Научная статья на тему 'Формирование социально-профессиональной мобильности будущих учителей'

Формирование социально-профессиональной мобильности будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНОСТЬ / MOBILITY / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / SOCIAL MOBILITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / OCCUPATIONAL MOBILITY / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / SOCIAL AND PROFESSIONAL MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шатунова Ольга Васильевна

В статье рассмотрена взаимосвязь понятий «социальная…» и «профессиональная мобильность»; определена структура социально-профессиональной мобильности и обоснована необходимость ее формирования у будущих специалистов. Представлен положительный опыт Елабужского института Казанского федерального университета по формированию социально-профессиональной мобильности будущих учителей в процессе их вовлечения в инновационную деятельность, осуществляемую образовательным учреждением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIAL AND PROFESSIONAL MOBILITY OF FUTURE TEACHERS

This article examines the interaction of the concepts of social and professional mobility, the structure of socio-professional mobility and the necessity of its formation in future professionals. It also presents an example of positive experience in the formation of social and professional mobility of future teachers in the process of engagement in the innovative activities carried out in Elabuga Branch of Kazan Federal University

Текст научной работы на тему «Формирование социально-профессиональной мобильности будущих учителей»

вать процесс качественной подготовки будущих высококвалифицированных специалистов.

1. Сидоров С. В., Гаврилов А. Г. Теоретические предпосылки проектирования рефлексивной компетентности // Мир науки, культуры, образования. — 2010. — № 1. — С. 253-256.

2. Салихова О. Л. Рефлексия как механизм личностного развития в структуре дизайн — образования // Личност-но-ориентированное образование: методология, теория и технология : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. [23 мая 2013 г.]. — Шадринск : ШГПИ, 2013. — С. 89-93.

3. Дубаков А. В. Ситуативные задачи как средство воспитания коммуникативной компетенции будущего // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2007. — № 4. — С. 29-33.

4. Интенсификация творческой деятельности студентов : науч. издание / В. И. Андреев и др. — Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1990. — 197 с.

5. Эсаулов, А. Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов : науч.-метод. пособие. — М.: Высш. шк., 1982. — 223 с.

6. Филиппова Т. В., Сидоров С. В. Интерактивные технологии обучения на уроке изобразительного искусства // Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (15-16 мая 2011 г.). — Пенза ; Ереван ; Шадринск : НИЦ «Социосфера», 2011. — С. 197-202.

УДК/uDC 378 О. В. Шатунова

O. Shatunova

формирование социально-профессиональной мобильности

будущих учителей

FORMATION OF SOCIAL AND PROFESSIONAL MOBILITY of future TEACHERS

В статье рассмотрена взаимосвязь понятий «социальная...» и «профессиональная мобильность»; определена структура социально-профессиональной мобильности и обоснована необходимость ее формирования у будущих специалистов. Представлен положительный опыт Елабужского института Казанского федерального университета по формированию социально-профессиональной мобильности будущих учителей в процессе их вовлечения в инновационную деятельность, осуществляемую образовательным учреждением.

This article examines the interaction of the concepts of social and professional mobility, the structure of socio-professional mobility and the necessity of its formation in future professionals. It also presents an example of positive experience in the formation of social and professional mobility of future teachers in the process of engagement in the innovative activities carried out in Elabuga Branch of Kazan Federal University.

Ключевые слова: мобильность, социальная мобильность, профессиональная мобильность, социально-профессиональная мобильность.

Keywords: mobility, social mobility, occupational mobility, social and professional mobility.

Современные процессы глобализации и интеграции ставят человека в ситуацию постоянной готовности к перемещениям в социальном пространстве, легкой адаптации к быстро изменяющимся условиям и гибкому взаимодействию с самыми различными культурными и социальными системами и субъектами. Постоянно совершенствующиеся технологии приводят к появлению новых профессий, которые, в свою очередь, требуют от человека дополнительных квалификаций и специальной подготовки. Поэтому актуальной задачей высших и средних учебных заведений выступает формирование у будущих специалистов мобильности как особого личностного качества, позволяющего приспосабливаться к изменяющимся условиям рынка труда. Данная проблема имеет немаловажное значение и для педагогических вузов, так как от того, насколько высоко сформирован уровень готовности будущего учителя к самоизменениям, будет зависеть его успешность как личности и профессионала.

Впервые понятие «мобильность» было введено П. А. Сорокиным в 1927 г для обозначения качеств личности, обеспечивающих быструю социальную и профессиональную адаптацию человека к обществу. Позднее,

в 1950-1960-е гг. изучение этого феномена получило свое развитие в трудах таких ученых, как Э. Ф. Джексон, Г Д. Крокет, П. М. Бол, О. Д. Данкен, Б. Шефер и др. Исследователями отмечается, что мобильность находит свое выражение в постоянной внутренней (личност-но-психологической) и внешней (практически-деятельностной) готовности к изменениям, оперативному реагированию на них, социальной и профессиональной подвижности [2].

Ю. А. Биктуганов и Б. М. Игошев выделяют следующие качества личности, составляющие мобильность педагога:

— открытость — выражается в склонности ко всему новому, неизвестному, непривычному, отказе от стереотипов в процессе деятельности;

— активность — обеспечивает постоянную готовность к деятельности, освоение новых видов деятельности;

— адаптивность — способность быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям профессиональной деятельности;

— коммуникативность — способность устанавливать необходимые контакты с субъектами совместной деятельности;

— креативность — характеризует творческое отношение к профессиональной деятельности [2, с. 7].

Перечисленные качества обеспечивают так называемую внутреннюю мобильность педагога и носят универсальный характер. Они дают возможность перемещаться в профессиональной сфере, безболезненно переключаться с одних видов профессиональной деятельности на другие.

Другой уровень мобильности педагога — внешняя мобильность — характеризует его как субъекта профессиональной деятельности, требует целенаправленной профессиональной подготовки.

Профессиональная мобильность в современной науке трактуется как интегральное качество личности, характеризующееся готовностью к смене специальности, профессии, способностью к освоению инноваций, новой техники, технологий, организационных форм деятельности, а также умением переключаться с одного вида деятельности на другой [5].

Мобильность социальная определяется большинством ученых как процесс, характеризующий перемещения социальных групп и отдельных индивидов из одной социальной позиции в другую [8].

Понятия «профессиональная» и «социальная мобильность» взаимосвязаны: с одной

стороны, развитие способности к овладению профессиональными качествами стимулирует потребность в саморазвитии. С другой — сформированная потребность в самосовершенствовании (самоизменении) облегчает освоение новых знаний и умений. В этом усматривается наличие инверсионной зависимости социальной и профессиональной мобильности, что позволяет оперировать интегрированным понятием «социально-профессиональная мобильность» [6, с. 65]. Мы будем понимать под социально-профессиональной мобильностью готовность личности к оперативной смене сферы профессиональной деятельности, адаптивность к различным видам профессиональной деятельности, настроенность на творческое отношение к выполняемой деятельности [7].

Определяя структуру социально-профессиональной мобильности, А. А. Ярцев рассматривает ее как три взаимосвязанных компонента: 1) качество личности, обеспечивающее внутренний механизм развития человека; 2) деятельность человека, детерминированная меняющими среду событиями, результатом которой выступает самореализация человека в профессии и жизни; 3) процесс преобразования человеком самого себя и окружающей его профессиональной и жизненной среды [10, с. 107].

Исследователи отмечают, что социально-профессиональная мобильность тесно связана с понятиями конкурентоспособности и профессиональной компетентности специалиста по существенным признакам и характеристикам. Установлено, что социально-профессиональная мобильность подразумевает не только приобретение и накопление личностью опыта реализации и изменения собственной образовательной и профессиональной действительности с учетом вновь возникающих условий, но и имеет своей целью развитие способности будущего специалиста к активной деятельности внутри системы образования и к самореализации в проектируемой и прогнозируемой профессиональной деятельности [1; 4].

По мнению В. В. Горбачева, развитию у студентов социально-профессиональной мобильности будут способствовать следующие способы профессионального воспитания [3]:

— содействие активной адаптации студентов младших курсов к социокультурной среде вуза;

— стимулирование студентов к внеучебной деятельности;

— обеспечение возможностей самореализации в инициативной научно-исследовательской деятельности.

В Елабужском институте Казанского федерального университета (ЕИ КФУ) накоплен положительный опыт по формированию социально-профессиональной мобильности будущих учителей. В вузе реализуются инициативы в рамках инновационной деятельности, к участию в которых привлекаются студенты — будущие учителя.

Одной из таких инициатив является образовательный проект «Детский университет», направленный на популяризацию научных знаний среди младших школьников, а также на их интеллектуальное развитие и расширение познавательного кругозора. «Детский университет» открыт для всех детей, желающих прикоснуться к миру науки. Лекции и практические занятия, которые проходят в воскресные дни один раз в месяц, проводят профессора и доценты ЕИ КФУ, используя новейшие образовательные технологии. В организации учебного процесса в «Детском университете» активное участие принимают студенты различных факультетов и направлений подготовки. Так, студенты младших курсов инженерно-технологического факультета, будущие учителя технологии, вместе со своими преподавателями проводят для детей мастер-классы по моделированию и конструированию различных изделий из бумаги, ткани и других поделочных материалов. На этих занятиях студенты приобретают опыт работы с учащимися младших классов, учатся создавать творческую атмосферу для мотивации детей к созидательной деятельности, развивают и совершенствуют свои коммуникативные способности. За три года существования «Детского университета» в Елабужском институте КФУ студенты инженерно-технологического факультета помогли провести в нем около десяти практических занятий. Эти занятия с удовольствием посетили не только ребята, но и их родители.

Формированию социально-профессиональной мобильности будущих учителей технологии способствует также их участие в интерактивных мастерских по изготовлению сувениров. Как правило, работа таких мастерских организуется ЕИ КФУ в рамках профориентационных мероприятий в школах, лагерях отдыха, на различных ярмарках и фестивалях. Проводя мастер-классы по дизайну и декоративно-прикладному искусству, студенты не только демонстрируют свои умения и творческие способности, но и вступают в социальное взаимодействие с окружающими, позиционируют себя как представителей старей-

шего в России высшего учебного заведения (в 2014 г. Казанскому университету исполнилось 210 лет), приобретают опыт педагогической деятельности.

Еще один инновационный проект, реализуемый в Елабужском институте КФУ, который немыслим без участия студентов, — ежегодные межрегиональные конкурсы и олимпиады по технологии среди школьников [9]. В этих конкурсах, которые проводятся на протяжении уже шести последних лет, принимают участие творчески одаренные дети и подростки, и каждый год их количество увеличивается. Если в 2009 г. участниками конкурсов было чуть более 60 человек, то в 2014 г. это число составило более 600. Во время проведения конкурсов и олимпиад по технологии будущие учителя учатся работать с одаренными школьниками: наблюдают, контролируют, помогают, вместе с членами жюри оценивают их работы.

Традиционно студенты инженерно-технологического факультета ЕИ КФУ проводят мастер-классы по дизайну и декоративно-прикладному творчеству с детьми в реабилитационном центре и пожилыми людьми в доме престарелых, что дает им возможность получить опыт общения и с данными категориями населения, а также сформировать и развить в себе новые профессиональные компетенции.

Таким образом, в Елабужском институте КФУ создана система формирования социально-профессиональной мобильности у будущих учителей, которая включает в себя следующие структурные компоненты:

— ориентацию на инновационную социально-педагогическую деятельность;

— формирование коммуникативных компетенций;

— развитие способности будущего специалиста к активной деятельности внутри системы образования и к самореализации в проектируемой и прогнозируемой профессиональной деятельности.

Пути и способы формирования социально-профессиональной мобильности студентов, реализуемые в Елабужском институте Казанского федерального университета, можно считать положительным примером работы образовательного учреждения по решению проблемы успешной адаптации и социализации личности в современном обществе.

1. Амирова Л. А., Амиров А. Ф. Развитие качеств мобильности личности на этапе допрофессиональной специализации. — Уфа : Вагант, 2011. — 194 с.

2. Биктуганов Ю. А., Игошев Б. М. Формирование мобильности педагогов — перспективное направление деятельности Уральского государственного педагогического университета // Педагогическое образование в России. — 2013. — № 3. — С. 6-9.

3. Горбачев В. В. К проблеме формирования социально-профессиональной мобильности в условиях высшей школы // Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2013. — № 22. — С. 70-72.

4. Горюнова Л. В. Научно-педагогические проблемы развития профессиональной мобильности специалиста. — Ростов-на-Дону : Изд-во Ростовского ун-та, 2005. — 165 с.

5. Зеер Э. Ф., Кормильцева М. В. Социально-личностные компетенции и профессиональная мобильность как целевая ориентация образования // Сибирский педагогический журнал. — 2009. — № 10. — С. 72-78.

6. Ипатова Е. Р. Педагогическая технология формирования социально-профессиональной мобильности сту-

дентов вуза // Вестник ШГПИ. — 2011. — Вып. 4. — С. 64-68.

7. Меерович М. И., Шрагина Л. И. Технология творческого мышления. — Минск : Харвест ; М. : АСТ, 2000. — 432 с.

8. Нурмухамедова В. В. Социально-философское обоснование роли образования в обеспечении социальной мобильности человека в современном обществе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2008. — № 76. — С. 269-272.

9. Шатунова О. В., Сергеева А. Б. Конкурсы и олимпиады по технологии среди школьников как средство диагностики и развития их одаренности // Образование и наука. — 2014. — № 9. — С. 143-154.

10. Ярцев А. А. Генезис развития социально-профессиональной мобильности будущего педагога // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2009. — Т. 15. — С. 105-108.

УДК/uDC 37.018.46 Е. А. Бушковская, И. Н. Тоболкина

E. Bushkovskaya, I. Tobolkina

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАцИИ ПЕДАГОГОВ

средствами междисциплинарного обучения new approaches to professional development of teachers

BY MEANS OF INTERDISCIPLINARY STuDIES

В статье предложен опыт структурной организации индивидуального коучинга в рамках повышения квалификации педагога средствами междисциплинарного обучения с целью развития одаренности обучающихся.

The article describes an experience of the structural organization of individual coaching within professional development of the teacher by means of interdisciplinary training for the purpose of development of gifted students.

Ключевые слова: одаренность, повышение квалификации, междисциплинарное обучение, коучинг, способы организации повышения квалификации.

Keywords: talent, refresher courses, interdisciplinary education, couching, the ways of organizing professional development.

Интеграция научных знаний предъявляет новые требования к специалистам педагогической сферы. Возрастает роль знаний человека в области смежных с его специальностью наук и умений комплексно применять их при решении научных и производственных задач, повышается потребность в специалистах

междисциплинарного профиля. Неоспоримым является факт, что для развития одаренного обучающегося требуется профессионал, наделенный комплексной совокупностью личностных и профессиональных качеств, педагог, не обучающий, но направляющий одаренного обучающего, который, обладая профессиональной компетентностью, должен обеспечить как дальнейшее собственное развитие, так и развитие одаренных детей.

Под «одаренностью» нами принят термин из Рабочей концепции одаренности. «Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [2, с. 7].

Одной из стратегий развития одаренности является обогащение учебного материала основополагающей позицией междисциплинарного обучения [2]. Под междисциплинарным обучением нами понимается один из способов развития одаренности (академической, интеллектуальной), направленный на обогащение содержания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.