скому искусству в российских вузах является выделение адаптационного этапа, целенаправленно включающего комплексное применения педагогических методов, форм, средств и приемов,
Библиографический список
направленных на последовательное освоение музыкального языка, сформировавшегося в русской и европейской музыкальной культуре.
1. Айзенштадт А.С. О роли русской фортепианной школы в процессе художественного формирования пианистического искусства Китая и Японии. Грамота. 2015; № 3; Ч. 1: 22 - 27.
2. Бянь Мэн. Формирование и развитие китайской школы игры на фортепиано. Хуалэ, 1998: 25 - 40.
3. Гайдай П.В. Роль традиционной музыкальной культуры в развитии фортепианного искусства Китая. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014; 3 (88): 61 - 64.
4. Ню Дун Ян. Черты генезиса фортепианного искусства Китая. Весц Беларуская Дзяржаунай Акадэмй Музыю. 2008; 12: 122 - 125.
5. Ню Яцянь. Фортепианная педагогика России и Китая: интегративный подход. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2009.
6. Хуан Пин. Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы. Диссертация ... кандидата искусствоведения. Москва, 2008.
References
1. Ajzenshtadt A.S. O roli russkoj fortepiannoj shkoly v processe hudozhestvennogo formirovaniya pianisticheskogo iskusstva Kitaya i Yaponii. Gramota. 2015; № 3; Ch. 1: 22 - 27.
2. Byan' M'en. Formirovanie irazvitie kitajskoj shkoly igry na fortepiano. Hual'e, 1998: 25 - 40.
3. Gajdaj P.V. Rol' tradicionnoj muzykal'noj kul'tury v razvitii fortepiannogo iskusstva Kitaya. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014; 3 (88): 61 - 64.
4. Nyu Dun Yan. Cherty genezisa fortepiannogo iskusstva Kitaya. VesciBelaruskaya DzyarzhaunajAkad'emiiMuzyki. 2008; 12: 122 - 125.
5. Nyu Yacyan'. Fortepiannaya pedagogika Rossii i Kitaya: integrativnyj podhod. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.
6. Huan Pin. Vliyanie russkogo fortepiannogo iskusstva na formirovanie i razvitie kitajskoj pianisticheskoj shkoly. Dissertaciya ... kandidata iskusstvovedeniya. Moskva, 2008.
Статья поступила в редакцию 26.03.18
УДК 378
Chepeleva L.M., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Kuban State University (Krasnodar, Russia),
E-mail: [email protected]
METHODOLOGY OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL MOBILITY OF A PERSON. The article analyzes various approaches to the phenomenon of professional mobility. The interpretation of the development of a personality through the social movement is proposed. The methodology of development of professional mobility of the individual in the context of the subject-activity paradigm is substantiated. The author concludes that the methodology of development of professional mobility specialist anticipates the formation of his personality as a subject of professional activity. It is this process of internal development of human creative potential to exercise their self-development and self-realization in accordance with emerging social and professional tasks at different levels of complexity.
Key words: professional mobility, social mobility, socialization, adaptation, personality development, methodology, subject, activity.
Л.М. Чепелева, канд. психол. наук, доц., Кубанский государственный университет, г. Краснодар,
E-mail: [email protected]
МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ
В статье анализируются различные подходы к феномену профессиональная мобильность. Предлагается трактовка развития личности через социальное движение. Обосновывается методология развития профессиональной мобильности личности в контексте субъектно-деятельностной парадигмы. Автор делает вывод о том, что методология развития профессиональной мобильности специалиста предполагает становление его личности в качестве субъекта профессиональной деятельности. Это процесс развития внутреннего творческого потенциала человека к осуществлению своего саморазвития и самореализации в соответствии с возникающими новыми социальными и профессиональными задачами различного уровня сложности.
Ключевые слова: профессиональная мобильность, социальная мобильность, социализация, адаптация, развитие личности, методология, субъект, деятельность.
Понятийный ряд, выстраивающий смысловую конструкцию нашего исследования, представлен следующими базовыми категориями: «профессиональная мобильность», «развитие личности», «методология развития личности». Рассмотрим обозначенные категории в их логической взаимосвязи. Обратимся к понятию профессиональной мобильности. Так, Т.А. Фугелова представила следующий ретроспективный обзор его научного становления: начало исследования проблем профессиональной мобильности исходит из изучения явлений разделения труда и общественных перемещений людей. Фундаментом философского подхода к разработке проблем профессиональной мобильности явились труды Э. Дюркгейма, М. Вебера, А. Шюца, М. Ше-лера и др., в которых мыслители трактуют сущность категории мобильности в контексте базовых законов диалектики; в целом, в ретроспективном аспекте развитие понятия профессиональной мобильности происходило в рамках сущностного значения более общего понятия «мобильность». А в современной науке профессиональная мобильность включена в понятийно-смысло-
вой конструкт базовой категории социальной мобильности. Это объясняется тем, что первоначально, вслед за философским осмыслением, данное понятие изучалось именно в рамках социологии (хотя, в настоящее время, понятие профессиональной мобильности имеет междисциплинарный статус, так как изучается целым рядом гуманитарных дисциплин, в том числе педагогикой и психологией) [1].
В социологии категорию «социальная мобильность» в научный тезаурус впервые ввел П.А. Сорокин в 20-х гг. ХХ столетия. Как полагал исследователь, этим понятием обозначались личностные качества человека, позволяющие ему быстро и эффективно приспосабливаться к новым социально-профессиональным условиям. При этом под социальной мобильностью П. А. Сорокин понимал любой переход индивида или социального объекта (то есть всего того, что было первоначально создано или усовершенствовано человеческой деятельностью) из одного социального позиционного состояния в другое. Таким образом, учёный дал расширительное определение обозначенного поня-
тия, интегрировав в смысловой конструкт социальной мобильности не только перемещения отдельных людей и семей из одних общественных групп и слоев в другие, но и все трансформации их социального положения. В аспекте вертикальных и горизонтальных векторов социального пространства П.А. Сорокин актуализировал вертикальную (обусловленную трансформацией социального статуса) и горизонтальную (осуществляемую на одном и том же статусном уровне) социальную мобильность [2].
Вопросы, связанные с собственно профессиональной мобильностью, стали подниматься и рассматриваться в профессиональной педагогике в 70-е годы ХХ века. Профессиональную мобильность в этот период развития науки преимущественно трактовали в качестве готовности и способности работающих людей к быстрой и эффективной смене выполняемых заданий производственного характера, рабочих мест и специальностей в границах одной и той же профессиональной или отраслевой сферы, способности к быстрому овладению новыми специальностями или изменениями в них, детерминированными теми или иными техническими преобразованиями. При этом в отечественной науке понятие профессиональной мобильности изучалось в рамках трудовой мобильности, а ее ведущая функция заключалась в таком распределении профессиональных кадров, при котором оно (распределение) в полной мере должно было соответствовать темпам развития производства.
В настоящий период определение профессиональной мобильности традиционно включает в свое категориально-смысловое поле способность специалиста: 1) к профессиональным изменениям; 2) к изменению места и рода деятельности. В этом плане мобильность проявляется в изменении человеком своей профессии, специальности и (или) специализации; уровня своей квалификации; служебной должности; места профессионального труда. Тем не менее, по мнению С.И. Каплиной, быстрая динамика социальной жизни обусловливает необходимость внесения определенных корректив в смысловое значение данного понятия, которые должны предусматривать интеграцию в определение рассматриваемой мобильности контекста профессиональной и личностной самореализации специалиста в любой сфере социальных отношений [3].
Л.А. Амирова определила исходную общую трактовку профессиональной мобильности в связи с тем или иным способом реагирования личности на объективную действительность, продуцирующую конкретные жизненные поведенческие и деятель-ностные стратегии специалиста, его жизненную личностную позицию в контексте отношения к миру, которая является своеобразным стержнем профессиональной деятельности. При этом исследователь рассматривает данное понятие в качестве экзистенциальной ориентации личности, структурированной ценностно-смысловым конструктом, детерминирующим в различные жизненные моменты необходимую личностную мобилизацию специалиста, адекватную требованиям социальной и профессиональной среды [4; 3].
Необходимо учитывать, что первичный механизм профессиональной мобильности специалиста представляет собой адаптацию его личности к новым социально-профессиональным условиям. Исходя из этого профессиональную мобильность так же можно структурировать двумя этапами - этапом адаптации и последующим этапом творческой самореализации личности специалиста в новой профессиональной реальности.
Обратимся теперь к проблеме развития личности. Данная проблематика, являясь предметом педагогической разработки, обусловливает траектории исследовательского поиска в разных сферах педагогической науки и образовательной практики. В целом социальное «движение» является основной характеристикой личности, ее базовым основанием, которое и детерминирует индивидуальное человеческое развитие. В свою очередь, личностное становление человека в социуме всегда обусловлено процессами его самоопределения, а также типами и способами разрешения противоречий, с которыми он сталкивается в социальной и профессиональной действительности, в собственной жизни, в отношениях с другими людьми. Таким образом, развитие, по своей сути, представляет собой основной способ социального и профессионального бытия личности. Так Л.И. Анцыферова считает, что развитие личности характеризует фундаментальную потребность человека в качестве универсального родового существа стремиться выходить за свои прежние пределы, достигая при этом новых возможностей своего жизненного самоопределения и самоактуализации [5, с. 4.]. При этом важное значение в развитии личности имеет человеческая спо-
собность экстраполировать себя в будущее и, наоборот, представления о собственном отдаленном будущем проецировать на свои сегодняшние социальные и профессиональные реалии. Таким образом будущее интегрировано в психологическую организацию личности специалиста в качестве ведущего направления его профессионального развития. Будущее переживается специалистом в качестве стремления к достижению жизненно важных профессиональных целей и идеалов, в качестве желания выражать себя в разных видах деятельности (в том числе в профессиональной), а также потребности в овладении социокультурным миром для совершенствования ценностного «пространства» своей общественной и профессиональной жизни, формирования ценностного отношения и индивидуальных взглядов на окружающий мир. Поэтому можно констатировать, что устремленность личности специалиста к своему отдаленному будущему, видение им своих жизненных перспектив и есть стремление к своему развитию [6].
Методология развития профессиональной мобильности личности обусловлена ее (личности) рассмотрением в качестве субъекта деятельности. Так, Е.А. Никитина, давая характеристику феномену профессиональной мобильности, констатирует, что человек, как субъект профессиональной деятельности, взаимодействуя с объективным миром, не только приспосабливается к нему, меняя при этом собственные смыслы, но и активно изменяет этот объективный мир [7].
Как полагает Ю.Ю. Дворецкая, профессиональная мобильность в качестве механизма адаптации личности всегда связана с процессом развития человека как субъекта деятельности, проявляясь при этом в разных уровнях выраженности, определенным образом коррелирующих с личностной активностью специалиста, его способностью к самодетерминации, саморегуляции, саморазвитию, самосовершенствованию. По мнению исследователя, профессиональная мобильность личности представлена механизмом адаптации, позволяющим специалисту управлять потенциалом своей субъектности и своим профессиональным поведением в разноплановых ситуациях профессионального характера [8].
Наличие связи между понятиями профессиональной мобильности и субъектности личности отмечают многие отечественные ученые. Например, С.Е. Каплина констатирует следующее: профессиональная мобильность и субъектность являются сложными интегративными характеристиками личности специалиста, отражающими его активное целенаправленное, инициативное ответственное отношение к самому себе, к своей профессиональной деятельности, к другим людям, к социокультурному миру, к процессу жизни в целом. Мобильность и субъектность не просто обусловливают позитивное развития личности специалиста, но и сами как явления характеризуются способностью к непрерывной динамике, а, следовательно, способностью к развитию и формированию» .
Актуализацию вопроса о личности как субъекте деятельности в отечественной психологической науке осуществил С.Л. Рубинштейн. При этом человеческое сознание, по мнению С.Л. Рубинштейна, выступает в качестве внутреннего, субъективного условия конкретной деятельности, инициативным автором которой является человек как субъект [8]. Категория субъекта в своем понятийном значении не просто характеризует человека действующего, осознающего, взаимодействующего и т. д. Она изначально объясняет личностное в человеке, определяет выбранные и апробированные способы реализации профессиональных действий, осознание специалистом социального и профессионального мира в зависимости от своей социальной позиции, от характера своих ценностных ориентаций. Исходя из этого через смысловое значение категории субъекта определяются и мера профессиональной активности человека, и общественные характеристики его сознания, действий и социальных отношений [9, с. 45]. Все это обусловливает способность специалиста к регуляции своей деятельности, изменению собственных трудовых позиций по ходу ее осуществления.
В целом, современный уровень развития психологии и педагогики позволяет сформулировать следующий вывод: методология развития профессиональной мобильности специалиста предполагает становление его личности в качестве субъекта профессиональной деятельности. Это процесс развития внутреннего творческого потенциала человека к осуществлению своего саморазвития и самореализации в соответствии с возникающими новыми социальными и профессиональными задачами различного уровня сложности.
Библиографический список
1. Фугелова Т.А. Профессиональная мобильность выпускника технического вуза и перспективные ориентиры ее развития. Человек и образование. 2010; 2 (23): с. 34.
2. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. Перевод с английского. Москва, 1992.
3. Каплина С.Е. Роль профессиональной мобильности в процессе становления специалиста технического профиля. Вестник ЧитГУ. 2008; 4 (49): 54 - 68.
4. Амирова Л.А. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Уфа, 2009.
5. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности. Москва, 1981.
6. Клушина Н.П. Развитие субъектности магистрантов в процессе обучения. Педагогика. 2016; 5: 65 - 71.
7. Никитина Е.А. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности будущего педагога. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Иркутск, 2007.
8. Дворецкая Ю.Ю. Психология профессиональной мобильности личности. Диссертация ... кандидата психологических наук. Краснодар, 2007.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург, 1999.
References
1. Fugelova T.A. Professional'naya mobil'nost' vypusknika tehnicheskogo vuza i perspektivnye orientiry ee razvitiya. Chelovek i obrazovanie. 2010; 2 (23): s. 34.
2. Sorokin P.A. Chelovek. Civilizaciya. Obschestvo. Perevod s anglijskogo. Moskva, 1992.
3. Kaplina S.E. Rol' professional'noj mobil'nosti v processe stanovleniya specialista tehnicheskogo profilya. Vestnik ChitGU. 2008; 4 (49): 54 - 68.
4. Amirova L.A. Razvitie professional'noj mobil'nosti pedagoga v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Ufa, 2009.
5. Ancyferova L.I. Psihologiya formirovaniya i razvitiya lichnosti. Moskva, 1981.
6. Klushina N.P. Razvitie sub'ektnosti magistrantov v processe obucheniya. Pedagogika. 2016; 5: 65 - 71.
7. Nikitina E.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'noj mobil'nosti buduschego pedagoga. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Irkutsk, 2007.
8. Dvoreckaya Yu.Yu. Psihologiya professional'noj mobil'nosti lichnosti. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Krasnodar, 2007.
9. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschej psihologii. Sankt-Peterburg, 1999.
Статья поступила в редакцию 30.03.18
УДК 159.99+378
Chukhrov A.S., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Siberian State University of Telecommunications
and Informatics (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
TECHNICAL ABILITIES AS A NECESSARY COMPONENT OF THE COMMON ABILITIES OF A STUDENT OF TECHNICAL HIGHER EDUCATION. The article raises a question of basics of the technical abilities necessary for a student at a technical university, without which he cannot become competitive in the modern labor market. The article discusses the contents of technical abilities that include a certain level of development of pressure-sensitive movements, spatial thinking and imagination, technical understanding, vision of their activity, and motivation for working with technology. The place of technical abilities in the structure of general and special abilities of the individual is discussed. The research emphasizes the need to develop special tests for the vocational guidance of students of technical colleges.
Key words: general abilities, technical abilities, vocational guidance.
А.С. Чухров, канд. техн. наук, доц. ФГБОУ ВПО «СибГУТИ», г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]
ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
В статье поднимается вопрос о сущности технических способностей, необходимых студенту технического вуза, без которых он не сможет стать конкурентоспособным на современном рынке труда. Обсуждается содержательная сторона технических способностей, которые включают определенный уровень развития сенсомоторики, пространственное мышление и воображение, техническое понимание, видение перспективы своей деятельности, а также мотивацию для работы с техникой. Обсуждается место технических способностей в структуре общих и специальных способностей личности. Внимание акцентируется на необходимости разработки специальных тестов для профориентации студентов, поступающих в технические вузы.
Ключевые слова: общие способности, технические способности, профориентация.
Необходимость ускоренного развития научно-технического прогресса оказывает свое влияние на структуру функционирования всего государства, общества и личности в целом. Претерпевают изменения и выдвигаемые требования к качеству высшего образования. Проблема управления качеством образования высшей школы становится по своей значимости задачей национального масштаба, а поиск новых, эффективных путей повышения качества будет определять положение Российской высшей школы в мировой системе образования и на рынке образовательных услуг в третьем тысячелетии.
Работа технического университета традиционно выстраивается по формуле: знания, умения, методологическая культура, комплексная подготовка личности к самореализации в современном техническом пространстве. Ускоренные темпы функционирования требуют активного раскрытия, самораскрытия и проявления творческого потенциала студентов, а от преподавателей - нахождения конструктивных и эффективных педаго-
гических приемов. При этом важно, чтобы выбранная формула соответствовала образовательному стандарту вуза, который бы учитывал требования, принятый в международном образовательном пространстве, традиции, научные школы, региональные особенности, профессиональную мобильность, конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда. В конечном счете, именно профессиональные и гражданские качества специалиста определяют эффективность образования, а это связано с проблемой управления качеством образовательных услуг и подготовки специалистов.
Внутренние университетские гарантии качества образования начинаются с ответственности каждого преподавателя за свой предмет, за обучаемых им студентов, за выполняемые работы. Эти обязанности сопровождаются, во-первых, вступительными экзаменами, предполагающими зачисление абитуриентов, способных освоить предлагаемые профессиональные образовательные программы; во-вторых, механизмом оценивания знаний