закономерности процесса воспитания личности, выбора стратегий и технологий взаимодействия. Содержательное ядро магистратуры представлено индивидуальными программами профессионального развития. Программы состоят из взаимосвязанных блоков, теоретико-методологической подготовки, направленной на обучение логике профессионального развития, осознания ценности интеграции знаний.
В социокультурном образовательном пространстве вуза «переход» с одного уровня на другой должен обеспечиваться реализацией комплекса стратегических условий, а также педагогических тактик, способствующих развитию восприимчивости будущим учителем изменений, новаций в процессе профессиональной деятельности. «Педагогическая поддержка» становления и развития профессиональной мобильности будущего учителя в социокультурном образовательном пространстве вуза представляет собой совокупность последовательных действий: приобщение студентов к ценностям профессии, организации собственно творческой деятельности. Но ко всему прочему будущий учитель должен быть готов уметь организовать собственную профессиональную деятельность на базе лучших образцов истинных мастеров, а также быть готовым и способным принимать нововведения. «Педагогическое сопровождение» включения будущего учителя в проектную деятельность заключается в отборе научно обоснованных стратегических условий, а также осуществляется посредством активного участия ней. «Приумножение социально-профессиональных ценностей» будущего учителя как стратегия предполагает активные действия самого студента в процессе инновационной деятельности (включение в научные исследования, овладение новыми видами профессиональной деятельности, проектирования карьеры, разработка и защита авторских проектов), осуществляемой при поддержке со стороны преподавателя.
Выводы. Изучение проблемы становления и развития профессиональной мобильности будущего учителя остро ставит вопрос о необходимости корректировки профессионального образовательного стандарта, программ подготовки педагогических кадров. Создание образовательного пространства запускает механизм развития профессиональной мобильности будущего учителя посредством включения в деятельность, в которой человек проживает и осваивает социокультурный опыт. Все это позволяет обеспечить, с одной стороны, широту образования, а с другой - глубину освоения профессиональных областей знаний. Это дает возможность студентам сформировать уникальные наборы компетенций и максимально реализовать себя в «неопределённом» будущем. И как результат - «самоизменения» человека (закономерность - развитие профессиональной мобильности осуществляется на основе активных усилий, самосозидающей деятельности будущего учителя при педагогической поддержке со стороны наставника), изменения профессиональной и жизненной среды.
Литература:
1. Амирова Л.А. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. Уфа, 2009. 44 с.
2. Бенин В.Л. Культурологический подход как сущность методологии гуманистической педагогики // Человек в мире культуры. Екатеринбург: Изд-воУрГПУ, 2015. Т.3. С. 85 - 94.
3. Горюнова Л.В. Мобильность как принцип модернизации высшего педагогического образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2013. № 6. С. 031 - 036.
4. Гуревич П.С. Культурология. М.: Издательство «КноРус», 2017. 448 с.
5. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Профессиональное становление современного педагога // Инновации в практике образования. Екатеринбург: Изд-во РИО УрГПУ. № 4. 2013. С. 258-263.
6. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки русской психологии. М.: Тривола, 1994. 304 с.
7. Игошев Б.М. Сущностно - логический анализ мобильности как межнаучного понятия // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С.105 - 111.
8. Каплина С.Е. Формирование мобильных специалистов средствами современных технологий // Профессиональное образование. Столица. 2012. № 12. С. 42 - 43.
9. Климов Е.А. Акмеологические проблемы профессиональной деятельности // Акмеология. 2005. № 1 (13). С. 18 - 22.
10. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662 -р. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf (дата обращения 24.07.2017)
11. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 312 с.
12. Поваренков Ю.П. Инерционность как закономерность профессионального становления личности // Человеческий фактор: социальный психолог. 2017 № 2 (34). С. 394 - 403.
13. Посухова О.Ю. Формирование профессиональной карьеры в современном российском обществе. Ростов-на-Дону: Издательство: ООО «Фонд науки и образования», 2015. 210 с.
14. Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. 432 с.
15. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие для студ. М.: «Академия», 2007. 480 с.
16. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе. М.: Логос, 2013. 228 с.
Педагогика
УДК 371.1
кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент бакалавриата Гузь Анна Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье обоснована роль детской художественной литературы как средства познавательного, эстетического и нравственного воспитания личности детей дошкольного возраста. Авторами поднимается вопрос о необходимости отбора произведений детской литературы для чтения детям дошкольного возраста, раскрываются основные подходы к определению принципов отбора художественных произведений для детей разных возрастных категорий.
Ключевые слова: детская литература, художественное слово, духовно-нравственное воспитание, приобщение к этическим ценностям, литературный центр, дошкольный возраста.
Аппогагюп. The article substantiates the role of children's fiction as a means of cognitive, aesthetic and moral education of the children of preschool age. The authors raise the issue of the need to select children's literature for reading to preschool children, and reveal the main approaches to determining the principles for selecting works of art for children of different age categories.
Keywords: children's literature, artistic expression, spiritual and moral education, familiarization with ethical values, literary center, preschool age.
Введение. Нравственному воспитанию подрастающего поколения как одной из первостепенных общественно значимых задач в практике уделяется все меньше времени, что неизбежно ведет к росту ряда негативных тенденций. В первую очередь, возникает проблема отсутствия интереса детей к книге, чтению. Современные родители в большинстве своем предпочитают показывать детям мультфильмы, где герои нередко проявляют агрессию, непослушание, неуравновешенность и другие негативные черты, тем самым закрепляя их в еще формирующемся сознании дошкольников. Родители зачастую не осознают исключительной важности развития индивидуальности и личностно-духовных качеств детей и стараются максимально стимулировать интеллектуальные способности детей. В результате дети становятся социально незрелыми уже будучи школьниками. В современном обществе, переживающем кризис в определении морально-нравственных ценностей и общепринятых норм поведения, отмечается нарастание детской агрессивности, жестокости, невоспитанности, эгоизма и др.
Выше перечисленные проблемы становятся актуальными для современного российского образования, в котором акцентируется внимание на духовно-нравственном воспитании населения, развитии культурного наследия и традиций страны, формирование морально-нравственных ценностей и норм общественной жизни. Задача «приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» обозначена как одна из ведущих в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [8].
Формулировка цели статьи. Стоит подчеркнуть, что приобщение детей к духовно-нравственным ценностям, воспитание нравственных качеств и черт характера, развитие эмоциональной отзывчивости, гуманности, позитивного отношения к труду - целенаправленную работу по реализации всех этих задач необходимо начинать с раннего и дошкольного возраста [4]. В исследованиях отечественных ученых доказано, что дошкольное детство - наиболее благоприятный, сензитивный период для развития нравственных качеств личности, так как дошкольники в силу своего возраста обладают высокой чувствительностью, отзывчивостью, подражательностью, способностью сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль [11]. Следует отметить, что образовательный процесс, организованной в дошкольной организации, позволяет решать указанные задачи целенаправленно и планомерно, с использованием всей совокупности известных в науке методов и средств. Одним из важнейших средств нравственного воспитания, наиболее соответствующих возрастным особенностям дошкольников, является детская художественная литература, которая обладает познавательным, эстетическим и нравственным потенциалом.
Изложение основного материала статьи. Детская литература - это часть общей литературы, которая ориентирована на детей-читателей, отличающаяся художественной спецификой в соответствии с возрастными особенностями детей. Особенности детской литературы определяются, прежде всего, воспитательно-образовательными задачами и возрастом читателей. Ее содержание органически сливается с задачами и требованиями педагогики с учетом интересов, познавательных и возрастных возможностей детей. Еще одной особенностью детской литературы является то, что автор выстраивает диалог между героями и читателем, реализуя тем самым художественные и познавательные задачи. Многие исследователи отмечали, что детская литература является подлинным искусством, а не частью дидактики.
Художественная литература расширяет детский кругозор, обогащает эмоциональный опыт детей, вызывает отклик на добрые поступки героев, что позволяет формировать художественный вкус и направленность личности. Через знакомство с художественной литературой дошкольники узнают о таких нравственных качествах, как доброта, честность, смелость, ответственность, совесть, справедливость, сострадание и т.д. Кроме того, художественное слово вызывает у детей желание переживать настроение, поступки и чувства литературных героев, вызывая особые нравственно-эмоциональные состояния в воображении детей. Художественная литература, воздействуя одновременно на ум и сердце, оказывает неоценимое влияние на личность дошкольника: расширяет его представления об окружающем, активизирует речь, формирует нормы общественного поведения, воспитывает нравственные чувства, развивает