Научная статья на тему 'Социокультурное образовательное пространство вуза как механизм становления и развития профессиональной мобильности будущего специалиста'

Социокультурное образовательное пространство вуза как механизм становления и развития профессиональной мобильности будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIO-CULTURAL EDUCATIONAL SPACE / PROFESSIONAL MOBILITY / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фугелова Татьяна Анатольевна

В процессе обучения в вузе проходит адаптация студента к изменившимся условиям получения образования, образовательной среде, к социально-профессиональному окружению, что в свою очередь дает возможность стабильно функционировать в ходе профессиональной подготовки. В образовательном пространстве вуза будущий специалист ищет пути самореализации, включается в процесс собственного профессионального становления, развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фугелова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural educational space of the university as a mechanism of formation and development of future specialists’ professional mobility

In the process of training in higher education the students’ adaptation to the changed conditions of education, the educational environment, to socio-professional environment takes place, which, in turn, enables the stable functioning during the vocational training. In the educational space of higher school future specialist looks for self-realization, and includes in the process of his/her own professional development

Текст научной работы на тему «Социокультурное образовательное пространство вуза как механизм становления и развития профессиональной мобильности будущего специалиста»

Т. А. Фугелова

(Тюмень)

Социокультурное образовательное пространство вуза

как механизм становления и развития профессиональной мобильности будущего специалиста

В процессе обучения в вузе проходит адаптация студента к изменившимся условиям получения образования, образовательной среде, к социально-профессиональному окружению, что в свою очередь дает возможность стабильно функционировать в ходе профессиональной подготовки. В образовательном пространстве вуза будущий специалист ищет пути самореализации, включается в процесс собственного профессионального становления, развития.

Социокультурное образовательное пространство вуза представляет собой интегра-тивный фактор личностного становления будущего специалиста, влияние которого осуществляется через включение последнего в самые разнообразные сферы. Это и есть то пространство совместного творчества, жизнедеятельности студентов, преподавателей, работодателей, структура которого определена спецификой образовательного учреждения при выборе ценностей, способов самореализации, а также раскрытия индивидуальных ресурсов личности.

Деятельность студентов, организуемая педагогом, сопровождается на протяжении всего обучения со стороны последнего педагогической поддержкой. В процессе совместной деятельности студент и педагог вырабатывают ценности, нормы, правила.

Используемые в литературе понятия «образовательная среда», «образовательное пространство», «социокультурное пространство» и т.д. в настоящее время по-разному трактуются учеными.

С нашей точки зрения, теоретически проработанным является подход В. И. Слободчи-кова [1], который под образовательным пространством понимал существующее место в социуме, в котором возникает множество отношений и связей, совершаются по развитию индивида и его социализации специальные виды деятельности. Причем в данном пространстве собраны различные факторы, условия, связи и взаимодействия субъектов образования, которые определяют характер образования в целом. При этом автор, с одной стороны, видит истоки среды в культуре общества, а с другой - определяет образователь-

ную среду в качестве механизма развития человека. Существующие полюса: предметность культуры и внутренний мир человека - в их взаимодополнении как раз и определяют состав и содержание образовательного пространства [1, с. 16].

Педагоги и психологи (Л. С. Выготский [2], И. Н. Емельянова [3], И. Г. Захарова [4], В. А. Ясвин [5] и др.] отмечают, что образовательная среда является ведущим фактором развития личности. В частности, Л. С. Выготский указывал на значительную роль среды в обучении и развитии личности: «....среда есть источник появления всех характерных для человека свойств личности, .источником социального развития...», которое совершается в реальном процессе [2].

Образовательное пространство современного вуза, на наш взгляд, можно описать с помощью взаимосвязанных компонентов, представляющих собой пространство теоретического содержания образования, практики, научно-исследовательской деятельности, социокультурное и информационно-образовательное пространство.

Социокультурное образовательное пространство вуза представлено ценностями и образцами решения профессиональных задач, что, несомненно, является источником становления и развития будущего специалиста.

Профессиональное становление будущего специалиста в социокультурном образовательном пространстве происходит за счет осмысления им необходимости профессионального развития, за счет актуализации и реализации его ценностных и творческих потенциалов.

Базовой частью образовательного пространства является пространство теоретического образования, включающее в себя систему учебных занятий, которые способствуют реализации в единстве не только обучающей, развивающей, но и воспитывающей функций процесса обучения и тем самым создают условия для развития личности будущего профессионала.

Структура теоретического образования прописана в ФГОС ВПО. Содержание теоретического образования включает в себя несколько циклов: гуманитарный, социальный и экономический циклы; естественнонаучный; профессиональный. Гуманитарный цикл способствует развитию гуманистически ориентированной личности будущего профессионала, а также вносит конкретный вклад в его социально-личностно-профессио-нальное развитие; естественнонаучный цикл создает условия для реализации возможности увидеть целостную картину мира; профессиональный цикл направлен на овладение студентами не только целями, содержанием, но и формами, способами, технологиями профессиональной деятельности.

Мы придерживаемся позиции Л. Н. Лесохи-ной, подчеркивавшей, что богатыми возможностями для становления профессионала обладают дисциплины гуманитарного цикла, особенно для формирования смыслов, ценностных ориентаций личности, миротворческого стиля мышления, более мягких профессиональных позиций [6, с. 71]. Л. Н. Лесохина утверждает, что ценностное знание пронизывает все гуманитарное образование и входит в образовательный процесс путем присвоения человеком традиционной культуры.

Дисциплины гуманитарного цикла влияют на развитие гуманистически ориентированной личности будущего профессионала, на формирование адекватной «Я-концепции», актуализацию достижений студентов (потребность в самостоятельной познавательной деятельности, профессиональном совершенствовании, творческой саморегуляции и т.д.).

Дисциплины естественнонаучного цикла также обладают огромным потенциалом для профессионального развития, профессиональной мобильности будущего специалиста, поскольку дают ему возможность увидеть единую картину мира, а также понять существенные взаимосвязи не только между субъ-

ектами, но и объектами этой системы, создают условия для развития целостных представлений.

Преподавание дисциплин профессионального цикла осуществляется на основе принципа деятельностного подхода. С опорой на исследования А. В. Брушлинского [7], А. Н. Леонтьева [8], В. И. Слободчикова [1], рассматривающих деятельность в качестве системы принципов, правил и приемов, нами разрабатывалась модель подготовки профессионально мобильного специалиста, основанная на интеграции всех дисциплин и видов деятельности студентов с позиций их будущей профессии.

Система проблемных ситуаций дает возможность развернуть содержание образования в динамике, интегрировать знания всех научных дисциплин для решения проблемных ситуаций, смоделировать не только целостное предметное, но и социально-психологическое содержание будущей профессиональной деятельности. И в этой ситуации аккумулируется весь потенциал будущего специалиста, начиная от его индивидуального представления и заканчивая непосредственно социально-профессиональной активностью [9]. Данный подход создает условия не только для социально-личностно-профессио-нального становления, развития будущего специалиста, но и для формирования целостного образа профессии, профессиональной деятельности.

Пространство практического образования представляет собой систему практик, посредством которых осуществляется социально-личностно-профессиональное развитие будущего специалиста, а также овладение им профессиональными компетенциями. Чем раньше студент попадает в условия реального, а не «вымышленного» производства, чем активнее включается в практику, тем раньше он формируется не только как личность, но и как профессионал [10].

Ряд ученых (И. Ю. Алексашина [11], Л. Н. Лесохина [6]] считают, что в период практики для студента наиболее актуальным становится процесс рефлексии, связанный с обращением к достоинствам и недостаткам его деятельности, что создает условия для формирования представления о себе как профессионале.

Формирование профессиональных образов-идеалов наиболее эффективно осуществ-

Фугелова Т. А. Социокультурное образовательное пространство вуза как механизм становления и развития

ляется в совместной творческой деятельности с мастерами посредством личного общения с ними. Формирование целостного представления о будущей профессиональной деятельности способствует развитию критичности к себе и деятельности, делает студента активным субъектом в своем профессиональном развитии.

Пространство научно-исследовательской деятельности создает условия для совместной творческой деятельности преподавателей и студентов. Данная работа связана с поиском и решением профессиональных проблем, обменом культурными ценностями, а также формированием профессионального мышления. На основе продуктивного эвристически-поискового мышления студент подтверждает гипотезу, тем самым мотивируя свое поведение, становясь «пусковым механизмом» для дальнейших поисков, открытий.

Для современного университета характерны культ знаний, ориентация на реальную практику, высокий профессионализм, разносторонность интересов преподавателей. Преподавателями культивируется ценность знаний. Многие из них занимаются не только преподаванием, наукой, но и практикой.

Социокультурно-образовательное пространство включает в себя систему внеучеб-ной, культурно-образовательной, досуговой деятельности студентов (А. В. Мудрик [12], В. А. Сластенин [13]]. Не случайно в свое время В. А. Сластенин подчеркивал, что в воспитательном процессе особое место принадлежит внеаудиторной, внеучебной работе студентов, осуществляемой в единстве с учебным процессом и служащей целям повышения уровня профессиональной подготовки будущего инженера [13].

Взаимодействие преподавателя и студента является важнейшим условием профессионального развития, становления профессиональной мобильности будущего специалиста. В педагогическом взаимодействии транслируются не только ценностные, но и эмоциональные и когнитивные характеристики личности, ее модели поведения [14].

Организацию свободного времени студента можно рассматривать как эффективное условие формирования его «Я-концепции», способствующее формированию его представлений о своих возможностях.

Опора на принцип непрерывности образования дает возможность усовершенствовать

формы получения формального образования. В профессиональной педагогике проблема сопряжения жизненных сил каждого человека имеет первостепенное значение. Это дает возможность обратиться к такой форме, как социальное партнерство, которое проявляется в согласовании интересов вуза и потенциальных партнеров в лице работодателей, лидеров бизнеса, науки, которые способны к конструктивному диалогу по вопросам корректировки учебных планов, организации и содержания научно-исследовательской подготовки студентов в университете. Развитие социального партнёрства в его различных формах является важной составной частью процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, её социализации.

Информационно-образовательное пространство, основанное на включении в образовательное пространство информационных и коммуникационных технологий, создает условия не только для личностного, но и для профессионального развития студента. Ученые (В. В. Рубцов [15], Н. А. Познина [16] и др.] отмечают, что такая среда создает условия для быстрого реагирования на изменившуюся ситуацию. Да и современные студенты в целях экономии времени для получения необходимой информации активно используют ресурсы интернет. При грамотно организованном обучении работе с интернет-источниками у студентов развивается со временем критическое мышление, что является дополнительным резервом для оказания воздействия на становление и развитие профессиональной мобильности будущего специалиста.

Помимо интернет-источников в информационно-образовательное пространство входят не только библиотеки и читальные залы, но и методические кабинеты, которые оснащены современной компьютерной и множительной техникой.

На основании всего вышесказанного мы можем определить сферы, значимые для развития профессиональной мобильности будущего специалиста в условиях социокультурного образовательного пространства вуза.

Социокультурное образовательное пространство вуза является основой развития профессиональной мобильности при следующих условиях:

- наличие возможностей для реализации механизма «пробы сил»;

- развитие у будущего специалиста компетенций планирования своего профессионального развития с опорой на гармонизацию не только внутренних (стремлений, ценностных ориентаций, способностей и возможностей], но и внешних факторов (изменения в профессии, на рынке труда];

- связь предлагаемой социокультурной образовательной средой деятельности с реальными жизненными и профессиональными проблемами, решение которых запускает ме-

ханизмы «со-знания», «со-участия», «со-творчества», побуждающие к совместному творчеству и инновациям;

- создание в социокультурной образовательной среде ценностно-ориентационного единства между участниками образовательного процесса за счет включения в выполнение профессионально ориентированных проектов, стимулирующих творческое, созидательное начало, наиболее отвечающее критериям профессиональной мобильности.

Литература

1. Слободчиков В. И. Образование как всеобщая форма развития человека // Психология обучения. - 2012. - № 1. - С. 4-21.

2. Выготский Л. С. Психология. - М.: Апрель-пресс ; ЭКСМО-пресс, 2000. - 1008 с.

3. Емельянова И. Н. Воспитательная функция в процессе развития системы классического университетского образования : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. - Тюмень, 2008. - 379 с.

4. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.

5. Ясвин В. А. Психологическое моделирование образовательных сред // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21. — № 4. - С. 79-88.

6. Лесохина Л. Н. Образование в структуре человеческой деятельности : дис. ... д-ра пед. наук. - СПб.: ИОВ РАО, 1991. - 326 с.

7. Брушлинский А. В. Деятельность субъекта как единство теории и практики // Психологический журнал. - 2002. - № 6. - С. 5.

8. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. - Т. 2. - М.: Педагогика, 1993. - 320с.

9. Семенова Е. А. Формирование профессионального самосознания студентов // Сибирский психологический журнал. - 2014. -№ 51. - С. 40-52.

10. Овсянникова В. В. Когнитивные стратегии распознавания эмоциональных состояний // Сибирский психологический журнал. -2007. - № 25. - С. 40-46.

11. Алексашина И. Ю. Теоретико-методологические основы освоения учителем идей гуманизации образования в процессе повышения его квалификации : дис. ... д-ра пед. наук: - СПб., 1997. - 415 с.

12. Мудрик А. В. Социализация - поле системных изменений // Вопросы воспитания. - 2014. - № 4. - С. 49-51.

13. Сластенин В. А. Болонское соглашение: курс на интеграцию // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 8. - С. 4-7.

14. Ганиева Р. Х., Сагова Л. А. Модель системы управления информационным содержанием // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2007. - № 1. - С. 174-179.

15. Рубцов В. В. Социальные взаимодействия и обучение в контексте культурно-исторической психологии и теории деятельности // Мир психологии. - 2006. - № 3. - С. 59-72.

16. Познина Н. А. О проблеме формирования профессиональных представлений студентов инженерных специальностей // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2013. - № 10 (147). - С. 255-259.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.