DOI: 10.12731/2218-7405-2015-7-36 УДК 37.01(075.8)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Фугелова Т.А.
Чтобы развитие профессиональной мобильности будущего специалиста адекватно выполняло свои функции, необходимо социокультурное пространство вуза перевести в собственно воспитательное пространство, поскольку само по себе обозначение элементов социокультурного пространства и указания на то, что в процессе воспитания их позитивное содержание интериоризируется личностью недостаточно.
Личность постоянно меняет свое место в социокультурном пространстве, переходя из одного места в другое, от одного субъекта к другому, тем самым, констатируя свою событийную биографию. Мобильность в пространстве, инвариантность различных проявлений создает особые условия для инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения, свободы социальной и творческой ориентации, оценок и предпочтений, что способствует, в конечном счете, развитию профессиональной мобильности будущего специалиста.
Ключевые слова: образовательная среда; профессиональная мобильность; образовательная ситуация; психолого-педагогические механизмы.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL MECHANISMS OF DEVELOPMENT PROFESSIONAL MOBILITY OF THE FUTURE SPECIALIST IN SOCIO-CULTURAL EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY
Fugelova T.A.
To the development of professional mobility of the future specialist adequately perform its function, it is necessary socio-cultural environment of the University actually translate into educational space, because in itself the designation elements of socio-cultural space and to
indicate that the process the education of their positive content interiorities personality not enough.
Personality constantly changes its place in socio-cultural space, moving from one place to another, from one entity to another, thereby acknowledging his eventful biography. Mobility in space, the invariance of the various manifestations creates special conditions for initiative, independence, creativity and self-affirmation, freedom social and creative orientation, evaluations, and preferences, which contributes, ultimately, to the development of professional mobility of the future specialist.
Keywords: educational environment; professional mobility; educational situation; psychological and pedagogical mechanisms.
Под профессиональной мобильностью мы понимаем интегративное личностное новообразование, которое основывается на единении социальных и личностных ценностей, проективного мышления и профессионального творчества. Проявляется профессиональная мобильность в готовности и в способности к изменениям и новациям в профессиональной деятельности.
Психолого-педагогическим условием развития профессиональной мобильности будущего специалиста является адекватное понимание механизмов воспитания, «работающих» в образовательной среде. Раскроем эти механизмы.
Итак, если психологический механизм представляет собой внутриличностный механизм освоения и присвоения культуры в ходе экстериоризации и интериоризации, а социально-психологический раскрывает особенности взаимодействия личности с социумом, то педагогический механизм конкретизирует условия и факторы «введения в действие» не только психологических, но и социально-психологических механизмов (превращения социокультурного пространства в воспитательное). Все эти механизмы тесно взаимосвязаны между собой и «работают» на основе принципов взаимообусловленности и взаимодополнения.
Создавая определенные условия для развития профессиональной мобильности будущего специалиста, мы организуем его связь с обществом (включая профессиональное сообщество). Но, в этом случае мы должны учитывать, что личность может «взять из культуры» (общества) только то, к чему она готова, т.е. насколько развиты психологические механизмы. Последние развиты настолько, насколько удачно общество до этого «попадало» в личность на основе механизма резонирования.
Таким образом, базовым механизмом развития личности является механизм культурно-личностной идентификации, функционирование которого обеспечивается определенным уровнем
развитости личностных механизмов, и педагогическими механизмами, которые лежат в основе создания условий для становления и развития профессиональной мобильности.
В самом общем виде культурно-личностную идентификацию необходимо понимать как отождествление субъектом себя с другим субъектом, что Г.М. Казаковой названо «примерива-нием» конкретного образа-образца к себе и к другим людям [3]. Поэтому механизм культурно-личностной идентификации рассматривается как резонансное реагирование на среду, обеспечивающее становление интеллектуального и нравственного опыта личности. «Единицей» культурно-личностной идентификации является образовательная ситуация, представляющая собой ситуацию, когда субъект сталкивается с проблемой, для решения которой у него нет достаточных средств. В данном случае не само решение проблемы, а обретение необходимых знаний, умений, способов действий становится его главной задачей.
Необходимо учесть, что образовательная ситуация всегда проблемна и постоянно требует от обучающегося рефлексии осмысления того, что с ним происходит. Одна и та же ситуация для одних студентов может стать образовательной, а для других нет, поэтому организация жизнедеятельности учащихся должна опираться на идеи личностно-ориентированного подхода [1].
В основе моделирования социокультурного пространства становления и развития профессиональной мобильности будущего специалиста лежит наполнение жизни будущего специалиста педагогически значимыми, яркими как по характеру содержания и направленности событиями (совместное существование с бытием) [8, с. 10]. Именно оно и представляет собой часть образовательного пространства человека. Поскольку значимость разных событий для каждого человека различна, то следует вести речь об индивидуальном образовательном пространстве человека. Приобщение обучающегося к происходящему является главным условием педагогического воздействия на образовательное пространство [1, с. 153].
Социокультурная образовательная среда должна стать средой воспитательной. Соответственно, должны быть реализованы специфические психолого-педагогические механизмы, которые бы обеспечили перевод социокультурной среды в среду воспитательную, а конкретное мероприятие - в событие. Главное - это понимание механизмов, лежащих в основе развития личности будущего специалиста.
Мероприятие отличается внешней включенностью студента в ситуацию, для которой характерно четкое распределение ролей, описание требований к выполнению данной роли, срок ее выполнения. Необходимо учесть, что любое событие отличается эмоционально-ценностной включенностью в ситуацию на основе соучастного общения.
В этом случае проявляется базовый социально-психологический механизм, а именно -механизм культурно-личностной идентификации, предполагающий задействование в работе наиболее частных механизмов, таких как:
■ механизма поэтапного саморазвития личности, строящегося на основе заражения личностью значимого взрослого, рефлексии и процессов самопонимания и осознания личностного саморазвития;
■ механизма взаимодействия и взаимовлияния студента и педагога, являющегося носителем культуры. Именно в диалогичности кроются истоки фасилитирующего общения. И эта диалогичность предполагает «проникающее взаимовлияние» при опоре не только на достоинство личности, но и «другодоминантность во взаимодействии» (Г.С. Бати-щев, М.М. Бахтин, Н. Бердяев, М. Бубер, В. Соловьев, А.А. Ухтомский). Особняком стоит механизм приобщения обучающихся к отечественной культуре.
Превращение мероприятия в личностно-значимое событие происходит посредством включения следующих механизмов:
Соучастного общения, которое опирается на высокий духовно-нравственный внутренний мир педагога, на его веру в каждого студента. При этом общение стимулирует чувства и достоинства, которые побуждают студента к активности, постоянному росту и к самореализации. Именно таким образом организованное общение возвышает студента. И оно возможно только в той среде, которая создает условия для кристаллизации нравственно-эстетической ценности. Не случайно, Л.Н. Толстой в своем знаменитом трактате «Что такое искусство?» дает описание работы творческого воображения, представляя его как праздник межличностного общения: «Всякий радуется тому, что другой испытывает то же, что и он, радуется тому общению, которое установилось не только между ними всеми присутствующими, но и между всеми теперь живущими людьми, которые получат то же впечатление» [10, с. 175]. И это «освященная душевным взаимопониманием ценность» [10, с. 195].
Следующий - механизм социально фасилитации (Д. Майерс), (от лат. socialis - общественный и facilitare - облегчать) повышает результативность деятельности, ее скорость и качество при осуществлении ее в присутствии других людей [4]. Социальная фасилитации впервые была описана учеными (В.М. Бехтерев [2], Г. Олпорт [7] и др.) в конце XIX века.
Фасилитация рассматривается как повышающее эффективность деятельности студентов под воздействием курирующего их взрослого, наставника. При этом, педагог - «фасилитатор» рассматривается в качестве человека, который оказывает помощь студентам в смыслотворче-
ской деятельности, самопознании, самоопределении, самореализации средствами беседы, тренингов, игр, индивидуальной работы. Основной характеристикой педагога - «фасилитатора» является «открытость своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям» [9, с. 97].
Механизм взаимодополнения позиций, проявляющийся в специфическом способе организации педагогического общения, осуществляемом в форме диалогической речи. При этом диалог включает в себя: равные позиции партнеров, учет разных точек зрения на обсуждаемую проблему, активное слушание и интерпретация позиций партнером, взаимодополнение точек зрения участниками.
Определение инициатором диалога ролей, обратная трансакция представляет собой зеркальное отображение исходной. Все это и является показателем комфортного и бесконфликтного общения.
Механизм взаимоосуществления друг в друге реализуется посредством «обмена частичками души», как на когнитивном, так и эмпатийном уровне в процессе поиска согласованности по какому-либо из вопросов.
Механизм взаимодетерминированности реализуется посредством обратной связи, получаемой студентами через оценку их результатов деятельности от «значимых» взрослых.
Данные механизмы запускаются с целью развития личности будущего специалиста, ориентированного на преобразования не только самого себя, но и окружающей профессионально-жизненной среды. Содержание является значимым для студента опытом общения с самыми разными сторонами окружающей действительности. Средства представлены текстами, которые символизируют ценностное отношение к миру. Технология находит воплощение через соучастное общение и психологическую поддержку студентов в их духовно-нравственном развитии [6]. Реализация данного механизма связана со следующими «компонентами» жизнедеятельности студентов:
■ Ценностно-ориентировочный компонент ориентирован на нравственные нормы поведения, зафиксированные в документах вуза, миссии и традициях учебного заведения, научной школе, нормах субкультуры - профессионального сообщества.
Ведущие факторы влияния связаны с организацией предметно-пространственной среды учебного заведения и с содержанием программы воспитания. В свою очередь, основными характеристиками ценностно-развивающей среды являются следующие: система ценностей, актуализация педагогического потенциала социально-профессионального окружения студентов, вклад социальных партнеров в «дело» обучения и воспитания будущих специалистов; готов-
ность и способность педагогического коллектива к реализации и совершенствованию педагогических технологий, имеющих высокий смыслообразовательный потенциал.
■ Рефлексивный компонент ориентирован на включение в «образ мира» студента культурных и духовных смыслов профессиональной деятельности, социальной практики, общественной жизни. Ведущие факторы влияния следующие: богатая социально-профессиональная практика; наличие объекта для подражания; инициативная включенность студентов в конструктивный диалог, диспут.
■ Деятельностный компонент направлен на преобразование жизнедеятельности студентов в пространство их культуротворческой деятельности. Ведущими факторами такого влияния являются: воплощение программы воспитания через участие студентов в реальных проектах, решении практикоориентированных задач.
«Преобразование» социокультурной среды в воспитательную среду, а, при этом, мероприятия в «со-бытие» актуализирует внутренний механизм развития личности будущего специалиста, результатом которого становится процесс изменения человеком не только самого себя, но и окружающей его социально-профессиональной среды [5]. При этом, индивидуальная траектория личностно-профессиональной жизни будущего специалиста определяется событиями, а также обстоятельствами, которые, как правило, предопределены непременно всей системой его подготовки в учебном заведении, начиная с момента поступления в вуз, обучения и включения в самостоятельную профессиональную деятельность. Следует помнить, что «жизнь» любого учебного заведения должна быть наполнена такими событиями, включение в которые давало бы каждому обучающемуся возможность проявить себя, раскрыть себя и свои потенциальные способности.
Список литературы
1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: Вопросы теории и практики. - Тюмень: Изд-во ТОГИРРО, 1996. 216 с.
2. Бехтерев, В.М. Роль внушения в общественной жизни. Природа. 1990. №7. n-t.ru. - Речь на годичном собрании Императорской военно-медицинской академии 18 декабря 1897 г.
3. Казакова, Г.М. «Культурные герои» Уральской провинции: опыт обобщения // Личность. Культура. Общество. Т. 10. № 3-4 (42-43), 2008. С. 318-325.
4. Майерс, Д. Социальная психология. - Спб: Питер, 2001. 752 с.
5. Мерзлякова, Н.С. Модель формирования профессиональной мобильности будущего инженера средствами поликультурного образования // В мире научных открытий. 2015. № 5.3 (65). С. 887-902.
6. Меркулова, Л.П. Дидактические основы построения модели системы формирования профессиональной мобильности специалистов технического профиля//В мире научных открытий. 2010. № 1-3. С. 37-43.
7. Олпорт, Г. Становление личности: Избранные труды / [Пер. с англ. Л.В. Трубицыной и Д.А. Леонтьева]; под общ. ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. 461 с.
8. Пигалев, А.И. Мир человека между «законом» и «событием» // Мир психологии. 2000. №4(24). С. 9-13.
9. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - М.: Прогресс Универс, 1994. 479 с.
10. Толстой, Л.Н. Собр. Соч.: В 22 т. - М., 1983. Т. 15.
References
1. Alekseev N.A. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie: Voprosy teorii i praktiki. - Tyumen': Izd-vo TOGIRRO, 1996. 216 р.
2. Bekhterev V.M. Rol' vnusheniya v obshchestvennoj zhizni. Priroda. 1990. №7. n-t.ru. - Rech' na godichnom sobranii Imperatorskoj voenno-medicinskoj akademii 18 dekabrya 1897 g.
3. Kazakova, G.M. «Kul'turnye geroi» Ural'skoj provincii: opyt obob-shcheniya // Lichnost'. Kul'-tura. Obshchestvo. Vol. 10. № 3-4 (42-43), 2008. Рр. 318-325.
4. Majers D. Social'naya psihologiya. - Spb: Piter, 2001. 752 р.
5. Merzlyakova N.S. Model' formirovaniya professional'noj mobil'nosti budushchego inzhenera sredstvami polikul'turnogo obrazovaniya // V mire nauchnyh otkrytij. 2015. № 5.3 (65). Рр. 887902.
6. Merkulova L.P. Didakticheskie osnovy postroeniya modeli sistemy formirovaniya professional'noj mobil'nosti specialistov tekhnicheskogo profilya // V mire nauchnyh otkrytij. 2010. № 1-3. Рр. 37-43.
7. Olport G. Stanovlenie lichnosti: Izbrannye trudy / [Per. s angl. L.V. Trubicynoj i D.A. Leont'eva]; pod obshch. red. D.A. Leont'eva. - M.: Smysl, 2002. 461 р.
8. Pigalev A.I. Mir cheloveka mezhdu «zakonom» i «sobytiem» // Mir psihologii. 2000. №4(24). Рр. 9-13.
9. Rodzhers, K. Vzglyad na psihoterapiyu. Stanovlenie cheloveka / K. Rodzhers. - M.: Progress Univers, 1994. 479 р.
10. Tolstoj L.N. Sobr. Soch.: V 22 vol. - M., 1983. Vol. 15.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Фугелова Татьяна Анатольевна, доцент кафедры педагогики и методики начального и дошкольного образования
Институт психологии и педагогики, Тюменский государственный университет Проезд 9 Мая, 5, г. Тюмень, Тюменская область, Российская Федерация е-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Fugelova Tatyana Anatolievna, assistant professor pedagogy and methodology of primary and preschool education
Institute of psychology and pedagogy, Tyumen state University Travel May 9, 5, Tyumen, Tyumen region, Russian Federation е-mail: [email protected]