Научная статья на тему 'Инновационная деятельность при формировании профессионально-педагогической компетентности студентов вуза'

Инновационная деятельность при формировании профессионально-педагогической компетентности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION / COMPETENCE / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE / INNOVATION / INNOVATION ACTIVITY / PROFESSIONAL EDUCATION TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Коняева Елена Александровна, Царапкина Юлия Михайловна, Цыплакова Светлана Анатольевна

В данной статье рассматривается формирование профессионально-педагогической компетентности студентов вуза в условиях инновационной деятельности. Авторами изучены теоретические и экспериментальные исследования, касающиеся инновационной деятельности в профессионально-педагогическом образовании. Определение инновационных процессов с точки зрения различных подходов и моделей, классифицируются в исследованиях различных авторов (И.В. Батищева, Е.Н. Васильева, И.В. Глазова, В.С. Иванов, Т.М. Иванова и др.). Изученные в процессе исследования определения понятия «инновация» позволяют говорить о том, что инновация является результатом инновационной деятельности в форме методов и средств организации учебного процесса, новых подходов к организации педагогического процесса и наполнения содержания образования. Выявлено, что инновационные процесс подразделяется на основные этапы (создание, распространение, внедрение, реализация выбор, освоение, использование различных новшеств), которые в совокупности образуют определенную целостность и представляют собой жизненный цикл нововведения. Анализ литературы по внедрению инновационных процессов в систему высшего образования выявил, что основная трудность в развитии инновационных технологий в вузе заложена в психологической неготовности к инновационным аспектам инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Коняева Елена Александровна, Царапкина Юлия Михайловна, Цыплакова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ACTIVITY IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF UNIVERSITY STUDENTS

This article discusses the formation of professional and pedagogical competence of university students in the context of innovation. The authors studied theoretical and experimental research on innovative activities in vocational and pedagogical education. The definition of innovation processes from the point of view of various approaches and models is classified in the studies of various authors (I.V. Batischeva, E.N. Vasilyeva, I.V. Glazova, V.S. Ivanov, T.M. Ivanova, etc.). Studied in the research process, the definitions of the concept “innovation” suggest that innovation is the result of innovation in the form of methods and means of organizing the educational process, new approaches to organizing the pedagogical process and filling the content of education. It is revealed that the innovation process is divided into the main stages (creation, distribution, introduction, implementation, selection, development, use of various innovations), which together form a certain integrity and constitute the life cycle of innovation. Analysis of the literature on the introduction of innovative processes in the higher education system revealed that the main difficulty in the development of innovative technologies in the university lies in the psychological unpreparedness for innovative aspects of innovative activity.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность при формировании профессионально-педагогической компетентности студентов вуза»

проведён эксперимент с применением методов математической статистики, который подтвердил эффективность разработанного способа.

В рамках данной работы были изучены тактико-технические особенности удара ногой Мае-гери, теория атаки и защиты в айкидо. Всё это в совокупности позволяет моделировать безопасный и эффективный тренировочный процесс.

Таким образом, изучение этой темы имеет практическую значимость, оно помогает выстроить гармоничное представление о том, как повысить эффективность применения базовой техники айкидо против атакующих действий ногами.

Литература:

1. Уэсиба Киссёмару. Лучшее айкидо. Основы / Киссёмару Уэсиба, Моритэру Уэсиба; пер. В.А. Устинова. - М.; АСТ: Астрель, 2009. - 191, [1] с. Ил.

2. Сиода Г. Полный курс айкидо: Уроки мастера / Годзо Сиода; при участии Ясухисы Сиоды. - пер. с англ. Ю. Гольдберга. - М.: «Издательство ФАИР», 2010 - 224 с.; ил.

3. Вестбрук, Адель. Айкидо и динамическая сфера. Иллюстрированное пособие / А. Вестбрук, О. Ратти; пер. с англ. А.Н. Степановой - М.: Астрель: АСТ. 2008. - 383, [1] с.

4. Бранд Рольф. Айкидо. Учение и техника гармоничного развития / Рольф Бранд. Пер. с нем. - М.: «Издательство ФАИР», 2009 - 320 с.: ил.

5. Микрюков В.Ю. Каратэ-до / В.Ю. Микрюков. М.: АСТ: АСтрель, 2009 - 428, [4] с.: ил.

6. Железняк Ю.Д., Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К Петров. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 272 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Коняева Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Челябинск);

кандидат педагогических наук, доцент Царапкина Юлия Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева» (г. Москва);

кандидат педагогических наук, доцент Цыплакова Светлана Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В данной статье рассматривается формирование профессионально-педагогической компетентности студентов вуза в условиях инновационной деятельности. Авторами изучены теоретические и экспериментальные исследования, касающиеся инновационной деятельности в профессионально-педагогическом образовании. Определение инновационных процессов с точки зрения различных подходов и моделей, классифицируются в исследованиях различных авторов (И.В. Батищева, Е.Н. Васильева, И.В. Глазова, В.С. Иванов, Т.М. Иванова и др.). Изученные в процессе исследования определения понятия «инновация» позволяют говорить о том, что инновация является результатом инновационной деятельности в форме методов и средств организации учебного процесса, новых подходов к организации педагогического процесса и наполнения содержания образования. Выявлено, что инновационные процесс подразделяется на основные этапы (создание, распространение, внедрение, реализация выбор, освоение, использование различных новшеств), которые в совокупности образуют определенную целостность и представляют собой жизненный цикл нововведения. Анализ литературы по внедрению инновационных процессов в систему высшего образования выявил, что основная трудность в развитии инновационных технологий в вузе заложена в психологической неготовности к инновационным аспектам инновационной деятельности.

Ключевые слова: профессиональное образование; профессиональное обучение; профессионально-педагогическое образование; компетентность; профессионально-педагогическая компетентность; инновация; инновационная деятельность; педагог профессионального обучения.

Annotation. This article discusses the formation of professional and pedagogical competence of university students in the context of innovation. The authors studied theoretical and experimental research on innovative activities in vocational and pedagogical education. The definition of innovation processes from the point of view of various approaches and models is classified in the studies of various authors (I.V. Batischeva, E.N. Vasilyeva, I.V. Glazova, V.S. Ivanov, T.M. Ivanova, etc.) . Studied in the research process, the definitions of the concept "innovation" suggest that innovation is the result of innovation in the form of methods and means of organizing the educational process, new approaches to organizing the pedagogical process and filling the content of education. It is revealed that the innovation process is divided into the main stages (creation, distribution, introduction, implementation, selection, development, use of various innovations), which together form a certain integrity and constitute the life cycle of innovation. Analysis of the literature on the introduction of innovative processes in the higher education system revealed that the main difficulty in the development of innovative technologies in the university lies in the psychological unpreparedness for innovative aspects of innovative activity.

Keywords: professional education; professional education; professional and pedagogical education; competence; professional and pedagogical competence; innovation; innovation activity; professional education teacher.

Введение. В настоящее время в исследованиях многих ученых (И.В. Батищева, Е.Н. Васильева, И.В. Глазова, В.С. Иванов, Т.М. Иванова и др.) [1, 2, 3] уделяется особое внимание различным инновационным процессам, протекающим в образовательных организациях. Рассмотренные труды, посвящены инновационным процессам в высшем профессиональном образовании, направлены на изучение инновационных технологий развития образования, определение их структуры и формирование инновационной направленности студентов. Изученные в процессе исследования определения понятия «инновация» позволяют говорить о том, что инновация является результатом инновационной деятельности в форме методов и средств организации учебного процесса, новых подходов к организации педагогического процесса и наполнения содержания образования.

Проведенный теоретический обзор показал, что инновационные процессы, протекающие в производстве, бизнесе, промышленности и науке определяют изменения в профессиональной деятельности современных специалистов различных отраслей народного хозяйства, что требует от них высокого уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций [1, С. 174]. Особенно остро проблема формирования профессиональных компетенций в процессе инновационной деятельности застрагивает профессорско-преподавательский состав высшего учебного заведения. Ведь именно преподаватели формируют инновационную направленность личности будущих бакалавров и магистров.

Формулировка цели статьи. Целью статьи является рассмотрение проблемы формирования профессионально-педагогической компетентности связанную с инновационными тенденциями развития образовательных систем, новыми целями и содержанием высшего образования.

Изложение основного материала статьи. В процессе исследования мы определили понятие «профессионально-педагогическая компетентность» - как уровень личностных качеств педагога профессионального обучения, с точки зрения социального, профессионального и нравственного развития, направленных на качественное выполнение своей профессиональной деятельности.

В постановке проблемы исследования и ее разработке мы опирались на работы И.А. Зимней, Л.М. Митиной, Э.Ф. Зеера, А.К. Марковой, А.А.Вербицкого, Ю.М. Орлова, Н.Ф.Талызиной, А.Ю. Петрова, И.В. Тухман и мн.др. [1, 2, 3, 4]. Теоретический обзор публикаций на предмет инновационного аспекта в профессионально-педагогической компетентности выявил недостаточную разработанность данной темы не смотря на ее актуальность. Большинство трудов направлено больше на исследование образовательных технологий, нежели на исследование путей инновационного развития будущих педагогов профессионального обучения. Можно говорить о том, что условия развития профессионально-педагогической компетентности будущих педагогов профессионального обучения не до конца исследованы, не обозначены особенности инновационной деятельности преподавателей и способы ее организации [3, С. 98].

Целью статьи является изучение формирования профессионально-педагогической компетентности у студентов в условиях инновационного развития вуза.

С позиций развития современного общества во всех сферах деятельности большое значение уделяется инновациям, инновационным проектам и программам развития тех или иных систем. Данные процессы зависят не только от современных технологий их реализации, но и от уровня профессиональной подготовки специалистов, их реализующих. Инновационная деятельность подразумевает под собой не только умением специалиста применять на практике сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, но так же и умением использовать знания из других областей науки, оценивать производственные процессы, владеть личностными качествами [5, С. 26]. Следовательно, важнейшей задачей высшей школы является психолого-педагогическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения к инновационным аспектам их будущей профессиональной деятельности.

Согласно К. Сумнительному, можно выделить следующие виды инноваций:

- аналоговая - модификация сносится в какой-либо уже известный подход;

- сущностная - возникает совершенно новый подход;

- ретроинновация - модицированный подход вносится в существующую практику;

- комбинаторская - при интеграции нескольких подходов получается новый продукт [6, С. 79].

В современной педагогической науке существует множество классификаций инноваций, основные идеи которых можно представить в следующей классификации:

1. По источнику возникновения:

- внешние (источник находится за пределами образовательной системы);

- внутренние (разрабатывается внутри образовательной системы) [7, С. 125];

2. По виду деятельности:

- педагогические (применяемые в педагогическом процессе);

- управленческие (применяемые в управление образовательной системой);

3. По характеру изменений:

- радикальные (принципиально новые);

- комбинаторные (сочетание уже известных);

- модифицирующие (направлены на дополнение уже известных);

4. По масштабу изменений:

- локальные;

- модульные [1, С. 174].

Внедрение и использование практических и теоретических инноваций в образовании является результатом инновационных процессов - это может быть вариативная постановка целей обучения, разработка и внедрение нового содержания обучения, использование новых методик и технологий обучения, изменение форм обучения и применяемых средств и т.д.

Инновационная деятельность - это особый вид деятельности, назначение которой состоит в изменении способов и содержании практики образования с целью повышения ее эффективности [8, С. 43].

В настоявшее время высшая школа активно вовлекается в инновационную деятельность. Основной целью внедрение инноваций в образовательное пространство вуза является повышение качества подготовки будущих бакалавров и магистров. То есть инновации в образовании должны не только модернизировать педагогические технологии, но и прививать будущим специалистам инновационную направленность в профессиональной деятельности [9, С. 223].

С точки зрения развития профессиональной педагогики важным является не само новшество, а результат его внедрения в образовательный процесс. Так как системы высшего образования уходит от канонических принципов инновационного менеджмента, акценты ставятся на практическое применение достижений науки и техники. Вуз предоставляет студентам теоретическую базу по формированию профессионально-педагогической компетентности, а умение использования инноваций в профессиональной деятельности зависит от личностных качеств специалистов. С другой стороны мы можем говорить о том, что личностный фактор не ограничивается способностями студентов, влияние оказывают и мотивация человека, его эмоциональные и волевые усилия [3, С. 59].

Согласно А.С. Киселеву, цель инновационного обучения в нынешних условиях формулируется целым рядом ученых не как передача готовых образцов знаний, не как усвоение все возрастающего количества информации, а как формирование сознательной и ответственной перед обществом личности, способной осуществлять рациональный, прагматический выбор решения самых разных задач в ситуациях общественного бытия.

Таким образом, при постоянном декларировании переизбытка выпускников по педагогическим направлениям подготовки, очевиден дефицит специалистов в инновационной педагогической деятельности, что является одним из сдерживающих факторов экономического развития.

Поскольку инновации являются одной из актуальных проблем, требующих компетентных специалистов, основной целью инновационной деятельности в отношении подготовки будущих педагогов профессионального обучения является вовлечение их в инновационные процессы вуза [10, С. 41].

Волов В.Т. подчеркивает, что не следует забывать о том, что образовательная система является подсистемой социальной системы, соответственно инновационные преобразования должны быть направлены в первую очередь на социально-общественный запрос.

Следовательно, вышеописанные инновационные преобразования особенно актуальны на сегодняшний день в профессионально-педагогическом образовании. Поэтому особенно важно, чтобы они получили инновационный опыт в процессе профессиональной подготовки. Таким образом, данный процесс способен обеспечить интеграцию образовательной системы общества с экономической.

Изучение различных подходов к внедрению инноваций в образовательное пространство будущих педагогов профессионального обучения показал, в основе наиболее эффективных из них лежит практико-ориентированный подход. Поэтому следует уже в вузе строить учебный процесс таким образом, чтобы в процессе разработки и реализации инновационных программ в вузе, студенты выступали в роли активных субъектов данного процесса [2, С. 12].

Обзор имеющихся исследований по изучаемой теме показал, что развитие инновационных качеств особенно важно для будущих педагогов профессионального обучения, поскольку инновационность является следствием традиционной рыночной практики т.е. конкуренции на рынке образовательных услуг [1, С. 175].

Основной особенностью инновационной деятельности в процессе обучения будущих педагогов профессионального обучения является еще большая гибкость и мобильность в инновационных преобразованиях. Содержательная и организационная концепция подготовки педагогических кадров должна постоянно корректироваться с учетом возникновения новых социально-экономических условий и потребностей общества.

Профессиональная компетентность педагога профессионального обучения, являясь комплексным, интегративным образованием имеет свою структуру.

Т. Б.Серебровская рассматривает профессионально-педагогическую компетентность как совокупность:

-специальной компетентности, характеризующей высокий уровень профессиональной деятельности и способность проектировать свое дальнейшее развитие;

-коммуникативной компетентности - владение принятыми в профессионально-педагогической деятельности приемами социального общения, ответственность за результаты своего профессионального труда;

-индивидуально-личностной компетентности - владение приемами самореализации в педагогической деятельности, желание профессионального роста и личностного саморазвития [6, С. 115].

В. Н. Дружинин подчеркивает взаимосвязь профессионально-педагогической компетентности с инновационной деятельностью. Согласно его определению: «профессионально-педагогическая компетентность выражается в умении применять имеющиеся знания для установления педагогических целесообразных взаимоотношений, а также для выработки способов инновационной деятельности [1, С. 182].

Выводы. Большинство авторов отмечают, что в полной мере любая грань профессионально-педагогической компетентности может реализоваться только в процессе педагогической деятельности. В то же время, основы профессиональной компетентности закладываются в процессе вузовской подготовки. Следовательно, любой из рассмотренных выше видов компетентности: коммуникативная, педагогическая, личностная др. нуждается в благоприятных психологических условиях для их развития, а также в непосредственном формировании.

Таким образом, одной из основных актуальных тенденций в процессе формирования профессионально-педагогической компетентности является развитие инновационной культуры у будущих педагогов профессионального обучения.

Литература:

1. Кривоногова А.С., Цыплакова С.А. Инновационные технологии в подготовке бакалавров в области стандартизации, сертификации и метрологии // Техническое регулирование в едином экономическом пространстве Сборник статей Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. Российский государственный профессионально-педагогический университет. 2015. С. 172-183.

2. Варковецкая Г.Н., Кривоногова А.С., Цыплакова С.А. Инновационные технологии в подготовке бакалавров профессионального обучения // Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 12.

3. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Образовательная система: управление и социальное партнерство: учебное пособие / Мининский университет. Нижний Новгород, 2016.

4. Александрова Н.М., Маркова С.М. Проблемы развития профессионально-педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2015. № 1 (9). С. 11.

5. Маркова С.М. Концептуальные основы проектирования системы деятельности учебных заведений интегративного типа: монография / Нижний Новгород, 2001.

6. Маркова С.М. Проектирование педагогических систем и их реализация в условиях региональной системы профессионального образования (на примере Мининского университета) // Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. Москва, 2017.

7. Царапкина Ю.М., Миронов А.Г. Применение инновационных технологий в профессиональном обучении как средство формирования коммуникативно-адаптаптивной компетенции обучающихся // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8. № 1-1. С. 119-133.

8. Коняева Е.А., Михайлова Н.В., Новикова Т.К. Применение инновационных технологий в профессиональной образовательной организации // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 41-45.

9. Дири М.И. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. №2 (19). С. 221-226

10. Ногина А.С., Коняева Е.А. Инновационные подходы к управлению современной образовательной организацией // В сборнике: Профессиональное образование: методология, технологии, практика Сборник научных статей. Редактор: Садырин В.В.. Челябинск, 2017. С. 40-43.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Виноградов Владислав Львович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

«Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт (филиал) (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Талышева Ирина Анатольевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

«Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт (филиал) (г. Елабуга)

О ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ КОММУНИКАЦИИ И ОЦЕНКИ ЕЕ РЕЗУЛЬТАТА УЧИТЕЛЯМИ

Аннотация. Учитывая, что в образовательном процессе наиболее эффективно формируются те качества (знания, умения, владения), которые наиболее высоко оцениваются, важно, чтобы критерии оценки результата выполнения учебного задания максимально соответствовали сути самого задания. В статье приводятся наблюдения за действиями учителей - участников мастер-классов коммуникативной направленности, указывающие на наличие проблем в этой области. Выявлены проблемы стиля коммуникации в образовательной деятельности. Новизна исследования видится в том, что симметричное, равноправное взаимодействие коммуникантов в процессе педагогического взаимодействия определяется как наиболее эффективный способ оценивания результатов образовательного процесса.

Ключевые слова: коммуникация в образовании, результаты образования, адекватность оценивания.

Annоtation. Given that in the educational process the most effectively formed those qualities (knowledge, skills, possession), which are most highly valued, it is important that the criteria for evaluating the result of the educational task as much as possible consistent with the essence of the job. The article provides observations of the actions of teachers-participants of master classes of communicative orientation, indicating the presence of problems in this area. The problems of communication style in educational activity are revealed. The novelty of the research is seen in the fact that the symmetrical, equal interaction of communicants in the process of pedagogical interaction is defined as the most effective way to evaluate the results of the educational process.

Keywords: communication in education, results of education, adequacy of assessment.

Введение. Принятие в течение последних нескольких лет целого комплекса законодательных актов, регламентирующих деятельность общеобразовательных организаций, принципиально изменило требования к учителю. Наиболее ярко выявились проблемы формирования у учителя способности к организации коммуникативной деятельности в школе, и связано это, прежде всего, с обширными требования ФГОС нового поколения к результатам освоения школьниками программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным) и ориентированного, главным образом, на становление личностных характеристик выпускника.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коммуникативная компетентность учителя создает основу для реализации основных требований к деятельности педагога, определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, а так же способствует личностному росту обучающихся. Сегодня коммуникативная деятельность педагога неразрывно связана с обеспечением эффективной системы оценивания ее результата учителями.

Изложение основного материала статьи. В современной школе оценка достижения требований стандартов второго поколения предполагает оценку достижения планируемых результатов. Такая переориентация в оценивании коммуникативной компетенции учителя отвечает потребностям образовательного процесса. Очевидно, что качество образования, прежде всего, определяется формами и особенностями коммуникации, выстраиваемой между участниками образовательного процесса. Именно поэтому способность учителя управлять коммуникацией отмечается практически во всех профессиональных стандартах, регламентирующих его деятельность.

Нормативной основой программы «Оценивание эффективности учебно-воспитательного процесса» стали следующие документы: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3; Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)». - Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. №544н; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897; ФГОС ООО. Профессиональный стандарт требует от педагога уметь «обеспечивать коммуникативную и учебную «включенности» всех учащихся в образовательный процесс» [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.